В статье рассматривается та часть литературного наследия протопопа Аввакума, которая относится к жанру проповеди. Исследовательскому анализу подвергается содержание Поучений Аввакума, вошедших в «Книгу Бесед» и «Книгу толкований и нравоучений». Как предпосылка к проповедническому творчеству писателя характеризуется устная учительная деятельность Аввакума в допустозерский период его жизни. Показано, что на стилистику проповеднических писаний протопопа Аввакума оказали влияние четыре вида языковой стихии, в которые он в равной степени был погружен до конца своих дней: стилистика языка Священного Писания, стилистика текстов литургики и литургической гимнографии, стилистика книжного старорусского языка и стилистика русского разговорного языка со свойственным ей духом «просторечия». Смелое соединение этих четырех стихий и составляет новаторство Аввакума как писателя, проявившееся в первую очередь в жанре свободной проповеди.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека