Bur’yanov, S.A. (2023). To the question of defining the concept of the right to freedom of conscience
Table of contents
Share
QR
Metrics
Bur’yanov, S.A. (2023). To the question of defining the concept of the right to freedom of conscience
Annotation
PII
S102694520024322-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Sergey A. Buryanov 
Occupation: Professor of Department of International Law and Human Rights
Affiliation: School of Law, Institute of Law and Management, Moscow City Pedagogical University
Address: Russian Federation,
Edition
Pages
177-182
Abstract

The article examines various approaches to the definition the concept of the right to freedom of conscience. The author's definition of the concept is proposed

Keywords
human rights, religion, freedom of religion, the right to freedom of conscience, legal technology
Received
14.08.2022
Date of publication
15.03.2023
Number of purchasers
14
Views
393
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Право на свободу совести признано в универсальных, региональных и субрегиональных международных актах, а также закреплено в большинстве современных конституций, включая Конституцию РФ Однако единого юридически корректного определения понятия права на свободу совести до сих пор не выработано, что создает существенные препятствия на пути его воплощения в жизнь. Даже формулировки весьма разнятся. Например, Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) закрепляют право «каждого человека» «на свободу мысли, совести и религии». В Конституции РФ говорится о «свободе совести, свободе вероисповедания», а законодательство весьма спорно делает акцент на регулировании деятельности религиозных организаций. Таким образом, на практике широкое понятие свобода совести подменяется более узким свобода вероисповедания (религии)1.
1. См.: Бурьянов С.А. Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести // Государство и право. 2001. № 2. С. 21 - 26.
2 Е.Н. Маркова отмечает, что «конституции большинства государств провозглашают и гарантируют свободу религии (свободу вероисповедания) как фундаментальное право человека, но сам термин «религия» остается неопределенным»2. Рассматривая возможные риски произвольного правоприменения, она полагает, что «если выбирать «между двух зол», то наименьшим все же является расширительный подход к определению религии»3. Вполне разумные предложения некоторых исследователей (в том числе ранние статьи автора) о том, что термин «религия» должен трактоваться максимально широко и без какой-либо дискриминации на практике воплотить крайне сложно, если вообще возможно.
2. Маркова Е.Н. Проблема правового определения религии // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 11. С. 34 - 45.

3. Там же. С. 43.
3 Анализируя практику ЕСПЧ по поводу права на свободу совести (дело Кимля и другие против России (Kimlya and others v. Russia)), Дж. Мердок отмечает указание суда, что «в его задачу, разумеется, не входит обязанность решать in abstracto, можно ли считать некий свод убеждений и связанных с ними обычаев религией»4. Однако из дела Х против Соединенного Королевства (X v. the United Kingdom) от 1977 г. следует, что в случае возникновения сомнений подающему жалобу придется доказывать существование «религии»5.
4. Мердок Д. Защита права на свободу мысли, совести и религии в рамках Европейской конвенции о защите прав человека. Воронеж, 2014. С. 27 (Серия пособий Совета Европы).

5. Там же. С. 28.
4 Так как правового определения религии не существует, то фактически произвольное толкование этого понятия предопределяет произвольное правоприменение и нарушения прав человека в сфере свободы совести.
5 Например, в масштабном исследовании Pew Research Center от 2019 г. говорится о существенных проблемах реализации права на свободу совести в 2007 - 2017 гг.6 Международная правозащитная организация Human Rights Watch также указывает на нарушения упомянутого права в своем ежегодном докладе за 2021 г.7 На внутригосударственном уровне проблемы реализации права на свободу совести неоднократно поднимались на заседаниях Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека8, в материалах государственных9 и неправительственных10 правозащитных структур.
6. См.: A Closer Look at How Religious Restrictions Have Risen Around the World. Tenth annual report dives deeper into the ways government restrictions on religion and social hostilities involving religion have changed, from 2007 to 2017. Pew Research Center. URL: >>>> (дата обращения: 21.07.2021).

7. См.: World Report – 2021 г. Our Annual Review of Human Rights Around the World. URL: >>>> (дата обращения: 21.07.2021).

8. См.: СПЧ обеспокоен ситуацией с гонениями на Свидетелей Иеговы. URL: >>>> (дата обращения: 21.07.2021).

9. См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год. URL: >>>> (дата обращения: 21.07.2021).

10. См.: Права человека в Российской Федерации: сб. докладов о событиях 2018 г. / отв. ред. и сост. Н. Костенко. М., 2019.
6 Актуальность данного исследования существенно возрастает в связи с глобализацией общественных отношений, которая требует больше свободы индивида как условия достижения устойчивого развития11, воплощаемой в правах человека12, включая право на свободу совести13. Осенью 2021 г. в своем Докладе «Наша общая повестка дня» Генеральный секретарь ООН А. Гуттериш вновь призвал обеспечить условия, в которых каждый сможет процветать в мире, достоинстве и равенстве на здоровой планете через, реализацию нового общественного договора, основанного на правах человека14. Все вышеуказанное предопределяет необходимость совершенствования соответствующих правовых норм, в основе которых лежит ключевое определение понятия права на свободу совести.
11. См.: Кроткова Н.В. Права человека и устойчивое развитие // Государство и право. 1998. № 1. С. 103 - 119.

12. См.: Кроткова Н.В. Международные способы защиты прав и свобод человека и гражданина: конституционно-правовой аспект // Образование и право. 2020. № 2. С. 63–68. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-10212

13. См.: Бурьянов С.А. Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы реализации права на свободу совести в контексте глобализации // Государство и право. 2002. № 10. С. 26 - 31; Его же. Свобода совести как глобальная ценность. На пути к политическому единству и решению глобальных проблем // Век глобализации. 2009. № 1. С. 136–151.

14. См.: United Nations Secretary-Generals Report “Our common agenda”. URL: >>>> (дата обращения: 16.09.2021).
7 В научной литературе сформировалось многообразие подходов к определению понятия права на свободу совести. Например, в свое время один из ведущих экспертов и разработчик законодательства Ю.А. Розенбаум под правом на свободу совести понимал «разрешенное и гарантированное законами государства право граждан свободно и самостоятельно определять свое отношение к религии, осуществлять вытекающие из этого отношения действия при условии соблюдения законности и установленного в стране правопорядка»15. М.В. Баглай определял упомянутое право как возможности «верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т.е. не верить в Бога»16. А.А. Безуглов и С.А. Солдатов под правом на свободу совести понимали «право каждого человека самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии: быть верующим или атеистом»17. В указанном выше контексте А.С. Ловинюков не без оснований полагает, что сведение права на свободу совести к исповеданию религии или атеизму создало непреодолимые препятствия на пути разработки адекватного законодательства18. При этом упомянутый выше автор также рассматривает право на свободу совести в русле сложившей традиции как право исповедовать религию или отказаться от нее19.
15. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь / отв. ред. Б.М. Лазарев. М., 1985. С. 94.

16. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 192.

17. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: в 3 т. М., 2001. Т. 1. С. 468.

18. См.: Ловинюков А.С. Закон СССР 1990 г. о свободе совести и религиозных организациях // Сов. государство и право. 1991. № 4. С. 23 - 25.

19. См.: Ловинюков А.С. Свобода совести (Анализ, практика, выводы) // Государство и право. 1995. № 1. С. 26.
8 Однако многие ученые продолжают следовать устаревшим подходам, не вполне соответствующим современной юридической технике. В частности, А.В. Пчелинцев, с одной стороны, признает свободу религии частью конституционной свободы мировоззренческого выбора20, но, с другой - описывает «комплекс индивидуальных религиозных прав и свобод, реализуемых человеком самостоятельно, и комплекс коллективных религиозных прав и свобод, реализуемых человеком совместно с иными лицами и составляющих неотъемлемую часть системы общих дозволений»21. Аналогичной позиции придерживается А.А. Со, также считающий, что свобода вероисповедания является обособленной сферой, основанной на вере22. Е.В. Тихонова считает, что право на свободу совести взаимосвязано «со свободой религиозных (мировоззренческих) и иных убеждений индивида» 23. О.В. Брянцева связывает юридическое содержание права на свободу совести с религиозной свободой24.
20. См.: Пчелинцев А.В. Свобода вероисповедания и религиозные объединения в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): дис. … д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 15.

21. Там же.

22. См.: Со А.А. Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России (на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа): дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2010. С. 7.

23. Тихонова Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России: дис. … канд. юрид. наук. Тамбов, 2006. С. 17.

24. См.: Брянцева О.В. Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации (на примере Волгоградской области): дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. С. 7.
9 Подходы, соответствующие требованиям современной юридической техники, содержатся в исследовании Ф.М. Рудинского, который указал, что «в широком смысле слова свобода совести - это возможность для каждого человека совершать свободный выбор»25. Отметим также определение В.Н. Савельева, полагающего, что «свобода совести – это обеспечение в обществе таких демократических прав и свобод, которые реально гарантируют личности… возможность проявлять свои убеждения в обществе»26. С.А. Авакьян свободу совести определяет как «свободу морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.)»27.
25. Рудинский Ф.М. Институт свободы совести по советскому государственному праву: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Новосибирск, 1963. С. 6.

26. Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория. М., 1991. С. 97.

27. Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс: в 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 606, 607.
10 Определение, не связанное с юридически не определяемой «религией», содержится в работах Н.Ю. Тетерятникова. По его мнению, «свобода совести – это фундаментальное сложносоставное естественное субъективное право первого поколения, принадлежащее каждому человеку в силу рождения и представленное в виде личной свободы индивида в сфере его мировоззрения, а также поведения, основанного на этом мировоззрении, которому имплицитно коррелирует обязанность поведенчески терпимого отношения к допустимой правом свободе всех других лиц»28.
28. Тетерятников Н.Ю. Теоретико-правовые аспекты свободы совести: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 10.
11 Т.П. Минченко научно обоснованно полагает, что «свобода совести это системообразующее и основополагающее право в системе прав человека, связанное с удовлетворением мировоззренческой потребности, реализация которой формирует мировоззренческую идентичность и даёт смысл жизни на основе свободного выбора»29. Похожее юридически корректное определение содержится в трудах последних лет30, а также в монографиях автора данной статьи31. Д.М. Никитаев также дает определение понятия свободы совести, как свободного мировоззренческого выбора, закрепленного в международном и внутригосударственном праве32.
29. Минченко Т.П. Проблема свободы совести в эпоху постсекулярности: истоки и перспективы: дис. … д-ра филос. наук. Томск, 2011. С. 12.

30. См.: Свобода совести: проблемы теории и практики / под ред. Ф.М. Рудинского, С.А. Бурьянова. М., 2012; Алейникова С.М., Бурьянов С.А. Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально / под ред. И. Кондратьева. М., 2015; Бурьянов С.А., Кривенький А.И., Пашенцев Д.А., Романова Г.В. Вопросы глобализации культуры и защиты культурных прав человека и гражданина (междисциплинарное исследование) / под общ. ред. А.И. Кривенького, С.А. Бурьянова. М., 2018; Влияние эллинизма на науку, культуру и образование современности / под науч. ред. Т.П. Минченко. Томск, 2016.

31. См., напр.: Бурьянов С.А. Проблемы реализации свободы совести и светскости государства в Российской Федерации. Теоретико-прикладное исследование за 2012 год / под ред. Р.В. Багдасарова. М., 2013; Его же. Светскость государства и международно признанная свобода совести. Теоретико-прикладное исследование за 2015 — начало 2016 г. М., 2016; Его же. Светскость государства в Российской Федерации. Теоретико-прикладное исследование за 2016-й — начало 2017 года. М., 2017; Buryanov S.A. State Worldview Neutrality in the Context of Deteriorating Imbalances in Globalization: The Case and Current State of Affairs in the Russian Federation from 2016 to the Beginning of 2017. Amsterdam, 2018.

32. См.: Никитаев Д.М. К вопросу о современном определении понятия и содержании свободы совести // Современный юрист. 2018. № 4 (25). С. 66 - 75; Никитаев Д.М., Бурьянов С.А. Проблемы реализации свободы совести в современной России и мире / под науч. ред. С.А. Бурьянова. М., 2020.
12 Подавляющее большинство иностранных авторов под правом на свободу совести традиционно понимают религиозную свободу33.
33. См.: Дейвис Д. Эволюция религиозной свободы как универсального права человека: исследование роли декларации ООН 1981 года о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений // Защита личности от дискриминации: хрестоматия: в 3 т. М., 2006. Т. 3; Мердок Д. Указ. соч.; Drinan R.F. Can God and Caesar Coexist? Balancing Religious Freedom and International Law. New Haven, 2004; Durham W.C. Jr., Schraffs B.G. Law and Religion: National, International, and Comparative Perspective. Aspen Publishers. 2009; Robbers G. State and Church in the European Union. 3rd ed. Baden-Baden, 2019; Taylor P.M. Freedom of Religion: UN and European Human Rights Law and Practice. Cambridge University Press, 2005.
13 Подводя некоторые итоги исследования многообразия определений понятия права на свободу совести, можно выделить следующие основные подходы: «1) связывающий понятие и содержание свободы совести только с отношением к религии (вероисповеданию) и деятельностью религиозных объединений; 2) связывающий понятие и содержание свободы совести не только с отношением к религии (вероисповеданию) и деятельностью религиозных объединений, но и с иными мировоззренческими формами; 3) связывающий понятие и содержание свободы совести с отношением к мировоззренческой сфере без специального выделения религии (вероисповедания) и деятельности религиозных объединений». Полагаем, что именно этот подход, определяющий свободу совести как свободу мировоззренческого выбора, соответствует общественным отношениям, принципу верховенства права и требованиям юридической техники.
14 Несоответствие юридической терминологии требованиям современной юридической техники делает невозможным единообразное понимание и толкование нормы права, предопределяя снижение ее эффективности и низкое качество нормативного правового акта. Например, В.Ю. Картухин относит определенность и непротиворечивость к основным критериям логического аспекта нормы закона в качестве составной части юридической техники34. К основным принципам юридической техники, важным для высокого качества нормативного правового акта, также относятся «логичность; лаконичность; единообразие». Представляется, что от соблюдения правил юридической техники в конечном счете зависят реализация принципа верховенства права, прав человека35 и эффективность форм права на свободу совести36.
34. Картухин В.Ю. Использование правил юридической техники в правотворчестве субъектов РФ // Современная юриспруденция. Актуальные проблемы российского права. URL: >>>> (дата обращения: 07.09.2021).

35. См.: Гражданские права человека в России: современные проблемы теории и практики / под ред. Ф.М. Рудинского. М., 2010. С. 13.

36. Более подробно на эту тему см.: Свобода совести: проблемы теории и практики / под ред. Ф.М. Рудинского, С.А. Бурьянова.
15 Так как принцип мировоззренческого нейтралитета государства является важнейшей гарантией права на свободу совести, то он также взаимосвязан с принципами верховенства права и правового государства37. В указанном контексте принципы верховенства права и правового государства выступают в качестве основы реформирования форм международного и конституционного права на свободу совести.
37. См.: Buryanov S.A. Op. cit.
16 В свою очередь, реализации принципа правовой определенности ключевых терминов при реформировании форм права на свободу совести позволит повысить эффективность соответствующих норм международного и конституционного права, что будет способствовать осуществлению принципа верховенства права, правового государства.
17 Данное исследование выявило системообразующее влияние уровня научной разработанности теоретико-правовых проблем в области прав человека в сфере свободы совести на эффективность норм международного и внутригосударственного права, предопределивших системные проблемы на уровне правоприменения, а конечном счете недостаточный уровень их реализации в государствах, в том числе и в Российской Федерации.
18 Концепции верховенства права и правового государства выступают важной основой реформирования принципов и норм международного и внутригосударственного права на свободу совести. Концепции верховенства права и правового государства взаимосвязаны между собой и с правовой определенностью принципов и норм права, в качестве стабильной и предсказуемой основы для реализации прав человека в сфере свободы совести и недискриминации. Среди многих факторов правовой определенности принципов и норм права основополагающим является юридическая терминология, а именно ключевые правовые понятия (с помощью которых выражается содержание нормативных предписаний), поскольку именно из них формируются юридические конструкции и нормативные акты. Несоответствие ключевой юридической терминологии требованиям правовой определенности, делает невозможным единообразное понимание и толкование принципов и норм международного и внутригосударственного конституционного права на свободу совести, предопределяя их низкую эффективность.
19 С позиций разграничения источников и форм права на свободу совести в Российской Федерации действует единая система форм международного и внутригосударственного права на свободу совести, взаимосвязанная с системой форм прав человека, как принадлежащих каждому от рождения возможностей. Реализация упомянутых возможностей может и должна привести к пользованию социальными благами в интересах сохранения и развития личности, как составляющей общества, государств и их сообщества.
20 * * *
21 В итоге право на свободу совести это принадлежащие каждому от рождения и закрепленные в соответствии с требованиями современной юридической техникой в формах международного и внутригосударственного права возможности мировоззренческого выбора, реализация которых без дискриминации должна привести к свободному формированию мировоззрения (картины мира) в качестве основы для развития личности, общества, государства.

References

1. Avakian S.A. Constitutional Law of Russia: studies course: in 2 vols. M., 2005. Vol. 1. P. 606, 607 (in Russ.).

2. Aleynikova S.M., Bu’ryanov S.A. The secular state in questions and answers: briefly, accessible and relevant / ed. by I. Kondratiev. M., 2015 (in Russ.).

3. Baglay M.V. Constitutional Law of the Russian Federation. M., 1998. P. 192 (in Russ.).

4. Bezuglov A.A., Soldatov S.A. Constitutional Law of Russia: in 3 vols. M., 2001. Vol. 1. P. 468 (in Russ.).

5. Bryantseva O.V. Implementation of the constitutional right to freedom of conscience in the Russian Federation (on the example of the Volgograd region): dis. ... PhD in Law. Volgograd, 2005. P. 7 (in Russ.).

6. Bur’yanov S.A. Legal grounds, essential content and guarantees of freedom of conscience // State and Law. 2001. No. 2. P. 21 - 26 (in Russ.).

7. Bur’yanov S.A. Problems of realization of freedom of conscience and secularism of the state in the Russian Federation. Theoretical and applied research for 2012 / ed. by R.V. Bagdasarov. M., 2013 (in Russ.).

8. Bur’yanov S.A. Problems of improving the regulatory framework for the realization of the right to freedom of conscience in the context of globalization // State and Law. 2002. No. 10. P. 26 - 31 (in Russ.).

9. Bur’yanov S.A. Secularism of the state in the Russian Federation. Theoretical and applied research for 2016 - the beginning of 2017. M., 2017 (in Russ.).

10. Bur’yanov S.A. Secularism of the state and internationally recognized freedom of conscience. Theoretical and applied research for 2015 — early 2016, M., 2016 (in Russ.).

11. Bur’yanov S.A. Freedom of conscience as a global value. On the way to political unity and solving global problems // The age of globalization. 2009. No. 1. P. 136 - 151 (in Russ.).

12. Bur’yanov S.A., Krivenky A.I., Pashentsev D.A., Romanova G.V. Issues of globalization of culture and protection of cultural rights of man and citizen (interdisciplinary research) / under the general editorship of A.I. Krivenky, S.A. Bur’yanov. M., 2018 (in Russ.).

13. The influence of Hellenism on modern science, culture and education / scientific ed. by T.P. Minchenko. Tomsk, 2016 (in Russ.).

14. Civil Human rights in Russia: modern problems of theory and practice / ed. by F.M. Rudinsky. M., 2010. P. 13 (in Russ.).

15. Davis D. The Evolution of Religious freedom as a Universal human Right: a study of the role of the 1981 UN Declaration on the Elimination of All Forms of Intolerance and discrimination based on Religion or Belief // Protection of the individual from discrimination: textbook: in 3 vols. M., 2006. Vol. 3 (in Russ.).

16. Report on the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2020. URL: https://ombudsmanrf.org/content/doclad2020 (accessed: 07/21/2021) (in Russ.).

17. Kartukhin V. Yu. The use of the rules of legal technique in the law-making of the subjects of the Russian Federation // Modern jurisprudence. Actual problems of Russian law. URL: http://www.ibil.ru/index.php?type=review&area=1&p=articles&id=358 (accessed: 07.09.2021) (in Russ.).

18. Krotkova N.V. International ways of protecting human and civil rights and freedoms: constitutional and legal aspect // Education and Law. 2020. No. 2. P. 63 - 68. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-10212 (in Russ.).

19. Krotkova N.V. Human rights and sustainable development // State and Law. 1998. No. 1. P. 103–119 (in Russ.).

20. Lovinyukov A.S. The USSR Law of 1990 on freedom of conscience and religious organizations // Soviet State and Law. 1991. No. 4. P. 23–25 (in Russ.).

21. Lovinyukov A.S. Freedom of conscience (Analysis, practice, conclusions) // State and Law. 1995. No. 1. P. 26 (in Russ.).

22. Markova E.N. The problem of the legal definition of religion // Constitutional and Municipal Law. 2018. No. 11. P. 34–45 (in Russ.).

23. Murdoch D. Protection of the right to freedom of thought, conscience and religion within the framework of the European Convention for the Protection of Human Rights. Voronezh, 2014. P. 27, 28 (Series of manuals of the Council of Europe) (in Russ.).

24. Minchenko T.P. The problem of freedom of conscience in the era of post-secularity: origins and prospects: dis. ... Dr. Philos. Sciences’. Tomsk, 2011. P. 12 (in Russ.).

25. Nikitaev D.M. On the question of the modern definition of the concept and content of freedom of conscience // Modern Lawyer. 2018. No. 4 (25). P. 66 - 75 (in Russ.).

26. Nikitaev D.M., Bur’yanov S.A. Problems of the realization of freedom of conscience in modern Russia and the world / scientific ed. by S.A. Bur’yanov. M., 2020 (in Russ.).

27. Human rights in the Russian Federation: collection of reports on the events of 2018 / ed. and comp. N. Kostenko. M., 2019 (in Russ.).

28. Pchelintsev A.V. Freedom of religion and religious associations in the Russian Federation (constitutional and legal research): dis. ... Doctor of Law. M., 2012. P. 15 (in Russ.).

29. Rozenbaum Yu. A. The Soviet state and the Church / res. ed. B.M. Lazarev. M., 1985. P. 94 (in Russ.).

30. Rudinsky F.M. Institute of Freedom of Conscience on Soviet State Law: abstract ... PhD in Law. Novosibirsk, 1963. P. 6 (in Russ.).

31. Savelyev V.N. Freedom of conscience: history and theory. M., 1991. P. 97 (in Russ.).

32. Freedom of conscience: problems of theory and practice / ed. by F.M. Rudinsky, S.A. Bur’yanov. M., 2012 (in Russ.).

33. So A.A. Constitutional and legal foundations of freedom of religion and the activities of religious associations in Russia (on the example of the subjects of the Russian Federation of the North-Western Federal District): dis. ... PhD in Law. SPb., 2010. P. 7 (in Russ.).

34. The HRC is concerned about the situation with the persecution of Jehovah’s Witnesses. URL: https://mhg.ru/news/spch-obespokoen-situaciey-s-goneniyami-na-svideteley-iegovy (accessed: 21.07.2021) (in Russ.).

35. Teteryatnikov N. Yu. Theoretical and legal aspects of freedom of conscience: dis. ... PhD in Law. Ekaterinburg, 2002. P. 10 (in Russ.).

36. Tikhonova E.V. Institute of Freedom of Conscience and Freedom of Religion in the law of modern Russia: dis. ... PhD in Law. Tambov, 2006. P. 17 (in Russ.).

37. A Closer Look at How Religious Restrictions Have Risen Around the World. Tenth annual report dives deeper into the ways government restrictions on religion and social hostilities involving religion have changed, from 2007 to 2017. Pew Research Center. URL: https://www.pewforum.org/2019/07/15/a-closer-look-at-how-religious-restrictions-have-risen-around-the-world/ (accessed: 21.07.2021).

38. Buryanov S.A. State Worldview Neutrality in the Context of Deteriorating Imbalances in Globalization: The Case and Current State of Affairs in the Russian Federation from 2016 to the Beginning of 2017. Amsterdam, 2018.

39. Drinan R.F. Can God and Caesar Coexist? Balancing Religious Freedom and International Law. New Haven, 2004.

40. Durham W.C. Jr., Schraffs B.G. Law and Religion: National, International, and Comparative Perspective. Aspen Publishers. 2009.

41. Robbers G. State and Church in the European Union. 3rd ed. Baden-Baden, 2019.

42. Taylor P.M. Freedom of Religion: UN and European Human Rights Law and Practice. Cambridge University Press, 2005.

43. World Report – 2021 г. Our Annual Review of Human Rights Around the World. URL: https://www.hrw.org/world-report/2021 (accessed: 21.07.2021).

Comments

No posts found

Write a review
Translate