RAS History & PhilologyРусская литература Russian literature

  • ISSN (Print) 0131-6095
  • ISSN (Online) 3034-591X

THE PENITENT SINNER BY DIMITRY OF ROSTOV

PII
S013160950021719-4-1
DOI
10.31860/0131-6095-2022-2-87-100
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / 3
Pages
87-100
Abstract

seems to have been supplemented with new characters and new scenes, thereby becoming a new stage edition of the previously existing play.

Keywords
Dimitry of Rostov, theater, plays, declamation, source study, problems of attribution.
Date of publication
31.08.2022
Year of publication
2022
Number of purchasers
11
Views
151

ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ

DOI: 10.31860/0131-6095-2022-2-87-100

© М. А. Федотова

«КАЮЩИЙСЯ ГРЕШНИК» ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО

Существование пьесы «Кающийся грешник», приписываемой святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому и Ярославскому, до сих пор ставится исследователями под сомнение. Среди противников этой атрибуции, как и факта существования самой драмы, были, например, Н. И. Петров, советовавший «не повторять эту старую басню, давно выкинутую наукой за борт»,1 и И. А. Шляпкин (чьи заслуги в изучении творчества святителя трудно переоценить), считавший, что перу Димитрия не принадлежит ни одной пьесы, так как «у нас нет никаких сведений о драматических трудах святителя и им самим нигде о них не упоминается».2 Проблема усугубляется тем, что текст драмы до настоящего времени, действительно, не был известен.

1. Петров Н. И. О сочинении студента Евгения Троицкого на тему: «О драматических произведениях св. Димитрия Ростовского» // Труды Киевской духовной академии. 1912. № 3. С. 680.

2. Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891. С. 343345. Заметим также, что ни одно собрание сочинений Димитрия Ростовского в своем составе этих пьес не имеет.

В историографии российского театра впервые эта драма Димитрия Ростовского была упомянута среди других спектаклей, поставленных по его пьесам, членом Российской академии наук Якобом Штелином сначала в немецкоязычной статье «Zur Geschichte des Theaters in Rußland» 1769 года, а затем в ее русском переводе 1779 года.3 «Аллегорическая драма Грешник кающийся» была отмечена в словарях Николая Новикова4 и митрополита Евгения (Болховитинова),5 затем она неизменно перечислялась среди сочинений Димитрия Ростовского в исследованиях, посвященных его биографии и творчеству, начиная с труда А. В. Горского.6

3. Штелин Я. Краткое известие о театральных в России представлениях от начала их до 1768 года // Санкт-Петербургский вестник. 1779. № 4. С. 85.

4. Новиков Н. И. Опыт исторического словаря о российских писателях. СПб., 1772. С. 58.

5. Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. 2-е изд. СПб., 1827. Т. 1. С. 133.

6. [Горский А. В., протоиерей]. Святый Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849. Книга была составлена на основе двух работ выпускников Московской духовной академии 1848 года: Виссариона (Нечаева), будущего епископа Костромского и Галичского, и Николая Барского, будущего ректора Ярославской духовной семинарии.

Самым убедительным свидетельством ее существования являются два хорошо известных и не раз цитируемых описания пьесы:7 русского драматурга князя А. А. Шаховского8 и актера Ивана Носова.9 Оба пересказа составлены на основе записи, сделанной знаменитым русским актером И. А. Дмитриевским. Изложение Шаховского — более полное и авторитетное по сравнению с заметкой Носова, чья «Хроника русского театра» считается во многом сомнительной и малодостоверной. Переданное Шаховским описание Дмитриевского может относиться к петербургской придворной постановке 18 марта 1752 года, разыгранной труппой Ф. Г. Волкова.10

7. Текст см.: Ранняя русская драматургия (XVII — первая половина XVIII в.). М., 1972. Т. 2. Русская драматургия последней четверти XVII и начала XVIII в. / Изд. подг. О. А. Державина, А. С. Демин, В. П. Гребенюк. С. 336-337.

8. См.: Театральный альманах на 1830 год. СПб., 1830. С. 125-130.

9. См.: Хроника русского театра Носова. С предисловием и новыми разысканиями о первой эпохе русского театра Е. В. Барсова. М., 1883. С. 32-33.

10. «Комедия о покаянии грешного человека» входила в репертуар ярославского театра. См.: [Всеволодский-Гернгросс В. Н.]. История русского драматического театра: В 7 т. М., 1977. Т. 1. От истоков до конца XVIII века. С. 143. А. А. Шаховской также свидетельствовал, что Ф. Г. Волков собрал и переписал «все духовные трагедии, приписанные Димитрию Ростовскому». См.: Театральный альманах на 1830 год. С. 125.

Е. В. Жигулин, опираясь на эти изложения, сделал вывод, что названная постановка «не соответствует эстетике постановок ростовской школы начала XVIII в.» и, «поскольку известные нам пьесы Димитрия Ростовского посвящены церковным праздникам, „Кающегося грешника“ митрополит не писал». По мнению исследователя, пьеса могла быть создана «в кругах, близких к ростовской или ярославской духовным школам 1720-1740-х гг. <...> на основе части 2-го действия „Успенской драмы“ и, возможно, с привлечением „Рождественской драмы“. <...> В пересказе „Кающегося грешника“ упоминаются те же персонажи, что участвуют во втором действии „Успенской драмы“: Совесть, Ангел-Хранитель, Правосудие (Суд), Надежда. Персонажи Ада — Главный Дьявол и Черти „Кающегося грешника“ могли быть взяты из 2-го действия „Рождественской драмы“. В сцене спора с Ангелом-Хранителем Главный Дьявол мог получить реплики Нотария „Успенской драмы“».11

11. Жигулин Е. В. Художественное своеобразие театра Димитрия Ростовского. Дис. ... канд. искусствоведения. М., 1995. С. 67-68.

Еще одним, к тому же самым ранним доказательством существования пьесы «Кающийся грешник» является ее использование в драме рязанского школьного театра 1720-х годов. С. И. Николаев, обнаруживший программу представления «рязанской» драмы (название и сам текст пьесы неизвестны), поставленной, вероятно, в апреле 1727 года, полагает, что «на основании многих совпадений» литературным источником 4-го действия рязанской постановки можно считать «Кающегося грешника».12 Встает, однако, вопрос, был ли этим источником «Кающийся грешник», или материалом стала сама «Успенская драма», к которой восходит «Кающийся грешник», так как 2-5 явления 4 действия «рязанской» пьесы, согласно программе, почти полностью соответствуют 1-4 явлениям 2 действия «Успенской драмы».

12. Николаев С. И. Из истории рязанского школьного театра 1720-х гг. // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С. 77.

Возможно, ответить на этот вопрос поможет обнаруженная нами в рукописи РГБ. Ф. 394 (Собр. А. И. Хлудова). № 25,13 среди сочинений Димитрия Ростовского, на л. 609 об. — 616 пьеса под названием «Суд кающагося грешника пред Богом».

13. Рукопись 1760-х годов, 2о, 678 л. (Филигрань: герб Ярославля с литерами ЯМСЯ (3 тип), см.: Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX века. М., 1959. С. 20, 23). Краткое описание рукописи см.: Викторов А. Е. Отчет Московского публичного и Румянцевского музеев за 1866 г. М., 1898. С. 52. Рукопись выставлена на сайте НИОР РГБ: >>>> ; дата обращения: 10.04.2022.

Рукопись из собрания А. И. Хлудова относится к тем сборникам сочинений Димитрия Ростовского (большинство текстов в них — проповеди), которые были написаны с использованием автографов Димитрия или авторизованных списков (т. е. списков, написанных писцами, но с правкой самого святителя Димитрия), хранившихся в ростовском скриптории.14 Так, например, в этой рукописи при «Слове в субботу 4 недели Великаго Поста» имеется помета «По Феодору Яков[личу] Турчанину, по[минает] сын его Андрей, в церкви Ко[змы и Дамиана] в Ка[дашевћ], ноемвриа [27], 1705» (л. 47),15 сходная с названием проповеди и пометой-автографом в авторизованной рукописи митрополита ГИМ. Собр. М. И. Соколова. № 81. Л. 165: «An. 1705 Nouembr: 27. Панахида по Феодору Яковличу Турченину, поминатель син его Андрей, в церкви Козмы и Дамиана в Кадашевћ».

14. К такого типа сборникам с сочинениями Димитрия Ростовского относятся также рукописи Ростовского музея-заповедника Р-828 и РНБ. Собр. А. А. Титова. № 3557.

15. Поля в рукописи до реставрации были в плохой сохранности, текст в квадратных скобках восстановлен нами.

«Суд кающагося грешника пред Богом» в рукописи из собрания А. И. Хлудова, на наш взгляд, представляет собой не что иное, как пьесу «Кающийся грешник», которая была создана в качестве отдельной декламации на основе «Успенской драмы» Димитрия Ростовского.

Пьеса в одном действии состоит из четырех явлений и посвящена теме заступничества Пресвятой Богородицы за кающегося грешника перед Судом Божиим. Текстологическое исследование показало, что она почти полностью (хотя и с некоторыми разночтениями) соответствует 1-4 явлениям 2 действия «Успенской драмы», при этом по чтениям ближе Музейскому списку пьесы.16 Самыми существенными являются разночтения в репликах Гнева, Суда и Грешника в конце 1 явления (вместо реплики Грешника идет реплика Суда); Нотария и Хранителя — в 4 явлении (четыре отдельные реплики в «Успенской драме» объединены в две в «Кающемся грешнике»).

16. «Успенская драма» Димитрия Ростовского сохранилась в двух списках — ГИМ. Музейское собр. № 1199. Л. 60 об. — 93 и РГАДА. Ф. 381 (Рукописное собрание библиотеки Московской Синодальной типографии). № 1236. Л. 1-25 об.

«Успенская драма» «Кающийся грешник»
2 действие 1 явление 1 действие 2 явление
Гнев Гнћв
Горд, завистник, нечистый, праздноглаголивый. Пяница, обжирца, тат, убийца, ленивый. Тако ли есть се? Горд, завистник, нечист, праздноглаголивый, Пияница, обжирца, тать, убица, ленивый.
Грешник Суд
Тако! Тако ли есть се? Грешен тако!
2 действие 4 явление 1 действие 4 явление
Нотарий Нотарий
Простила грехи, бывша пред отчаянием. Хранитель Потом, яже согрешил, стер покаянием. Простила грћхи, бывша пред отчаянием, Потом, яже согрешил, стер покаянием.
Нотарий Хранитель
А яже суть не стерта, где сия поденеш? Хранитель Вложи на свою выю: что со мною прећш. Вложи на свою выю, что ся со мною прећш. А яже суть не стерта, гдћ сия подћеш?
Благоутробие Благоутробие
Перестан человека смертна искушати, Перестан ему дорогу в небо препинати!17 Перестань человека смертна искушати, Перестань ему дорогу в небо препинати.18

17. Димитрий Ростовский. Успенская драма (Комедия на Успение Богородицы) // Ранняя русская драматургия. Т. 2. С. 205, 214.

18. ГИМ. Собр. А. И. Хлудова. № 25. Л. 611, 615 об.

С другой стороны, пьеса «Суд кающагося грћшника пред Богом» соответствует программе 2-5 явлений 4 действия рязанской пьесы. И если все-таки предположить, что автор последней воспользовался «Успенской драмой» Димитрия Ростовского, то тогда нужно признать, что он заимствовал только этот фрагмент — фрагмент суда над кающимся грешником и покровительства Пресвятой Богородицы. В рукописи из собрания А. И. Хлудова, № 25 явление 1 (начало: «Погибох окаянныи над всћ человћки / Увы предахся аду на вћчныя вћки...») обозначено как явление 2 (именно им открывается пьеса, см. л. 609 об.), и это, возможно, не ошибка (описка) писца данного сборника, так как в программе рязанской пьесы явление, полностью соотносимое с ним по содержанию, также отмечено как 2 явление 4 действия, следовательно, такое надписание могло быть в протографе обоих текстов. Таким образом, вероятно, следует признать верным наблюдение Николаева, что источником рязанской пьесы был «Кающийся грешник», а не «Успенская драма», как можно было бы предположить, а значит, пьеса «Кающийся грешник» (или, как она названа в списке РГБ. Собр. А. И. Хлудова. № 25, «Суд кающагося грешника пред Богом») была создана до 1727 года — года постановки, согласно датировке Николаева, рязанской школьной драмы, являющейся «подношением» учителей и учеников Рязанского духовного училища Гавриилу Бужинскому.19

19. Николаев С. И. Из истории рязанского школьного театра 1720-х гг. С. 76.

По мнению Жигулина, как указывалось выше, пьеса «Кающийся грешник» могла быть написана в кругах, близких к ростовской или ярославской духовным школам 1720-1740-х годов. Однако в Ростовской епархии в период между закрытием в 1706 году Ростовской школы святителя Димитрия и открытием в 1747 году Арсением (Мацеевичем) Ярославской духовной семинарии существовала, как нам известно, еще только одна Славяно-латинская школа. Она была открыта в 1739 году в Ростовском архиерейском доме по инициативе архиепископа Иоакима, после смерти которого в 1741 году школа была почти сразу закрыта,20 а значит, пьеса «Суд кающегося грешника перед Богом» как отдельная декламация, «извлеченная» из «Успенской драмы», была создана и поставлена, вероятно, в школе святителя Димитрия или после ее закрытия, но до 1709 года (года смерти митрополита) в кругах ростовского святителя.

20. «Вследствие указа императрицы Анны он (архиепископ Иоаким. — М. Ф.) учредил в 1739 г. при своем архиерейском доме славяно-латинскую школу, для которой учителя были вызваны, за неимением русских, из Малороссии. Надо сказать, что после смерти преосвященного Димитрия митрополита просвещение в Ростове сильно упало и школ никаких не было. Впрочем, и эта небогатая школа, заведенная Иоакимом, существовала лишь до 1742 г. и стала упадать» (Летописец о ростовских архиереях / С прим. чл.-корр. А. А. Титова. СПб., 1890. Примечания. С. 46; ср.: Вахрина В. И., Кочетов Д. Б. Иоаким // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 23. С. 151).

Сама программа, композиция «Успенской драмы», действительно, располагала к созданию, отделению от основного текста таких декламаций. Л. А. Софронова отмечала, что две части, два действия «Успенской драмы» автономны, связаны «только общей идеей <...> Никаких связывающих их сюжетных элементов они не имеют <...> Они связаны между собой, как могут быть связаны тема и пример, ее иллюстрирующий. В действии I развивается тема величия Богородицы, ее Успения, действие II — конкретный пример заступничества Богородицы за грешников».21 «Суд кающегося грешника» в качестве отдельной пьесы, выделенной из состава «Успенской драмы», как представляется, не единственный тому пример. Совершенно независимой является первая часть 3 явления «Успенской драмы», которая могла быть также если не отдельной пьесой, то самостоятельной декламацией: она требовала минимум исполнителей — Плач церковный, Утешение, Вравие и, возможно, 12 отроков-певчих, участвовавших в процессии.22 И не случайно, вероятно, что в одном из двух сохранившихся списков «Успенской драмы» эта часть (со слов Плача церковного «Мати Бога пречиста, нынћ преставленна / И от долних в горняя славно преселенна...» до слов «Со ужасом ниц падши тайно поклонихся / Божией отидох, и то возвещаю. / Вам, о друзи, от ас же болш слышати чаю») помещена и читается отдельно в конце пьесы после Пролога.23 Такой же «неисправностью» отличается Бахрушинский список24 «Рождественской драмы» Димитрия Ростовского, содержащий только часть пьесы и перепутанный порядок явлений, что может свидетельствовать не о дефекте списка, а о тенденции постановки отдельных частей пьес Димитрия Ростовского в виде небольших декламаций.25

21. Софронова Л. А. Поэтика славянского театра XVII — первой половины XVIII вв.: Польша, Украина, Россия. М., 1981. С. 165.

22. Ср.: Жигулин Е. В. Художественное своеобразие театра Димитрия Ростовского. С. 62.

23. См.: ГИМ. Музейское собр. № 1199. Л. 52 об. — 60 об.

24. Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина. № 162040. Л. 1-13 (первая половина XVIII века, 4°, 145 л.).

25. Ранняя русская драматургия. Т. 2. С. 334.

Таким образом, пьеса «Суд кающегося грешника перед Богом» была создана при Димитрии Ростовском. Как минимум еще один ее список, кроме списка из собрания А. И. Хлудова, был известен автору рязанской постановки. В 1740-1750-е годы, в период царствования Елизаветы Петровны, существующая драма в постановке ярославской труппы Ф. Г. Волкова, возможно, была дополнена новыми персонажами и новыми сценами, тем самым став новой сценической редакцией «Кающегося грешника» Димитрия Ростовского.

Текст пьесы «Суд кающагося грешника пред Богом» публикуется по рукописи РГБ. Ф. 394 (Собр. А. И. Хлудова). № 25. Л. 609 об. — 616. Из букв кириллического алфавита сохраняется только 4, остальные буквы заменяются современными, ъ воспроизводится только в середине слова; титла раскрываются; выносные буквы вносятся в строку в соответствии с написанием подобных слов в данной рукописи; пунктуация современная. Киноварь передается полужирным шрифтом. Исправления, сделанные по списку ГИМ. Музейское собр. № 1199, выделяются курсивом.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СУД КАЮЩАГОСЯ ГРЪШНИКА ПРЕД БОГОМ

Дћйство 1. Явление 2

Погибох окаянный над всћ человеки,

Увы, предахся аду на вћчныя вћки.

Нћсть грћха, егоже аз не сотворих блудный,

Нћсть скверны, еяже аз не содћях студный,

Толь много грћхов на мнћ, сколь звћзд имат небо.

Коль песку воскрай моря, я сам знаю, се бо

Грћхъми, аки звћздами, живу испещренный,

Не як в песку, но во смрадном блатћ очерненный.

Не помянух суд страшный, ни лютоя смерти,

Не помянух имуща ада мя пожрети.

Поглядаю на красно небо окаянный,

Но бысть в нем ненадежен, гину отчаянный,

Гину да гину, иду во пропасть безденну

Отчаян спасения, иду во геенну.

Совћсть

О горе, человече, что се глаголеши,

Отчаянием себе в геену влечеши!

Или не вћси, грћшне, милостива Бога,

Могущаго отпустити многим грћхи многа!

Помяни согрћшивших: Петра, Магдалину,

Ниневитян, Монасию и египтянину.

Не вћси ли, яко ти Богу согрћшиша,

Кающеся простыню грћхов получиша.

Ты же отчаянному послћдствуеши Июдћ,

Хотящ быти купно с ним в серчистом сосудћ.

Се уже от тя отступил и аггел хранитель,

Скорбен отиде от тя твой руководитель.

Грћшник

Вћм, яко мя остави, спасти бо не може,

Уже бо ношу с собою геенское ложе.

Не возможе от руку тћх мя изхитити,

Иже мя уловиша адовыми сћти // (л. 610)

Совћсть

Послушай мя, полезный совести твоея,

Послушай и здравыя породы моея.

Прежде смерть не постигла, истинно покайся,

Умилостивиш Бога, вћруй, не отчайся.

Стяжи ходатаицу Дћвую Пречистую,

Марию, Матерь Бога, безбрачну невћсту.

Та — покров, заступница людем есть едина,

Умолит и о тебћ Бога си и Сына.

Аще на земли пришедши жителствует,

Обаче спасение всћм ходатайствует.

Рцы к ней: «Спаси, Марие, спаси, погибаю,

Чрез тя у Создателя милости прошаю!»

Помолися, улучиш грћхов простыню

И вћчную восприемлеш тебћ благостыню.

Грћшник

Что всуе глаголеши, егоже не чаю,

Не хощу тя слушати, уши затыкаю.

Первће солнце згаснет, звћзды потемнћют,

Первће свћтозарные небеса изтлћют.

Первће источатся источницы в мори,

Первће непроходныи во путь пойдут горы,

Первће возглаголют каменные стћны,

Неже мя помилует Бога благостыни.

Совћсть

Встань, ах, встань, Гнћв Божий наступает,

На грћшную ти выю меч свой изощряет,

Се ти погибель в сем часћ настоит.

Грћшник

Вћм, яко и геенна огниста предстоит,

Ты же, Совћсти, молчи, аз сам разум имћю,

Память, волю — тћми мя в сем часћ радћю.

Пћние, аще возможно. // (л. 610 об.)

Совћсть

Встань, встань! Доколь в тинћ грћховно лежиши,

Доколь непокаянством аггелов смутиши?

Се Гнћв Божий находит мечем тя погубити,

Ах, Пречистая Дћва, не дай погубити.

Гнћв Божий

Лежиш здћ, окаянне, прогнћвавши Бога,

На число песка морскаго зла сотвори многа,

Совћстию обличен, непокаявыйся,

В вћк милости Божой здћ отчаявыйся.

Нынћ же кто тя измет от моею руку,

Утоплю меч во утробу, пошлю в вћчную муку.

Будеш, будеш в плачевном адћ ввћк сидћти,

Будеш в неугасимом огнћ вћк горћти.

Прежде даже в уши ти не прийдет глас трубный.

Тма, огнь, червь обимет тя, плачь и скрежет зубный.

Судом Бога послан есмь Гнћв тебе убити

И всћх некающихся племя истребити.

Преклони выю, вскоре падши на колена,

Да приймет нагороду грехов твоих вина.

Грћшник

Гнћве Божий, потерпи поне мало время,

Да грехов моих сложу нечистое бремя.

Гнћв

Доселћ имћл еси разум, уже не время память, волю,

Могущу каятися, в вћчну днесь идеши неволю.

Грћшник

Поне час или два ны продолжи молити.

Гнћв

Приими мзду по дћлом ти, ни полминуты, и болшую приемлеш,

Егда ся огнем вечным геенским обимеш.

Благоутробие Богородицы

Стой, умилосердися, Гнћве Божий правый,

Не губи, егоже Бог во образ свой создавый. // (л. 611)

Той его кровию си искупи от смерти,

Ты же напрасно аду не предай пожерти.

Остави согрћшившу, падшаго помилуй,

Божию того Суду предстоит усилуй.

Аз, Благоутробие, тебе умоляю,

На судћ кроток буди, главу ти склоняю.

Гнћв

Добрћ, но и Суд Божий так будет судити,

Не схощет бо без казни того отпустити.

Гряди на суд и его веди с собою.

Благоутробие

Добрћ, гряду по тебћ, ко истинну суду,

Да его не погубит, умоляти буду.

Гнћв

Суде Божий, осуди сего, пришеды к суду человћка,

Тот грћхов полны, яко никто же от вћка.

Суд

Кии суть того грћхи, исповћждь подробну,

Мы того мучению предадим подобну.

Ты же, Извћте, пиши глаголемая,

Тебћ истинно да будут внемлћма.

Гнћв

Горд, завистник, нечист, праздноглаголивый,

Пияница, обжирца, тать, убица, лћнивый.

Суд

Тако ли есть се? Грћшен тако!

Гнћв

Слыша, разсудћте,

По величеству грехов казнем предадите.

Суд

Всяк грћх смертный, за всяк есть он смерти достойный,

На вћчну смерть напиши извћт ему пристойный. // (л. 611 об.)

Благоутробие

Суде Божий, за имя Пречистой Марии

Напиши: Со грешником преклоняем выи.

Потерпи немощем грешна человека

Чрез ту, яже Бог избрал за Матерь от вћка.

Немощен человек, а супостат силнћйший,

Тћм падеся и Адам, человек первейший,

Колми паче в нынешнем послћднћйшем вћцы

Како не имут пасти слабы человћцы?

Истинна

По падении Адам скоро был казнимый,

Из Рая от херувим мечем изгонимый.

И умилостивити не можаше Бога,

Не ведома ему бысть покуты дорога.

Он грћхи покутам могл бы очистити

И милостива Бога себћ сотворити,

Не единожды Совесть его обличала

И ко покаянию зћлнћ привлекала.

Но понеже не хотћ достоин есть муки,

Достоин предатися в Лицыпера руки.

Благоутробие

О, Истинно Божия, буди благосерда,

Буди, якоже и Бог, грћшным милосерда.

Милосердие Бога да не упразднится,

Но на сем грћшницћ вами да явится.

Истинна

Не была бых Истинна, грћшных не казнящи,

Не трудися болће сћмо предстоящи.

Суд

Прочти Истиннћ, Извћт, како осуждены

Пойдет, на коем мћстћ будет посажденный.

Извћт

Истинным Судом Божиим дается извћт

На грћшника сего за премногая злодеяния и

Отчаяния, да емлется в тму кромешную, // (л. 612)

Идћже плачь и скрежет зубный, червь

Неусыпаемый и огнь неугасимый.

Суд

Раба сего лукава в темницу ввержете.

Благоутробие

Суде Божий, мало на время пождете

На небеси Дћвая Богу предстоящи,

Не престает за грешных Иисуса молящи.

От имени тоея аз тебћ умоляю.

Суд

Аз от имени ея тебе послушаю,

Не предаю грћшнаго под адское бремя,

Но в крепкую темницу заключаю на время.

Явление 2

Грћшник в темницћ воздыхает

О мя, преокаянна, в сих заклћпах суща,

Помощи ни от кого бћдна не имуща.

Истинным Судом Бога есмь здћ посажденны,

Но не вћм, чрез кого аз буду свобожденный.

И Истинна с Судом Бога согласным советом,

Ах, на вечную мя смерть предаша извитом.

Ах, на вечную.

Ах, кто мнћ, грћшну, нынћ даст помощь и руку,

Да не пойду осужден во вечную муку.

Оле во жизни моей всего окаянства:

Чревообядения, зависти и пиянства,

Гордость и нечистоту хотћх бых оставить,

И прочая хотящи житие исправить.

Но горе мнћ, блудному, уже днесь не время,

Влечет мя в дно геенны грехов моих бремя.

Аще толкати в небо молитвою тщуся,

Внћ со буими дћвы горе обращуся:

«Господи, отверзи ми, да аз исповћм тя».

Он непотћшным гласом отповћт: «Не вћм тя.

Ах, горе, — рече, — поиди от мене, проклятый,

Во огнь вечный, там будеш диаволы яты, // (л. 612 об.)

Будешь во тмћ кромешной навыки сидћти,

Будешь зубами скрежащ в геенна горсти».

О, муки, ах, о, рћки серчистой пловущей.

О, муки, во всћм вћцћ конца не имущей.

Лучшии есть звћрие, живши безразумныи,

Нежели аз, человек грћшащ, суща умный.

Та погибнут, умерши душею и тћлом,

Аз же истязан буду по моим злым дћлом.

Покайся, ах, покайся, всяк нынћ грћшащи,

Нћсть ми покаяния в час сей настоящий.

Покайся, егда тя Гнћв не постиже Бога,

Уже ми загладися к небеси дорога.

Совћсть

Се нынЬ, окаянне, людей увћщаеш,

Егда не само себе погибели ти знаеш.

Не глаголах ли тебћ: «Покайся, покайся,

Покайся, человћче, Бога не отчайся!»

Но от словес моих ум тебћ потемнися,

А нынћ в сей темницћ нощной просвћтися.

Увы мнћ, окаянной Совести твоея,

Не слушав хранителя, ни рады моея.

Грћшник

Истинну глаголеши, Совести тщалива,

Не убояхся впасти в руцћ Бога жива,

Согрћших, отчаяхся, погибох ввмки вмком,

Скотом уподибихся, а не человеком.

Лучше бо безумным скотом родити,

А нежели умному в геенна горсти.

Щастлив скот: умирающ ввћки умирает,

О неразумна муки вечной не знает.

Аз же создание есть Боже, разумно,

Но погубих ум живый на земли безумно!

Создан во образ Бога, но уподобихся

Диаволу, в того бо образ премћнихся.

Первым грехом — гордостию есть соравненный:

Он с неба, аз же з земли во ад низверженный. // (л. 613)

Горе, скорбь мя снедает, мука безконечна,

Плачите мя, людие и вся подсолнечна.

Совћсть

Не буди отчаянны, еще Бога Мати

Не отяла от тебе своей благодати.

Ей обычно есть грешных всћх не оставляти,

Но оставлении грехов умоляти.

Возведи очи в небо и воздай к ней руцћ,

Помолися, да вечной не предаст тя муцћ.

Грћшник

Во время погибели тебе послушаю,

Чрез заклепы к ней руцћ горћ воздеваю:

«О, красото пресвћтла небеснаго града,

Не остави мя суща в преддверии ада!

Призри на погибшаго, яко ти обычно

Всћх нас грешных спасати тебе есть прилично.

Умоли Христа Бога, сладкаго ти Сына,

Всћм нам грешным надежда ты суть едина.

Да вћк к покаянию мнћ, грешному, пробавит,

Благоутробием ты милости на мнћ явит».

Надежда

Не погубляй надежды, грешный человћче,

Милость Дћвы Марии на тебћ приниче,

Теплћйшия молитвы к Сыну проливает, восылает,

Егда твоему гласу молебну внимает.

Не отчаявайся — ти Надежда вћщаю,

Спасение Дћвою тебћ обещаю.

Аще предстанеш Суду, ничтоже сумнися,

Токмо умом к Дћвћ Пречистой молися.

Та облечет тя в перву нетлћнну одежду,

Вћруй, яко приемлеш, имћй мя, Надежду.

Во время, когда имаш предан бытии

Мукам, на небо не престань смотрћти.

Узриш по лћствицы аггела сходяща,

Мариины молитвы пред Бога приносяща.

Та молба тя избавит от вечныя муки,

И от Божия Гнева избавит тя руки, // (л. 613 об.)

Буду спастися надежень, яко Ной в ковчезе,

Не будеш во пеколном, но на небесном брезе.

Чрез мя сучец масличен шлет ти голубица,

Мария Матерь Бога, нескверна девица.

Грћшник

Благодарю, Надеждо, за весть ти такову,

Юже ми спасения возвестила нову.

О, да бы твои слова собылися делом,

Желаю всеусердно душею и телом!

Явление 3

Суд

На Благоутробия молитву призревши,

Грешнику время жизни мало умедливши.

Сотворемо истинну и суд Божий правый,

Да погибнет от земля Божий раб лукавый.

В нюже всади, в темницу идите,

Грешника скоро семо представите.

Достоин еси скверне за грехи приличну,

Ити, приявши извет, во геенну вечну.

Молитва

Владыко, Человеколюбче, Господи Иисусе Христе Сыне Боже мой! Аз, смиренная раба и Мати Твоя, надеяся на милость благоутробия Твоего, дерзаю матерски к Тебе простирати молбы о грешнице, иже в предвериах ада сущи, всемогущея имя Твое и мене, Матерь Твою, на помощь призвах. Помяни щедроты Твоя и милости Твоя, яже от века суть, да не одолеет грешных злоба Твоей неизреченной благости. Помяни безконечную ко грешным милость Твою, еяже ради с небеси на землю низшел еси и поклонился еси, убо о преблагий Иисусе, хотящи всем // (л. 614) спастися ради воплощения и рождества Твоего, ради со человеки пожития Твоего волнаго распятия, преславнаго воскресения и на небеса вознесению. Аще угодна есть молитва моя пред Тобою, да исправится, избави от вечныя смерти человека сего, от негоже того чистою си искупил кровию. Помяни, о прелюбезный Сыну, о Всемилостивый Боже, Матерь Твою, молящуюся о его согрешении и прощении. Помяни очеса моя, любезно на Тя смотревшая. Помяни ушеса моя, усердно Тя Послушавшая. Помяни уста моя, матерски Тя лобзавшая. Помяни руце мои, мягце Тя пеленами повившая и носившая. Помяни нозе мои, от лютаго Ирода во Египет Тебе ради бегшия и паки тридневно тебе ищущия. Помяни сердце мое, еже Тебе, сущу на кресте, оружие проиде. Всем сердцем, всеми силами души и тела моего молю Тя, не помяни беззакония его, ниже предаждь его вечной муце, не мертвии бо восхвалят Тя, Господи, ни вси, нисходящии во ад. Да не возвеселится враг о погибели его, но да возрадуются престолу Твоему аггелы предстоящии, к ним иже и того сопричти, да с теми хвалит Тя вовеки. Аминь.

Аггел с неба с молитвою

Да адская грешника не поимет ловитва,

Сие Марии Девы сотвори молитва,

Та умолила Сына своего единородна

И от вечныя смерти сотвори свободна.

Се в знамение, молитву приемши, прочтете,

Человека в одежду перву облецете.

Суд

Извете, чти молитву, возми на марала,

Аще за грехи того довле сотворила. // (л. 614 об.)

Здћ грехи клади, аще молитва превышит,

Человек ся вечнаго живота не лишит.

Истинна

Достойно и праведно волна сотворити,

Ты же ввек не забуди Марию блажити.

Благоутробие

Гряди, аггеле Божии, изволь поведати,

Что зде бысть, Хранитель же его семо поспешати

Да изволит, уже бо за грехи прощены

Паки оному отсела врученны.

Суд

Гневе Божий, Истинно, оружия скрыйте,

В одежду человека первую окрыйте.

Истинна

Низвержи скверну, чисту восприими одежду,

Благодари благую Деву, ти надежду.

Поклонися до земли, воздай в небо руцћ,

Яко тя не предаде безконечной муцћ.

Грћшник

Благодарю тя, Дћва, раб непотребнейший,

Во всем вћцћ паче всех грешников грешнейший.

Благодарю за любовь к Сыну ти и Богу,

Благодарю за милость матерню премногу.

Благословенный буди един в Троицы, Боже,

Буди благосклонна, Царица Госпоже.

Явление 4

Грћшник

Егоже видћсте мя, грешна человека,

Уже с телом и душею погибша ввек века.

Уже бех окаянный в преддверии ада,

Не в преддверии и внутрь пекелнаго града.

Аще бы не дала ми та помощь и руку,

Яже не хощет грешным поити в вечную муку, // (л. 615)

Мария, Матерь Бога, чистая девица,

Жилцев неба и земли крепкая царица,

Надежда грешным, помощь отчаянным,

Спасение погибшим и в муку посланным.

Та во адских заклепах и мне, грешну сущу

И на вечныя муки в геенну идущу,

Поможе молитвою к Сыну си и Богу,

Еяже удивила на мне милость многу.

Благоутробием си спасе мя оттуду,

О чесом ея милость хвалить не забуду.

Вы же, о человецы, прилежно внимайте,

Марию человеком заступницу знайте.

Аще кто когда впадает в коликия бћды,

Аще кто и заблудит на грћшничи слћды,

На земли, во пустыни и промежду горы,

В кровавых бранех на поле, такожде и на мори,

Взывай на помощь Дћву, та будет ти щитом,

Та предстанет ти в помощь со аггелским синклитом,

Та прогнание будет полков невидимых,

Та мечь, та оружие на врагов видимых.

Яко на себћ дознах, истћ вам вћщаю,

Волће не глаголю, ибо смерть чаю.

Дух ми сказует, яко близ моя кончина,

Уже тћло слабћет, яко паучина.

Вся кости и вся уды уже изнемогают,

Уже к темному гробу конечни зближают,

Иду убо на одрћ немощен почити,

Вы же умирающа изволте простити.

Нотарий (ремарка — подячии)26

26. Глосса является, согласно азбуковникам, переводом слова: нотарийподьяк. См. многочисленные примеры на сайте «История русской лексикографии»: >>>> 7554; дата обращения: 20.04.2022.

Зри, человћче, ко гробу идущий,

Коль согрћшилес чрез вћк твой пловущий.

Се грћхов твоих книга исполнена,

Да разсмотриш, се тебћ разгебенна.

Хранитель

Не смущай человћка, при кончинћ суща,

От временной жизни ко вћчной идуща. // (л. 615 об.)

Дћвая Пречистая Христа умолила,

Чрез Христа человеку вся грћхи простила.

Нотарий

Простила грћхи, бывша пред отчаянием,

Потом, яже согрћшил, стер покаянием.

Хранитель

Вложи на свою выю, что ся со мною прећш.

А яже суть не стерта, гдћ сия подћеш?

Благоутробие

Перестань человћка смертна искушати,

Перестань ему дорогу в небо препинати.

Нотарий

Како препинаю, аз Истинныи требую,

Да долг за грћхи отдаст, на то усилую.

Благоутробие

О, Истинно Вожия, скорћ прииди сћмо,

Настоятель сего от нас ижденемо.

Истинна

Что мя здћ желаете, се стою, готова,

Рцете, яже имате ко мнЬ кии слова.

Благоутробие

Близко смерти сущаго сего человћка

Устрашает грћхами, бывшими от вћка,

ДЬвыя же молитвы аки бы не знает

И каяния его не воспоминает.

Возми, молю, благии на мерило дћла

Купно покуту, яже довлћ сотворила,

Ты, свою сћмо да положит книгу.

Истинна

Человек сей адскому не подлежит игу,

Уступи человеку, дай мирно умерти,

Не достоин онаго геенна пожерти.

Благоутробие здћ неотступно буди,

Ты такожде, Хранитель тщаливы, пребуди. // (л. 616)

Хранитель

Сорадуйтемися всћ аггелския хоры,

Сорадуйтемися всћ аггелския дворы,

Яко человека, мнћ по Христћ вручена,

Вижду ликов небесных днесь неотлученна.

Молю со усердием: небеса приклоните,

Со радостию душу в небо понесћте,

Пойте разлучаемой днес души от тћла,

«Аллилуиа» воспойте радостно до зћла.

References

  1. 1. Klepikov S. A. Filigrani i shtempeli na bumage russkogo i inostrannogo proizvodstva XVIIXX veka. M., 1959.
  2. 2. NikolaevS. I. Iz istorii riazanskogo shkol'nogo teatra 1720-kh gg. // Traditsiia i literaturnyi protsess. Novosibirsk, 1999.
  3. 3. Ranniaia russkaia dramaturgiia (XVII - pervaia polovina XVIII v.). M., 1972. T. 2. Russkaia dramaturgiia poslednei chetverti XVII i nachala XVIII v. / Izd. podg. O. A. Derzhavina, A. S. Demin, V. P. Grebeniuk.
  4. 4. Sofronova L. A. Poetika slavianskogo teatra XVII - pervoi poloviny XVIII vv.: Pol'sha, Ukraina, Rossiia. M., 1981.
  5. 5. Vakhrina V. I., Kochetov D. B. Ioakim // Pravoslavnaia entsiklopediia. M., 2010. T. 23.
  6. 6. [Vsevolodskii-Gerngross V. N.]. Istoriia russkogo dramaticheskogo teatra: V 7 t. M., 1977. T. 1. Ot istokov do kontsa XVIII veka.
  7. 7. Zhigulin E. V. Khudozhestvennoe svoeobrazie teatra Dimitriia Rostovskogo. Dis. ... kand. iskusstvovedeniia. M., 1995.
QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library