В заметке предлагается ключ к стихотворению Бориса Пастернака «Имелось» — зашифрованная в виде ребуса фамилия адресата книги «Сестра моя, жизнь», в которую это стихотворение вошло (Елены Виноград).
В заметке анализируется ранний рассказ Федора Сологуба «Ничего не вышло». Ключом к этому рассказу оказываются названия городов, в которых происходят события, и фамилии персонажей. Все они восходят к названиям растений. И в этом рассказе, и в других произведениях Сологуба Россия часто предстает растительным царством, где сорная и ядовитая флора дурманит головы несчастных обывателей.
Статья представляет собой разбор сложного стихотворения позднего Осипа Мандельштама «Чернозем». Автор опирается на суждение о «Черноземе» самого поэта, приведенное в письме С. Б. Рудакова к жене, и предлагает увидеть в стихотворении манифест «нового акмеизма», в котором место камня занял воронежский чернозем.
В статье подробно рассматривается малоизученный эпизод биографии О. Э. Мандельштама — его участие в диспуте после лекции К. И. Чуковского о футуризме в 1913 году. Вносятся уточнения в летопись жизни и творчества поэта, высказывается предположение о том, какое стихотворение Мандельштама 1913 года может условно считаться «футуристическим».
В заметке идет речь о том, какую роль мотив окна играет в поэме Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки». Выявлены все случаи употребления слова «окно» в поэме и показано, что, в отличие от большинства травелогов, нарратор «Москвы — Петушков» не изучает внешний мир через окно, а, напротив, старается глядеть в окно как можно реже.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library