The Abraham Accords between Israel, UAE and Bahrain in the context of changing of the geopolitical reality in the Middle East
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Abraham Accords between Israel, UAE and Bahrain in the context of changing of the geopolitical reality in the Middle East
Annotation
PII
S032150750016336-1-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Iakov Liokumovich 
Affiliation: Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Enesh Akhmatshina
Occupation: senior lecturer
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Edition
Pages
64-68
Abstract

The article analyzes the geopolitical significance of the normalization agreements between Israel, UAE and Bahrain, which were signed in September 2020 and became known as the Abraham Accords (the title refers to the Biblical Abraham, who is considered to be the forefather of both Arabs and Jews). The authors examine the historical background of the agreements, their features and differences from the previous acts on the Arab-Israeli settlement, as well as their impact on the geopolitical reality of the Middle East. In addition, the article contains predictions on the possible prospects of the remaining Gulf States (Qatar, Saudi Arabia, Bahrain and Kuwait) joining the agreements.

As the authors note, the normalization between Israel and the two Gulf monarchies has become possible due to three main factors. The first factor is the presence of the common enemy, Iran, which threatens both the Jewish state and the Gulf monarchies. The second factor is the consequential decline of the importance of the Palestinian issue among the Gulf leaders, disappointed with the stubbornness of Palestinian leadership and interested in cooperation with Israel. Finally, the authors underline the pro-Israeli policies of D.J.Trump, which strongly stimulated the acceleration in the normalization process, focusing on the Arab-Israeli normalization before reaching a solution to the Israeli-Palestinian conflict.

Thus, according to the authors, the Abraham Accords have a potential to stimulate an acceleration to Arab-Israeli reconciliation all across the MENA region as it already did with Morocco and Sudan, which followed UAR and Bahrain in normalizing with Israel shortly after the accords were signed.

Keywords
Israel, Abraham Accords, Persian Gulf, UAE, Bahrain, Saudi Arabia, Kuwait, Oman, Qatar
Received
02.12.2021
Date of publication
02.03.2022
Number of purchasers
14
Views
2049
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Создание в 1948 г. Государства Израиль вызвало резкую отрицательную реакцию как палестинских арабов, так и в целом в арабском мире, назвавшего Израиль нелегитимным и чужеродным государством. Для сторонников панарабизма, ратовавших за объединение всех (или хотя бы некоторых) арабских стран в единое государство, Израиль являлся инородным телом, «опухолью», образовавшейся в сердце Арабского мира. Действительно, из-за своего географического положения Израиль буквально разделил арабский мир надвое, вынудив также арабских жителей Палестины покинуть свои дома и стать беженцами. Несправедливость, по мнению арабов, заключалась в том, что европейские колонизаторы (а именно так они видели евреев-сионистов) изгнали арабское население с их исконных земель.
3 Болезненные поражения арабских коалиций в арабо-израильских войнах 1948-1949 гг. и 1967 г. лишь усугубили ненависть и неприятие Израиля в арабском мире, в результате чего Израиль по сей день не признаётся большинством государств ближневосточного региона.
4 Тем не менее, арабские страны можно условно разделить на непосредственных участников конфликта с Израилем (например, Египет, Иордания, Сирия и Ливан) и государства, не имевших прямых военных конфликтов с Израилем, однако традиционно оказывавшие поддержку палестинцам в контексте общеарабской/общеисламской солидарности. Именно ко второму типу относятся т.н. арабские монархии Персидского залива: Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Оман и Кувейт.
5 ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
6 Будучи самыми богатыми государствами арабского мира, монархии Персидского залива исторически оказывали палестинцам финансовую, гуманитарную и дипломатическую поддержку, воздерживаясь от прямых столкновений с Израилем, что можно объяснить, в т.ч. альянсом большинства стран Залива с Соединенными Штатами Америки, традиционным союзником еврейского государства. Также, Саудовская Аравия являлась инициатором Арабской мирной имнициативы 2002 г., согласно которой арабский мир выразил готовность признать государство Израиль при условии создания палестинского государства в границах 1967 г. Катар, в свою очередь, стал играть роль посредниках в переговорах между Израилем и палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС [1].
7 При этом следует отметить, что страны Персидского залива, несмотря на их членство в закрытой региональной организации ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива), не являются «единым лагерем». Экономические, идеологические и даже территориальные конфликты между монархиями препятствуют возникновению общей позиции по ряду вопросов, и в том числе, в отношениях с Израилем. (Наиболее очевидным примером является дипломатический конфликт между Катаром и Саудовской Аравией). Саудовское королевство выделяется среди монархий Персидского залива еще и тем, что в силу своего размера и мощи претендует на политическое и идеологическое лидерство в арабском мире.
8 Начиная с 80-х гг. ХХ в. Израиль при посредничестве США начал поддерживать неофициальные связи с ОАЭ, Катаром, Бахрейном и Оманом (главным образом, в военной и разведывательной сферах) [2]. Возникновение данных связей было во многом обусловлено появлением на международной арене нового игрока - Исламской Республики Иран. Режим аятолл, возникший после Исламской революции 1979 г., взял курс на геополитическую и идеологическую экспансию в регионе, угрожая как Израилю, которого иранский лидер аятолла Хомейни назвал «малым сатаной» и «раковой опухолью» [3], так и монархиям Залива, где правящая суннитская элита стала опасаться усиления шиитских группировок, спонсируемых Тегераном. Особенно явно эта угроза видна в королевстве Бахрейн, где суннитское меньшинство фактически управляет шиитским большинством [4].
9

ДОНАЛЬД ТРАМП И «АВРААМОВЫ СОГЛАШЕНИЯ»

10 Победа на выборах 2016 г. в США Дональда Трампа оказалась ключевым фактором, изменившим геополитическую ситуацию в ближневосточном регионе и поспособствовавшим значительной активизации попыток нормализовать отношения между Израилем и странами Персидского залива.
11 Внешняя политика администрации Трампа на Ближнем Востоке с момента инаугурации заключалась в следующем:
12 а) Безоговорочной и безусловной дипломатической поддержке Израиля. Президент США принял ряд неоднозначных дипломатических решений, которые были встречены ликованием в Израиле и гневом в исламском мире. Самыми примечательными из них являются перенос американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим, признание израильского суверенитета над Голанскими Высотами, а также отказ от осуждения строительства Израилем поселений на Западном берегу реки Иордан1.
1. In shift, U.S. says Israeli settlements in West Bank do not violate international law. The New York Times. >>>> com/2019/11/18/world/middleeast/trump-israel-west-bank-settlements.html (accessed 09.07.2021)
13 б) Достаточно враждебной политике в отношении Палестинской национальной администрации (ПНА). Указами Трампа была прекращена американская финансовая помощь ПНА, а также было закрыто ее дипломатической представительство в Вашингтоне. Помимо этого, предложенный США план разрешения палестино-израильского конфликта, получивший название «Сделка века», по мнению экспертов, частично или полностью игнорировал палестинские требования и являлся односторонне произраильским [5].
14 в) Открытой конфронтации с Ираном. Администрация Трампа в одностороннем порядке вышла из т.н. ядерной сделки, которую заключил с Тегераном предшественник Трампа Барак Обама, ужесточила антииранские экономические санкции, а также в начале 2020 г. ликвидировала главу Корпуса стражей исламской революции Касема Сулеймани [6].
15 Шаги американской администрации можно интерпретировать как своеобразный сигнал Вашингтона о неосуществимости и неактуальности Арабской мирной инициативы2 в контексте реальной геополитической обстановки и необходимости консолидации антииранских сил.
2. Арабская мирная инициатива - официальная инициатива арабских стран, принятая Лигой арабских государств в Бейруте 28 марта 2002 г. и направленная, согласно её тексту, на достижение всеобъемлющего мира с Израилем и окончание арабо-израильского конфликта при главном условии отступления Израиля с оккупированных им в 1967 г. территорий (прим. ред.).
16 Данная стратегия принесла первые плоды уже в августе 2020 г., когда о нормализации отношений с Израилем объявили ОАЭ, а в сентябре к соглашению присоединился Бахрейн. Соглашения, подписанные в Белом Доме, получили название «Авраамовы соглашения» (Abraham Accords).  Впоследствии данный термин стал использоваться для обозначения совокупности соглашений между Израилем, Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном.
17 И хотя официальным условием, при котором ОАЭ и Бахрейн пошли на нормализацию отношений был отказ Израиля от аннексии части Западного берега реки Иордан, который планировался израильским премьером Нетаньяху, многие эксперты считают, что угрозы аннексии являлись скорее политической игрой, способствующей обоснованию для нормализации в арабском мире, нежели реальными планами3. Благодаря такой «игре», ОАЭ и Бахрейн сумели выставить нормализацию отношений с Израилем как шаг в интересах палестинцев, остановивший израильскую экспансию на палестинских землях, а не циничное действие в собственных интересах.
3. Netanyahu Drops Troubled Annexation Plan for Diplomatic Gain. The New York Times. >>>> (accessed 09.07.2021)
18 Как и следовало ожидать, «Авраамовы соглашения» были встречены неприятием со стороны палестинцев. Все палестинские фракции, включая ФАТХ и «Исламский джихад», высказались негативно по поводу соглашений, которые они расценили как предательство. Однако саботировать реализацию соглашений палестинцам так и не удалось. Более того, даже Лига арабских государств (ЛАГ) не стала осуждать ОАЭ и Бахрейн за нормализацию отношений с Израилем, что говорит о резком снижении влияния палестинской проблемы на общеарабскую позицию4.
4. In blow to Palestinians, Arab League refuses to condemn Israel-UAE deal. The Times of Israel. >>>> (accessed 24.04.2021)
19 Есть все основания говорить о том, что нормализация отношений Израиля с ОАЭ и Бахрейном имеет значительные отличия от предыдущих мирных договоров еврейского государства с арабскими странами: Египтом в 1979 г. и Иорданией в 1994 г. Отношения Израиля с Каиром и Амманом многие называют «холодным миром»: несмотря на наличие официальных дипломатических отношений, межгосударственное, экономическое, туристическое и культурное сотрудничество между государствами сведено к минимуму вследствие антиизраильски настроенного общественного мнения в Египте и Иордании. Однако в случае с ОАЭ и Бахрейном мы видим совершенно иную картину: с момента подписания соглашений о нормализации, три государства за короткий срок начали полномасштабное и публичное сотрудничество в военной, экономической, научно-технологической, культурной и туристической сферах.
20 Уже в октябре 2021 г. Израиль и ОАЭ подписали соглашения о безвизовом режиме, сотрудничестве в авиационной и экономической сферах, а также о защите инвестиций. В феврале 2021 г. израильские оборонные компании впервые приняли участие в работе выставки Idex 2021, проходящей в Дубаи, показав достижения израильской военной промышленности, в т.ч. противоракетные системы, используемые израильской армией в конфликтах с палестинскими военизированными группировками5. В марте того же года было заключено соглашение между Израилем и Бахрейном об обмене технологиями, связанными с очисткой и опреснением воды, что стало первым научно-технологическим соглашением между Израилем и арабской страной. Кроме того, во время обострения палестино-израильского конфликта в Секторе Газа в мае 2021 г. ОАЭ и Бахрейн не стали приостанавливать наращивание сотрудничества с Тель-Авивом, что можно расценивать как успешную проверку на прочность «Авраамовых соглашений».
5. Idex 2021: First Israeli arms company’s debut at defense expo. The National UAE. >>>> (accessed 04.12.2020)
21 Безусловно, о всеобъемлющей арабо-израильской нормализации говорить еще рано. Общественное мнение в арабском мире (и в странах Залива, в частности) все еще настроено антиизраильски. Согласно опросу, проведенному в октябре 2020 г. катарским Центром арабских политических исследований, 88% опрошенных в 13 арабских странах отвергли нормализацию с Израилем в любом ее проявлении6. В этом контексте «Авраамовы соглашения», так же, как и мирные соглашения Израиля с Египтом и Иорданией, являются продуктом политической воли арабских лидеров, непопулярным среди населения их стран [7].
6. The Arab Opinion Index. Main Results in Brief. Arab Center for Research and Policy Studies. >>>> (accessed 10.05.2021)
22 Однако на официальном уровне изменения ощутимы: если Египет за мирный договор с Израилем был подвергнут остракизму и исключен из Лиги арабских государств, ОАЭ и Бахрейн не получили со стороны ЛАГ даже устного осуждения. Кроме того, вслед за ОАЭ и Бахрейном нормализовали отношения с Израилем две другие арабские страны, не относящиеся к региону Персидского залива, но связанные с ним экономически и дипломатически, - Судан и Марокко. Хотя в обеих случаях были задействованы определенные рычаги влияния, которыми обладают США в отношении этих стран, пример ОАЭ и Бахрейна облегчил путь к нормализации для арабских государств в Африке.
23 Таким образом, можно говорить о «цепной реакции», запущенной «Авраамовыми соглашениями».
24

ПЕРСПЕКТИВЫ НОРМАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ОСТАЛЬНЫХ СТРАН ЗАЛИВА

25 Остается, однако, один актуальный вопрос: присоединятся ли к соглашению другие страны Персидского залива, а именно Оман, Саудовская Аравия, Катар и Кувейт?
26 Рассмотрим в отдельности позицию каждой из этих стран.
27 Оман уже имел официальные контакты с Израилем в 1990-е, а в 2018 г. султанат посетил с визитом израильский премьер-министра Биньямин Нетаньяху. В целом, в ближневосточном регионе Оман имеет репутацию миролюбивого государства, заинтересованного в сотрудничестве со всеми своими соседями: в этом контексте израильско-оманский договор о нормализации вполне вероятен. Препятствием здесь являются лишь близкие отношения Омана с Ираном, гланым геополитическим противником Израиля.
28 В схожем положении находится и Катар: так же, как и Маскат, Доха является союзником Тегерана. В декабре 2020 г. катарский министр иностранных дел заявил, что его страна пока не собирается следовать примеру ОАЭ и Бахрейна, будучи приверженной поддержке палестинцев. Однако со временем катарская позиция может стать более гибкой: особенно, если появится возможность «выторговать» у Израиля уступки в палестинском вопросе.
29 Перспективы израильско-саудовской нормализации осложняются теократической природой саудовской монархии. Инициативы по примирению с государством, которое, согласно политическому исламу, является врагом мусульман и чужеродным образованием на исламских землях, значительно повредили бы позициям Эр-Рияда в идеологической борьбе за лидерство в мусульманском мире. Несмотря на тенденции к секуляризации саудовского общества и неожиданно теплые высказывания наследного принца Мухаммада бин Салмана в адрес израильтян [8], саудовские политические институты и общество, в целом, остаются в большой степени исламизированными, из-за чего на данный момент шансы саудовско-израильской нормализации невысоки. Тем не менее, учитывая приверженность наследного принца либеральным реформам, после смены правящего монарха можно будет ожидать изменений в саудовской позиции.
30 Кувейт, наконец, является наименее вероятным кандидатом на нормализацию отношений с Израилем, в первую очередь, в силу неприятия такого решения кувейтским народом. Нормализация с Израилем крайне непопулярна во всем арабском мире, однако, в отличие от остальных государств Персидского залива, Кувейт имеет сравнительно высокий индекс демократии. В стране существует функционирующий парламент, являющийся реальной политической силой и зачастую находящийся в оппозиции правительству. Индекс свободы слова и прессы в Кувейте также выше, чем в других государствах Залива [9]. Наличие реальной парламентской репрезентации и сравнительно высокий для региона уровень свободы и прессы позволяет кувейтцам в большей степени влиять на решение правительства по сравнению со своими соседями, уменьшая вероятность принятия непопулярных политических решений, таких, как нормализация отношений с Израилем.
31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

32 Подписание «Авраамовых соглашений» между Израилем, ОАЭ и Бахрейном свидетельствует о коренном изменении геополитической обстановки в ближневосточном регионе и снижении важности и первоочередности палестинской проблемы в глазах стран Персидского залива и арабского мира, в целом. Импульс, данный этими соглашениями, потенциально может привести к резкому ускорению арабо-израильской нормализации в будущем. В свою очередь, среди стран Персидского залива наиболее вероятно, на наш взгляд, присоединение к соглашениям Омана и Катара.

References

1. Bahgat G. 2003. The New Middle East: Gulf Monarchies and Israel. The Journal of Social, Political, and Economic Studies. Vol. 28. № 2, рр. 123-152.

2. Scheglovin Y. 2013. UAE-Israel. Cooperation in the Security Sphere. The Middle East Institute. Moscow. (In Russ). http://iimes.ru/ ?p=18280 (accessed 14.06.2021)

3. Ben-Meir A. 2010. Israel's response to a nuclear Iran. International Journal on World Peace. Vol. 27, № 1, pp. 61-78.

4. Jargun A. 2016. The relationship between Iran and the Gulf. Conflict, détente, tensions. Cairo, 303 p. (In Arab.)

5. Amir A. 2016. American initiatives for Arab-Israeli settlement. Middle Eastern Studies. Vol. 33, № 1, pp. 1-9 (In Arab.)

6. Nimrod T. Donald Trump’s foreign policy from the historical perspective. Politika: The Israeli Journal of Political Science & International Relations. 2021. № 29, 2021, pp. 15-33 (In Hebr.)

7. Primakov E.M. 2006. Confidential. Middle East on stage and behind the scenes (second half of XX - early XXI). Moscow, p. 362. (In Russ.)

8. Saudi prince says Israelis have right to ‘their own land’. The New York Times. https://www.nytimes.com/2018/04/03/ world/middleeast/saudi-arabia-mohammed-bin-salman-israel.html (accessed 12.05.2021)

9. Freedom in the world 2020. Kuwait. Freedom House. https://freedomhouse.org/country/kuwait/freedom-world/2020 (accessed 10.05.2021)

Comments

No posts found

Write a review
Translate