FROM SCRIPTORIUM TO THE LIBRARY INTERNATIONAL CONFERENCE IN SEGOVIA AND THE FORMATION OF ANCIENT SLAVS
Table of contents
Share
QR
Metrics
FROM SCRIPTORIUM TO THE LIBRARY INTERNATIONAL CONFERENCE IN SEGOVIA AND THE FORMATION OF ANCIENT SLAVS
Annotation
PII
S013160950008817-2-1
Publication type
Status
Published
Authors
Dmitrii Bulanin 
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom), Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation,
Edition
Pages
223-224
Abstract

INTERNATIONAL CONFERENCE IN SEGOVIA

Received
16.03.2020
Date of publication
28.03.2020
Number of purchasers
29
Views
559
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2020-1-
2 МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В СЕГОВИИ
3 «ОТ СКРИПТОРИЯ К БИБЛИОТЕКЕ» И ОБРАЗОВАННОСТЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
4 10‒12 июня 2019 года в Университете Сеговии (Испания) состоялась Международная научная конференция «От скриптория к библиотеке», посвященная вопросу о зарождении и распространении университетской системы образования на периферии Европы. Конференцию, взявшую девизом афоризм Фомы Аквинского «Mirum est desiderium scientiae», организовала профессор С. Торрес Прието, специалист по русской и славянской средневековой культуре, которая возглавляет Центр по изучению античной древности и средних веков при Университете Сеговии. Заседание открыл президент Университета С. Иньигес де Онзоньо, который обратился с приветствием к собравшимся ученым и указал на значимость темы конференции для исторических разысканий и для решения проблем, касающихся современных образовательных учреждений.
5 Первый день был посвящен прошлому и настоящему западноевропейской университетской системы («Модель университета в Западной Европе»). Д. Мошфег (Испания) в докладе «Возникновение университета единого типа: Схемы, позволяющие описать эволюцию университетской системы от средневековья до наших дней» представил перед аудиторией этапы в развитии программы университетских учреждений, увиденные в разном ракурсе. Оживленную дискуссию по поводу баланса между национальным и международным правом вызвало выступление С. Атьенца (Испания) «Сопоставление разных правовых систем в процессе юридического образования: Соединительное звено между средневековой Болоньей и XXI в.». Пилар Херраиз Олива (Турция) в сообщении «Цензура в Парижском и Оксфордском университетах (1210‒1277 гг.)» рассказала о том, почему писания Аристотеля, получившие было, во многом через посредство арабских мыслителей, широкое признание, со временем стали внушать подозрение как источник вольномыслия и какие стали чиниться препоны знакомству с наследием античного философа. Ф. Хосе Диас Марцилла (Португалия) прочел доклад на тему «Университеты и сила идеологии: Составление текстов по политической философии в университетских центрах Иберии (XIV‒XV вв.)», где прослеживается, какие из родившихся в стенах университетов мысли и выступления с политическим подтекстом участвовали в возвышении или падении королевских династий, в отношениях с подвластными мусульманам территориями Пиринейского полуострова.
6 На докладах второго дня конференции, рассматривались разные способы распространения знаний, которые практиковались в далеко отстоящих друг от друга уголках Европы, а также их влияние на просвещение народов. Отдельно рассмотрены были «Модель, принятая в Восточной империи», «Русская модель на протяжении столетий» и «Иберийская модель». Следует подчеркнуть, что образованию и литературной культуре славянского средневековья устроители конференции уделили весьма почетное место. Д. Эрнандес де ла Фуэнте (Испания) озаглавил свой доклад «Поэзия в “университетских” школах на периферии Восточной империи: От Александрии до Газы и Бейрута (IV‒VI вв.)» и обратил внимание на высокий образовательный стандарт (в том числе в возникших там «протоуниверситетах»), присущий крупным грекоязычным центрам, которые, находясь на окраинах греко-римского мира, сохранили и преумножили сокровища эллинской культуры. «“Славянские буквы более, чем другие, святы и почтенны”: Скриптоцентризм и его последствия для педагогики в культурах Slavia orthodoxa» ‒ под таким названием прозвучал доклад Р. Марти (Германия), который указал на то, что изобретенный Кириллом и Мефодием письменный язык имел двоякое влияние на судьбы славянской культуры. В отличие от западноевропейской латыни, он был понятен местному населению, но одновременно установил барьер для распространения западной культуры на восток. Сусана Торрес Прието (Испания) прочитала доклад «Монастырские скриптории в Киевской Руси: Translatio imperii через идеологию и литературу». Она в очередной раз вернулась к вопросу о каналах, по которым распространялось византийское влияние на Руси после ее крещения. По мнению докладчицы, исключительно важную роль в этом процессе сыграли монастырские библиотеки, находившиеся в них книги со временем позволили оформиться в Москве имперской идеологии.
7 На очередном заседании С. Богатырев (Великобритания) в докладе «Резиденция Ивана Грозного в Александровой слободе как культурный центр» поставил перед собой увлекательную задачу – сопоставить почти одновременно возникшие правительственные резиденции-монастыри, именно Александрову слободу и Эскуриал Филиппа II. Ученый проанализировал функциональное родство этих институций, и главное – обязанные им своим происхождением литературные и художественные ценности. В докладе Д. М. Буланина (Санкт-Петербург) «Борьба за профессорские вакансии в Первой Московской Академии» было показано, как в эпоху распада средневековой культуры некоторые традиционные педагогические понятия («учитель») получали тенденциозное толкование у московских интеллектуалов, стремившихся контролировать новоучрежденную Академию. Два доклада были посвящены просветительной миссии монашеских орденов. М. Ларраньяга (Испания) в сообщении «Культурное и научное значение Доминиканского монастыря в Сеговии в средние века и новое время» раскрыл вклад в развитие культуры Доминиканского монастыря Святого Креста – того самого, в стенах которого проходила конференция. А. Гихарро-Донадиус (США) говорил о культурном значении Ордена Сантьяго в Уклесе, иллюстрировав свои выводы фактами из жизни поэта и воина первой половины XVI века Г. де ла Вега («Заметки о роли, сыгранной монастырем Уклеса в литературной и военной карьере поэта Гарсиласо де ла Вега»).
8 В докладах, прослушанных в третий день конференции, освещены были иные, в том числе довольно специфические средства распространения культуры. Замечательно, что очередное заседание («Женщины в женских монастырях: Параллельная модель») целиком посвящено было истории славян. Р. Модракова (Чехия) в докладе «Средневековые библиотеки в женских бенедиктинских монастырях Богемии на восточной границе Европы» рассказала об активной деятельности монахинь по распространению грамотности среди юных девушек, в том числе на родном языке, что подтверждается сохранившимися рукописями из монастырских библиотек. Л. Шарипова (Великобритания) в выступлении «Об удержавшихся в пределах юрисдикции Восточной Церкви двойных монастырях» комментировала, взяв за образец украинские обители на территории Гетманщины, малоизученный социальный и культурный феномен, каким является сосуществование мужских и женских монастырей под единым началом.
9 Последняя сессия конференции была озаглавлена «Модели на окраинах Европы и за ее пределами». Доклад «Университет аль-Азхар классического периода: Настойчивость в приобретении знаний», прочитанный С. де Анка (Испания) в общих чертах познакомил присутствующих с педагогическими принципами, которых придерживались и отчасти придерживаются страны, исповедующие Ислам. С. М. Микинг (Франция) в сообщении «Ученая литература средневековой Норвегии» продемонстрировала, как изучавшиеся в европейских университетах тексты воспринимались, главным образом через церковные инстанции, в стране, где высшее образование не было институционализировано. О кафедральных центрах Дании и Норвегии как промежуточных инстанциях в распространении стандартного круга знаний рассказал, на примере скандинавских хроник, С. Хопе (Дания) в своем выступлении «Канонический круг наук на Севере: Исследование трех репрезентативных скандинавских памятников XII в.».
10 Каждое из заседаний конференции сопровождалось всесторонним обсуждением, которое, среди прочего, помогло лучше определить место, занимаемое славянскими древностями в истории европейской педагогики. Было принято решение об издании материалов конференции в виде сборника статей.
11 © Д. М. Буланин

Comments

No posts found

Write a review
Translate