US Policy towards ASEAN: the Impact on Regional Economic Relations
Table of contents
Share
QR
Metrics
US Policy towards ASEAN: the Impact on Regional Economic Relations
Annotation
PII
S207054760018969-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Ksenia Chudinova 
Occupation: Research Fellow
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

Cooperation with the Association of Southeast Asian Nations (ASEAN) is one of the important elements of the Biden administration’s Indo-Pacific strategy.

The United States plans to expand its participation and capital investment in infrastructure building in the region, in renewable energy sources and in new technologies development, especially digital commerce. However, since the United States is not a member of neither the CPTTP nor the RCEP, US companies may be at a disadvantage compared to those from other countries. At the same time, ASEAN economies are actively cooperating with the PRC, including cooperation within the framework of the Belt and Road and the Digital Silk Road project. One of the most important tasks of US economic diplomacy in the Asia Pacific is to create with allied countries a system of technological standards, as an alternative to the one lobbied by China.

The changing situation in the region provides many new opportunities for Russian enterprises. For example, Russian companies have the potential to cooperate with the ASEAN economies in the production and trade of science-intensive products.

 

Keywords
ASEAN, USA, trade, FDI, digital connectivity
Acknowledgment
The reported study was funded by RFBR, project number 20-014-00001А “Global and Regional Effects of US Economic Policy in the Second - the Beginning of the Third Decade of the XXI century: New Challenges and Chances for Russia”.
Received
03.12.2021
Date of publication
28.02.2022
Number of purchasers
13
Views
1458
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1

Введение

 

Юго-Восточная Азия (ЮВА) приобретает всё большую важность для американской внешнеэкономической политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) по мере увеличения потребности в диверсификации источников поставок, реализации принципа «Китай +1» и «разъединения» американской и китайской экономик.

2 «Разворот» в Азию, провозглашённый администрацией Б. Обамы, не привёл к тем масштабным изменениям американской внешнеторговой политики в регионе и резкому укреплению экономического сотрудничества, на которые рассчитывали страны АСЕАН. Прорывом могло бы стать вступление в силу соглашения о Транстихоокеанском партнёрстве (ТТП), но Д. Трамп, став президентом, вывел США из числа участников договора.
3

Политика администрации Д. Трампа в АТР, кульминацией которой стала торговая война с Китаем, с одной стороны, привела к более активному взаимодействию США со странами Ассоциации, в том числе в рамках новой Индо-Тихоокеанской стратегии, но, с другой стороны, поставила экономики ЮВА перед необходимостью более явно выказывать свою лояльность либо Америке, либо Китаю. Однако открытая поддержка американской стратегии в регионе не отвечает текущим приоритетам и задачам АСЕАН1. В то же время у лидеров стран АСЕАН сформировалось убеждение, что политика США становится всё менее предсказуемой. Поскольку экономически они в высокой степени зависят от КНР, а в вопросах безопасности надеются на поддержку и вмешательство США, страны Ассоциации продолжают прибегать к своей излюбленной стратегии «хеджирования рисков» и сотрудничают по различным вопросам и с Пекином, и с Вашингтоном, стараясь не выбирать между ними и искать свой собственный путь, опираясь на концепцию «центральности» АСЕАН2. Успешное экономическое развитие Ассоциации как объединения было во многом обусловлено именно «дипломатией держав среднего уровня» (middle-power diplomacy), которая в итоге способствовала заключению Соглашения о всеобъемлющем региональном экономическом партнёрстве (ВРЭП)3.

1. Национальные и международные стратегии на Индо-Тихоокеанском пространстве: анализ и прогноз / Под ред. В.В. Михеева, В.Г. Швыдко. – М.: ИМЭМО РАН, 2020.

2. Сообщество АСЕАН в современном мире: монография / Г.М. Локшин, Е.В. Кобелев, В.М. Мазырин. М.: ИД «ФОРУМ», 2019. 296 с. C.199-216;

3. Shastry V. FDI in the ASEAN States: The Engine that Roared. National Bureau of Asian Research. October 2021. Asia Policy, Volume 16, Number 4, 1–64 Available at: >>> (accessed 15.11.2021).
4 Администрация Дж. Байдена выражает свою заинтересованность в развитии активного взаимодействия со странами Ассоциации. Сейчас, когда одной из основных целей США является создание в регионе сети альянсов, направленной на защиту американских экономических и политических интересов и на сдерживание влияния Китая, в выступлениях высокопоставленных чиновников особенно подчёркивается «центральная роль» АСЕАН в регионе и важность тесного экономического сотрудничества США со странами Ассоциации. В список основных направлений взаимодействия предсказуемо входят такие сферы, как борьба с изменением климата, обеспечение устойчивости глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС) поддержка здравоохранения и обеспечение кибербезопасности, а также вопросы обеспечения безопасности.
5

В конце октября 2021 г. Дж. Байден принял участие в саммите лидеров стран АСЕАН и подтвердил важность для США сотрудничества с Ассоциацией в целях сохранения Индо-Тихоокеанского региона «свободным и открытым». Было объявлено о планах выделить дополнительное финансирование в размере около 100 млн долл. на развитие инициатив в рамках Стратегического партнёрства США – АСЕАН4.

4. Biden joins U.S.-ASEAN summit, announces up to $102m in funding. NIKKEI 27.10.2021. Available at: >>>   (accessed 12.11.2021);
6 Заявленные направления сотрудничества являются логичным продолжением прошлых инициатив, и главной на повестке дня остаётся Индо-Тихоокеанская стратегия, однако акценты администрация Дж. Байдена расставляет по-своему. В частности, значительно большее внимание уделяется сотрудничеству США с союзниками.
7

На Восточноазиатском саммите, состоявшемся также в конце октября 2021 г., президент США объявил о намерении создать новую «экономическую основу для Индо-Тихоокеанского региона, которая определит общие цели в области упрощения процедур ведения торговли, стандартов для цифровой экономики и технологий, устойчивости цепочки поставок, декарбонизации и чистой энергии, инфраструктуры… и других областей, представляющих общий интерес»5.

5. Readout of President Biden’s Participation in the East Asia Summit. White House. October 27, 2021 Available at: >>> (accessed 14.11.2021).
8

АСЕАН является одним из крупнейших торговых партнёров Соединённых Штатов, и роль организации продолжает возрастать, особенно в условиях необходимости укрепления глобальных цепочек создания стоимости и диверсификации источников поставок. Общий объём двусторонней торговли товарами за 2019 г. в стоимостном выражении составил 292,4 млрд долл. Экспорт товаров составлял 86,1 млрд долл. США; импорт товаров – 206,3 млрд. Дефицит торговли товарами США с АСЕАН за 2019 г. составил 120,2 млрд долларов6.

6. Association of Southeast Asian Nations. Office of the United States Trade Representative. Available at: >>> (accessed 02.10.2021).
9

АСЕАН – крупнейший реципиент американских ПИИ, накопленный объём которых на 2019 г. был 338 млрд долл. – больше, чем американские ПИИ в КНР (не считая Гонконга), Индии, Японии и Южной Корее. Прямые инвестиции США в АСЕАН составляют более трети американских инвестиций в экономику Индо-Тихоокеанского региона7.

7. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: >>> (accessed 10.09.2021).
10

Экономики Соединённых Штатов и стран Юго-Восточной Азии в значительной степени дополняют друг друга. Для ЮВА Соединённые Штаты являются важным источником электротехники, самолётов и сельскохозяйственной продукции. В то же время США являются рынком сбыта электронного оборудования, одежды и сельскохозяйственной продукции (включая каучук и сопутствующие товары), производимых в Юго-Восточной Азии. Электрооборудование является значимой статьёй как американского экспорта, так и американского импорта товаров из АСЕАН, что является результатом вовлечённости стран ЮВА в производство товаров в рамках глобальных цепочек создания стоимости8.

8. Tran, K.M. U.S.–Southeast Asia Trade Relations in an Age of Disruption. Center for International and Strategic Studies. June 27, 2019 Available at: >>> (Accessed 15.09.2021).
11

С прогнозируемыми ежегодными темпами роста более 5,5%, АСЕАН к 2030 г. может обогнать Индию и Японию9.

9. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: >>> (accessed 10.09.2021).
12

Россия может пользоваться возникающими возможностями и развивать экономическую интеграцию со странами АСЕАН.

13

Основные характеристики экономического сотрудничества между США и АСЕАН

 

Экономические связи между США и АСЕАН были формализованы в рамках Рамочного соглашения по торговле и инвестициям в 2006 г. и Расширенного рабочего плана по экономическому взаимодействию в 2012 г. В отдалённой перспективе это соглашение может стать основой для двустороннего ССТ. К тому же, отдельные Рамочные соглашения по торговле и инвестициям существуют между США и каждой страной АСЕАН, что позволяет сторонам более предметно работать над задачами двустороннего экономического взаимодействия. Торговый представитель США участвует в ежегодных консультациях во время встреч министров экономики стран АСЕАН10.

10. Ibidem.
14

Экономическое сообщество АСЕАН стремится снизить или устранить торговые барьеры, чтобы облегчить свободное перемещение товаров, услуг, капитала и квалифицированной рабочей силы в регионе ЮВА. Для ускорения таможенного оформления грузов и содействия экономической интеграции был разработан механизм «единого таможенного окна» АСЕАН. Агентство США по международному развитию оказывало помощь в разработке и запуске этого инструмента, который позволяет обмениваться таможенной информацией и данными в электронной форме. «Единое окно» заработало в полную силу в начале 2020 года11.

11. USAID’s Role in Advancing the U.S. Vision for a Free and Open Indo-Pacific. U.S. Agency for International Development. January, 2021. Available at: >>> (accessed 03.09.2021).
15

В 2019 г. АСЕАН была четвёртым по величине экспортным рынком для американских товаров. В страны Ассоциации экспортируют товары и услуги почти 42 тыс. американских компаний, и этот экспорт прямо или косвенно поддерживает более 625 тыс. рабочих мест в США. Экспорт из США в АСЕАН составлял в стоимостном выражении 86,1 млрд долл., что на 60,1% больше, чем в 2009 г. Основными категориями экспортных товаров были электротехника (15 млрд долл.), оборудование (9,7 млрд долл.), продукция авиапромышленности (9,1 млрд долл.), минеральное топливо (7,1 млрд долл.), а также оптические и медицинские приборы (5,6 млрд долл.). Объём экспорта сельскохозяйственной продукции в 2019 г. был довольно значительным и составил 13 млрд долл. Основные категории включали хлопок (2,2 млрд долл.), соевые бобы (2 млрд долл.), пшеницу (1,4 млрд долл.), соевую муку (1,2 млрд долл.) и молочные продукты (932 млн долл.)12.

12. Association of Southeast Asian Nations. Office of the United States Trade Representative. Available at: >>> (accessed 02.10.2021);
16

Экспорт услуг из США в АСЕАН в 2019 г. оценивался в 39 млрд долл., что на 145% больше, чем в 2009 г. Лидирующие позиции в экспорте услуг занимали исследования и разработки, профессиональные и управленческие услуги, а также туризм13.

13. Association of Southeast Asian Nations. Office of the United States Trade Representative. Available at: >>> (accessed 02.10.2021).
17 Импорт товаров в США из стран АСЕАН в 2019 г. составил 206,3 млрд долларов, что на 124,0% больше, чем в 2009 г. Основными категориями импорта в 2019 г. были электротехника (64 млрд долл.), оборудование (24 млрд долл.), трикотажные изделия (14 млрд долл.), мебель и постельные принадлежности (11 млрд долл.) и одежда из тканых материалов (9,6 млрд долл.).
18 Общий объём импорта сельскохозяйственной продукции США из АСЕАН в 2019 г. составил 13 млрд долл. Основные категории включали тропические масла (1,7 млрд долл.), лесные орехи (1,3 млрд долл.), каучук и сопутствующие товары (1,3 млрд долл.), переработанные фрукты и овощи (755 млн долл.) и рис (658 млн долл.).
19 Импорт услуг из АСЕАН в США в 2019 г. оценивается в 23,3 млрд долл., что на 117% больше, чем в 2009 г. Лидирующие позиции по импорту услуг из АСЕАН в США занимали такие отрасли, как путешествия, исследования и разработки, а также транспорт.
20 Дефицит торговли товарами США с АСЕАН составил 120,2 млрд долл. в 2019 году.
21

Положительное сальдо торговли услугами США с АСЕАН в 2019 г. составило примерно 15,7 млрд долл., что на 208% больше, чем в 2009 году14.

14. Ibid.
22

Накопленный объём американских ПИИ в АСЕАН составил 338,3 млрд долл. в 2019 г. В АСЕАН работает более 6200 американских компаний. Многие из них используют страны Ассоциации в качестве производственной базы для экспорта в пределах региона и в другие страны15. Этот процесс значительно упрощается благодаря наличию у АСЕАН соглашений о свободной торговле с экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона. Американские компании, многие из которых работают сразу в нескольких государствах – членах АСЕАН, формируют ГЦСС с участием местных поставщиков и подрядчиков.

15. Ibid;
23

Страны АСЕАН инвестировали в Соединённые Штаты более 24,9 млрд долл. Сингапур является крупнейшим инвестором среди государств – членов АСЕАН (более 21 млрд долл.), за ним следуют Таиланд (2 млрд) и Малайзия (1 млрд долл.). С 2003 г. почти 8 млрд долл. было инвестировано в новые проекты в 34 штатах и округе Колумбия16.

16. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: >>> (accessed 10.09.2021).
24

На Сингапур приходится непропорционально бóльший поток американских инвестиций, чем на остальные страны АСЕАН (в 2019 г. накопленный объём американских ПИИ в Сингапуре составлял около 260 млрд долл.17). В стране ведут операции более 4500 американских фирм18. Такое положение дел создаёт впечатление, что Сингапур является крупнейшим реципиентом американских ПИИ, а также крупнейшим региональным инвестором. Однако большая часть потока ПИИ из США и других крупных стран-инвесторов направляется в Сингапур для перераспределения в другие страны ЮВА и экономики АТР, что необходимо учитывать при оценке движения капитала в регионе.

17. Balance of Payments and Direct Investment Position Data. Bureau of Economic Analysis. Available at: >>> (accessed 09.02.2022).

18. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: >>> (accessed 10.09.2021).
25

В последние годы американские ТНК продолжают активно расширять свои операции в Сингапуре. Многие американские бренды используют Сингапур как ворота для доступа к инновационным проектам в регионе. К примеру, в период с 2015 по 2020 г. «Кока-Кола» (Coca-Cola) инвестировала более 100 млн долл. США в развитие дополнительных услуг с высокой добавленной стоимостью, таких как новые технологии, инновации и исследования. «Гугл» (Google) выбрал Сингапур в качестве одного из двух азиатских городов для размещения своих центров обработки данных19.

19. ASEAN Business Outlook Survey: ASEAN’s Role in the Asia-Pacific. American Chamber of Commerce in Singapore. May, 2021. Available at: >>> (accessed 08.09.2021).
26

Однако, хотя двусторонняя торговля и потоки инвестиций имеют преобладающее значение, у экономического взаимодействия между США и АСЕАН есть и другие составляющие, без которых его понимание не может считаться полным. Подробный анализ был проведён американской Торговой палатой в 2017 г. По их оценкам, на 2015 г. объём двусторонней торговли и прямых инвестиций составлял 526,2 млрд долл., но общий стоимостный объём экономического взаимодействия был существенно больше – 672,1 млрд долл. Важный вклад в этот показатель вносили продажи на внутренних рынках, которые составили 113,2 млрд долл., 23,3 млрд долл. приходились на финансовые потоки между странами и 9,4 млрд долл. составили государственные доходы от деятельности американских компаний в АСЕАН. Авторы исследования подчёркивают, что их методика даёт приблизительные, но, вероятно, заниженные результаты. Таким образом, уже в 2015 г. выгоды от торговли и инвестиций были больше, чем об этом позволяют судить основные показатели, находящиеся в открытом доступе20.

20. Abduh M., Ardie A., Milne P. The ASEAN Big Number Report: Big, Bigger, Biggest. The U.S. Chamber of Commerce. September, 2017. Available at: >>> (Accessed 06.07.2021)
27

Американские инвестиции в странах ЮВА и новые тенденции: противостояние США и Китая, диверсификация поставок, борьба с пандемией COVID-19

 

В 2019 г. наблюдался самый значительный приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику АСЕАН в истории. Их объём составил 182 млрд долл., что сделало регион крупнейшим получателем прямых иностранных инвестиций в развивающемся мире. В 2020 г. из-за воздействия последствий пандемии ПИИ в АСЕАН сократились на 45 млрд долл. (-25%). Но, несмотря на сокращение притока инвестиций, доля ЮВА в мировых ПИИ выросла с 11,9% в 2019 г. до 13,7% в 2020 г., что свидетельствует о привлекательности региона для инвесторов. При этом ПИИ американских компаний не только не сократились, но даже немного выросли (34,7 млрд долл. в 2020 г. по сравнению с 34,6 млрд в 2019 г.)21.

21. ASEAN Investment Report 2021. UNCTAD. September, 2021. Available at: >>> (accessed 08.07.2021).
28 Во многом растущий приток капитала из США объясняется стремлением американских предприятий диверсифицировать источники поставок и повысить устойчивость своих ГЦСС.
29 Перемещение производства в АСЕАН не является новым явлением, особенно для американских фирм. Особенностью последней «волны» перемещений является их причина: ТНК переносят производство не только из-за необходимости сокращать затраты, как это было раньше, но и из-за наличия дополнительных соображений. Перемещение мощностей американских ТНК из Китая в страны АСЕАН было обусловлено как ростом затрат в Китае, так и торговой войной между КНР и США и вызванными ею ростом рисков и неопределённости. Нарушение цепочек поставок из-за пандемии ещё больше мотивировало компании открывать филиалы и искать подрядчиков в АСЕАН по схеме «Китай+1».
30 Некоторые компании – лидеры в производстве электроники убедили своих поставщиков диверсифицировать и обеспечить поставки из других стран, в первую очередь, из АСЕАН. Например, в 2019 г. «Эппл» (Apple, США), у которой имеется целая сеть цепочек поставок продукции в регионе, договорилась с GoerTek (Китай), ведущим сборщиком AirPods, о переносе части производства во Вьетнам. Другие поставщики «Эппл», такие как поставщик беспроводных наушников Luxshare Precision Industry (Китай) и сборщик AirPods компания Inventec (Тайвань) последовали этому примеру. Некоторые ТНК в 2020 г. переместили часть своих мощностей из Китая, Японии и других стран в Индонезию. К числу этих предприятий относятся LG (Республика Корея), выпускающая электронику, и Aplan Lighting (США), работающая с альтернативными источниками энергии.
31

Однако опрос, проведённый AmCham Shanghai и PwC в 2020 г., показал, что около 71% из более чем 200 респондентов, либо имеющих собственные производственные мощности в Китае, либо осуществляющих аутсорсинг и делегирующих производственные процессы местным компаниям, не собираются переносить мощности из КНР, а 14% намерены вынести часть производства за пределы Соединённых Штатов22. Таким образом, отдельные американские компании передислоцируют часть своей деятельности в соседние страны с более низкими затратами, например, в Юго-Восточную Азию, но в целом бизнес не планирует массового «бегства» из Китая. Многие фирмы предпочитают переносить производство на территорию стран ЮСМКА.

22. Ibid.
32 В то же время торговая война между США и Китаем создаёт для стран ЮВА ряд новых возможностей.
33 Диверсификацией поставок вынуждены заниматься и китайские компании. Введённые США тарифы на импорт китайских товаров побудили китайских экспортёров и поставщиков продукции на американский рынок искать альтернативные районы для размещения производства, одним из таких мест являются страны Юго-Восточной Азии. АСЕАН активно привлекает дополнительные китайские инвестиции.
34 В итоге многие страны Юго-Восточной Азии увеличили свой экспорт в США, в особенности заметным был рост экспорта из Вьетнама. Поскольку администрация Дж. Байдена пока не отменяет большую часть тарифных ограничений на китайские товары, у компаний из Юго-Восточной Азии остаётся возможность пользоваться преимуществами, повысить свою конкурентоспособность и увеличить долю на американском рынке.
35

Перспективные направления сотрудничества и соперничество США с Китаем в ЮВА

 

После начала пандемии государства – члены АСЕАН активно работали над привлечением инвестиций в инфраструктурные проекты, потребность в дополнительном финансировании которых в регионе ЮВА огромна и оценивается в 2015–2030 гг. в размере 110–184 млрд долл. в год. Эта оценка включает такие отрасли как транспорт, энергетика и телекоммуникации.

36

При этом растёт поток ПИИ из Китая, как в форме акционерного, так и неакционерного участия в производстве, в том числе путём заключения контрактов. Большая часть сделок заключалась в таких отраслях, как транспорт, энергетика и телекоммуникации, и многие из проектов реализуются в рамках инициативы «Один пояс – один путь». ПИИ из Китая выросли за последнее десятилетие на 65%, со среднегодового уровня в 6,9 млрд долл. в 2011–2015 гг. до среднегодового уровня в 11,5 млрд долл. в 2016–2020 гг., что увеличило долю КНР в общем объёме прямых иностранных инвестиций в АСЕАН с 6,2% до 7,9%23.

23. Ibid.
37

В июне 2021 г. президент Байден встретился с лидерами стран Группы семи, чтобы обсудить вопросы стратегического соперничества с Китаем и поддержку инвестиционных проектов в странах с низким и средним уровнем доходов, где существует значительная потребность в создании инфраструктуры. На саммите была предложена глобальная инициатива «Построить лучший мир» (Build Back Better World, B3W), призванная создать партнёрство, возглавляемое демократическими странами, с целью помочь развивающимся экономикам реализовать инфраструктурные проекты на сумму более 40 трлн долл. В рамках этой инициативы страны Группы семи и другие единомышленники будут координировать деятельность по привлечению частного капитала в четырёх основных областях – климат, здравоохранение, цифровые технологии и обеспечение гендерного равенства. Проект будет реализовываться глобально, в том числе в странах АТР24.

24. Fact Sheet: President Biden and G7 Leaders Launch Build Back Better World (B3W) Partnership. The White House. June 12, 2021. Available at: >>> style="text-decoration: underline;"> (Accessed 15.06.2021).
38

США уже многие годы участвуют в ряде инициатив по развитию инфраструктуры стран АСЕАН. Одним из текущих крупных проектов является Сеть инфраструктурных транзакций и оказания помощи (Infrastructure Transaction and Assistance Network, ITAN). Этот проект осуществляется Агентством США по международному развитию (USAID) в странах Индо-Тихоокеанского региона, в том числе в АСЕАН. На Филиппинах с поддержкой этой структуры с 2012 по 2017 г. удалось снизить транспортные и логистические затраты и повысить конкурентоспособность промышленности. Это привело к новым инвестициям на сумму около 5 млрд долл. в дорожную инфраструктуру, электричество и развитие бизнеса в стране. На Филиппинах и во Вьетнаме также реализовывался План развития энергетики, целью которого было помочь странам модернизировать свои электрические сети и диверсифицировать источники энергии25.

25. Rakhmat M.Z., Turdmuzi A. Australia, the US, and the Race for ASEAN’s Infrastructure. The Diplomat. December 18, 2019. Available at: >>> (accessed 08.08.2021).
39

Для поддержки проектов Сети Агентство США по международному развитию создало в 2018 г. ещё один проект, Консультативный фонд по транзакциям (Transaction Advisory Fund, TAF). Фонд в первую очередь специализируется на оказании юридических услуг в сфере переговоров по контрактам и оценке заявок или предложений26.

26. Infrastructure Transaction Advisory Services. The US Department of State. Available at: >>> (Accessed 07.09.2021).
40

В этой сфере также работает Партнёрство США и АСЕАН по развитию умных городов (US-ASEAN Smart Cities Partnership, USASCP)27.

27. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: >>> (accessed 10.09.2021);
41 К числу наиболее важных относятся и совместные проекты в сфере энергетики, включая проект «Энергетическое соединение» (Energy Connect) в рамках инициативы US-ASEAN Connect и инициатива Asia EDGEEnhancing Development and Growth through Energy. В рамках последней правительство США направило более 800 млн долл. частных и государственных инвестиций на финансирование проектов в Индонезии и во Вьетнаме.
42

Кроме того, Американская корпорация по финансированию международного развития (US International Development Finance Corporation, DFC) вложила более 1 млрд долларов в развитие проектов в странах АСЕАН и планирует к 2025 г. привлечь до 12 млрд долл. новых инвестиций из частного сектора28.

28. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: >>> (accessed 10.09.2021).
43

А в рамках Партнёрства Меконг – США с 2009 по 2021 г. американское правительство инвестировало в помощь пяти странам субрегиона более 4,3 млрд долларов29.

29. The Mekong-U.S. Partnership and the Friends of the Mekong: Proven Partners for the Mekong Region. The US State Department. Office of the Spokesperson. August 3, 2021. Available at: >>> (accessed 12.09.2021).
44 Особую актуальность в период пандемии приобрело сотрудничество в сфере здравоохранения и содействия развитию. За последние 20 лет Соединённые Штаты вложили более 3,5 млрд долл. в поддержку здравоохранения в странах АСЕАН. В 2019 г. Соединённые Штаты и АСЕАН выступили с инициативой «Будущее здоровья» США и АСЕАН (US-ASEAN Health Futures), которая направлена на проведение совместных исследований в области здравоохранения, укрепление его потенциала в регионе и развитие человеческого капитала.
45

Соединённые Штаты уже предоставили членам АСЕАН экстренную помощь для борьбы с пандемией COVID-19 на сумму более 194 млн долл., а также более 31 млн доз вакцины30.

30. Secretary Blinken’s Participation in the U.S.-ASEAN Foreign Ministers’ Meeting. The US State Department. Office of the Spokesperson. August 04, 2021. Available at: >>> (Accessed 10.09.2021).
46

Перспективы экономического сотрудничества АСЕАН и США: приоритетные направления и конкуренция

 

АСЕАН является самым быстрорастущим интернет-рынком в мире. Американские компании в регионе входят в число ведущих поставщиков мобильных устройств («Эппл» – 23% рынка), поисковых систем («Гугл» – 96%) и социальных сетей («Фейсбук» – 65%), вытесняя китайских конкурентов31.

31. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: >>> (accessed 10.09.2021).
47 Безусловно, сотрудничество в сфере развития цифровой экономики и инновационных отраслей производства будет одним из важнейших направлений взаимодействия США со странами Ассоциации.
48 До сих пор американские инициативы по поддержке цифровой экономики АСЕАН были хотя и результативными, но не очень масштабными.
49 Между тем именно этот сектор является одним из ключевых для успеха политики экономического сдерживания Китая, обеспечения безопасности и усиления американских позиций в регионе. КНР реализует свой «Цифровой Шёлковый путь», а ВРЭП поможет дальше продвигать китайские интересы. С учётом заявки КНР на вступление в ВПТТП, поданной в сентябре 2021 г., ситуация, в которой США не являются участником ни ВПТТП, ни ВРЭП, начинает выглядеть всё более тревожной для американского бизнеса, ведущего операции в АТР.
50

Как это сформулировано в заметке Джона Гойера, исполнительного директора Торговой палаты США по направлению Юго-Восточная Азия, «участие в решении вопросов создания цифровой экономики имеет решающее значение для сохранения экономического лидерства США в регионе»32.

32. Goyer J. VP’s Visit to Southeast Asia Affirms Need to Enhance U.S. Trade Ties. The US Chamber of Commerce. August 18, 2021. Available at: >>> (Accessed 25.08.2021).
51

У АСЕАН есть значительные возможности для развития цифровой экономики. Важно отметить, что в 2019 г. было подписано Соглашение АСЕАН об электронной торговле, а в 2021 г. оно вступает в силу. План работы по реализации Соглашения АСЕАН об электронной торговле на 2021–2025 гг. был одобрен на 53-й сессии министров экономики стран АСЕАН в сентябре 2021 года33.

33. Work Plan on the Implementation of ASEAN Agreement on Electronic Commerce. Association of Southeast Asian Nations. September, 2021. Available at: >>> (accessed 20.09.2021).
52 Новое соглашение между США и странами АСЕАН могло бы на время снять вопрос о возвращении США в ВПТТП, и в то же время оно могло бы способствовать выработке общего свода правил и стандартов для стран региона с опорой на уже существующие форматы взаимодействия в сфере цифровой экономики.
53

При разработке соглашения о цифровой торговле США – АСЕАН можно было бы учитывать уже имеющиеся документы. К их числу относятся ВПТТП, а также более детально проработанные ЮСМКА, Соглашение о цифровой торговле между США и Японией, Соглашение о цифровой торговле между Сингапуром и Австралией и Соглашение о партнёрстве в области цифровой экономики между Сингапуром, Новой Зеландией и Чили. Эти договорённости включают ряд важных аспектов, отсутствующих в ВПТТП, в том числе расширенные обязательства по трансграничным потокам данных, углублённое сотрудничество в области взаимодействия по обеспечению режима конфиденциальности и новые нормы обеспечения кибербезопасности34.

34. Cutler W., Meltzer J. Digital trade deal ripe for the Indo-Pacific. The Brookings Institution. April 5, 2021. Available at: >>> (accessed 10.07.2021).
54

Россия и АСЕАН: новые возможности

 

Россия могла бы использовать возникающие новые возможности для расширения сотрудничества с экономиками ЮВА по ряду отраслей. Есть соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, а также ЕАЭС и Сингапуром.

55

Двусторонний товарооборот в 2020 г. в стоимостном выражении составил 15,7 млрд долл., а объём ПИИ – 8,8 млрд35. Наиболее важными категориями российского экспорта в АСЕАН до пандемии были сырьевые товары, продукция низкой степени переработки и вооружения. Что важно, из стран АСЕАН Россия ввозит преимущественно готовую продукцию – к примеру, в 2017 г. 28,4% импорта составляли такие товары, как электротехника и оборудование. Крупнейшими рынками, на которые поступало три четверти российского экспорта, были Сингапур, Вьетнам и Малайзия. Крупнейшими покупателями российских вооружений были Вьетнам, Индонезия и Мьянма36. Данные экспертов Центра международной торговли демонстрируют, что объём российского экспорта в АСЕАН сократился ещё до пандемии, а в 2020 г. снизился до 5,6 млрд долл., но его структура оставалась прежней, с преобладанием в ней минеральных продуктов. Импорт из АСЕАН сократился незначительно, до 10,4 млрд долл. в 2020 г., и его основными категориями по-прежнему были продукция машиностроения, электромашиностроения и транспортные средства37.

35. The Tenth AEM-Russia Consultations 14 September 2021, Video Conference Meeting. Joint Media Statement. September, 2021. The Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: >>> (accessed 20.09.2021).

36. Kostyunina G.M. Russia-ASEAN Foreign Trade: Key Development Trends. Russian Foreign Economic Journal. March, 2019. Available at: >>> (Accessed 19.09.2021);

37. Повестка сотрудничества России и АСЕАН на полях ВЭФ. Центр международной торговли Москвы. 02.09.2021. Available at: >>> (accessed 15.09.2021).
56 Как свидетельствуют цифры, пока показатели двустороннего экономического сотрудничества можно назвать относительно скромными по сравнению с имеющимся потенциалом. В ситуации, когда темпы развития экономики ЮВА остаются высокими, было бы хорошо, если бы российские экспортёры смогли ввозить в АСЕАН больше продукции с высокой долей добавленной стоимости, а российские инвесторы чаще сотрудничали со странами АСЕАН в сфере торговли и производства высокотехнологичной продукции нового поколения.
57

Как указано в докладе по итогам внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2020 г. и в первом полугодии 2021 г., подготовленном Министерством экономического развития РФ, «согласована и утверждена Дорожная карта торгово-инвестиционного сотрудничества и Рабочая программа по её выполнению до 2025 г.», дальнейшее сотрудничество должно развиваться по трём приоритетным направлениям: торговля и инвестиции, цифровая трансформация и устойчивое развитие (в том числе, вопросы противодействия изменению климата). Также с Секретариатом АСЕАН был согласован проект о создании цифровой платформы по «умным» городам. «В рамках проекта планируется выработать схему взаимодействия между российской стороной и сетью ASEAN Smart Cities Network с целью продвижения отечественных технологических решений и финансовых практик в указанной сфере на рынок стран Юго-Восточной Азии»»38.

38. МЭР представило доклад об итогах внешнеэкономической деятельности РФ в 2020 году и I полугодии 2021 года. Министерство экономического развития РФ. 20 октября 2021 г. Available at: >>> (accessed 19.11.2021).
58

Отдельные положительные примеры сотрудничества в этой сфере уже есть. В июне 2021 г. российская разработка – IT-платформа для управления зарядной инфраструктурой электромобилей ZEVS – стала участником акселератора MoveSG, который принадлежит корпорации из Сингапура39.

39. IT-платформа ZEVS - первая среди российских компаний стала участником акселератора MOVESG в Сингапуре. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. July 07, 2021. Available at: >>>  (accessed 19.08.2021).
59

О внимании и интересе бизнес-сообщества к кооперации со странами АСЕАН в области развития инновационных технологий свидетельствует тот факт, что по инициативе Делового совета Россия – АСЕАН 2022 год планируется объявить Годом научно-технического сотрудничества Россия – АСЕАН, в рамках которого особое внимание будет уделено сферам науки, технологий и инноваций, которые в последние годы являются сферами взаимного интереса России и стран Ассоциации40.

40. Повестка сотрудничества России и АСЕАН на полях ВЭФ. Центр международной торговли Москвы. 02.09.2021. Available at: >>> (accessed 15.09.2021).
60

Президент В.В.Путин принимал участие как в последнем Восточноазиатском саммите, так и в саммите Россия – АСЕАН, состоявшемся 28 октября 202141. По итогам последней встречи был утверждён комплексный план действий по реализации стратегического партнёрства между РФ и АСЕАН на 2021–2025 гг. В рамках данного плана одним из приоритетов названо взаимодействие «по представляющим взаимный интерес направлениям торговли и инвестиций, включая, помимо прочего, "зелёные" технологии, финансовые технологии, расширение доступа к финансовым услугам, цифровую экономику и взаиморасч`ты в национальных валютах»42.

41. Латухина К. Путин на саммите Россия – АСЕАН призвал активизировать сотрудничество. Российская газета [Федеральный выпуск] № 248(8599) 28 октября 2021. Available at: >>> (accessed 19.11.2021).

42. Комплексный план действий по реализации стратегического партнёрства между Российской Федерацией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (2021–2025 годы). Сайт президента России. 28 октября 2021. Available at: >>> (accessed 19.11.2021).
61

Заключение

 

АСЕАН – одна из реально и успешно действующих интеграционных группировок в АТР, и сотрудничество с её членами необходимо США для решения вопросов поддержания безопасности в регионе, для углубления экономической интеграции и, наконец, для создания противовеса влиянию КНР.

62 Складывающаяся в регионе обстановка противостояния между США и Китаем создаёт напряжённость и увеличивает риски столкновений и торговых конфликтов, однако создаёт и новые возможности, в первую очередь, в сфере диверсификации ГЦСС, развития новейших технологий и формирования новых областей сотрудничества между странами. Одной из зон наиболее активного развития в регионе будет Экономическое сообщество АСЕАН.
63 Из шагов, предпринимаемых новой администрацией, видно, что США формируют в регионе сеть союзов, укрепляют свои связи с экономиками-партнёрами и будут в своей экономической дипломатии опираться на эти договорённости. По всей видимости, США будут больше инвестировать в разработки новейших ИКТ и создание цифровой инфраструктуры региона. Жёсткая позиция относительно Китая, который является крупнейшим инвестором для стран АСЕАН, заставит последних скорее дистанцироваться от Америки, нежели стремиться к углублению взаимодействия. В то же время сложившееся положение вещей позволяет странам АСЕАН получать выгоды от конкуренции между своими партнёрами, обеспечивая условия для переноса ГЦСС на свою территорию, привлекая инвестиции и ноу-хау, обновляя и создавая инфраструктуру и повышая уровень развития экономики и уровень жизни своих граждан.
64 В условиях, когда под воздействием пандемии и её последствий, американо-китайского противостояния и быстрого развития технологий ситуация в регионе остаётся нестабильной и постоянно меняется, у российских предприятий появляются дополнительные возможности встроиться в региональные ГЦСС и расширить своё взаимодействие с компаниями из АСЕАН, а также с компаниями, работающими в АСЕАН. Особенный интерес представляет сотрудничество в сфере развития новейших технологий и «умных городов» и по климатической повестке. Однако то обстоятельство, что Россия, как и США, не входит ни в одно крупное торговое объединение региона, может в дальнейшем отрицательно сказываться на конкурентоспособности российских предприятий. В связи с этим представляется необходимым регулярное комплексное осмысление вопросов интеграции российской экономики в АТР и, возможно, коррекция российской внешнеэкономической стратегии с целью гибкого реагирования на меняющиеся условия.

References

1. Natsional'nye i mezhdunarodnye strategii na Indo-Tikhookeanskom prostranstve: analiz i prognoz / Pod red. V.V. Mikheeva, V.G. Shvydko. – M.: IMEhMO RAN, 2020.

2. Soobschestvo ASEAN v sovremennom mire: monografiya / G.M. Lokshin, E.V. Kobelev, V.M. Mazyrin. M.: ID «FORUM», 2019. 296 s. C.199-216;

3. Shastry V. FDI in the ASEAN States: The Engine that Roared. National Bureau of Asian Research. October 2021. Asia Policy, Volume 16, Number 4, 1–64 Available at: https://www.nbr.org/publication/fdi-in-the-asean-states-the-engine-that-roared/ (accessed 15.11.2021).

4. Biden joins U.S.-ASEAN summit, announces up to $102m in funding. NIKKEI 27.10.2021. Available at: https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/Biden-joins-U.S.-ASEAN-summit-announces-up-to-102m-in-funding# (accessed 12.11.2021); Fact Sheet: New Initiatives to Expand the U.S.-ASEAN Strategic Partnership. White House. October 26, 2021 Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/10/26/fact-sheet-new-initiatives-to-expand-the-u-s-asean-strategic-partnership/ (accessed 12.11.2021).

5. Readout of President Biden’s Participation in the East Asia Summit. White House. October 27, 2021 Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/10/27/readout-of-president-bidens-participation-in-the-east-asia-summit/ (accessed 14.11.2021).

6. Association of Southeast Asian Nations. Office of the United States Trade Representative. Available at: https://ustr.gov/countries-regions/southeast-asia-pacific/association-southeast-asian-nations-asean (accessed 02.10.2021).

7. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: https://www.eastwestcenter.org/events/launch-the-5th-edition-asean-matters-americaamerica-matters-asean (accessed 10.09.2021).

8. Tran, K.M. U.S.–Southeast Asia Trade Relations in an Age of Disruption. Center for International and Strategic Studies. June 27, 2019 Available at: https://www.csis.org/analysis/us-southeast-asia-trade-relations-age-disruption (Accessed 15.09.2021).

9. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: https://www.eastwestcenter.org/events/launch-the-5th-edition-asean-matters-americaamerica-matters-asean (accessed 10.09.2021).

10. Ibidem.

11. USAID’s Role in Advancing the U.S. Vision for a Free and Open Indo-Pacific. U.S. Agency for International Development. January, 2021. Available at: https://www.usaid.gov/indo-pacific-vision (accessed 03.09.2021).

12. Association of Southeast Asian Nations. Office of the United States Trade Representative. Available at: https://ustr.gov/countries-regions/southeast-asia-pacific/association-southeast-asian-nations-asean (accessed 02.10.2021); ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: https://www.eastwestcenter.org/events/launch-the-5th-edition-asean-matters-americaamerica-matters-asean (accessed 10.09.2021).

13. Association of Southeast Asian Nations. Office of the United States Trade Representative. Available at: https://ustr.gov/countries-regions/southeast-asia-pacific/association-southeast-asian-nations-asean (accessed 02.10.2021).

14. Ibid.

15. Ibid; ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: https://www.eastwestcenter.org/events/launch-the-5th-edition-asean-matters-americaamerica-matters-asean (accessed 10.09.2021).

16. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: https://www.eastwestcenter.org/events/launch-the-5th-edition-asean-matters-americaamerica-matters-asean (accessed 10.09.2021).

17. Balance of Payments and Direct Investment Position Data. Bureau of Economic Analysis. Available at: https://apps.bea.gov (accessed 09.02.2022).

18. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: https://www.eastwestcenter.org/events/launch-the-5th-edition-asean-matters-americaamerica-matters-asean (accessed 10.09.2021).

19. ASEAN Business Outlook Survey: ASEAN’s Role in the Asia-Pacific. American Chamber of Commerce in Singapore. May, 2021. Available at: https://m2q6x9u7.stackpathcdn.com/wp-content/uploads/2021/05/Riding-The-Lion-240521.pdf (accessed 08.09.2021).

20. Abduh M., Ardie A., Milne P. The ASEAN Big Number Report: Big, Bigger, Biggest. The U.S. Chamber of Commerce. September, 2017. Available at: https://www.uschamber.com/report/the-asean-big-number-report-big-bigger-biggest (Accessed 06.07.2021)

21. ASEAN Investment Report 2021. UNCTAD. September, 2021. Available at: https://unctad.org/webflyer/asean-investment-report-2021 (accessed 08.07.2021).

22. Ibid.

23. Ibid.

24. Fact Sheet: President Biden and G7 Leaders Launch Build Back Better World (B3W) Partnership. The White House. June 12, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/06/12/fact-sheet-president-biden-and-g7-leaders-launch-build-back-better-world-b3w-partnership/ (Accessed 15.06.2021).

25. Rakhmat M.Z., Turdmuzi A. Australia, the US, and the Race for ASEAN’s Infrastructure. The Diplomat. December 18, 2019. Available at: https://thediplomat.com/2019/12/australia-the-us-and-the-race-for-aseans-infrastructure/ (accessed 08.08.2021).

26. Infrastructure Transaction Advisory Services. The US Department of State. Available at: https://www.state.gov/development-finance/taf (Accessed 07.09.2021).

27. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: https://www.eastwestcenter.org/events/launch-the-5th-edition-asean-matters-americaamerica-matters-asean (accessed 10.09.2021); U.S.-ASEAN Smart Cities Partnership (USASCP). Available at: https://www.usascp.org/home-page (Accessed 10.09.2021).

28. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: https://www.eastwestcenter.org/events/launch-the-5th-edition-asean-matters-americaamerica-matters-asean (accessed 10.09.2021).

29. The Mekong-U.S. Partnership and the Friends of the Mekong: Proven Partners for the Mekong Region. The US State Department. Office of the Spokesperson. August 3, 2021. Available at: https://www.state.gov/the-mekong-u-s-partnership-and-the-friends-of-the-mekong-proven-partners-for-the-mekong-region/ (accessed 12.09.2021).

30. Secretary Blinken’s Participation in the U.S.-ASEAN Foreign Ministers’ Meeting. The US State Department. Office of the Spokesperson. August 04, 2021. Available at: https://www.state.gov/secretary-blinkens-participation-in-the-u-s-asean-foreign-ministers-meeting/ (Accessed 10.09.2021).

31. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: https://www.eastwestcenter.org/events/launch-the-5th-edition-asean-matters-americaamerica-matters-asean (accessed 10.09.2021).

32. Goyer J. VP’s Visit to Southeast Asia Affirms Need to Enhance U.S. Trade Ties. The US Chamber of Commerce. August 18, 2021. Available at: https://www.uschamber.com/series/above-the-fold/vp-s-visit-southeast-asia-affirms-need-enhance-us-trade-ties (Accessed 25.08.2021).

33. Work Plan on the Implementation of ASEAN Agreement on Electronic Commerce. Association of Southeast Asian Nations. September, 2021. Available at: https://asean.org/book/work-plan-on-the-implementation-of-asean-agreement-on-electronic-commerce/ (accessed 20.09.2021).

34. Cutler W., Meltzer J. Digital trade deal ripe for the Indo-Pacific. The Brookings Institution. April 5, 2021. Available at: https://www.brookings.edu/opinions/digital-trade-deal-ripe-for-the-indo-pacific/ (accessed 10.07.2021).

35. The Tenth AEM-Russia Consultations 14 September 2021, Video Conference Meeting. Joint Media Statement. September, 2021. The Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: https://www.economy.gov.ru/material/file/7e7ff3942132a937b0220e91cf0311a2/aem-russia-consultations-2021.pdf (accessed 20.09.2021).

36. Kostyunina G.M. Russia-ASEAN Foreign Trade: Key Development Trends. Russian Foreign Economic Journal. March, 2019. Available at: http://www.rfej.ru/rvv/id/500492f50/$file/43-59.pdf (Accessed 19.09.2021); Kostyunina G.M. Integratsiya v Aziatsko-Tikhookeanskom regione. Monografiya / G.M.Kostyunina. — M.: MGIMO-Universitet, 2019.

37. Povestka sotrudnichestva Rossii i ASEAN na polyakh VEhF. Tsentr mezhdunarodnoj torgovli Moskvy. 02.09.2021. Available at: https://corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/povestka-sotrudnichestva-rossii-i-asean-na-polyakh-vef/ (accessed 15.09.2021).

38. MEhR predstavilo doklad ob itogakh vneshneehkonomicheskoj deyatel'nosti RF v 2020 godu i I polugodii 2021 goda. Ministerstvo ehkonomicheskogo razvitiya RF. 20 oktyabrya 2021 g. Available at: https://economy.gov.ru/material/news/mer_predstavilo_doklad_ob_itogah_vneshneekonomicheskoy_deyatelnosti_rf_v_2020_godu_i_i_polugodii_2021_goda.html (accessed 19.11.2021).

39. IT-platforma ZEVS - pervaya sredi rossijskikh kompanij stala uchastnikom akseleratora MOVESG v Singapure. Ministerstvo promyshlennosti i torgovli Rossijskoj Federatsii. July 07, 2021. Available at: https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!itplatforma_zevs__pervaya_sredi_rossiyskih_kompaniy_stala_uchastnikom_akseleratora_movesg_v_singapure (accessed 19.08.2021).

40. Povestka sotrudnichestva Rossii i ASEAN na polyakh VEhF. Tsentr mezhdunarodnoj torgovli Moskvy. 02.09.2021. Available at: https://corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/povestka-sotrudnichestva-rossii-i-asean-na-polyakh-vef/ (accessed 15.09.2021).

41. Latukhina K. Putin na sammite Rossiya – ASEAN prizval aktivizirovat' sotrudnichestvo. Rossijskaya gazeta [Federal'nyj vypusk] № 248(8599) 28 oktyabrya 2021. Available at: https://rg.ru/2021/10/28/putin-na-sammite-rossiia-asean-prizval-aktivizirovat-sotrudnichestvo.html (accessed 19.11.2021).

42. Kompleksnyj plan dejstvij po realizatsii strategicheskogo partnyorstva mezhdu Rossijskoj Federatsiej i Assotsiatsiej gosudarstv Yugo-Vostochnoj Azii (2021–2025 gody). Sajt prezidenta Rossii. 28 oktyabrya 2021. Available at: http://kremlin.ru/supplement/5726/print (accessed 19.11.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate