Русский
English
en
Русский
ru
О журнале
Архив
Контакты
Везде
Везде
Автор
Заголовок
Текст
Ключевые слова
Искать
Главная
>
Номер 4
>
НОВОЕ О МАНДЕЛЬШТАМЕ
НОВОЕ О МАНДЕЛЬШТАМЕ
Оглавление
Аннотация
Оценить
Содержание публикации
Библиография
Комментарии
Поделиться
Метрика
НОВОЕ О МАНДЕЛЬШТАМЕ
4
НОВОЕ О МАНДЕЛЬШТАМЕ
Ирина Сурат
Аннотация
Код статьи
S013160950023335-2-1
Тип публикации
Рецензия
Источник материала для отзыва
Видгоф Л. М. Осип Мандельштам в разных ракурсах. Статьи и мемуары. М.: Водолей, 2021. 212 с.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Сурат Ирина Захаровна
Связаться с автором
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация:
Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Номер 4
Страницы
282-283
Аннотация
.
Классификатор
Получено
27.11.2022
Дата публикации
30.11.2022
Всего подписок
3
Всего просмотров
42
Оценка читателей
0.0
(0 голосов)
Цитировать
Скачать pdf
Скачать JATS
ГОСТ
Сурат И. З. НОВОЕ О МАНДЕЛЬШТАМЕ // Русская литература. – 2022. – Номер 4 C. 282-283 . URL: https://ruslitras.ru/s013160950023335-2-1/?version_id=102771. DOI: 10.31860/0131-6095-2022-4-282-283
MLA
Surat, Irina "MOST RECENT ON MANDELSTAM."
Russian literature.
4 (2022).:282-283. DOI: 10.31860/0131-6095-2022-4-282-283
APA
Surat I. (2022). MOST RECENT ON MANDELSTAM.
Russian literature.
no. 4, pp.282-283 DOI: 10.31860/0131-6095-2022-4-282-283
Содержание публикации
1
DOI: 10.31860/0131-6095-2022-4-282-283
DOI: 10.31860/0131-6095-2022-4-282-283
DOI: 10.31860/0131-6095-2022-4-282-283
2
© И. З.
Сурат
<em><strong>© И. З. </strong></em><em><strong>Сурат</strong></em>
<em><strong>© И. З. </strong></em><em><strong>Сурат</strong></em>
3
НОВОЕ О МАНДЕЛЬШТАМЕ
1
1. *
Видгоф
Л
.
М
.
Осип Мандельштам в разных ракурсах. Статьи и мемуары. М.: Водолей, 2021. 212 с.
<strong>НОВОЕ О МАНДЕЛЬШТАМЕ</strong><sup>1</sup>
<strong>НОВОЕ О МАНДЕЛЬШТАМЕ</strong><sup>1</sup>
1. * <em>Видгоф</em><em> </em><em>Л</em><em>. </em><em>М</em><em>.</em> Осип Мандельштам в разных ракурсах. Статьи и мемуары. М.: Водолей, 2021. 212 с.
4
Книга Л. М. Видгофа продолжает ряд предыдущих трудов автора, посвященных вопросам биографии и творчества О. Э. Мандельштама;
2
на фоне немногочисленных мандельштамовских монографий юбилейного года (130 лет со дня рождения поэта) она выделяется как высокопрофессиональное и добросовестное историко-литературное исследование. Сборник составлен из разнородных материалов — это статьи об отдельных стихотворениях, публикации новонайденных мемуаров о Мандельштаме с сопроводительными текстами и комментариями, фактографическое, основанное на архивных документах разыскание о связях Мандельштама с писательским объединением «Литературный особняк» и две статьи для нового издания «Мандельштамовской энциклопедии». Часть этих работ была обнародована в журналах и на интернет-порталах, другая часть в этой книге публикуется впервые. Все материалы расположены по хронологии мандельштамовской жизни, так что читатель сборника имеет возможность пройти путь от одного из самых ранних стихотворений поэта до его последней зимы 1937-1938 годов в Калинине перед вторым арестом.
2.
Видгоф
Л. М.
1) «Но люблю мою курву Москву...». Осип Мандельштам: поэт и город. М., 2013 (первые изд.: «Москва Мандельштама» — 1998, 2006); 2) Статьи о Мандельштаме. М., 2010 (2-е изд., испр. и расширенное — М., 2015); 3) Мандельштам и.: Архивные материалы. Статьи для энциклопедии. Работы о стихах и прозе Мандельштама. М., 2018.
Книга Л. М. Видгофа продолжает ряд предыдущих трудов автора, посвященных вопросам биографии и творчества О. Э. Мандельштама;<sup>2</sup> на фоне немногочисленных мандельштамовских монографий юбилейного года (130 лет со дня рождения поэта) она выделяется как высокопрофессиональное и добросовестное историко-литературное исследование. Сборник составлен из разнородных материалов — это статьи об отдельных стихотворениях, публикации новонайденных мемуаров о Мандельштаме с сопроводительными текстами и комментариями, фактографическое, основанное на архивных документах разыскание о связях Мандельштама с писательским объединением «Литературный особняк» и две статьи для нового издания «Мандельштамовской энциклопедии». Часть этих работ была обнародована в журналах и на интернет-порталах, другая часть в этой книге публикуется впервые. Все материалы расположены по хронологии мандельштамовской жизни, так что читатель сборника имеет возможность пройти путь от одного из самых ранних стихотворений поэта до его последней зимы 1937-1938 годов в Калинине перед вторым арестом.
Книга Л. М. Видгофа продолжает ряд предыдущих трудов автора, посвященных вопросам биографии и творчества О. Э. Мандельштама;<sup>2</sup> на фоне немногочисленных мандельштамовских монографий юбилейного года (130 лет со дня рождения поэта) она выделяется как высокопрофессиональное и добросовестное историко-литературное исследование. Сборник составлен из разнородных материалов — это статьи об отдельных стихотворениях, публикации новонайденных мемуаров о Мандельштаме с сопроводительными текстами и комментариями, фактографическое, основанное на архивных документах разыскание о связях Мандельштама с писательским объединением «Литературный особняк» и две статьи для нового издания «Мандельштамовской энциклопедии». Часть этих работ была обнародована в журналах и на интернет-порталах, другая часть в этой книге публикуется впервые. Все материалы расположены по хронологии мандельштамовской жизни, так что читатель сборника имеет возможность пройти путь от одного из самых ранних стихотворений поэта до его последней зимы 1937-1938 годов в Калинине перед вторым арестом.
2. <em>Видгоф</em><em> Л. М.</em> 1) «Но люблю мою курву Москву...». Осип Мандельштам: поэт и город. М., 2013 (первые изд.: «Москва Мандельштама» — 1998, 2006); 2) Статьи о Мандельштаме. М., 2010 (2-е изд., испр. и расширенное — М., 2015); 3) Мандельштам и.: Архивные материалы. Статьи для энциклопедии. Работы о стихах и прозе Мандельштама. М., 2018.
5
Наибольший интерес из всего перечисленного представляют доселе не известные мемуарные свидетельства о Мандельштаме. Первое, подготовленное к печати Л. М. Видгофом совместно с А. Г. Мецем, принадлежит Мариам Торбин. Педагог, врач и литератор, она общалась с Мандельштамом в 1919-1920 годах в Феодосии и в 1922 году в Москве; не оставив следа в мандельштамовской биографии, Торбин зафиксировала в своих записках некоторые бытовые подробности его жизни в эти годы и, как человек сторонний и не слишком расположенный к Мандельштаму, создала его нелицеприятный психологический портрет — показательный пример восприятия личности Мандельштама в неблизком литературном кругу. Второе воспоминание, опубликованное Видгофом, носит поистине сенсационный характер — это рассказ Б. В. Мяздрикова о пребывании в одной камере с Мандельштамом на Лубянке в мае 1934 года. Небольшой мемуар Мяздрикова проливает свет на многие ключевые обстоятельства, связанные с первым арестом поэта, на его поведение во время следствия. По существу, это единственное свидетельство, дающее нам представление о психологическом состоянии Мандельштама после первых тюремных допросов, и введение его в поле зрения биографов позволяет по-новому осмыслить уже имеющиеся документы и факты, в частности — показания, отложившиеся в следственном деле 1934 года.
Наибольший интерес из всего перечисленного представляют доселе не известные мемуарные свидетельства о Мандельштаме. Первое, подготовленное к печати Л. М. Видгофом совместно с А. Г. Мецем, принадлежит Мариам Торбин. Педагог, врач и литератор, она общалась с Мандельштамом в 1919-1920 годах в Феодосии и в 1922 году в Москве; не оставив следа в мандельштамовской биографии, Торбин зафиксировала в своих записках некоторые бытовые подробности его жизни в эти годы и, как человек сторонний и не слишком расположенный к Мандельштаму, создала его нелицеприятный психологический портрет — показательный пример восприятия личности Мандельштама в неблизком литературном кругу. Второе воспоминание, опубликованное Видгофом, носит поистине сенсационный характер — это рассказ Б. В. Мяздрикова о пребывании в одной камере с Мандельштамом на Лубянке в мае 1934 года. Небольшой мемуар Мяздрикова проливает свет на многие ключевые обстоятельства, связанные с первым арестом поэта, на его поведение во время следствия. По существу, это единственное свидетельство, дающее нам представление о психологическом состоянии Мандельштама после первых тюремных допросов, и введение его в поле зрения биографов позволяет по-новому осмыслить уже имеющиеся документы и факты, в частности — показания, отложившиеся в следственном деле 1934 года.
Наибольший интерес из всего перечисленного представляют доселе не известные мемуарные свидетельства о Мандельштаме. Первое, подготовленное к печати Л. М. Видгофом совместно с А. Г. Мецем, принадлежит Мариам Торбин. Педагог, врач и литератор, она общалась с Мандельштамом в 1919-1920 годах в Феодосии и в 1922 году в Москве; не оставив следа в мандельштамовской биографии, Торбин зафиксировала в своих записках некоторые бытовые подробности его жизни в эти годы и, как человек сторонний и не слишком расположенный к Мандельштаму, создала его нелицеприятный психологический портрет — показательный пример восприятия личности Мандельштама в неблизком литературном кругу. Второе воспоминание, опубликованное Видгофом, носит поистине сенсационный характер — это рассказ Б. В. Мяздрикова о пребывании в одной камере с Мандельштамом на Лубянке в мае 1934 года. Небольшой мемуар Мяздрикова проливает свет на многие ключевые обстоятельства, связанные с первым арестом поэта, на его поведение во время следствия. По существу, это единственное свидетельство, дающее нам представление о психологическом состоянии Мандельштама после первых тюремных допросов, и введение его в поле зрения биографов позволяет по-новому осмыслить уже имеющиеся документы и факты, в частности — показания, отложившиеся в следственном деле 1934 года.
6
Особо выделим в книге проблемную статью «Еврейство и иудаизм», написанную для нового издания «Мандельштамовской энциклопедии», — в ней сделана попытка собрать и обобщить материал, связанный с еврейством и иудаизмом у Мандельштама, и параллельно дать обзор основной исследовательской литературы по этой острой теме, породившей немало спекулятивных публикаций. Не касаясь вопросов религии и веры, Видгоф говорит о еврействе в художественном мире Мандельштама, о культурном значении еврейской темы, о нелинейной траектории ее развития в его стихах и прозе. Обзор достаточно полный и в целом взвешенный, при этом отдельные положения его могут быть оспорены, в частности, мысль о проекциях еврейской темы в «Разговоре о Данте» — мотивы изгойства и отщепенства Данте имеют у Мандельштама очевидно личный характер, однако предложенное Видгофом толкование их в аспекте национальном кажется нам не вполне убедительным.
Особо выделим в книге проблемную статью «Еврейство и иудаизм», написанную для нового издания «Мандельштамовской энциклопедии», — в ней сделана попытка собрать и обобщить материал, связанный с еврейством и иудаизмом у Мандельштама, и параллельно дать обзор основной исследовательской литературы по этой острой теме, породившей немало спекулятивных публикаций. Не касаясь вопросов религии и веры, Видгоф говорит о еврействе в художественном мире Мандельштама, о культурном значении еврейской темы, о нелинейной траектории ее развития в его стихах и прозе. Обзор достаточно полный и в целом взвешенный, при этом отдельные положения его могут быть оспорены, в частности, мысль о проекциях еврейской темы в «Разговоре о Данте» — мотивы изгойства и отщепенства Данте имеют у Мандельштама очевидно личный характер, однако предложенное Видгофом толкование их в аспекте национальном кажется нам не вполне убедительным.
Особо выделим в книге проблемную статью «Еврейство и иудаизм», написанную для нового издания «Мандельштамовской энциклопедии», — в ней сделана попытка собрать и обобщить материал, связанный с еврейством и иудаизмом у Мандельштама, и параллельно дать обзор основной исследовательской литературы по этой острой теме, породившей немало спекулятивных публикаций. Не касаясь вопросов религии и веры, Видгоф говорит о еврействе в художественном мире Мандельштама, о культурном значении еврейской темы, о нелинейной траектории ее развития в его стихах и прозе. Обзор достаточно полный и в целом взвешенный, при этом отдельные положения его могут быть оспорены, в частности, мысль о проекциях еврейской темы в «Разговоре о Данте» — мотивы изгойства и отщепенства Данте имеют у Мандельштама очевидно личный характер, однако предложенное Видгофом толкование их в аспекте национальном кажется нам не вполне убедительным.
7
Две статьи сборника посвящены анализу мандельштамовских стихотворений. В подробном разборе текста «Слух чуткий парус напрягает...» наиболее продуктивны, на наш взгляд, соображения о воздействии поэзии Федора Сологуба на раннего Мандельштама — к уже имеющимся разысканиям (прежде всего С. Н. Бройтмана) здесь добавляются новые существенные наблюдения о перекличках ранней поэзии Мандельштама со стихами сборника «Пламенный круг» и общие выводы о влиянии Сологуба на формирование мандельштамовской поэтической картины мира. Эта тема, однако, дает повод вернуться еще раз к обсуждению интертекстуального подхода, возобладавшего в мандельштамоведении: семантизация всех отзвуков и аллюзий, вольных или невольных, часто перегружает интерпретацию и уводит от целостного осмысления текста, особенно это касается таких стихотворений, как названное, — слух начинающего поэта полнится звуками всего, что он читал и знал, однако чужое слово, попадающее в стихи Мандельштама чаще всего неосознанно, растворяется в них полностью и, как правило, теряет свои прежние связи и смыслы.
Две статьи сборника посвящены анализу мандельштамовских стихотворений. В подробном разборе текста «Слух чуткий парус напрягает...» наиболее продуктивны, на наш взгляд, соображения о воздействии поэзии Федора Сологуба на раннего Мандельштама — к уже имеющимся разысканиям (прежде всего С. Н. Бройтмана) здесь добавляются новые существенные наблюдения о перекличках ранней поэзии Мандельштама со стихами сборника «Пламенный круг» и общие выводы о влиянии Сологуба на формирование мандельштамовской поэтической картины мира. Эта тема, однако, дает повод вернуться еще раз к обсуждению интертекстуального подхода, возобладавшего в мандельштамоведении: семантизация всех отзвуков и аллюзий, вольных или невольных, часто перегружает интерпретацию и уводит от целостного осмысления текста, особенно это касается таких стихотворений, как названное, — слух начинающего поэта полнится звуками всего, что он читал и знал, однако чужое слово, попадающее в стихи Мандельштама чаще всего неосознанно, растворяется в них полностью и, как правило, теряет свои прежние связи и смыслы.
Две статьи сборника посвящены анализу мандельштамовских стихотворений. В подробном разборе текста «Слух чуткий парус напрягает...» наиболее продуктивны, на наш взгляд, соображения о воздействии поэзии Федора Сологуба на раннего Мандельштама — к уже имеющимся разысканиям (прежде всего С. Н. Бройтмана) здесь добавляются новые существенные наблюдения о перекличках ранней поэзии Мандельштама со стихами сборника «Пламенный круг» и общие выводы о влиянии Сологуба на формирование мандельштамовской поэтической картины мира. Эта тема, однако, дает повод вернуться еще раз к обсуждению интертекстуального подхода, возобладавшего в мандельштамоведении: семантизация всех отзвуков и аллюзий, вольных или невольных, часто перегружает интерпретацию и уводит от целостного осмысления текста, особенно это касается таких стихотворений, как названное, — слух начинающего поэта полнится звуками всего, что он читал и знал, однако чужое слово, попадающее в стихи Мандельштама чаще всего неосознанно, растворяется в них полностью и, как правило, теряет свои прежние связи и смыслы.
8
Особого разговора заслуживает наиболее значительная по объему статья сборника, посвященная истории появления антисталинской инвективы «Мы живем, под собою не чуя страны.». В работе восстанавливается общественный контекст, на фоне которого зародилась у Мандельштама идея такого стихотворения, уникального и в его творчестве, и вообще в поэзии той эпохи, — это формирование и разгром троцкистской оппозиции, внутрипартийная борьба второй половины 1920-х годов, укрепление роли Сталина и зарождение культа личности в начале 1930-х. В статье показано, из каких конкретных публикаций Мандельштам, бывший активным и постоянным читателем газет и журналов, мог черпать свои представления о внутриполитических процессах и событиях, происходивших в стране. Антисталинская инвектива с этими источниками связана самым непосредственным образом; попутно автор выявляет те газетные материалы, отзвуки которых слышны и в других стихотворениях Мандельштама, — к разысканиям Д. М. Сегала и О. А. Лекманова в этой области Видгоф прибавляет новые убедительные примеры тесной связи мандельштамовской поэзии с актуальной газетной повесткой.
Особого разговора заслуживает наиболее значительная по объему статья сборника, посвященная истории появления антисталинской инвективы «Мы живем, под собою не чуя страны.». В работе восстанавливается общественный контекст, на фоне которого зародилась у Мандельштама идея такого стихотворения, уникального и в его творчестве, и вообще в поэзии той эпохи, — это формирование и разгром троцкистской оппозиции, внутрипартийная борьба второй половины 1920-х годов, укрепление роли Сталина и зарождение культа личности в начале 1930-х. В статье показано, из каких конкретных публикаций Мандельштам, бывший активным и постоянным читателем газет и журналов, мог черпать свои представления о внутриполитических процессах и событиях, происходивших в стране. Антисталинская инвектива с этими источниками связана самым непосредственным образом; попутно автор выявляет те газетные материалы, отзвуки которых слышны и в других стихотворениях Мандельштама, — к разысканиям Д. М. Сегала и О. А. Лекманова в этой области Видгоф прибавляет новые убедительные примеры тесной связи мандельштамовской поэзии с актуальной газетной повесткой.
Особого разговора заслуживает наиболее значительная по объему статья сборника, посвященная истории появления антисталинской инвективы «Мы живем, под собою не чуя страны.». В работе восстанавливается общественный контекст, на фоне которого зародилась у Мандельштама идея такого стихотворения, уникального и в его творчестве, и вообще в поэзии той эпохи, — это формирование и разгром троцкистской оппозиции, внутрипартийная борьба второй половины 1920-х годов, укрепление роли Сталина и зарождение культа личности в начале 1930-х. В статье показано, из каких конкретных публикаций Мандельштам, бывший активным и постоянным читателем газет и журналов, мог черпать свои представления о внутриполитических процессах и событиях, происходивших в стране. Антисталинская инвектива с этими источниками связана самым непосредственным образом; попутно автор выявляет те газетные материалы, отзвуки которых слышны и в других стихотворениях Мандельштама, — к разысканиям Д. М. Сегала и О. А. Лекманова в этой области Видгоф прибавляет новые убедительные примеры тесной связи мандельштамовской поэзии с актуальной газетной повесткой.
9
В сборнике Видгофа представлены основные пути, какими идет сегодняшнее мандельштамоведение: изучение поэтики и семантики сочинений Мандельштама, собирание, публикация и комментирование биографических материалов, мемуаров (напомним, что полного комментированного свода воспоминаний о Мандельштаме нет до сих пор), накопление фактических данных о контактах поэта и о его социальной активности, воссоздание общественного фона, дающего материал для комментирования стихотвоворений, мандельштамовское краеведение. Во всех этих направлениях давно и плодотворно работает автор рецензируемого издания, о чем свидетельствуют исследования последних лет, собранные в его новой книге.
В сборнике Видгофа представлены основные пути, какими идет сегодняшнее мандельштамоведение: изучение поэтики и семантики сочинений Мандельштама, собирание, публикация и комментирование биографических материалов, мемуаров (напомним, что полного комментированного свода воспоминаний о Мандельштаме нет до сих пор), накопление фактических данных о контактах поэта и о его социальной активности, воссоздание общественного фона, дающего материал для комментирования стихотвоворений, мандельштамовское краеведение. Во всех этих направлениях давно и плодотворно работает автор рецензируемого издания, о чем свидетельствуют исследования последних лет, собранные в его новой книге.
В сборнике Видгофа представлены основные пути, какими идет сегодняшнее мандельштамоведение: изучение поэтики и семантики сочинений Мандельштама, собирание, публикация и комментирование биографических материалов, мемуаров (напомним, что полного комментированного свода воспоминаний о Мандельштаме нет до сих пор), накопление фактических данных о контактах поэта и о его социальной активности, воссоздание общественного фона, дающего материал для комментирования стихотвоворений, мандельштамовское краеведение. Во всех этих направлениях давно и плодотворно работает автор рецензируемого издания, о чем свидетельствуют исследования последних лет, собранные в его новой книге.
Комментарии
Сообщения не найдены
Написать отзыв
Перевести
Авторизация
E-mail
Пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация
Войти через
Комментарии
Сообщения не найдены