- PII
- S013160950025725-1-1
- DOI
- 10.31860/0131-6095-2023-2-5-16
- Publication type
- Article
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume / 2
- Pages
- 5-16
- Abstract
The article examines the hymnographic works of the Metropolitan Dimitry of Rostov: Service for the Nine Holy Martyrs of Kizia, services for Gury of Kazan, troparion, kontakion and prayer to Cornely the Silent, Lamentation at the Entombnemt of Christ. The author of the article specifies the attribution of these compositions, the time of their creation, and outlines the features of the genre.
- Keywords
- Metropolitan Dimitry of Rostov, problems of attribution, source study, hymnographic texts.
- Date of publication
- 01.06.2023
- Year of publication
- 2023
- Number of purchasers
- 12
- Views
- 52
DOI: 10.31860/0131-6095-2023-2-5-16
© М. А. Федотова
Гимнографические сочинения Димитрия Ростовского (вопросы атрибуции)1
В богатом творческом наследии Димитрия Ростовского гимнографические сочинения немногочисленны, по сравнению с произведениями ораторского или агиографического жанров. Тем не менее святитель Димитрий известен не только как агиограф и проповедник, драматург и летописец, но и как гимнограф.
У нас есть свидетельства о следующих гимнографических сочинениях, атрибутируемых святителю Димитрию: «Служба святым девяти мученикам кизическим, поемая в обители Кизической, яже близ града Казанѣ»; службы, посвященные Гурию Казанскому; тропарь, кондак и молитва Корнилию Молчальнику, «Канон преподобным и богоносным отцем нашим Антонию и Феодосию Киево-Печерским» и Служба Богородице Неопалимая Купина.2
Обзор данных сочинений Димитрия Ростовского, принадлежащих к различным жанрам церковной гимнографии,3 представлен в статье.4
4. Следует отметить, что Димитрием Ростовским был написан ряд келейных молитв, связанных с практикой личного молитвенного правила, но эти гимнографические сочинения в статье не рассматриваются, мы анализируем только сочинения, созданные святителем для общественного богослужения.
«Служба святым девяти мученикам кизическим, поемая в обители Кизической, яже близ града Казанѣ»
«Служба святым девяти мученикам кизическим…» (На мал. веч. Стихиры… Полк свѣтлых Христовых воинов…) была включена Димитрием Ростовским в агиографический цикл «Врачевство безмездное святых девяточисленных иже в Кизику мученик» (полное название цикла: «Врачевство безмездное святых девяточисленных иже в Кизику мученик, имъже дадеся от Бога благодать цѣлити болѣзни, изряднѣе же трясавичныя недуги проганяти, ново в великороссийском градѣ Казанѣ прославленное во царство же пресвѣтлѣйших и державнѣйших великих государей царей и великих князей Иоанна Алексиевича, Петра Алексиевича всея Великиа и Малыя и Бѣлыя России самодержцев, благословением святѣйшаго и всеблаженѣйшаго Господина Отца кир Адриана Московского и всея России и всѣх сѣверных стран патриарха миру явленное»).5 В состав цикла также вошли «Молитва святым девяти мученикам кизическим», «Страдание святых девяти мученик»,6 «Сказание о прославлении святых девяти мучеников кизических в граде Казане, и о новосозданной во имя их каменной церкве и обители» и «Поучение в память святых мученик кизических», последнее известно в ряде рукописей и изданий.
6. «Страдание святых девяти мученик», кроме «Врачевства безмездного…», под 29 апреля читается в Четьих Минеях Димитрия Ростовского под названием «Память святых девяти мученик, в Кизицѣ пострадавших», см.: Димитрий Ростовский. Книга житий святых. Киев, 1700. Кн. 3 (месяцы: март–май). Л. 419 об. – 421.
«Врачевство безмездное…» посвящено группе святых, а именно кизическим мученикам – Феогниду, Руфу, Антипатру, Феостиху, Артеме, Магну, Феодоту, Фавмасии и Филимону, которые происходили из разных городов и за проповедь христианской веры были схвачены и приведены на суд к не названному по имени наместнику Кизика (ни один из источников не указывает время, когда они пострадали), за отказ поклониться идолам и принести жертвы им были отсечены головы.7
«Врачевство безмездное…» известно нам в двух списках: ГИМ, Синод. собр., № 146, л. 295 об. – 317 об. (авторизованная рукопись, с собственноручными пометами святителя Димитрия)8 и ГИМ, собр. Е. В. Барсова, № 799, л. 11–68 об., 78 об. – 81 об.9
9. Рукопись в 4º, II+334 л., нач. XVIII века, скоропись разных рук.
Работа над «Врачевством безмездным…» была начата Димитрием Ростовским в 1694 году именно со службы, написанной им по повелению, как следует из ее заглавия, патриарха Адриана, который в бытность свою Казанским митрополитом в 1687 году заложил в Казани церковь,10 строительство которой было завершено в следующем году, а в 1691 или 1693 году (даты разнятся) был заложен монастырь во имя святых девяти мучеников кизических. Об этом подробно написано в «Сказании о прославлении святых девяти мучеников кизических в граде Казане…» Димитрия Ростовского, входящем в этот цикл.
О составлении службы Димитрий пишет в Летописной редакции «Диариуша»11 под 1694 годом: «Мѣсяца марта написалася служба св<ятым> 9 муч<еникам> кизическим на желание певное с Патриаршего дому».12 Этим же годом в рукописи Синодального собр., № 146 (л. 295) датируется и весь цикл, или книга «Врачевство безмездное…»: «Службою и историею описанное в лѣто от создания мира 7202 (1694 от Рождества Христова. – М. Ф.) мѣсяца марта». Ниже автограф Димитрия – «Трудом грѣшного иеромонаха Димитриа Савича животописателя», что снимает все вопросы об авторстве памятника.
12. Цит. по: Национальная библиотека Украины. Ф. 306 (Киево-Печерская лавра). № 345. Л. 129.
«Врачевство безмездное…» не является полностью оригинальным сочинением Димитрия Ростовского. Один из его источников – это книга «Спирида, или Кошница».13 На нее Димитрий ссылается в двух текстах цикла: в Житии, или «Страдании святых девяти мученик» («Сих святых мученик страдание, пространнѣе писаное, обрѣтается в Спиридѣ монастыря Кизическаго (здесь и далее курсив мой. – М. Ф.), иже в Казанстѣм градѣ царства Всероссийскаго»)14 и в «Сказании о прославлении святых девяти мучеников кизических в граде Казане…» («Внесеннѣй же бывшей святѣй иконѣ в град, абие отъяся смертная язва и моровое преста повѣтрие, и пребысть та чудотворная Пречистыя Богородици икона в градѣ три седмици, воздушнаго ради смущения, бѣху бо (якоже о том в Синодику Седмоезерныя обители и в Спиридѣ монастыра Кизическаго пространно пишется) над градом Казанию ужасная воздуха премѣнения…»).15
14. Димитрий Ростовский. Книга житий святых. Кн. 3. Л. 421.
15. ГИМ. Синодальное собр. № 146. Л. 316–316 об.
Книга «Спирида» до нас не дошла, о ее существовании, кроме записи у Димитрия Ростовского, мы узнаем из истории Казанского Кизического монастыря, описанной Никанором (Каменским), архиепископом Казанским и Свияжским.16 Сведения об истории Кизического монастыря были почерпнуты Никанором в том числе из книги «Спирида», еще в начале XX века находившейся в библиотеке Казанского Кизического монастыря (архиепископ Никанор умер в 1910 году). Написание, вернее, составление книги приписывается ктитору Казанского Кизического монастыря иеродиакону Стефану (Сахарову).17
17. [Лосева О. В.]. Кизические мученики. С. 408.
Вопрос соотношения книги «Спирида» и цикла Димитрия Ростовского «Врачевство безмездное…» – тема отдельного исследования, в данной статье мы остановимся только на «Службе святым девяти мученикам кизическим».
Архиепископ Никанор (Каменский) пишет, что в книге «Спирида» была Служба кизическим мученикам. Вероятно, это была Служба из печатной Минеи.
В рукописи из собр. Е. В. Барсова, помимо перечисленных выше текстов, вошедших во «Врачевство безмездное…» и принадлежащих Димитрию Ростовскому, на л. 69–78 читается следующий текст: «Канон молебный ко святым девяти мучеником иже в Кизицѣ, поемый во всякой скорби душевнѣй и болѣзни тѣлеснѣй, и во всяком обстоянии. Сочинися молебнаго благодарения канон и молитва всежелательным же рачением и устроися книга сия дома святѣйшаго патриарха монахом иеродиаконом (вставлено на поле: Стефаном. – М. Ф.) Сахаровым в пречестную обитель Казанскую Кизическую. Он же бѣ ей протоктитор (перевод на поле: первостроитель. – М. Ф.). Мироздания 7201-го (1693. – М. Ф.) лѣта септемвриа мѣсяца дня 1-го. Приписася же книга сия посадским человѣком Петром Ивановым сыном Конковым лѣта Господня 1704-го». Из приведенной записи следует, что Канон был написан кем-то по заказу иеродиакона Стефана, заботившегося об устроении этой обители. Но если Канон и входил в первоначальный вариант книги «Спирида», то написан он был гораздо раньше, он входил в минейную службу, которая читается как в ранних печатных служебных минеях (например: в Минеях 1625 года, в Иосифовских минеях 1645–1646 годов и др.), так и сейчас в Зеленых минеях.18 Служба девяточисленным мученикам совмещена в них со Службой Мемнону чудотворцу.19 Обе службы имеют по три стихиры на «Господи, воззвах» 8 гласа (подобен: «О, преславного чудесе»), по Канону 4 гласа, седальнам после 3-й песни Канона: мученикам – 1 гласа (подобен: «Гроб твой»), Мемнону Чудотворцу – 8 гласа (подобен: «Премудрости»). Девяточисленным мученикам читается кондак 2 гласа (подобен: «Вышних ища») после 6 песни Канона, а также тропарь 8 гласа. Эта Служба в контексте новых реалий – почитания девяти кизических мучеников в Казани – не устраивала патриарха Адриана. Служба Димитрия Ростовского, по замыслу Адриана, должна была быть составлена специально для служения в Казанском Кизическом монастыре, она так и называется в рукописи «Служба святым девяти мучеником кизическим, поемая в обители Кизической, яже близ града Казанѣ». При всей оригинальности Службы она не является полностью самостоятельной, в частности, святитель заимствовал из минейной Службы: кондак, стихиры «На Господи, воззвах» 8-го гласа и на стиховне 2-го гласа на Малой вечерни. Однако большинство стихир для Службы было написано заново, а также святителем был составлен новый Канон. Главное же, Димитрий добавил в Службу песнопения, в которых прославляется град Казань, тем самым расширив гимнографический материал, например: «Доме божественный, храме мученический, Казани славо. Украси своя нѣдра во память твоих господий», или «Казани, граде божий, вторый Кизику, России славо, радостию возрадуйся во память твоих врачев безмездных» (стихиры на стиховне 2-го гласа); «Приидѣте радостно, празднуем память побѣдоносных воинов, в Кизику за Христа подвизавшихся, в Казанѣ же ново просиявших чудесы, их бо молитвами утверждаемся» (1-й тропарь 3-й песни Канона), «На стражи есте правовѣрному граду Казанѣ, о, крѣпкии оружници Христови, стояще пред Того входа храмом своим, яко защитителе, да ниже отдалече враг приступити к нему возможет, тѣмже благочестивии граждане, радующеся, поют: “Днесь спасение граду нашему, яко таковая нам подаде хранители, воскресший Христос, яко всесилен”» (2-й тропарь 4-й песни Канона), или «Свѣтися, свѣтися, славний в росийских градѣх новопросвѣщенный граде Божий Казани, милость бо Господня и Пречистыя Богоматере благодать на тебѣ восия, ликуй нынѣ и веселися новоустроенная обители кизическая, вы же, о, святыи девяточисленныи страстотерци, во свѣтлостех воскресшаго Господа красующеся, молитвенно на ны призирайте» (1-й тропарь 9-й песни Канона) и др.
19. См.: Минея. Апрель. М., 2002. Т. 2. С. 255–266.
Следует отметить, что если «Страдание святых девяти мученик» и «Поучение в память святых мученик кизических», входящие в состав «Врачевства безмездного…», как отмечалось выше, были хорошо известны, распространялись в списках и издавались среди сочинений Димитрия Ростовского, то гимнографические тексты «Служба святым девяти мученикам кизическим…», «Молитва святым девяти мученикам кизическим», а также «Сказание о прославлении святых девяти мучеников кизических в граде Казане…» еще ждут своего издания.
Службы Гурию Казанскому
Димитрий Ростовский традиционно считается автором служб Гурию Казанскому: кроме заявлений в научной и научно-популярной литературе, об этом пишется в богослужебной Минее (Зеленой Минее) – службы на 5 декабря и 20 июня отмечены как «творение святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго».20
Что может свидетельствовать в пользу этого утверждения?
Святитель Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин, ок. 1495 – 5 декабря 1563 года) был первым архиепископом Казанской епархии, учрежденной в 1555 году.21 Мощи Гурия Казанского вместе с мощами святителя Варсонофия Тверского22 были обретены при митрополите Ермогене (Гермогене) (ок. 1530–1612), будущем всероссийском патриархе,23 4 октября 1595 года во время перестройки Преображенского собора Казанского Спасо-Преображенского монастыря, где было захоронение обоих святителей. Партиарх Гермоген считается автором «Жития и жизни иже во святых отец наших Гурия, перваго архиепископа новопросвещенаго града Казани, и Варсонофия, епископа Тферскаго, казанских чудотворцов», созданного почти сразу после канонизации Гурия и Варсонофия в 1596–1597 годах. По мнению Ф. Г. Спасского, Ермогеном была написана и Служба на память Гурия и Варсонофия Казанских.24
22. Архимандрит Варсонофий Тверской и архимандрит Герман (Садырев-Полев) прибыли в новоучрежденную Казанскую епархию вместе с Гурием Казанским и сыграли важную роль в ее становлении.
23. Дробленкова Н. Ф. Гермоген // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 153–163; Вовина-Лебедева В. Г., Чугреева Н. Н. Ермоген // Православная энциклопедия. Т. 18. С. 633–646.
24. См.: Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (По современным Минеям). Париж, 1951. С. 180–182. Существуют списки, которые, по мнению исследователей, указывают на авторство патриарха Гермогена: так, Т. А. Литвина указывает на такое надписание в одном из рукописных списков. Но надписание следует (насколько можно судить из описания, к сожалению, de visu мы этого списка не видели) после Жития и может относиться только к тексту Жития, а не Службы, поэтому, кроме достаточно убедительных рассуждений Ф. Г. Спасского об авторстве Службы, других доказательств мы не имеем. См.: Литвина Т. А. Рукописные жития святых в казанских книгохранилищах // Русская и сопоставительная филология. Серия: Языкознание (русистика: синхронический и диахронический аспекты). Казань, 2003. С. 75–78. Ср.: Липаков Е. В., Чугреева Н. Н. Варсонофий // Православная энциклопедия. Т. 6. С. 670–672. Е. В. Липаков считает, что автором этой Службы был Димитрий Ростовский.
20 июня 1630 года по благословению Матфея (ум. 1646), митрополита Казанского и Свияжского, мощи святого Гурия Казанского были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Казанский Благовещенский собор, и в память этого события было установлено празднование. В 60-е годы XVII века в честь праздника перенесения мощей Гурия Казанского был написан новый Канон. В. К. Зиборов полагает, что автором Канона был митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий (ум. 11 ноября 1672 года), поставленный на Казанскую кафедру в 1657 году.25 Однако акростих Канона, читаемый из заглавных букв его тропарей – «Благословением Лаврентиа митрополита», свидетельствует не об авторстве митрополита Лаврентия, а о его благословении на написание Канона. Автором же этого Канона, по мнению архимандрита Макария (Веретенникова), который и указал на этот акростих,26 следует считать Иоанна, инока Свияжского Успенского монастыря,27 автора жития Германа, архиепископа Казанского. Имя автора (инока Иоанна) и инициатора написания Жития (архиепископа Лаврентия) указано в названии Жития – «Житие и страдалчество иже во святых отца нашего Германа архиепископа градом Казани и Свияжска. Списано по благословению господина Лаврентия архиепископа, градом Казани и Свияжска митрополита, убогим рабом Иоанном».28 Схожесть надписания, указывающая на вдохновителя создания Канона («Благословением Лаврентиа митрополита») и Жития («…по благословению господина Лаврентия архиепископа…»), дает основание согласиться с мнением архимандрита Макария (Веретенникова) и считать их автором инока Иоанна.29
26. Впервые это мнение было высказано архим. Макарием (Веретеннниковым) в работе «К вопросу изучения богослужебных Миней», опубликованной в интернет-журнале «Альфа и Омега» за 2002 г., № 31. См.: >>>> (дата обращения: 14.06.2022). См. также: Макарий (Веретенников), архим. К вопросу изучения Богослужебных Миней // Макарий (Веретенников), архим. Святая Русь: агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 289–306.
27. Прохоров Г. М. Иоанн // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. XVII в. Ч. 2. И–О. С. 59–60.
28. Там же. С. 59.
29. История создания и бытования этого Канона на перенесение мощей Гурия Казанского требует дальнейшего изучения.
В самом начале XVIII века новая Служба на память святого Гурия Казанского была составлена святителем Димитрием, митрополитом Ростовским и Ярославским.30
Димитрий Ростовский написал Службу Гурию Казанскому, вероятно, по просьбе митрополита Тихона (Воинова) (1655–1724), возглавлявшего казанскую кафедру с 1699 года по 1724 год. Заказ митрополита Тихона о сочинении службы, как мы полагаем, был связан с перестройкой и изменением Благовещенского храма, где покоились мощи святого Гурия, после разрушительного пожара 1694 года. Пожар, как показывает В. Д. Сарабьянов, привел к «почти полному обновлению всего внутреннего убранства и его приделов».31 Представление об этой перестройке было отражено в Описи Казанского Архиерейского дома 1703 года. После пожара рака с мощами святого Гурия была обновлена и поставлена в центр собора между двумя северными столбами. Событие это произошло не ранее 1703 года, так как Опись еще указывает, что она находилась у южной стены.32 Вероятно, в это время, но не ранее 1703 года по заказу митрополита Тихона, в связи с обновлением собора, Димитрием Ростовским и была написана бденная служба.
32. В. Д. Сарабьянов отмечает этот факт, указывая на ошибку А. Яблокова, который считал, что перестановка произошла в 1702 году по повелению митрополита Тихона. См.: Сарабьянов В. Д. История художественного убранства Благовещенского собора Казанского Кремля. С. 64. Ср.: Яблоков А. П. Кафедральный Благовещенский собор в г. Казани. Казань, 1909. С. 28.
Книга со службами святому Гурию Казанскому 15 августа 1710 года была вложена в Нижегородскую Преображенскую церковь митрополитом Тихоном,33 который, как известно, происходил из Нижнего Новгорода.34 Тихон Казанский, вероятно, вложил список службы в Преображенскую церковь неслучайно: святитель Гурий Казанский, до перенесения мощей, был похоронен у алтаря Преображенского собора Казанского Спасо-Преображенского монастыря.
34. См.: Храмцовский Н. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. Нижний Новгород, 1859. Ч. 2. С. 60–67.
Доказательством того, что служба, или службы, св. Гурию составлялись Димитрием Ростовским, является тот факт, что согласно «Инвентарной описи храмов, зданий и другого имущества Ростовского Спасо-Иаковлевского монастыря», составленной не позднее 1919 года, в ризнице хранилась «рукописная служба Св. Гурию, с поправками Свят. Димитрия».35 Этот список службы и чудес Гурия и Варсонофия Казанских видел в ризнице еще И. А. Шляпкин, который привел несколько примеров правки митрополитом текста чудес, происходящих от мощей св. Гурия.36
36. Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651–1709). СПб., 1891. С. 368–369.
Остается только вопрос, была ли Димитрием Ростовским написана Служба на 20 июня – на день перенесения мощей святого Гурия в 1630 году в Казанский Благовещенский кафедральный собор, или на 5 декабря – на день преставления святого. Архимандрит Макарий (Веретенников) полагает, что Димитрием Ростовским была составлена декабрьская служба, которая «творится ныне и 20 июня в день обретения его мощей»,37 т. е. составлена одна служба, но используется на разные праздники.
Однако необходимо отметить различия между Службами. Так, на Великой вечери и Утрени различаются славники и богородичны стихир «На Господи, воззвах» 6 гласа, отличаются стихиры на литии и стихиры на хвалитех 8 гласа, читаются разные тропари.
Приведем для сравнения тропари.
Тропарь Службы на 5 декабря, глас 4: «Правило вѣры и образ цѣломудриа, учителя добрыхъ дѣлъ и наставника спасения, даде тя Господь новопросвещенному граду Казани, в немже приобрѣлъ еси новыя от языкъ люди, и приведе я Христови. Сего ради в память твою радостно сошедшеся, честнѣ празднуемъ святое твое успение. Ты же, отче наш святителю Христов Гурие, моли Христа Бога спастися душамъ нашимъ».38
Тропарь Службы на 20 июня, глас 4: «Яко кринъ благовоненъ мироточивыя твоя мощи от вертограда церкве Спасовы в вертоградъ церкве Богородичны честнѣ пренесошася, святителю Гурие. Яко же бо даръ честенъ тя дарова Христосъ Пречистѣй Матери Своей, и исполнися храмъ Ея святый благоухания твоего, и возрадовася архиерейский престолъ, приемши тя первосѣдателя своего, возвеселися же соборъ вѣрных с святителемъ и священноначалники о преславномъ цѣлбоносныхъ твоихъ мощей пренесении, еже и мы радостно празднующе, молимъ тя, угодниче Божий: “Моли Христа Бога подати царю нашему на враги побѣду и миръ мирови, и душамъ нашимъ велию милость“».39
Кроме того, в обеих службах Димитрий Ростовский не был автором Канона, он заимствовал оба Канона: в Службе на 5 декабря – на день преставления святого – используется Канон из общей «Службы на память Гурия и Варсонофия Казанских», созданной патриархом Гермогеном, а в Службе на 20 июня, в день перенесения его мощей, – названный выше Канон, написанный иноком Иоанном по благословению архимандрита Лаврентия.
Таким образом, говорить можно не о составлении новой Службы, а только о правке старой (или старых) службы (служб) – общей «Службы на память Гурия и Варсонофия Казанских» и Канона на перенесение мощей Гурия Казанского, и нужно признать верность записи в инвентарной описи: «рукописная служба Св. Гурию, с поправками Свят. Димитрия».
Для атрибуции этих текстов Димитрию Ростовскому важно отметить наличие в сборнике Нижегородской библиотеки со службами Гурию Казанскому (см. о нем выше) на л. 119–127 «Слова на пренесение честных и многоцѣлебных мощей иже во святых отца нашего Гуриа архиепископа, казанскаго чюдотворца». Большая часть этой небольшой проповеди от слов «При обрѣтении же многочюдесных и цѣлбоносных мощей…» до слов «…и просвѣти наш ум, еже тебѣ любити истиннаго Бога от всея души нашея» является цитатой из «Слова похвального первого на святаго Гуриа, перваго архиепископа Казанскаго», атрибутируемого Димитрию Ростовскому.
Всего известно три проповеди святителя Димитрия, посвященные им Гурию Казанскому: 1) «Поучение в честную память, иже во святых отца нашего Гуриа, архиепископа Казанскаго», 2) «Слово похвальное первое на святаго Гуриа, перваго архиепископа Казанскаго», 3) «Слово второе на святаго Гуриа, перваго архиепископа Казанскаго». Первое поучение известно в большом количестве списков и изданий, второе и третье читаются только в двух рукописях: РГБ, ф. 310 (собр. Ундольского), № 467, л. 283–291; Ростовский музей-заповедник, № 828, л. 151–160. Оба списка в конце имеют приписку: «Сии оба слова списаны с подлинных черных, святителя Димитрия митрополита, ростовскаго чудотворца, рукою его черненные». Эти проповеди, по нашим представлениям, готовились Димитрием Ростовским одновременно с работой над службами, посвященными Гурию Казанскому, и должны были читаться в конце Литургии: «Слово похвальное первое…» – на Службу на 20 июня, на день перенесения мощей (в нем изложены все факты этого события), и «Слово второе…» – на Службу на 5 декабря, на день преставления святого (с кратким изложением его жития).40 Наличие этих проповедей в творческом наследии Димитрия Ростовского и обширного заимствования из одного из них в сборнике, датируемом началом XVIII века, со службами Гурию Казанскому, может быть дополнительным аргументом в пользу атрибуции Димитрию Ростовскому обеих служб на память святого Гурия, используемых сегодня в богослужебной практике.
Тропарь, кондак и молитва Корнилию Молчальнику
Житие преподобного Корнилия Молчальника, переславского чудотворца, известно исследователям в двух редакциях, составленных после открытия мощей преподобного.41 Во второй редакции Жития, автором которой, как полагают, был Варлаам (Высоцкий), архимандрит Свято-Троицкого Данилова монастыря (1665–1737), читаются тексты тропаря, кондака и молитвы: «Новоявленнаго угодника Божия почтим, Корнилия преподобнаго, крест на рамо вземшаго, иго Христово усердно понесшаго, иже на невидимыя враги мужественно подвизався, и козни их поправ, яко добр подвижник, Владыцѣ Христу предста и молится о душах наших» (тропарь 8 гласа); «Вышняя получити желая, в вышних живущему Христу нелѣностно поработал еси, блаженне. Да наслѣдиши горняя, презрѣл еси долняя, не токмо очи отвратив не видѣти суеты, но устнам своим молчание наложив не глаголати суетная, обаче немолчным сердцем воспѣл еси к Богу. Не умолчи убо и нынѣ, о нас моляся, Корнилие преподобне» (кондак 2 гласа); «О великий постниче, безмолвниче, помщниче в скорбѣх и заступниче в бѣдах, и прогонителю нечистых духов, преподобне отче наш Корнилие! Услыши нас, в час сей молящихся тебѣ, и не умолчи убо о нас ко Господу с лики святых преподобных, и не забуди нас, чад своих, посещая, и не умедли в молитвах своих о скорбынх, и в бѣдах страждущих, и всѣх притекающих к рацѣ мощей твоих, нынѣ и присно, и во вѣки вѣков. Аминь» (молитва).42
42. Цит. по: Там же. С. 54, 66.
Именно по просьбе архимандрита Варлаама (Высоцкого)43 Димитрий Ростовский (в присутствии царевны Натальи Алексеевны, принимавшей деятельное участие в церемонии44) освидетельствовал мощи Корнилия Молчальника. Первоначально, согласно челобитной, Варлаам (Высоцкий) обратился к Стефану Яворскому, но тот приехать не смог и переадресовал его к святителю Димитрию. Ростовский митрополит приказал перенести останки преподобного в только что построенную церковь пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской Борисоглебского монастыря, положить их в новый кипарисный гроб, поставить его за левым клиросом под спудом и почитать Корнилия Молчальника за святого.45 Святителем Димитрием Ростовским в этой связи были написаны тропарь, кондак и молитва святому, которые и были внесены в текст второй редакции Жития, написанный, вероятно, Варлаамом (Высоцким).
44. Варлаам (Высоцкий) был духовником царевны Натальи Алексеевны, цариц Екатерины Алексеевны и Анны Иоанновны.
45. См.: Свирелин А. И. Жития святых Переславских чудотворцев. С. 49–50; Житие и подвиги преподобного отца нашего Корнилия Переславского чудотворца. С. 106–108.
Кроме освидетельствования мощей Корнилия Молчальника, Димитрием Ростовским 28 июля 1705 года при освящении новой Смоленско-Корнилиевской церкви Борисоглебского монастыря была произнесена проповедь;46 перенос мощей, вероятно, был приурочен к этому событию, а значит, и тексты тропаря, кондака и молитвы преподобному Корнилию были составлены в это время.
В 1722 году по доносу протоинквизитора иеродиакона Пафнутия была создана комиссия по освидетельствованию мощей переславских святых, в том числе и Корнилия Переславского, в результате чего они не были признаны нетленными и, как следствие, погребены.47 Донос был связан с деятельностью Варлаама по распространению почитания переславских святых, что шло в разрез с «Духовным регламентом», и Синод своим указом от 15 марта 1722 года осудил факты почитания несвидетельствованных переславских святых. Преподобный Корнилий Молчальник продолжал почитаться как местночтимый святой,48 общецерковное почитание было определено только в 2016 году Архиерейским собором Русской Православной церкви. Местному почитанию и церковной канонизации в значительной степени способствовало то, что гимнографические сочинения преподобному Корнилию были сочинены святителем Димитрием.
48. См.: Титов А. Архимандрит Варлаам Высоцкий (из архивных дел XVIII века) // Русский архив. 1901. № 1. С. 353–363; Алексеев А. И. Варлаам (Высоцкий Василий Антипович) // Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. С. 588–589; Сукина Л. Б. Корнилий // Православная энциклопедия. М., 2015. Т. 38. С. 94–97.
«Канон преподобным и богоносным отцем нашим Антонию и Феодосию Киево-Печерским»
Канону Антонию и Феодосию Киево-Печерским, написанному Димитрием Ростовским в 1702 году по заказу великоустюжского купца Ивана Федорова Протодьяконова,49 связанному со строительством в Великом Устюге каменной холодной церкви во имя Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, мы посвятили отдельное исследование,50 поэтому в данной статье останавливаться на нем подробно не будем.
50. См.: Федотова М. А. Сочинение Димитрия Ростовского «Канон преподобным и богоносным отцем нашим Антонию и Феодосию Киево-Печерским»: к истории текста // Русская литература. 2020. № 2. С. 44–47.
Отметим только, что Е. П. Кабанец полагает, что Димитрий Ростовский составил также «Службы преподобным отцем Печерским, ихже мощи в ближней, и далной пещере нетленно почивают», впервые изданные в Киево-Печерской лавре в 1763 году. Но атрибуция этого памятника святителю Димитрию, приведенная исследователем, не кажется нам достаточно убедительной и требует дальнейшего изучения.51 Более правильно считать, что этот текст был составлен в окружении святителя Димитрия.52
52. См.: Жиленко И. В., Назаренко А. В. Ефрем // Православная энциклопедия. Т. 19. С. 36–40.
Служба Богородице Неопалимая Купина
До нас дошло только датируемое июлем 1707 года письмо-челобитная Ивана Конева, строителя каменной церкви Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина при храме Покрова Богородицы в Козлёне, в Вологде, который при начале строительства обратился к святителю с просьбой написать службу Богородице Неопалимая Купина: «…прошу, яко да во славу и похвалу Пресвятыя Богоматере благоустроили праздничную службу с прислужающими стихеры и каноны, и тропари, и чтении с достодолжными хвалении и мольбами, яко и окамененнии наша человѣческая сердца во умиление подвигнеши».53 Обращение к Димитрию Ростовскому было связано, вероятно, с тем, что на Вологодском престоле в это время не было архиепископа: архиепископ Гавриил скончался 30 марта 1707 года, а Иосиф был хиротонисан только в 1708 году.54 При этом становится совершенно очевидным, вопреки устоявшемуся мнению, что закладка церкви произошла не ранее конца 1707 года (а не в 1704 году) и архиепископ Гавриил не мог освятить храм 8 июня 1710 года.55 Эта неопределенность с датой закладки церкви присутствует и в письме Димитрию Ростовскому: «Размышляюще, государь, о сем здании, видѣхом свою велию немощь <…> обаче возгорѣся сердце наше <…> и возложивше на Бога и на Богоматерь всенадежное упование, каменье и кирпичи, и инные принадлежащие к тому зданию припасы уготовлять начахом, нынѣ же и бут совершися, и стѣн зданию чаем с Богом начати сего июля с 19 числа»,56 – т. е. к 1707 году (или в 1707 году) закладка церкви только должна была состояться. До освящения храма в 1710 году Димитрий Ростовский не дожил (святитель умер 28 октября 1709 года), и, надо полагать, просьбу ее строителя исполнить не успел.
54. Ср.: Балакшин Р. Церковь Покрова Богородицы, что в Козлёне. Вологда, 2000. С. 14.
55. Там же.
56. Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского. С. 250.
Таким образом, Димитрий Ростовский создавал гимнографические сочинения на протяжении всего творчества: в украинский период им была создана «Служба святым девяти мученикам кизическим, поемая в обители Кизической, яже близ града Казанѣ» (1694 год), но большая их часть была написана в то время, когда святитель занимал ростовскую кафедру – службы Гурию Казанскому (1703–1709 годы), Канон преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским (1702 год), тропарь, кондак и молитва преподобному Корнилию Молчальнику (1705 год).
В заключение следует остановиться еще на одном сочинении святителя, которое свидетельствует, что Димитрий Ростовский создавал гимнографические сочинения, относящиеся не только к традиционным жанрам (службы, каноны, тропари и др.), но и новаторским, отражающим черты стиля барокко, свидетельствующим о проникновении в русскую культуру новых тенденций. Обратим внимание на канты и декламации Димитрия Ростовского, которые могли исполняться в храмовом пространстве.
Святитель Димитрий Ростовский был автором ряда кантов, например: «Иисусе мой прелюбезный, сердцу сладосте…», «Надежду мою в Бозе полагаю…»,57 плача «Ко Магдалине, плачущей у ног Христовых, глагол грешнаго»58 и др. Эти сочинения были широко распространены в рукописной и печатной традициях, однако у нас нет никаких свидетельств того, что они относятся к богослужебной практике, хотя примеры «исполнения в храмовом пространстве панегирических декламаций, имевших литургические прототипы», есть.59 Исключение составляет текст «На погребение Христово плач» (нач.: «Камо грядеши несомый сладчаший Иисусе! Камо от нас грядеши…»), который может быть рассмотрен, по мнению Е. В. Жигулина, и как духовная декламация, и как часть службы.60
58. См., например, издание: Украïнська поезiя. Середина XVII ст. / Упорядники В. I. Крекотень, М. М. Сулима. Киïв, 1992. С. 306.
59. Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М., 2006. С. 340.
60. См.: Жигулин Е. В. Художественное своеобразие театра Димитрия Ростовского. Автореф. дисс. … канд. искусствоведения. М., 1995. С. 16–17.
Содержание Плача – описание Страстей Христовых, ран и орудий страданий Христа, – одна из излюбленных тем творчества Димитрия Ростовского; она прочитывается в сочинениях святителя, принадлежащих к разным жанрам: в декламации «На Воскресение Христово» (или «Стихах на Страсти Господни»), «Молитве, или кратком воспоминании страданий Христовых», «Богомысленном размышлении о пресвятых страданиях Господа нашего Иисуса Христа», «Благодарственном воспоминании страданий Христовых и молитвенном размышлении, паче иных молитв зело полезном, еже должно по вся пятки совершати» и др. Интерес к теме Страстей Христовых, безусловно, складывается у Димитрия Ростовского под влиянием западной духовной литературы, с которой святитель как воспитанник Киево-Могилянской академии был хорошо знаком. Тематика, жанровое своеобразие, яркая выразительность, образность, динамичность и ритмичность «На погребение Христово плача» позволяют отнести его к стилю барокко, новаторством стало и включение этого текста в состав канонического чина православной службы.
Сейчас нам известно пять списков этого сочинения: ГИМ, собр. Забелина, № 619, л. 461–465 об.; ГИМ, Синодальное собр., № 811, л. 310–317; РГАДА, БМСТ/ин, № 1192, л. 1 (15) – 9 (23); РГБ, ф. 394 (собр. А. И. Хлудова), № 25, л. 74–76 об.; РНБ, собр. А. А. Титова, № 100, л. 58 об. – 60 об.61 Три из них сохранились в авторизованных рукописях святителя Димитрия Ростовского: два списка ГИМ (собр. Забелина, № 619 и Синодальное собр., № 811), третий в составе печатного конволюта – РГАДА, БМСТ/ин, № 1192. Список РГАДА имеет маргиналию «В лето 1703 в Ростове от отрока глаголанный над несомою плащенницею Христовою в церковь»,62 списки из собр. А. И. Хлудова и А. А. Титова – помету «В лето 1703 в Ростове чтено на утрени на трисвятом по славословии». Обе маргиналии указывают на то, что этот неканонический текст, рассчитанный на исполнение отроком («…от отрока глаголанный…»), был не только духовной или панегирической декламацией (как например, декламации Симеона Полоцкого, фоном для которых служила «природная и архитектурная среда»,63 или декламация самого Димитрия Ростовского «На Воскресение Христово», исполняемая в палатах или на площади перед собором), но полноценной частью православной службы, а именно – текст «На погребение Христово плач», согласно маргиналиям, исполнялся отроком на утрени Великой страстной субботы во время шествия крестного хода с плащаницею вокруг Ростовского Успенского собора 27 марта 1703 года.64
62. Впервые указано: Янковска Л. А. Литературно-богословское наследие святителя Димитрия Ростовского: восприятие иезуитской науки XVI–XVII вв. Автореф. дисс. … доктора филол. наук. М., 1994. С. 23.
63. Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время. С. 335–340.
64. Пасха в 1703 году выпадала на 28 марта.
References
- 1. Alekseev A. I. Varlaam (Vysotskii Vasilii Antipovich) // Pravoslavnaia entsiklopediia. M., 2003. T. 6.
- 2. Balakshin R. Tserkov' Pokrova Bogoroditsy, chto v Kozlene. Vologda, 2000.
- 3. Droblenkova N. F. Germogen // Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi. SPb., 1988. Vyp. 2. Vtoraia polovina XIV - XVI v. Ch. 1. A-K.
- 4. Fedotova M. A. Epistoliarnoe nasledie Dimitriia Rostovskogo. M., 2005.
- 5. Fedotova M. A. Slova na pamiat' sviatogo Guriia Kazanskogo: k voprosu o neizvestnykh sochineniiakh Dimitriia Rostovskogo // Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo un-ta. Ser. III. Filologiia. 2018. Vyp. 56.
- 6. Fedotova M. A. Slovo na osviashchenie Smolensko-Kornilievskoi tserkvi: neizvestnaia propoved' Dimitriia Rostovskogo // Soobshcheniia Rostovskogo muzeia. Rostov, 2016. Vyp. 21.
- 7. Fedotova M. A. Sochinenie Dimitriia Rostovskogo "Kanon prepodobnym i bogonosnym ottsem nashim Antoniiu i Feodosiiu Kievo-Pecherskim": k istorii teksta // Russkaia literatura. 2020. ¹ 2.
- 8. Fedotova M. A. Sviatitel' Dimitrii Rostovskii: Zhitie, Sluzhba, chudesa: Issledovanie i teksty. SPb., 2022.
- 9. lankovska L. A. Literaturno-bogoslovskoe nasledie sviatitelia Dimitriia Rostovskogo: vospriiatie iezuitskoi nauki XVI-XVII vv. Avtoref. dis. ... doktora filol. nauk. M., 1994.
- 10. Kabanets' G. P. Nevidomii tvir sv. Dmitra Tuptala Rostovs'kogo // Mogilians'ki chitannia. Kiiv, 1998.
- 11. Kabanets' G. P. Sviatitel' Dimitrii i sluzhba Pecherskim sviatym // Sviatitel' Dimitrii, mitropolit Rostovskii: issledovaniia i materialy. Rostov, 2008.
- 12. Katalog rukopisnykh knig iz sobraniia NGOUNB / Sost. I. V. Nesterov. Nizhnii Novgorod, 1999. Ch. 1. XV-XVII vv.
- 13. Kravetskii A. G., Pletneva A. A. Istoriia tserkovnoslavianskogo iazyka v Rossii (konets XIX - XX vek). M., 2001.
- 14. Lipakov E. V. Gurii // Pravoslavnaia entsiklopediia. M., 2006. T. 13.
- 15. Lipakov E. V., Chugreeva N. N. Varsonofii // Pravoslavnaia entsiklopediia. M., 2003. T. 6.
- 16. Litvina T. A. Rukopisnye zhitiia sviatykh v kazanskikh knigokhranilishchakh // Russkaia isopostavitel'naia filologiia. Seriia: Iazykoznanie (rusistika: sinkhronicheskii i diakhronicheskii aspekty). Kazan', 2003.
- 17. Liudogovskii F. B. Sovremennyi tserkovnoslavianskii mineinyi korpus // Lingvisticheskoe istochnikovedenie i istoriia russkogo iazyka (2001-2002). M., 2003.
- 18. Liudogovskii F. B. Struktura i poetika tserkovnoslavianskikh akafistov. M., 2015.
- 19. [Loseva O. V.]. Kizicheskie mucheniki // Pravoslavnaia entsiklopediia. M., 2013. T. 33.
- 20. Makarii (Veretennikov), arkhim. K voprosu izucheniia Bogosluzhebnykh Minei // Makarii (Veretennikov), arkhim. Sviataia Rus': agiografiia, istoriia, ierarkhiia. M., 2005.
- 21. Makarii (Veretennikov), arkhim. Sviatitel' Gurii arkhiepiskop Kazanskii // Makarievskie chteniia. Prepodobnyi Serafim Sarovskii i russkoe starchestvo (XIX v.). M., 2005.
- 22. Makarii (Veretennikov), arkhim. Sviatitel' Gurii, arkhiepiskop Kazanskii // Pravoslavnyi sobesednik. Kazan', 2006. ¹ 2 (12).
- 23. Prokhorov G. M. Ioann // Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi. Vyp. 3. XVII v. Ch. 2. I-O.
- 24. Protas'eva T. N. Opisanie rukopisei Sinodal'nogo sobraniia (ne voshedshikh v opisanie A. V. Gorskogo i K. N. Nevostrueva). M., 1970. Ch. 1.
- 25. Sarab'ianov V. D. Istoriia khudozhestvennogo ubranstva Blagoveshchenskogo sobora Kazanskogo Kremlia // Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo un-ta. Ser. V. Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva. 2012. Vyp. 3 (9).
- 26. Sazonova L. I. Literaturnaia kul'tura Rossii. Rannee Novoe vremia. M., 2006.
- 27. Spasskii F. G. Russkoe liturgicheskoe tvorchestvo (Po sovremennym Mineiam). Parizh, 1951.
- 28. Sukina L. B. Kornilii // Pravoslavnaia entsiklopediia. M., 2015. T. 38.
- 29. Svirelin A. I. Zhitiia sviatykh Pereslavskikh chudotvortsev: Nikity Stolpnika, Daniila igumena, blagovernogo kniazia Andreia i Korniliia Molchal'nika. Viazniki, 1890; Zhitie i podvigi prepodobnogo ottsa nashego Korniliia Pereslavskogo chudotvortsa / Publ., per., sost., avtor stat'i M. S. Krutova. M., 2013.
- 30. Tkachenko A. A., Pentkovskii A. M., Moshkova L. V. i dr. Gimnografiia // Pravoslavnaia entsiklopediia. M., 2006. T. 11.
- 31. Ukrains'ka poeziia. Seredina XVII st. / Uporiadniki V. I. Krekoten', M. M. Sulima. Kiiv, 1992.
- 32. Videneeva A. E. K istorii posviashchenii khramov Rostovskogo Spaso-Iakovlevskogo Dimitrieva monastyria // Soobshcheniia Rostovskogo muzeia. Rostov, 1991. Vyp. 1.
- 33. Vovina-Lebedeva V. G., Chugreeva N. N. Ermogen // Pravoslavnaia entsiklopediia. M., 2008. T. 18.
- 34. Zhigulin E. V. Khudozhestvennoe svoeobrazie teatra Dimitriia Rostovskogo. Avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniia. M., 1995.
- 35. Zhilenko I. V., Nazarenko A. V. Efrem // Pravoslavnaia entsiklopediia. M., 2008. T. 19.
- 36. Ziborov V. K. Lavrentii // Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi. Vyp. 3. XVII v. Ch. 2. I-O.