ИЗ КОММЕНТАРИЯ К «ПИКОВОЙ ДАМЕ»: 11-16
ИЗ КОММЕНТАРИЯ К «ПИКОВОЙ ДАМЕ»: 11-16
Аннотация
Код статьи
S013160950017685-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Безродный Михаил Владимирович 
Должность: Преподаватель
Аффилиация: Гейдельбергский университет
Адрес: Германия,
Выпуск
Страницы
103-108
Аннотация

Анализ значения карточных терминов пароли и пароли-пе позволяет прояснить, почему обладание тайной трех верных карт дало возможность отыграться Чаплицкому, но стало роковым для Германна. Помимо этого, в сообщении комментируются эпиграф к третьей главе пушкинской повести и литературные источники сцены посещения героя покойной графиней, а также уточняется, пистолетом какой марки Германн ей ранее угрожал и что такое гербовые ленты.

Ключевые слова
А. С. Пушкин, «Пиковая дама», соник, пароли, пароли-пе, эпиграф к третьей главе, письма в четыре страницы, карманный пистолет, гербовая лента (= аксельбант).
Классификатор
Получено
28.11.2021
Дата публикации
01.12.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
100
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf Скачать JATS
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2021-4-103-108
2 © М. В. Безродный (ФРГ)
3 ИЗ КОММЕНТАРИЯ К «ПИКОВОЙ ДАМЕ»: 11-161
1. * Продолжение цикла; начало см.: Безродный М. В. 1) Из комментария к «Пиковой даме»: // Unacknowledged Legislators: Studies in Russian History and Poetics in Honor of Michael Wachtel. Berlin u. a., 2020. P. 133-140; 2) Из комментария к «Пиковой даме»: 5-6 // Slavica Revalensia. 2020. Vol. 7. С. 233-239; 3) Из комментария к «Пиковой даме»: 7-10 // Пространство безграничной словесности: Сборник статей к 70-летию В. Е. Багно. СПб., 2021. С. 48-52.
4 11
5 После того как Чаплицкий, проигравший около трехсот тысяч, был посвящен в тайну верных карт, он поставил на первую карту пятьдесят тысяч и выиграл соника; загнул пароли, пароли-пе, — отыгрался и остался еще в выигрыше...
6 Выиграть соника означало выиграть сразу: при вскрытии банкометом первой же пары карт оказывалось, что их достоинства различны и достоинство выпавшей налево совпадает с достоинством той, на которую поставил понтер.2 Пассаж загнул пароли, пароли-пе, — отыгрался, позаимствованный из мемуаров Казановы (где: «загнул пароли, пароли-пе, сделал ставку и вернул все золото, что проиграл»3), нуждается в более пространном разъяснении.
2. О происхождении и значениях «sonica» см.: Chauveau J.-P. Français ponte, ou distinguer pour unir // Estudis Romànics. 2019. Vol. 41. P. 219-220.

3. «...fit paroli, paix de paroli, le va et regagna tout l’or qu’il avait perdu» (Mémoires de J. Casanova de Seingalt. Paris, 1832. T. 8. P. 340). О происхождении и значениях «le va» см.: Chauveau J.-P. Français ponte, ou distinguer pour unir. P. 223.
7 Чтобы производить наличный расчет только по окончании игры, размер ставок обозначали при помощи пароли — загибания угла карты и пе перегибания карты параллельно краю.4 В обоих случаях размер ставки удваивался, но в первом случае удвоение распространялось на сумму первоначальной ставки, а во втором не распространялось. Чистый выигрыш понтера мог составить: при загибании одного угла — три куша, двух углов — семь кушей, трех углов — пятнадцать, четырех углов — тридцать один.5 При перегибаниях карты возможный выигрыш оказывался скромнее (три, шесть, двенадцать, двадцать четыре), зато в случае проигрыша понтер сохранял деньги, с которыми вступил в игру. Прием пароли-пе представлял собою удвоение не всей суммы, которой располагал понтер, выиграв пароли,6 а только суммы предыдущего чистого выигрыша.7
4. Такая деформация карт была типична для игры, известной в разновидностях под названиями «фараон», «банк», «штос(с)»; ср. эпизод полицейского расследования: «На допросе он сказал, что не играет ни в одну игру, а карты знает только по пасиянсу, который часто раскладывает. Все люди домашней прислуги подтвердили его слова. Но по обыску открыт был большой сундук, стоявший в передней. В нем оказалось большое количество карт, углы и края которых были загнуты в виде паролей и на пэ, что и составляло наглядное доказательство, что в доме играли в банк или в штос» (Воспоминания Осипа Антоновича Пржецлавского // Русская старина. 1883. Т. 39. С. 481-482).

5. Результат обозначался терминами «sept-et-le-va», «quinze-et-le-va» и «trente-et-un-le-va», где первое число — сумма кушей чистого выигрыша, а «le va» — первоначальная ставка.

6. Широко распространенное толкование; см., например: Примечания // Пушкин А. С. Сочинения и письма. СПб., 1904. Т. 5. С. 635; Карточная игра // Путеводитель по Пушкину. М.; Л., 1931. С. 173; Виноградов В. В. Стиль «Пиковой дамы» // Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1936. Вып. 2. С. 79; Словарь современного русского литературного языка. М.; Л., 1959. Т. 9. Стлб. 216; Чхаидзе Л. В. 1) О реальном значении мотива трех карт в «Пиковой даме» // Пушкин: Исследования и материалы. М.; Л., 1960. Т. 3. С. 457, 458; 2) Пометки Пушкина на письме к нему А. П. Плещеева: (Еще о реальном значении мотива трех карт в «Пиковой даме») // Временник Пушкинской комиссии. 1971. Л., 1973. С. 85; Муравьева О. С. 1) Комментарии // Проспер Мериме = Pr. Mérimée — Alexandre Pouchkine = А. С. Пушкин: . М., 1987. С. 290; 2) Карты // Быт пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря. СПб., 2003. Т. 1. С. 278; Рак В. Д. Словарь устарелых и редко употребляемых слов // Пушкин А. С. Собр. соч. СПб., 1994. Т. 4. С. 494; Словарь языка Пушкина. М., 2000. Т. 3. С. 294; Катаева И. Н. «Пестрый фараон»: История одной группы карточных терминов // Русская речь. 2005. № 6. С. 83; Шевцов В. В. Карточная игра в России (конец XVI — начало XX в.): История игры и история общества. Томск, 2005. С. 103; Вахитов С. Карточная терминология и жаргон XIX века: Словарь. Уфа, 2006. С. 104; Большой академический словарь русского языка. М.; СПб., 2011. Т. 15. С. 414.

7. Ср.: «Il y a la paix de paroli, qui s’applique à ce qu’à produit le paroli, distraction faite de la première mise» (L’Encyclopédie méthodique, ou par ordre de matières. Paris, 1789. T. 3. P. 210); «Paix-Paroli. Is when a punter has gained a paroli, wishes then to play double or quits, and save his original stake» (Hoyle’s games improved. London, 1800. P. 278).
8 Нижеследующие примеры позволят представить себе, как эти приемы применялись: «...он стал просить меня, чтоб сделать маленький банк. Все другие тож желали играть. <...> Один маркиз сидел без игры, сказывая, что он отроду ни в какую игру не играл. Наконец ему скучно стало. Он вынул руспони (золотая монета ценою в три червонца) и сказал: я хочу это проиграть, но не знаю ни как играют, ни как считают. Ему сказали, чтоб он поставил червонец. Карта ему выиграла. Ему говорят: загни угол. Он загибает. Карта выиграла. Ему говорят: загни другой. Он загибает. Карта выиграла. Тут никто ему ничего не советует. Я сам загнул третий угол <его карты>. Карта выиграла. Мне жаль стало заплатить пятнадцать червонных. Я перегнул карту его пополам, думая, что убью. Она выиграла. Я стасовал карты и перегнул еще. Она выиграла. Я разгорячась перегнул еще. Она выиграла. Я в пущей горячности перегнул еще. Она выиграла. Меня бросило в пот. Я остановился. Маркиз, ничего не понимая, спрашивает: что сделалось? Стали считать и сказали ему, что он выиграл двести сорок червонных»;8 «Ирмус. <…> Я еще поставлю. Вольмер. Напе. Ирмус. Нет. пароля. Игроки. Славно! Томской. Не лучше ль на пе. Вольмер. Эй... вернее, без проигрыша. Ирмус. Если бы я боялся проигрыша, то бы не играл... идет пароля.<...> Вольмер. Неужли еще? Ирмус. Да. Вольмер. Пароля пе. Ирмус. Нет. <...> Два угла. Игроки. Лих! Чекалинский. Вот герой!».9
8. Записки адмирала А. С. Шишкова, веденные им во время путеплавания его из Кронштада в Константинополь. СПб., 1834. С. 94-95.

9. «Хризомания, или Страсть к деньгам» А. А. Шаховского / публ. Л. Н. Киселевой // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. Тарту, 1999. С. 240.
9 Вернемся к реваншу Чекалинского. Поставив 50 тысяч и выиграв, он загнул пароли, т. е. поставил 100 тысяч. После второго выигрыша в его распоряжении оказалось 200 тысяч. Из них он поставил 150 тысяч, перегнув карту (пароли-пе), и выигрыш составил 300 тысяч, иначе говоря, он отыгрался и остался еще в выигрыше, раз до того проиграл не 300 тысяч, а около трехсот тысяч. Отчего же, играя в третий раз, он перегнул карту, а не загнул второй ее угол, чтобы выиграть 400 тысяч? Оттого, что доступ к тайне предоставлялся, во-первых, только тому, кого игра в карты разорила, и, во-вторых, только для того, чтобы он отыгрался, а не обогатился.10
10. Согласно одному из подсчетов, основанных на широко распространенном понимании пароли-пе, в конце игры Чекалинский располагал суммой в 400 тысяч (см.: Дебрецени П. Блудная дочь: Анализ художественной прозы Пушкина. СПб., 1995. С. 205, 331), согласно другому — 500 тысяч (см.: Шварцбанд С. М. Логика художественного поиска А. С. Пушкина от «Езерского» до «Пиковой дамы». Иерусалим, 1988. С. 163, 230), а в опубликованном в 1999 году переводе на бурятский слова еще остался в выигрыше переданы как « аманда орошогуй туй-лай ехэ (досл. ‘настолько большие, что невозможно передать словами’)» (цит. по: Сундуева Е. В. Отражение лексики карточной игры в переводах повести «Пиковая дама» А. С. Пушкина на монгольские языки // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2020. № 2 (31). С. 97).
10 Эти условия Томским не упомянуты, но поддаются реконструкции при анализе игры Чаплицкого.11 Ни одно из них не будет выполнено, когда тайной верных карт воспользуется Германн, и наказанием за алчность — гнуснейший из пороков, по мнению обремененного долгами автора, — станет безумие.12
11. Выполнение этих условий графиней и Чаплицким (и невыполнение Германном) было для автора «Пиковой дамы» важнее, чем совпадение игровых стратегий владеющих тайной; они различаются: графиня сделала ставку на каждую из трех карт, а Чаплицкий — три ставки на одну карту.

12. Ср.: «А с третьего щелка / Вышибло ум у старика. / А Балда приговаривал с укоризной: / „Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной“» (Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: [В 16 т.]. М.; Л., 1948. Т. III. Кн. 1. С. 502).
11 12
12 Эпиграф к третье главе: Vous m’écrivez, mon ange, des lettres de quatre pages plus vite que je ne puis les lire. Переписка (Вы пишете мне, мой ангел, письма в четыре страницы столь часто, что я не успеваю их прочесть) напоминает слова Пушкина в переписке с женой: «Оно [твое письмо] обрадовало меня, мой ангел — но я все-таки тебя побраню. У тебя нарывы, а ты пишешь мне четыре страницы кругом.13 Как тебе не совестно! Не могла ты мне сказать в четырех строчках о себе и о детях».14
13. Имеется в виду сложенный пополам лист, все четыре стороны которого исписаны, так что образуется «круг».

14. Там же. Т. XV. С. 79; письмо от 12.09.1833. Отмечено в: Niquex M. Commentaires // Pouchkine A. La Dame de Pique; Le Nègre de Pierre le Grand. La Bibliothèque russe et slave, 2016. Электронное изд. Comment. 93.
13 Этот упрек — реминисценция письма Вольтера к Дамилавилю: «Дорогой брат, Вы меня изумляете. Мыслимо ли, будучи больным и обремененным делами, писать письма в четыре страницы? У меня, который ничем не обременен, едва станет сил на сочинение короткой записки».15 Тема четырехстраничных писем у Вольтера не редка: своих корреспондентов он просит присылать ему такие и благодарит за них.16
15. «Cher frère, vous me ravissez. Comment pouvez-vous écrire des lettres de quatre pages, étant malade et chargé d’affaires? Moi, qui ne suis chargé de rien, j’ai bien de la peine à écrire un petit mot» (Œuvres complètes de Voltaire. Paris, 1821. T. 52. P. 475; письмо от 8.10.1764).

16. Например: «Que votre lettre soit plus longue que la mienne; je trouverai toujours plus de plaisir à lire une de vos lettres de quatre pages que vous n’en aurez à en lire de moi une de deux lignes» (Ibid. T. 46. P. 31; письмо от 10.02.1714); «Madame Scaliger, savez-vous bien que vous êtes adorable? Des lettres de quatre pages, des mémoires raisonnés, des bontés de toute espèce; mon cœur est tout gros» (Ibid. T. 50. P. 460; письмо от 13.10.1760).
14 13
15 Отмечалось сходство эпизода белая женщина, скользнув, очутилась вдруг перед ним с рассказами матери Пушкина о явлении ей в 1800-х призрака умершей родственницы, запечатленными в мемуарах пушкинского племянника: «Женщина эта, как показалось моей бабке, не шла, а скользила, как бы на коньках. <...> Странное же существо <...> скользя по полу, опять как бы на коньках, исчезает. <...> Загадочное существо <...> проскользнуло три раза вокруг комнаты и исчезло, как бабке показалось, в стене».17 Стоит, однако, учесть, что эти истории мемуарист слышал в пересказе (когда бабка умерла, ему было полтора года), а вот «Пиковую даму» читал.18
17. Воспоминания об А. С. Пушкине Л. Павлищева. М., 1890. С. 35-37; перекличка отмечена в: Михайлова Н. И. Москва в петербургской повести Пушкина «Пиковая дама» // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 2011. Т. 70. № 1. С. 49.

18. Ср.: «Разумеется, можно предположить, что Л. Н. Павлищев, когда писал свои воспоминания, уже читал „Пиковую даму“» (Там же). В пользу этого предположения говорит упоминание «Пиковой дамы» мемуаристом (см.: Воспоминания об А. С. Пушкине Л. Павлищева. С. 376).
16 Как бы то ни было, до «Пиковой дамы» образ скользящего привидения в русской словесности не встречается. В отличие от английской, где он знаком уже елизаветинцам.19 В 1824 году Мэри Шелли назовет его старомодным,20 а Вашингтон Ирвинг, пародируя готический слог, напишет: «a figure all in white glided in».21 Правда, в русских переводах этого места скольжение отсутствует («в комнату вошла человеческая фигура, вся в белом»,22 «человек в белой одежде предстал посреди комнаты»,23 «и явилось белое привидение»24), но автор «Пиковой дамы» читал Ирвинга во французском переводе, где: «une figure toute vêtue de blanc se glisse dans la chambre».25
19. «When as my gliding ghost shall follow thee» («Solimon and Perseda», 1588); «What are you, living men or gliding ghosts» («Edward III», 1593); «And loe (me thought) came glyding by my bed / The ghost of Pompey, with a ghastly looke» («Cornelia», 1594); «Why all these fires, why all these gliding ghosts» («Julius Caesar», 1599).

20. «...the true old-fashioned, foretelling, flitting, gliding ghost, — who has seen such a one?» ( On ghosts // The London magazine. 1824. March. P. 254).

21. Tales of a traveller by G. Crayon. London, 1824. Vol. 1. P. 27.

22. Отрывок из «Рассказов одного путешественника». Соч. В. Ирвинга // Сын отечества. 1825. Ч. 102. № 14. С. 128.

23. Приключение моего дяди. Из «Повестей одного путешественника». Соч. Дж. Крейона (Вашингтон-Ирвинга) // Дамский журнал. 1825. Ч. 10. № 8. С. 53.

24. Вашингтон-Ирвинг. Приключения моего дяди // Атеней. 1829. Ч. 4. С. 479.

25. Œuvres complètes de W. Irving. Paris, 1825. Vol. 1. P. 40.
17 14
18 Допрашивая графиню, Германн вынул из кармана пистолет. Поскольку карманов в офицерских панталонах не было, а «спрятать массивный, тяжелый пистолет26 в кармане сюртука „петербургского покроя“ было невозможно»,27 речь идет о портативной модели, которая умещается в сюртучном кармане.
26. Имеется в виду кавалерийский пистолет, бывший штатным оружием инженеров.

27. Файбисович В. М. Изображения пистолетов в пушкинских рукописях // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2015 год. СПб., 2016. С. 17.
19 Читатели «Пиковой дамы», следившие за новинками романистики, могли припомнить, что Жюльен Сорель, отправляясь на ночное свидание с мадемуазель де ЛаМоль и опасаясь, что его попробуют схватить, перезаряжает карманные пистолеты, с которыми не расстается, и сходную предусмотрительность проявляет Рафаэль де Валантен, собирающийся провести ночь в доме графини Феодоры: за неимением романтического кинжала он вооружается английским перочинным ножичком, надеясь, что подозрений это орудие литератора в случае обнаружения не вызовет, а защиту обеспечит.
20 15
21 По поводу фрагмента В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона. Это сходство поразило даже Лизавету Ивановну было высказано следующее соображение: «Во всем этом отрывке самой непонятной с первого взгляда является усилительная частица даже. Почему выделена Лизавета Ивановна? Почему повествователь находит удивительным, что именно ее поразило сходство Германна с Наполеоном, раз „профиль Наполеона“ уже раньше она усмотрела в образе Германна? Два понимания возможны. Одно — такое: по замыслу автора, Германн действительно должен был очень походить на Наполеона. Ведь даже Лизавета Ивановна, разбитая, потрясенная, в своей мучительной горести поразилась этим сходством. В таком случае частицей даже автор подчеркивал бы объективную близость Германна к Наполеону и косвенно — всю глубину горестного разочарования бедной воспитанницы. Однако Германн, как и позднее Раскольников у Достоевского, хотя и глядел в Наполеоны, но не дошел до них. Остается другое понимание: за частицей даже скрыта авторская ирония. Повествователь оставляет неопределенной субъективную окраску фразы: „В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона“. Комментирует ли эта фраза позу Германна только с точки зрения автора, или же она говорит только о том, что видела Лизавета Ивановна, подняв на Германна свои заплаканные глаза? Оба смысла сосуществуют в ней. Ведь признанье Германна в убийстве старухи и даже название „чудовище“, брошенное Германну Лизаветой Ивановной, вообще весь ореол убийцы и разбойника могли только увеличить сходство Германна с романтическими героями («Корсар» Байрона) и в их числе — с Наполеоном, а не затемнить его в сознании Лизаветы Ивановны. Следующим предложением и частицей даже перед именем Лизаветы Ивановны автор слагает с себя долю ответственности за сравнение Германна с Наполеоном. Таким образом, здесь открыт путь к ироническому развенчанию мнимого Наполеона. Но оно происходит не сразу. Выходя от старухи, Германн действительно ведет себя Наполеоном».28
28. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М., 1941. С. 615-616.
22 Возможно и третье понимание: частица даже относится не к последующему объекту (Лизавету Ивановну), а к предшествующему сказуемому (поразило); ср. подобное употребление этой частицы у Пушкина: «Они клевещут даже скучно»; «...мысль не сдержать своего слова не пришла даже ему в голову»; «Позволяю, прошу даже».29
29. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: [В 16 т.]. Т. VI. С. 160; Т. VIII. Кн. 1. С. 116; Т. XIII. С. 153.
23 16
24 В сцене отпевания вокруг гроба графини стоят слуги в черных кафтанах с гербовыми лентами на плече и со свечами в руках.
25 «Гербовые» — цветов родового герба.30 Словосочетание «лента на плече» (калька нем. Ас11зе1Ъапс1) нередко использовалось вместе с более употребительным «аксельбанты» (или «эксельбанты») и вместо него; например: «10 человек из домашних служителей в черных кафтанах, имея аксельбанты по гербу из лент <.> По сторонам кареты шли с каждой по два служителя в черных кафтанах, имея на плече аксельбанты из лент.»;31 «...лакеи в черных кафтанах с аксельбантами из лент по цвету герба»;32 «Шесть лошадей тащили дроги; на них, под богатым балдахином, качался роскошный гроб княгини Татьяны Сергеевны. Сотни факелов, разноцветные ленты на плечах прислуги, разноцветные гербы на лошадях, пестрота толпы и, наконец, бесконечная нить экипажей — все вместе составляло прекрасную картину»;33 «Заливаясь слезами, выражая свое сожаление о кончине Пушкина, она шепнула мне сквозь слезы, кивнув головою на стоявших у гроба официантов во фраках с пучками разноцветных лент на плечах: — Voyez, je vous prie, ces gens: sont-ils insensibles?.. Хоть бы слезинку проронили!».34
30. Ср.: «.и на плечах чтобы у них был герб тех господ, чьи они будут» (Изъявления прибыточные государству, Федора Салтыкова, 1714 г. // Павлов-Сильванский Н. Проекты реформ в записках современников Петра Великого. СПб., 1897. С. 20).

31. Синельников Ф. М. Жизнь, военные и политические деяния его светлости генерал-фельдмаршала князя Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского с достоверным описанием частной или домашней его жизни от самого рождения до славной его кончины и погребения. СПб., 1814. Ч. 6. С. 171-172.

32. Высочайше утвержденный церемониал погребения Московского военного генерал-губернатора, генерала от кавалерии светлейшего князя Дмитрия Владимировича Голицына // История Московского купеческого общества, 1863-1913. М., 1916. Т. 2. Вып. 1. С. 674.

33. Все сочинения Василия Александровича Вонлярлярского. СПб., 1853. Ч. 1. С. 16.

34. Мое знакомство с А. С. Пушкиным: (Из воспоминаний Александры Михайловны Каратыгиной) // Русская старина. 1880. Т. 28. Вып. 7. С. 572.
26 Мизансцена ‘старая графиня в окружении слуг с лентами’ напоминает описанную в начале второй главы: Три девушки окружали ее. Одна держала банку румян, другая коробку со шпильками, третья высокий чепец с лентами огненного цвета. Поясное изображение «пиковой дамы» как бы заключено в рамку — зеркала в сцене одевания и гроба в сцене отпевания.

Библиография

1. Карточная игра // Путеводитель по Пушкину. М.; Л., 1931.

2. Безродный М. В. Из комментария к «Пиковой даме»: // Unacknowledged Legislators: Studies in Russian History and Poetics in Honor of Michael Wachtel. Berlin u. a., 2020.

3. БезродныйМ. В. Из комментария к «Пиковой даме»: 5-6 // Slavica Revalensia. 2020. Vol. 7.

4. Безродный М. В. Из комментария к «Пиковой даме»: 7-10 // Пространство безграничной словесности: Сборник статей к 70-летию В. Е. Багно. СПб., 2021.

5. Большой академический словарь русского языка. М.; СПб., 2011. Т. 15.

6. Вахитов С. Карточная терминология и жаргон XIX века: Словарь. Уфа, 2006.

7. Вашингтон-Ирвинг. Приключения моего дяди // Атеней. 1829. Ч. 4.

8. Виноградов В. В. Стиль «Пиковой дамы» // Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1936. Вып. 2.

9. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М., 1941.

10. Воспоминания об А. С. Пушкине Л. Павлищева. М., 1890.

11. Воспоминания Осипа Антоновича Пржецлавского // Русская старина. 1883. Т. 39.

12. Все сочинения Василия Александровича Вонлярлярского. СПб., 1853. Ч. 1.

13. Высочайше утвержденный церемониал погребения Московского военного генерал-губернатора, генерала от кавалерии светлейшего князя Дмитрия Владимировича Голицына // История Московского купеческого общества, 1863-1913. М., 1916. Т. 2. Вып. 1.

14. Дебрецени П. Блудная дочь: Анализ художественной прозы Пушкина. СПб., 1995.

15. Записки адмирала А. С. Шишкова, веденные им во время путеплавания его из Кронштада в Константинополь. СПб., 1834.

16. Изъявления прибыточные государству, Федора Салтыкова, 1714 г. // Павлов-Сильванский Н. Проекты реформ в записках современников Петра Великого. СПб., 1897.

17. Катаева И. Н. «Пестрый фараон»: История одной группы карточных терминов // Русская речь. 2005. № 6.

18. Михайлова Н. И. Москва в петербургской повести Пушкина «Пиковая дама» // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 2011. Т. 70. № 1.

19. Мое знакомство с А. С. Пушкиным: (Из воспоминаний Александры Михайловны Каратыгиной) // Русская старина. 1880. Т. 28. Вып. 7.

20. Примечания // Пушкин А. С. Сочинения и письма. СПб., 1904. Т. 5.

21. Муравьева О. С. Комментарии // Проспер Мериме = Pr. M?rim?e — Alexandre Pouchkine = А. С. Пушкин: . М., 1987.

22. Муравьева О. С. Карты // Быт пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря. СПб., 2003. Т. 1.

23. Отрывок из «Рассказов одного путешественника». Соч. В. Ирвинга // Сын отечества. 1825.

24. Ч. 102. № 14.

25. Приключение моего дяди. Из «Повестей одного путешественника». Соч. Дж. Крейона (Вашингтон-Ирвинга) // Дамский журнал. 1825. Ч. 10. № 8.

26. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: [В 16 т.]. М.; Л., 1937-1948. Т. 3. Кн. 1; Т. 6; Т. 8. Кн. 1; Т. 13; Т. 15.

27. Рак В. Д. Словарь устарелых и редко употребляемых слов // Пушкин А. С. Собр. соч. СПб., 1994. Т. 4.

28. Синельников Ф. М. Жизнь, военные и политические деяния его светлости генералфельдмаршала князя Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского с достоверным описанием частной или домашней его жизни от самого рождения до славной его кончины и погребения... СПб., 1814. Ч. 6.

29. Словарь современного русского литературного языка. М.; Л., 1959. Т. 9.

30. Словарь языка Пушкина. М., 2000. Т. 3.

31. Сундуева Е. В. Отражение лексики карточной игры в переводах повести «Пиковая дама» А. С. Пушкина на монгольские языки // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2020. № 2 (31).

32. Файбисович В. М. Изображения пистолетов в пушкинских рукописях // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2015 год. СПб., 2016.

33. «Хризомания, или Страсть к деньгам» А. А. Шаховского / публ. Л. Н. Киселевой // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. Тарту, 1999.

34. Чхаидзе Л. В. О реальном значении мотива трех карт в «Пиковой даме» // Пушкин: Исследования и материалы. М.; Л., 1960. Т. 3.

35. Чхаидзе Л. В. Пометки Пушкина на письме к нему А. П. Плещеева: (Еще о реальном значении мотива трех карт в «Пиковой даме») // Временник Пушкинской комиссии. 1971. Л., 1973.

36. Шварцбанд С. М. Логика художественного поиска А. С. Пушкина от «Езерского» до «Пиковой дамы». Иерусалим, 1988.

37. Шевцов В. В. Карточная игра в России (конец XVI — начало XX в.): История игры и история общества. Томск, 2005.

38. Chauveau J.-P. Fran?ais ponte, ou distinguer pour unir // Estudis Rom?nics. 2019. Vol. 41.

39. Hoyle’s games improved. London, 1800.

40. Tales of a traveller by G. Crayon. London, 1824. Vol. 1.

41. L’Encyclop?die m?thodique, ou par ordre de mati?res. Paris, 1789. T. 3.

42. M?moires de J. Casanova de Seingalt. Paris, 1832. T. 8.

43. Niquex M. Commentaires // Pouchkine A. La Dame de Pique; Le N?gre de Pierre le Grand. La Biblioth?que russe et slave, 2016. Электронное изд. Comment. 93.

44. ?uvres compl?tes de Voltaire. Paris, 1821. T. 46, 50, 52.

45. ?uvres compl?tes de W. Irving. Paris, 1825. Vol. 1.

46. On ghosts // The London magazine. March 1824.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести