К вопросу об определении понятия права на свободу совести
К вопросу об определении понятия права на свободу совести
Аннотация
Код статьи
S102694520024322-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Бурьянов Сергей Анатольевич 
Должность: доцент кафедры международного права и прав человека Школы права
Аффилиация: Институт права и управления Московского городского педагогического университета
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
177-182
Аннотация

В статье исследованы различные подходы к определению понятия права на свободу совести. Предложено авторское определение понятия

Ключевые слова
права человека, религия, свобода вероисповедания, право на свободу совести, юридическая техника
Классификатор
Получено
14.08.2022
Дата публикации
15.03.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
392
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Право на свободу совести признано в универсальных, региональных и субрегиональных международных актах, а также закреплено в большинстве современных конституций, включая Конституцию РФ Однако единого юридически корректного определения понятия права на свободу совести до сих пор не выработано, что создает существенные препятствия на пути его воплощения в жизнь. Даже формулировки весьма разнятся. Например, Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) закрепляют право «каждого человека» «на свободу мысли, совести и религии». В Конституции РФ говорится о «свободе совести, свободе вероисповедания», а законодательство весьма спорно делает акцент на регулировании деятельности религиозных организаций. Таким образом, на практике широкое понятие свобода совести подменяется более узким свобода вероисповедания (религии)1.
1. См.: Бурьянов С.А. Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести // Государство и право. 2001. № 2. С. 21 - 26.
2 Е.Н. Маркова отмечает, что «конституции большинства государств провозглашают и гарантируют свободу религии (свободу вероисповедания) как фундаментальное право человека, но сам термин «религия» остается неопределенным»2. Рассматривая возможные риски произвольного правоприменения, она полагает, что «если выбирать «между двух зол», то наименьшим все же является расширительный подход к определению религии»3. Вполне разумные предложения некоторых исследователей (в том числе ранние статьи автора) о том, что термин «религия» должен трактоваться максимально широко и без какой-либо дискриминации на практике воплотить крайне сложно, если вообще возможно.
2. Маркова Е.Н. Проблема правового определения религии // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 11. С. 34 - 45.

3. Там же. С. 43.
3 Анализируя практику ЕСПЧ по поводу права на свободу совести (дело Кимля и другие против России (Kimlya and others v. Russia)), Дж. Мердок отмечает указание суда, что «в его задачу, разумеется, не входит обязанность решать in abstracto, можно ли считать некий свод убеждений и связанных с ними обычаев религией»4. Однако из дела Х против Соединенного Королевства (X v. the United Kingdom) от 1977 г. следует, что в случае возникновения сомнений подающему жалобу придется доказывать существование «религии»5.
4. Мердок Д. Защита права на свободу мысли, совести и религии в рамках Европейской конвенции о защите прав человека. Воронеж, 2014. С. 27 (Серия пособий Совета Европы).

5. Там же. С. 28.
4 Так как правового определения религии не существует, то фактически произвольное толкование этого понятия предопределяет произвольное правоприменение и нарушения прав человека в сфере свободы совести.
5 Например, в масштабном исследовании Pew Research Center от 2019 г. говорится о существенных проблемах реализации права на свободу совести в 2007 - 2017 гг.6 Международная правозащитная организация Human Rights Watch также указывает на нарушения упомянутого права в своем ежегодном докладе за 2021 г.7 На внутригосударственном уровне проблемы реализации права на свободу совести неоднократно поднимались на заседаниях Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека8, в материалах государственных9 и неправительственных10 правозащитных структур.
6. См.: A Closer Look at How Religious Restrictions Have Risen Around the World. Tenth annual report dives deeper into the ways government restrictions on religion and social hostilities involving religion have changed, from 2007 to 2017. Pew Research Center. URL: >>>> (дата обращения: 21.07.2021).

7. См.: World Report – 2021 г. Our Annual Review of Human Rights Around the World. URL: >>>> (дата обращения: 21.07.2021).

8. См.: СПЧ обеспокоен ситуацией с гонениями на Свидетелей Иеговы. URL: >>>> (дата обращения: 21.07.2021).

9. См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год. URL: >>>> (дата обращения: 21.07.2021).

10. См.: Права человека в Российской Федерации: сб. докладов о событиях 2018 г. / отв. ред. и сост. Н. Костенко. М., 2019.
6 Актуальность данного исследования существенно возрастает в связи с глобализацией общественных отношений, которая требует больше свободы индивида как условия достижения устойчивого развития11, воплощаемой в правах человека12, включая право на свободу совести13. Осенью 2021 г. в своем Докладе «Наша общая повестка дня» Генеральный секретарь ООН А. Гуттериш вновь призвал обеспечить условия, в которых каждый сможет процветать в мире, достоинстве и равенстве на здоровой планете через, реализацию нового общественного договора, основанного на правах человека14. Все вышеуказанное предопределяет необходимость совершенствования соответствующих правовых норм, в основе которых лежит ключевое определение понятия права на свободу совести.
11. См.: Кроткова Н.В. Права человека и устойчивое развитие // Государство и право. 1998. № 1. С. 103 - 119.

12. См.: Кроткова Н.В. Международные способы защиты прав и свобод человека и гражданина: конституционно-правовой аспект // Образование и право. 2020. № 2. С. 63–68. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-10212

13. См.: Бурьянов С.А. Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы реализации права на свободу совести в контексте глобализации // Государство и право. 2002. № 10. С. 26 - 31; Его же. Свобода совести как глобальная ценность. На пути к политическому единству и решению глобальных проблем // Век глобализации. 2009. № 1. С. 136–151.

14. См.: United Nations Secretary-Generals Report “Our common agenda”. URL: >>>> (дата обращения: 16.09.2021).
7 В научной литературе сформировалось многообразие подходов к определению понятия права на свободу совести. Например, в свое время один из ведущих экспертов и разработчик законодательства Ю.А. Розенбаум под правом на свободу совести понимал «разрешенное и гарантированное законами государства право граждан свободно и самостоятельно определять свое отношение к религии, осуществлять вытекающие из этого отношения действия при условии соблюдения законности и установленного в стране правопорядка»15. М.В. Баглай определял упомянутое право как возможности «верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т.е. не верить в Бога»16. А.А. Безуглов и С.А. Солдатов под правом на свободу совести понимали «право каждого человека самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии: быть верующим или атеистом»17. В указанном выше контексте А.С. Ловинюков не без оснований полагает, что сведение права на свободу совести к исповеданию религии или атеизму создало непреодолимые препятствия на пути разработки адекватного законодательства18. При этом упомянутый выше автор также рассматривает право на свободу совести в русле сложившей традиции как право исповедовать религию или отказаться от нее19.
15. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь / отв. ред. Б.М. Лазарев. М., 1985. С. 94.

16. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 192.

17. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: в 3 т. М., 2001. Т. 1. С. 468.

18. См.: Ловинюков А.С. Закон СССР 1990 г. о свободе совести и религиозных организациях // Сов. государство и право. 1991. № 4. С. 23 - 25.

19. См.: Ловинюков А.С. Свобода совести (Анализ, практика, выводы) // Государство и право. 1995. № 1. С. 26.
8 Однако многие ученые продолжают следовать устаревшим подходам, не вполне соответствующим современной юридической технике. В частности, А.В. Пчелинцев, с одной стороны, признает свободу религии частью конституционной свободы мировоззренческого выбора20, но, с другой - описывает «комплекс индивидуальных религиозных прав и свобод, реализуемых человеком самостоятельно, и комплекс коллективных религиозных прав и свобод, реализуемых человеком совместно с иными лицами и составляющих неотъемлемую часть системы общих дозволений»21. Аналогичной позиции придерживается А.А. Со, также считающий, что свобода вероисповедания является обособленной сферой, основанной на вере22. Е.В. Тихонова считает, что право на свободу совести взаимосвязано «со свободой религиозных (мировоззренческих) и иных убеждений индивида» 23. О.В. Брянцева связывает юридическое содержание права на свободу совести с религиозной свободой24.
20. См.: Пчелинцев А.В. Свобода вероисповедания и религиозные объединения в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): дис. … д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 15.

21. Там же.

22. См.: Со А.А. Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России (на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа): дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2010. С. 7.

23. Тихонова Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России: дис. … канд. юрид. наук. Тамбов, 2006. С. 17.

24. См.: Брянцева О.В. Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации (на примере Волгоградской области): дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. С. 7.
9 Подходы, соответствующие требованиям современной юридической техники, содержатся в исследовании Ф.М. Рудинского, который указал, что «в широком смысле слова свобода совести - это возможность для каждого человека совершать свободный выбор»25. Отметим также определение В.Н. Савельева, полагающего, что «свобода совести – это обеспечение в обществе таких демократических прав и свобод, которые реально гарантируют личности… возможность проявлять свои убеждения в обществе»26. С.А. Авакьян свободу совести определяет как «свободу морально-этических воззрений человека (т.е. что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком, честным или бесчестным поведением и т.д.)»27.
25. Рудинский Ф.М. Институт свободы совести по советскому государственному праву: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Новосибирск, 1963. С. 6.

26. Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория. М., 1991. С. 97.

27. Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс: в 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 606, 607.
10 Определение, не связанное с юридически не определяемой «религией», содержится в работах Н.Ю. Тетерятникова. По его мнению, «свобода совести – это фундаментальное сложносоставное естественное субъективное право первого поколения, принадлежащее каждому человеку в силу рождения и представленное в виде личной свободы индивида в сфере его мировоззрения, а также поведения, основанного на этом мировоззрении, которому имплицитно коррелирует обязанность поведенчески терпимого отношения к допустимой правом свободе всех других лиц»28.
28. Тетерятников Н.Ю. Теоретико-правовые аспекты свободы совести: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 10.
11 Т.П. Минченко научно обоснованно полагает, что «свобода совести это системообразующее и основополагающее право в системе прав человека, связанное с удовлетворением мировоззренческой потребности, реализация которой формирует мировоззренческую идентичность и даёт смысл жизни на основе свободного выбора»29. Похожее юридически корректное определение содержится в трудах последних лет30, а также в монографиях автора данной статьи31. Д.М. Никитаев также дает определение понятия свободы совести, как свободного мировоззренческого выбора, закрепленного в международном и внутригосударственном праве32.
29. Минченко Т.П. Проблема свободы совести в эпоху постсекулярности: истоки и перспективы: дис. … д-ра филос. наук. Томск, 2011. С. 12.

30. См.: Свобода совести: проблемы теории и практики / под ред. Ф.М. Рудинского, С.А. Бурьянова. М., 2012; Алейникова С.М., Бурьянов С.А. Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально / под ред. И. Кондратьева. М., 2015; Бурьянов С.А., Кривенький А.И., Пашенцев Д.А., Романова Г.В. Вопросы глобализации культуры и защиты культурных прав человека и гражданина (междисциплинарное исследование) / под общ. ред. А.И. Кривенького, С.А. Бурьянова. М., 2018; Влияние эллинизма на науку, культуру и образование современности / под науч. ред. Т.П. Минченко. Томск, 2016.

31. См., напр.: Бурьянов С.А. Проблемы реализации свободы совести и светскости государства в Российской Федерации. Теоретико-прикладное исследование за 2012 год / под ред. Р.В. Багдасарова. М., 2013; Его же. Светскость государства и международно признанная свобода совести. Теоретико-прикладное исследование за 2015 — начало 2016 г. М., 2016; Его же. Светскость государства в Российской Федерации. Теоретико-прикладное исследование за 2016-й — начало 2017 года. М., 2017; Buryanov S.A. State Worldview Neutrality in the Context of Deteriorating Imbalances in Globalization: The Case and Current State of Affairs in the Russian Federation from 2016 to the Beginning of 2017. Amsterdam, 2018.

32. См.: Никитаев Д.М. К вопросу о современном определении понятия и содержании свободы совести // Современный юрист. 2018. № 4 (25). С. 66 - 75; Никитаев Д.М., Бурьянов С.А. Проблемы реализации свободы совести в современной России и мире / под науч. ред. С.А. Бурьянова. М., 2020.
12 Подавляющее большинство иностранных авторов под правом на свободу совести традиционно понимают религиозную свободу33.
33. См.: Дейвис Д. Эволюция религиозной свободы как универсального права человека: исследование роли декларации ООН 1981 года о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений // Защита личности от дискриминации: хрестоматия: в 3 т. М., 2006. Т. 3; Мердок Д. Указ. соч.; Drinan R.F. Can God and Caesar Coexist? Balancing Religious Freedom and International Law. New Haven, 2004; Durham W.C. Jr., Schraffs B.G. Law and Religion: National, International, and Comparative Perspective. Aspen Publishers. 2009; Robbers G. State and Church in the European Union. 3rd ed. Baden-Baden, 2019; Taylor P.M. Freedom of Religion: UN and European Human Rights Law and Practice. Cambridge University Press, 2005.
13 Подводя некоторые итоги исследования многообразия определений понятия права на свободу совести, можно выделить следующие основные подходы: «1) связывающий понятие и содержание свободы совести только с отношением к религии (вероисповеданию) и деятельностью религиозных объединений; 2) связывающий понятие и содержание свободы совести не только с отношением к религии (вероисповеданию) и деятельностью религиозных объединений, но и с иными мировоззренческими формами; 3) связывающий понятие и содержание свободы совести с отношением к мировоззренческой сфере без специального выделения религии (вероисповедания) и деятельности религиозных объединений». Полагаем, что именно этот подход, определяющий свободу совести как свободу мировоззренческого выбора, соответствует общественным отношениям, принципу верховенства права и требованиям юридической техники.
14 Несоответствие юридической терминологии требованиям современной юридической техники делает невозможным единообразное понимание и толкование нормы права, предопределяя снижение ее эффективности и низкое качество нормативного правового акта. Например, В.Ю. Картухин относит определенность и непротиворечивость к основным критериям логического аспекта нормы закона в качестве составной части юридической техники34. К основным принципам юридической техники, важным для высокого качества нормативного правового акта, также относятся «логичность; лаконичность; единообразие». Представляется, что от соблюдения правил юридической техники в конечном счете зависят реализация принципа верховенства права, прав человека35 и эффективность форм права на свободу совести36.
34. Картухин В.Ю. Использование правил юридической техники в правотворчестве субъектов РФ // Современная юриспруденция. Актуальные проблемы российского права. URL: >>>> (дата обращения: 07.09.2021).

35. См.: Гражданские права человека в России: современные проблемы теории и практики / под ред. Ф.М. Рудинского. М., 2010. С. 13.

36. Более подробно на эту тему см.: Свобода совести: проблемы теории и практики / под ред. Ф.М. Рудинского, С.А. Бурьянова.
15 Так как принцип мировоззренческого нейтралитета государства является важнейшей гарантией права на свободу совести, то он также взаимосвязан с принципами верховенства права и правового государства37. В указанном контексте принципы верховенства права и правового государства выступают в качестве основы реформирования форм международного и конституционного права на свободу совести.
37. См.: Buryanov S.A. Op. cit.
16 В свою очередь, реализации принципа правовой определенности ключевых терминов при реформировании форм права на свободу совести позволит повысить эффективность соответствующих норм международного и конституционного права, что будет способствовать осуществлению принципа верховенства права, правового государства.
17 Данное исследование выявило системообразующее влияние уровня научной разработанности теоретико-правовых проблем в области прав человека в сфере свободы совести на эффективность норм международного и внутригосударственного права, предопределивших системные проблемы на уровне правоприменения, а конечном счете недостаточный уровень их реализации в государствах, в том числе и в Российской Федерации.
18 Концепции верховенства права и правового государства выступают важной основой реформирования принципов и норм международного и внутригосударственного права на свободу совести. Концепции верховенства права и правового государства взаимосвязаны между собой и с правовой определенностью принципов и норм права, в качестве стабильной и предсказуемой основы для реализации прав человека в сфере свободы совести и недискриминации. Среди многих факторов правовой определенности принципов и норм права основополагающим является юридическая терминология, а именно ключевые правовые понятия (с помощью которых выражается содержание нормативных предписаний), поскольку именно из них формируются юридические конструкции и нормативные акты. Несоответствие ключевой юридической терминологии требованиям правовой определенности, делает невозможным единообразное понимание и толкование принципов и норм международного и внутригосударственного конституционного права на свободу совести, предопределяя их низкую эффективность.
19 С позиций разграничения источников и форм права на свободу совести в Российской Федерации действует единая система форм международного и внутригосударственного права на свободу совести, взаимосвязанная с системой форм прав человека, как принадлежащих каждому от рождения возможностей. Реализация упомянутых возможностей может и должна привести к пользованию социальными благами в интересах сохранения и развития личности, как составляющей общества, государств и их сообщества.
20 * * *
21 В итоге право на свободу совести это принадлежащие каждому от рождения и закрепленные в соответствии с требованиями современной юридической техникой в формах международного и внутригосударственного права возможности мировоззренческого выбора, реализация которых без дискриминации должна привести к свободному формированию мировоззрения (картины мира) в качестве основы для развития личности, общества, государства.

Библиография

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс: в 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 606, 607.

2. Алейникова С.М., Бурьянов С.А. Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально / под ред. И. Кондратьева. М., 2015.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 192.

4. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: в 3 т. М., 2001. Т. 1. С. 468.

5. Брянцева О.В. Реализация конституционного права на свободу совести в Российской Федерации (на примере Волгоградской области): дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. С. 7.

6. Бурьянов С.А. Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести // Государство и право. 2001. № 2. С. 21 - 26.

7. Бурьянов С.А. Проблемы реализации свободы совести и светскости государства в Российской Федерации. Теоретико-прикладное исследование за 2012 год / под ред. Р.В. Багдасарова. М., 2013.

8. Бурьянов С.А. Проблемы совершенствования нормативно-правовой базы реализации права на свободу совести в контексте глобализации // Государство и право. 2002. № 10. С. 26–31.

9. Бурьянов С.А. Светскость государства в Российской Федерации. Теоретико-прикладное исследование за 2016-й — начало 2017 года. М., 2017.

10. Бурьянов С.А. Светскость государства и международно признанная свобода совести. Теоретико-прикладное исследование за 2015 — начало 2016 г. М., 2016.

11. Бурьянов С.А. Свобода совести как глобальная ценность. На пути к политическому единству и решению глобальных проблем // Век глобализации. 2009. № 1. С. 136–151.

12. Бурьянов С.А., Кривенький А.И., Пашенцев Д.А., Романова Г.В. Вопросы глобализации культуры и защиты культурных прав человека и гражданина (междисциплинарное исследование) / под общ. ред. А.И. Кривенького, С.А. Бурьянова. М., 2018.

13. Влияние эллинизма на науку, культуру и образование современности / под науч. ред. Т.П. Минченко. Томск, 2016.

14. Гражданские права человека в России: современные проблемы теории и практики / под ред. Ф.М. Рудинского. М., 2010. С. 13.

15. Дейвис Д. Эволюция религиозной свободы как универсального права человека: исследование роли декларации ООН 1981 года о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений // Защита личности от дискриминации: хрестоматия: в 3 т. М., 2006. Т. 3.

16. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год. URL: https://ombudsmanrf.org/content/doclad2020 (дата обращения: 21.07.2021).

17. Картухин В.Ю. Использование правил юридической техники в правотворчестве субъектов РФ // Современная юриспруденция. Актуальные проблемы российского права. URL: http://www.ibil.ru/index.php?type=review&area=1&p=articles&id=358 (дата обращения: 07.09.2021).

18. Кроткова Н.В. Международные способы защиты прав и свобод человека и гражданина: конституционно-правовой аспект // Образование и право. 2020. № 2. С. 63–68. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-10212

19. Кроткова Н.В. Права человека и устойчивое развитие // Государство и право. 1998. № 1. С. 103 - 119.

20. Ловинюков А.С. Закон СССР 1990 г. о свободе совести и религиозных организациях // Сов. государство и право. 1991. № 4. С. 23 - 25.

21. Ловинюков А.С. Свобода совести (Анализ, практика, выводы) // Государство и право. 1995. № 1. С. 26.

22. Маркова Е.Н. Проблема правового определения религии // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 11. С. 34 - 45.

23. Мердок Д. Защита права на свободу мысли, совести и религии в рамках Европейской конвенции о защите прав человека. Воронеж, 2014. С. 27, 28 (Серия пособий Совета Европы).

24. Минченко Т.П. Проблема свободы совести в эпоху постсекулярности: истоки и перспективы: дис. … д-ра филос. наук. Томск, 2011. С. 12.

25. Никитаев Д.М. К вопросу о современном определении понятия и содержании свободы совести // Современный юрист. 2018. № 4 (25). С. 66–75.

26. Никитаев Д.М., Бурьянов С.А. Проблемы реализации свободы совести в современной России и мире / под науч. ред. С.А. Бурьянова. М., 2020.

27. Права человека в Российской Федерации: сб. докладов о событиях 2018 г. / отв. ред. и сост. Н. Костенко. М., 2019.

28. Пчелинцев А.В. Свобода вероисповедания и религиозные объединения в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): дис. … д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 15.

29. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь / отв. ред. Б.М. Лазарев. М., 1985. С. 94.

30. Рудинский Ф.М. Институт свободы совести по советскому государственному праву: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Новосибирск, 1963. С. 6.

31. Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория. М., 1991. С. 97.

32. Свобода совести: проблемы теории и практики / под ред. Ф.М. Рудинского, С.А. Бурьянова. М., 2012.

33. Со А.А. Конституционно-правовые основы свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений в России (на примере субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа): дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2010. С. 7.

34. СПЧ обеспокоен ситуацией с гонениями на Свидетелей Иеговы. URL: https://mhg.ru/news/spch-obespokoen-situaciey-s-goneniyami-na-svideteley-iegovy (дата обращения: 21.07.2021).

35. Тетерятников Н.Ю. Теоретико-правовые аспекты свободы совести: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 10.

36. Тихонова Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России: дис. … канд. юрид. наук. Тамбов, 2006. С. 17.

37. A Closer Look at How Religious Restrictions Have Risen Around the World. Tenth annual report dives deeper into the ways government restrictions on religion and social hostilities involving religion have changed, from 2007 to 2017. Pew Research Center. URL: https://www.pewforum.org/2019/07/15/a-closer-look-at-how-religious-restrictions-have-risen-around-the-world/ (дата обращения: 21.07.2021).

38. Buryanov S.A. State Worldview Neutrality in the Context of Deteriorating Imbalances in Globalization: The Case and Current State of Affairs in the Russian Federation from 2016 to the Beginning of 2017. Amsterdam, 2018.

39. Drinan R.F. Can God and Caesar Coexist? Balancing Religious Freedom and International Law. New Haven, 2004.

40. Durham W.C. Jr., Schraffs B.G. Law and Religion: National, International, and Comparative Perspective. Aspen Publishers. 2009.

41. Robbers G. State and Church in the European Union. 3rd ed. Baden-Baden, 2019.

42. Taylor P.M. Freedom of Religion: UN and European Human Rights Law and Practice. Cambridge University Press, 2005.

43. World Report – 2021 г. Our Annual Review of Human Rights Around the World. URL: https://www.hrw.org/world-report/2021 (дата обращения: 21.07.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести