THE ANNIVERSARY BY A. P. CHEKHOV: UNKNOWN BEGINNING OF THE STAGING HISTORY
Table of contents
Share
QR
Metrics
THE ANNIVERSARY BY A. P. CHEKHOV: UNKNOWN BEGINNING OF THE STAGING HISTORY
Annotation
PII
S013160950017691-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vladimir Zviniatskovsky 
Occupation: Professor
Affiliation: Mariupol State University
Address: Ukraine,
Edition
Pages
231-232
Abstract

There has been no information concerning the stage performances of Chekhov’s The Anniversary before 1900. The article outlines the world premiere of Chekhov’s play on March 31, 1893 in Kiev.

Keywords
N. N. Solovtsov, Kievlyanin, world premiere, stage history, literary struggle of 1880-1890S.
Received
28.11.2021
Date of publication
01.12.2021
Number of purchasers
6
Views
81
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf Download JATS
1 ЗАМЕТКИ
2 DOI: 10.31860/0131-6095-2021-4-231-232 © В. Я. Звиняцковский (Украина)
3 «ЮБИЛЕЙ» А. П. ЧЕХОВА: НЕИЗВЕСТНОЕ НАЧАЛО СЦЕНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
4 Согласно мемуарному свидетельству И. Л. Леонтьева-Щеглова, Чехов «драматургом <...> сделался <...>, можно сказать, нечаянно, попав однажды в театр Корша на представление заигранной одноактной пьески „Победителей не судят“ (сюжет пьески вертится на укрощении грубого, но добродушного моряка великосветской красавицей). <...> У Корша отличались г-жа Рыбчинская и г. Соловцов, находившийся, кстати сказать, в приятельских отношениях с Чеховым. Соловцов, своей дюжей фигурой, зычным голосом и резкой манерой подходивший как нельзя более к заглавной роли, настолько понравился Чехову, что у него, как он сам мне рассказывал, явилась мысль написать для него „роль“. нечто вроде русского медведя, взамен французского. Таким образом, появился на свет водевиль „Медведь“ — чеховский театральный первенец, жизненностью и оригинальностью оставивший далеко за флагом своих шаблонных водевильных сверстников».1
1. Леонтьев-Щеглов И. Л. Из воспоминаний об Антоне Чехове // А. П. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1986. С. 59-60.
5 И дальше Леонтьев-Щеглов рассказывает о первом сценическом успехе Чехова — представлении «Медведя».
6 Но если Чехов был обязан своему приятелю Н. Н. Соловцову (1857-1902) и «нечаянной» идеей стать драматургом, и первым сценическим успехом, то и Соловцов был обязан своему приятелю Чехову переходом от шаблонных водевильных характеров к не вполне шаблонным. И это лишь первое, чем оба друг другу были обязаны. Подводя итог многолетней дружбе, Чехов писал О. Л. Книппер 15 января 1902 года: «Умер Соловцов. Мне даже не верится. Я от него получал громадные телеграммы, то поздравительные, то деловые, зарабатывал через него по крайней мере рублей 200 в год…».2
2. Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. М., 1981. Т. 10. С. 170.
7 Поздравительные телеграммы были связаны с тем огромным успехом (как видим по приведенной выше цитате, коммерческим в том числе), которым всегда, без единого исключения, пользовались в Киеве и Одессе пьесы Чехова, поставленные здесь впервые именно Соловцовым. А в Москве он единственный при жизни Чехова ставил «Лешего». Таким образом, можно сказать, что Соловцов был у истоков сценической истории всех более или менее заметных драматических произведений Чехова (разумеется, кроме «Вишневого сада», до которого не дожил).
8 Читатель, сведущий в чеховедении, может мне решительно возразить: мол, нельзя так сказать, ибо к более или менее заметным произведениям чеховской драматургии мы относим и чеховские водевили, «жизненностью и оригинальностью оставившие далеко за флагом своих шаблонных водевильных сверстников». А это не только «Медведь», но еще и как минимум «Юбилей». А про него, в свою очередь, из комментария к академическому собранию сочинений нам известно, что он впервые был поставлен 28 ноября 1900 года, и отнюдь не Соловцовым.3 Последнее обстоятельство выглядит странным. Организатор рискованного предприятия — Киевского товарищества драматических артистов, Соловцов с 1891 года избрал миссию удивлять требовательную, капризную, но совершенно нетеатральную киевскую публику. Он решил стать здесь не очередным гастролером, а создать первый в городе постоянно действующий драматический театр. А для этого был необходим именно нешаблонный, незаигранный репертуар. Это — одна сторона медали.
3. См.: Там же. Соч.: В 18 т. Т. 12. С. 397.
9 А вот и другая — литографированное издание разрешенной к постановке новой пьесы: Юбилей. Шутка в 1-м действии А. Чехова. М., 1892. Неужели Соловцов им не воспользовался?
10 К счастью, существует летопись истории драматического театра в Киеве за XIX столетие — по 1893 год включительно. И вот почти в самом конце этой летописи читаем, что весенний сезон Киевского товарищества драматических артистов в 1893 году открылся 31 марта, и в афишах этого первого спектакля значились: «„Счастливец“, ком<едия> в 4 д. Немиров<ича>-Данченко; „Юбилей“, шутка в 1 д. Чехова в 1-й раз в Киеве».4 Смеем предположить, что это могла быть и «мировая» премьера, не отмеченная в академическом 30-томнике.
4. Николаев Н. И. Драматический театр в г. Киеве: Исторический очерк (1803-1893 гг.). Киев, 1898. С. 199.
11 Упоминание о «Юбилее» в театральной летописи Н. И. Николаева подтверждается и откликами в печати. Так, 2 апреля в газете «Киевлянин» можно было прочесть следующее: «Спектакль 31 марта закончился новой одноактной пьеской А. П. Чехова „Юбилей“. Это пьеска несколько карикатурная, но не лишенная наблюдательности и той свежести юмора, блестки которого рассеяны по всем крошечным беллетристическим произведениям талантливого автора. Благодаря непринужденной и оживленной игре г. Чужбинова, г-жи Шаравьевой, г. Долинова и г-жи Чужбиновой в театре все время стоял несмолкаемый хохот. Театр был полон».5
5. Из. Ал-ский [Александровский И. В.]. Театральные заметки // Киевлянин. 1893. 2 апр. № 90.
12 Эта мини-рецензия в контексте многочисленных отзывов газеты «Киевлянин» на прижизненные постановки пьес Чехова по-своему уникальна. Дело в том, что эта газета на протяжении полутора десятилетий вела унылую и мелочную войну с серьезными произведениями упомянутого «талантливого автора», блестки юмора которого, как снисходительно указывал киевский рецензент, «рассеяны по всем крошечным беллетристическим» его произведениям. Что ж, некогда Чехов в молодом задоре сам объявил войну мракобесному органу печати, и как раз в одной из «блесток» своей юмористики, точнее в одном из «Обер-верхов», опубликованных в «Осколках» почти ровно за десять лет до цитированной рецензии — 9 апреля 1883 года:
13 Верх благонамеренности
14 Нам пишут, что на днях один из сотрудников «Киевлянина», некий Т., начитавшись московских газет, в припадке сомнения сделал у самого себя обыск. Не нашедши ничего предосудительного, он все-таки сводил себя в квартал.6
6. Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем. Соч. Т. 2. С. 106.
15 Театральным обозревателем «Киевлянина» с начала 1880-х служил Измаил Владимирович Александровский (годы жизни точно неизвестны, примерно 1850-е — 1920-е). Вряд ли именно он ассоциировал себя с героем «Верха благонамеренности», и вряд ли вообще у этого героя был конкретный прототип — дело было в общем реакционном, охранительном духе «Киевлянина», известном всей Российской империи. Но как бы то ни было, Александровский последовательно ругал все киевские соловцовские спектакли по пьесам Чехова, начиная «Ивановым» и кончая «Тремя сестрами».
16 Однако же «Юбилей» привел обозревателя в благодушно-снисходительное настроение. Видимо, игра соловцовской труппы была и впрямь «непринужденной и оживленной».

References

1. Chekhov A. P. Poln. sobr. soch. i pisem: V 30 t. Pis'ma: V 12 t. M., 1981. T. 10.

2. Chekhov A. P. Poln. sobr. soch. i pisem: V 30 t. Soch: V 18 t. M., 1975-1978. T. 2, 12.

3. Leont'ev-Shcheglov I. L.Iz vospominanii ob Antone Chekhove // A. P. Chekhov v vospominaniiakh sovremennikov. M., 1986.

4. Nikolaev N. I. Dramaticheskii teatr v g. Kieve: Istoricheskii ocherk (1803-1893 gg.). Kiev, 1898.

Comments

No posts found

Write a review
Translate