RAS History & PhilologyРусская литература Russian literature

  • ISSN (Print) 0131-6095
  • ISSN (Online) 3034-591X

THE CHAIN-BREAKER: A. F. LOSEV’S THEORY OF STYLE

PII
S013160950013977-8-1
DOI
10.31860/0131-6095-2021-1-233-234
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / Issue 1
Pages
233-234
Abstract

 

.

 

Keywords
Date of publication
01.03.2021
Year of publication
2021
Number of purchasers
6
Views
110

DOI: 10.31860/0131-6095-2021-1-233-234

© Р. А. Поддубцев

ВЫЗВОЛЯЮЩИЙ ИЗ ЦЕПЕЙ: УЧЕНИЕ А. Ф. ЛОСЕВА О СТИЛЕ1

1. * Лосев А. Ф. Учение о стиле / Общ. ред. и сост. А. А. Тахо-Годи, Е. А. Тахо-Годи; вступ. статья К. В. Зенкина. М.; СПб.: Нестор-История, 2019. 456 с.

В 2019 году издательство «Нестор-История» выпустило том «Учение о стиле». В нем собраны поздние работы философа и искусствоведа А. Ф. Лосева. Прежде всего это объемные труды «Некоторые вопросы из истории учений о стиле» и «Теория художественного стиля», впервые печатающиеся в России. К ним прилагается фрагмент книги «Эстетика природы: природа и ее стилевые функции у Ромена Роллана», а также статьи «Античные теории стиля в их историко-эстетической значимости», «Художественные каноны как проблема стиля», «Проблема вариативного функционирования поэтического языка» и конспект лекций по истории эстетики Нового времени.

Составители тома А. А. Тахо-Годи и Е. А. Тахо-Годи в послесловии резюмируют: «Настоящее издание может рассматриваться как своеобразная антология всего написанного А. Ф. Лосевым в 1970-е годы об учении о стиле, что может помочь лучше представить эволюцию взглядов мыслителя на эту проблему при соотнесении их с работами 1920-х годов...» (с. 448). Опубликованные труды не только дают представление о взглядах А. Ф. Лосева. Они одновременно расширяют и уточняют границы толкования такого сложного понятия, как стиль, и намечают пути дальнейших исследований.

А. Ф. Лосев является принципиальным противником позитивизма. Это исходный пункт его рассуждений. В качестве иллюстрации достаточно привести одну критическую реплику: «Чистый позитивизм как учение о каких-то якобы чувственно воспринимаемых, якобы объективных и якобы фактах никогда и нигде не выдерживал своей позиции до конца» (с. 122). Философские убеждения А. Ф. Лосева естественным образом влияют на его филологические предпочтения. В «Учении о стиле» часто встречаются указания на недостатки позитивистских подходов к анализу художественных текстов. Эту последовательность и стройность мысли хочется особо выделить. А. Ф. Лосев выступает прежде всего против формальной школы и структурализма. Он пишет: «тот формалист, который хотел бы свести явление стиля только на подсчеты букв в словах, подсекает сам себя, и, чтобы осмыслить хоть как-нибудь свою статистику, волей-неволей должен вводить в свое исследование и содержательные моменты стиля» (с. 134). И чуть ниже: «Такой структуралист, который ничего не видит в предмете, кроме структуры, конечно, заслуживает осуждения. Ведь всякая структура есть структура чего-нибудь» (с. 197). С другой стороны, мы находим у него критику вульгарного социологизма и ленинской «теории отражения». Вот соответствующий фрагмент: «Это отождествление художественных стилей с экономической структурой общества, а иной раз даже и просто с его способом производства, по существу, было абстрактной метафизикой экономических категорий...» (с. 174). И еще один: «Художественный стиль не есть только отражение действительности, но и обратное воздействие на действительность» (с. 210). Стоит также подчеркнуть, что А. Ф. Лосев порицает стремление к абсолютизации тех или иных подходов, тягу к крайностям. Ему свойственен пафос умеренности, навеянный, очевидно, античными философскими системами и художественными образцами.

Что же предложено в «Учении о стиле» в качестве эффективного метода? А. Ф. Лосев считает неизбежным и необходимым сочетание эмпирических изысканий с логическим анализом стилевых проблем. Диалектически вскрывая заглавное понятие, он дает лаконичное определение. С его точки зрения, стиль — это «принцип конструирования всего потенциала художественного произведения на основе его тех или иных надструктурных и внехудожественных заданностей и его первичных моделей, ощущаемых, однако, имманентно самим художественным структурам произведения» (с. 228). Решающее значение здесь имеют три нюанса. Во-первых, провозглашается примат действительности, т. е. делается акцент на способности внехудожественных явлений служить опорой для построения художественных структур. Во-вторых, признается факт сохранения в произведении искусства первичного потенциала, благодаря которому оно является не только копией, но и образцом. Наконец, последнее и, возможно, главное. А. Ф. Лосев делает ставку в том числе на интуицию. Он предостерегает: «Гоняясь за точным анализом художественного стиля, мы часто не замечаем того, что впадаем в излишний рационализм и излишним образом логизируем и само художественное произведение, и его стиль. Надструктурные и надмодельные, надтехнические и надсознательные приемы должны вызволить нас из цепей этого метафизического рационализма» (с. 220). Более того, не все может и должно быть познано до конца. А. Ф. Лосев оставляет место для тайны и великодушно освобождает нас от псевдонаучного празднословия.

Книга «Учение о стиле» сегодня не будет лишней на полке каждого филолога. Не исключено, что радикально настроенным исследователям она покажется чересчур традиционной или даже старомодной. В середине XX века А. Ф. Лосев не боялся высказывать непопулярные суждения, шедшие вразрез с господствовавшим тогда структурализмом (в советской России, конечно, в умах, а не в официальном культурном поле), теперь, на исходе первой трети XXI века, он тоже едва ли придется ко двору. Однако нужно вовсе не иметь философского и литературоведческого чутья, чтобы отрицать острую актуальность его работ. В эпоху трансгуманизма и развития искусственного интеллекта А. Ф. Лосев поворачивает нас лицом к человеку, утверждая ценность личности и не впадая при этом в субъективизм. Он постулирует: «…как бы там ни было, а последнее объяснение художественного стиля коренится только в общечеловеческой истории» (с. 216). Напоследок стоит добавить, что тексты, вошедшие в изданный том, сами по себе являются превосходными образчиками стиля (в обиходном значении этого слова). Убедительность, тактичность, а иногда и ироничность их автора вызывают почтение.

References

QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library