Статья посвящена анализу взаимоотношений Горького и Данзас в 1920-1930-е годы. Она основана на новых архивных материалах из Архива А. М. Горького и петербургского Центрального государственного архива.
В статье по беловому автографу, хранящемуся в AmherstCenterforRussianCulture, публикуется рассказ А. М. Ремизова «На распутье», источником которого являются тексты ранних мемуарных записей С. П. Ремизовой-Довгелло.
Рец. на: Русское присутствие в Италии в первой половине XX века. Энциклопедия / Ред.сост. Антонелла д’Амелия, Даниела Рицци. М.: РОССПЭН, 2019. 864 с.
В статье рассмотрен образ поэта в уникальном по форме коллаже-мемориале, основанном на творчески переработанных писателем материалах архива его жены. В произведении упоминания имени Блока в дневниковых записях и текстах снов С. П. Ремизовой-Довгелло сопровождены пространными комментариями Ремизова. Особый интерес представляет впервые вводимая в научный оборот ремизовская оценка поэмы Блока «Двенадцать».
Рец. на: Ф. М. Достоевский в литературных и архивных источниках конца XIX — первой трети XX в. / Ред.-сост. Е. А. Андрущенко, В. М. Введенская, М. В. Козьменко. М.: ИМЛИ РАН, 2021. 386 с.
В статье проанализировано развитие гоголевской темы в творчестве писателя. В середине 1900-х — начале 1920-х годов Ремизов следовал за Гоголем, создавая свой вариант «петербургского текста». С конца 1920-х и в 1930-е годы он мифологизировал личность автора «Мертвых душ», трактуя его как полудемона, «застрявшего» между двумя кругами мистического универсума, как писателя-пророка, способного открывать читателям тайны своих «озарений». Ремизов включил Гоголя в число литераторов — последователей «теории русского лада». В конце 1940-х и в 1950-е годы новый этап «художественного исследования» Ремизовым наследия Гоголя был связан с магистральной темой его творчества того времени — размышлениями о христианском догмате воскресения мертвых.
Рец. на: Спиридонова Л. Максим Горький — мыслитель, художник, человек. М.: ИМЛИРАН, 2022. 432 с.
Статья посвящена анализу истории и поэтики первого произведения, созданного писателем после смерти жены — С. П. Ремизовой-Довгелло. Экспериментальный авангардный текст Ремизова основан на соединении поэтик древнерусской литературы и русского романтизма начала XIX века. В статье раскрыты источники названий «В розовом блеске» и «Сквозь огонь скорбей».
Рец. на: Wozniak Anna. Двамира: Сныионирическиемотивыврусскойлитературе XIX-XX веков / Dwa swiaty: Sny i motywy oniryczne w literaturze rosyjskiej XIX-XX wieku. Lublin: Wydawnictwo Werset, 2022. 330 s.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека