«Авраамовы соглашения» между Израилем, ОАЭ и Бахрейном: изменения геополитической реальности Ближнего Востока
«Авраамовы соглашения» между Израилем, ОАЭ и Бахрейном: изменения геополитической реальности Ближнего Востока
Аннотация
Код статьи
S032150750016336-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Лиокумович Яков Борисович 
Аффилиация: Высшая школа экономики
Адрес: Российская Федерация, Москва
Ахматшина Энеш Курбансейидовна
Должность: старший преподаватель
Аффилиация: СПбГУ
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Страницы
64-68
Аннотация

В статье анализируется геополитическое значение соглашений о нормализации отношений между Израилем, ОАЭ и Бахрейном, подписанных в сентябре 2020 г. и получивших название «Авраамовы соглашения». Авторы исследуют исторические предпосылки данных соглашений, их особенности и отличия от предыдущих актов по арабо-израильскому урегулированию, а также их влияние на геополитическую реальность ближневосточного региона. Кроме того, анализируются возможные перспективы присоединения к соглашениям других государств Персидского залива: Катара, Омана, Кувейта и Саудовской Аравии.

Как отмечают авторы, нормализация отношений между Израилем и двумя монархиями Персидского залива стала возможной благодаря трем основным факторам. Первый фактор - это наличие общего врага в лице Ирана, угрожающего как еврейскому государству, так и монархиям Персидского залива. Второй фактор - это последующее снижение значения палестинского вопроса в глазах монархов Персидского залива, разочарованных упорством палестинского руководства и заинтересованных в сотрудничестве с Израилем. Наконец, в третьих, авторы подчеркивают произраильскую политику Д.Трампа, которая стимулировала ускорение процесса нормализации в регионе.

По мнению авторов,  подписание «Авраамовых соглашений» между Израилем, ОАЭ и Бахрейном свидетельствует о коренном изменении геополитической обстановки в ближневосточном регионе и снижении важности и первоочередности палестинской проблемы в глазах стран Персидского залива и арабского мира, в целом. Эти Соглашения могут способствовать ускорению арабо-израильского примирения во всем регионе Ближнего Востока и Северной Африки, как это уже произошло с Марокко и Суданом, которые последовали за ОАР и Бахрейном в нормализации отношений с Израилем.

Ключевые слова
Израиль, Авраамовы соглашения, Персидский залив, ОАЭ, Бахрейн, Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Катар
Классификатор
Получено
02.12.2021
Дата публикации
02.03.2022
Всего подписок
14
Всего просмотров
2048
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Создание в 1948 г. Государства Израиль вызвало резкую отрицательную реакцию как палестинских арабов, так и в целом в арабском мире, назвавшего Израиль нелегитимным и чужеродным государством. Для сторонников панарабизма, ратовавших за объединение всех (или хотя бы некоторых) арабских стран в единое государство, Израиль являлся инородным телом, «опухолью», образовавшейся в сердце Арабского мира. Действительно, из-за своего географического положения Израиль буквально разделил арабский мир надвое, вынудив также арабских жителей Палестины покинуть свои дома и стать беженцами. Несправедливость, по мнению арабов, заключалась в том, что европейские колонизаторы (а именно так они видели евреев-сионистов) изгнали арабское население с их исконных земель.
3 Болезненные поражения арабских коалиций в арабо-израильских войнах 1948-1949 гг. и 1967 г. лишь усугубили ненависть и неприятие Израиля в арабском мире, в результате чего Израиль по сей день не признаётся большинством государств ближневосточного региона.
4 Тем не менее, арабские страны можно условно разделить на непосредственных участников конфликта с Израилем (например, Египет, Иордания, Сирия и Ливан) и государства, не имевших прямых военных конфликтов с Израилем, однако традиционно оказывавшие поддержку палестинцам в контексте общеарабской/общеисламской солидарности. Именно ко второму типу относятся т.н. арабские монархии Персидского залива: Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Оман и Кувейт.
5 ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
6 Будучи самыми богатыми государствами арабского мира, монархии Персидского залива исторически оказывали палестинцам финансовую, гуманитарную и дипломатическую поддержку, воздерживаясь от прямых столкновений с Израилем, что можно объяснить, в т.ч. альянсом большинства стран Залива с Соединенными Штатами Америки, традиционным союзником еврейского государства. Также, Саудовская Аравия являлась инициатором Арабской мирной имнициативы 2002 г., согласно которой арабский мир выразил готовность признать государство Израиль при условии создания палестинского государства в границах 1967 г. Катар, в свою очередь, стал играть роль посредниках в переговорах между Израилем и палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС [1].
7 При этом следует отметить, что страны Персидского залива, несмотря на их членство в закрытой региональной организации ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива), не являются «единым лагерем». Экономические, идеологические и даже территориальные конфликты между монархиями препятствуют возникновению общей позиции по ряду вопросов, и в том числе, в отношениях с Израилем. (Наиболее очевидным примером является дипломатический конфликт между Катаром и Саудовской Аравией). Саудовское королевство выделяется среди монархий Персидского залива еще и тем, что в силу своего размера и мощи претендует на политическое и идеологическое лидерство в арабском мире.
8 Начиная с 80-х гг. ХХ в. Израиль при посредничестве США начал поддерживать неофициальные связи с ОАЭ, Катаром, Бахрейном и Оманом (главным образом, в военной и разведывательной сферах) [2]. Возникновение данных связей было во многом обусловлено появлением на международной арене нового игрока - Исламской Республики Иран. Режим аятолл, возникший после Исламской революции 1979 г., взял курс на геополитическую и идеологическую экспансию в регионе, угрожая как Израилю, которого иранский лидер аятолла Хомейни назвал «малым сатаной» и «раковой опухолью» [3], так и монархиям Залива, где правящая суннитская элита стала опасаться усиления шиитских группировок, спонсируемых Тегераном. Особенно явно эта угроза видна в королевстве Бахрейн, где суннитское меньшинство фактически управляет шиитским большинством [4].
9

ДОНАЛЬД ТРАМП И «АВРААМОВЫ СОГЛАШЕНИЯ»

10 Победа на выборах 2016 г. в США Дональда Трампа оказалась ключевым фактором, изменившим геополитическую ситуацию в ближневосточном регионе и поспособствовавшим значительной активизации попыток нормализовать отношения между Израилем и странами Персидского залива.
11 Внешняя политика администрации Трампа на Ближнем Востоке с момента инаугурации заключалась в следующем:
12 а) Безоговорочной и безусловной дипломатической поддержке Израиля. Президент США принял ряд неоднозначных дипломатических решений, которые были встречены ликованием в Израиле и гневом в исламском мире. Самыми примечательными из них являются перенос американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим, признание израильского суверенитета над Голанскими Высотами, а также отказ от осуждения строительства Израилем поселений на Западном берегу реки Иордан1.
1. In shift, U.S. says Israeli settlements in West Bank do not violate international law. The New York Times. >>>> com/2019/11/18/world/middleeast/trump-israel-west-bank-settlements.html (accessed 09.07.2021)
13 б) Достаточно враждебной политике в отношении Палестинской национальной администрации (ПНА). Указами Трампа была прекращена американская финансовая помощь ПНА, а также было закрыто ее дипломатической представительство в Вашингтоне. Помимо этого, предложенный США план разрешения палестино-израильского конфликта, получивший название «Сделка века», по мнению экспертов, частично или полностью игнорировал палестинские требования и являлся односторонне произраильским [5].
14 в) Открытой конфронтации с Ираном. Администрация Трампа в одностороннем порядке вышла из т.н. ядерной сделки, которую заключил с Тегераном предшественник Трампа Барак Обама, ужесточила антииранские экономические санкции, а также в начале 2020 г. ликвидировала главу Корпуса стражей исламской революции Касема Сулеймани [6].
15 Шаги американской администрации можно интерпретировать как своеобразный сигнал Вашингтона о неосуществимости и неактуальности Арабской мирной инициативы2 в контексте реальной геополитической обстановки и необходимости консолидации антииранских сил.
2. Арабская мирная инициатива - официальная инициатива арабских стран, принятая Лигой арабских государств в Бейруте 28 марта 2002 г. и направленная, согласно её тексту, на достижение всеобъемлющего мира с Израилем и окончание арабо-израильского конфликта при главном условии отступления Израиля с оккупированных им в 1967 г. территорий (прим. ред.).
16 Данная стратегия принесла первые плоды уже в августе 2020 г., когда о нормализации отношений с Израилем объявили ОАЭ, а в сентябре к соглашению присоединился Бахрейн. Соглашения, подписанные в Белом Доме, получили название «Авраамовы соглашения» (Abraham Accords).  Впоследствии данный термин стал использоваться для обозначения совокупности соглашений между Израилем, Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном.
17 И хотя официальным условием, при котором ОАЭ и Бахрейн пошли на нормализацию отношений был отказ Израиля от аннексии части Западного берега реки Иордан, который планировался израильским премьером Нетаньяху, многие эксперты считают, что угрозы аннексии являлись скорее политической игрой, способствующей обоснованию для нормализации в арабском мире, нежели реальными планами3. Благодаря такой «игре», ОАЭ и Бахрейн сумели выставить нормализацию отношений с Израилем как шаг в интересах палестинцев, остановивший израильскую экспансию на палестинских землях, а не циничное действие в собственных интересах.
3. Netanyahu Drops Troubled Annexation Plan for Diplomatic Gain. The New York Times. >>>> (accessed 09.07.2021)
18 Как и следовало ожидать, «Авраамовы соглашения» были встречены неприятием со стороны палестинцев. Все палестинские фракции, включая ФАТХ и «Исламский джихад», высказались негативно по поводу соглашений, которые они расценили как предательство. Однако саботировать реализацию соглашений палестинцам так и не удалось. Более того, даже Лига арабских государств (ЛАГ) не стала осуждать ОАЭ и Бахрейн за нормализацию отношений с Израилем, что говорит о резком снижении влияния палестинской проблемы на общеарабскую позицию4.
4. In blow to Palestinians, Arab League refuses to condemn Israel-UAE deal. The Times of Israel. >>>> (accessed 24.04.2021)
19 Есть все основания говорить о том, что нормализация отношений Израиля с ОАЭ и Бахрейном имеет значительные отличия от предыдущих мирных договоров еврейского государства с арабскими странами: Египтом в 1979 г. и Иорданией в 1994 г. Отношения Израиля с Каиром и Амманом многие называют «холодным миром»: несмотря на наличие официальных дипломатических отношений, межгосударственное, экономическое, туристическое и культурное сотрудничество между государствами сведено к минимуму вследствие антиизраильски настроенного общественного мнения в Египте и Иордании. Однако в случае с ОАЭ и Бахрейном мы видим совершенно иную картину: с момента подписания соглашений о нормализации, три государства за короткий срок начали полномасштабное и публичное сотрудничество в военной, экономической, научно-технологической, культурной и туристической сферах.
20 Уже в октябре 2021 г. Израиль и ОАЭ подписали соглашения о безвизовом режиме, сотрудничестве в авиационной и экономической сферах, а также о защите инвестиций. В феврале 2021 г. израильские оборонные компании впервые приняли участие в работе выставки Idex 2021, проходящей в Дубаи, показав достижения израильской военной промышленности, в т.ч. противоракетные системы, используемые израильской армией в конфликтах с палестинскими военизированными группировками5. В марте того же года было заключено соглашение между Израилем и Бахрейном об обмене технологиями, связанными с очисткой и опреснением воды, что стало первым научно-технологическим соглашением между Израилем и арабской страной. Кроме того, во время обострения палестино-израильского конфликта в Секторе Газа в мае 2021 г. ОАЭ и Бахрейн не стали приостанавливать наращивание сотрудничества с Тель-Авивом, что можно расценивать как успешную проверку на прочность «Авраамовых соглашений».
5. Idex 2021: First Israeli arms company’s debut at defense expo. The National UAE. >>>> (accessed 04.12.2020)
21 Безусловно, о всеобъемлющей арабо-израильской нормализации говорить еще рано. Общественное мнение в арабском мире (и в странах Залива, в частности) все еще настроено антиизраильски. Согласно опросу, проведенному в октябре 2020 г. катарским Центром арабских политических исследований, 88% опрошенных в 13 арабских странах отвергли нормализацию с Израилем в любом ее проявлении6. В этом контексте «Авраамовы соглашения», так же, как и мирные соглашения Израиля с Египтом и Иорданией, являются продуктом политической воли арабских лидеров, непопулярным среди населения их стран [7].
6. The Arab Opinion Index. Main Results in Brief. Arab Center for Research and Policy Studies. >>>> (accessed 10.05.2021)
22 Однако на официальном уровне изменения ощутимы: если Египет за мирный договор с Израилем был подвергнут остракизму и исключен из Лиги арабских государств, ОАЭ и Бахрейн не получили со стороны ЛАГ даже устного осуждения. Кроме того, вслед за ОАЭ и Бахрейном нормализовали отношения с Израилем две другие арабские страны, не относящиеся к региону Персидского залива, но связанные с ним экономически и дипломатически, - Судан и Марокко. Хотя в обеих случаях были задействованы определенные рычаги влияния, которыми обладают США в отношении этих стран, пример ОАЭ и Бахрейна облегчил путь к нормализации для арабских государств в Африке.
23 Таким образом, можно говорить о «цепной реакции», запущенной «Авраамовыми соглашениями».
24

ПЕРСПЕКТИВЫ НОРМАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ОСТАЛЬНЫХ СТРАН ЗАЛИВА

25 Остается, однако, один актуальный вопрос: присоединятся ли к соглашению другие страны Персидского залива, а именно Оман, Саудовская Аравия, Катар и Кувейт?
26 Рассмотрим в отдельности позицию каждой из этих стран.
27 Оман уже имел официальные контакты с Израилем в 1990-е, а в 2018 г. султанат посетил с визитом израильский премьер-министра Биньямин Нетаньяху. В целом, в ближневосточном регионе Оман имеет репутацию миролюбивого государства, заинтересованного в сотрудничестве со всеми своими соседями: в этом контексте израильско-оманский договор о нормализации вполне вероятен. Препятствием здесь являются лишь близкие отношения Омана с Ираном, гланым геополитическим противником Израиля.
28 В схожем положении находится и Катар: так же, как и Маскат, Доха является союзником Тегерана. В декабре 2020 г. катарский министр иностранных дел заявил, что его страна пока не собирается следовать примеру ОАЭ и Бахрейна, будучи приверженной поддержке палестинцев. Однако со временем катарская позиция может стать более гибкой: особенно, если появится возможность «выторговать» у Израиля уступки в палестинском вопросе.
29 Перспективы израильско-саудовской нормализации осложняются теократической природой саудовской монархии. Инициативы по примирению с государством, которое, согласно политическому исламу, является врагом мусульман и чужеродным образованием на исламских землях, значительно повредили бы позициям Эр-Рияда в идеологической борьбе за лидерство в мусульманском мире. Несмотря на тенденции к секуляризации саудовского общества и неожиданно теплые высказывания наследного принца Мухаммада бин Салмана в адрес израильтян [8], саудовские политические институты и общество, в целом, остаются в большой степени исламизированными, из-за чего на данный момент шансы саудовско-израильской нормализации невысоки. Тем не менее, учитывая приверженность наследного принца либеральным реформам, после смены правящего монарха можно будет ожидать изменений в саудовской позиции.
30 Кувейт, наконец, является наименее вероятным кандидатом на нормализацию отношений с Израилем, в первую очередь, в силу неприятия такого решения кувейтским народом. Нормализация с Израилем крайне непопулярна во всем арабском мире, однако, в отличие от остальных государств Персидского залива, Кувейт имеет сравнительно высокий индекс демократии. В стране существует функционирующий парламент, являющийся реальной политической силой и зачастую находящийся в оппозиции правительству. Индекс свободы слова и прессы в Кувейте также выше, чем в других государствах Залива [9]. Наличие реальной парламентской репрезентации и сравнительно высокий для региона уровень свободы и прессы позволяет кувейтцам в большей степени влиять на решение правительства по сравнению со своими соседями, уменьшая вероятность принятия непопулярных политических решений, таких, как нормализация отношений с Израилем.
31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

32 Подписание «Авраамовых соглашений» между Израилем, ОАЭ и Бахрейном свидетельствует о коренном изменении геополитической обстановки в ближневосточном регионе и снижении важности и первоочередности палестинской проблемы в глазах стран Персидского залива и арабского мира, в целом. Импульс, данный этими соглашениями, потенциально может привести к резкому ускорению арабо-израильской нормализации в будущем. В свою очередь, среди стран Персидского залива наиболее вероятно, на наш взгляд, присоединение к соглашениям Омана и Катара.

Библиография

1. Bahgat G. 2003. The New Middle East: Gulf Monarchies and Israel. The Journal of Social, Political, and Economic Studies. Vol. 28. № 2, рр. 123-152.

2. Щегловин Ю.Б. ОАЭ - Израиль. Сотрудничество в сфере безопасности. Институт Ближнего Востока. 2013. http://iimes.ru/ ?p=18280 (accessed 14.06.2021)

3. Ben-Meir A. 2010. Israel's response to a nuclear Iran. International Journal on World Peace. Vol. 27, № 1, pp. 61-78.

4. Jargun A. 2016. The relationship between Iran and the Gulf. Conflict, détente, tensions. Cairo, 303 p. (In Arab.)

5. Amir A. 2016. American initiatives for Arab-Israeli settlement. Middle Eastern Studies. Vol. 33, № 1, pp. 1-9 (In Arab.)

6. Nimrod T. Donald Trump’s foreign policy from the historical perspective. Politika: The Israeli Journal of Political Science & International Relations. 2021. № 29, 2021, pp. 15-33 (In Hebr.)

7. Примаков Е.М. Конфиденциально. Ближний Восток на сцене и за кулисами. М, 2006, с. 362.

8. Saudi prince says Israelis have right to ‘their own land’. The New York Times. https://www.nytimes.com/2018/04/03/ world/middleeast/saudi-arabia-mohammed-bin-salman-israel.html (accessed 12.05.2021)

9. Freedom in the world 2020. Kuwait. Freedom House. https://freedomhouse.org/country/kuwait/freedom-world/2020 (accessed 10.05.2021)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести