Фактор Китая в Северной Африке
Фактор Китая в Северной Африке
Аннотация
Код статьи
S032150750024411-4-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
China and North Africa between Economics, Politics, and Security
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Савичева Елена Михайловна 
Должность: доцент
Аффилиация: РУДН
Адрес: Москва, ул. Миклухо- Маклая, 10/2
Brebdane Ammar
Должность: аспирант
Аффилиация: РУДН
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
74-77
Аннотация

  

Ключевые слова
Китай, Северная Африка, арабские страны, сотрудничество, инициатива «Один пояс – один путь», соперничество
Классификатор
Дата публикации
14.03.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
331
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

2 По мере того, как на Ближнем Востоке и в Северной Африке постепенно ослабевают позиции США, а Европа сталкивается с серьезными внутренними проблемами, новый актор – Китай усиливает свое влияние в этом обширном регионе. Растущая роль Пекина, вероятно, будет иметь далеко идущие геополитические и экономические последствия как на региональном, так и на глобальном уровне. Эта мировая тенденция не осталась без внимания ни российских1, ни зарубежных экспертов, например, в рецензируемом нами сборнике «China and North Africa: between Economics, Politics, and Security».
1. Cм.: Фактор Китая в Средиземноморье. М., Институт Европы РАН, 2022, 200 с. ISBN 978-5-98163-182-5
3 В отношениях Китая со странами Северной Африки можно выделить некие универсальные черты, характеризующие его политику в данном регионе, но вместе с тем в диалоге Пекина с отдельными арабскими государствами прослеживается своя специфика.
4 Труд под редакцией А.А.Гафара состоит из Введения и пяти глав; в них содержится анализ особенностей взаимодействия Китая с североафриканскими странами, оцениваются преимущества и издержки этого сотрудничества для обеих сторон, дается прогноз относительно усиливающегося соперничества в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
5 Адель Абдель Гафар – известный специалист по странам Ближнего Востока и Северной Африки: в сферу его научных интересов входят проблемы социально-экономического развития и внешняя политика государств региона. Он аналитик программы Foreign Policy в Институте Брукингса ( Brookings Institution ), одном из ведущих экспертно-аналитических центров США, а также эксперт центра Brookings Doha (Катар) и адъюнкт-профессор Школы дипломатической службы Джорджтаунского университета в Катаре.
6 Его соавтор по вводной главе Анна Джейкобс – внештатный сотрудник Arab Gulf States Institute (Вашингтон), эксперт Brookings Doha. В своих трудах она анализирует такие проблемы, как внутренняя и внешняя политика стран Магриба, международные отношения в Северной Африке, включая региональное и глобальное соперничество в регионе, американо-китайские отношения.
7 Во Введении А.А.Гафар и А.Джейкобс дают краткий обзор истории арабо-китайских отношений. Они подчеркивают, что в настоящее время эти связи развиваются как на двусторонней основе, достигая в ряде случаев уровня стратегического партнерства, так и в многостороннем формате, в частности, в рамках Форума китайско-арабского сотрудничества. Исследование причин и последствий стремительно расширяющегося сотрудничества Китая с такими странами, как Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет, проливает свет на стратегические цели и внешнеполитические приоритеты Китая в регионе (р. 4).
8 Авторы рассуждают о вкладе Пекина в экономическое развитие североафриканских стран в рамках китайской инициативы «Один пояс – один путь». Особое внимание они уделяют «мягкой силе» Китая, отмечая умелое использование Пекином торговых и культурных обменов, инвестиций в качестве «ненасильственных инструментов» (рp. 7–11). Проблема обеспечения безопасности в столь турбулентном регионе, как Северная Африка, а также усложнение отношений с традиционными западными партнерами побудили арабские страны искать альтернативных партнеров из числа ведущих мировых держав, коими стали Китай и Россия. Авторы отмечают, что страны региона «являются основным получателем китайского оружия в Африке, и эта доля составляет 42% китайского экспорта на континент» (р. 15).
9 Глава Beyond Economics: Sino-Egyptian Relations under El-Sisi, автор которой – специалист по Египту Н.Шама, посвящена китайско-египетским отношениям с акцентом на период президентства А.Ф.ас-Сиси, пришедшего к власти в 2014 г. Автор обращает внимание на резкий рост товарооборота между странами с большим торговым дисбалансом в пользу Китая. Китай инвестирует огромные суммы в различные отрасли египетской экономики, укрепляются военные связи, расширяется культурный обмен, активизируется туризм (р. 38).
10 Каир видит в тесном взаимодействии с Пекином условия для балансирования своих внешнеполитических связей. Автор полагает, что цель состоит не в том, чтобы пойти на разрыв отношений с США, к чему Каир вовсе не готов, а в том, чтобы смягчить давление Вашингтона, т.е. «диверсифицировать иностранных покровителей» и сохранить отношения и с западными столицами, и с государствами Персидского залива, и вместе с тем уравновесить американское влияние включением Москвы и Пекина в список союзников, способных предоставить помощь и защиту (р. 45).
11 Н.Шама отмечает, что тесные контакты Каира с экономической сверхдержавой, реализующей свои национальные интересы, безусловно, несут в себе значительные риски, в числе которых негативное влияние китайского импорта на жизнеспособность товаров отечественного производства, усиливающаяся конкуренция на внутреннем и международном рынках (р. 49). Более того, высказывая свои опасения, он использует термин «неоколониализм», поскольку продвижение китайских товаров на местных рынках и заинтересованность в природных ресурсах, столь необходимых для быстрорастущей китайской экономики, могут, по его мнению, «нанести ущерб развивающимся странам и их экономическому росту» (р. 51).
12 Глава Libya & China: A Tale of Two Eras подготовлена специалистом по Ливии Тареком Мегериси. В ней отмечается своего рода уникальность китайско-ливийских отношений, развивающихся в условиях гражданской войны и политического хаоса в Ливии. Двустороннее взаимодействие автор делит на два периода – до и после событий «арабской весны», подчеркивая, что отношения с непредсказуемым лидером Ливийской Джамахирии М.Каддафи до 2011 г. переживали взлеты и падения.
13 Масштабные китайские проекты в Ливии оказались под угрозой в 2011 г., и в феврале того же года Китай вынужден был провести эвакуацию своих граждан из страны. Автор указывает на негативные последствия для внешнеполитического имиджа Пекина в регионе в связи с его позицией по резолюции СБ ООН № 19732 (р. 76). Вместе с тем, по мнению Т.Мегериси, Китай крайне заинтересован в стабильности Ливии, которая может стать крупным партнером в области энергетики, инфраструктуры и торговли, т.е. существует большой потенциал для расширения взаимовыгодных двусторонних отношений. Китай сможет усилить свое влияние в Средиземноморье, в непосредственной близости от Европы, получить энергоресурсы и строительные контракты; Ливия же получит столь необходимые инвестиции в инфраструктуру и существенную прибыль от своего модернизированного углеводородного сектора.
2. Резолюция СБ ООН от 17 марта 2011 г. фактически санкционировала военное вмешательство иностранных государств в гражданскую войну в Ливии (прим. авт.).
14 Глава The Burgeoning ChinaTunisia Relationship: Short-Term Reward, Long-Term Risk, автор которой – Сара Йеркс, аналитик Ближневосточной программы фонда Карнеги (США), специалист по Тунису и международным отношениям в Северной Африке, начинается с исторического обзора китайско-тунисских отношений вплоть до событий «арабской весны». Двусторонний диалог характеризуется усилением дипломатического взаимодействия, расширением образовательных и культурных обменов, а также торгово-экономических связей (хотя и менее интенсивных, чем с соседями). Однако и в случае с Тунисом торговый баланс неуклонно смещается в пользу Китая (р. 105).
15 Автор полагает, что укрепление связей Туниса с Китаем сопряжено с риском его отчуждения от западных союзников – США и стран Европы (рp. 111–113), которые, однако, не спешат предоставлять экономическую помощь и инвестиции, в которых так остро нуждается североафриканская страна. И хотя Китай способен обеспечить серьезную финансовую помощь, тем не менее автор советует с осторожностью относиться к растущему присутствию Пекина в экономике и критически важной инфраструктуре Туниса. Она высказывает мнение, что США и Европа должны проявлять здесь бо́льшую активность в уравновешивании Китая, хотя пока что Пекин здесь не имеет такого же влияния, как в других странах Ближнего Востока и Северной Африки.
16 Глава Chinas Relations with Algeria: from Revolutionary Friendship to Comprehensive Strategic Partnership анализирует отношения Китая с Алжиром, которые выделяются своей длительностью и устойчивостью (р. 131). Её автор, проф. Яхья Зубир, директор одной из ведущих бизнес-школ Франции (KEDGE Business School), отмечает, что подобно отношениям Пекина с другими арабскими странами связи с Алжиром за последние два десятилетия существенно расширились. Более того, китайско-алжирский диалог в 2014 г. вышел на принципиально новый уровень – уровень стратегического партнерства (р. 130), а запуск инициативы ОПОП в 2013 г. повысил интерес Китая к африканским рынкам (р. 136). Китай смог потеснить Францию на алжирском рынке и стать его основным торговым партнером, значительно увеличив свой экспорт в страну.
17 Поскольку Алжир стремится «слезть с нефтегазовой иглы» и провести реформы, нацеленные на диверсификацию своей экономики, Китай может сыграть ключевую роль в поддержке такого реформаторского курса, и при этом, в отличие от западных партнеров Алжира, он демонстрирует политику невмешательства во внутренние дела. Вместе с тем Я.Зубир утверждает, что китайская угроза интересам Запада в регионе преувеличена. Он считает, что Европа (особенно Франция) и США, вероятно, останутся главными внешними партнерами Алжира (р. 149).
18 Глава Sino-Moroccan Relations: A Partnership Seeking to Reach Its Full Potential исследует формирующееся партнерство между Марокко и Китаем со всеми его возможностями, ограничениями и вызовами. Автор, Ануар Букхарс специалист по проблемам безопасности и борьбы с терроризмом, эксперт Africa Center for Strategic Studies (США), полагает, что напряженные отношения королевства с соседями, стремление удерживать статус регионального лидера подтолкнули Рабат к расширению партнерских отношений с Китаем (рp. 173–174). Со своей стороны, Пекин стал рассматривать Марокко как ключевой компонент своей стратегии в отношении Африки, особенно после визита монарха в Китай в 2016 г., который «вдохнул новую жизнь в китайско-марокканские экономические отношения» (р. 185).
19 В диалоге с Китаем Марокко, по сравнению со своими соседями, обладает рядом преимуществ: относительная политическая стабильность, более простые условия ведения бизнеса, крупные порты в Средиземноморье. Пилотным проектом инициативы ОПОП в королевстве станет развитие промышленно-технического сегмента в г. Танжер. Однако, считает А.Букхарс, нахождению полного взаимопонимания сторон существенно мешают языковые и культурные различия. Также наблюдается значительный торговый дисбаланс между двумя странами. Марокко необходимо лучше интегрировать «китайский фактор» в свою экономическую стратегию, особенно для увеличения собственного экспорта. По мнению автора, наибольший потенциал для этого имеется в аграрном секторе (р. 189). Европа и США останутся основными экономическими и политическими партнерами Марокко, даже несмотря на то, что королевство стремится балансировать свои связи с другими международными акторами, такими, как Китай и Россия. Марокканское досье также включает спор о статусе Западной Сахары и непростые в связи с этим отношения с соседним Алжиром. До сих пор Китаю удавалось оставаться в стороне от этих разногласий и развивать тесные отношения с двумя региональными политическими тяжеловесами.
20 Авторы сборника заключают, что глобальный подъем Китая будет иметь серьезные последствия в XXI веке. По мнению его критиков на Западе, этот рост должен быть тщательно управляемым и контролируемым. Однако для некоторых развивающихся стран подъем Китая несет в себе долгожданные изменения, поскольку предлагает еще одну альтернативу мировому порядку, в котором пока что доминирует Запад. Таким образом, рецензируемая монография представляет собой серьезное исследование китайского присутствия в Северной Африке и двусторонних контактов между странами региона и Китаем.
21 Мы полагаем, что для Российской Федерации, активно выступающей за построение нового миропорядка, осмысление роли китайского фактора в переформатировании ближневосточной региональной системы международных отношений представляется исключительно важным как в научном, так и практико-политическом плане.
22 Регион, открывающий доступ к основным мировым морским и сухопутным путям, а также африканским и европейским рынкам, приобретает всё большую стратегическую важность для Пекина. По мнению западных экспертов, за пределами Азиатско-Тихоокеанского региона Ближний Восток благодаря богатым углеводородным ресурсам и геостратегическому положению может рассматриваться в качестве одного из важнейших для Китая районов3. Китай по мере расширения своего экономического присутствия неуклонно укрепляет многоплановое взаимодействие с арабскими странами4.
3. См.: Scobell A., Nader A. China in the Middle East: The Wary Dragon. RAND Corporation. 2016. rand.org›pubs/research_ reports/RR1229.html

4. См.: Савичева Е.М., Бребдани А.М., Рыжов И.В. Китай и страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива: от экономических сделок к стратегическому партнерству. Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2022. Т. 22, № 1, с. 182.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести