The First International Conference of the Mongolian Federation of Scientists
Table of contents
Share
QR
Metrics
The First International Conference of the Mongolian Federation of Scientists
Annotation
PII
S032150750025338-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Elena V. Haritonova 
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
60-63
Abstract

In October 2022, the First International Conference of the Mongolian Federation of Scientists (MFSW) and the Mongolian University of Natural Sciences (MULS) was held in Ulaanbaatar. The Mongolian Federation of Scientists is an associate member of the World Federation of Scientists (WFNR) and, like the parent organization, solves problems related to ensuring sustainable development and the responsibility of scientists to prevent the use of their scientific achievements against Humanity.

The conceptual basis of the conference was the scientific developments of scientists from Mongolia and other countries in the field of mathematics, history, archeology, other humanities and natural sciences. The conference called on scientists to make efforts to create a new ethical development map leading to a balanced and peaceful existence with sustainable development, equitable distribution of wealth and reasonable and environmentally friendly use of natural resources.

The problem of African development, African ethics and values was widely discussed. The conference was attended by scientists from Mongolia, Russia, Afghanistan and Spain, 14 scientific reports were heard.

Keywords
Mongolia, World Federation of Scientists, crisis, sustainable development, ecology, nomadic culture, African ethics
Date of publication
14.06.2023
Number of purchasers
12
Views
210
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 В октябре 2022 г. в Улан-Баторе (Монголия) состоялась первая Международная конференция Монгольской федерации научных работников и Монгольского университета естественных наук. Основные концептуальные положения, вынесенные на обсуждение, отражают цивилизационную специфику Монголии в осмыслении современных глобальных процессов и вызовов сквозь призму историко-культурных традиций1. Специфика проявляется как в терминологии, так и в системе взглядов на происходящие мировые процессы, где можно наблюдать синтез религиозных представлений и строгих научных данных гуманитарных и естественных наук – истории и археологии, физики, математики, биологии.
1. Железняков А.С. Монгольский феномен. Азия и Африка сегодня. 1992. № 2. С. 64.
2 Организаторами и ведущими конференции были президент Монгольской федерации научных работников (МФНР) Церенчимед Сайннохой, д-р ветеринарной медицины Государственной центральной ветеринарной лаборатории трансграничных болезней животных, и президент Монгольского университета естественных наук Баатарцогт Оюунгэрэл.
3 По мнению организаторов конференции и монгольских участников, «наша земля и человечество проходили сквозь пространство и время с частотой как развития, так и вымирания. Исторические и археологические свидетельства прошлого доказывают, что любая цивилизация достигала очень высокого уровня развития, а затем некоторые из них погибали. Мы столкнулись с неизбежным завершением эры Рыб и переходом к Золотой эре». Именно этим фактом «перехода», по мнению монгольских ученых, можно объяснить нарастание разрушительных процессов и необходимость срочного включения ученых в осмысление происходящих на Земле процессов и проработку системы противодействия катастрофическим процессам.
4 Авторы, анонсировавшие конференцию, подчеркнули, что «человечество не полностью осознает, что оно находится под влиянием единой теории или вечного принципа Вселенной, которая сегодня считается заслуживающей доверия». Ведущая мысль, лейтмотив всей конференции – необходимость создания совершенно новой политической, социальной, экономической и культурной структуры и этики устойчивого жизнеобеспечения, которая будет опираться на историю, мировые религии, альтернативную науку, инновационную современную науку и технологии. Монгольские ученые, представители разных наук, которых на конференции было большинство, заявили, что вместе страны и люди должны приложить усилия, чтобы создать этическую модель развития, ведущую к сбалансированному и мирному существованию с устойчивым развитием, справедливым распределением богатства и разумным использованием ресурсов Земли.
5 Практически во всех представленных докладах подчеркивалась нарастающая угроза жизни природы и человечества, угроза войн и конфликтов. Отмечалось, что многие страны глубоко затронуты изменением климата, стихийными бедствиями, глобальными эпидемиями и политическими, социальными, экономическими, культурными и духовными кризисами. Поиск путей противостояния этим вызовам набирает силу, и в то же время пока не удается добиться качественных и убедительных результатов.
6 По мнению монгольских коллег, «люди, особенно “оседлая цивилизация”, всё еще находятся в замешательстве относительно того, как выйти из нынешнего состояния материального господства и враждебности и вступить в новую эпоху интеллектуальной власти»2.
2. Все приведенные цитаты взяты из докладов монгольских коллег с сохранением стиля и специфики высказываний (прим. авт.).
7 На конференции присутствовали ученые из Монголии, России, Афганистана и Испании. Было представлено 14 научных докладов. Работа проходила в смешанном режиме, монгольские ученые выступали в Университете, иностранные участники on-line на платформе ZOOM. Большинство докладов сделали монгольские ученые на монгольском языке, частично на русском; был обеспечен перевод на английский язык.
8 Конференцию открыл Церенчимед Сайннохой, президент МФНР, д-р ветеринарной медицины Государственной центральной ветеринарной лаборатории трансграничных болезней животных. В его докладе была обозначена основная цель конференции – наметить, «как страны и мир могут перейти от системы материального господства к системе интеллектуального господства», как преодолеть текущие проблемы, научиться их предвидеть, чтобы подготовиться к потенциальным неблагоприятным последствиям и по возможности избежать их.
9 Ц.Эрдэмт, социолог из Тенгриинского научного института, представил доклад «Мировоззрение истинных монголов, Кочевая культура, Кочевание, Экологизм». Он отметил, что у коренных монголов Центральной Азии есть историческое наследие, заключающееся в том, что они твердо следуют вечной миграции Вселенной, живут в кочевой культуре и выживают на базе коллективной ответственности и гармонии с мирном и обществом. В этом наследии содержится много положительных идей и примеров для развития и выживания человечества. Но, к сожалению, люди других культур и цивилизаций не знают о них. Поэтому возникла необходимость пригласить честных и здравомыслящих ученых и друзей из других стран, чтобы обсудить и наметить карту перехода «от системы материального господства к системе интеллектуального и ментального господства».
10 А.Туваандорж, вице-президент МФНР, представил тему «Научный способ познать Бога». И если в европейской традиции отрицается сама возможность познания Бога и существует главный тезис, что научными методами доказать существование или несуществование бога невозможно в принципе, то в докладе монгольского ученого Бог как природа и Вселенная во всех его закономерностях и влияниях на человека может быть познан естественнонаучными методами.
11 Второй доклад этого ученого сделан на тему «Новая эра зовет». Он обозначил угрозы и возможности перехода от эры Рыб к эре Водолея, которую монгольские авторы называют «Золотой эрой» и к приходу которой надо быть готовыми. И если мы, возможно, причисляем эти представления к области астрологии и эзотерики, наши монгольские коллеги оценивают их как реальность и анализируют закономерности смены «эр» как естественные двухтысячелетние циклы. Впрочем, в европейской традиции, ведущей начало от работ Фернана Броделя, также можно найти примеры изучение структур большой длительности, длительных временных циклов, а сам Бродель считал, что «изучение времени во всех его проявлениях открывает все двери к пониманию настоящего»3.
3. Braudel F. History and Sociology. Braudel F. On History. Chicago, 1980. P. 69.
12 О роли развития правого полушария головного мозга в проявлении творческих способностей было сказано в докладе Л.Эрдэнэчимэга, заслуженного деятеля искусств Монголии, доктора наук, профессора. Докладчик говорил о важности развития правого полушария в процессе обучения молодежи в XXI веке.
13 В докладе члена Монгольской ассоциации диетологов Ц.Сонинхишиг речь шла о связи системы питания и производства продуктов с проблемой изменения климата. Этот доклад был сделан в соответствии с существующим трендом о т.н. «углеродном следе», который нарушает экологию планеты, и поэтому животноводство должно быть взято под контроль и сокращено, однако докладчица подчеркнула, что углеродный след в условиях естественных пастбищ является нормальным и естественным. Также она говорила о вегетарианстве, но в культуре традиционного скотоводства эта идея вряд ли будет популярной.
14 Проблемы астрофизики также были затронуты на конференции. Физики Монгольской академии наук О.Лхагва, Л. Эрдэнэбаатар сделали доклад на тему «Квантовое предсказание образования черных дыр», представив результаты собственных научных исследований.
15 Профессор, доктор философии из Института материаловедения Барселоны (кафедра кристаллографии), сопредседатель Всемирной федерации научных работников Элиес Молинс в своем докладе остановился на основных направлениях деятельности и новых проектах ВФНР4. Одним из ведущих направлений деятельности Федерации является всесторонняя поддержка женщин-ученых. Так, в сентябре 2022 г. в Буэнос-Айресе состоялась Международная встреча женщин-ученых, представителей различных женских научных организаций, подготовленная и проведенная Всемирной федерацией научных работников и министерством науки, технологий и инноваций Аргентины. Докладчик подчеркнул, что интеграция Латинской Америки в систему международного научного сообщества необходима для достижения большей социальной справедливости.
4. Вдовин В.Ф., Харитонова Е. В. Генеральная Ассамблея научных работников в Марракеше в геополитическом и африканском контексте. Азия и Африка сегодня. 2022. № 11. C. 80–82.
16 Специфика африканской этики, африканская система ценностей представлены в докладе ведущего научного сотрудника Института Африки РАН, к.философ.н. А.Мосейко на тему: «Африканская этика и ценности: прошлое и будущее Африки южнее Сахары». В докладе подчеркивается, что в документе Африканского Союза «Повестка-2063», посвященном стратегическим планам развития Африки на период до 2063 г., поставлена задача «формирования африканской модели развития и преобразования, основанной на панафриканских ценностях». Эта задача предполагает возвращение к исходным, сформированным многовековым опытом развития традиционным общеафриканским ценностям и определение их современного значения.
17 Проблемы Африканского континента освещались в двух докладах Е.Харитоновой (ИАфр РАН). Первый касался вопросов кризиса капиталистической модели развития в системе понятий «метрополия – периферия», где была проанализирована стратегия «Метрополии» по отношению к «Периферии» как один из компонентов постколониальности. В докладе приводятся аргументы, почему развитые экономики не заинтересованы в экономическом росте стран «Периферии», в получении ими добавленной стоимости, что представляет собой серьезную проблему для стран, которые не входят в число ведущих развитых экономик мира, включая страны Африканского континента.
18 Во втором докладе Е.Харитоновой «Глобальный мир, африканские проблемы и ответственность ученых» приведены аргументы, доказывающие, что проблемы голода и дефицита чистой питьевой воды в странах Африки в большей мере обусловлены не ограниченными ресурсами, а реализуемой западными элитами системой управления и политики. Приведен пример блокирования проекта М.Каддафи по снабжению африканских стран чистой питьевой водой («Великая рукотворная река Каддафи»). В докладе также была затронута тема создания Международного фонда содействия развитию научных исследований в Африке как одного из приоритетных направлений деятельности ВФНР.
19 Актуальные проблемы современности, роль западной элиты, в частности, Ватикана в возникновении мирового кризиса, а также естественнонаучные и гуманитарные темы охарактеризованы в цикле из трех докладов философа И.Эрдэнэчимэг. Используя исторические знания и археологические доказательства, докладчица показывает глубинные корни евразийской цивилизации и их проявление в других, в том числе европейских, культурах.
20 Прошедшая в Улан-Баторе международная конференция ставила перед собой следующие цели: осмыслить и интегрировать прошлое и настоящее человеческого общества, особенности современного государственного строительства, религиозную проповедь, преподавание, альтернативную науку и научные достижения; наметить подходы к способам преодоления проблем и вызовов, стоящих перед человечеством, на основе новых научных открытий и их природы; призвать ученых, международные организации, страны, их лидеров и лиц, принимающих решения, и всё человечество к поиску и внедрению новых решений, основанных на достижениях и успехах науки и информационных технологий.
21 Организаторы планируют продолжать работу с международным научным сообществом как в формате конференций, так и в форме обмена мнениями и подготовки рекомендаций, обращений и призывов по всему миру, особенно к ученым и лицам, принимающим решения, о способах преодоления текущего мирового кризиса, чтобы выйти из него с минимальным риском. Также предполагается разрабатывать уникальные рекомендации и обращения как к правительству Монголии, так и к широкой общественности.
22 Общая характеристика докладов и «духа» конференции – искренность, экологичность, единение с природой, обращение к корням языка, древним символам и археологическим находкам; заинтересованность в решении задач спасения человечества, вера в разум и стремление к интеллектуальному управлению глобальными процессами.
23 К сказанному следует добавить, что евразийская тенденция в системе современных внешнеполитических ориентаций России предполагает знание и понимание системы ценностей, представлений, специфики научных исследований, а также базовых целей и задач наших геополитических партнеров. В связи с этим, на взгляд автора, знакомство с происходящими в Монголии научными событиями может представлять существенный интерес для выстраивания системы продуктивных коммуникаций.

Comments

No posts found

Write a review
Translate