Политика США в отношении АСЕАН и её последствия для торговых отношений в регионе
Политика США в отношении АСЕАН и её последствия для торговых отношений в регионе
Аннотация
Код статьи
S207054760018969-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Чудинова Ксения Олеговна 
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: ИМЭМО РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Сотрудничество с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) является одним из важных элементов Индо-Тихоокеанской стратегии администрации президента Дж.Байдена. 

США планируют расширять своё участие и увеличивать капиталовложения в строительство инфраструктуры региона, в разработку возобновляемых источников энергии и в развитие новейших технологий, в особенности связанных с осуществлением цифровой торговли. Однако, поскольку США не являются членом ни соглашения о Всеобъемлющем и прогрессивном Транстихоокеанском партнёрстве (ВПТТП), ни соглашения о Всеобъемлющем региональном экономическом партнёрстве (ВРЭП), американские компании могут оказаться в невыгодном положении по сравнению с предприятиями из других стран. В то же время экономики АСЕАН активно сотрудничают с КНР, в том числе в рамках проекта «Один пояс – один путь» и «Цифровой Шёлковый путь». Одной из наиболее важных задач экономической дипломатии США в регионе является создание вместе со странами-союзниками системы технологических стандартов, альтернативной схеме, лоббируемой Китаем. 

Меняющаяся ситуация в регионе предоставляет много новых возможностей для российских предприятий. В частности, у отечественных компаний имеется потенциал для развития сотрудничества с экономиками АСЕАН в сфере производства и торговли наукоёмкой продукцией.

 

Ключевые слова
США, АСЕАН, торговли, ПИИ, цифровая торговля
Источник финансирования
Исследование выполнено при финансовой поддержке в рамках научного проекта РФФИ No 20-014-00001А «Глобальные и региональные последствия экономической политики США во втором – начале третьего десятилетия XXI века: новые вызовы и возможности для России».
Классификатор
Получено
03.12.2021
Дата публикации
28.02.2022
Всего подписок
13
Всего просмотров
1455
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Введение

 

Юго-Восточная Азия (ЮВА) приобретает всё большую важность для американской внешнеэкономической политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) по мере увеличения потребности в диверсификации источников поставок, реализации принципа «Китай +1» и «разъединения» американской и китайской экономик.

2 «Разворот» в Азию, провозглашённый администрацией Б. Обамы, не привёл к тем масштабным изменениям американской внешнеторговой политики в регионе и резкому укреплению экономического сотрудничества, на которые рассчитывали страны АСЕАН. Прорывом могло бы стать вступление в силу соглашения о Транстихоокеанском партнёрстве (ТТП), но Д. Трамп, став президентом, вывел США из числа участников договора.
3

Политика администрации Д. Трампа в АТР, кульминацией которой стала торговая война с Китаем, с одной стороны, привела к более активному взаимодействию США со странами Ассоциации, в том числе в рамках новой Индо-Тихоокеанской стратегии, но, с другой стороны, поставила экономики ЮВА перед необходимостью более явно выказывать свою лояльность либо Америке, либо Китаю. Однако открытая поддержка американской стратегии в регионе не отвечает текущим приоритетам и задачам АСЕАН1. В то же время у лидеров стран АСЕАН сформировалось убеждение, что политика США становится всё менее предсказуемой. Поскольку экономически они в высокой степени зависят от КНР, а в вопросах безопасности надеются на поддержку и вмешательство США, страны Ассоциации продолжают прибегать к своей излюбленной стратегии «хеджирования рисков» и сотрудничают по различным вопросам и с Пекином, и с Вашингтоном, стараясь не выбирать между ними и искать свой собственный путь, опираясь на концепцию «центральности» АСЕАН2. Успешное экономическое развитие Ассоциации как объединения было во многом обусловлено именно «дипломатией держав среднего уровня» (middle-power diplomacy), которая в итоге способствовала заключению Соглашения о всеобъемлющем региональном экономическом партнёрстве (ВРЭП)3.

1. Национальные и международные стратегии на Индо-Тихоокеанском пространстве: анализ и прогноз / Под ред. В.В. Михеева, В.Г. Швыдко. – М.: ИМЭМО РАН, 2020.

2. Сообщество АСЕАН в современном мире: монография / Г.М. Локшин, Е.В. Кобелев, В.М. Мазырин. М.: ИД «ФОРУМ», 2019. 296 с. C.199-216;

3. Shastry V. FDI in the ASEAN States: The Engine that Roared. National Bureau of Asian Research. October 2021. Asia Policy, Volume 16, Number 4, 1–64 Available at: >>> (accessed 15.11.2021).
4 Администрация Дж. Байдена выражает свою заинтересованность в развитии активного взаимодействия со странами Ассоциации. Сейчас, когда одной из основных целей США является создание в регионе сети альянсов, направленной на защиту американских экономических и политических интересов и на сдерживание влияния Китая, в выступлениях высокопоставленных чиновников особенно подчёркивается «центральная роль» АСЕАН в регионе и важность тесного экономического сотрудничества США со странами Ассоциации. В список основных направлений взаимодействия предсказуемо входят такие сферы, как борьба с изменением климата, обеспечение устойчивости глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС) поддержка здравоохранения и обеспечение кибербезопасности, а также вопросы обеспечения безопасности.
5

В конце октября 2021 г. Дж. Байден принял участие в саммите лидеров стран АСЕАН и подтвердил важность для США сотрудничества с Ассоциацией в целях сохранения Индо-Тихоокеанского региона «свободным и открытым». Было объявлено о планах выделить дополнительное финансирование в размере около 100 млн долл. на развитие инициатив в рамках Стратегического партнёрства США – АСЕАН4.

4. Biden joins U.S.-ASEAN summit, announces up to $102m in funding. NIKKEI 27.10.2021. Available at: >>>   (accessed 12.11.2021);
6 Заявленные направления сотрудничества являются логичным продолжением прошлых инициатив, и главной на повестке дня остаётся Индо-Тихоокеанская стратегия, однако акценты администрация Дж. Байдена расставляет по-своему. В частности, значительно большее внимание уделяется сотрудничеству США с союзниками.
7

На Восточноазиатском саммите, состоявшемся также в конце октября 2021 г., президент США объявил о намерении создать новую «экономическую основу для Индо-Тихоокеанского региона, которая определит общие цели в области упрощения процедур ведения торговли, стандартов для цифровой экономики и технологий, устойчивости цепочки поставок, декарбонизации и чистой энергии, инфраструктуры… и других областей, представляющих общий интерес»5.

5. Readout of President Biden’s Participation in the East Asia Summit. White House. October 27, 2021 Available at: >>> (accessed 14.11.2021).
8

АСЕАН является одним из крупнейших торговых партнёров Соединённых Штатов, и роль организации продолжает возрастать, особенно в условиях необходимости укрепления глобальных цепочек создания стоимости и диверсификации источников поставок. Общий объём двусторонней торговли товарами за 2019 г. в стоимостном выражении составил 292,4 млрд долл. Экспорт товаров составлял 86,1 млрд долл. США; импорт товаров – 206,3 млрд. Дефицит торговли товарами США с АСЕАН за 2019 г. составил 120,2 млрд долларов6.

6. Association of Southeast Asian Nations. Office of the United States Trade Representative. Available at: >>> (accessed 02.10.2021).
9

АСЕАН – крупнейший реципиент американских ПИИ, накопленный объём которых на 2019 г. был 338 млрд долл. – больше, чем американские ПИИ в КНР (не считая Гонконга), Индии, Японии и Южной Корее. Прямые инвестиции США в АСЕАН составляют более трети американских инвестиций в экономику Индо-Тихоокеанского региона7.

7. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: >>> (accessed 10.09.2021).
10

Экономики Соединённых Штатов и стран Юго-Восточной Азии в значительной степени дополняют друг друга. Для ЮВА Соединённые Штаты являются важным источником электротехники, самолётов и сельскохозяйственной продукции. В то же время США являются рынком сбыта электронного оборудования, одежды и сельскохозяйственной продукции (включая каучук и сопутствующие товары), производимых в Юго-Восточной Азии. Электрооборудование является значимой статьёй как американского экспорта, так и американского импорта товаров из АСЕАН, что является результатом вовлечённости стран ЮВА в производство товаров в рамках глобальных цепочек создания стоимости8.

8. Tran, K.M. U.S.–Southeast Asia Trade Relations in an Age of Disruption. Center for International and Strategic Studies. June 27, 2019 Available at: >>> (Accessed 15.09.2021).
11

С прогнозируемыми ежегодными темпами роста более 5,5%, АСЕАН к 2030 г. может обогнать Индию и Японию9.

9. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: >>> (accessed 10.09.2021).
12

Россия может пользоваться возникающими возможностями и развивать экономическую интеграцию со странами АСЕАН.

13

Основные характеристики экономического сотрудничества между США и АСЕАН

 

Экономические связи между США и АСЕАН были формализованы в рамках Рамочного соглашения по торговле и инвестициям в 2006 г. и Расширенного рабочего плана по экономическому взаимодействию в 2012 г. В отдалённой перспективе это соглашение может стать основой для двустороннего ССТ. К тому же, отдельные Рамочные соглашения по торговле и инвестициям существуют между США и каждой страной АСЕАН, что позволяет сторонам более предметно работать над задачами двустороннего экономического взаимодействия. Торговый представитель США участвует в ежегодных консультациях во время встреч министров экономики стран АСЕАН10.

10. Ibidem.
14

Экономическое сообщество АСЕАН стремится снизить или устранить торговые барьеры, чтобы облегчить свободное перемещение товаров, услуг, капитала и квалифицированной рабочей силы в регионе ЮВА. Для ускорения таможенного оформления грузов и содействия экономической интеграции был разработан механизм «единого таможенного окна» АСЕАН. Агентство США по международному развитию оказывало помощь в разработке и запуске этого инструмента, который позволяет обмениваться таможенной информацией и данными в электронной форме. «Единое окно» заработало в полную силу в начале 2020 года11.

11. USAID’s Role in Advancing the U.S. Vision for a Free and Open Indo-Pacific. U.S. Agency for International Development. January, 2021. Available at: >>> (accessed 03.09.2021).
15

В 2019 г. АСЕАН была четвёртым по величине экспортным рынком для американских товаров. В страны Ассоциации экспортируют товары и услуги почти 42 тыс. американских компаний, и этот экспорт прямо или косвенно поддерживает более 625 тыс. рабочих мест в США. Экспорт из США в АСЕАН составлял в стоимостном выражении 86,1 млрд долл., что на 60,1% больше, чем в 2009 г. Основными категориями экспортных товаров были электротехника (15 млрд долл.), оборудование (9,7 млрд долл.), продукция авиапромышленности (9,1 млрд долл.), минеральное топливо (7,1 млрд долл.), а также оптические и медицинские приборы (5,6 млрд долл.). Объём экспорта сельскохозяйственной продукции в 2019 г. был довольно значительным и составил 13 млрд долл. Основные категории включали хлопок (2,2 млрд долл.), соевые бобы (2 млрд долл.), пшеницу (1,4 млрд долл.), соевую муку (1,2 млрд долл.) и молочные продукты (932 млн долл.)12.

12. Association of Southeast Asian Nations. Office of the United States Trade Representative. Available at: >>> (accessed 02.10.2021);
16

Экспорт услуг из США в АСЕАН в 2019 г. оценивался в 39 млрд долл., что на 145% больше, чем в 2009 г. Лидирующие позиции в экспорте услуг занимали исследования и разработки, профессиональные и управленческие услуги, а также туризм13.

13. Association of Southeast Asian Nations. Office of the United States Trade Representative. Available at: >>> (accessed 02.10.2021).
17 Импорт товаров в США из стран АСЕАН в 2019 г. составил 206,3 млрд долларов, что на 124,0% больше, чем в 2009 г. Основными категориями импорта в 2019 г. были электротехника (64 млрд долл.), оборудование (24 млрд долл.), трикотажные изделия (14 млрд долл.), мебель и постельные принадлежности (11 млрд долл.) и одежда из тканых материалов (9,6 млрд долл.).
18 Общий объём импорта сельскохозяйственной продукции США из АСЕАН в 2019 г. составил 13 млрд долл. Основные категории включали тропические масла (1,7 млрд долл.), лесные орехи (1,3 млрд долл.), каучук и сопутствующие товары (1,3 млрд долл.), переработанные фрукты и овощи (755 млн долл.) и рис (658 млн долл.).
19 Импорт услуг из АСЕАН в США в 2019 г. оценивается в 23,3 млрд долл., что на 117% больше, чем в 2009 г. Лидирующие позиции по импорту услуг из АСЕАН в США занимали такие отрасли, как путешествия, исследования и разработки, а также транспорт.
20 Дефицит торговли товарами США с АСЕАН составил 120,2 млрд долл. в 2019 году.
21

Положительное сальдо торговли услугами США с АСЕАН в 2019 г. составило примерно 15,7 млрд долл., что на 208% больше, чем в 2009 году14.

14. Ibid.
22

Накопленный объём американских ПИИ в АСЕАН составил 338,3 млрд долл. в 2019 г. В АСЕАН работает более 6200 американских компаний. Многие из них используют страны Ассоциации в качестве производственной базы для экспорта в пределах региона и в другие страны15. Этот процесс значительно упрощается благодаря наличию у АСЕАН соглашений о свободной торговле с экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона. Американские компании, многие из которых работают сразу в нескольких государствах – членах АСЕАН, формируют ГЦСС с участием местных поставщиков и подрядчиков.

15. Ibid;
23

Страны АСЕАН инвестировали в Соединённые Штаты более 24,9 млрд долл. Сингапур является крупнейшим инвестором среди государств – членов АСЕАН (более 21 млрд долл.), за ним следуют Таиланд (2 млрд) и Малайзия (1 млрд долл.). С 2003 г. почти 8 млрд долл. было инвестировано в новые проекты в 34 штатах и округе Колумбия16.

16. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: >>> (accessed 10.09.2021).
24

На Сингапур приходится непропорционально бóльший поток американских инвестиций, чем на остальные страны АСЕАН (в 2019 г. накопленный объём американских ПИИ в Сингапуре составлял около 260 млрд долл.17). В стране ведут операции более 4500 американских фирм18. Такое положение дел создаёт впечатление, что Сингапур является крупнейшим реципиентом американских ПИИ, а также крупнейшим региональным инвестором. Однако большая часть потока ПИИ из США и других крупных стран-инвесторов направляется в Сингапур для перераспределения в другие страны ЮВА и экономики АТР, что необходимо учитывать при оценке движения капитала в регионе.

17. Balance of Payments and Direct Investment Position Data. Bureau of Economic Analysis. Available at: >>> (accessed 09.02.2022).

18. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: >>> (accessed 10.09.2021).
25

В последние годы американские ТНК продолжают активно расширять свои операции в Сингапуре. Многие американские бренды используют Сингапур как ворота для доступа к инновационным проектам в регионе. К примеру, в период с 2015 по 2020 г. «Кока-Кола» (Coca-Cola) инвестировала более 100 млн долл. США в развитие дополнительных услуг с высокой добавленной стоимостью, таких как новые технологии, инновации и исследования. «Гугл» (Google) выбрал Сингапур в качестве одного из двух азиатских городов для размещения своих центров обработки данных19.

19. ASEAN Business Outlook Survey: ASEAN’s Role in the Asia-Pacific. American Chamber of Commerce in Singapore. May, 2021. Available at: >>> (accessed 08.09.2021).
26

Однако, хотя двусторонняя торговля и потоки инвестиций имеют преобладающее значение, у экономического взаимодействия между США и АСЕАН есть и другие составляющие, без которых его понимание не может считаться полным. Подробный анализ был проведён американской Торговой палатой в 2017 г. По их оценкам, на 2015 г. объём двусторонней торговли и прямых инвестиций составлял 526,2 млрд долл., но общий стоимостный объём экономического взаимодействия был существенно больше – 672,1 млрд долл. Важный вклад в этот показатель вносили продажи на внутренних рынках, которые составили 113,2 млрд долл., 23,3 млрд долл. приходились на финансовые потоки между странами и 9,4 млрд долл. составили государственные доходы от деятельности американских компаний в АСЕАН. Авторы исследования подчёркивают, что их методика даёт приблизительные, но, вероятно, заниженные результаты. Таким образом, уже в 2015 г. выгоды от торговли и инвестиций были больше, чем об этом позволяют судить основные показатели, находящиеся в открытом доступе20.

20. Abduh M., Ardie A., Milne P. The ASEAN Big Number Report: Big, Bigger, Biggest. The U.S. Chamber of Commerce. September, 2017. Available at: >>> (Accessed 06.07.2021)
27

Американские инвестиции в странах ЮВА и новые тенденции: противостояние США и Китая, диверсификация поставок, борьба с пандемией COVID-19

 

В 2019 г. наблюдался самый значительный приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику АСЕАН в истории. Их объём составил 182 млрд долл., что сделало регион крупнейшим получателем прямых иностранных инвестиций в развивающемся мире. В 2020 г. из-за воздействия последствий пандемии ПИИ в АСЕАН сократились на 45 млрд долл. (-25%). Но, несмотря на сокращение притока инвестиций, доля ЮВА в мировых ПИИ выросла с 11,9% в 2019 г. до 13,7% в 2020 г., что свидетельствует о привлекательности региона для инвесторов. При этом ПИИ американских компаний не только не сократились, но даже немного выросли (34,7 млрд долл. в 2020 г. по сравнению с 34,6 млрд в 2019 г.)21.

21. ASEAN Investment Report 2021. UNCTAD. September, 2021. Available at: >>> (accessed 08.07.2021).
28 Во многом растущий приток капитала из США объясняется стремлением американских предприятий диверсифицировать источники поставок и повысить устойчивость своих ГЦСС.
29 Перемещение производства в АСЕАН не является новым явлением, особенно для американских фирм. Особенностью последней «волны» перемещений является их причина: ТНК переносят производство не только из-за необходимости сокращать затраты, как это было раньше, но и из-за наличия дополнительных соображений. Перемещение мощностей американских ТНК из Китая в страны АСЕАН было обусловлено как ростом затрат в Китае, так и торговой войной между КНР и США и вызванными ею ростом рисков и неопределённости. Нарушение цепочек поставок из-за пандемии ещё больше мотивировало компании открывать филиалы и искать подрядчиков в АСЕАН по схеме «Китай+1».
30 Некоторые компании – лидеры в производстве электроники убедили своих поставщиков диверсифицировать и обеспечить поставки из других стран, в первую очередь, из АСЕАН. Например, в 2019 г. «Эппл» (Apple, США), у которой имеется целая сеть цепочек поставок продукции в регионе, договорилась с GoerTek (Китай), ведущим сборщиком AirPods, о переносе части производства во Вьетнам. Другие поставщики «Эппл», такие как поставщик беспроводных наушников Luxshare Precision Industry (Китай) и сборщик AirPods компания Inventec (Тайвань) последовали этому примеру. Некоторые ТНК в 2020 г. переместили часть своих мощностей из Китая, Японии и других стран в Индонезию. К числу этих предприятий относятся LG (Республика Корея), выпускающая электронику, и Aplan Lighting (США), работающая с альтернативными источниками энергии.
31

Однако опрос, проведённый AmCham Shanghai и PwC в 2020 г., показал, что около 71% из более чем 200 респондентов, либо имеющих собственные производственные мощности в Китае, либо осуществляющих аутсорсинг и делегирующих производственные процессы местным компаниям, не собираются переносить мощности из КНР, а 14% намерены вынести часть производства за пределы Соединённых Штатов22. Таким образом, отдельные американские компании передислоцируют часть своей деятельности в соседние страны с более низкими затратами, например, в Юго-Восточную Азию, но в целом бизнес не планирует массового «бегства» из Китая. Многие фирмы предпочитают переносить производство на территорию стран ЮСМКА.

22. Ibid.
32 В то же время торговая война между США и Китаем создаёт для стран ЮВА ряд новых возможностей.
33 Диверсификацией поставок вынуждены заниматься и китайские компании. Введённые США тарифы на импорт китайских товаров побудили китайских экспортёров и поставщиков продукции на американский рынок искать альтернативные районы для размещения производства, одним из таких мест являются страны Юго-Восточной Азии. АСЕАН активно привлекает дополнительные китайские инвестиции.
34 В итоге многие страны Юго-Восточной Азии увеличили свой экспорт в США, в особенности заметным был рост экспорта из Вьетнама. Поскольку администрация Дж. Байдена пока не отменяет большую часть тарифных ограничений на китайские товары, у компаний из Юго-Восточной Азии остаётся возможность пользоваться преимуществами, повысить свою конкурентоспособность и увеличить долю на американском рынке.
35

Перспективные направления сотрудничества и соперничество США с Китаем в ЮВА

 

После начала пандемии государства – члены АСЕАН активно работали над привлечением инвестиций в инфраструктурные проекты, потребность в дополнительном финансировании которых в регионе ЮВА огромна и оценивается в 2015–2030 гг. в размере 110–184 млрд долл. в год. Эта оценка включает такие отрасли как транспорт, энергетика и телекоммуникации.

36

При этом растёт поток ПИИ из Китая, как в форме акционерного, так и неакционерного участия в производстве, в том числе путём заключения контрактов. Большая часть сделок заключалась в таких отраслях, как транспорт, энергетика и телекоммуникации, и многие из проектов реализуются в рамках инициативы «Один пояс – один путь». ПИИ из Китая выросли за последнее десятилетие на 65%, со среднегодового уровня в 6,9 млрд долл. в 2011–2015 гг. до среднегодового уровня в 11,5 млрд долл. в 2016–2020 гг., что увеличило долю КНР в общем объёме прямых иностранных инвестиций в АСЕАН с 6,2% до 7,9%23.

23. Ibid.
37

В июне 2021 г. президент Байден встретился с лидерами стран Группы семи, чтобы обсудить вопросы стратегического соперничества с Китаем и поддержку инвестиционных проектов в странах с низким и средним уровнем доходов, где существует значительная потребность в создании инфраструктуры. На саммите была предложена глобальная инициатива «Построить лучший мир» (Build Back Better World, B3W), призванная создать партнёрство, возглавляемое демократическими странами, с целью помочь развивающимся экономикам реализовать инфраструктурные проекты на сумму более 40 трлн долл. В рамках этой инициативы страны Группы семи и другие единомышленники будут координировать деятельность по привлечению частного капитала в четырёх основных областях – климат, здравоохранение, цифровые технологии и обеспечение гендерного равенства. Проект будет реализовываться глобально, в том числе в странах АТР24.

24. Fact Sheet: President Biden and G7 Leaders Launch Build Back Better World (B3W) Partnership. The White House. June 12, 2021. Available at: >>> style="text-decoration: underline;"> (Accessed 15.06.2021).
38

США уже многие годы участвуют в ряде инициатив по развитию инфраструктуры стран АСЕАН. Одним из текущих крупных проектов является Сеть инфраструктурных транзакций и оказания помощи (Infrastructure Transaction and Assistance Network, ITAN). Этот проект осуществляется Агентством США по международному развитию (USAID) в странах Индо-Тихоокеанского региона, в том числе в АСЕАН. На Филиппинах с поддержкой этой структуры с 2012 по 2017 г. удалось снизить транспортные и логистические затраты и повысить конкурентоспособность промышленности. Это привело к новым инвестициям на сумму около 5 млрд долл. в дорожную инфраструктуру, электричество и развитие бизнеса в стране. На Филиппинах и во Вьетнаме также реализовывался План развития энергетики, целью которого было помочь странам модернизировать свои электрические сети и диверсифицировать источники энергии25.

25. Rakhmat M.Z., Turdmuzi A. Australia, the US, and the Race for ASEAN’s Infrastructure. The Diplomat. December 18, 2019. Available at: >>> (accessed 08.08.2021).
39

Для поддержки проектов Сети Агентство США по международному развитию создало в 2018 г. ещё один проект, Консультативный фонд по транзакциям (Transaction Advisory Fund, TAF). Фонд в первую очередь специализируется на оказании юридических услуг в сфере переговоров по контрактам и оценке заявок или предложений26.

26. Infrastructure Transaction Advisory Services. The US Department of State. Available at: >>> (Accessed 07.09.2021).
40

В этой сфере также работает Партнёрство США и АСЕАН по развитию умных городов (US-ASEAN Smart Cities Partnership, USASCP)27.

27. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: >>> (accessed 10.09.2021);
41 К числу наиболее важных относятся и совместные проекты в сфере энергетики, включая проект «Энергетическое соединение» (Energy Connect) в рамках инициативы US-ASEAN Connect и инициатива Asia EDGEEnhancing Development and Growth through Energy. В рамках последней правительство США направило более 800 млн долл. частных и государственных инвестиций на финансирование проектов в Индонезии и во Вьетнаме.
42

Кроме того, Американская корпорация по финансированию международного развития (US International Development Finance Corporation, DFC) вложила более 1 млрд долларов в развитие проектов в странах АСЕАН и планирует к 2025 г. привлечь до 12 млрд долл. новых инвестиций из частного сектора28.

28. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: >>> (accessed 10.09.2021).
43

А в рамках Партнёрства Меконг – США с 2009 по 2021 г. американское правительство инвестировало в помощь пяти странам субрегиона более 4,3 млрд долларов29.

29. The Mekong-U.S. Partnership and the Friends of the Mekong: Proven Partners for the Mekong Region. The US State Department. Office of the Spokesperson. August 3, 2021. Available at: >>> (accessed 12.09.2021).
44 Особую актуальность в период пандемии приобрело сотрудничество в сфере здравоохранения и содействия развитию. За последние 20 лет Соединённые Штаты вложили более 3,5 млрд долл. в поддержку здравоохранения в странах АСЕАН. В 2019 г. Соединённые Штаты и АСЕАН выступили с инициативой «Будущее здоровья» США и АСЕАН (US-ASEAN Health Futures), которая направлена на проведение совместных исследований в области здравоохранения, укрепление его потенциала в регионе и развитие человеческого капитала.
45

Соединённые Штаты уже предоставили членам АСЕАН экстренную помощь для борьбы с пандемией COVID-19 на сумму более 194 млн долл., а также более 31 млн доз вакцины30.

30. Secretary Blinken’s Participation in the U.S.-ASEAN Foreign Ministers’ Meeting. The US State Department. Office of the Spokesperson. August 04, 2021. Available at: >>> (Accessed 10.09.2021).
46

Перспективы экономического сотрудничества АСЕАН и США: приоритетные направления и конкуренция

 

АСЕАН является самым быстрорастущим интернет-рынком в мире. Американские компании в регионе входят в число ведущих поставщиков мобильных устройств («Эппл» – 23% рынка), поисковых систем («Гугл» – 96%) и социальных сетей («Фейсбук» – 65%), вытесняя китайских конкурентов31.

31. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: >>> (accessed 10.09.2021).
47 Безусловно, сотрудничество в сфере развития цифровой экономики и инновационных отраслей производства будет одним из важнейших направлений взаимодействия США со странами Ассоциации.
48 До сих пор американские инициативы по поддержке цифровой экономики АСЕАН были хотя и результативными, но не очень масштабными.
49 Между тем именно этот сектор является одним из ключевых для успеха политики экономического сдерживания Китая, обеспечения безопасности и усиления американских позиций в регионе. КНР реализует свой «Цифровой Шёлковый путь», а ВРЭП поможет дальше продвигать китайские интересы. С учётом заявки КНР на вступление в ВПТТП, поданной в сентябре 2021 г., ситуация, в которой США не являются участником ни ВПТТП, ни ВРЭП, начинает выглядеть всё более тревожной для американского бизнеса, ведущего операции в АТР.
50

Как это сформулировано в заметке Джона Гойера, исполнительного директора Торговой палаты США по направлению Юго-Восточная Азия, «участие в решении вопросов создания цифровой экономики имеет решающее значение для сохранения экономического лидерства США в регионе»32.

32. Goyer J. VP’s Visit to Southeast Asia Affirms Need to Enhance U.S. Trade Ties. The US Chamber of Commerce. August 18, 2021. Available at: >>> (Accessed 25.08.2021).
51

У АСЕАН есть значительные возможности для развития цифровой экономики. Важно отметить, что в 2019 г. было подписано Соглашение АСЕАН об электронной торговле, а в 2021 г. оно вступает в силу. План работы по реализации Соглашения АСЕАН об электронной торговле на 2021–2025 гг. был одобрен на 53-й сессии министров экономики стран АСЕАН в сентябре 2021 года33.

33. Work Plan on the Implementation of ASEAN Agreement on Electronic Commerce. Association of Southeast Asian Nations. September, 2021. Available at: >>> (accessed 20.09.2021).
52 Новое соглашение между США и странами АСЕАН могло бы на время снять вопрос о возвращении США в ВПТТП, и в то же время оно могло бы способствовать выработке общего свода правил и стандартов для стран региона с опорой на уже существующие форматы взаимодействия в сфере цифровой экономики.
53

При разработке соглашения о цифровой торговле США – АСЕАН можно было бы учитывать уже имеющиеся документы. К их числу относятся ВПТТП, а также более детально проработанные ЮСМКА, Соглашение о цифровой торговле между США и Японией, Соглашение о цифровой торговле между Сингапуром и Австралией и Соглашение о партнёрстве в области цифровой экономики между Сингапуром, Новой Зеландией и Чили. Эти договорённости включают ряд важных аспектов, отсутствующих в ВПТТП, в том числе расширенные обязательства по трансграничным потокам данных, углублённое сотрудничество в области взаимодействия по обеспечению режима конфиденциальности и новые нормы обеспечения кибербезопасности34.

34. Cutler W., Meltzer J. Digital trade deal ripe for the Indo-Pacific. The Brookings Institution. April 5, 2021. Available at: >>> (accessed 10.07.2021).
54

Россия и АСЕАН: новые возможности

 

Россия могла бы использовать возникающие новые возможности для расширения сотрудничества с экономиками ЮВА по ряду отраслей. Есть соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, а также ЕАЭС и Сингапуром.

55

Двусторонний товарооборот в 2020 г. в стоимостном выражении составил 15,7 млрд долл., а объём ПИИ – 8,8 млрд35. Наиболее важными категориями российского экспорта в АСЕАН до пандемии были сырьевые товары, продукция низкой степени переработки и вооружения. Что важно, из стран АСЕАН Россия ввозит преимущественно готовую продукцию – к примеру, в 2017 г. 28,4% импорта составляли такие товары, как электротехника и оборудование. Крупнейшими рынками, на которые поступало три четверти российского экспорта, были Сингапур, Вьетнам и Малайзия. Крупнейшими покупателями российских вооружений были Вьетнам, Индонезия и Мьянма36. Данные экспертов Центра международной торговли демонстрируют, что объём российского экспорта в АСЕАН сократился ещё до пандемии, а в 2020 г. снизился до 5,6 млрд долл., но его структура оставалась прежней, с преобладанием в ней минеральных продуктов. Импорт из АСЕАН сократился незначительно, до 10,4 млрд долл. в 2020 г., и его основными категориями по-прежнему были продукция машиностроения, электромашиностроения и транспортные средства37.

35. The Tenth AEM-Russia Consultations 14 September 2021, Video Conference Meeting. Joint Media Statement. September, 2021. The Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: >>> (accessed 20.09.2021).

36. Kostyunina G.M. Russia-ASEAN Foreign Trade: Key Development Trends. Russian Foreign Economic Journal. March, 2019. Available at: >>> (Accessed 19.09.2021);

37. Повестка сотрудничества России и АСЕАН на полях ВЭФ. Центр международной торговли Москвы. 02.09.2021. Available at: >>> (accessed 15.09.2021).
56 Как свидетельствуют цифры, пока показатели двустороннего экономического сотрудничества можно назвать относительно скромными по сравнению с имеющимся потенциалом. В ситуации, когда темпы развития экономики ЮВА остаются высокими, было бы хорошо, если бы российские экспортёры смогли ввозить в АСЕАН больше продукции с высокой долей добавленной стоимости, а российские инвесторы чаще сотрудничали со странами АСЕАН в сфере торговли и производства высокотехнологичной продукции нового поколения.
57

Как указано в докладе по итогам внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2020 г. и в первом полугодии 2021 г., подготовленном Министерством экономического развития РФ, «согласована и утверждена Дорожная карта торгово-инвестиционного сотрудничества и Рабочая программа по её выполнению до 2025 г.», дальнейшее сотрудничество должно развиваться по трём приоритетным направлениям: торговля и инвестиции, цифровая трансформация и устойчивое развитие (в том числе, вопросы противодействия изменению климата). Также с Секретариатом АСЕАН был согласован проект о создании цифровой платформы по «умным» городам. «В рамках проекта планируется выработать схему взаимодействия между российской стороной и сетью ASEAN Smart Cities Network с целью продвижения отечественных технологических решений и финансовых практик в указанной сфере на рынок стран Юго-Восточной Азии»»38.

38. МЭР представило доклад об итогах внешнеэкономической деятельности РФ в 2020 году и I полугодии 2021 года. Министерство экономического развития РФ. 20 октября 2021 г. Available at: >>> (accessed 19.11.2021).
58

Отдельные положительные примеры сотрудничества в этой сфере уже есть. В июне 2021 г. российская разработка – IT-платформа для управления зарядной инфраструктурой электромобилей ZEVS – стала участником акселератора MoveSG, который принадлежит корпорации из Сингапура39.

39. IT-платформа ZEVS - первая среди российских компаний стала участником акселератора MOVESG в Сингапуре. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. July 07, 2021. Available at: >>>  (accessed 19.08.2021).
59

О внимании и интересе бизнес-сообщества к кооперации со странами АСЕАН в области развития инновационных технологий свидетельствует тот факт, что по инициативе Делового совета Россия – АСЕАН 2022 год планируется объявить Годом научно-технического сотрудничества Россия – АСЕАН, в рамках которого особое внимание будет уделено сферам науки, технологий и инноваций, которые в последние годы являются сферами взаимного интереса России и стран Ассоциации40.

40. Повестка сотрудничества России и АСЕАН на полях ВЭФ. Центр международной торговли Москвы. 02.09.2021. Available at: >>> (accessed 15.09.2021).
60

Президент В.В.Путин принимал участие как в последнем Восточноазиатском саммите, так и в саммите Россия – АСЕАН, состоявшемся 28 октября 202141. По итогам последней встречи был утверждён комплексный план действий по реализации стратегического партнёрства между РФ и АСЕАН на 2021–2025 гг. В рамках данного плана одним из приоритетов названо взаимодействие «по представляющим взаимный интерес направлениям торговли и инвестиций, включая, помимо прочего, "зелёные" технологии, финансовые технологии, расширение доступа к финансовым услугам, цифровую экономику и взаиморасч`ты в национальных валютах»42.

41. Латухина К. Путин на саммите Россия – АСЕАН призвал активизировать сотрудничество. Российская газета [Федеральный выпуск] № 248(8599) 28 октября 2021. Available at: >>> (accessed 19.11.2021).

42. Комплексный план действий по реализации стратегического партнёрства между Российской Федерацией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (2021–2025 годы). Сайт президента России. 28 октября 2021. Available at: >>> (accessed 19.11.2021).
61

Заключение

 

АСЕАН – одна из реально и успешно действующих интеграционных группировок в АТР, и сотрудничество с её членами необходимо США для решения вопросов поддержания безопасности в регионе, для углубления экономической интеграции и, наконец, для создания противовеса влиянию КНР.

62 Складывающаяся в регионе обстановка противостояния между США и Китаем создаёт напряжённость и увеличивает риски столкновений и торговых конфликтов, однако создаёт и новые возможности, в первую очередь, в сфере диверсификации ГЦСС, развития новейших технологий и формирования новых областей сотрудничества между странами. Одной из зон наиболее активного развития в регионе будет Экономическое сообщество АСЕАН.
63 Из шагов, предпринимаемых новой администрацией, видно, что США формируют в регионе сеть союзов, укрепляют свои связи с экономиками-партнёрами и будут в своей экономической дипломатии опираться на эти договорённости. По всей видимости, США будут больше инвестировать в разработки новейших ИКТ и создание цифровой инфраструктуры региона. Жёсткая позиция относительно Китая, который является крупнейшим инвестором для стран АСЕАН, заставит последних скорее дистанцироваться от Америки, нежели стремиться к углублению взаимодействия. В то же время сложившееся положение вещей позволяет странам АСЕАН получать выгоды от конкуренции между своими партнёрами, обеспечивая условия для переноса ГЦСС на свою территорию, привлекая инвестиции и ноу-хау, обновляя и создавая инфраструктуру и повышая уровень развития экономики и уровень жизни своих граждан.
64 В условиях, когда под воздействием пандемии и её последствий, американо-китайского противостояния и быстрого развития технологий ситуация в регионе остаётся нестабильной и постоянно меняется, у российских предприятий появляются дополнительные возможности встроиться в региональные ГЦСС и расширить своё взаимодействие с компаниями из АСЕАН, а также с компаниями, работающими в АСЕАН. Особенный интерес представляет сотрудничество в сфере развития новейших технологий и «умных городов» и по климатической повестке. Однако то обстоятельство, что Россия, как и США, не входит ни в одно крупное торговое объединение региона, может в дальнейшем отрицательно сказываться на конкурентоспособности российских предприятий. В связи с этим представляется необходимым регулярное комплексное осмысление вопросов интеграции российской экономики в АТР и, возможно, коррекция российской внешнеэкономической стратегии с целью гибкого реагирования на меняющиеся условия.

Библиография

1. Национальные и международные стратегии на Индо-Тихоокеанском пространстве: анализ и прогноз / Под ред. В.В. Михеева, В.Г. Швыдко. – М.: ИМЭМО РАН, 2020.

2. Сообщество АСЕАН в современном мире: монография / Г.М. Локшин, Е.В. Кобелев, В.М. Мазырин. М.: ИД «ФОРУМ», 2019. 296 с. C.199-216;

3. Shastry V. FDI in the ASEAN States: The Engine that Roared. National Bureau of Asian Research. October 2021. Asia Policy, Volume 16, Number 4, 1–64 Available at: https://www.nbr.org/publication/fdi-in-the-asean-states-the-engine-that-roared/ (accessed 15.11.2021).

4. Biden joins U.S.-ASEAN summit, announces up to $102m in funding. NIKKEI 27.10.2021. Available at: https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/Biden-joins-U.S.-ASEAN-summit-announces-up-to-102m-in-funding# (accessed 12.11.2021); Fact Sheet: New Initiatives to Expand the U.S.-ASEAN Strategic Partnership. White House. October 26, 2021 Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/10/26/fact-sheet-new-initiatives-to-expand-the-u-s-asean-strategic-partnership/ (accessed 12.11.2021).

5. Readout of President Biden’s Participation in the East Asia Summit. White House. October 27, 2021 Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/10/27/readout-of-president-bidens-participation-in-the-east-asia-summit/ (accessed 14.11.2021).

6. Association of Southeast Asian Nations. Office of the United States Trade Representative. Available at: https://ustr.gov/countries-regions/southeast-asia-pacific/association-southeast-asian-nations-asean (accessed 02.10.2021).

7. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: https://www.eastwestcenter.org/events/launch-the-5th-edition-asean-matters-americaamerica-matters-asean (accessed 10.09.2021).

8. Tran, K.M. U.S.–Southeast Asia Trade Relations in an Age of Disruption. Center for International and Strategic Studies. June 27, 2019 Available at: https://www.csis.org/analysis/us-southeast-asia-trade-relations-age-disruption (Accessed 15.09.2021).

9. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: https://www.eastwestcenter.org/events/launch-the-5th-edition-asean-matters-americaamerica-matters-asean (accessed 10.09.2021).

10. Ibidem.

11. USAID’s Role in Advancing the U.S. Vision for a Free and Open Indo-Pacific. U.S. Agency for International Development. January, 2021. Available at: https://www.usaid.gov/indo-pacific-vision (accessed 03.09.2021).

12. Association of Southeast Asian Nations. Office of the United States Trade Representative. Available at: https://ustr.gov/countries-regions/southeast-asia-pacific/association-southeast-asian-nations-asean (accessed 02.10.2021); ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: https://www.eastwestcenter.org/events/launch-the-5th-edition-asean-matters-americaamerica-matters-asean (accessed 10.09.2021).

13. Association of Southeast Asian Nations. Office of the United States Trade Representative. Available at: https://ustr.gov/countries-regions/southeast-asia-pacific/association-southeast-asian-nations-asean (accessed 02.10.2021).

14. Ibid.

15. Ibid; ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: https://www.eastwestcenter.org/events/launch-the-5th-edition-asean-matters-americaamerica-matters-asean (accessed 10.09.2021).

16. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: https://www.eastwestcenter.org/events/launch-the-5th-edition-asean-matters-americaamerica-matters-asean (accessed 10.09.2021).

17. Balance of Payments and Direct Investment Position Data. Bureau of Economic Analysis. Available at: https://apps.bea.gov (accessed 09.02.2022).

18. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: https://www.eastwestcenter.org/events/launch-the-5th-edition-asean-matters-americaamerica-matters-asean (accessed 10.09.2021).

19. ASEAN Business Outlook Survey: ASEAN’s Role in the Asia-Pacific. American Chamber of Commerce in Singapore. May, 2021. Available at: https://m2q6x9u7.stackpathcdn.com/wp-content/uploads/2021/05/Riding-The-Lion-240521.pdf (accessed 08.09.2021).

20. Abduh M., Ardie A., Milne P. The ASEAN Big Number Report: Big, Bigger, Biggest. The U.S. Chamber of Commerce. September, 2017. Available at: https://www.uschamber.com/report/the-asean-big-number-report-big-bigger-biggest (Accessed 06.07.2021)

21. ASEAN Investment Report 2021. UNCTAD. September, 2021. Available at: https://unctad.org/webflyer/asean-investment-report-2021 (accessed 08.07.2021).

22. Ibid.

23. Ibid.

24. Fact Sheet: President Biden and G7 Leaders Launch Build Back Better World (B3W) Partnership. The White House. June 12, 2021. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/06/12/fact-sheet-president-biden-and-g7-leaders-launch-build-back-better-world-b3w-partnership/ (Accessed 15.06.2021).

25. Rakhmat M.Z., Turdmuzi A. Australia, the US, and the Race for ASEAN’s Infrastructure. The Diplomat. December 18, 2019. Available at: https://thediplomat.com/2019/12/australia-the-us-and-the-race-for-aseans-infrastructure/ (accessed 08.08.2021).

26. Infrastructure Transaction Advisory Services. The US Department of State. Available at: https://www.state.gov/development-finance/taf (Accessed 07.09.2021).

27. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: https://www.eastwestcenter.org/events/launch-the-5th-edition-asean-matters-americaamerica-matters-asean (accessed 10.09.2021); U.S.-ASEAN Smart Cities Partnership (USASCP). Available at: https://www.usascp.org/home-page (Accessed 10.09.2021).

28. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: https://www.eastwestcenter.org/events/launch-the-5th-edition-asean-matters-americaamerica-matters-asean (accessed 10.09.2021).

29. The Mekong-U.S. Partnership and the Friends of the Mekong: Proven Partners for the Mekong Region. The US State Department. Office of the Spokesperson. August 3, 2021. Available at: https://www.state.gov/the-mekong-u-s-partnership-and-the-friends-of-the-mekong-proven-partners-for-the-mekong-region/ (accessed 12.09.2021).

30. Secretary Blinken’s Participation in the U.S.-ASEAN Foreign Ministers’ Meeting. The US State Department. Office of the Spokesperson. August 04, 2021. Available at: https://www.state.gov/secretary-blinkens-participation-in-the-u-s-asean-foreign-ministers-meeting/ (Accessed 10.09.2021).

31. ASEAN matters for America/America matters for ASEAN. East-West Center. June, 2021. Available at: https://www.eastwestcenter.org/events/launch-the-5th-edition-asean-matters-americaamerica-matters-asean (accessed 10.09.2021).

32. Goyer J. VP’s Visit to Southeast Asia Affirms Need to Enhance U.S. Trade Ties. The US Chamber of Commerce. August 18, 2021. Available at: https://www.uschamber.com/series/above-the-fold/vp-s-visit-southeast-asia-affirms-need-enhance-us-trade-ties (Accessed 25.08.2021).

33. Work Plan on the Implementation of ASEAN Agreement on Electronic Commerce. Association of Southeast Asian Nations. September, 2021. Available at: https://asean.org/book/work-plan-on-the-implementation-of-asean-agreement-on-electronic-commerce/ (accessed 20.09.2021).

34. Cutler W., Meltzer J. Digital trade deal ripe for the Indo-Pacific. The Brookings Institution. April 5, 2021. Available at: https://www.brookings.edu/opinions/digital-trade-deal-ripe-for-the-indo-pacific/ (accessed 10.07.2021).

35. The Tenth AEM-Russia Consultations 14 September 2021, Video Conference Meeting. Joint Media Statement. September, 2021. The Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: https://www.economy.gov.ru/material/file/7e7ff3942132a937b0220e91cf0311a2/aem-russia-consultations-2021.pdf (accessed 20.09.2021).

36. Kostyunina G.M. Russia-ASEAN Foreign Trade: Key Development Trends. Russian Foreign Economic Journal. March, 2019. Available at: http://www.rfej.ru/rvv/id/500492f50/$file/43-59.pdf (Accessed 19.09.2021); Костюнина Г.М. Интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Монография / Г.М.Костюнина. — М.: МГИМО-Университет, 2019.

37. Повестка сотрудничества России и АСЕАН на полях ВЭФ. Центр международной торговли Москвы. 02.09.2021. Available at: https://corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/povestka-sotrudnichestva-rossii-i-asean-na-polyakh-vef/ (accessed 15.09.2021).

38. МЭР представило доклад об итогах внешнеэкономической деятельности РФ в 2020 году и I полугодии 2021 года. Министерство экономического развития РФ. 20 октября 2021 г. Available at: https://economy.gov.ru/material/news/mer_predstavilo_doklad_ob_itogah_vneshneekonomicheskoy_deyatelnosti_rf_v_2020_godu_i_i_polugodii_2021_goda.html (accessed 19.11.2021).

39. IT-платформа ZEVS - первая среди российских компаний стала участником акселератора MOVESG в Сингапуре. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. July 07, 2021. Available at: https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!itplatforma_zevs__pervaya_sredi_rossiyskih_kompaniy_stala_uchastnikom_akseleratora_movesg_v_singapure (accessed 19.08.2021).

40. Повестка сотрудничества России и АСЕАН на полях ВЭФ. Центр международной торговли Москвы. 02.09.2021. Available at: https://corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/povestka-sotrudnichestva-rossii-i-asean-na-polyakh-vef/ (accessed 15.09.2021).

41. Латухина К. Путин на саммите Россия – АСЕАН призвал активизировать сотрудничество. Российская газета [Федеральный выпуск] № 248(8599) 28 октября 2021. Available at: https://rg.ru/2021/10/28/putin-na-sammite-rossiia-asean-prizval-aktivizirovat-sotrudnichestvo.html (accessed 19.11.2021).

42. Комплексный план действий по реализации стратегического партнёрства между Российской Федерацией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (2021–2025 годы). Сайт президента России. 28 октября 2021. Available at: http://kremlin.ru/supplement/5726/print (accessed 19.11.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести