О ДАТИРОВКЕ ФОТОПОРТРЕТА А. А. ФЕТА РАБОТЫ М. Б. ТУЛИНОВА
О ДАТИРОВКЕ ФОТОПОРТРЕТА А. А. ФЕТА РАБОТЫ М. Б. ТУЛИНОВА
Аннотация
Код статьи
S013160950012914-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кузьмина Ирина Алек 
Должность: главный библиотекарь
Аффилиация: Библиотека Академии наук
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
44-49
Аннотация

В статье рассматриваются экземпляры фотографии А. А. Фета работы М. Б. Тулинова, хранящиеся в Институте русской литературы, и на основании писем родственников поэта и других источников уточняется их датировка.

Ключевые слова
А. А. Фет, М. Б. Тулинов, Н. С. Мосолов, портрет, фотография.
Классификатор
Получено
06.12.2020
Дата публикации
08.12.2020
Всего подписок
16
Всего просмотров
431
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2020-4-44-49
2 © И. А. КУЗЬМИНА
3 О ДАТИРОВКЕ ФОТОПОРТРЕТА А. А. ФЕТА РАБОТЫ М. Б. ТУЛИКОВА
4 Иконография Фета — тема малоисследованная, что в полной мере касается и фотографических изображений поэта. Одна из проблем заключается в том, что за неимением необходимой информации фотографии датируются весьма приблизительно, иногда и вовсе условно, без всякой связи с конкретными биографическими фактами. Фотографический портрет Фета визитного формата, выполненный в ателье известного мастера М. Б. Тулинова (1823-1889), обычно относят к 1861-1863 годам, но выявленные источники позволяют дать более точную датировку.
5 Деятельность Тулинова в качестве самостоятельного фотографа началась в Петербурге, где на Невском проспекте около года существовало его совместное с двумя другими владельцами ателье, затем он купил в Москве фотографическое заведение С. Зимулина. Т. Н. Шипова, автор исключительно ценного исследования о московских фотографах, цитирует рубрику под названием «Московская летопись» из газеты «Санкт-Петербургские ведомости» от 15 ноября 1861 года, извещавшую о начале работы Тулинова на новом месте: «На днях открыта в Москве новая фотография г. Тулинова, художника, работающего превосходно и дешево. Читатель знает, что я враг всяких реклам, и следовательно поймет, что если я ему рекомендую г. Тулинова, то именно потому, что он действительно чрезвычайно добросовестно исполняет свою обязанность перед публикой. / Фотография г. Тулинова находится на Кузнецком Мосту в доме Тверского подворья».1
1. Шипова Т. Н. Московские фотографы. 1839-1930: История московской фотографии. М., 2012. С. 350-351.
6 В музейной коллекции Пушкинского Дома тулиновский портрет Фета представлен двумя экземплярами. Один из них примечателен тем, что имеет на обороте дарственную надпись, снабженную точной датой:
7 «Молодому художнику Николаю Семеновичу Мосолову
8 от заштатного
9 А. Фет.
10 28 декабря 1862 года. Москва».2
2. ИРЛИ. Инв. 21909. Сообщение об этом снимке содержится в обзоре Е. М. Аксененко: Материалы А. А. Фета в Пушкинском Доме // А. А. Фет: Материалы и исследования / Отв. ред. Н. П. Генералова, В. А. Лукина. М.; СПб., 2010. Вып. 1. С. 515.
11 Штамп на лицевой стороне фирменного бланка: «Фотография Тулинова».
12 Штамп на обороте: «ФОТОГРАФИЯ ТУЛИНОВА / на Кузнецк. мост. д. Тверск. Подворья / МОСКВА».
13 Итак, московское ателье Тулинова открылось в 1861 году, примерно в начале ноября, а карточка Фета была надписана в декабре следующего года. Эти факты сами по себе дают основание сузить рамки существующей датировки. И есть убедительные свидетельства родственников поэта относительно того, когда именно он фотографировался. Так, 30 декабря 1862 года Надежда Афанасьевна Борисова писала в Москву брату Фету (в ответ на его письмо, не сохранившееся): «Если портреты твои удадутся — сделай милость, один мне...».3 М. П. Фет в письме к своему брату, М. П. Боткину, от 21 февраля 1863 года также упоминает фотографию мужа: «Посылаю тебе его карточку, очень похожа, он снял ее нынешней зимой после своей болезни. Свою карточку я не сделала…».4 Правда, приведенные источники не называют фамилии фотографа, но кажется маловероятным, что Фет снимался тогда не у Тулинова.
3. ИРЛИ. № 20272. Л. 55 об. См. также: Письма И. П. Борисова и Н. А. Борисовой к А. А. Фету и М. П. Фет. Ч. II: 1862-1865 / Публ. И. А. Кузьминой // А. А. Фет: Материалы и исследования / Отв. ред. Н. П. Генералова, В. А. Лукина. СПб., 2013. Вып. 2. С. 261.

4. ИРЛИ. Ф. 365. Оп. 1. № 128. Л. 4.
14 Начиная с осени 1860 года Феты постоянно жили в Орловской губернии, в собственном имении, однако зимой обычно на несколько месяцев переезжали в Москву и гостили у родственников Марии Петровны. Зима 1862-1863 годов не стала исключением, хотя оказалась трудной. Началась она с несчастья: уже на следующий день после приезда в Москву, 8 ноября 1862 года, Фет повредил себе руку. Как это произошло, подробно описано в письме поэта к В. П. Боткину от 17 ноября и в его воспоминаниях. Феты остановились тогда в усадьбе Боткиных на Маросейке, во флигеле, связанном с большим домом узким переходом полуподвального этажа. Вечером, торопясь к себе по этому переходу, Фет случайно открыл дверь, ведущую на улицу, «и на всем ходу вылетел на мерзлый двор, сильно зашиб голову и свихнул левую руку».5 Утром следующего дня хирург И. Н. Новацкий наложил на поврежденную руку гипс.6 В воспоминаниях Фет утверждает, что через три недели от вывиха не осталось и следа,7 тогда как на самом деле последствия падения давали себя знать гораздо дольше, вдобавок за травмой последовали болезни.
5. Переписка А. А. Фета с В. П. Боткиным. 1857-1869 / Вступ. статья, публ. и комм. Ю. П. Благоволиной // Лит. наследство. 2008. Т. 103. Кн. 1. С. 325.

6. Фет А. А. Мои воспоминания: [В 2 ч.]. 1848-1889. М., 1890. Ч. 1. С. 358.

7. Там же.
15 Мария Петровна, перечисляя в своем письме к брату Михаилу многочисленные недуги, мучившие ее мужа в Москве, сообщает более свежие, по сравнению с воспоминаниями Фета, а значит, вероятно, и более точные сведения: «Зимой мы ездили в Москву, т. е. в ноябре поехали 6 чис<ла> и 4 февраля выехали. Ровно пробыли там три месяца. Гостили мы все время на Маросейке во флигеле. Все бы было отлично, все были с нами ужасно милы и любезны; но Фет все время был болен. На другой день нашего приезда Фет, переходя из большого дома во флигель, ошибся дверью и упал с лестницы, расшиб себе левую руку и шесть недель был <с> подвязанной рукой. Страдал он много с этой рукой, потом так страшно стал терять геморройной крови, что с ним стали делаться беспрестанные обмороки, так ослаб от потери крови, что просто беда! Долго не могли ее остановить, однако после разных усиленных лекарств она остановилась. Потом привязалась к нему лихорадка, так что он поехал в деревню едва только поправивший<ся> от всех этих болезней. Фет так переменился, что все говорили одно: „надо ехать Вам за границу“».8
8. ИРЛИ. Ф. 365. Оп. 1. № 128. Л. 3-3 об.
16 Проживавший близ Мценска зять Фета Иван Петрович Борисов, к которому супружеская чета в феврале 1863 года заехала по дороге домой в Степановку, был поражен видом друга. «На первых днях Масленицы неожиданно сам увидал ранним утром, как из-за березняка подвигалась почтовая повозка тройкой, и, рассматривая барахтанье тонувших в снегу пристяжных, по высунувшейся бороде узнал Фета. Но когда занес руки объять его, то испугался — передо мною стояла тень прежнего — восковое, прозрачное, бескровное тело — мутный взгляд»,9 — писал он впоследствии Тургеневу.
9. И. П. Борисова / Публ. Е. М. Хмелевской // Тургеневский сборник: Материалы к Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Л., 1968. Вып. 4. С. 372.
17 Как видим, Фет прохворал всю зиму, что не помешало ему около 20-х чисел декабря 1862 года посетить относительно недавно открытое, но ставшее уже популярным фотографическое заведение Тулинова. Характерная для того времени мода на «визитные» портреты, которыми было принято обмениваться с друзьями и родственниками, побудила и Фета запастись собственными изображениями. И вопреки всему карточки вышли удачными, мастерство фотографа и небольшой формат фотографии сгладили следы перенесенной болезни.
18 А теперь перейдем ко второму экземпляру тулиновского портрета из фондов ИРЛИ.10 От рассмотренного выше он отличается не только отсутствием дарственной надписи, но и фирменным бланком, на обеих сторонах которого отпечатано: «Фотография художника (курсив наш. — И. К.) Тулинова». Адрес остается прежним: дом Тверского подворья на Кузнецком Мосту.
10. ИРЛИ. Инв. 23239/26. Опубликован: Фет А. А. Собр. соч. и писем: В 20 т. СПб., 2007. Т. 4. Фронтиспис.
19 Прослеживая изменения в оформлении продукции Тулинова, происходившие на протяжении всего периода существования его заведения, Т. Н. Шипова утверждает: «Московские портреты, выполненные Михаилом Тулиновым в 1861-1863 гг., легко определить по текстам на фирменных бланках. Под изображением по полю бланка есть надпись: „Фотография Тулинова“ (возможно и отсутствие текста); на обороте: „Фотография Тулинова. На Кузнецк. мост., д. Тверск. подворья. Москва“».11
11. Шипова Т. Н. Московские фотографы. С. 352.
20 Заметим, что это описание полностью соответствует фирменному бланку первого экземпляра фотографии (с дарственной надписью).
21 Далее в монографии Т. Н. Шиповой говорится: «В ноябре 1863 г. М. Б. Тулинов получил аттестат Академии художеств. После уплаты пошлины за содержание ателье обер-полицмейстер выдал „содержателю фотографии свободному художнику Михаилу Борисовичу Тулинову билет № 122“. С получением аттестата мастер приобретал право внести слово „художник“ в вывеску своего заведения и в бланки фотографии. На лицевой стороне бланков 1864 г. под портретом было написано: „Фотография художника Тулинова“, на обороте: „Фотография художника Тулинова на Кузнецк. мост., д. Тверск. подворья. Москва“. Бланки 1864 г., как и бланки предыдущих лет, довольно редки».12
12. Там же. С. 353.
22 А это уже описание бланка второго портрета Фета из фондов ИРЛИ.
23 Следующее изменение бланка отражает новый этап в деятельности Тулинова. «В течение 1864 г. М. Б. Тулинов был фотографом Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений, выполнял задания на территории Московского зоологического сада», за что был пожалован правом помещать на вывеске и фирменных бланках государственный герб.13 В 1865 году он оборудовал на территории Зоологического сада второе ателье, которое функционировало уже в августе. «С августа (возможно, чуть позже) тулиновские бланки стали издаваться в нескольких вариантах: с изображением государственного герба и с адресами на Кузнецком мосту и в Зоологическом саду».14
13. Там же. С. 354-355.

14. Там же. С. 355.
24 Приведенные Т. Н. Шиповой сведения позволяют ограничить датировку второго экземпляра 1864-1865 годами, так как на его бланке нет ни адреса филиала в Зоологическом саду, ни герба. Подробно изученная иконография Тургенева знает примеры, когда с давней фотографии делались дополнительные отпечатки, порой даже в другом ателье.15 Видимо, нечто подобное произошло и в данном случае. Фет считал снимки Тулинова удачными и, когда они были раздарены, не стал фотографироваться заново, а просто заказал еще несколько копий у того же мастера.
15. См., например: Waddington P. A Catalogue of Portraits of Ivan Sergeyevich Turgenev (181883). Pinehaven, 1999. P. 13.
25 Отчасти благодаря дополнительным копиям тулиновская визитка является наиболее распространенной фотографией поэта, в архивных собраниях она встречается чаще других. Еще два снимка, Ф.-Г. Мёбиуса и А. И. Деньера, хронологически близки к тулиновскому: первый условно датируется 18591861 годами (известен парный к нему снимок М. П. Фет), второй, по всей вероятности, относится к 1859 году.16 Итак, можно с уверенностью говорить о том, что фотография, сделанная в ателье М. Б. Тулинова и имеющая на обороте дарственную надпись «молодому художнику» Н. С. Мосолову, датируется декабрем 1862 года.
16. Снимок Фета работы петербургского фотографа Деньера известен только по литографии П. Ф. Бореля и сделан специально для «Портретной галереи русских литераторов, журналистов, художников и других замечательных людей», изданной в 1859-1860 годах А. Э. Мюнстером. В объявлении, помещенном в «Санкт-Петербургских ведомостях» (1859. 18 дек. № 276. С. 1234), Мюнстер, обещая продолжить начатое дело, сообщает: «Мы уже запаслись достаточным количеством материалов вперед, так что можем указать довольно определенно на содержание будущих тетрадей „Портретной галереи“...». Далее следует длинный список лиц, портреты которых уже находились в распоряжении издателя. Фет в этом списке назван, что дает основание предполагать, что он снимался у Деньера не позднее 1859 года. Портрет Фета вышел в 1860 году в составе 17-й тетради «Портретной галереи» (ценз. разр. 17 августа 1860 года).
26 В заключение скажем несколько слов о художнике, которому 28 декабря 1862 года Фет подарил свою карточку. Николай Семенович Мосолов (1846-1914) был потомком известных коллекционеров, что предопределило его судьбу. Родовым гнездом дворян Мосоловых с XVIII века было имение Жерновка Каширского уезда Тульской губернии. Дед художника, тоже Николай Семенович, по некоторым данным, участник сражений под Бородином и Малоярославцем, имел в Жерновке небольшое, но ценное собрание картин старых мастеров итальянской, фламандской и голландской школ. У его единственного сына, Семена Николаевича Мосолова (1812-1880), были свои пристрастия в искусстве; обладая значительным состоянием, он всю жизнь пополнял коллекцию офортов Рембрандта. Портреты обоих Мосоловых, написанные О. А. Кипренским (1811) и В. А. Тропининым (1836), хранятся в Третьяковской галерее. Воспитанный в такой среде, Н. С. Мосолов-младший с детских лет рисовал и гравировал, став со временем одним из лучших офортистов XIX века. Гравировал он большей частью работы старых мастеров, отдавая предпочтение Рембрандту, любовь к которому унаследовал от отца. В деле коллекционирования он также пошел по стопам отца, составив уникальное для России собрание гравюр и рисунков Рембрандта и других мастеров голландской школы.17 Всю свою коллекцию Мосолов завещал Румянцевскому музею (ныне находится в гравюрном кабинете ГМИИ имени А. С. Пушкина).
17. См. подробнее: Шайкевич С. С. Н. С. Мосолов. Очерк его художественной деятельности, с приложением каталога всех его произведений // Вестник изящных искусств, изданный при Императорской Академии художеств. СПб., 1885. Т. 3. С. 130-139. Следует назвать также мемуары соседки Мосоловых по имению писательницы С. В. Энгельгардт, близко знавшей Н. С. Мосолова-старшего и его сына (Энгельгардт С. В. Из воспоминаний // Русский вестник. 1887. Т. 193. № 11. С. 160-166).
27 В конце 1862 года Мосолов был в самом начале своего творческого пути, хотя добился уже первых успехов: за одну из копий с офортов Рембрандта Академия художеств наградила его малой серебряной медалью. О том, когда и при каких обстоятельствах состоялось его знакомство с Фетом, сведений нет. Мы можем лишь предполагать, что это произошло в конце 1850-х годов, когда его отец приобрел у наследников своего дяди, Ф. С. Мосолова, усадьбу на Большой Лубянке и переселился из Тульской губернии в Москву.18
18. Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013. С. 688. О знакомстве Фета с С. Н. Мосоловым свидетельствуют следующие строки из письма В. П. Боткина от 30 ноября 1863 года: «Уведомь меня, сколько примерно весу в ящике с двумя рисунками, который доставлен Щукиным, и где он лежит. Если не представит большого затруднения, — то посмотри эти рисунки и покажи Мосолову» (Переписка А. А. Фета с В. П. Боткиным. С. 364).
28 Что кроется за шуточным эпитетом «заштатный», которым охарактеризовал себя Фет, подписывая собственную фотографию? Несколько лет назад поэт пришел к убеждению, что ему нет больше места в мире профессиональных литераторов. Он купил хутор в степной глуши Орловской губернии и погрузился в сельское хозяйство. Вопреки принятому было решению ничего не писать и не печатать, литературные занятия он полностью не оставил, но поэзия на длительное время перестала быть главным делом его жизни.

Библиография

1. Аксененко Е. М. Материалы А. А. Фета в Пушкинском Доме // А. А. Фет: Материалы и исследования / Отв. ред. Н. П. Генералова, В. А. Лукина. М.; СПб., 2010. Вып. 1.

2. Переписка А. А. Фета с В. П. Боткиным. 1857-1869 / Вступ. статья, публ. и комм. Ю. П. Благоволиной // Лит. наследство. 2008. Т. 103. Кн. 1.

3. Письма И. П. Борисова и Н. А. Борисовой к А. А. Фету и М. П. Фет. Ч. II: 1862-1865 / Публ. И. А. Кузьминой // А. А. Фет: Материалы и исследования / Отв. ред. Н. П. Генералова, В. А. Лукина. СПб., 2013. Вып. 2.

4. И. П. Борисова / Публ. Е. М. Хмелевской // Тургеневский сборник: Материалы к Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Л., 1968. Вып. 4.

5. Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. М., 2013.

6. Фет А. А. Собр. соч. и писем: В 20 т. СПб., 2007. Т. 4.

7. Шипова Т. Н. Московские фотографы. 1839-1930: История московской фотографии. М., 2012.

8. Waddington P. A Catalogue of Portraits of Ivan Sergeyevich Turgenev (1818-83). Pinehaven, 1999.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести