Статья основана на записных книжках Чехова, прежде всего на недавно впервые опубликованной автором «записной книжке А. П. Чехова с рецептами для больных». Она содержит материал, который может служить реальным комментарием к таким чеховским произведениям, как повесть «Дуэль», пьесы «Безотцовщина», «Чайка», «Три сестры».
Хроника
Рец. на: Corrigan Yu. Dostoevsky and the Riddle of the Self. Evanstone, Illinois: Northwestern Univerisity Press, 2017. 238 p.
Хроника
В статье развивается гипотеза о том, что рассказ Ф. М. Достоевского «Вечный муж» представляет собой реинтерпретацию романа А. И. Герцена «Кто виноват?» (1847). Сохранившаяся в черновиках помета, относящаяся, по-видимому, к будущему характеру Трусоцкого, становится ключом к разгадке биографического подтекста произведения. Помимо собственных переживаний Достоевского в ходе его романов с М. Д. Исаевой и А. П. Сусловой, оно, судя по всему, опиралось также на впечатления от семейной драмы Герцена и Огарева.
Хроника
Существование особой «поэтики медицины» еще нуждается в обосновании. Открытым вопросом остается и то, в какой степени использование образов, относящихся к миру медицины, обладает в художественной литературе своей спецификой, а в какой оно подчиняется законам обычной поэтики. Предварительный ответ на все эти вопросы дан в статье на примере творчества А. П. Чехова. Именно Чехов был первым из русских писателей, применительно к которому говорить о «поэтике медицины» появляются все основания. Наиболее полно и широко в творчестве Чехова были представлены следующие ее аспекты: медицинские рецепты как микротекст художественного текста и символический смысл так называемого «фармакологического подтекста», автобиографический и биографический подтексты образов врачей и, наконец, различные формы интертекстуальности, связанные с их изображением.
В статье речь идет о героях-врачах, чьи прототипы никакого отношения к медицине не имеют. Такие «доктора» в художественных произведениях, как правило, никого не лечат, а только рассуждают, чаще всего с материалистических позиций. Этот тип «врача» можно назвать не столько «мнимым», сколько «условным» доктором. Иногда писатель делает своего героя «доктором» главным образом для того, чтобы читатель не догадался о его реальном прототипе. Именно так обстоит дело с тургеневским Базаровым, основным прототипом которого был Н. А. Добролюбов. Тип «мнимого доктора» также подробно рассматривается в статье на примере доктора Вознесенского из повести А. П. Чехова «Драма на охоте» (1885).
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library