English
English
en
Русский
ru
News
Archive
Submit paper
Везде
Везде
Author
Title
Text
Keywords
Искать
Home
>
Issue 2
>
The China Factor in North Africa
The China Factor in North Africa
Table of contents
Annotation
Estimate
Publication content
References
Comments
Share
Metrics
The China Factor in North Africa
2
The China Factor in North Africa
Elena Savicheva
;
Ammar Brebdane
Annotation
PII
S032150750024411-4-1
Publication type
Review
Source material for review
China and North Africa between Economics, Politics, and Security
Status
Published
Authors
Elena Savicheva
Send message
Occupation: Associated Professor,
Affiliation:
Peoples’ Friendship University of Russia
Address: Russian Federation,
Ammar Brebdane
ORCID:
0000-0002-0808-7521
Occupation: Post-graduate student
Affiliation:
RUDN University
Address: Russian Federation
Edition
Issue 2
Pages
74-77
Abstract
Keywords
China, North Africa, Arab countries, cooperation, initiative “One belt, one way”, rivalry
Date of publication
14.03.2023
Number of purchasers
14
Views
333
Readers community rating
0.0
(0 votes)
Cite
Download pdf
GOST
Brebdane A., Savicheva E. The China Factor in North Africa // Asia and Africa Today. – 2023. – Issue 2 C. 74-77 . URL: https://asafras.ru/1-ru-138/?version_id=100540. DOI: 10.31857/S032150750024411-4
MLA
Brebdane, Ammar, Savicheva, Elena "The China Factor in North Africa."
Asia and Africa Today.
2 (2023).:74-77. DOI: 10.31857/S032150750024411-4
APA
Brebdane A., Savicheva E. (2023). The China Factor in North Africa.
Asia and Africa Today.
no. 2, pp.74-77 DOI: 10.31857/S032150750024411-4
Publication content
1
Подпись к рисунку/медиа
2
По мере того, как на Ближнем Востоке и в Северной Африке постепенно ослабевают позиции США, а Европа сталкивается с серьезными внутренними проблемами, новый актор – Китай усиливает свое влияние в этом обширном регионе. Растущая роль Пекина, вероятно, будет иметь далеко идущие геополитические и экономические последствия как на региональном, так и на глобальном уровне. Эта мировая тенденция не осталась без внимания ни российских
1
, ни зарубежных экспертов, например, в рецензируемом нами сборнике «
China
and
North
Africa
:
between
Economics
,
Politics
,
and
Security
».
1. Cм.: Фактор Китая в Средиземноморье. М., Институт Европы РАН, 2022, 200 с. ISBN 978-5-98163-182-5
По мере того, как на Ближнем Востоке и в Северной Африке постепенно ослабевают позиции США, а Европа сталкивается с серьезными внутренними проблемами, новый актор – Китай усиливает свое влияние в этом обширном регионе. Растущая роль Пекина, вероятно, будет иметь далеко идущие геополитические и экономические последствия как на региональном, так и на глобальном уровне. Эта мировая тенденция не осталась без внимания ни российских<sup>1</sup>, ни зарубежных экспертов, например, в рецензируемом нами сборнике «<strong>China</strong><strong> </strong><strong>and</strong><strong> </strong><strong>North</strong><strong> </strong><strong>Africa</strong><strong>: </strong><strong>between</strong><strong> </strong><strong>Economics</strong><strong>, </strong><strong>Politics</strong><strong>, </strong><strong>and</strong><strong> </strong><strong>Security</strong>».
По мере того, как на Ближнем Востоке и в Северной Африке постепенно ослабевают позиции США, а Европа сталкивается с серьезными внутренними проблемами, новый актор – Китай усиливает свое влияние в этом обширном регионе. Растущая роль Пекина, вероятно, будет иметь далеко идущие геополитические и экономические последствия как на региональном, так и на глобальном уровне. Эта мировая тенденция не осталась без внимания ни российских<sup>1</sup>, ни зарубежных экспертов, например, в рецензируемом нами сборнике «<strong>China</strong><strong> </strong><strong>and</strong><strong> </strong><strong>North</strong><strong> </strong><strong>Africa</strong><strong>: </strong><strong>between</strong><strong> </strong><strong>Economics</strong><strong>, </strong><strong>Politics</strong><strong>, </strong><strong>and</strong><strong> </strong><strong>Security</strong>».
1. Cм.: Фактор Китая в Средиземноморье. М., Институт Европы РАН, 2022, 200 с. ISBN 978-5-98163-182-5
3
В отношениях Китая со странами Северной Африки можно выделить некие универсальные черты, характеризующие его политику в данном регионе, но вместе с тем в диалоге Пекина с отдельными арабскими государствами прослеживается своя специфика.
В отношениях Китая со странами Северной Африки можно выделить некие универсальные черты, характеризующие его политику в данном регионе, но вместе с тем в диалоге Пекина с отдельными арабскими государствами прослеживается своя специфика.
В отношениях Китая со странами Северной Африки можно выделить некие универсальные черты, характеризующие его политику в данном регионе, но вместе с тем в диалоге Пекина с отдельными арабскими государствами прослеживается своя специфика.
4
Труд под редакцией А.А.Гафара состоит из Введения и пяти глав; в них содержится анализ особенностей взаимодействия Китая с североафриканскими странами, оцениваются преимущества и издержки этого сотрудничества для обеих сторон, дается прогноз относительно усиливающегося соперничества в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Труд под редакцией А.А.Гафара состоит из Введения и пяти глав; в них содержится анализ особенностей взаимодействия Китая с североафриканскими странами, оцениваются преимущества и издержки этого сотрудничества для обеих сторон, дается прогноз относительно усиливающегося соперничества в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Труд под редакцией А.А.Гафара состоит из Введения и пяти глав; в них содержится анализ особенностей взаимодействия Китая с североафриканскими странами, оцениваются преимущества и издержки этого сотрудничества для обеих сторон, дается прогноз относительно усиливающегося соперничества в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
5
Адель Абдель Гафар – известный специалист по странам Ближнего Востока и Северной Африки: в сферу его научных интересов входят проблемы социально-экономического развития и внешняя политика государств региона. Он аналитик программы
Foreign
Policy
в Институте Брукингса (
Brookings
Institutio
n
), одном из ведущих экспертно-аналитических центров США, а также эксперт центра
Brookings
Doha
(Катар) и адъюнкт-профессор Школы дипломатической службы Джорджтаунского университета в Катаре.
Адель Абдель Гафар – известный специалист по странам Ближнего Востока и Северной Африки: в сферу его научных интересов входят проблемы социально-экономического развития и внешняя политика государств региона. Он аналитик программы <em>Foreign</em><em> </em><em>Policy</em> в Институте Брукингса ( <a target=_blank href="https://www.brookings.edu/"><em>Brookings</em><em> </em><em>Institutio</em>n</a> ), одном из ведущих экспертно-аналитических центров США, а также эксперт центра <em>Brookings</em><em> </em><em>Doha</em> (Катар) и адъюнкт-профессор Школы дипломатической службы Джорджтаунского университета в Катаре.
Адель Абдель Гафар – известный специалист по странам Ближнего Востока и Северной Африки: в сферу его научных интересов входят проблемы социально-экономического развития и внешняя политика государств региона. Он аналитик программы <em>Foreign</em><em> </em><em>Policy</em> в Институте Брукингса ( <a target=_blank href="https://www.brookings.edu/"><em>Brookings</em><em> </em><em>Institutio</em>n</a> ), одном из ведущих экспертно-аналитических центров США, а также эксперт центра <em>Brookings</em><em> </em><em>Doha</em> (Катар) и адъюнкт-профессор Школы дипломатической службы Джорджтаунского университета в Катаре.
6
Его соавтор по вводной главе Анна Джейкобс – внештатный сотрудник
Arab
Gulf
States
Institute
(Вашингтон), эксперт
Brookings
Doha
. В своих трудах она анализирует такие проблемы, как внутренняя и внешняя политика стран Магриба, международные отношения в Северной Африке, включая региональное и глобальное соперничество в регионе, американо-китайские отношения.
Его соавтор по вводной главе Анна Джейкобс – внештатный сотрудник <em>Arab</em><em> </em><em>Gulf</em><em> </em><em>States</em><em> </em><em>Institute</em> (Вашингтон), эксперт <em>Brookings</em><em> </em><em>Doha</em>. В своих трудах она анализирует такие проблемы, как внутренняя и внешняя политика стран Магриба, международные отношения в Северной Африке, включая региональное и глобальное соперничество в регионе, американо-китайские отношения.
Его соавтор по вводной главе Анна Джейкобс – внештатный сотрудник <em>Arab</em><em> </em><em>Gulf</em><em> </em><em>States</em><em> </em><em>Institute</em> (Вашингтон), эксперт <em>Brookings</em><em> </em><em>Doha</em>. В своих трудах она анализирует такие проблемы, как внутренняя и внешняя политика стран Магриба, международные отношения в Северной Африке, включая региональное и глобальное соперничество в регионе, американо-китайские отношения.
7
Во
Введении
А.А.Гафар и А.Джейкобс дают краткий обзор истории арабо-китайских отношений. Они подчеркивают, что в настоящее время эти связи развиваются как на двусторонней основе, достигая в ряде случаев уровня стратегического партнерства, так и в многостороннем формате, в частности, в рамках Форума китайско-арабского сотрудничества. Исследование причин и последствий стремительно расширяющегося сотрудничества Китая с такими странами, как Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет, проливает свет на стратегические цели и внешнеполитические приоритеты Китая в регионе (р. 4).
Во <strong>Введении</strong> А.А.Гафар и А.Джейкобс дают краткий обзор истории арабо-китайских отношений. Они подчеркивают, что в настоящее время эти связи развиваются как на двусторонней основе, достигая в ряде случаев уровня стратегического партнерства, так и в многостороннем формате, в частности, в рамках Форума китайско-арабского сотрудничества. Исследование причин и последствий стремительно расширяющегося сотрудничества Китая с такими странами, как Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет, проливает свет на стратегические цели и внешнеполитические приоритеты Китая в регионе (р. 4).
Во <strong>Введении</strong> А.А.Гафар и А.Джейкобс дают краткий обзор истории арабо-китайских отношений. Они подчеркивают, что в настоящее время эти связи развиваются как на двусторонней основе, достигая в ряде случаев уровня стратегического партнерства, так и в многостороннем формате, в частности, в рамках Форума китайско-арабского сотрудничества. Исследование причин и последствий стремительно расширяющегося сотрудничества Китая с такими странами, как Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет, проливает свет на стратегические цели и внешнеполитические приоритеты Китая в регионе (р. 4).
8
Авторы рассуждают о вкладе Пекина в экономическое развитие североафриканских стран в рамках китайской инициативы «Один пояс – один путь». Особое внимание они уделяют «мягкой силе» Китая, отмечая умелое использование Пекином торговых и культурных обменов, инвестиций в качестве «ненасильственных инструментов» (рp. 7–11). Проблема обеспечения безопасности в столь турбулентном регионе, как Северная Африка, а также усложнение отношений с традиционными западными партнерами побудили арабские страны искать альтернативных партнеров из числа ведущих мировых держав, коими стали Китай и Россия. Авторы отмечают, что страны региона «являются основным получателем китайского оружия в Африке, и эта доля составляет 42% китайского экспорта на континент» (р. 15).
Авторы рассуждают о вкладе Пекина в экономическое развитие североафриканских стран в рамках китайской инициативы «Один пояс – один путь». Особое внимание они уделяют «мягкой силе» Китая, отмечая умелое использование Пекином торговых и культурных обменов, инвестиций в качестве «ненасильственных инструментов» (рp. 7–11). Проблема обеспечения безопасности в столь турбулентном регионе, как Северная Африка, а также усложнение отношений с традиционными западными партнерами побудили арабские страны искать альтернативных партнеров из числа ведущих мировых держав, коими стали Китай и Россия. Авторы отмечают, что страны региона «являются основным получателем китайского оружия в Африке, и эта доля составляет 42% китайского экспорта на континент» (р. 15).
Авторы рассуждают о вкладе Пекина в экономическое развитие североафриканских стран в рамках китайской инициативы «Один пояс – один путь». Особое внимание они уделяют «мягкой силе» Китая, отмечая умелое использование Пекином торговых и культурных обменов, инвестиций в качестве «ненасильственных инструментов» (рp. 7–11). Проблема обеспечения безопасности в столь турбулентном регионе, как Северная Африка, а также усложнение отношений с традиционными западными партнерами побудили арабские страны искать альтернативных партнеров из числа ведущих мировых держав, коими стали Китай и Россия. Авторы отмечают, что страны региона «являются основным получателем китайского оружия в Африке, и эта доля составляет 42% китайского экспорта на континент» (р. 15).
9
Глава
Beyond
Economics
:
Sino
-
Egyptian
Relations
under
El
-
Sisi
, автор которой – специалист по Египту Н.Шама, посвящена китайско-египетским отношениям с акцентом на период президентства А.Ф.ас-Сиси, пришедшего к власти в 2014 г. Автор обращает внимание на резкий рост товарооборота между странами с большим торговым дисбалансом в пользу Китая. Китай инвестирует огромные суммы в различные отрасли египетской экономики, укрепляются военные связи, расширяется культурный обмен, активизируется туризм (р. 38).
<strong>Глава</strong><em> </em><em>Beyond</em><em> </em><em>Economics</em><em>: </em><em>Sino</em><em>-</em><em>Egyptian</em><em> </em><em>Relations</em><em> </em><em>under</em><em> </em><em>El</em><em>-</em><em>Sisi</em>, автор которой – специалист по Египту Н.Шама, посвящена китайско-египетским отношениям с акцентом на период президентства А.Ф.ас-Сиси, пришедшего к власти в 2014 г. Автор обращает внимание на резкий рост товарооборота между странами с большим торговым дисбалансом в пользу Китая. Китай инвестирует огромные суммы в различные отрасли египетской экономики, укрепляются военные связи, расширяется культурный обмен, активизируется туризм (р. 38).
<strong>Глава</strong><em> </em><em>Beyond</em><em> </em><em>Economics</em><em>: </em><em>Sino</em><em>-</em><em>Egyptian</em><em> </em><em>Relations</em><em> </em><em>under</em><em> </em><em>El</em><em>-</em><em>Sisi</em>, автор которой – специалист по Египту Н.Шама, посвящена китайско-египетским отношениям с акцентом на период президентства А.Ф.ас-Сиси, пришедшего к власти в 2014 г. Автор обращает внимание на резкий рост товарооборота между странами с большим торговым дисбалансом в пользу Китая. Китай инвестирует огромные суммы в различные отрасли египетской экономики, укрепляются военные связи, расширяется культурный обмен, активизируется туризм (р. 38).
10
Каир видит в тесном взаимодействии с Пекином условия для балансирования своих внешнеполитических связей. Автор полагает, что цель состоит не в том, чтобы пойти на разрыв отношений с США, к чему Каир вовсе не готов, а в том, чтобы смягчить давление Вашингтона, т.е. «диверсифицировать иностранных покровителей» и сохранить отношения и с западными столицами, и с государствами Персидского залива, и вместе с тем уравновесить американское влияние включением Москвы и Пекина в список союзников, способных предоставить помощь и защиту (р. 45).
Каир видит в тесном взаимодействии с Пекином условия для балансирования своих внешнеполитических связей. Автор полагает, что цель состоит не в том, чтобы пойти на разрыв отношений с США, к чему Каир вовсе не готов, а в том, чтобы смягчить давление Вашингтона, т.е. «диверсифицировать иностранных покровителей» и сохранить отношения и с западными столицами, и с государствами Персидского залива, и вместе с тем уравновесить американское влияние включением Москвы и Пекина в список союзников, способных предоставить помощь и защиту (р. 45).
Каир видит в тесном взаимодействии с Пекином условия для балансирования своих внешнеполитических связей. Автор полагает, что цель состоит не в том, чтобы пойти на разрыв отношений с США, к чему Каир вовсе не готов, а в том, чтобы смягчить давление Вашингтона, т.е. «диверсифицировать иностранных покровителей» и сохранить отношения и с западными столицами, и с государствами Персидского залива, и вместе с тем уравновесить американское влияние включением Москвы и Пекина в список союзников, способных предоставить помощь и защиту (р. 45).
11
Н.Шама отмечает, что тесные контакты Каира с экономической сверхдержавой, реализующей свои национальные интересы, безусловно, несут в себе значительные риски, в числе которых негативное влияние китайского импорта на жизнеспособность товаров отечественного производства, усиливающаяся конкуренция на внутреннем и международном рынках (р. 49). Более того, высказывая свои опасения, он использует термин «неоколониализм», поскольку продвижение китайских товаров на местных рынках и заинтересованность в природных ресурсах, столь необходимых для быстрорастущей китайской экономики, могут, по его мнению, «нанести ущерб развивающимся странам и их экономическому росту» (р. 51).
Н.Шама отмечает, что тесные контакты Каира с экономической сверхдержавой, реализующей свои национальные интересы, безусловно, несут в себе значительные риски, в числе которых негативное влияние китайского импорта на жизнеспособность товаров отечественного производства, усиливающаяся конкуренция на внутреннем и международном рынках (р. 49). Более того, высказывая свои опасения, он использует термин «неоколониализм», поскольку продвижение китайских товаров на местных рынках и заинтересованность в природных ресурсах, столь необходимых для быстрорастущей китайской экономики, могут, по его мнению, «нанести ущерб развивающимся странам и их экономическому росту» (р. 51).
Н.Шама отмечает, что тесные контакты Каира с экономической сверхдержавой, реализующей свои национальные интересы, безусловно, несут в себе значительные риски, в числе которых негативное влияние китайского импорта на жизнеспособность товаров отечественного производства, усиливающаяся конкуренция на внутреннем и международном рынках (р. 49). Более того, высказывая свои опасения, он использует термин «неоколониализм», поскольку продвижение китайских товаров на местных рынках и заинтересованность в природных ресурсах, столь необходимых для быстрорастущей китайской экономики, могут, по его мнению, «нанести ущерб развивающимся странам и их экономическому росту» (р. 51).
12
Глава
Libya
&
China
:
A
Tale
of
Two
Eras
подготовлена специалистом по Ливии Тареком Мегериси. В ней отмечается своего рода уникальность китайско-ливийских отношений, развивающихся в условиях гражданской войны и политического хаоса в Ливии. Двустороннее взаимодействие автор делит на два периода – до и после событий «арабской весны», подчеркивая, что отношения с непредсказуемым лидером Ливийской Джамахирии М.Каддафи до 2011 г. переживали взлеты и падения.
<strong>Глава</strong> <em>Libya</em><em> & </em><em>China</em><em>: </em><em>A</em><em> </em><em>Tale</em><em> </em><em>of</em><em> </em><em>Two</em><em> </em><em>Eras</em> подготовлена специалистом по Ливии Тареком Мегериси. В ней отмечается своего рода уникальность китайско-ливийских отношений, развивающихся в условиях гражданской войны и политического хаоса в Ливии. Двустороннее взаимодействие автор делит на два периода – до и после событий «арабской весны», подчеркивая, что отношения с непредсказуемым лидером Ливийской Джамахирии М.Каддафи до 2011 г. переживали взлеты и падения.
<strong>Глава</strong> <em>Libya</em><em> & </em><em>China</em><em>: </em><em>A</em><em> </em><em>Tale</em><em> </em><em>of</em><em> </em><em>Two</em><em> </em><em>Eras</em> подготовлена специалистом по Ливии Тареком Мегериси. В ней отмечается своего рода уникальность китайско-ливийских отношений, развивающихся в условиях гражданской войны и политического хаоса в Ливии. Двустороннее взаимодействие автор делит на два периода – до и после событий «арабской весны», подчеркивая, что отношения с непредсказуемым лидером Ливийской Джамахирии М.Каддафи до 2011 г. переживали взлеты и падения.
13
Масштабные китайские проекты в Ливии оказались под угрозой в 2011 г., и в феврале того же года Китай вынужден был провести эвакуацию своих граждан из страны. Автор указывает на негативные последствия для внешнеполитического имиджа Пекина в регионе в связи с его позицией по резолюции СБ ООН № 1973
2
(р. 76). Вместе с тем, по мнению Т.Мегериси, Китай крайне заинтересован в стабильности Ливии, которая может стать крупным партнером в области энергетики, инфраструктуры и торговли, т.е. существует большой потенциал для расширения взаимовыгодных двусторонних отношений. Китай сможет усилить свое влияние в Средиземноморье, в непосредственной близости от Европы, получить энергоресурсы и строительные контракты; Ливия же получит столь необходимые инвестиции в инфраструктуру и существенную прибыль от своего модернизированного углеводородного сектора.
2. Резолюция СБ ООН от 17 марта 2011 г. фактически санкционировала военное вмешательство иностранных государств в гражданскую войну в Ливии (
прим. авт
.).
Масштабные китайские проекты в Ливии оказались под угрозой в 2011 г., и в феврале того же года Китай вынужден был провести эвакуацию своих граждан из страны. Автор указывает на негативные последствия для внешнеполитического имиджа Пекина в регионе в связи с его позицией по резолюции СБ ООН № 1973<sup>2</sup> (р. 76). Вместе с тем, по мнению Т.Мегериси, Китай крайне заинтересован в стабильности Ливии, которая может стать крупным партнером в области энергетики, инфраструктуры и торговли, т.е. существует большой потенциал для расширения взаимовыгодных двусторонних отношений. Китай сможет усилить свое влияние в Средиземноморье, в непосредственной близости от Европы, получить энергоресурсы и строительные контракты; Ливия же получит столь необходимые инвестиции в инфраструктуру и существенную прибыль от своего модернизированного углеводородного сектора.
Масштабные китайские проекты в Ливии оказались под угрозой в 2011 г., и в феврале того же года Китай вынужден был провести эвакуацию своих граждан из страны. Автор указывает на негативные последствия для внешнеполитического имиджа Пекина в регионе в связи с его позицией по резолюции СБ ООН № 1973<sup>2</sup> (р. 76). Вместе с тем, по мнению Т.Мегериси, Китай крайне заинтересован в стабильности Ливии, которая может стать крупным партнером в области энергетики, инфраструктуры и торговли, т.е. существует большой потенциал для расширения взаимовыгодных двусторонних отношений. Китай сможет усилить свое влияние в Средиземноморье, в непосредственной близости от Европы, получить энергоресурсы и строительные контракты; Ливия же получит столь необходимые инвестиции в инфраструктуру и существенную прибыль от своего модернизированного углеводородного сектора.
2. Резолюция СБ ООН от 17 марта 2011 г. фактически санкционировала военное вмешательство иностранных государств в гражданскую войну в Ливии (<em>прим. авт</em>.).
14
Глава
The
Burgeoning
China
–
Tunisia
Relationship
:
Short
-
Term
Reward
,
Long
-
Term
Risk
,
автор которой – Сара Йеркс, аналитик Ближневосточной программы фонда Карнеги (США), специалист по Тунису и международным отношениям в Северной Африке, начинается с исторического обзора китайско-тунисских отношений вплоть до событий «арабской весны». Двусторонний диалог характеризуется усилением дипломатического взаимодействия, расширением образовательных и культурных обменов, а также торгово-экономических связей (хотя и менее интенсивных, чем с соседями). Однако и в случае с Тунисом торговый баланс неуклонно смещается в пользу Китая (р. 105).
<strong>Глава</strong> <em>The</em><em> </em><em>Burgeoning</em><em> </em><em>China</em><em>–</em><em>Tunisia</em><em> </em><em>Relationship</em><em>: </em><em>Short</em><em>-</em><em>Term</em><em> </em><em>Reward</em><em>, </em><em>Long</em><em>-</em><em>Term</em><em> </em><em>Risk</em><em>, </em>автор которой – Сара Йеркс, аналитик Ближневосточной программы фонда Карнеги (США), специалист по Тунису и международным отношениям в Северной Африке, начинается с исторического обзора китайско-тунисских отношений вплоть до событий «арабской весны». Двусторонний диалог характеризуется усилением дипломатического взаимодействия, расширением образовательных и культурных обменов, а также торгово-экономических связей (хотя и менее интенсивных, чем с соседями). Однако и в случае с Тунисом торговый баланс неуклонно смещается в пользу Китая (р. 105).
<strong>Глава</strong> <em>The</em><em> </em><em>Burgeoning</em><em> </em><em>China</em><em>–</em><em>Tunisia</em><em> </em><em>Relationship</em><em>: </em><em>Short</em><em>-</em><em>Term</em><em> </em><em>Reward</em><em>, </em><em>Long</em><em>-</em><em>Term</em><em> </em><em>Risk</em><em>, </em>автор которой – Сара Йеркс, аналитик Ближневосточной программы фонда Карнеги (США), специалист по Тунису и международным отношениям в Северной Африке, начинается с исторического обзора китайско-тунисских отношений вплоть до событий «арабской весны». Двусторонний диалог характеризуется усилением дипломатического взаимодействия, расширением образовательных и культурных обменов, а также торгово-экономических связей (хотя и менее интенсивных, чем с соседями). Однако и в случае с Тунисом торговый баланс неуклонно смещается в пользу Китая (р. 105).
15
Автор полагает, что укрепление связей Туниса с Китаем сопряжено с риском его отчуждения от западных союзников – США и стран Европы (рp. 111–113), которые, однако, не спешат предоставлять экономическую помощь и инвестиции, в которых так остро нуждается североафриканская страна. И хотя Китай способен обеспечить серьезную финансовую помощь, тем не менее автор советует с осторожностью относиться к растущему присутствию Пекина в экономике и критически важной инфраструктуре Туниса. Она высказывает мнение, что США и Европа должны проявлять здесь бо́льшую активность в уравновешивании Китая, хотя пока что Пекин здесь не имеет такого же влияния, как в других странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Автор полагает, что укрепление связей Туниса с Китаем сопряжено с риском его отчуждения от западных союзников – США и стран Европы (рp. 111–113), которые, однако, не спешат предоставлять экономическую помощь и инвестиции, в которых так остро нуждается североафриканская страна. И хотя Китай способен обеспечить серьезную финансовую помощь, тем не менее автор советует с осторожностью относиться к растущему присутствию Пекина в экономике и критически важной инфраструктуре Туниса. Она высказывает мнение, что США и Европа должны проявлять здесь бо́льшую активность в уравновешивании Китая, хотя пока что Пекин здесь не имеет такого же влияния, как в других странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Автор полагает, что укрепление связей Туниса с Китаем сопряжено с риском его отчуждения от западных союзников – США и стран Европы (рp. 111–113), которые, однако, не спешат предоставлять экономическую помощь и инвестиции, в которых так остро нуждается североафриканская страна. И хотя Китай способен обеспечить серьезную финансовую помощь, тем не менее автор советует с осторожностью относиться к растущему присутствию Пекина в экономике и критически важной инфраструктуре Туниса. Она высказывает мнение, что США и Европа должны проявлять здесь бо́льшую активность в уравновешивании Китая, хотя пока что Пекин здесь не имеет такого же влияния, как в других странах Ближнего Востока и Северной Африки.
16
Глава
China
’
s
Relations
with
Algeria
:
from
Revolutionary
Friendship
to
Comprehensive
Strategic
Partnership
анализирует отношения Китая с Алжиром, которые выделяются своей длительностью и устойчивостью (р. 131). Её автор, проф. Яхья Зубир, директор одной из ведущих бизнес-школ Франции (
KEDGE
Business
School
), отмечает, что подобно отношениям Пекина с другими арабскими странами связи с Алжиром за последние два десятилетия существенно расширились. Более того, китайско-алжирский диалог в 2014 г. вышел на принципиально новый уровень – уровень стратегического партнерства (р. 130), а запуск инициативы ОПОП в 2013 г. повысил интерес Китая к африканским рынкам (р. 136). Китай смог потеснить Францию на алжирском рынке и стать его основным торговым партнером, значительно увеличив свой экспорт в страну.
<strong>Глава</strong> <em>China</em><em>’</em><em>s</em><em> </em><em>Relations</em><em> </em><em>with</em><em> </em><em>Algeria</em><em>: </em><em>from</em><em> </em><em>Revolutionary</em><em> </em><em>Friendship</em><em> </em><em>to</em><em> </em><em>Comprehensive</em><em> </em><em>Strategic</em><em> </em><em>Partnership</em> анализирует отношения Китая с Алжиром, которые выделяются своей длительностью и устойчивостью (р. 131). Её автор, проф. Яхья Зубир, директор одной из ведущих бизнес-школ Франции (<em>KEDGE</em><em> </em><em>Business</em><em> </em><em>School</em>), отмечает, что подобно отношениям Пекина с другими арабскими странами связи с Алжиром за последние два десятилетия существенно расширились. Более того, китайско-алжирский диалог в 2014 г. вышел на принципиально новый уровень – уровень стратегического партнерства (р. 130), а запуск инициативы ОПОП в 2013 г. повысил интерес Китая к африканским рынкам (р. 136). Китай смог потеснить Францию на алжирском рынке и стать его основным торговым партнером, значительно увеличив свой экспорт в страну.
<strong>Глава</strong> <em>China</em><em>’</em><em>s</em><em> </em><em>Relations</em><em> </em><em>with</em><em> </em><em>Algeria</em><em>: </em><em>from</em><em> </em><em>Revolutionary</em><em> </em><em>Friendship</em><em> </em><em>to</em><em> </em><em>Comprehensive</em><em> </em><em>Strategic</em><em> </em><em>Partnership</em> анализирует отношения Китая с Алжиром, которые выделяются своей длительностью и устойчивостью (р. 131). Её автор, проф. Яхья Зубир, директор одной из ведущих бизнес-школ Франции (<em>KEDGE</em><em> </em><em>Business</em><em> </em><em>School</em>), отмечает, что подобно отношениям Пекина с другими арабскими странами связи с Алжиром за последние два десятилетия существенно расширились. Более того, китайско-алжирский диалог в 2014 г. вышел на принципиально новый уровень – уровень стратегического партнерства (р. 130), а запуск инициативы ОПОП в 2013 г. повысил интерес Китая к африканским рынкам (р. 136). Китай смог потеснить Францию на алжирском рынке и стать его основным торговым партнером, значительно увеличив свой экспорт в страну.
17
Поскольку Алжир стремится «слезть с нефтегазовой иглы» и провести реформы, нацеленные на диверсификацию своей экономики, Китай может сыграть ключевую роль в поддержке такого реформаторского курса, и при этом, в отличие от западных партнеров Алжира, он демонстрирует политику невмешательства во внутренние дела. Вместе с тем Я.Зубир утверждает, что китайская угроза интересам Запада в регионе преувеличена. Он считает, что Европа (особенно Франция) и США, вероятно, останутся главными внешними партнерами Алжира (р. 149).
Поскольку Алжир стремится «слезть с нефтегазовой иглы» и провести реформы, нацеленные на диверсификацию своей экономики, Китай может сыграть ключевую роль в поддержке такого реформаторского курса, и при этом, в отличие от западных партнеров Алжира, он демонстрирует политику невмешательства во внутренние дела. Вместе с тем Я.Зубир утверждает, что китайская угроза интересам Запада в регионе преувеличена. Он считает, что Европа (особенно Франция) и США, вероятно, останутся главными внешними партнерами Алжира (р. 149).
Поскольку Алжир стремится «слезть с нефтегазовой иглы» и провести реформы, нацеленные на диверсификацию своей экономики, Китай может сыграть ключевую роль в поддержке такого реформаторского курса, и при этом, в отличие от западных партнеров Алжира, он демонстрирует политику невмешательства во внутренние дела. Вместе с тем Я.Зубир утверждает, что китайская угроза интересам Запада в регионе преувеличена. Он считает, что Европа (особенно Франция) и США, вероятно, останутся главными внешними партнерами Алжира (р. 149).
18
Глава
Sino
-
Moroccan
Relations
:
A
Partnership
Seeking
to
Reach
Its
Full
Potential
исследует формирующееся партнерство между Марокко и Китаем со всеми его возможностями, ограничениями и вызовами. Автор, Ануар Букхарс
–
специалист по проблемам безопасности и борьбы с терроризмом, эксперт
Africa
Center
for
Strategic
Studies
(США), полагает, что напряженные отношения королевства с соседями, стремление удерживать статус регионального лидера подтолкнули Рабат к расширению партнерских отношений с Китаем (рp. 173–174). Со своей стороны, Пекин стал рассматривать Марокко как ключевой компонент своей стратегии в отношении Африки, особенно после визита монарха в Китай в 2016 г., который «вдохнул новую жизнь в китайско-марокканские экономические отношения» (р. 185).
<strong>Глава</strong> <em>Sino</em><em>-</em><em>Moroccan</em><em> </em><em>Relations</em><em>: </em><em>A</em><em> </em><em>Partnership</em><em> </em><em>Seeking</em><em> </em><em>to</em><em> </em><em>Reach</em><em> </em><em>Its</em><em> </em><em>Full</em><em> </em><em>Potential</em> исследует формирующееся партнерство между Марокко и Китаем со всеми его возможностями, ограничениями и вызовами. Автор, Ануар Букхарс <strong>–</strong> специалист по проблемам безопасности и борьбы с терроризмом, эксперт <em>Africa</em><em> </em><em>Center</em><em> </em><em>for</em><em> </em><em>Strategic</em><em> </em><em>Studies</em> (США), полагает, что напряженные отношения королевства с соседями, стремление удерживать статус регионального лидера подтолкнули Рабат к расширению партнерских отношений с Китаем (рp. 173–174). Со своей стороны, Пекин стал рассматривать Марокко как ключевой компонент своей стратегии в отношении Африки, особенно после визита монарха в Китай в 2016 г., который «вдохнул новую жизнь в китайско-марокканские экономические отношения» (р. 185).
<strong>Глава</strong> <em>Sino</em><em>-</em><em>Moroccan</em><em> </em><em>Relations</em><em>: </em><em>A</em><em> </em><em>Partnership</em><em> </em><em>Seeking</em><em> </em><em>to</em><em> </em><em>Reach</em><em> </em><em>Its</em><em> </em><em>Full</em><em> </em><em>Potential</em> исследует формирующееся партнерство между Марокко и Китаем со всеми его возможностями, ограничениями и вызовами. Автор, Ануар Букхарс <strong>–</strong> специалист по проблемам безопасности и борьбы с терроризмом, эксперт <em>Africa</em><em> </em><em>Center</em><em> </em><em>for</em><em> </em><em>Strategic</em><em> </em><em>Studies</em> (США), полагает, что напряженные отношения королевства с соседями, стремление удерживать статус регионального лидера подтолкнули Рабат к расширению партнерских отношений с Китаем (рp. 173–174). Со своей стороны, Пекин стал рассматривать Марокко как ключевой компонент своей стратегии в отношении Африки, особенно после визита монарха в Китай в 2016 г., который «вдохнул новую жизнь в китайско-марокканские экономические отношения» (р. 185).
19
В диалоге с Китаем Марокко, по сравнению со своими соседями, обладает рядом преимуществ: относительная политическая стабильность, более простые условия ведения бизнеса, крупные порты в Средиземноморье. Пилотным проектом инициативы ОПОП в королевстве станет развитие промышленно-технического сегмента в г. Танжер. Однако, считает А.Букхарс, нахождению полного взаимопонимания сторон существенно мешают языковые и культурные различия. Также наблюдается значительный торговый дисбаланс между двумя странами. Марокко необходимо лучше интегрировать «китайский фактор» в свою экономическую стратегию, особенно для увеличения собственного экспорта. По мнению автора, наибольший потенциал для этого имеется в аграрном секторе (р. 189). Европа и США останутся основными экономическими и политическими партнерами Марокко, даже несмотря на то, что королевство стремится балансировать свои связи с другими международными акторами, такими, как Китай и Россия. Марокканское досье также включает спор о статусе Западной Сахары и непростые в связи с этим отношения с соседним Алжиром. До сих пор Китаю удавалось оставаться в стороне от этих разногласий и развивать тесные отношения с двумя региональными политическими тяжеловесами.
В диалоге с Китаем Марокко, по сравнению со своими соседями, обладает рядом преимуществ: относительная политическая стабильность, более простые условия ведения бизнеса, крупные порты в Средиземноморье. Пилотным проектом инициативы ОПОП в королевстве станет развитие промышленно-технического сегмента в г. Танжер. Однако, считает А.Букхарс, нахождению полного взаимопонимания сторон существенно мешают языковые и культурные различия. Также наблюдается значительный торговый дисбаланс между двумя странами. Марокко необходимо лучше интегрировать «китайский фактор» в свою экономическую стратегию, особенно для увеличения собственного экспорта. По мнению автора, наибольший потенциал для этого имеется в аграрном секторе (р. 189). Европа и США останутся основными экономическими и политическими партнерами Марокко, даже несмотря на то, что королевство стремится балансировать свои связи с другими международными акторами, такими, как Китай и Россия. Марокканское досье также включает спор о статусе Западной Сахары и непростые в связи с этим отношения с соседним Алжиром. До сих пор Китаю удавалось оставаться в стороне от этих разногласий и развивать тесные отношения с двумя региональными политическими тяжеловесами.
В диалоге с Китаем Марокко, по сравнению со своими соседями, обладает рядом преимуществ: относительная политическая стабильность, более простые условия ведения бизнеса, крупные порты в Средиземноморье. Пилотным проектом инициативы ОПОП в королевстве станет развитие промышленно-технического сегмента в г. Танжер. Однако, считает А.Букхарс, нахождению полного взаимопонимания сторон существенно мешают языковые и культурные различия. Также наблюдается значительный торговый дисбаланс между двумя странами. Марокко необходимо лучше интегрировать «китайский фактор» в свою экономическую стратегию, особенно для увеличения собственного экспорта. По мнению автора, наибольший потенциал для этого имеется в аграрном секторе (р. 189). Европа и США останутся основными экономическими и политическими партнерами Марокко, даже несмотря на то, что королевство стремится балансировать свои связи с другими международными акторами, такими, как Китай и Россия. Марокканское досье также включает спор о статусе Западной Сахары и непростые в связи с этим отношения с соседним Алжиром. До сих пор Китаю удавалось оставаться в стороне от этих разногласий и развивать тесные отношения с двумя региональными политическими тяжеловесами.
20
Авторы сборника заключают, что глобальный подъем Китая будет иметь серьезные последствия в XXI веке. По мнению его критиков на Западе, этот рост должен быть тщательно управляемым и контролируемым. Однако для некоторых развивающихся стран подъем Китая несет в себе долгожданные изменения, поскольку предлагает еще одну альтернативу мировому порядку, в котором пока что доминирует Запад. Таким образом, рецензируемая монография представляет собой серьезное исследование китайского присутствия в Северной Африке и двусторонних контактов между странами региона и Китаем.
Авторы сборника заключают, что глобальный подъем Китая будет иметь серьезные последствия в XXI веке. По мнению его критиков на Западе, этот рост должен быть тщательно управляемым и контролируемым. Однако для некоторых развивающихся стран подъем Китая несет в себе долгожданные изменения, поскольку предлагает еще одну альтернативу мировому порядку, в котором пока что доминирует Запад. Таким образом, рецензируемая монография представляет собой серьезное исследование китайского присутствия в Северной Африке и двусторонних контактов между странами региона и Китаем.
Авторы сборника заключают, что глобальный подъем Китая будет иметь серьезные последствия в XXI веке. По мнению его критиков на Западе, этот рост должен быть тщательно управляемым и контролируемым. Однако для некоторых развивающихся стран подъем Китая несет в себе долгожданные изменения, поскольку предлагает еще одну альтернативу мировому порядку, в котором пока что доминирует Запад. Таким образом, рецензируемая монография представляет собой серьезное исследование китайского присутствия в Северной Африке и двусторонних контактов между странами региона и Китаем.
21
Мы полагаем, что для Российской Федерации, активно выступающей за построение нового миропорядка, осмысление роли китайского фактора в переформатировании ближневосточной региональной системы международных отношений представляется исключительно важным как в научном, так и практико-политическом плане.
Мы полагаем, что для Российской Федерации, активно выступающей за построение нового миропорядка, осмысление роли китайского фактора в переформатировании ближневосточной региональной системы международных отношений представляется исключительно важным как в научном, так и практико-политическом плане.
Мы полагаем, что для Российской Федерации, активно выступающей за построение нового миропорядка, осмысление роли китайского фактора в переформатировании ближневосточной региональной системы международных отношений представляется исключительно важным как в научном, так и практико-политическом плане.
22
Регион, открывающий доступ к основным мировым морским и сухопутным путям, а также африканским и европейским рынкам, приобретает всё большую стратегическую важность для Пекина. По мнению западных экспертов, за пределами Азиатско-Тихоокеанского региона Ближний Восток благодаря богатым углеводородным ресурсам и геостратегическому положению может рассматриваться в качестве одного из важнейших для Китая районов
3
. Китай по мере расширения своего экономического присутствия неуклонно укрепляет многоплановое взаимодействие с арабскими странами
4
.
3. См.: Scobell A., Nader A. China in the Middle East: The Wary Dragon. RAND Corporation. 2016. rand.org›pubs/research_ reports/RR1229.html
4. См.: Савичева Е.М., Бребдани А.М., Рыжов И.В. Китай и страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива: от экономических сделок к стратегическому партнерству.
Вестник РУДН. Серия: Международные отношения
. 2022. Т. 22, № 1, с. 182.
Регион, открывающий доступ к основным мировым морским и сухопутным путям, а также африканским и европейским рынкам, приобретает всё большую стратегическую важность для Пекина. По мнению западных экспертов, за пределами Азиатско-Тихоокеанского региона Ближний Восток благодаря богатым углеводородным ресурсам и геостратегическому положению может рассматриваться в качестве одного из важнейших для Китая районов<sup>3</sup>. Китай по мере расширения своего экономического присутствия неуклонно укрепляет многоплановое взаимодействие с арабскими странами<sup>4</sup>.
Регион, открывающий доступ к основным мировым морским и сухопутным путям, а также африканским и европейским рынкам, приобретает всё большую стратегическую важность для Пекина. По мнению западных экспертов, за пределами Азиатско-Тихоокеанского региона Ближний Восток благодаря богатым углеводородным ресурсам и геостратегическому положению может рассматриваться в качестве одного из важнейших для Китая районов<sup>3</sup>. Китай по мере расширения своего экономического присутствия неуклонно укрепляет многоплановое взаимодействие с арабскими странами<sup>4</sup>.
3. См.: Scobell A., Nader A. China in the Middle East: The Wary Dragon. RAND Corporation. 2016. rand.org›pubs/research_ reports/RR1229.html<br><br>4. См.: Савичева Е.М., Бребдани А.М., Рыжов И.В. Китай и страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива: от экономических сделок к стратегическому партнерству. <em>Вестник РУДН. Серия: Международные отношения</em>. 2022. Т. 22, № 1, с. 182.
Comments
No posts found
Write a review
Translate
Sign in
Email
Password
Войти
Forgot your password?
Register
Via social network
Comments
No posts found