Узбекистан-США: новый этап стратегического партнерства
Узбекистан-США: новый этап стратегического партнерства
Аннотация
Код статьи
S268667300017000-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Юлдашева Гули Исматуллаевна 
Аффилиация: Координационно-методический центр новейшей истории Узбекистана при Академии наук Республики Узбекистан
Адрес: Республика Узбекистан, Ташкент
Выпуск
Страницы
57-72
Аннотация

В статье раскрываются основные особенности, приоритеты и направления развития нового этапа стратегического партнёрства Узбекистана и США при президенте Ш. Мирзиёеве. В последние месяцы в мире доминирует точка зрения об окончательном уходе США из региона Центральной Азии и Афганистана. В отличие от этого автор считает, что текущее углубление и расширение американо-узбекских отношений указывает на то, что идёт подготовка почвы для нового этапа двусторонних взаимоотношений, что будет существенно влиять на геополитическое и экономическое развитие всего региона ЦА, включая Афганистан. В обоснование этого анализируются такие основные направления двустороннего взаимодействия, как сотрудничество в сферах внутриполитических и экономических преобразований, безопасности и гуманитарных отношений; освещаются перемены в «мягкой дипломатии» США, переход США к более активной, наступательной политике в Узбекистане, в том числе в рамках «С5+1».

Ключевые слова
Узбекистан, США, партнёрство, безопасность, политика, экономика, гуманитарные отношения
Классификатор
Получено
29.09.2021
Дата публикации
03.03.2022
Всего подписок
13
Всего просмотров
910
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Взаимоотношения Республики Узбекистан с Соединёнными Штатами привлекают особое внимание научного и политического сообщества в период президентства Шавката Мирзиёева и активизацией им афганского вектора внешней политики страны. Расположение Узбекистана в самой сердцевине Центральной Азии (ЦА), её тесное соседство с нестабильным Афганистаном, поднимают массу вопросов в отношении перспектив развития региона ЦА, роли и значения в этом Соединённых Штатов, их отношений с Республикой Узбекистан, что немаловажно с учётом продолжающейся острой геополитической конкуренции со стороны двух других глобальных держав – России и Китая. С приходом к власти в Афганистане талибов состояние узбекско-американских отношений приобретает особое значение и актуальность. На этом фоне продолжение вовлечённости США в ключевую страну Центральной Азии – Узбекистан будет означать, что Вашингтон не отказался от своих долгосрочных региональных замыслов и лишь находится в поисках более рациональной и действенной региональной стратегии.
3 Ценность региона ЦА для США продолжает определяться геостратегическим расположением его на стыке всех действующих и планируемых транспортных и трубопроводных магистралей; богатейшими природными и людскими ресурсами; территориально-географической, историко-культурной и демографической близостью к нестабильному исламскому миру; концентрацией в регионе большинства глобальных вызовов и угроз миру. В этой связи, несмотря на достаточно сложный международный и внутриполитический контекст в США периода администрации Д. Трампа, основные ориентиры американской стратегии в Центральной Азии остаются неизменными.
4 В целом это предусматривает достижение стабильности и экономического развития региона в тесной взаимосвязи данного процесса с достижением стабильности Исламской Республики Афганистан (ИРА), углублением партнёрства в рамках «С5+1» (государства ЦА и США), и определённым сдерживанием в регионе России и Китая. При этом значимость Узбекистана как в процессе мирной трансформации ИРА, так и в осуществлении независимой от Афганистана стратегии США в ЦА только усиливается, что особенно заметно в последние два года.
5 Вышесказанное требует детального и взвешенного изучения для более глубокого понимания всего спектра американо-узбекских отношений и перспектив их развития.
6 С этой целью в статье рассмотрены основные особенности, приоритеты и направления развития нового этапа стратегического партнёрства Узбекистана и США при президенте Ш. Мирзиёеве. Предположительно, углубление и расширение американо-узбекских отношений на фоне вывода американских войск из Афганистана и последующей смены власти в Кабуле может свидетельствовать о подготовке почвы для нового, качественного иного этапа американо-узбекских отношений, что, несомненно, повлияет на будущее всего региона ЦА, включая Афганистан. В обоснование этого автор даёт в начале статьи общую характеристику взаимодействия сторон в сферах демократии, экономики и гуманитарных отношений, освещая таким образом предпосылки к современным событиям и происходившие перемены «мягкой дипломатии» США в отношении Узбекистана; затем переходит к актуальным сегодня вопросам безопасности, роли двусторонних отношений в контексте нынешнего афганского кризиса.
7

СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ДЕМОКРАТИИ

8 Ключевым событием последних лет явился первый официальный визит президента Шавката Мирзиёева в Соединённые Штаты 15–17 мая 2018 г., заложивший основу для последующего углубления американо-узбекских отношений. Двустороннее партнёрство продолжается в форме проведения ежегодных двусторонних консультаций на уровне МИД, межпарламентского сотрудничества, совместных военных учений, семинар-тренингов, конференций и всевозможных брифингов, в том числе онлайн.
9 В области продвижения демократии существенным событием двусторонних отношений стала положительная оценка, изложенная в докладе Исследовательской службы Конгресса США от 15 января 2020 г., по вопросу прав человека в Узбекистане. Более того, Государственный департамент США полностью вывел Узбекистан из списка стран – нарушителей религиозных свобод, признав тем самым значительный прогресс республики в сфере обеспечения свободы вероисповедания.
10 К началу 2021 г. удалось значительно улучшить позицию Узбекистана в различного рода тематических докладах государственных ведомств США в области прав человека. Результатом признания достижений страны в области защиты и соблюдения стандартов труда стало решение Торгового представителя США прекратить практику слушаний по проблематике принудительного труда в отношении Узбекистана, которая длилась 12 лет, тем самым сохранив за республикой право беспошлинной торговли с США. Кроме того, позиция Узбекистана в докладе Министерства труда США о наихудших формах детского труда была повышена сразу на две позиции – с наихудшей четвёртой категории на вторую, узбекский хлопок был выведен из так называемого «списка товаров, производимых с использованием детского труда» [1]. Рейтинг Узбекистана также повышен в Докладе Госдепартамента США по торговле людьми за 2021 г. [2]. Значительным событием в этом ряду стало также принятие США Резолюции в поддержку независимости и суверенитета Узбекистана, где констатируется [3] избрание Узбекистана в Совет по правам человека ООН на период с 2021 по 2023 г., впервые в истории страны. Принятие резолюции приобретает особый, символичный характер в год 30-летия независимости Республики Узбекистана и 30-й годовщины со дня признания Соединёнными Штатами суверенитета Узбекистана.
11 Одним из новых направлений во взаимоотношениях стран стали регулярные встречи представителей парламентов обеих стран. В частности, 8 июня 2020 г. состоялось первое электронное совещание между членами Олий Мажлиса и представителями Конгресса США.
12

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО

13 Важным направлением в развитии американо-узбекских отношений является взаимовыгодное экономическое партнёрство, приобретшее особое значение в связи с провозглашенными целями экономической интеграции региона, переустройства Афганистана и планами строительства транспортно-транзитной и энергетической сети в Центральной и Южной Азии.
14 В частности, в США подчёркивается важность реализации таких проектов, как CASA-1000, предусматривающего поставки излишков электроэнергии из Киргизии и Таджикистана в Афганистан и Пакистан, и «Лазуритовый коридор», призванный увеличить объём торговли между Центральной Азией, Кавказом и Европой. В этой связи Агентство США по международному развитию (USAID) и Министерство торговли США организовали региональный торгово-транспортный форум в Термезе, на котором представители 14 стран подписали деловые сделки на сумму 600 тыс. долл. США [4]. В самом Узбекистане действует 276 предприятий с участием американских инвестиций, в том числе 113 предприятий со стопроцентным американским капиталом [5].
15 Для ускорения преобразований в регионе Соединённые Штаты оказывают также содействие в ускорении процесса вступления Узбекистана во Всемирную торговую организацию (ВТО). Одновременно американские эксперты, финансируемые Министерством финансов США, работают с Агентством по развитию рынков капитала и Министерством финансов Республики Узбекистан для поддержки реформ этих ведомств с целью модернизации экономического управления для повышения прозрачности и привлечения инвестиций. Итогом такого сотрудничества стало открытие Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан специального офиса для поддержки инвестиций США.
16 В целом за последние несколько лет двусторонний товарооборот увеличился в 2 раза, совокупный объём американских инвестиций превысил 1 млрд долл. [6], достигнуты конкретные договоренности о взаимной поддержке расширения присутствия ведущих американских компаний на рынке Узбекистана. В данном русле США уже вложили в регион 9 млрд долл. прямой помощи на государственном уровне, 31 млрд долл. частных инвестиций и более 50 млрд долл. в виде кредитов и технической помощи от международных структур с участием США (Всемирного банка, Международного валютного фонда и ряда других организаций) [7]. Кроме того, USAID привлекло в 2019 г. более 23 млн долл. инвестиций частного сектора в сельскохозяйственный сектор, работает над диверсификацией экспортных рынков сельскохозяйственной продукции Узбекистана [4].
17 Дополнительно помощь США по развитию экономики Узбекистана включает техническую помощь, работу в области электрических сетей, содействие поставкам овощей и фруктов от фермерских хозяйств на рынки, разработку новых систем водоснабжения и новых водных путей [8]. Более того, 7 января 2021 г. правительства США, Узбекистана и Казахстана объявили о запуске Центральноазиатского инвестиционного партнёрства. 9 января были обсуждены вопросы совместной реализации регионального проекта по строительству железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар».
18 Продолжают развиваться и другие направления экономического партнёрства. Так, в конце марта 2021 г. USAID запустило пятилетний региональный проект по водным ресурсам и окружающей среде в Узбекистане. Специалисты из США внедряют новейшие технологии в сферу изучения запасов минеральных ресурсов, оказывают содействие женщинам-предпринимателям в расширении цифровой торговли. В частности, с мая 2020 г. проведено более 125 виртуальных рабочих сессий и обучены более 75 узбекских специалистов по тематике в сфере генерирования возобновляемой энергии и интеграции сетей [9].
19

СОТРУДНИЧЕСТВО В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ

20 С учётом серьёзного влияния текущего кризиса COVID-19 на экономику, США оказывают огромную помощь Узбекистану в борьбе с последствиями глобальной пандемии. Общий вклад США в усилия Узбекистана по борьбе с COVID-19 составил свыше 9,1 млн долл. по состоянию на 15 ноября 2020 г. [10]. Помощь USAID идёт на удовлетворение самых насущных потребностей Минздрава, включая лабораторные поставки и оборудование для тестирования на COVID-19, обучение общественному здравоохранению работников, техническую помощь для наблюдения за болезнями вдоль границ Узбекистана, а также разработку и внедрение руководящих принципов лечения больных COVID-19. Дополнительно для борьбы с COVID-19 Соединённые Штаты передали Узбекистану 30 июля 2021 г. более чем 3 млн доз вакцины Moderna, а в сентябре 2021 г. – 1 214 460 доз вакцины Pfizer на безвозмездной основе [11].
21 Правительство США содействует решению назревших медицинских проблем и поддерживает в целом устойчивость системы здравоохранения к борьбе с другими инфекциями. В частности, в марте текущего года USAID запустило четыре новых многолетних проекта по борьбе с туберкулёзом на сумму свыше 15 млн долл. [12]. Американская организация “CDA Foundation получила грант Центров США по контролю и профилактике заболеваний для использования передовых электронных медицинских систем для сбора и анализа результатов тестов дородовой помощи беременным женщинам в Узбекистане. Общая стоимость проекта оценивается на сумму 334 тыс. долл. [13].
22 «Мягкая дипломатия» США охватывает также систему образования Узбекистана, что носит взаимовыгодный характер с учётом растущих потребностей региона в профессиональных кадрах, способных работать в глобальных условиях. При этом акцент делается как на их подготовку в самих США в рамках различных программ, так и на совершенствование образовательной системы Республики Узбекистан и помощи ей со стороны зарубежных специалистов.
23 Так, в Узбекистане перезапущена программа «Обмен будущими лидерами» (Future Leaders ExchangeFLEX). В её рамках школьники из центральноазиатской республики получают возможность продолжить обучение в США. Общее количество студентов из Узбекистана в Соединённых Штатах, согласно отчёту «Открытые двери» (“Open Doors”) за 2020 г., составляло к концу 2020 г. 546 человек [14]. Примером успешного сотрудничества является и открытие в Ташкенте первого американского вуза – Вебстерского университета. Среди новых мер правительства США стоит отметить также осуществление в стране пятилетней программы поддержки реформы образования стоимостью 50 млн долл. [15]. В этом ракурсе в 2020 г. в Узбекистане возобновлена и деятельность Совета по международным исследованиям и обмену США (IREX), призванного способствовать повышению уровня обучения английскому языку и развитию профессиональных навыков молодёжи Узбекистана. К 2021 г. в стадии реализации в Узбекистане находятся более десяти образовательных программ, финансируемых американским правительством. Свой вклад в этой сфере вносят также Американские советы по международному образованию» (American Councils for International Education).
24 Данные меры подкрепляются поддержкой США в вопросах продвижения в регионе ЦА нового поколения лидеров, рождённых после обретения независимости [16], обеспечения гендерного равенства и повышения потенциала женщин из центральноазиатских стран, их роли в устранении последствий пандемии COVID-19 и решении постпандемических задач [17]. Не менее важной является и американская помощь в обеспечении Узбекистаном продовольствием своих наиболее уязвимых слоёв населения. В частности, с 2010 г. в рамках Программы международного партнёрства по оказанию продовольственной помощи USAID в Узбекистан было доставлено 1300 тонн продовольственной помощи на сумму более 3,5 млн долл. [18].
25

ПАРТНЁРСТВО В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

26 Вопросы региональной безопасности обсуждались уже в ходе майского визита 2018 г. президента Шавката Мирзиёева в США. Обе стороны подтвердили свою решимость в усилении дальнейшего партнёрства в области борьбы против экстремизма и терроризма, общих глобальных угроз.
27 Одним из знаковых событий наряду с этим явился визит 3 февраля 2020 г. в Узбекистан государственного секретаря США Майкла Помпео, что должно было подготовить почву для нового этапа стратегического партнёрства сторон. В ходе визита анонсирована новая стратегия по ЦА на 2019–2025 гг., подготовленная Госдепартаментом США. В числе её основных принципов – укрепление независимости стран региона, интеграция Исламской Республики Афганистан в ЦА, содействие реформам в области прав человека и инвестициям в регион [19].
28 К данному времени США вложили более 90 млн долл. в укрепление границ центральноазиатских государств, провели 200 военных учений и повысили квалификацию более 2,6 тыс. пограничников [7]. Кроме того, Вашингтон выделил 20 млн долл. в рамках зарубежного военного финансирования для оказания содействия Министерству обороны Республики Узбекистан в укреплении потенциала его Сил специальных операций (ССО) и завершил установку более 100 детекторов бренда Rapiscan на пограничных переходах и в аэропортах, что повысило безопасность границ и ускорило проверку пассажиров [4].
29 Вместе с тем агентство USAID официально анонсировало открытие двух полноценных миссий в Узбекистане и Таджикистане. В рамках программы по противодействию торговле людьми, финансируемой агентством, в Узбекистане более 1700 жертв торговли людьми, включая уязвимых мигрантов и мигрантов, пострадавших от домашнего насилия, вернулись домой и получили психологическую поддержку и индивидуальную помощь в реинтеграции [20]. USAID также выделило 100 тыс. долл. на закупку предметов первой необходимости для поддержки семей, пострадавших в результате прорыва плотины «Сардоба» [15].
30 В данном русле в октябре – ноябре 2020 г. состоялись встречи представителей внешнеполитического ведомства Узбекистана с командующим Центральным командованием Вооружённых сил США генералом Кеннетом Маккензи, с исполняющим обязанности министра обороны США Кристофером Миллером и заместителем советника президента США по национальной безопасности Мэтью Поттингером. 4 августа 2021 г. в МИД Узбекистана были подписаны межправительственные документы о сотрудничестве в борьбе с коррупцией, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью.
31 С 2020 г. активизируется также и многостороннее сотрудничество в Центральной Азии в формате «С5+1». В США позитивно оценивают политику Ташкента по решению проблем водопользования и границ в регионе, поддержке формата консультативных встреч глав государств Центральной Азии.
32

ПАРТНЁРСТВО ПО АФГАНИСТАНУ

33 Существенное место отведено многостороннему партнёрству в вопросах урегулирования ситуации в Афганистане. Вашингтон признаёт активную роль Узбекистана в усилиях по урегулированию конфликта в Афганистане. Высокую оценку получили предпринимаемые Ташкентом меры по нахождению компромиссов между Кабулом и основными внутриполитическими силами страны, включая движение «Талибан». Более того, 27 мая 2020 г. в формате видеоконференцсвязи состоялось первое трехстороннее заседание «Узбекистан – США – Афганистан» [21]. В конце июня 2020 г. специальный представитель президента США по Афганистану посол Залмай Халилзад посетил Доху, Исламабад и Ташкент с целью обсудить проблемы текущего миротворческого процесса в Афганистане. Те же проблемы обсуждались 30 июня 2020 г. в рамках диалога в формате «С5+1». Участники группы согласовали программу работы по дальнейшему развитию сотрудничества в формате «C5+1» по проблемам расширения торговли и инвестиций; энергетики и окружающей среды; расширения регионального сотрудничества в области безопасности границ; участия женщин в построении и поддержании мира, предотвращении конфликтов и реагирования на них, а также в борьбе с терроризмом и насильственным экстремизмом [22].
34 Особенностью 2021 г. стало начало процесса постепенного вывода вооружённых сил США из Афганистана, связанный с этим рост нестабильности в стране и приход к власти движения «Талибан». В этой связи в мае 2021 г. были продолжены переговоры министра иностранных дел Узбекистана Абдулазиза Камилова со спецпредставителем президента США по Афганистану З. Халилзадом. Визит З. Халилзада, нацеленный на обеспечение условий присутствия США в регионе после вывода американских войск и сотрудничество со странами региона над планами размещения баз беспилотников для контртеррористических операций в Афганистане потерпел неудачу – ни один из афганских соседей, включая Узбекистан, не пожелал, как известно, стать базой для размещения зарубежных войск на своей территории.
35 Вместе с тем достаточно активно продолжается военно-политическое партнёрство. В частности, 16 июня 2021 г. в штате Монтана (США) завершились совместные учения «Региональное сотрудничество – 21» с участием военных из центральноазиатских стран, Монголии и Пакистана. В апреле 2021 г. Узбекистан посетила делегация во главе с заместителем начальника Управления стратегического планирования и политики Центрального командования Вооружённых сил США, бригадным генералом Дюком Пираком.
36 В данном контексте 31 августа 2021 г. Вашингтон практически закончил вывод войск из Афганистана. Президент США Джо Байден заявил [23] по этому случаю, что Соединённые Штаты достигли своих целей в стране, разгромив «Аль-Каиду» (что очень спорно, учитывая контакты остатков «Аль-Каиды» с талибами. – Г.Ю.). Однако дальнейшие рассуждения президента вполне разумны и логичны. Так, по вопросу определения дальнейшей судьбы Афганистана он подчеркнул: «это право и ответственность только афганского народа… шанс того, что в Афганистане будет единое правительство, которое будет контролировать всю страну, крайне маловероятен» – ни одна империя в прошлом не смогла объединить Афганистан. При этом глава Белого дома призывает «активно работать» со сторонами в Афганистане, а также с региональными и международными заинтересованными игроками, чтобы поддерживать урегулирование конфликта путём переговоров, обещает продолжить предоставление афганским партнёрам финансирования и техники [23]. Де-факто американцы уже при выезде из страны оставили талибам огромный объём вооружений и боевой техники на сумму 85 млрд долл. [24], сохраняя к тому же контакты с талибами.
37

ПРЕДПОСЫЛКИ К РАЗВИТИЮ ОТНОШЕНИЙ ПОСЛЕ ВЫВОДА ВОЙСК ИЗ АФГАНИСТАНА

38 Как вышесказанное может отразиться на дальнейшем развитии американо-узбекских отношений и, следовательно, будущем региона Центральной Азии? В этом плане уместно обратить внимание на следующее.
39 Внешнеполитические интересы Узбекистана были отчётливо сформулированы в ряде официальных документов, опубликованных в последние годы. В частности, в послании президента страны Олий Мажлису в 2020 г. подчёркивается необходимость развития всесторонних отношений Узбекистана со всеми ведущими глобальными и региональными державами: с Россией, Соединёнными Штатами, Китаем, Турцией, странами ЕС и др.; выведение на новый качественный уровень добрососедства и стратегического партнёрства с центральноазиатскими республиками; активизация взаимодействия Узбекистана с международными институтами; дальнейшее повышение эффективности участия в ШОС; продолжение реализации проекта строительства Трансафганского транспортного коридора, который соединит Центральную Азию с Индийским океаном [25].
40 В ходе Ташкентской международной конференции особое значение было уделено вопросам исторической и цивилизационной общности, научного и духовно-культурного наследия Центральной и Южной Азии, взаимодополняемости их экономик, общности текущих интересов безопасности и развития. Одним из ключевых звеньев практической взаимосвязанности Центральной и Южной Азии является Афганистан, а главным условием устойчивого развития этих регионов – безопасность и стабильность, что, в свою очередь, может быть достигнуто через создание современной, эффективной и безопасной транспортно-логистической инфраструктуры в Центральной и Южной Азии [26].
41 Исходя из этих соображений, Узбекистан выразил готовность к конструктивному диалогу и развитию практического взаимодействия с новыми государственными органами Афганистана и призывает мировое сообщество продолжить усилия по установлению мира в Афганистане, а также недопущения гуманитарной катастрофы в этой стране [27].
42 Что касается Соединённых Штатов, то следует учесть следующее.
43 Во-первых, не завершён срок договора о новой стратегии по Центральной Азии на 2019–2025 гг., что означает продолжение вовлечения США в регион и приверженность группы «С5+1» заявленным долгосрочным целям и интересам. Это подтверждается, в частности, в Совместном заявлении членов «C5+1», опубликованном летом 2021 г. [28], где они подчёркивают свою приверженность расширению взаимодействия в рамках региональной дипломатической платформы и поиску возможностей для укрепления взаимосвязанности, укреплению безопасности и стабильности стран Центральной и Южной Азии посредством развития торговых, транспортных и энергетических связей, в том числе через продолжение мирных переговоров в Афганистане. В продолжение этой тенденции правительства Узбекистана и США приняли осенью 2021 г. решение преобразовать ежегодные двусторонние политические консультации между странами в Диалог стратегического партнёрства [29]. 22 сентября 2021 г. на министерской встрече по вопросам климата государства ЦА и США, входящие в группу «C5+1», приняли совместное заявление по урегулированию климатического кризиса [30]. В тот же день на встрече членов группы «С5+1», организованной в рамках 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, были обсуждены актуальные вопросы взаимодействия в экономике, региональной безопасности, включая ситуацию в Афганистане, борьбы с терроризмом и экстремизмом, борьбы с социально-экономическими последствиями мероприятий против распространения коронавирусной инфекции [31]. По итогам встречи было принято совместное заявление.
44 Во-вторых, несмотря на своё соперничество с Китаем и Россией, США достаточно прагматичны и не могут не учитывать их традиционные интересы, географическую и экономическую близость с Центральной Азией, как и взаимосвязанность всех глобальных и региональных процессов, включая сферу безопасности. Предположительно поэтому тактика их ограничения Китая и России имеет свои разумные пределы, переступать которые Вашингтон вряд ли будет.
45 В частности, об этом можно судить как по одобрению Соединёнными Штатами ещё в 2020 г. инициатив президента Республики Узбекистан в рамках Контактной группы «ШОС – Афганистан» [32], так и по сдержанности Вашингтона в отношении нынешней активизации сотрудничества Узбекистана с ШОС и ОДКБ по вопросам Афганистана [33] и его периодического и нынешнего (2021–2022 гг.) председательства в ШОС [34].
46 В-третьих, очевидно, что Соединённые Штаты стремятся выстроить систему транспортно-транзитных путей в регионе Центральной и Южной Азии силами самих региональных акторов, что способно создать в будущем потенциал более расширенного участия, определённого контроля и финансово-технической поддержки со стороны Вашингтона. Не снимается с чаши весов и вероятность к тому времени постепенного снятия напряжённости во взаимоотношениях США и Ирана в результате возобновления осенью 2021 г. международных переговоров по иранской ядерной программе. В этой связи они не препятствуют налаживанию регионального партнёрства.
47 В частности, Вашингтон не проявляет недовольства по поводу встреч на полях саммита ШОС президента Узбекистана Шавката Мирзиёева с президентом Ирана Ибрахимом Раиси и премьер-министром Пакистана Имран Ханом, где стороны обсудили вопросы транзитного потенциала и торговых отношений стран, преференциальной торговли, реализации инвестиционных проектов в разных отраслях экономики и взаимодействия по вопросам обеспечения региональной безопасности [35].
48 К этому же ряду можно отнести и поддержку Вашингтоном инициатив Ташкента по развитию маршрутов через территорию Пакистана, спонсируемых главным образом Китаем. В пользу долгосрочных интересов США в развитии региональных транспортных сетей свидетельствует и то, что агентство USAID в сотрудничестве с компанией “TCS Logistics (Пакистан) организовало первый пилотный рейс (29 апреля – 4 мая 2021 г.) через Афганистан и Китай в Центральную Азию в рамках Таможенной конвенции о международной перевозке грузов [36]. Более того, в ходе ташкентской конференции в июле 2021 г. было принято решение о создании новой четырёхсторонней площадки консультаций из представителей США, Узбекистана, Афганистана и Пакистана.
49 Вышесказанное говорит в пользу того, что Соединённые Штаты намерены сбалансировать международную обстановку в своих интересах и в условиях экономической конкуренции постепенно перетянуть на свою сторону партнёров Китая, активно задействовав для этого все имеющиеся в наличии средства «мягкой дипломатии». Тем более, что это отвечает интересам сбалансированной многовекторной политики центральноазиатских государств.
50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

51 Таким образом, Узбекистан в настоящее время является крупнейшим получателем американской помощи в регионе Центральной Азии. Проведённый анализ основных направлений сотрудничества между США и Республикой Узбекистан демонстрирует большой потенциал и приверженность обоих государств углублять двусторонние взаимоотношения на взаимовыгодной основе. В качестве позитивных для интересов Узбекистана можно отметить следующие перемены, включая планируемые, во внешнеполитической стратегии США:
52
  • сотрудничество в вопросах урегулирования ситуации в Афганистане как основного звена в системе региональной безопасности и планируемой транспортно-транзитной системы в регионах Центральной и Южной Азии;
  • увеличение потока инвестиций и технологий США в сферу экономики и безопасности Республики Узбекистан;
  • консолидация военно-политического партнёрства;
  • всесторонняя помощь в вопросах модернизации страны, включая такие приоритетных сферы, как здравоохранение и образование;
  • стремление прийти к приемлемому компромиссу в отношениях с Россией и Китаем.
53 При этом широкомасштабная американская помощь, предоставляемая Узбекистану в гуманитарной области, в сферах образования и здравоохранения, в вопросах охраны границ и т.п., противоречит распространённым утверждениям о намерениях Вашингтона установить в Центральной Азии исламский режим. Ясно, что формирование любого исламского режима в регионе носило бы в перспективе антизападный характер (пример – Иран, Афганистан и др.), в чём Соединённые Штаты абсолютно не заинтересованы. В этом плане более разумным для Запада выглядит поддержка цивилизационной и культурно-духовной идентичности народов Южной и Центральной Азии, формирование здесь зоны умеренно мусульманских государств через поддержку их инструментами «мягкой дипломатии», что позволило бы США сохранить и в перспективе усилить здесь своё присутствие.
54 С учётом взаимных интересов следует в этой связи ожидать дальнейшее углубление двустороннего сотрудничества США и Узбекистана по указанным направлениям, в том числе в рамках «С5+1».

Библиография

1. Брифинг в Сенате Олий Мажлиса по вопросам противодействия торговле людьми. Народное слово, 08.01.2021. Available at: https://xs.uz/ru/post/brifing-v-senate-olij-mazhlisa-po-voprosam-protivodejstviya-torgovle-lyudmi (accessed 13.09.2021).

2. Рейтинг Узбекистана был повышен в Докладе Госдепартамента США по торговле людьми за 2021 год. Посольство США в РУз, 02.07.2021. Available at: https://uz.usembassy.gov/ru/uzbekistan-upgraded-in-2021-state-department-trafficking-against-persons-report-ru/ (accessed 18.07.2021).

3. В Конгресс США внесена специальная резолюция по Узбекистану. Народное слово, 22.05.2021. Available at: https://xs.uz/ru/post/v-kongress-ssha-vnesena-spetsialnaya-rezolyutsiya-po-uzbekistanu (accessed 24.05.2021).

4. США – Узбекистан: Партнёрство с реальными результатами. Посольство США в РУз, 28.12.2020. Available at: https://uz.usembassy.gov/ru/usa-uzbekistan-a-partnership-that-delivers-ru/ (accessed 02.01.2021).

5. Узбекско-американское партнёрство, несмотря на пандемию, активизирует работу по увеличению объёма и номенклатуры двустороннего товарооборота. Народное слово, 14.11.2020. Available at: https://xs.uz/ru/post/uzbeksko-amerikanskoe-partnerstvo-nesmotrya-na-pandemiyu-aktiviziruet-rabotu-po-uvelicheniyu-obema-i-nomenklatury-dvustoronnego-tovarooborota (accessed 15.09.2021).

6. США окажут всестороннее содействие в процессе вступления Узбекистана в ВТО. Review.uz, 04.02.2020. Available at: https://review.uz/post/ssha-okajut-vsestoronnee-sodeystvie-v-processe-vstupleniya-uzbekistana-v-vto (accessed 15.09.2021).

7. США поборются за Центральную Азию с Россией и Китаем. Podrobno.uz, 07.02.2020. Available at: https://podrobno.uz/cat/politic/ssha-poboryutsya-za-tsentralnuyu-aziyu-s-rossiey-i-kitaem/ (accessed 14.09.2021).

8. Онлайн-брифинг для журналистов с доктором Дэниэлем Сингером (CDC) и Джошуа Карнсом (USAID). Посольство США в РУз, 03.04.2020. Available at: https://uz.usembassy.gov/ru/online-press-briefing-with-dr-daniel-singer-cdc-and-joshua-karnes-usaid-ru (accessed 14.04.2020).

9. USAID оказывает содействие модернизации энергетического сектора Узбекистана. Посольство США в РУз, 16.03.2021. Available at: https://uz.usembassy.gov/ru/usaid-supports-the-modernization-of-uzbekistans-energy-sector-ru/ (accessed 13.09.2021).

10. Помощь США Узбекистану в ответ на COVID-19. USAID, 17.03.2021. Available at: https://www.usaid.gov/ru/uzbekistan/fact-sheets/us-assistance-uzbekistan-covid-19 (accessed 16.09.2021).

11. Правительство США предоставило Узбекистану свыше 1,2 млн доз вакцины Pfizer против COVID-19. Посольство США в РУз, 13.09.2021. Available at: https://uz.usembassy.gov/ru/u-s-donates-over-1-2-million-covid-19-pfizer-vaccines-to-uzbekistan-ru/ (accessed 14.09.2021).

12. USAID отмечает всемирный день борьбы с туберкулёзом в Узбекистане. USAID, 26.03.2021. Available at: https://www.usaid.gov/ru/uzbekistan/press-releases/mar-26-2021-usaid-commemorates-world-tuberculosis-day-uzbekistan (ac-cessed 15.09.2021).

13. Американская CDA Foundation будет осуществлять цифровизацию данных в поликлиниках Узбекистана. Народное слово, 25.04.2021. Available at: https://xs.uz/ru/post/amerikanskaya-cda-foundation-budet-osuschestvlyat-tsifrovizatsiyu-dannykh-v-poliklinikakh-ukhbekistana (accessed 16.09.2021).

14. В США в 2019/2020 учебном году обучались 546 студентов из Узбекистана. Gazeta.uz, 19.11.2020. Available at: https://www.gazeta.uz/ru/2020/11/19/opendoors/?fbclid=IwAR18getRcSvlGQ5eSNPXB7qhmsrZEWVjXO4JraQC9UxIksVPfFF44zunlLA (accessed 14.09.2021).

15. Агентство США по международному развитию открывает полноценную миссию в Узбекистане. Народное слово, 01.10.2020. Available at: https://xs.uz/ru/post/agentstvo-ssha-po-mezhdunarodnomu-razvitiyu-otkryvaet-polnotsennuyu-missiyu-v-uzbekistane (accessed 13.09.2021).

16. Go Viral Network объявляет конкурс лидеров нового времени Next30. 21.06.2021. Available at: https://uz.usembassy.gov/ru/go-viral-network-announces-next30-emerging-leaders-competition-ru/ (accessed 14.09.2021).

17. Развивая женские кадровые резервы, USAID проводит саммит «Сила женщин: Тенденции роста в условиях пост-пандемии и в последующие». Посольство США в РУз, 23.08.2021. Available at: https://uz.usembassy.gov/ru/%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d1%8f-%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5-%d0%ba%d0%b0%d0%b4%d1%80%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b5-%d1%80%d0%b5%d0%b7%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8b-usaid-%d0%bf/ (accessed 14.09.2021).

18. USAID помогает улучшить питание в Узбекистане. Посольство США в РУз, 01.07.2021. Available at: https://uz.usembassy.gov/ru/usaid-improving-nutrition-in-uzbekistan-ru/ (accessed 13.07.2021).

19. США опубликовали новую стратегию по Центральной Азии на 2019−2025 годы. Gazeta.uz, 06.02.2020. Available at: https://www.gazeta.uz/ru/2020/02/06/ca-strategy/ (accessed 10.02.2020).

20. USAID завершает программу «Достоинство и права» в Узбекистане. USAID, 02.10.2020. Available at: https://www.usaid.gov/ru/uzbekistan/press-releases/oct-2-2020-usaid-completes-dignity-and-rights (accessed 28.10.2020).

21. Узбекистан, США и Афганистан активизируют борьбу с COVID-19, терроризмом и наркотрафиком. Gazeta.uz, 13.08.2020. Available at: https://www.gazeta.uz/ru/2020/08/13/safety/ (accessed 15.08.2020).

22. Совместное заявление для прессы о диалоге высокого уровня в формате «С5+1». Посольство США в РУз, 10.07.2020. Available at: https://uz.usembassy.gov/ru/joint-statement-for-the-press-on-c51-high-level-dialogue-ru/ (accessed 12.07.2021).

23. «Это право и ответственность афганского народа – решать своё будущее» – Джо Байден. Gazeta.uz, 09.07.2021. Available at: https://www.gazeta.uz/ru/2021/07/09/afghanistan/ (accessed 13.07.2021).

24. Владимир Малышев. По обе стороны Пянджа, или Новая игра США. Фонд стратегической культуры, 07.09.2021. Available at: https://vpoanalytics.com/2021/09/07/po-obe-storony-pyandzha-ili-novaya-igra-ssha/ (accessed 13.09.2021).

25. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. President.uz, 29.12.2020. Available at: https://president.uz/ru/lists/view/4057 (accessed 12.12.2020).

26. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности». President.uz, 16.07.2021. Available at: https://president.uz/ru/lists/view/4484 (accessed 17.07.2021).

27. В МИД Узбекистана призвали продолжить усилия по урегулированию в Афганистане. Rt.com, 14.09.2021. Available at: https://russian.rt.com/world/news/906608-uzbekistan-afganistan-situaciya (accessed 15.09.2021).

28. Заявление официального представителя СНБ Эмили Хорн о визите делегации высокопоставленных должностных лиц Администрации в Узбекистан. Белый дом. 17.07.2021. Available at: https://uz.usembassy.gov/ru/statement-by-nsc-spokesperson-emily-horne-on-senior-administration-delegation-trip-to-uzbekistan-ru/ (accessed 18.07.2021).

29. Телефонный разговор Государственного секретаря Блинкена с Министром иностранных дел Узбекистана Камиловым. Госдепартамент США. Офис официального представителя. 22.04.2021. Available at: https://uz.usembassy.gov/ru/secretary-blinkens-call-with-uzbekistan-foreign-minister-kamilov-ru/ (accessed 13.09.2021).

30. Страны Средней Азии и США сделали заявление по климатическому кризису. ИА Красная Весна, 22.09.2021. Available at: https://rossaprimavera.ru/news/c19873e8 (accessed 22.09.2021).

31. Главы МИД стран Центральной Азии и США встретились в формате «С5+1». ИА Красная Весна, 23.09.2021. Available at: https://rossaprimavera.ru/news/bc2a87e2 (accessed 23.09.2021).

32. Предпринимаемые Узбекистаном меры по урегулированию конфликта в Афганистане получили высокую оценку в США. Народное слово, 09.11.2020. Available at: https://xs.uz/ru/post/predprinimaemye-uzbekistanom-mery-po-po-uregulirovaniyu-konflikta-v-afganistane-poluchili-vysokuyu-otsenku-v-ssha (accessed 17.11.2020).

33. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на встрече в формате «Шанхайская организация сотрудничества – Организация Договора о коллективной безопаcности». President.uz, 18.09.2021. Available at: https://president.uz/ru/lists/view/4623 (accessed 18.09.2021).

34. Ташкент в рамках ШОС намерен активнее привлекать Афганистан в эконо-мические процессы ЦА. Sputnik, 16.09.2021. Available at: https://uz.sputniknews.ru/20210916/tashkent-v-ramkax-shos-nameren-aktivnee-privlekat-afganistan-v-ekonomicheskie-protsessy-tsa-20524666.html (accessed 16.09.2021).

35. Президент прибыл в Душанбе для участия в саммите ШОС. Gazeta.uz, 16.09.2021. Available at: https://www.gazeta.uz/ru/2021/09/16/sco/; Узбекистан и Иран обсудили вопросы транзитного потенциала обеих стран. Sputnik, 16.09.2021. Available at: https://uz.sputniknews.ru/20210916/uzbekistan-i-iran-obsudili-voprosy-tranzitnogo-potentsiala-obeix-stran-20527360.html (accessed 17.09.2021).

36. USAID способствует расширению торговли между Пакистаном и Центральной Азией. Посольство США в РУз, 06.05.2021. Available at: https://uz.usembassy.gov/ru/usaid-facilitates-trade-between-pakistan-and-central-asia-ru/ (accessed 13.09.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести