Asian American political participation: trends, developments and perspectives
Table of contents
Share
QR
Metrics
Asian American political participation: trends, developments and perspectives
Annotation
PII
S207054760008138-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Gleb Aleksandrov 
Occupation: Research Fellow
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The demographic changes in the US have influenced the political life of the country in recent decades, and will continue to do so in the future with growing intensity. One of the key trends in US demographics since the early 1990s, and especially in the last decade, is the rapid of growth of the Asian American community. According to most estimates, by 2050, Asian Americans will be the largest group among recent immigrants, and will constitute a significant proportion of the population in general. Yet the political activity of this community, including its growing importance in local and state-level elections, remains understudied. The significant changes in both the nature and the political orientation of this activity which took place in the last few years are generally overlooked. The purpose of this article is to examine those recent developments and the possibilities of future transformations.

Keywords
Asian Americans, political participation, voter turnout, political orientation, Chinese-Americans, Indian-Americans, Philippino-Americans, political identity, shifting political preferences, affirmative action
Received
23.09.2019
Date of publication
20.12.2019
Number of purchasers
83
Views
2643
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
1

Американцы азиатского происхождения в демографической картине США

 

Одна из ключевых демографических тенденций последних лет в США – рост численности американцев азиатского происхождения. В 2015 г. она составляла 20,417 млн человек, причём темпы увеличения её численности достигают 72% за 15 лет1.

1. Lopez G., Ruiz N.G., Patten E. Key facts about Asian Americans, a diverse and growing population // Pew Research Center. 08.09.2017. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).
2 Перепись населения, а следом за ней и большинство существующих исследований, включают в эту категорию иммигрантов из стран Индостана, Индокитая и Юго-Восточной Азии от Пакистана до Японии. Выходцы с Ближнего Востока в неё не входят и записываются в переписи населения либо как «белые», либо в отдельную группу.
3 Наиболее многочисленны среди американцев азиатского происхождения выходцы из Китая (24%), Индии (20%) и Филиппин (20%). Остальные 36% делят между собой представители 16 стран, самыми многочисленными из которых являются вьетнамцы, корейцы и японцы.
4

Pост численности выходцев из Азии достигается преимущественно за счёт миграции. Процент иммигрантов первого поколения высок среди наиболее многочисленных групп выходцев из Азии – за пределами США родились 63% проживающих в стране китайцев, 69% индийцев и 52% филиппинцев. Значительная часть иммигрантов из Азии прибыла в последние 15 лет. Так, численность американцев родом с Филиппин за этот период выросла с 2,3 до 3,8 млн человек, китайцев – с 2,8 до 4,9 млн человек, индийцев – с 1,9 до 3,9 млн человек2.

2. Ibid.
5

Согласно прогнозам, к 2050 г. белое неиспаноязычное население США перестанет быть большинством (составив 47,3% населения)3. К этому же моменту американцы азиатского происхождения станут крупнейшей группой среди иммигрантов в США (38%), а доля выходцев из Азии в населении США в целом достигнет 9,1%4.

3. ProQuest Statistical Abstract of the United States - 2016. Lanham, MD: Bernan Press, 2016.

4. Ibid.
6 Категория «американцы азиатского происхождения» была создана в первую очередь для удобства статистики и учёта. При сборе статистических данных в одну группу попадают и потомки китайских мигрантов, семьи которых живут в США уже больше века, и японские и индийские студенты, и прибывшие в Америку в последние пять лет беженцы из Бирмы. Различаются их материальное положение, уровень образования и занятости, ценности и культурные особенности.
7

Ключевыми характеристиками выходцев из Азии считаются высокий уровень доходов и образования. Средний доход таких семей составляет 73,6 тыс. долл. в год, по сравнению с 53,6 тыс. долл. в год в среднем по стране, 51% выходцев из Азии имеют степень бакалавра (30% в среднем по стране). На практике доходы, например, выходцев из Индии много выше среднего по группе (до 100 тыс. долл. в год), в то время как доходы бирманцев или непальцев много ниже средних по стране (соответственно 36 тыс. и 43,5 тыс. долл. в год). То же касается и образовательного уровня – процент лиц с высшим образованием среди, например, лаосцев и бутанцев (16% и 9%) намного ниже среднего по стране5.

5. Lopez G., Ruiz N.G., Patten E. Key facts about Asian Americans, a diverse and growing population // Pew Research Center. 08.09.2017. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).
8

На федеральном уровне американцы азиатского происхождения составляют заметную часть электората, на местном же их политический вес может быть ещё выше. Выходцы из Азии, как и другие иммигранты, склонны к компактному проживанию. В отдельных регионах, в первую очередь в штатах Нью-Йорк и Калифорния и на Гавайях, где в отдельных округах они могут составлять до трети населения6.

6. United States - Asian Population Percentage, 2013 by State // IndexMundi.com. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).
9 Так или иначе, речь идёт о достаточно многочисленной и активно растущей группе населения, до недавнего времени не игравшей значительной роли в политической жизни США.
10

Электоральная активность

 

Численность американцев азиатского происхождения постоянно растёт, но их электоральная активность до последнего времени оставалась невысокой. Ещё в 1999 г. отдельные исследователи предсказывали рост этой активности7, но его так и не произошло. Лишь 47% выходцев из Азии, имеющих право голосовать, действительно приходят на участки, в то время как для афроамериканцев доля голосующих избирателей составляет 67%, для неиспаноязычных белых – 64% (активнее всего голосуют индийцы –62%, наименее активно – китайцы, 41%)8.

7. Iyer D. A Growing Electorate: Asian Pacisifc American Political Participation in the 1990s and Beyond // In Defense of the Alien. Vol. 22 (1999), pp. 116-122.

8. Ramakrishnan K. The Asian American Vote in 2016: Record Gains, but Also Gaps // Demographic Data & Policy Research On Asian Americans & Pacific Islanders. 19.05.2017. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).
11

Причины низкой электоральной активности американцев азиатского происхождения неоднократно рассматривались в научной литературе. Её пытались объяснить, по аналогии с низкой электоральной активностью выходцев из Латинской Америки, социально-экономическими факторами – уровнем доходов и образования, высоким процентом молодёжи среди представителей группы и небольшой долей получивших гражданство среди многочисленных иммигрантов. Но американцам азиатского происхождения, напротив, свойственны, высокий уровень доходов и образования, сбалансированная возрастная структура и значительный процент натурализующихся9.

9. Huang T. The myth of political participation among Asian Americans // The University of Texas at Austin. 05.2012. Available at: >>> (accessed 23.09.2019); Oh S. Group Membership and Context of Participation in Electoral Politics among Korean, Chinese, and Filipino Americans // Development and Society. Vol. 42, No. 1 (June 2013), pp. 137-160.
12

Ряд исследователей считают, что недавно натурализовавшиеся граждане склонны голосовать активней. Этот вывод, сделанный на основе изучения латиноамериканского сообщества, также не применим к выходцам из Азии. Учитывая рост численности за счёт иммиграции, их электоральная активность должна была бы оказаться достаточно высокой10.

10. Oh S. Group Membership and Context of Participation in Electoral Politics among Korean, Chinese, and Filipino Americans // Development and Society. Vol. 42, No. 1 (June 2013), pp. 137-160.
13

Высказывалось и прямо противоположное предположение. Электоральная активность может возрастать по мере интеграции в американское общество. Согласно этой гипотезе, иммигранты второго поколения должны голосовать больше иммигрантов первого поколения. В 2013 г. это предположение подтвердилось, но разрыв между количеством голосующих в разных поколениях был весьма невелик11. Кроме того, авторы данной статьи рассматривали исключительно иммигрантов первого и второго поколения, не учитывая, что в наиболее многочисленных группах выходцев из Азии заметна доля иммигрантов уже не второго и даже не третьего, а более поздних «поколений», при этом их электоральная активность столь же невысока.

11. Ibid.
14

На наш взгляд, такая низкая электоральная активность обусловлена двумя ключевыми факторами. Первый – недостаток внимания со стороны кандидатов. Кандидаты от обеих крупнейших партий прилагают значительные усилия, чтобы привлечь на свою сторону афроамериканцев и латиноамериканцев. Азиатское же сообщество редко привлекает внимание политиков. Только 31% избирателей азиатского происхождения имели контакт со штабами кандидатов во время избирательной кампании 2012 года (по сравнению с 51% в среднем по стране)12.

12. Mai-Duc C. Asian Americans hold the key to victory in this Orange County district, and Democrat Gil Cisneros knows it // Los Angeles Times. 02.11.2018. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).
15

Важность направленной агитации показали выборы в Палату представителей 2018 г. в 39-м округе Калифорнии, где выходцы из Китая и Кореи составляют почти треть населения. Согласно исследованиям конца 1990-х – начала 2000-х годов, американцы азиатского происхождения: склонны голосовать за партию или кандидата, выступающих за менее строгое иммиграционное законодательство; за представителей азиатского сообщества, независимо от их партийной принадлежности; и вообще оценивают в первую очередь личность конкретного кандидата13.

13. Iyer D. A Growing Electorate: Asian Pacisifc American Political Participation in the 1990s and Beyond // In Defense of the Alien. Vol. 22 (1999), pp. 116-122.
16

В этой ситуации из двух кандидатов на пост представителя от 39-го округа фаворитом среди американцев азиатского происхождения должна была бы оказаться американка корейского происхождения Йонг Ким. Единственное, в чём кандидат от демократов Гил Киснерос более соответствовал вышеописанной схеме – это его отношение к иммиграционной политике. Предварительные выборы показали именно такой результат: Киснерос (19,4% голосов) уступил Ким (21,2%)14. Киснерос с самого начала кампании сделал ставку на американцев азиатского происхождения.

14. California's 39th Congressional District election, 2018 // Ballotpedia.com Available at: >>> (accessed 23.09.2019).
17

Его штаб привлёк работников, владеющих китайским и корейским языком, для общения с избирателями в социальных сетях УиЧат (WeChat) и КакаоТок (KakaoTalk) (почти неизвестных вне азиатского сообщества, но популярных в Китае и Корее). Менеджером кампании стал Ник Джордан, единственный американец азиатского происхождения, возглавляющий избирательную кампанию такого уровня среди демократов. Во время визитов в районы компактного проживания китайских иммигрантов Киснероса сопровождал переводчик для общения с избирателями, плохо владеющими английским15 (таковых примерно 35%16).

15. Mai-Duc C. Asian Americans hold the key to victory in this Orange County district, and Democrat Gil Cisneros knows it // Los Angeles Times. 02.11.2018. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).

16. Ramakrishnan K., Ahmad F.Z. Language Diversity and English Proficiency // Center for American Progress. 27.05.2014. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).
18

Сотрудники Киснероса проводили почтовые рассылки и обзванивали избирателей азиатского происхождения, флаеры кампании была напечатаны на нескольких азиатских языках. Оказалось, значительное число потенциальных избирателей прежде не сталкивались с такими формами агитации. Одной из главных задач кампании, как утверждал Аллан Чен, директор по связям с азиатским сообществом, было именно вовлечение их в политический процесс17.

17. Mai-Duc C. Asian Americans hold the key to victory in this Orange County district, and Democrat Gil Cisneros knows it // Los Angeles Times. 02.11.2018. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).
19

Несмотря на то что традиционно определяемым приоритетам избирателей азиатского происхождения соответствовала кандидат от республиканцев, а сам округ традиционно «принадлежал» именно им, победил Киснерос, пусть и с небольшим перевесом (51,6%). В округе Лос-Анджелес, где наиболее активно агитировали среди выходцев из Азии сотрудники Киснероса, разрыв оказался более впечатляющим18.

18. California's 39th Congressional District election, 2018 // Ballotpedia.com Available at: >>> (accessed 23.09.2019); U.S. House, California 39th congressional district // Politico.com. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).
20

Целенаправленная деятельность различных общественных организаций по повышению электоральной активности позволяет отчасти преодолеть пассивность, свойственную азиатскому сообществу19. Наиболее показателен пример Корейско-Американской организации гражданского участия (Korean American Civil Empowerment) действующей в Нью-Йорке и Нью-Джерси, усилиями которой доля голосующих американцев корейского происхождения в этих штатах выросла с 6% в 1996 г. до 68% в 2008 году20.

19. Shaw D.R., De La Garza R., Lee J. Examining Latino Turnout in 1996 // American Journal of Political Science, Vol. 44, No.2 (Jan. 2000), pp. 338-346.

20. Oh S. Group Membership and Context of Participation in Electoral Politics among Korean, Chinese, and Filipino Americans // Development and Society. Vol. 42, No. 1 (June 2013), pp. 137-160.
21

В последние годы электоральный потенциал азиатско-американского сообщества осознаётся всё более чётко, и над его активизацией работают как штабы отдельных кандидатов, так и различные гражданские организации. Причём крупные организации стремятся объединить усилия многочисленных локальных ассоциаций21.

21. Ibid.
22

Вторая важнейшая причина электоральной пассивности американцев азиатского происхождения относится скорее к сфере культуры. Исследователи неоднократно отмечали возможность влияния групповой идентичности на уровень участия в политической жизни22. В случае американцев азиатского происхождения важнейшим фактором стал так называемый миф об «образцовом меньшинстве» (model minority), набор стереотипов, согласно которым представители того или иного меньшинства, в данном случае – американцы азиатского происхождения, трудолюбивые, законопослушные, культурные люди, которые искренне стараются вписаться в американское общество и работать на благо страны. Одним из ключевых элементов этого становится политическая пассивность, умение и стремление принять существующие «правила игры» и «не раскачивать лодку».

22. Beltran, C. The Trouble with Unity: Latino Politics and the Creation of Identity. New York: Oxford University Press, 2010; Chong D., Rogers R. Racial Solidarity and Political Participation // Political Behavior, Vol. 27, No. 4 (Dec. 2005), pp. 347-374; Dawson M.C. Black Visions: The Roots of Contemporary African-American Political Ideologies. Chicago: The University of Chicago Press, 2001.
23

Идея эта в той или иной форме использовалась неоднократно, важная особенность случая американцев азиатского происхождения заключается в том, что они сами приложили руку к формированию этого комплекса стереотипов. Столкнувшись с дискриминацией в первой половине XX века, китайцы, японцы и индийцы сознательно поддерживали имидж «образцового» этнического меньшинства, избегали конфронтации и критики существующей политики, и тем более выражения недовольства существующим положением вещей. В результате политическая, в том числе электоральная активность выходцев из Азии снизилась, а политики перестали видеть в них меньшинство, с которым требуется так или иначе налаживать отношения23.

23. Wu E. The Color of Success: Asian Americans and the Origins of the Model Minority. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2013.
24 Преодоление этого культурного барьера представляется сложной задачей. Оно возможно, на наш взгляд, только в ситуации, когда частью политической повестки дня становятся вопросы, затрагивающие базовые ценности и культурные ориентиры азиатского сообщества. Именно с этим связана значительная активизация политической жизни выходцев из Азии, в первую очередь китайцев, в последние годы.
25

Азиатско-американские политические и общественные объединения

 

Помимо участия в выборах как такового, политическая активность той или иной группы населения может проявляться и в других формах, в том числе через создание организаций и ассоциаций, ставящих перед собой политические цели. По степени вовлечённости в такого рода активность американцы азиатского происхождения уступают другим этническим группам США24.

24. Dobard J., Engie K., Ramakrishnan K., Sono S. Unequal Voices: California's Racial Disparities in Political Participation // Advancement Project. June 2016. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).
26

Существует множество различных ассоциаций, объединяющих проживающих в США выходцев из Азии. Среди них можно выделить профессиональные и деловые, такие как Национальная ассоциация адвокатов азиатского происхождения (National Asian Pacific American Bar Association), Североамериканская коалиция индийцев-профессионалов (Network of Indian Professionals – North America), и т.п. Эти организации, несомненно, способствуют укреплению связей внутри сообщества, но, как правило, не ставят перед собой политических целей.

27

Ещё одна группа организаций, объединяющих выходцев из Азии, – ассоциации, созданные для помощи прибывающим в страну иммигрантам. Хотя к этому типу принадлежат некоторые из старейших азиатско-американских объединений (например, Азиатско-американский фонд правовой защиты и образования – Asian American Legal Defense and Education Fund), их успехи в интегрировании иммигрантов из Азии вызывают определённые сомнения (как и успехи интеграции иммигрантов в общество США в целом25). Политических целей такие организации перед собой не ставят; более того, можно предположить, что, осознавая болезненность вопросов иммиграции для сегодняшних США, они намеренно стараются дистанцироваться от политики и ограничиться чисто практическими задачами.

25. Травкина Н.М. Современные демографические тенденции в США (итоги переписи 2010 г.) // США Канада: экономика – политика – культура. 2011, № 12. С. 3–24.
28

Существуют и именно политические организации американцев азиатского происхождения. Их появление тесно связано с историей движения за гражданские права в целом. Активисты азиатского происхождения участвовали в борьбе за гражданские права на всех её этапах, зачастую объединяясь именно по расово-этническим признакам, но поддерживая основные установки движения в целом26.

26. Aguirre, A., Lio S. Spaces of Mobilization: The Asian American/Pacific Islander Struggle for Social Justice. // Social Justice. Vol. 35, No. 2 (112) (2008), pp. 1-17; Ho F. Fists for Revolution: The Revolutionary History of I Wor Kuen, League of Revolutionary Struggle // Legacy to Liberation: Politics and Culture of Revolutionary Asian Pacific America. San Francisco: Big Red Media, 2000; Geron K. Asian American Politics: Law, Participation, and Policy. Lanhma, MD: Rowman and Littlefield Publishers, 2003. Pp. 163-179.
29

При всей их кажущейся многочисленности, эти организации так и не смогли привлечь к политической деятельности значительные массы соотечественников даже в районах компактного проживания иммигрантов27. Влияния, сравнимого, например с изначально афроамериканской Национальной ассоциацией содействия прогрессу цветного населения (National Association for the Advancement of Colored People, NAACP) не удалось добиться ни одной из них. Кроме того, важной особенностью многих из этих организаций была их этническая специфичность, лишь в последние десятилетия начали активно развиваться паназиатские организации28.

27. Pulido L. Black, Brown, Yellow and Left: Radical Activism in Los Angeles, Berkeley and Los Angeles. Berkeley, CA: University of California Press, 2006; Aoki R. Richard Aoki Interviewed by Dolly Veale // Legacy to Liberation: Politics and Culture of Revolutionary Asian Pacific America. San Francisco: Big Red Media, 2000.

28. Okamoto D. Institutional Panethnicity: Boundary Formation in Asian-American Organizing // Social Forces, No 85, pp. 1-25.
30

Ещё одна специфическая черта многих политических организаций американцев азиатского происхождения – явная ориентированность их на международную политику. В центре внимания оказалась не внутренняя политика США, а политические события на родине и международные отношения. Так, ассоциации иммигрантов с Филиппин активно осуждали политику правительства Маркоса, пытались даже влиять на отношения США с правительством Филиппин29. «Комитет 100», ассоциация американцев китайского происхождения, также уделяет огромное внимание именно отношениям США с Китаем.

29. Choy C. Towards Trans-Pacific Social Justice: Women and Protest in Filipino American History // Journal of Asian American Studies, No 8 (2005), pp. 293-307.
31

Такая «международная» направленность способствовала как консолидации общин иммигрантов и укреплению их контактов с родиной, так и, на наш взгляд, укреплению представлений об их «чуждости» американской политике, деполитизации азиатско-американской идентичности30. Тем не менее, в последние годы наблюдается резкий рост вовлечённости по крайней мере американцев китайского происхождения в политическую жизнь страны.

30. Aguirre, A., Lio S. Spaces of Mobilization: The Asian American/Pacific Islander Struggle for Social Justice. // Social Justice. Vol. 35, No. 2 (112) (2008), pp. 1-17.
32

Проблема образования и активизация политической деятельности американцев азиатского происхождения

 

Ключевым вопросом для американцев китайского происхождения стала проблема образования. Проведённое в 2005 г. исследование31 показало, что отбор студентов при поступлении в университеты, особенно элитные, с учётом их расовой и этнической принадлежности, льготы представителям меньшинств (affirmative action комплекс законодательных мер, предоставляющих преимущественные права или привилегии, в том числе в сфере образования, представителям расовых и этнически меньшинств), ограничивают в первую очередь возможности именно студентов азиатского происхождения. Согласно выводам авторов, если эти меры будут отменены, процент принятых в университеты белых студентов возрастёт незначительно, а вот процент студентов-азиатов вырастет заметно. На данный момент им приходится прилагать значительно больше усилий, чем представителям других групп: требуемое количество баллов за стандартизированные тесты (SAT) должно быть значительно выше, чем у студентов из других групп населения. Результаты этого исследования ставились и ставятся под сомнение32. Тем не менее, оно привлекло внимание китайско-американского сообщества.

31. Espenshade T., Chang Y. The Opportunity Cost of Admission Preferences at Elite Universities // Social Science Quarterly, Vol. 86, No. 2 (June 2005), pp. 293-305.

32. Moses M., Paguyo C., Maeda D. Racial Politics, Resentment and Affirmative Action: Asian Americans as "Model" College Applicants // The Journal of Higher Education, Vol. 90, No. 1 (2018), pp. 1-26; Moses M., Paguyo C., Maeda D. After Fisher: Affirmative Action and Asian-American Students // HigherEdJobs, 22.07.2016. Available at: >>> (accessed 23.09.2019);
33

В июле 2014 г. Майкл Ван, годом ранее не принятый в несколько престижных университетов, несмотря на успехи в учебе, опубликовал статью в газете «Меркури ньюз» (Mercury News)33. Он описал сложности с поступлением в университет, необоснованно завышенные требования, предъявляемые к студентам из Азии. Статья не вызвала особой реакции в американских медиа, но активно перепечатывались китайско-американскими газетами, распространялась среди американцев китайского происхождения в социальных сетях. Более того, Ван нашёл союзника в лице белого консервативного активиста Эдварда Блума.

33. Wang M. Asian-Americans and SCA-5: Here's why many oppose it // The Mercury News, 16.07.2014. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).
34

Ван подал в суд за дискриминацию на Йель, Стэнфорд и Принстон, Блум – на Гарвардский университет и Университет Северной Каролины. Годом позже, в 2015 г., похожую жалобу против Гарвардского университета подали совместно более 60 объединений американцев китайского, происхождения. В 2016 г. ещё более широкая коалиция подала жалобу на Йель, Дартмут и Браун. Вышеупомянутое исследование, а также другие работы авторов34 использовались в качестве обоснований претензий истцов. Хотя на данный момент часть жалоб уже отвергнута судом, показательна сама активность.

34. Espenshade T., Radford A. No Longer Separate, Not Yet Equal: Race and Class in Elite College Admission and Campus Life. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2009.
35

Кроме того, обсуждение исков в суде сопровождалось демонстрациями и акциями протеста, организованными активистами азиатского сообщества. Мало того, что из всех форм политической активности протесты наименее характеры для выходцев из Азии35, значительную часть протестующих составляли люди среднего и старшего возраста с высоким уровнем доходов, озабоченные образованием своих детей и внуков, – традиционно наиболее политически пассивная часть азиатско-американского сообщества.

35. Dobard J., Engie K., Ramakrishnan K., Sono S. Unequal Voices: California's Racial Disparities in Political Participation // Advancement Project. June 2016. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).
36

Политическая деятельность выходцев из Азии по вопросу образования не ограничивается исковыми заявлениями. В последние годы появился ряд новых политических организаций, действующих на уровне диаспоры, поддерживающих кандидатов, выступающих против affirmative action, чаще всего кандидатов от Республиканской партии36.

36. Eligon J. They Left China to Chase the American Dream. Now They're fighting Affirmative Action // The New York Times, 09.08.2018. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).
37

В Калифорнии деятельность подобных организаций сыграла значительную роль в провале нового пакета мер affirmative action. Китайско-американские активисты распространяли листовки и организовывали акции протеста, в том числе у офиса представителя своего округа в законодательном собрании штата, демократа Эда Чау, который в результате выступил против законопроекта вопреки позиции партии.

38

Эти же группы активистов наладили взаимодействие с кампаниями нескольких кандидатов-республиканцев, причём сами кандидаты отмечали, что именно вопрос об образовании заставил эту группу активистов вообще обратиться к политической деятельности37.

37. Ibid.
39

Когда мэр Нью-Йорка в 2015 г. предложил изменить критерии приёма учеников в специализированные школы, глава округа Бруклин Эрик Адамс вынужден был выступить против инициативы также под давлением протестов, организованных американцами китайского происхождения38.

38. Ibid.
40

Согласно опросам 2018 г., поддержка affirmative action среди американцев китайского происхождения снизилась за 2012–2018 гг. на 37% (с 78% до 41%), среди других азиатских групп она практически не изменилась, оставшись на уровне 73%. При этом при рассмотрении всей общности в целом поддержка такого рода мер уже к 2016 г. снизилась на 10% (с 75% до 65%)39. Даже при рассмотрении всей большой и гетерогенной группы роль выходцев из Китая очевидна.

39. Ramakrishnan K. The Asian American Vote in 2016: Record Gains, but Also Gaps // Demographic Data & Policy Research On Asian Americans & Pacific Islanders. 19.05.2017. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).
41 Сам по себе тот факт, что проблема образования оказалась наиболее важной именно для китайцев, неудивителен. Важность образования для китайской культуры отмечалась неоднократно. Показательно, что политическая активизация сообщества, в целом сторонившегося политики, связана именно с проблемой, имеющей не только и не столько сиюминутное значение, но являющейся первостепенным фактором формирования китайской и китайско-американской идентичности.
42 Для других групп выходцев из Азии проблема дискриминации в системе образования, безусловно, также существует, но образование не является столь важной составляющей фундаментальных представлений о самих себе. Нельзя исключать, что и другие крупные группы выходцев из Азии рано или поздно столкнутся с такими же «мобилизующими» их проблемами. Представляется важным более детальное изучение как ценностей и особенностей культуры стран происхождения, так и их преломления в американском контексте, которое могло бы позволить предсказать возможности политической мобилизации других групп выходцев из Азии.
43

Возросшая в связи с проблемой образования политическая активность американцев китайского происхождения постепенно начинает затрагивать и другие проблемы внутренней политики США. В 2017 г. в Мэриленде иммигранты из Китая активно выступали против законопроекта о создании «города-убежища» (sanctuary city, запрет на использование городского бюджета на проведение федеральной иммиграционной политики). В результате проект провалился. В случае Мэриленда наибольшую активность проявили иммигранты первого поколения, относительно недавно прибывшие в США40. Хотя ситуация в Мэриленде является скорее исключением41, она всё же прекрасно демонстрирует гибкость политической ориентации иммигрантов из Азии.

40. Tavernise S. Sanctuary Bills in Maryland Faced a Surprise Foe: Legal Immigrants // The New York Times, 08.05.2017. Available at: >>> (accessed 23.09.2019); Turque B. These first-generation Chinese Americans are vigoroiusly opposing sanctuary laws // The Washington Post, 20.03.2017. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).

41. Wong J. This is what Asian Americans really think about undocumented immigration // The Washington Post, 23.05.2017. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).
44

Политическая ориентация и партийные предпочтения американцев азиатского происхождения

 

В научной литературе неоднократно отмечалось, что традиционные категории, использующиеся для описания политических предпочтений, такие как «либеральный» и «консервативный», не всегда адекватно отражают политические установки расовых, этнических и других меньшинств. По ряду вопросов представители этих групп сближаются с консерваторами (например, они часто ориентированы на традиционные семейные ценности), по другим (вопросы социальной и иммиграционной политики) – с либералами42.

42. McClain P., Stewart J. "Can We All Get Along?" Racial and Ethnic Minorities in American Politics. Boulder, CO: Westview Press, 2010. Pp. 75-76, 80. Espino R., Leal D., Meier K. Latino Politics: Identity, Mobilization, and Representation. Charlottesville, VA: University of Virginia Press, 2007. P. 8.
45 Со временем на основе непривычных западным политикам и учёным систем ценностей возникает тенденция к поддержке одной из основных политических партий. Артикуляция партийных предпочтений связана с активизацией политической жизни той или иной этнической группы в целом. Традиционные ценности не исчезают, но решение ключевых вопросов требует поддержки одной из партий, способных добиться проведения соответствующих мер, даже если её программа по другим, менее важным, вопросам не совпадает с традиционными взглядами группы.
46

Так, афроамериканцы в большинстве своём поддерживают демократов. Процесс оформление этой «партийной» идентичности занял несколько десятилетий, до середины 1960-х годов голоса афроамериканцев были объектом активной борьбы между партиями43. В последние десятилетия демократическая ориентация афроамериканского сообщества в целом не вызывает сомнения, хотя консервативные ценности политиков-республиканцев часто гораздо ближе к традиционным ценностям афроамериканцев.

43. McClain P., Stewart J. "Can We All Get Along?" Racial and Ethnic Minorities in American Politics. Boulder, CO: Westview Press, 2010. P. 83.
47 Испаноязычное меньшинство также в целом склонно поддерживать демократов. При этом американцы кубинского и колумбийского происхождения в большинстве своём поддерживают республиканцев (во многом, вероятно, в силу позиции Республиканской партии по вопросам отношений с их исторической родиной), но их количество по сравнению с общей численностью испаноязычного населения относительно невелико.
48 В случае американцев азиатского происхождения говорить о стабильной и «гарантированной» поддержке одной из партий сложно. На данный момент американцы азиатского происхождения ещё не достигли стадии стабилизации партийной ориентации.
49

Политическая ориентация американцев азиатского происхождения рассматривалась в литературе неоднократно44. Анализ, проведенный в 2013 г. выявил ряд тенденций, часть из которых сохраняет актуальность по сей день, а часть сменилась прямо противоположными.

44. Кувалдина А.В. Этнические и расовые меньшинства США: идеологическая ориентация, политические предпочтения, электоральная активность. // Полис. Политические исследования. 2012. № 6. С. 165-174.
50 Во-первых, отмечалось, что значительный процент американцев азиатского происхождения относит себя к «независимым» и не поддерживает постоянно ни одну из партий. Это по-прежнему верно, хотя процент в последние годы несколько сократился.
51

Во-вторых, отмечались тенденции к поддержке одной из партий в отдельных этнических общностях. Американцы китайского, индийского и камбоджийского происхождения склонны были поддерживать демократов, вьетнамцы – республиканцев, среди японцев и корейцев доли поддерживающих каждую из партий примерно равны. Среди американцев филиппинского происхождения в конце первого десятилетия нового века наблюдалось сильное изменение партийных предпочтений. Традиционно они были склонны поддерживать республиканцев, но в 2008 г. более трети отдали свои голоса в поддержку Б. Обамы. Изменились предпочтения и выходцев из Пакистана, поддержавших демократов и в 2004, и в 2008, и в 2012 году45.

45. Кувалдина А В. Указ. соч.; The Asian American Vote in the 2008 Presidential Election // Asian American Legal Defense and Education Fund, 12.06.2009. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).
52

В первую очередь это касается американцев китайского происхождения. Мы уже отмечали, что, несмотря на сложившиеся представления о том, что американцы китайского происхождения склонны поддерживать демократов46, на практике многие американцы китайского происхождения оказали поддержку кандидатам республиканцев, по крайней мере на локальном уровне. Если в середине 1990-х представление об их ориентации на демократов было, безусловно, верно (вплоть до скандалов с чрезмерно активным сбором средств в поддержку кандидатов47), то сегодня положение меняется.

46. Кувалдина А.В. Указ. соч.; Yoo J. Asian Americans need to wise up and end our blind loyalty to the Democratic Party // Los Angeles Times, 24.06.2018. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).

47. Woodward B., Duffy B. Chinese Embassy Role in Contributions Probed // The Washington Post, 13.02.1997. Available at: >>> (accessed 23.09.2019); Key Stories // The Washington Post, 1998. Available at: >>> (accessed 23.09.2019); Majority Report: Executive Summary // The Washington Post, 05.03.1998. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).
53

Кроме того, по некоторым ключевым проблемным вопросам республиканцев поддержала и многочисленная, активно растущая группа недавних иммигрантов из Китая48. Таким образом, отмеченная ранее тенденция ко всё более активной поддержке демократов49 вряд ли может считаться стабильной.

48. Turque B. These first-generation Chinese Americans are vigoroiusly opposing sanctuary laws // The Washington Post, 20.03.2017. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).

49. Кувалдина А.В. Указ.соч.
54 Вопрос партийной ориентации американцев азиатского происхождения ни в коем случае нельзя считать полностью решённым. Как минимум одна из наиболее многочисленных групп выходцев из Азии, китайцы, столкнувшись с ключевой для себя проблемой – проблемой образования, в последние годы всё больше ориентируется на поддержку республиканцев. Политическая и партийная ориентация значительной части выходцев из Азии, как показывает пример американцев китайского происхождения, подвержена резким значительным изменениям. Резонно предположить, что целенаправленная деятельность политических партий, формирование их программ с учётом потребностей различных азиатско-американских групп, сможет формировать и менять партийные предпочтения.
55

Взаимоотношения диаспоры и страны происхождения как фактор внутренней политики

 

Важная особенность многих сообществ иммигрантов в США – сохраняющиеся связи с исторической родиной. Их политические предпочтения могут зависеть от позиции партий и их представителей по вопросам международной политики. Причём поддержку могут получать как политики, стремящиеся к налаживанию взаимоотношений между странами, так и придерживающиеся жёсткой линии.

56 Диаспора может выступать и в качестве инструмента налаживания отношений между странами, точки соприкосновения. Но в последние годы именно азиатские диаспоры в США, в первую очередь китайская, вызывают у ряда экспертов опасения, поскольку могут стать инструментом влияния иностранных правительств на внутреннюю политику США. Если «старые» китайские иммигранты, сохраняя культуру и традиции, скептически относились к нынешнему правительству Китая, среди новых иммигрантов таких «диссидентов» гораздо меньше.
57

Само китайское правительство всё активнее старается налаживать контакты с диаспорой. На данный момент речь идёт о средствах «мягкого» воздействия и культурной дипломатии, таких как организация поездок на историческую родину для молодых американцев китайского происхождения, проведение культурных мероприятий, деятельность Института Конфуция и т.п. Некоторые эксперты склонны видеть в этом лишь первые шаги на пути к превращению многочисленной китайской диаспоры в инструмент влияния и на двухсторонние отношения, и на внутреннюю политику США50. Мы не берёмся судить, насколько обоснованы эти опасения – тема эта достаточно масштабна и заслуживает отдельного рассмотрения. Но даже сами подозрения могут стать фактором, влияющим на внутриполитическую обстановку. Кандидаты, активно «работающие» с китайско-американским сообществом могут стать мишенью для обвинений в пособничестве Китаю, и независимо от обоснованности этих обвинений реакцию на них отдельных сегментов электората несложно предсказать.

50. O'Keeffe K. Scholars Warn of Chinese Influence Operations in U.S. // The Wall Street Journal, 28.11.2018. Available at: >>> (accessed 23.09.2019); J., Economy L., Shambaugh D. Is China's soft power strategy working? // ChinaPower. Available at: >>> (accessed 23.09.2019).
58

Заключение

 

Рост численности американцев азиатского происхождения – одна из ключевых тенденций развития демографической ситуации в США. Одновременно с увеличением численности, они всё активнее включаются в политическую жизнь США. Меняется и политическая ориентация части азиатского населения Америки. Этот процесс напоминает формирование устойчивой партийной ориентации других этнических и расовых меньшинств. Ключевым фактором политической мобилизации американцев китайского происхождения, крупнейшей и быстрее всего растущей группы выходцев из Азии, стала проблема образования.

59 Представления о том, что китайцы в массе своей политически пассивны, но в целом поддерживают демократов, соответствовали реальности ещё десять лет назад, но сегодня ситуация меняется. С другой стороны, как показал опыт выборов 2018 г. в Калифорнии, целенаправленная деятельность кандидатов по привлечению азиатского населения на свою сторону может оказаться вполне результативной, их меняющиеся предпочтения поддаются контролю.
60 Политическим партиям необходимо учитывать эти изменения, иначе они рискуют «потерять» значимую часть электората. Причём в первую очередь это касается демократов, привыкших, что иммигранты и этнические меньшинства – «их» публика. Игнорируя специфику групп американцев азиатского происхождения, демократы рискуют навсегда «отдать» их республиканцам, лишившись поддержки значимой в общенациональном масштабе и зачастую критически важной в отдельных штатах и округах группы.

References

1. Lopez G., Ruiz N.G., Patten E. Key facts about Asian Americans, a diverse and growing population // Pew Research Center. 08.09.2017. Available at: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/09/08/key-facts-about-asian-americans/ (accessed 23.09.2019).

2. Ibid.

3. ProQuest Statistical Abstract of the United States - 2016. Lanham, MD: Bernan Press, 2016.

4. Ibid.

5. Lopez G., Ruiz N.G., Patten E. Key facts about Asian Americans, a diverse and growing population // Pew Research Center. 08.09.2017. Available at: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/09/08/key-facts-about-asian-americans/ (accessed 23.09.2019).

6. United States - Asian Population Percentage, 2013 by State // IndexMundi.com. Available at: https://www.indexmundi.com/facts/united-states/quick-facts/all-states/asian-population-percentage#map (accessed 23.09.2019).

7. Iyer D. A Growing Electorate: Asian Pacisifc American Political Participation in the 1990s and Beyond // In Defense of the Alien. Vol. 22 (1999), pp. 116-122.

8. Ramakrishnan K. The Asian American Vote in 2016: Record Gains, but Also Gaps // Demographic Data & Policy Research On Asian Americans & Pacific Islanders. 19.05.2017. Available at: http://aapidata.com/blog/voting-gains-gaps/ (accessed 23.09.2019).

9. Huang T. The myth of political participation among Asian Americans // The University of Texas at Austin. 05.2012. Available at: https://repositories.lib.utexas.edu/handle/2152/22129 (accessed 23.09.2019); Oh S. Group Membership and Context of Participation in Electoral Politics among Korean, Chinese, and Filipino Americans // Development and Society. Vol. 42, No. 1 (June 2013), pp. 137-160.

10. Oh S. Group Membership and Context of Participation in Electoral Politics among Korean, Chinese, and Filipino Americans // Development and Society. Vol. 42, No. 1 (June 2013), pp. 137-160.

11. Ibid.

12. Mai-Duc C. Asian Americans hold the key to victory in this Orange County district, and Democrat Gil Cisneros knows it // Los Angeles Times. 02.11.2018. Available at: https://www.latimes.com/politics/la-pol-ca-midterms-asian-voters-20181102-story.html (accessed 23.09.2019).

13. Iyer D. A Growing Electorate: Asian Pacisifc American Political Participation in the 1990s and Beyond // In Defense of the Alien. Vol. 22 (1999), pp. 116-122.

14. California's 39th Congressional District election, 2018 // Ballotpedia.com Available at: https://ballotpedia.org/California%27s_39th_Congressional_District_election,_2018 (accessed 23.09.2019).

15. Mai-Duc C. Asian Americans hold the key to victory in this Orange County district, and Democrat Gil Cisneros knows it // Los Angeles Times. 02.11.2018. Available at: https://www.latimes.com/politics/la-pol-ca-midterms-asian-voters-20181102-story.html (accessed 23.09.2019).

16. Ramakrishnan K., Ahmad F.Z. Language Diversity and English Proficiency // Center for American Progress. 27.05.2014. Available at: https://cdn.americanprogress.org/wp-content/uploads/2014/04/AAPI-LanguageAccess1.pdf (accessed 23.09.2019).

17. Mai-Duc C. Asian Americans hold the key to victory in this Orange County district, and Democrat Gil Cisneros knows it // Los Angeles Times. 02.11.2018. Available at: https://www.latimes.com/politics/la-pol-ca-midterms-asian-voters-20181102-story.html (accessed 23.09.2019).

18. California's 39th Congressional District election, 2018 // Ballotpedia.com Available at: https://ballotpedia.org/California%27s_39th_Congressional_District_election,_2018 (accessed 23.09.2019); U.S. House, California 39th congressional district // Politico.com. Available at: https://www.politico.com/election-results/2018/california/ (accessed 23.09.2019).

19. Shaw D.R., De La Garza R., Lee J. Examining Latino Turnout in 1996 // American Journal of Political Science, Vol. 44, No.2 (Jan. 2000), pp. 338-346.

20. Oh S. Group Membership and Context of Participation in Electoral Politics among Korean, Chinese, and Filipino Americans // Development and Society. Vol. 42, No. 1 (June 2013), pp. 137-160.

21. Ibid.

22. Beltran, C. The Trouble with Unity: Latino Politics and the Creation of Identity. New York: Oxford University Press, 2010; Chong D., Rogers R. Racial Solidarity and Political Participation // Political Behavior, Vol. 27, No. 4 (Dec. 2005), pp. 347-374; Dawson M.C. Black Visions: The Roots of Contemporary African-American Political Ideologies. Chicago: The University of Chicago Press, 2001.

23. Wu E. The Color of Success: Asian Americans and the Origins of the Model Minority. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2013.

24. Dobard J., Engie K., Ramakrishnan K., Sono S. Unequal Voices: California's Racial Disparities in Political Participation // Advancement Project. June 2016. Available at: https://www.advancementprojectca.org/wp-content/uploads/2016/06/Unequal-Voices-Single-Pages-Low-Res-6-28-16.pdf (accessed 23.09.2019).

25. Travkina N.M. Sovremennye demograficheskie tendentsii v SShA (itogi perepisi 2010 g.) // SShA  Kanada: ehkonomika – politika – kul'tura. 2011, № 12. S. 3–24.

26. Aguirre, A., Lio S. Spaces of Mobilization: The Asian American/Pacific Islander Struggle for Social Justice. // Social Justice. Vol. 35, No. 2 (112) (2008), pp. 1-17; Ho F. Fists for Revolution: The Revolutionary History of I Wor Kuen, League of Revolutionary Struggle // Legacy to Liberation: Politics and Culture of Revolutionary Asian Pacific America. San Francisco: Big Red Media, 2000; Geron K. Asian American Politics: Law, Participation, and Policy. Lanhma, MD: Rowman and Littlefield Publishers, 2003. Pp. 163-179.

27. Pulido L. Black, Brown, Yellow and Left: Radical Activism in Los Angeles, Berkeley and Los Angeles. Berkeley, CA: University of California Press, 2006; Aoki R. Richard Aoki Interviewed by Dolly Veale // Legacy to Liberation: Politics and Culture of Revolutionary Asian Pacific America. San Francisco: Big Red Media, 2000.

28. Okamoto D. Institutional Panethnicity: Boundary Formation in Asian-American Organizing // Social Forces, No 85, pp. 1-25.

29. Choy C. Towards Trans-Pacific Social Justice: Women and Protest in Filipino American History // Journal of Asian American Studies, No 8 (2005), pp. 293-307.

30. Aguirre, A., Lio S. Spaces of Mobilization: The Asian American/Pacific Islander Struggle for Social Justice. // Social Justice. Vol. 35, No. 2 (112) (2008), pp. 1-17.

31. Espenshade T., Chang Y. The Opportunity Cost of Admission Preferences at Elite Universities // Social Science Quarterly, Vol. 86, No. 2 (June 2005), pp. 293-305.

32. Moses M., Paguyo C., Maeda D. Racial Politics, Resentment and Affirmative Action: Asian Americans as "Model" College Applicants // The Journal of Higher Education, Vol. 90, No. 1 (2018), pp. 1-26; Moses M., Paguyo C., Maeda D. After Fisher: Affirmative Action and Asian-American Students // HigherEdJobs, 22.07.2016. Available at: https://www.higheredjobs.com/Articles/articleDisplay.cfm?ID=993 (accessed 23.09.2019); Asian Americans and Pacific Islanders. Facts, not Fiction: Setting the Record Straight // CollegeBoard.org. Available at: https://secure-media.collegeboard.org/digitalServices/pdf/professionals/asian-americans-and-pacific-islanders-facts-not-fiction.pdf (accessed 23.09.2019).

33. Wang M. Asian-Americans and SCA-5: Here's why many oppose it // The Mercury News, 16.07.2014. Available at: https://www.mercurynews.com/2014/07/16/asian-americans-and-sca-5-heres-why-many-oppose-it/ (accessed 23.09.2019).

34. Espenshade T., Radford A. No Longer Separate, Not Yet Equal: Race and Class in Elite College Admission and Campus Life. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2009.

35. Dobard J., Engie K., Ramakrishnan K., Sono S. Unequal Voices: California's Racial Disparities in Political Participation // Advancement Project. June 2016. Available at: https://www.advancementprojectca.org/wp-content/uploads/2016/06/Unequal-Voices-Single-Pages-Low-Res-6-28-16.pdf (accessed 23.09.2019).

36. Eligon J. They Left China to Chase the American Dream. Now They're fighting Affirmative Action // The New York Times, 09.08.2018. Available at: https://www.nytimes.com/2018/08/09/us/chinese-americans-affirmative-action-admissions.html (accessed 23.09.2019).

37. Ibid.

38. Ibid.

39. Ramakrishnan K. The Asian American Vote in 2016: Record Gains, but Also Gaps // Demographic Data & Policy Research On Asian Americans & Pacific Islanders. 19.05.2017. Available at: http://aapidata.com/blog/voting-gains-gaps/ (accessed 23.09.2019).

40. Tavernise S. Sanctuary Bills in Maryland Faced a Surprise Foe: Legal Immigrants // The New York Times, 08.05.2017. Available at: https://www.nytimes.com/2017/05/08/us/legal-immigrants-who-oppose-illegal-immigration.html (accessed 23.09.2019); Turque B. These first-generation Chinese Americans are vigoroiusly opposing sanctuary laws // The Washington Post, 20.03.2017. Available at: https://www.washingtonpost.com/local/md-politics/these-first-generation-chinese-americans-are-loudly-opposing-sanctuary-laws/2017/03/17/92728e94-09db-11e7-93dc-00f9bdd74ed1_story.html?noredirect=on (accessed 23.09.2019).

41. Wong J. This is what Asian Americans really think about undocumented immigration // The Washington Post, 23.05.2017. Available at: https://www.washingtonpost.com/news/monkey-cage/wp/2017/05/23/this-is-what-asian-americans-really-think-about-undocumented-immigration/?noredirect=on (accessed 23.09.2019).

42. McClain P., Stewart J. "Can We All Get Along?" Racial and Ethnic Minorities in American Politics. Boulder, CO: Westview Press, 2010. Pp. 75-76, 80. Espino R., Leal D., Meier K. Latino Politics: Identity, Mobilization, and Representation. Charlottesville, VA: University of Virginia Press, 2007. P. 8.

43. McClain P., Stewart J. "Can We All Get Along?" Racial and Ethnic Minorities in American Politics. Boulder, CO: Westview Press, 2010. P. 83.

44. Kuvaldina A.V. Ehtnicheskie i rasovye men'shinstva SShA: ideologicheskaya orientatsiya, politicheskie predpochteniya, ehlektoral'naya aktivnost'. // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2012. № 6. S. 165-174.

45. Kuvaldina A V. Ukaz. soch.; The Asian American Vote in the 2008 Presidential Election // Asian American Legal Defense and Education Fund, 12.06.2009. Available at: https://www.aaldef.org/uploads/pdf/AALDEF2008ExitPollRpt.pdf (accessed 23.09.2019)

46. Kuvaldina A.V. Ukaz. soch.; Yoo J. Asian Americans need to wise up and end our blind loyalty to the Democratic Party // Los Angeles Times, 24.06.2018. Available at: https://www.latimes.com/opinion/op-ed/la-oe-yoo-asian-american-bias-harvard-20180624-story.html (accessed 23.09.2019).

47. Woodward B., Duffy B. Chinese Embassy Role in Contributions Probed // The Washington Post, 13.02.1997. Available at: https://www.washingtonpost.com/wp-srv/politics/special/campfin/stories/china1.htm (accessed 23.09.2019); Key Stories // The Washington Post, 1998. Available at: https://www.washingtonpost.com/wp-srv/politics/special/campfin/background.htm (accessed 23.09.2019); Majority Report: Executive Summary // The Washington Post, 05.03.1998. Available at: https://www.washingtonpost.com/wp-srv/politics/special/campfin/stories/execsumm030698.htm (accessed 23.09.2019).

48. Turque B. These first-generation Chinese Americans are vigoroiusly opposing sanctuary laws // The Washington Post, 20.03.2017. Available at: https://www.washingtonpost.com/local/md-politics/these-first-generation-chinese-americans-are-loudly-opposing-sanctuary-laws/2017/03/17/92728e94-09db-11e7-93dc-00f9bdd74ed1_story.html?noredirect=on (accessed 23.09.2019).

49. Kuvaldina A.V. Ukaz.soch.

50. O'Keeffe K. Scholars Warn of Chinese Influence Operations in U.S. // The Wall Street Journal, 28.11.2018. Available at: https://www.wsj.com/articles/scholars-warn-of-chinese-influence-operations-in-u-s-1543449490 (accessed 23.09.2019); J., Economy L., Shambaugh D. Is China's soft power strategy working? // ChinaPower. Available at: https://chinapower.csis.org/is-chinas-soft-power-strategy-working/ (accessed 23.09.2019).

Comments

No posts found

Write a review
Translate