«КАК ДЕЛАТЬ СТИХИ»: СВЕРДЛОВСКАЯ ЗАПИСНАЯ КНИЖКА В. В. МАЯКОВСКОГО Часть 1
«КАК ДЕЛАТЬ СТИХИ»: СВЕРДЛОВСКАЯ ЗАПИСНАЯ КНИЖКА В. В. МАЯКОВСКОГО Часть 1
Аннотация
Код статьи
S013160950012866-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хачатурян Любовь Валерьевна 
Должность: доцент
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
252-268
Аннотация

В статье анализируется методика работы В. В. Маяковского в записных книжках. Впервые публикуется записная книжка № 55 (Свердловская). Исследуются черновые варианты и редакции входящих в нее стихотворений «Екатеринбург — Свердловск», «Десятилетняя песня», «Император», «Сердечная просьба».

Ключевые слова
В. В. Маяковский, записные книжки, архивные материалы, архивы online, русская литература ХХ века.
Источник финансирования
Исследование подготовлено в рамках проекта РНФ № 19-18-00353, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Классификатор
Получено
03.12.2020
Дата публикации
08.12.2020
Всего подписок
16
Всего просмотров
464
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2020-4-252-268
2 «КАК ДЕЛАТЬ СТИХИ»:
3 СВЕРДЛОВСКАЯ ЗАПИСНАЯ КНИЖКА В. В. МАЯКОВСКОГО. ЧАСТЬ 1
4 (ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ, ПОДГОТОВКА ТЕКСТА И КОММЕНТАРИИ
5 © Л. В. ХАЧАТУРЯН)1
1. * Исследование подготовлено в рамках проекта РНФ № 19-18-00353, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
6 Среди исследований творчества В. В. Маяковского в последнее десятилетие начинают преобладать работы, посвященные записным книжкам поэта. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, не опубликован, за исключением отдельных документов, огромный комплекс записных книжек, блокнотов и рабочих тетрадей, которые Маяковский вел более двадцати лет.2 Вторым фактором стал растущий интерес к записной книжке как к «творческой мастерской», отражающей создание поэтического текста. Третьим фактором можно назвать влияние цифровой революции, сделавшей электронные копии рукописей рабочим инструментом исследователя.3
2. Есть сведения о 73 записных книжках (рабочих блокнотах и тетрадях) В. В. Маяковского. 72 имеют сплошную нумерацию. В 1930 году Маяковский предоставил 4 записные книжки в ГЛМ (ныне РГАЛИ) для подготовки выставки. В 1938 году 68 записных книжек были переданы Л. Ю. Брик в ГБМ (ныне ГММ). Одна записная книжка, датируемая 1928 годом и не включенная в общую нумерацию (хронологически — между 64-й и 65-й), находилась в частном архиве Т. А. Яковлевой-Либерман. См. об этом: Арутчева В. А. Записные книжки Маяковского // Лит. наследство. 1958. Т. 65. Новое о Маяковском. С. 396.

3. В настоящее время рукописи Маяковского доступны на порталах «РУКОПИСИ.ИМЛИ» ( >>>> ) и «Автограф. ХХ век» (НИУ ВШЭ — ИРЛИ РАН — РГАЛИ): http:// majaovskiy.literature-archive.ru.
7 Как отмечала Л. Д. Громова-Опульская в одной из своих последних работ, «в постмодернистской литературе незавершенность, фрагментарность, действительно становится творческим методом и художественным приемом. Если добавить к этому отсутствие свободы, невозможность своевременно печататься, как это происходило в XX веке со многими писателями, текучесть текста неизбежна».4 Записная книжка предстает оптимальным объектом для изучения «движения текста»5 — генетической критики. Текст будущих произведений представлен здесь во множестве вариантов. Реконструируя процесс заполнения страниц, мы можем проследить динамику тексто- и словообразования, отбора и даже авторской цензуры вне влияния государственных структур, заказчика или редактора. Не случайно наиболее полные варианты произведений литературы ХХ века (примерно с конца 1920-х годов и до конца 1970-х) мы находим не в беловых автографах издательского портфеля, а в записных книжках или рабочих тетрадях поэтов.
4. Громова-Опульская Л. Д. Текстология незавершенного (Л. Толстой) // Русская литература. 2002. № 2. С. 117.

5. Там же.
8 Взгляд на художественный текст как на «вечно становящуюся систему»6 позволяет отнестись к записям как к самостоятельному произведению особого «пограничного» жанра.7 Закономерно меняется и подход к их публикации. Примерно до последней четверти ХХ века записные книжки были фактически «препарированы»8 на «Варианты и разночтения» и «Неиспользованные строки и рифмы», традиционные разделы академического собрания сочинений,9 как некогда «препарировались» на примечания дневники и переписка писателей. Апология эго-документа вызвала огромный интерес к современной публикации без купюр,10 как целостного произведения, включающего весь спектр записей, смысл которого — в самом процессе «возникновения текста».11
6. Двинятина Т. М. Поэзия И. А. Бунина: основной текст (Проблемы текстологии. III) // Русская литература. 2010. № 1. С. 61. Более подробно о проблеме соотношения ранних и поздних редакций см. в работе А. М. Грачевой: «Определение редакций, основанное на хронологическом принципе (1-я, 2-я, 3-я), условно. Оно фиксирует лишь временную последовательность создания текстов. Но эта последовательность не равнозначна движению текста к основному в классическом понимании этого термина — как к наиболее полному, „лучшему“ и законченному отражению творческого замысла. Новая редакция раннего текста — это новое самодостаточное произведение, не перечеркивающее и не отвергающее предыдущего» (Грачева А. М. Текстологические проблемы научного издания сочинений писателей первой волны русской эмиграции (Собрание сочинений А. М. Ремизова) // Проблемы текстологии и эдиционной практики = Textologie et pratique éditoriale: Опыт французских и российских исследователей: Материалы круглого стола. М., 2003. С. 74).

7. Еще Б. В. Томашевский заметил: «...как бы мы точно ни определяли, всегда найдется такое произведение, которое встанет на самую границу, и мы не скажем, куда оно относится.» (Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. Курс лекций. Л., 1959. С. 503). В исследованиях французской генетической критики этот жанр выделен как авантекст (пред-текст, потенциально содержащий все возможные варианты развития). См.: Бельмен-НоэльЖ. Воссоздать рукопись, описать черновики, составить авантекст / Пер. О. Торпаковой // Генетическая критика во Франции: Антология / Вступ. статья и словарь Е. Дмитриевой. М., 1999. С. 93-115.

8. «Записные книжки были буквально „препарированы“ в рамках традиционной схемы „текст + варианты + комментарии“» (Вайнштейн О. Б. Удовольствие от гипертекста (Генетическая критика во Франции) // Новое литературное обозрение. 1995. № 13. С. 386). См. также: Березкин А. М. Когнитивные и прикладные аспекты современной текстологии // Русская литература. 2005. № 1. С. 67-80.

9. Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1958. Т. 9. С. 437-536.

10. См.: Грякалова Н., Иванова Е. Записные книжки Александра Блока без купюр // Наше наследие. 2013. № 105. С. 90-105.

11. Луи Э. Текста не существует. Размышления о генетической критике // Генетическая критика во Франции. С. 119.
9 * * *
10 В Свердловскую записную книжку входят одиннадцать стихотворений Маяковского и незавершенный отрывок «Уже второй должно быть ты легла <так!>». Предположительно эта записная книжка — детский «Альбом для стихов» карманного формата — была куплена на вокзале по дороге из Казани в Свердловск (Екатеринбург). В конце января 1928 года Маяковский отправился в лекционную поездку, включающую двенадцать выступлений по маршруту: Казань — Свердловск — Пермь — Вятка. Пребывание в Свердловске было коротким: пять дней с 26 по 30 января. Но за это время написано три стихотворения («Екатеринбург — Свердловск», «Император», «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру») и создана черновая основа для большинства остальных. Начатая в январе 1928 года, Свердловская записная книжка Владимира Маяковского12 может быть прочитана как идеальное пособие по стихосложению. Всего два года отделяют ее от статьи «Как делать стихи»,13 практическому и теоретическому руководству, в котором Маяковский подробно разбирает собственную технику.
12. РГАЛИ. Ф. 336. Оп. 5. Ед. хр. 71. Далее ссылки на эту единицу хранения приводятся в тексте сокращенно, с указанием номера листа. Этот документ оцифрован и доступен на портале «Автограф. ХХ век»: http://majakovskiy.literature-archive.ru/ru/content/zapisnaya-knizhka-s- паЬго8кат1-8НЬо1¥Огешу (дата обращения: 31.07.2020).

13. Маяковский В. В. Как делать стихи // Маяковский В. В. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 81-117.
11 Мотивом для описания «производства стихов» как рабочего процесса становится необходимость новой поэтики, в понимании Маяковского — социальный заказ, трагически для самого Маяковского не совпадающий с заказом государственным. Статья начинается с характерного императива «Я должен писать на эту тему».14 Расходится с госзаказом и само понимание новой поэзии. Маяковский начинает с неверной даты. Игнорируя великий рубеж — революцию, он разделяет «старую» и «новую» поэзию появлением авангарда. «Ссылка на то, что старая поэтика существует полторы тысячи лет, а наша лет тридцать — мало помогающая отговорка».15 Статья написана в 1926 году, и по «официальному календарю» новой поэзии десять, а не тридцать лет.
14. Там же. С. 81.

15. Там же. С. 82.
12 Статья является своеобразным откликом на основную повестку русской формальной школы. Вопрос о структуре и закономерностях развития художественного текста вызвал ответ поэта литературоведам в привычной для Маяковского ироничной форме: «Детей (молодые литературные школы также) всегда интересует, что внутри картонной лошади. После работы формалистов ясны внутренности бумажных коней и слонов. <...> С поэзией прошлого ругаться не приходится — это наш учебный материал».16 Декларируя сугубо практичный подход,17 Маяковский опять ошибается. Производственно-поэтической школы статья не создала. Но оказалась бесценной именно с научной точки зрения. Статья «Как делать стихи» стала идеальным «ключом» к собственному методу Маяковского, поясняя этапы создания первых художественных заготовок — авантекста будущих стихотворений; опираясь на нее, мы можем назвать рабочие инструменты поэта и показать, как и зачем он ими пользовался.
16. Там же. С. 81.

17. Ср.: «Я хочу написать о своем деле не как начетчик, а как практик. Никакого научного значения моя статья не имеет» (Там же. С. 82).
13 О своих блокнотах Маяковский пишет как о рабочем пространстве, в котором происходит фиксация и упорядочение непрерывного «делания» стихов: «Поэт каждую встречу, каждую вывеску, каждое событие при всех условиях расценивает только как материал для словесного оформления».18 Здесь мы находим и детальное описание самого процесса: «Хорошую поэтическую вещь можно сделать к сроку, только имея большой запас предварительных поэтических заготовок. <...> На эти заготовки у меня уходит все мое время. Я трачу на них от 10 до 18 часов в сутки и почти всегда что-нибудь бормочу. <...> Работа над этими заготовками проходит у меня с таким напряжением, что я в девяноста из ста случаев знаю даже место, где на протяжении моей пятнадцатилетней работы пришли и получили окончательное оформление те или иные рифмы, аллитерации, образы».19
18. Там же. С. 91.

19. Там же. С. 89-90.
14 Чтобы не потерять ни одной строки, Маяковский вел несколько записных книжек одновременно, при необходимости покупая новые (с этим связана и срочная покупка «Альбома для стихов» на вокзале). «Записная книжка — одно из главных условий для делания настоящей вещи. <...> У начинающих поэтов эта книжка, естественно, отсутствует, отсутствует практика и опыт. Сделанные строки редки, и потому вся поэма водяниста, длинна».20
20. Там же. С. 91.
15 В качестве примера подобных заготовок Маяковский приводит фрагмент из записной книжки 1911-1912 годов, при этом указывает точное время и место записи:
16 Улица.
17 Лица у... (Трамвай от Сухаревской башни до Срет<енских> ворот. <19>13 г.).
18 Угрюмый дождь скосил глаза, —
19 А за… (Страстной монастырь, <19>12 г.).21
21. Там же. Записная книжка не сохранилась. Самая ранняя запись в записных книжках Маяковского датирована 1917 годом («Революция. Поэтохроника»). Самая поздняя — 1930 годом («Во весь голос»).
20 Метод работы в блокноте не меняется и через пятнадцать лет. В Свердловской записной книжке мы видим множество использованных и неиспользованных заготовок: аллитераций и ассонансов, случайных фраз, фамилий, мест:
21 Влез
22 В лес
23 (л. 2 об.)
24 Кровожаден провожайте
25 (л. 6)
26 Во театре Корша (бе)
27 Ух ты мать моя родная Пьеска ничего себе22
22. В воспоминаниях Н. А. Брюханенко описан процесс занесения одной из строф этого стихотворения в блокнот: «Уже возвращаясь из театра, Маяковский написал четыре строчки. Он шел, бормотал, останавливался и писал. Записывал прямо на Петровке, поднося к свету магазинных витрин альбомчик с розовенькими и желтыми листочками, как у гимназисток для стихов» (цит. по: Маяковский В. В. Полн. собр. соч. Т. 9. С. 548).
28 (л. 9)
29 Записи вносятся скорописью. Скоропись Маяковского не соблюдает знаков препинания, правил орфографии, пробелов и прописных букв. Еще нет знаменитой лесенки. Функция скорописи — сохранить внутреннюю речь поэта, тот «словесный шум», который станет самым первым текстом стихотворения:
30 он мечтает увидеть узреть романова
31 не второго а пантилеймона
32 (л. 19)
33 Новая культура здравствуй
34 смотри и москва и харьков
35 в советах управляет государством
36 ткачиха и швея крестьянка тка швея и кухарка
37 (л. 22)
38 Похоже выглядит и скоропись других поэтов.23 О том, как происходила запись, например, у Осипа Мандельштама, мы можем судить по фрагменту из воспоминаний Надежды Мандельштам, пытавшейся фиксировать ее с голоса: «Он (Мандельштам. — Л. Х.) диктовал кусками, главку приблизительно в раз. Перед сеансом диктовки он часто уходил один погулять — на час, а то и на два. Возвращался напряженный, злой, требовал, чтобы я скорее чинила карандаши и записывала. Первые фразы он диктовал так быстро, словно помнил их наизусть, и я еле успевала их записывать. Потом темп замедлялся, но я часто путалась в длинных периодах».24
23. Например, у Марины Цветаевой: «С Нов год в кр сл / Перв п тебе на новом / — Недор, что — / Злачном — жв, м зычн, мес звуч / Как Эол пус баш-» (РГАЛИ. Ф. 1190. Оп. 3. Ед. хр. 34. Л. 10 об.).

24. Мандельштам Н. Я. Вторая книга. М., 1999. С. 203-204.
39 Дальше начиналась работа с текстом. Заготовка (чаще всего — основная аллитерация или ассонанс) переписывалась и становилась строфой, при этом выправленный текст вычеркивался Маяковским вертикально. Вертикальное зачеркивание через всю строфу (или строфы), чаще всего по диагонали, соседствует в записных книжках с горизонтальным.25 При расшифровке записных книжек очень важно учитывать их функциональное различие. Горизонтально вычеркнут отбракованный в ходе правки текст. Вертикально зачеркнут утвержденный текст, переписанный для дальнейшей работы на другой разворот или в беловик. Эту особенность правки Маяковского отметила текстолог В. А. Арутчева: «В результате работы он или перенумеровывал строфы или переписывал их в нужной последовательности, вычеркивая в записной книжке уже переписанную строфу. Поэтому подавляющее большинство черновиков в книжке перечеркнуто. <...> С карандашного текста сделан беловик, на что указывают перечеркнутые строфы, которые, по мере переписывания, Маяковский одну за другой вычеркивал чернилами».26 Если вычеркнутый наискосок текст передать курсивом, то этот процесс «вертикального зачеркивания» выглядит так:
25. Два вида зачеркиваний используются и в записных книжках А. А. Блока. В них сочетание вертикального и горизонтального зачеркивания визуально превращает запись в решетку.

26. Арутчева В. А. Записные книжки В. В. Маяковского. С. 329, 338. Подробнее о подобном зачеркивании в записной книжке № 55 и в эпилоге стихотворения «Император» см.: Хачатурян Л. В. Вертикальное зачеркивание. К творческой истории стихотворения В. В. Маяковского «Император» // Русская литература. 2019. № 4. С. 154-156.
40 умолк когда
41 Отросла за час у маркса
42 Под толстого борода
43 Час как частникова такса
44 Час разросся как года
45 даже выросла у Маркса
46 Под толстого борода.
47 (л. 9)
48 Правя стихотворение, Маяковский старался вести работу так, чтобы слои текста в записной книжке отделял не просто прочерк или разворот листа, но и временной промежуток. Правка требует диалога. Время, как своеобразный барьер между слоями текста, позволяет посмотреть на «свой» текст как на «чужой» и продолжить диалог с самим собой, в результате которого сможет появиться оптимальный поэтический текст: «Даже готовя спешную агитвещь, надо ее, например, переписывать с черновика вечером, а не утром. Даже пробежав раз глазами утром, видишь, как много легко исправляемого. <...> Умения создавать расстояния и организовывать время (а не ямбы и хореи) должно быть внесено как основное правило всякого производственного поэтического учебника».27
27. Маяковский В. В. Как делать стихи. С. 100.
49 Следующий этап работы касался завершенных строф, или, как их называл Маяковский, «кирпичей» или «глыб».28 В процессе работы над стихотворением взаиморасположение строф неоднократно менялось. Маяковский перенумеровывал их, расставляя в нужной последовательности, начиная и заканчивая произведение ударной строфой. В черновиках стихотворение начинается не первой, а «узловой» строфой, откуда он движется по периферии к его отдельным частям, объединяя «узлы» в общую систему координат, и только в конце работы выстраивает линейную композицию:29 «Наработав приблизительно почти все эти кирпичи, я начинаю их примерять, ставя то на одно, то на другое место, прислушиваясь, как они звучат, и стараясь представить себе производимое впечатление».30 Так, стихотворение «Екатеринбург — Свердловск» в записной книжке начиналось с седьмой строфы:
28. Там же. С. 107, 108.

29. В этом отношении можно не согласиться с замечанием Н. В. Реформатской: «Он (Маяковский. — Л. А.) работает над стихотворением не от начала к концу, последовательно развивая тему, а создает отдельные строфы без всякой видимой внутренней связи» (Реформатская Н. В. Работа Маяковского над циклом стихов «О поэзии» // Литературная учеба. 1937. № 5. С. 60).

30. Маяковский В. В. Как делать стихи. С. 107.
50 Полунебоскребы лесами
51 Поднял
52 чтоб в электричестве мыть
53 вечера
54 А рядом хибарка
55 дыра преисподняя
56 У этого Как будто у города
57 нету сегодня
58 А только завтра
59 и только вчера
60 (л. 1)
61 Вторая строфа («Под Екатеринбургом рыли каратики / Вгрызлись в мертвые породы и руды...»)31 осталась на своем месте, а третья стала первой:
31. Ср. в эдиционном тексте: «Под Екатеринбургом рыли каратики / Вгрызались в мертвые породы и руды...» (МаяковскийВ. В. Полн. собр. соч. Т. 9. С. 19; разночтение выделено полужирным шрифтом).
62 Из снегового
63 слепящего лоска
64 Из перепутанных
65 веток сучьев и хвои
66 встает внезапно домами
67 свердловска
68 особенный город
69 работник и воин32
32. В эдиционном тексте «особенный город» заменен на «новый город» (Маяковский В. В. Полн. собр. соч. Т. 9. С. 19).
70 (л. 2)
71 На финальном этапе появлялась лесенка — графически подчеркнутое ритмическое деление строфы: «Раздел строчек часто диктуется и необходимостью вбить ритм безошибочно, так как наше конденсированное экономическое построение стиха часто заставляет выкидывать промежуточные слова и слоги, и если после этих слогов не сделать остановку, часто большую, чем между строками, то ритм оборвется».33 В маленьком шедевре «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» в ряде строф лесенка появилась только в беловом варианте. А в записной книжке текст выглядит так:
33. Маяковский В. В. Как делать стихи. С. 114.
72 В одном кране
73 холодная крайне
74 Кран другой не тронуть рукой
75 (л. 16)
76 можешь холодной мыть хохол
77 горячей пот пор
78 на кране одном написано хол
79 на кране другом гор
80 (л. 18 об.)
81 * * *
82 В настоящую публикацию входит первая часть Свердловской записной книжки, включающая черновые редакции четырех стихотворений («Екатеринбург — Свердловск», «Десятилетняя песня», «Император», «Сердечная просьба») и несколько фрагментов (РГАЛИ. Ф. 336. Оп. 5. Ед. хр. 71. Л. 1-9). Орфография приведена в соответствие с современными нормами, сохранен ряд особенностей авторского правописания, графики и пунктуации, отражающих процесс работы Маяковского над текстом. Зачеркнутые слова переданы графически, вертикальное зачеркивание — курсивом. В текстах стихотворений сохранена строфика (тогда, когда она появляется), а также авторское деление страницы короткой горизонтальной чертой. Маргиналии размещаются нами внизу текста.
83 Альбом для стихов
84 Полунебоскребы лесами
85 поднял34
34. Черновой вариант стихотворения «Екатеринбург — Свердловск», написанный в Свердловске 26-28 января 1928 года. Впервые: Уральский рабочий. 1928. 29 янв. № 25. Екатеринбург был переименован в 1924 году в честь председателя ВЦИК Якова Михайловича Свердлова (18851919). В 1991 году городу возвращено историческое название.
86 чтоб в электричестве мыть
87 вечера
88 А рядом хибарка
89 дыра преисподняя
90 У этого Как будто у города
91 нету сегодня
92 А только завтра
93 и только вчера
94 Под Екатеринбургом
95 рыли кара<тики?>
96 вгрызались в мерзлые
97 породы и руды
98 Чтоб на грудях коронованной
99 Катьки
100 переливались изумруды
101 Здесь прел Чернов35
35. Речь идет о Викторе Михайловиче Чернове (1873-1952), лидере партии эсеров. В 1918 году, находясь в Екатеринбурге, Чернов возглавил Съезд лидеров Учредительного собрания и выступил против диктатуры адмирала Колчака.
102 Пермь первая
103 гост<иница> местхоза36
36. Гостиница городского коммунального хозяйства № 1, бывшие «Королёвские номера». Трехэтажное здание в стиле модерн с лепными украшениями (г. Пермь, ул. Сибирская (Карла Маркса), д. 7а). Название гостиницы связано с именем купца Владимира Ивановича Королёва, построившего здание в 1910 году. В 1925-1930 годах здесь находилась Гостиница Горкомхоза № 1. Маяковский уехал из Свердловска в Пермь 30 января 1928 года и оставался там до 2 января. Сначала поселился в гостинице «Заря» (ул. Сибирская, д. 3), а затем переехал в Гостиницу № 1, так как там был бильярд.
104 (л. 1)
105 Из снегового
106 слепящего лоска
107 Из перепутанных
108 веток сучьев и хвои встает внезапно домами
109 свердловска
110 особенный город
111 работник и воин
112 Грабя и испепеляя
113 орда какая то
114 прошла по свердловску
115 войну волоча
116 Порол Пепеляев37
37. Вероятно, речь идет о Викторе Николаевиче Пепеляеве (1885-1920), министре внутренних дел, позднее — председателе совета министров в правительстве адмирала Колчака. Возможно, упоминается его младший брат, Анатолий Николаевич Пепеляев (1891-1938), генерал-лейтенант, командующий 1-й Сибирской армией. После поражения Колчака создал Сибирский партизанский отряд. В 1920 году эмигрировал в Харбин. В сентябре 1922 года организовал поход на Якутск. В мае 1923 года был разбит и сдался в плен. Приговорен к 10 годам заключения. В августе 1937 года арестован вторично, 14 января 1938 года расстрелян. В 1989 году реабилитирован.
117 Свирепствовал гайда38
38. Гайда Радола (Рудольф) (1892-1948) — руководитель Чехословацкого корпуса, поддержавшего адмирала Колчака. В 1919 году отстранен от командования и уволен из армии.
118 Орлом клевался верховный
119 колчак39
39. Колчак Александр Васильевич (1874-1920) — адмирал, один из руководителей Белого движения, Верховный правитель России и Главнокомандующий русской армией с ноября 1918 по январь 1920 года.
120 У этого города нету традиций
121 Бульвара
122 Дворца
123 Фонтана
124 и неги
125 У вас
126 на глазах
127 городище родится
128 Из воли уральской труда
129 и энергии
130 (л. 2)
131 ___________
132 И грудью И <1 сл. нрзб.> топок дышат дымят тагилы40
40. Верхний и Нижний Тагил — металлургические заводы, основанные А. Н. Демидовым. В 1919 году Нижнетагильский завод был преобразован в город Нижний Тагил.
133 _________________
134 В санях
135 Промежду
136 бирж и трестов
137 Засвисти
138 во весь
139 широченный проспект
140 И41 заколдованное место
41. В рукописи далее следует знак абзаца.
141 Вдруг
142 Проспект
143 обрывает разбег
144 Влез
145 В лес
146 _________
147 Просыпали
148 в ночь
149 расчернее могилы
150 Звезды табачишко
151 из неба кисета
152 да трубки заводов
153 курят исеты42
42. Имеются в виду река Исеть и Исетское озеро недалеко от Екатеринбурга.
154 У шахт в боках
155 Корпели
156 Пока из шахт
157 Октябрь миллионы на улицы
158 Ринул
159 И43 разослала
43. В рукописи далее следует знак абзаца.
160 октябрьская ломка
161 К чертям
162 орлов Екатерины
163 И к богу
164 Екатерины потомка.44
44. Маяковский ошибочно связывает название города с именем императрицы Екатерины II, прямым потомком которой был император Николай II. Город Екатеринбург был основан в 1723 году и назван в честь Екатерины I.
165 (л. 2 об.)
166 Потухло
167 Знамен
168 и пожаров пламя
169 И лишь
170 от него
171 как будто ожег
172 Сегодня горит
173 временам на память
174 в Свердловском небе
175 красный флажок
176 Под ним
177 с простора
178 от снега светлого
179 Встает
180 Новорожденный
181 город свердлова
182 <Внизу страницы:>
183 Даниил Радомиров45
45. Установить, кто имеется в виду, не удалось.
184 1918-19
185 Екатеринослав
186 Зимний театр46
46. Зимний театр Екатеринослава (с 1926 года Днепропетровска, с 2016 года Днепра) построен в 1906-1907 годах по проекту архитектора Ф. Булацеля. С 1927 года в нем размещен Драматический театр; в настоящее время — Днепровский театр драмы и комедии.
187 Эт. Яб.
188 (л. 3)
189 Билась голодная советская
190 наша страна47
47. Черновой вариант стихотворения «Десятилетняя песня», посвященного десятой годовщине Рабоче-крестьянской Красной армии. Впервые: Пионерская правда. 1928. 22 фев. № 15.
191 дни грохотали
192 разрывом гранат
193 Белой араве<так!>
194 крикнули стой
195 Красная армия С красной звездой
196 серые шлемы
197 с красной звездой
198 дрянь адмиральская
199 поп и барон48
48. Имеется в виду наступление летом 1920 года русской армии в Крыму и Польше под командованием барона Петра Николаевича Врангеля (1878-1928).
200 лезли с 16-ти
201 разных сторон49
49. Речь идет о войсках четырнадцати стран Второго похода Антанты в июле 1919 — марте 1920 года. Участвовали страны: Англия, Греция, Италия, Латвия, Польша, США, Финляндия, Франция, Чехословакия, Эстония, Югославия, Япония. Маяковский присоединяет к ним армии А. В. Колчака и А. И. Деникина («...с шестнадцати разных сторон...»).
202 Шли и деревенские
203 лезли из шахт
204 дрались голодные
205 в рвани и вшах
206 не для разбоя
207 битва зовет
208 мы защищали
209 поля и завод50
50. Строфа вписана позже.
210 ______________
211 Сия история была
212 в некоей республике
213 Баба на базар плыла
214 А у бабы бублики51
51. Первая строфа из стихотворения «История про бублики и про бабу, не признающую республики». Впервые: Окно сатиры РОСТА № 241. Август 1920 года.
215 (л. 3 об.)
216 Били Деникина
217 Били Махно52
52. Деникин Антон Иванович (1872-1947) — один из лидеров Белого движения, Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России; Махно Нестор Иванович (1888-1934) — революционер-анархист, командующий крестьянской повстанческой армией Украины.
218 Так же с дороги
219 Любого смахнем
220 Славься победами
221 Во имя веков
222 Красная армия
223 Большевиков
224 Против буржуевых
225 Новых блокад
226 Красные птицы
227 Займут облака
228 Земля колеблет
229 В новый поход
230 Двинуться-дивизии
231 Красных пехот
232 С вами сливалось
233 Победу растя
234 Сердце рабочих
235 Сердце крестьян
236 С первой тревогою
237 С самых наших низов
238 Стомиллионные
239 встанем на зов
240 Шли танки в атаку
241 И пулемет татакал
242 <На полях:>
243 Помни принятие
244 Красных присяг53
53. Слово повторено в рамке на полях: присяг.
245 Лавы буденовых
246 Пойдут на рысях
247 Пушка французская
248 Английский танк
249 Белым папаша
250 Антантовский стан
251 Хрустнул
252 Поломанный
253 Крымский хребет54
54. Имеется в виду взятие Красной армией Перекопа и Чонгара 8 ноября 1920 года и прорыв в Крым.
254 красная крепнет
255 в громе побед
256 (л. 4)
257 Землю снегом заволокло55
55. Черновая редакция стихотворения «Император». Беловая редакция (сокращенная) опубл.: Красная новь. 1928. Кн. 4. Апрель. С. 114-116.
258 да лишь брюхатые следы волков
259 И мелкие диких козлов.
260 ____________
261 рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении его в новую квартиру56
56. Запись названия для стихотворения «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру». Черновой вариант стихотворения записан на л. 16, 17-18 об.
262 И лишь по только по следу диких козлов
263 Брюхатый след волков
264 Корону вновь на башку
265 Получить
266 Корону может на лоб
267 Получить
268 Но только вместе с шахтой.57
57. Место захоронения останков Николая II и его семьи — шахта № 7 в Ганиной Яме, заброшенном в начале ХХ века Исетском руднике.
269 ____________
270 толи пасха, то/ли рождество
271 вымыто и насухо
272 расчищено торжество
273 и зазвонившие колокола
274 рассыпались в дамском писке
275 Ура ура царь государь Николай
276 император и самодержец
277 всероссийский
278 (л. 4 об.)
279 Снег не маленький
280 Валенки
281 Снегу навалено
282 Валенок
283 И вижу движется катится ландо
284 И в этой вот ланде
285 Сидит военный молодой
286 в роск холеной бороде
287 По Тверской шпалерами
288 стояли рядовые
289 Перед рядовыми пристава
290 Приставов глазами едят
291 Городовые
292 Так точно Може прикажут арестовать
293 Полицмейстер крутит на уши
294 ус
295 Пристава козыряют слушаюсь
296 Помню я гимназист
297 носат неказист
298 гербах
299 горбах
300 <На полях:>
301 Ваше благородие, арестовать?
302 (л. 5)
303 За Исетью где шахты и кручи
304 За Исетью где ветер свистел
305 Захмурел приумолк исполкомовский
306 кучер
307 И встал на девятой версте
308 Вселенную снегом заволокло
309 Ни зги не/видать как на зло
310 И только следы от брюха волков
311 По следу диких козлов
312 Распахнулся весь
313 роют снег пимы
314 будто были здесь
315 нет не здесь мимо
316 Шесть пудов для веса ровного
317 В шесть пудов шагает он вам
318 Будто правит снегов кедров
319 полком он
320 Снег хрустит под Парамоновым
321 Под товарищем предисполкомом58
58. Во время поездки в Свердловск Маяковский попросил председателя Свердловского областного исполкома Анатолия Ивановича Парамонова (1891-1970) показать ему дом Ипатьева и место захоронения семьи Николая II. 29 января Парамонов отвез Маяковского к предположительному месту захоронения. См. об этом: Лукьянин В. Маяковский «сам» и пять его свердловских дней // Урал. 2003. № 1. С. 177-208.
322 (л. 5 об.)
323 Снег заносит косые кровельки
324 серебрит телеграфную сеть
325 он схватился за холод
326 проволоки
327 И Он остался на ней висеть
328 На Во всю Сибирь во весь урал
329 идет метельная мура
330 Топор тот кедр перетрогал
331 Здесь топором перетроган
332 Зарубки под корень коры
333 У корня под кедром дорога
334 А в ней император зарыт Лишь тучи штандартами флагами
335 Плавают
336 а в тучах птичье вранье
337 крикливое и одноглавое
338 кружится вверху ругается воронье
339 На девятой версте
340 Так же снег блестел
341 Уж не этот товарищ лес ли
342 Это он и есть слезли
343 ____________
344 Кровожаден провожайте
345 Под этим под кедром
346 (л. 6)
347 Прельщают многих короны лучи
348 Но что же пожалте сюда палачи
349 Но знайте все и бояре и шляхта
350 Корону можно у нас получить
351 но только вместе с шахтой.
352 В короне из золотожилья
353 Башкой в изумрудные
354 копи
355 Лежит как его уложили
356 На лоб драгоценности
357 Копит
358 Положили
359 С коней
360 Жилы
361 Коней
362 (л. 6 об.)
363 Я сразу вскину две моих пятярни59
59. Эпилог стихотворения «Император» не включен в эдиционный текст апреля 1928 года.
364 Что Я голосую против
365 Скажите руку твою протяни
366 не встать мне на повороте
367 живые так можно в зверинец
368 их
369 промежду гиеной и волком
370 И как ни крошечен толк
371 от живых
372 От мертвого меньше толка
373 Мы повернули истории бег
374 Старье навсегда провожайте
375 Коммунист и человек
376 Не может быть кровожаден
377 (л. 7)
378 С диспута вздыхая бурно60
60. Черновой вариант стихотворения «Сердечная просьба». Впервые: Комсомольская правда. 1928. 21 февр. № 44.
379 Я вернулся к поздней ночи
380 Революция культурная,
381 А революционеры — не очень.
382 Культурная революция!
383 И пустились... Каждый вечер
384 Брызжут слюни фразы льются
385 пухнут диспуты и речи
386 Потрясая мыслей кладом
387 И не глядя на бумажку
388 Нынче выступил с докладом
389 Сам товарищ Лунамашко61
61. Фамилия «Лунамашко» образована Маяковским из двух: Луначарский и Семашко. В конце 1920-х годов нарком просвещения А. В. Луначарский (1875-1933) и нарком здравоохранения Н. А. Семашко (1874-1949) часто выступали на публичных диспутах. В эдиционном тексте фамилия выступающего Лукомашко. См.: Маяковский В. В. Полн. собр. соч. Т. 9. С. 544.
390 Начал с комплиментов
391 ярых
392 Распластав язык пластом
393 Что-то плел о юбилярах
394 О Шекспире и толстом
395 он трубил в тонах победных
396 напрягая мощный тихий рот
397 что курить ужасно вредно
398 А читать наоборот
399 (л. 7 об.)
400 Трибуна это не клирос
401 Слушайте милые наркомпросовские няни мужского звания
402 советский рабочий вырос
403 и требует точных и просит не соску а знаний
404 Будто ртом вязал чулок он
405 безмятежен однотонен говор гладкий
406 и мелькали вон из зала
407 бегством уносящиеся спасшиеся пятки
408 чтоб рассеять эту гроб и мрачность
409 лектор с грацией слонов
410 перешел легко и смачно
411 на малашкина с луной62
62. Отсылка к повести Сергея Ивановича Малашкина (1888-1988) «Луна с правой стороны, или Необыкновенная любовь» (1926).
412 рассиявшись потом лысин
413 тряс шискастой головою
414 половой
415 Надо ли рыбу вилкой
416 есть
417 Чай хлестать не надо
418 с блюдца
419 Это Товарищи это и есть
420 культурная революция
421 <На полях:>
422 орава
423 браво
424 гладкий
425 пятки
426 (л. 8)
427 А пока гремело эхо
428 и ладони били в лад
429 Лунамашко рысью
430 ехал
431 На четырнадц шестнадцатый доклад.
432 Пел он будто няня им
433 Тряс шискастой головой
434 И По воспоминаниям
435 Крыл беспутство половое
436 Вновь С час выкладывает в пене
437 арсенал вегетарьянцев
438 школьники второй ступени
439 эти мысли носят в ранце
440 Рыбу ножиком не есть
441 Чай в гостях не пейте с блюдца
442 это вот оно и есть
443 культурная революция
444 (л. 8 об.)
445 умолк когда
446 Отросла за час у Маркса
447 Под толстого борода
448 Час как частникова такса
449 Час разросся как года
450 даже выросла у Маркса
451 Под толстого борода
452 В заключении
453 вывод ясен Прямо поп
454 хотя не в рясе ____________
455 Комната проходная,63
63. Черновой отрывок стихотворения «Даешь тухлые яйца! (Рецензия № 1)». Впервые: Рабочая Москва. 1928. 4 марта. № 55. Запись продолжена на л. 15.
456 В театре Корша (бе)64
64. Русский драматический театр Корша был основан в 1882 году Федором Адамовичем Коршем (1852-1923) на базе разорившегося Пушкинского театра. Находился в Камергерском переулке (здание МХТ). В 1885 году для театра было построено собственное здание в Богословском переулке, где он располагался до 1933 года. С 1925 года назывался «Комедия (бывший Корш)» и входил в число государственных театров Моссовета. Запись в блокноте связана с представлением комедии Всеволода Юрьевича Пушмина (наст. фам. Мусин-Пушкин, 1882-1939) «Проходная комната» («Пороги любви»), на котором Маяковский был с Н. А. Брюханенко 21 февраля 1928 года.
457 Ух ты мать моя родная
458 Пьеска ничего себе
459 Пускай партер рукоплещет
460 Браво
461 Но мы где пошлость везде
462 Должны а не только имеем право
463 В десять пальцев свистеть.
464 Стар<ый> Космодамиан<ский>,65 д. № 8
65. Речь идет о Старопанском переулке в Москве. Маяковский контаминирует его старое и новое название: Космодамианский и Старопанский, названный так по церкви Свв. Косьмы и Дамиана в Старых Панах (1564).
465 нов<ый> дом кв. 14
466 (л. 9)

Библиография

1. Арутчева В. А. Записные книжки Маяковского // Лит. наследство. 1958. Т. 65. Новое о Маяковском.

2. Бельмен-Ноэль Ж. Воссоздать рукопись, описать черновики, составить авантекст / Пер. О. Торпаковой // Генетическая критика во Франции: Антология / Вступ. статья и словарь Е. Дмитриевой. М., 1999.

3. Березкин А. М. Когнитивные и прикладные аспекты современной текстологии // Русская литература. 2005. № 1.

4. Вайнштейн О. Б. Удовольствие от гипертекста (Генетическая критика во Франции) // Новое литературное обозрение. 1995. № 13.

5. Грачева А. М. Текстологические проблемы научного издания сочинений писателей первой волны русской эмиграции (Собрание сочинений А. М. Ремизова) // Проблемы текстологии и эдиционной практики = Textologie et pratique editoriale: Опыт французских и российских исследователей: Материалы круглого стола. М., 2003.

6. Громова-Опульская Л. Д. Текстология незавершенного (Л. Толстой) // Русская литература. 2002. № 2.

7. Грякалова Н., Иванова Е. Записные книжки Александра Блока без купюр // Наше наследие. 2013. № 105.

8. Двинятина Т. М. Поэзия И. А. Бунина: основной текст (Проблемы текстологии. III) // Русская литература. 2010. № 1.

9. Луи Э. Текста не существует. Размышления о генетической критике // Генетическая критика во Франции: Антология / Вступ. статья и словарь Е. Дмитриевой. М., 1999.

10. Лукьянин В. Маяковский «сам» и пять его свердловских дней // Урал. 2003. № 1.

11. Мандельштам Н. Я. Вторая книга. М., 1999.

12. Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1958-1959. Т. 9, 12.

13. Реформатская Н. В. Работа Маяковского над циклом стихов «О поэзии» // Литературная учеба. 1937. № 5.

14. Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. Курс лекций. Л., 1959.

15. Хачатурян Л. В. Вертикальное зачеркивание. К творческой истории стихотворения В. В. Маяковского «Император» // Русская литература. 2019. № 4.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести