RAS History & PhilologyРусская литература Russian literature

  • ISSN (Print) 0131-6095
  • ISSN (Online) 3034-591X

DOSTOEVSKY FROM THE PERSPECTIVE OF ACADEMIC METACRITICISM

PII
S013160950011138-5-1
DOI
10.31860/0131-6095-2020-3-261-262
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / Issue 3
Pages
261-262
Abstract

M.: IMLI RAN, 2019. 280 s.

Keywords
Date of publication
01.09.2020
Year of publication
2020
Number of purchasers
25
Views
338

DOI: 10.31860/0131-6095-2020-3-261-262 © С. В. Федотова ДОСТОЕВСКИЙ В РАКУРСЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МЕТАКРИТИКИ1

1. * Келдыш В. А. Наследие Ф. М. Достоевского в философской и литературно-критической мысли Серебряного века русской литературы. М.: ИМЛИ РАН, 2019. 280 с.

В современном достоевсковедении количество научных работ о творчестве писателя настолько велико, что это ставит перед исследователями серьезные проблемы методологического характера. Что нового можно сказать о Ф. М. Достоевском после полуторавекового интенсивного изучения его творчества как в отечественной, так и зарубежной гуманитаристике? С каким методом подойти не только к его художественным текстам, но и к текстам об этих текстах — к разнообразным интерпретациям, критическим, философским, религиозным, литературоведческим и т. д.?

Новая книга В. А. Келдыша, патриарха отечественного литературоведения, отметившего в прошлом году 90-летний юбилей, — «Наследие Ф. М. Достоевского в философской и литературно-критической мысли Серебряного века русской литературы» — уже самим названием задает методологические критерии рассмотрения заявленной темы. Первый из них четко определяет предмет исследования — «анализ понятийного мышления о писателе» (с. 8), т. е., по существу, свидетельствует о важности для автора эпистемологического метода «истории понятий», полезного для уяснения основных путей и закономерностей развития мысли о Достоевском.

Второй ограничивает материал изучения порубежной эпохой, называемой в общепринятом литературоведческом узусе Серебряным веком русской культуры. При этом синхроническое рассмотрение дискуссий о значении художественных открытий Достоевского, требующих адекватного метода их осмысления, дополняется диахроническим аспектом, позволяющим оценить степень новизны философско-критической мысли рубежа веков по отношению к предшествующей традиции. Третий методологический критерий — «принцип сугубой избирательности», который предполагает сознательные ограничения в отборе литераторов, писавших о Достоевском, а также их работ, наиболее репрезентативных для решения поставленных автором задач.

Предлагаемую методологию можно назвать академической метакритикой, нацеленной на аналитический обзор резонансных высказываний о художнике, поднимающих серьезные теоретико-литературные и философские проблемы. Основной акцент Келдыш делает «на мысли о писателе, перекинувшей мост между творчеством Достоевского и новым столетием русской и всемирной духовной жизни». Подобная генерализирующая установка предопределяет логику рассмотрения материала и результат проделанной автором работы — понимание критической мысли о Достоевском как «утверждение всеобщей философичности видения мира в творчестве писателя, пронизывающей всю образную ткань его сочинений» (с. 7).

При всей своей традиционности такой подход дает Келдышу возможность уйти от идеологических и социологических стереотипов. Он тонко отмечает, что рефлексия о творчестве Достоевского не только разводила бывших единомышленников по разные стороны баррикад, но и зачастую сближала идеологических оппонентов в стремлении осознать значение феномена Достоевского для отечественной культуры. Полемическое бурление критических и философских прочтений творчества писателя, его разноречивое восприятие «поверх общественных лагерей», считает исследователь, связано с категорией художественности и разными критериями ее оценки. Сосредоточенность на понятии художественности, при всей вариативности его осмысления, как раз и является «ведущим опознавательным признаком, отличающим прижизненную мысль о писателе» (с. 12).

Сюжет книги строится на столкновении базовых эстетических понятий, определяющих понимание природы искусства и назначения литературы в воззрениях сторонников различных подходов (культурно-исторического, социологического, психологического, религиозно-философского и антропологического) к творчеству Достоевского. Автор прослеживает процесс изменений в восприятии художественного феномена творчества Достоевского в критическом сознании эпохи: от представлений о маргинальности его художнического дара по отношению к общим задачам искусства до признания его органичнейшим явлением русской художественной культуры — при всей особости пролагаемых им путей. Таким образом перед нашими глазами разворачивается весь диапазон позиционирования писателя в критике: от «психопатологического субъективиста», искажающего правду жизни, до «религиозного пророка» и ясновидца «нашей культурной сложности» и сокровенной тайны о человеке. Келдыш не только дает высказаться практически всем ведущим литературным критикам второй половины XIX — начала XX века, но и сам словно бы присутствует при бурном обсуждении наследия писателя, вставляя свои реплики и высказывая оценки, подчеркивающие антиномичность и в то же время целостность художественного мира Достоевского. При этом ученый пользуется своим существенным преимуществом перед современниками писателя и «серебряновековцами» — «точкой вненаходимости», обусловленной исторической дистанцией. С этой «смотровой площадки» отчетливо видны противоречивые, зачастую субъективные, идеологически или религиозно-философски ангажированные, но всегда напряженные усилия критической мысли, пытающейся осознать смысл главной эстетической новации Достоевского — «реализма в высшем смысле». «Процесс осмысления наследия писателя, — заключает автор, — развивался в ряду оппозиций, каждая из которых больше или меньше обособляла от целого некую сторону, а нередко и абсолютизировала ее. При всем том черты „целостного“ Достоевского присутствовали в литературно-критическом сознании времени» (с. 266). Именно религиозно-философская и мифопоэтическая критика рубежа веков (пристальное внимание уделяется в книге Д. Мережковскому и особенно Вяч. Иванову как «двум полюсам» символистского «второго открытия» Достоевского) — при всех различиях в понимании смыслового содержания произведений писателя — смогла увидеть в «фантастическом» реализме Достоевского, по формулировке Келдыша, «соединение творческого метода, освященного классическими традициями, с художественным экспериментом, предсказывающим поэтику грядущего» (с. 269).

Серьезного внимания заслуживает итоговое соображение автора о современном состоянии достоевсковедения, во многом развивающего религиозно-философские идеи Серебряного века. Исходя из известного высказывания Достоевского («через большое горнило сомнений моя осанна прошла»), Келдыш констатирует преобладание сегодня апологетического дискурса — «раскрытие многосмысленного у писателя понятия „осанна“, но при этом другой смысловой комплекс — „горнило сомнений“ — нуждается в большем внимании»: его глубокое изучение «способно значительно крупнее высветлить еще одну, сокровенную, сторону творческой личности гения — подвиг духовного преодоления» (с. 272).

Пафос целостного «узрения» художественного мира Достоевского вдохновляет автора книги, которая отличается не только высокой степенью постижения предмета исследования, но и редкой на сегодняшний день простотой и прозрачностью научного языка, что позволяет увидеть в ней достойный образец отечественной академической метакритики.

References

QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library