- Код статьи
- S013160950023207-1-1
- DOI
- 10.31860/0131-6095-2022-4-272-274
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 4
- Страницы
- 272-274
- Аннотация
В статье устанавливаются новые факты, связанные с опубликованным А. В. Марковым текстом «Осада Соловецкого монастыря» по рукописи некой Устиньи Крюковой. По материалам Государственного архива Архангельской области установлено имя владелицы рукописи, от которой собиратель ее забрал, — Агрипина Васильевна Плакуева, в детстве проживавшая со своей теткой по отцу Устиной Ивановной Крюковой. Также в статье публикуется новый вариант текста «Об осаде Соловецкого монастыря», выявленный в собрании Отдела рукописей Библиотеки Академии наук.
- Ключевые слова
- Зимний берег Белого моря, текст «Осада Соловецкого монастыря», биографии исполнителей, рукописная традиция.
- Дата публикации
- 30.11.2022
- Год выхода
- 2022
- Всего подписок
- 3
- Всего просмотров
- 92
ЗАМЕТКИ
DOI: 10.31860/0131-6095-2022-4-272-274
© А. И. Васкул, © Н. Г. Комелина
ИЗ ИСТОРИИ БЫТОВАНИЯ ТЕКСТА «ОСАДА СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ» НА ЗИМНЕМ БЕРЕГУ БЕЛОГО МОРЯ1
В «Беломорских былинах, записанных А. В. Марковым» опубликован текст «Осада Соловецкого монастыря»,2 обнаруженный собирателем во время поездки на Зимний берег Белого моря в составе «рукописи покойной Устиньи Крюковой».3 О дальнейшей судьбе рукописи, по которой было осуществлено издание, ничего не известно. В предисловии к напечатанному тексту приводится его своеобразный паспорт: «Рукопись покойной Устиньи Крюковой. Листок со стариною об осаде Соловецкого монастыря найден мною в Нижней Золотице у одной старухи; он находился среди рукописей со статьями церковного содержания и духовными стихами: об Иоасафе-царевиче, о кончине и о грешной душе. В одной из тетрадок с духовными стихами находится запись: „1813 года Устинья Крюкова“, на другой — бумажный водяной знак: „В. Ф. П. М. 1815“. След<ующая> старина была записана (или списана со старого оригинала?) в десятых годах XIX в. Владелица рукописей в молодости жила у своей тетки Устиньи Крюковой в Онуфриевской пустыни Мезенск<ого> у<езда>, в 100 верстах от Золотицы, и там выучилась грамоте от скитниц. Рукопись писана без разделения на стихи; начало старины в ней оторвано, и поэтому оно приводится по записи со слов старухи, владелицы рукописи».4
3. Текст «Осада Соловецкого монастыря» распространен в устной и письменной традициях, подробнее о его бытовании, истории, жанровых и художественных особенностях см.: Кале Е. Русские исторические песни XVII века // Филологические записки. 1897. № 4. С. 28-32; Миллер В. Ф. Исторические песни из Сибири // Известия ОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 1. С. 44-49; Сперанский М. Н. Русская устная словесность. М., 1919. Т. II. Былины. Исторические песни. С. 408-410; Чистов К. В. Некоторые моменты истории Карелии в русских исторических песнях // Вопросы истории Карелии. Петрозаводск, 1959. С. 68-78 (Труды Карельского филиала АН СССР; вып. 10); Дранникова Н. В. Историческая песня о соловецком восстании // Соловки в литературе и фольклоре (XV-XXI вв.): Сб. науч. статей и докладов междунар. научно-практич. конф. Архангельск, 2015. С. 87-90; Иванова Т. Г. Песня «Осада Соловецкого монастыря» и исторические песни XVII века (к вопросу об образе царя Алексея Михайловича) // Русская литература. 2016. № 1. С. 5-22, и др.
4. Беломорские былины, записанные А. Марковым. С. 469-470.
Из приведенного фрагмента очевидно, что листок с текстом «Осада Соловецкого монастыря» был обнаружен Марковым у некой старухи, имени которой он не называет, а ей он достался от покойной тетки Устиньи Крюковой, у которой она в молодости жила в старообрядческом Ануфриевском ските.5 О том, что рукопись принадлежала Устинье Крюковой, также свидетельствует запись на одной из тетрадей, среди которых находился интересующий нас текст: «1813 года Устинья Крюкова».6
6. Беломорские былины, записанные А. Марковым. С. 469. Схожая владельческая запись встречается в рукописи конца XVIII века «Летописец Соловецкий», привезенной из Койды, села, находящегося вблизи Ануфриевского скита: «Сия тетрать Устины Крюковой ее собственой 1812 года» (Древлехранилище ИРЛИ РАН. Мезенское собр. № 70. Л. 21).
В биографии сказителя Нижней Золотицы Г. М. Плакуева, от которого Э. Г. Бородина-Морозова в 1940 году записывала эпические тексты, упоминается, что «А. В. Марков заходил к его матери и получил от нее в подарок рукопись Устиньи Крюковой „Осада Соловецкого монастыря“. <...> Устинья Ивановна Крюкова жила в кельях старообрядческого Койденского скита, где у нее воспитывалась и обучалась грамоте ее племянница, мать Г. М. Плакуева. В доме Г. М. Плакуева было несколько рукописных книг. В деревне говорили, что эти книги попали к его матери после того, как закрылся скит».7
В духовной росписи Архангельского уезда 1880 года в одном дворе Нижней Золотицы значатся: Михайло Гаврилович Плакуев, 52 года, жена Агрипина Васильевна, 46 лет, а среди детей — Григорий, 14 лет.8 Таким образом, старуху, от которой Марков в 1899 году получил рукопись, звали Агрипина Васильевна Плакуева. Благодаря духовной росписи Архангельского уезда 1842 года мы установили состав семьи, в которой она выросла: Василий Иванович Крюков, 56 лет, жена Мария Дмитриевна, 44 года, дочь их Агрипина, 6 лет, и «сестра Василию девка Устина, 52 года».9 Архивные материалы подтверждают записанные от Г. М. Плакуева сведения, что тетку его матери звали Устина Ивановна Крюкова, и поскольку она проживала в семье своего брата, то книги могли быть наследованы племянницей.10
9. Там же. № 337. Л. 446-450.
10. Сказительница М. С. Крюкова считала, что Устинья Крюкова могла иметь отчество Михайловна и была двоюродной сестрой ее деда Василия Леонтьевича Крюкова (Былины М. С. Крюковой / Зап. и комм. Э. Г. Бородина и Р. С. Липец. М., 1941. Т. 2. С. 714). Согласно духовной росписи Архангельского уезда 1792 года, в одном дворе проживали: вдова Катерина Федуловна Крюкова, 59 лет, дети ее: Алексей, 14 лет, Михайло, 13 лет, Леонтий, 9 лет, Хеврония, 19 лет, Устиния, 10 лет (Государственный архив Архангельской области. Ф. 29. Оп. 29. № 2. Л. 650-662). Таким образом, Устиния Михайловна была родной теткой Василию Леонтьевичу Крюкову.
В паспорте к публикации Маркова зафиксировано, что начало у обнаруженного рукописного текста «Осада Соловецкого монастыря» отсутствует, потому «оно приводится по записи со слов старухи, владелицы рукописи». Действительно, первые 17 строк текста из 64 публикуются со слов А. В. Плакуевой; остальные 47 строк — по рукописи, «с разноречиями по записи со слов». Таким образом, в публикации Маркова содержится одновременно два текста: один — воспроизводящий «рукопись покойной Устиньи Крюковой», второй — записанный от Агрипины Васильевны Плакуевой. Напомним, что известно три текста «Осада Соловецкого монастыря», зафиксированных в устной форме на Зимнем берегу Белого моря. Один текст записан от А. М. Крюковой в 1899 году Марковым;11 два варианта — от М. С. Крюковой в 1934 году В. П. Чужимовым (не опубликованы), а в 1938 году — Э. Г. Бородиной-Морозовой и Р. С. Липец.12
12. Там же. С. 578-588. Подробнее см.: Бильдюг А. Б., Комелина Н. Г. Поморские сказители и книги: об археографических находках на Зимнем берегу Белого моря // Русская литература. 2019. № 4. С. 60.
В собрании Отдела рукописей Библиотеки Академии наук находится тетрадь с духовными стихами конца XIX — начала XX века (БАН. Текущие поступления. № 427), привезенная Бородиной-Морозовой с Зимнего берега Белого моря. Приведем архивное описание рукописи: «Духовные стихи, фрагмент. XIX-ХХ вв. 8о. 12 л. Скоропись. Без переплета. Штемпели: л. 8 — штемпель (форма прямоугольная гнутая) фабрики Сумкина № 6 (Клепиков (1959) № 202 = 1869-1909 гг.). Крупная скоропись, коричневые чернила. Записи: л. 6 — „Михайло. Проба перу и чернилу“; л. 9 об. — „не так хорошо пишет (?)“; л. 1 — „Р.О. Инв. 9472. Собр. тек. пост. № 427“; л. 12 об. — „7962“ (прежний инвентарный №), заверочная запись от 20/1 1992 г.».13 Рукопись содержит три различных стиха о смерти (л. 13 об., 3 об. — 5 об., 5 об. — 6 об.), стих о Страшном суде (л. 6 об. — 7 об.), стих об Иоасафе-царевиче (л. 7 об. — 9 об.) и стих об осаде Соловецкого монастыря (л. 9 об. — 12 об.). Схожие духовные стихи упоминаются Марковым среди книг А. В. Плакуевой: «...он (листок с текстом. — А. В., Н. К.) находился среди рукописей со статьями церковного содержания и духовными стихами: об Иоасафе-царевиче, о кончине и о грешной душе».14 Так же как и текст, опубликованный Марковым, «Стих об осаде Соловецкого монастыря» из собрания БАН написан без разделения на строфы.
14. Беломорские былины, записанные А. Марковым. С. 479.
При сопоставлении текстов становится очевидным, что они близки по своему содержанию и, скорее всего, восходят к одному источнику, хоть и переписаны в разное время. Стих, отложившийся в БАН, сохранил начало и имеет развернутую концовку.
Ниже публикуется «Стих об осаде Соловецкого монастыря» из собрания БАН. Текст разбит на стихи, сохранена орфография оригинала, заменены «’Г.» на «е», убраны «ъ» в конце слов, знаки препинания расставлены в соответствии с современными нормами пунктуации. Отличия варианта, напечатанного Марковым, приведены в примечаниях без оговорок.
* * *
(л. 9 об.) Что во славном было царьстве,
Во московъском государьстве
Перебор был боярам
Пересмотр воеводам,
Еще из бояр бояр выбирали,
Воеводы поставляли,
Выбирали воеводу,
Ево роду непростого
Петра сына Алексеевича,
(л. 10) По фамилии Салтыкова.
Посылали воеводу
К соловецским чюдотворцам
Монастырь их разорити,
Старую веру порушити,
Стары книги изодрати15
И16 всех старьцов прирубити
И в синее17 море пометати.
Возговорит воевода
С великим плачем слезным:
(л. 10 об.) Что нельзя того подумать
На святое то место
Непрекрасную18 киновию.
Что возговорит государь-царь
Алексей сударь Михаиловичь:
Ты добро добро воевода,
Я велю тебя казнити,
Руки-ноги отпилити
И буюную голову отрубити.19
Воевода (л. 11) ужасалъся
И слезами обливалъся:
Погоди миня казнити,
Прикажи речь говорити,
Поручи мне силы много20 —
Стрельцов, борцов,21 салдатов.
Что садилса воевода
Во лехъкия22 стружечки.
Потянули ветры
С полуденную23 сторонуку.
Приносило воеводу
К соловецским (л. 11 об.) чюдотворцем,
Ко манастырю святому,24
Ко игумену честному.
Что стрелял воевода
В соборную25 божию церковь,
Уронил воевода
Богородицу со престола.
Все старьцы испугались,
По стенам пометались,
В одну келью собирались,26
В одно слово говорили:
(л. 12) Во Москве было во царвстве
Грановитой27 во полаты,
Отъворялись отъворялись царьския двери,
Воскричали, воспили:28
У вас есть ли караулы.29
Гоньцы скоры бы,30
Монастырь31 не розоряли
И старьцов не рубили,
И веры бы не рушили.
Что возговорит игумен:
Вы духовныи мои дети,
(л. 12 об.) Уже стоите не задаваитесь,32
За Христа Бога33 — умираите.34
34. На этом месте текст, опубликованный Марковым, завершается словом: Аминь.
Хоша мы головы положим,
По-старому отслужим,
Все но слуги Богу будем,
Мы во царьствии с ним пребудем.35
Библиография
- 1. Бильдюг А. Б., Васкул А. И., Комелина Н. Г. "Память места": фольклорные сюжеты и мотивы в рассказах об Ануфриевском ските на Зимнем берегу Белого моря // Русская литература. 2021. № 1.
- 2. Бильдюг А. Б., Комелина Н. Г. Поморские сказители и книги: об археографических находках на Зимнем берегу Белого моря // Русская литература. 2019. № 4.
- 3. Бильдюг А. Б., Комелина Н. Г. Рукописная книжность Зимнего берега Белого моря // Свод русского фольклора. Сер. "Былины". СПб., 2018. Т. 8. Былины Зимнего берега Белого моря.
- 4. Былины М. С. Крюковой / Зап. и комм. Э. Г. Бородина и Р. С. Липец. М., 1941. Т. 2.
- 5. Григорий Михайлович Плакуев: [Биографическая справка] // Былины Печоры и Зимнего берега (Новые записи). М.; Л., 1961 (Памятники русского фольклора).
- 6. Дранникова Н. В. Историческая песня о соловецком восстании // Соловки в литературе и фольклоре (XV-XXI вв.): Сб. науч. статей и докладов междунар. науч.-практич. конф. Архангельск, 2015.
- 7. Иванова Т. Г. Песня "Осада Соловецкого монастыря" и исторические песни XVII века (к вопросу об образе царя Алексея Михайловича) // Русская литература. 2016. № 1.
- 8. Чистов К. В. Некоторые моменты истории Карелии в русских исторических песнях // Вопросы истории Карелии. Петрозаводск, 1959 (Труды Карельского филиала АН СССР; вып. 10).