THE METAPHYSICAL QUEST OF ANDRZEJ STASIUK
Table of contents
Share
QR
Metrics
THE METAPHYSICAL QUEST OF ANDRZEJ STASIUK
Annotation
PII
S013160950016539-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Tadeusz Sucharski 
Occupation: Professor
Affiliation: Institute of Philology, Pomeranian University in Sl'upsk
Address: Poland,
Edition
Pages
25-26
Abstract

The foreword to the essay by the contemporary Polish writer Andrzej Stasiuk describes the main milestones of his career, examines the special features of the poetics of his works, outlines his attitude to the Russian culture and the place of his essay on Dostoevsky in the context of the author’s metaphysical quest.

Keywords
F. M. Dostoevsky, Andrzej Stasiuk, reception, international relations of Russian literature.
Received
29.08.2021
Date of publication
01.09.2021
Number of purchasers
6
Views
83
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf Download JATS
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2021-3-25-26
2 © ТАДЕУШ СУХАРСКИЙ (Польша)
3 МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ПОИСКИ АНДЖЕЯ СТАСЮКА
4 В 2022 году исполнится тридцать лет со дня дебюта Анджея Стасюка (род. 1960), одного из самых выдающихся современных польских писателей. С самого начала он привлекал внимание читателей и критиков красивым, поэтическим и одновременно острым, метафорическим и подчас суровым языком. Было высоко оценено как его искусство повествования, так и смелость поднимать темы, близкие к табуированным (тюремные «Стены Хеврона» («Mury Hebronu»)). В его ранней прозе ярко проявились элементы магического реализма (подкрепленного поэтической прозой), неожиданно использованного в создании образа безнадежного постсовхозного мира («Галицийские рассказы» («Opowiesci galicyjskie»)). Очень конкретная, почти осязаемая реальность в произведениях Стасюка пронизана метафизичностью. Она слышна в, казалось бы, мелком, провинциальном и плебейском мире. Стасюк пытается диагностировать личность человека, который живет в посткоммунистических частях Европы, понять его идентичность. Он путешествовал по Юго-Восточной Европе, по Балканам, a свои наблюдения и глубокие размышления об этих путешествиях включил в несколько важных книг («На пути в Бабадаг» («Jadac do Babadag»); «Фаду» («Fado»); «Дневник, написанный позже» («Dziennik pisany pózniej»)). Он мастерски изображает пейзажи, повседневную жизнь, будни. Пространственные путешествия сопровождаются путешествиями Стасюка в былое; писатель часто возвращается в молодость в коммунистической Польше. Хочет разобраться в себе, задает вопросы — кем я был, кто я, что меня сформировало.
5 Однако в течение многих лет Стасюк избегал поездок в Россию как будто в страхе столкнуться со страной, из которой коммунизм пришел в Польшу. После преодоления этого нежелания частые поездки в Россию (на Дальний Восток) стали попыткой поиска утраченного коммунистического мира детства. Результатом этих путешествий стали две важные книги — «Восток» («Wschód») и «На ослике» («Osiolkiem»). Эти книги упоминает писатель в заключении эссе.
6 Для Стасюка мир романа Достоевского — совсем другая, даже экзотическая реальность. Другие русские, иная, может быть, смешная духовность, отрешенность от жизни. В своем чтении «Идиота» Стасюк только как бы ускользает от метафизики, но видит ее там, где другие не могут заметить, и находит в Рогожине воскресителя жизни из небытия. Можно ли найти более подходящие размышления на Пасху?

Comments

No posts found

Write a review
Translate