Military-technical cooperation between Spain and Latin America
Table of contents
Share
QR
Metrics
Military-technical cooperation between Spain and Latin America
Annotation
PII
S0044748X0018837-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Viсtor Dereshuk 
Affiliation: Saint Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Edition
Pages
103-110
Abstract

The article considers the interaction of Spain with the countries of Latin America in the military-technical sphere. The author analyzes the intensity of international contacts of the country and the features of building relationships in recent years. These relationships do not always bring economic benefits, but lead to political dividends. The author comes to the conclusions about the special role of the Spanish Socialist Workers' Party in establishing multivector relations without focusing on the ideological component.

Keywords
Spain, Latin America, politics, military cooperation, weapons
Received
12.11.2021
Date of publication
10.03.2022
Number of purchasers
14
Views
953
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Основное направление военного сотрудничества Испании с Латинской Америкой (ЛА) на современном этапе — это военно-техническое сотрудничество (ВТС), где наблюдается жесткая конкуренция с Китаем и США, а также с Россией. В 2015 г. министерство обороны Испании приняло «Оборонно-промышленную стратегию» [1], в которой обозначен ряд инструментов для укрепления техникопроизводственной базы страны и расширения промышленных возможностей. Латинская Америка, наряду с Европейским союзом (ЕС), остается одним из ключевых внешнеполитических приоритетов Испании. Испанское правительство заявляет, что ЛА является одной из «преференциальных областей деятельности для Испании во многом благодаря прочным связям, сложившимся между ними» [1].
2 Альваро Ортега Барон, советник посольства Испании в США, утверждает, что Латинская Америка является главным приоритетом испанской внешней политики в силу «существующих исторических и культурных связей» [1]. Испания активно продвигала соглашения о свободной торговле между ЕС и Общим рынком стран Южного конуса (Mercado Común del Sur, Mercosur) и стала первой европейской страной, получившей статус наблюдателя в Тихоокеанском альянсе, созданном в 2012 г. А.Ортега Барон полагает, что внешнюю политику Испании в отношении ЛА следует анализировать не с традиционной точки зрения реализма, а с позиции конструктивизма, в рамках которого принято считать, что значимые аспекты международных отношений исторически и социально сконструированы. Ортега Барон классифицирует испано-латиноамериканские связи как «братские» и «семейные» [2], и его мнение разделяют многие испанцы.
3 Как часто происходит в отношениях бывших метрополий и их колоний (к примеру, Франции и франкоязычных стран), Испания опирается на расширенное и сложное понятие «семьи», когда речь идет о Латинской Америке. Исторически Hispanidad идея целостного испаноязычного мира, культурно отличного от англосаксонской общности — стала широко известна в испанском обществе в ХХ в. [3]. В рамках концепции Hispanidad Испания как La Madre Patria (Родина) ставилась во главу угла в процессе формирования общей судьбы испанских народов. Сегодня Испания продолжает популяризировать идею о том, что она является частью ибероамериканского сообщества наций, теоретически наднациональной структуры, состоящей из братских и равных наций [4]. В то время как мало кто из латиноамериканцев склонен считать себя ибероамериканцем, многие в испанском правительстве воспринимают Испанию не просто как страну, которая находится в другом полушарии от Латинской Америки, а как неразрывно с ней связанную. Сложные исторические и культурные связи являются важным элементом для понимания современных испано-латиноамериканских отношений.
4 Иберо-американский саммит, который проводится ежегодно с 1991 г., — одно из направлений латиноамериканской внешней политики Испании. Саммит объединяет президентов и других представителей испаноязычных и португалоязычных стран Латинской Америки и Пиренейского полуострова. На официальном сайте Ибероамериканского сообщества заявляется, что деятельность, осуществляемая во время саммитов, направлена на «укрепление ибероамериканского сообщества и повышение его международного авторитета», а также на «содействие историческим, культурным, социальным и экономическим связям между ибероамериканскими странами; при этом своеобразие каждого из народов, живущих в этих странах, крайне ценно» [5].
5

Помимо ежегодного саммита на уровне глав государств, Ибероамериканское сообщество реализует и различные социальные программы. Так, на XXVI Иберо-американском саммите (г. Антигуа-Гватемала, Гватемала, 15-16 ноября 2018 г.) были согласованы мероприятия в рамках 30 программ сотрудничества, в том числе в области образования, здравоохранения и питания, социальных программ для молодежи и женщин, стипендий для студентов, программ в области науки и техники, предпринимательства [6]. Впрочем, многие критики утверждают, что влияние саммита ограничено, особенно учитывая противоречия между левыми и правыми правительствами в Латинской Америке.

6 Учитывая широко распространенный в мире антиамериканизм и, в меньшей степени, антифранцузские настроения во франкоязычной Африке, следует подчеркнуть, что Испания столкнулась с меньшим количеством проблем такого рода как в Латинской Америке, так и на международной арене в целом. Это можно объяснить двумя обстоятельствами. Во-первых, Испания обладает гораздо меньшей политической властью, чем другие западные страны. Во-вторых, латиноамериканские колонии обрели независимость значительно раньше, в XIX в., а многие из колоний Франции получили независимость лишь в 1960-х годах.
7

Военно-техническое сотрудничество

8 Испания находится на седьмом месте в мире по объему экспортируемой военно-технической продукции в 2020 г. Однако она продает странам Латинской Америки и Карибского бассейна меньше вооружения, чем могла бы, из-за общей экспортной квоты, которую она сохраняет с регионом [7]. Больше всего военно-технической продукции за 2020 г. у Испании приобрели Мексика, Эквадор, Бразилия, Перу и Колумбия. В испанских поставках в регион преобладают катера, корабли, стрелковое оружие, техника для сухопутных войск [8], [9].
9 В период с 2014 по 2020 г. Испания поставляла в Латинскую Америку 5,3%-6,5% от общего объема своего экспорта, в случае оружейного сектора объемы упали до 3,2% в 2016 и 2017 гг., а в 2020 г. сократились до 1,06%. Ожидается, что экспорт снова вырастет в 2021 г. (полных официальных данных пока нет), но с учетом первого полугодия можно предполагать, что он не приблизится даже к 3%.
10 Меньший объем экспорта в области ВТС по сравнению с объемом испанского экспорта в Латинскую Америку можно объяснить двумя обстоятельствами. Во-первых, на покупку данного типа товаров в большинстве стран Латинской Америки выделяется меньше средств, чем тратят на эти цели другие крупные покупатели испанской военно-технической продукции. Так, в 2018 г. важнейшим клиентом Испании была Германия, сама являющаяся четвертым по величине экспортером в мире; на нее пришлось 33% испанского экспорта вооружения. Во-вторых, у Испании есть сильные конкуренты на рынке ВТС: Соединенные Штаты, Россия, Франция и Китай (которые находятся, соответственно, на 1, 2, 3 и 5 месте в мире по экспорту оружия).
11 В Испании насчитывается около 130 компаний, занятых в оружейном секторе [10]. Среди них — авиастроительная компания Airbus Military [11], Navantia [12], занимающаяся гражданским и военным судостроением, и Indra [13], сотрудники которой занимаются разработкой информационных технологий, автоматизированного тестового оборудования и вооружения. Эти предприятия входят в сотню крупнейших мировых компаний в сфере обороны и безопасности. Большая часть сектора — частные компании, хотя есть и некоторые государственные предприятия, в частности, упомянутая выше Navantia. Эта компания была основана в 2005 г. в результате разделения активов другой публичной компании, группы «Изар».
12 Согласно официальным данным госсекретаря по торговле Испании [14], в последние годы суммарный объем экспорта оборонной техники заметно вырос. Более половины экспорта испанского оружия в течение 2020 г. и первой половины 2021 г. пришлось на страны, входящие в НАТО или ЕС. В 2020 г. экспорт превысил 4,3 млрд евро, после нескольких лет роста на этом рынке (в 2019 г. — лишь 3,7 млрд евро) [15]. Что касается торговли с Латинской Америкой, то в период с 2015 по 2017 г. Испания продала региону военные материалы на сумму 691,2 млн евро [16], что составило 3,6% от общего объема экспортируемых Испанией вооружений в размере 19 млрд евро [17].
13 В целом за пять лет — с 2015 по 2020 г. — основным импортером испанской военно-технической продукции стала Мексика, которая за 171,4 млн евро приобрела четверть (24,8%) испанской оборонной продукции, проданной Латинской Америке за эти годы. Вторым по объему закупок за указанный период времени является Эквадор: 155,7 млн и 22,5% (чуть более половины, 85,9 млн, пришлись на закупки, сделанные в 2018 г.). Бразилия за эти же пять лет потратила на закупки испанской военно-технической продукции 111,8 млн (16,1%); Перу — на 99,5 млн и 14,4% (наибольшая сумма, 78,4 млн, пришлась на закупки 2017 г.); Колумбия — на 59,5 млн и 8,6% [18].
14 Мексика заняла первое место среди покупателей испанской оборонной продукции благодаря тому, что в 2015 г. приобрела четыре транспортных самолета на сумму 127,2 млн евро. В 2018 г. она импортировала продукцию в рамках ВТС только в размере 10,1 млн евро (запчасти для самолетов испанского производства, оборудование для авиадвигателей, полученное в рамках европейской программы сотрудничества, инструменты системы воздушного наблюдения).
15 Бразилия является одной из стран, где наблюдается наибольшее разнообразие в составе импорта. В недавних закупках 19,7% пришлось на частные компании, 74,2% закупило непосредственно министерство вооруженных сил, а остальные 5,9% — частные лица. В 2020 г. Бразилия приобрела на 7,9 млн евро пистолетов, винтовок и магазинов для них, а также закупила дневные прицелы, запасные части для бронетехники и для самолетов испанского и американского производства, используемых вооруженными силами [19].
16 В 2019 г. импорт Колумбии составил 11 млн евро: запчасти для обслуживания артиллерийских гаубиц, боеприпасы, запчасти для бронетехники испанского и американского производства и запчасти для транспортных самолетов испанского производства [20].
17 Венесуэла на протяжении многих лет закупала различные образцы испанской оружейной промышленности. Однако после политических перемен, произошедших в Венесуэле, и усиления авторитарных тенденций при правительстве Николаса Мадуро (2013 г. — н/в), связи в этой области между Каракасом и Мадридом ослабли. Еще в 2015 г. Испания продала Венесуэле оборонную продукцию на сумму 15,3 млн евро. По мере роста напряженности между венесуэльским режимом, США и Евросоюзом был введен ряд ограничений на экспорт вооружения в Венесуэлу [21]. Таким образом, продажи упали с 3,3 млн евро в 2017 г. до 44 тыс. евро в 2018 г. Эти покупки были связаны с оплатой запчастей и деталей для модернизации бронетехники французского производства; сделка была заключена до торговых ограничений, введенных ЕС в отношении Венесуэлы.
18 Судя по официальным данным, представленным Государственным секретариатом по торговле Испании [6], существует разница между разрешенным и реализованным экспортом. Разрешения не всегда доходят до этапа непосредственных продаж. Эта разница особенно заметна в случае Венесуэлы. Так, в 2018 г. Испания приостановила действие четырех уже утвержденных лицензий для Каракаса, касавшихся обслуживания вертолетов и поставок электрооптических материалов и систем. Кроме того, Мадрид отказал Венесуэле в продлении контрактов на модернизацию боевых танков.
19 Боливия и Никарагуа перестали закупать оборонную продукцию у Испании в 2014 г., хотя до того, за период 2007—2013 гг. они импортировали военно-технической продукции на сумму в 1,5 млн и 62 тыс. евро соответственно. Куба, у которой пик покупок пришелся на 2015 г. (на 208 тыс. евро), в 2020 г. потратила лишь 20 600 евро на пистолеты для полиции [22], [23].
20 Обе основные политические партии Испании — как в парламенте, так и в структурах исполнительной власти — настаивают на том, что Латинская Америка является приоритетом для Испании, возможно, даже основным. Это находит отражение в различных аспектах внешней политики Испании. Однако нельзя не задаться вопросом: насколько эта риторика соответствует действительности, и можно ли действительно считать, что у Мадрида имеется «латиноамериканский приоритет»?
21 Хотя Испания ранее принимала участие в других миротворческих миссиях в Центральной Америке — Контрольная миссия Организации Объединенных Наций в Гватемале, группа наблюдателей Организации Объединенных Наций в Центральной Америке и группа наблюдателей Организации Объединенных Наций в Сальвадоре) [24], — это участие оказалось не очень значимым, а инициатива и командование миссией находились в руках латиноамериканцев.
22 В испанском обществе есть мнение, что Европа является наиболее важным для международных отношений Испании географическим и геополитическим пространством. Согласно данным исследования, проведенного Королевским институтом Элькано (BRIE, декабрь 2004), 66% испанцев полагают, что Европа является их первым или вторым по важности направлением сотрудничества, из них 46% считают Европу главным приорите- том [25]. Латинская Америка находится лишь на втором месте: 41% относят ее к одному из двух наиболее значимых направлений, при этом 12% считают ее приоритетом.
23 Одно из достоинств политики Испании в отношении ЛА на сегодняшний день состоит в том, что Мадрид рассматривает регион в целом, не только экономический потенциал, но и политический, и военный. В то же время нередко возникают сложности с реализацией заявлений о том, что интересы Испании в Латинской Америке лучше всего защищать путем поддержки демократических институтов, укрепления сплоченности, содействия социально-экономическому развитию и повышению уровня жизни. Возникают противоречия между принципами и интересами, между риторикой и реаль-ностью. На примере ВТС Испании с Венесуэлой, в частности, заметно, как политические лозунги привели к краху сотрудничества в иных сферах.
24 В мае 2021 г. премьер-министр Испании Педро Санчес (2018 — н/в) заявил, что его страна намерена расширить свое присутствие на латиноамериканских рынках и для этого готова инвестировать более 4,5 млрд евро (почти 5,5 млрд долл.). «Мы должны открыть другие рынки, мы должны больше присутствовать на других рынках», — сказал П.Санчес. Испания сосредоточена на том, чтобы сделать Латинскую Америку главным объектом в рамках нового плана по интернационализации экономики страны. Санчес также дал понять, что испанская торговля сталкивается с проблемами, которые связаны с экспортом товаров с большей добавленной стоимостью и технологическим содержанием (под эту характеристику попадает и военно-техническое сотрудничество).
25 Презентация новой внешнеэкономической программы совпала по времени с беседой Санчеса и председателя КНР Си Цзиньпина, состоявшейся 26 мая 2021 г., в ходе которой главы государств выразили намерение продолжать укреплять экономические связи. «План действий по интернационализации испанской экономики на 2021—2022 гг.», одобренный испанским правительством, основан на шести руководящих принципах, направленных на то, чтобы сделать Испанию более открытой страной перед лицом протекционистских настроений — утверждал Санчес [26].
26 Латинская Америка занимает особое место во внешней политике Испании, основанной на исторических и культурных связях. Это привилегированное положение оставалось неизменным длительное времени, хотя в связи с вступлением Испании в ЕС были внесены определенные корректировки. Некоторые трения возникли также между испанским правительством и латиноамериканскими странами после того, как Мадрид поддержал военное вмешательство США в Ираке.
27 Испано-латиноамериканские связи осуществляются в рамках концепции военной дипломатии. Латиноамериканские страны активно покупают высокотехнологичную испанскую военную технику. Предприятия промышленного сектора Испании в существенной степени ориентированы на экспорт и пользуются широкой государственной финансовой поддержкой. В то же время страна пока не в состоянии реализовать имеющийся у нее потенциал в деле развития ВТС со странами Латинской Америки. Это остается задачей на будущее.

References

1. Ministerio de Defensa de España. Available at: https://www.defensa.gob.es/Galerias/dgamdocs/estrategia-industrial-defensa-2015.pdf (accessed: 28.05.2021).

2. Counsil on Hemispheric Affairs. A Familial Relation? Spain and Latin America in the 21st Century By Sam Wang. Available at: https://secureservercdn.net/104.238.69.231/ dbn.f1b.myftpupload.com/wp-content/uploads/2016/06/Spain-Latin-America_Final.pdf (accessed: 19.02.2022).

3. G.N. Smirnov, I.A. Dmitrieva, V.E. Dmitriev, E.L. Bumagina. Geopolitika. Teoriya i praktika. Uchebnoe posobie. Moskva, Prospekt, 2019. 224 s.

4. Golubova A. E. Ispaniya v NATO i ES: formirovanie i realizatsiya natsional'noj strategii uchastiya. Iberoamerikanskie tetradi, 2015, № 4 (6), ss. 18-20.

5. Official website of the Iberoamerican community. Available at https://www.segib.org/quienes-somos/ (accessed: 28.05.2021).

6. Cumbres Iberoamericanas de Jefes de Estado y de Gobierno.

7. Available at: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ATAG/2018/630348/EPRS_ ATA(2018)630348_EN.pdf (accessed: 28.05.2021).

8. SIPRI Fact Sheet. Trends In International Arms Transfers, 2020 Available at: https://sipri.org/sites/default/files/2021-03/fs_2103_at_2020.pdf (accessed: 19.02.2022).

9. España y México suscriben un convenio de cooperación bilateral con rango de tratado internacional en materia de lucha contra la delincuencia organizada / Ministerio del interior de España. Madrid, 2014.06.10. Available at: http://www.interior.gob.es/prensa/noticias/-/asset_publisher/GHU8Ap6ztgsg/content/id/2079877 (accessed: 26.05.2021).

10. Catalogue Spanish Defence Industry. Available at: https://publicaciones.defensa.gob.es/media/downloadable/files/links/c/a/catalogue_dgam_17_18.pdf (accessed: 19.02.2022).

11. SIPRI podvel itogi ehksporta vooruzhenij v 2020 godu, sajt «Novyj oboronnyj zakaz. Strategii». Available at: https://dfnc.ru/c106-technika/sipri-podel-itogi-eksporta-vooruzhenij-v-2020-godu/ (accessed: 26.05.2021). (In Russ.).

12. Korporativnyj sajt Airbus. Available at: https://www.airbus.com/defence.html (accessed: 26.05.2021).

13. Sajt ispanskoj sudostroitel'noj kompanii Navantia. Available at: https://www.navantia.es/en/ (accessed: 26.05.2021).

14. Sajt kompanii Indra Sistemas. Available at: https://www.indracompany.com/en (accessed: 26.05.2021).

15. Report on external trade January-December, 2021. Ministerio de Industria, Comercio y Turismo de España. Available at: https://comercio.gob.es/en-us/NotasPrensa/2022/Paginas/220217_datoscomex2021.aspx (accessed: 19.02.2022).

16. Informes de Comercio Exterior. Ministerio de Industria, Comercio y Turismo de España. Available at: https://comercio.gob.es/ImportacionExportacion/Informes_Estadisticas/Paginas/Informes-periodicos.aspx (accessed 26.05.2021).

17. ICEX España Exportación e Inversiones. Available at: https://www.icex.es/ icex/es/navegacion-principal/que-es-icex/que-es-icex/presentacion-de-icex/index.html (accessed: 28.05.2021).

18. Agababyan M.A. Polozhenie Ispanii v sisteme sovremennoj mirovoj ehkonomiki. Valyutnoe regulirovanie. Valyutnyj kontrol'. M., 2020, № 3, ss. 48-51.

19. Gladkov I.S. Osobennosti vneshnetorgovykh svyazej Evropejskogo soyuza

20. na sovremennom ehtape. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. M., 2017, №2 (10), cc. 91-107. [

21. Bolsonaro impulsa una fiebre de compra de armas de fuego en Brasil. El Pais. Available at: https://elpais.com/internacional/2020-10-26/bolsonaro-impulsa-una-fiebre-de-compra-de-armas-de-fuego-en-brasil.html (accessed: 10.02.2021).

22. Ofitsial'nyj sajt Vooruzhennykh sil Kolumbii. Available at:: https://cgfm.mil.co/ (accessed: 28.05.2021).

23. ES rasshiril sanktsii protiv Venesuehly. TASS. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10759673 (accessed: 29.05.2021) (In Russ).

24. EU-Mercosur Trade Agreement. European Commission. Available at: https://ec.europa.eu/trade/policy/in-focus/eu-mercosur-association-agreement/ (accessed: 12.06.2021).

25. EU seeks Mercosur green commitments by end-2021 – EU trade chief. Thomson Reuters. Available at: https://www.reuters.com/article/eu-mercosur-trade-idUSL8N2MN6EK (accessed: 15.06.2021).

26. Mirotvorcheskie operatsii. Sovet Bezopasnosti OON. Available at: https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/repertoire/peacekeeping-missions#cat3 (accessed: 29.05.2021) (In Russ.).

27. Spain and Latin America: Global vs. Bilateral Relations. Barómetro del real Instituto Elcano. Available at: https://www.realinstitutoelcano.org/en/work-document/spain-and-latin-america-global-vs-bilateral-relations/ (accessed: 29.05.2021).

28. Sánchez y Xi Jinping apuestan por el multilateralismo para hacer frente a los desafíos globales. La Moncloa. Web oficial del Gobierno de España y de la Presidencia del Gobierno español. Available at: https://www.lamoncloa.gob.es/presidente/actividades/Paginas/2021/260521-sanchez-china.aspx (accessed: 19.02.2022).

Comments

No posts found

Write a review
Translate