Левые демократы в современной политической жизни США
Левые демократы в современной политической жизни США
Аннотация
Код статьи
S207054760018903-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Травкина Наталья Михайловна 
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье анализируется современное состояние прогрессивного движения в политической жизни США, которое оформилось политически в начале 1990-х годов с созданием малочисленной фракции прогрессистов в Палате представителей Конгресса США. С самого начала фракция пропагандировала левые социалистические идеи, полагая, что процессы глобализации только усилят социальную дифференциацию в американском обществе по размерам получаемых доходов и накопленных богатств. Превращению прогрессивного движения в важную политическую силу в современной Америке способствовал финансово-экономический кризис 2007–2009 гг. Идейно-политическая поляризация американского общества в 2010-е годы способствовала росту не только правого, но и левого популизма. В результате на президентских выборах 2016 и 2020 гг. прогрессисты сыграли важную политическую роль, в немалой степени способствуя победе кандидата демократов Дж. Байдена. В конгрессах 116 и 117-го созывов фракция прогрессистов составила почти 100 человек, или порядка 40% всего числа демократов в Палате представителей. Завоевание Белого дома и установление контроля Демократической партии над обеими палатами Конгресса США позволило фракции прогрессивных демократов разработать собственную программу социально-экономических преобразований в американском обществе объёмом примерно в 2,5 трлн долл., рассчитанную на реализацию в течение 10 лет. Программа построена на принципах масштабного перераспределения финансовых ресурсов от крупных корпораций и наиболее состоятельных слоёв американского общества в пользу малоимущих слоёв и американского среднего класса. Помимо социально-экономических реформ программа предполагает выделение сотен миллиардов долларов на борьбу с изменениями климата и постепенный переход американской экономики на «зелёные технологии». Законопроект прошёл Палату представителей США в ноябре 2021 г., однако его дальнейшая судьба является неопределённой, поскольку в Сенате его главным противником в рядах Демократической партии выступил сенатор от Западной Вирджинии Дж. Мэнчин. Вполне возможно, что в 2022 г. демократам тем не менее удастся провести через Конгресс отдельные части законодательства «Построим заново лучшую Америку». В заключение рассматривается жизненный путь и политическая карьера уроженки Индии П. Джаяпал, которая на протяжении последних трёх лет была председателем фракции прогрессивных демократов в Конгрессе США. Отмечается, что в отличие от прошлых исторических эпох, когда главным «социальным лифтом» для иммигрантов первой волны была сфера бизнеса, в настоящее время такой сферой стала борьба за права расово-этнических и гендерных меньшинств.

Ключевые слова
Конгресс США, Палата представителей, фракция прогрессивных демократов, программа прогрессистов, леворадикальный популизм, президент Ф.Д. Рузвельт, сенатор Б. Сандерс, П. Джаяпал, законопроект «Построим заново лучшую Америку»
Классификатор
Получено
18.01.2022
Дата публикации
28.02.2022
Всего подписок
13
Всего просмотров
1203
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
1

Введение. Главный парадокс генезиса современного леворадикального движения в США

 

На президентских выборах 2020 г. и в работе Конгресса 117-го созыва, который приступил к исполнению своих функций в январе 2021 г., мощно заявило о себе левое крыло Демократической партии США. В организационном плане демократы левых и леворадикальных (социалистических) взглядов образуют фракцию (собрание) прогрессивных членов Демократической партии США, которая насчитывает в своём составе 95 законодателей Палаты представителей Конгресса США и одного сенатора – Б. Сандерса от штата Вермонт. В расчёте на членов Палаты представителей, где демократы имеют 221 голос - незначительное большинство в 9 голосов, Прогрессивная фракция является самым крупным политическим объединением, сформированным по идеологическому принципу, доля которой составляет 43% общего числа демократов1.

1. Рассчитано по: Congressional Progressive Caucus. Ballotpedia. URL: >>> (accessed 17.01.2022); 117th United States Congress. Ballotpedia. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
2 Фракция была образована в 1991 г. в Конгрессе 102-го созыва (1991–1992) шестью конгрессменами, в том числе конгрессменом от штата Вермонт Б. Сандерсом, который стал её первым председателем – должность, которую он занимал до 1999 г. Он был избран в Палату представителей на промежуточных выборах 1990 г., а на выборах 2006 г. – сенатором от штата Вермонт. В 1990 г. Б. Сандерс выступал в Палате представителей как независимый кандидат, однако на первичных выборах в рамках Демократической партии он позиционировал себя в качестве члена Социалистической рабочей партии, которая фактически является одной из коммунистических партий троцкистского толка.
3

Став чом Палаты представителей в начале 1990-х годов, Б. Сандерс и явился главным органленизатором и вдохновителем фракции прогрессистов, которая с самого начала своего образования не скрывала своей социалистической ориентации. Парадокс образования этой фракции на Капитолийском холме состоял в том, что 1991 г. явился годом полного краха социалистических и коммунистических идей, которые, как казалось в тот период, навсегда канули в Лету, став достоянием истории ХХ века. Властвующие американские элиты были загипнотизированы «победным для США исходом холодной войны», продолжавшейся почти полвека, однако при этом в тот период было не принято широко говорить о её социально-экономических издержках для США, которые наглядно проявили себя в экономической рецессии 1990–1991 гг. и в резком усилении социального расслоения американского общества по размерам получаемых доходов и накопленных богатств.

4

Результаты президентских выборов 1992 г. стали лишним подтверждением диагноза прогрессистов о том, что нечто «неладное происходит в американском королевстве». Президент – победитель в холодной войне Дж. Буш-старший позорно проиграл президентские выборы «арканзасскому Дон Жуану» У. Клинтону, который и «пороха никогда в жизни не нюхал», в соотношении голосов 38% к 43%, при этом кандидат Демократической партии победил в 32 штатах против 18, отдавших голоса действовавшему президенту-республиканцу. Разочарованность широких слоёв американского общества в двухпартийной системе нашла отражение в феномене Реформистской партии Р. Перро, за которого проголосовало почти 20 млн человек, или 19% общего числа избирателей, принявших участие в президентских выборах 1992 года2.

2. 1992 Presidential General Election Results. -Dave Leip's Atlas of U.S. Presidential Elections. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
5

В тот период малочисленные прогрессисты в Конгрессе США прежде всего стали выступать с лозунгами повышения заработной платы и должностных окладов американских рабочих и служащих, по всей видимости, считая, что с окончанием холодной войны в США наступило или наступает время классического капитализма, при котором прибыли корпораций будут получаться в основном за счёт сдерживания роста заработной платы, поскольку дискредитация социалистических и коммунистических идей на рубеже 1980–1990х годов ударила по организованному рабочему движению, по американским профсоюзам. В этой связи можно указать, что если в 1980 г. в профсоюзах состояло 22,1% всех американских трудящихся, то к 1990 г. их доля уменьшилась до 15,5%, то есть примерно на 1/33.

3. Harvard Business School. Business History. Trade Union Membership. Percentage of Working Force as Member of a Trade Union. 1880–2010. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
6

Базовые принципы политической платформы современных американских прогрессистов

 

При формировании фракции прогрессивных демократов были сформулированы её четыре основные принципа деятельности, которыми она последовательно руководствовалась на протяжении последующих 30 лет. Главный смысл деятельности фракции сводится к тому, что она продвигает «государство народа, избранного народом и действующего в интересах народа». Достижение этой базовой цели должно быть осуществлено за счёт практической реализации четырёх основополагающих принципов:

7
  1. утверждение справедливости, достоинства и мира для всех американских граждан;
  2. борьба со всеми формами угнетения и демонтаж структурного расизма и дискриминации в американском обществе;
  3. борьба с системами привилегий для богатейших групп населения и правящих элит и создание государства и экономики, работающих на народ;
  4. приверженность решительным и необратимым общественным изменениям4.
4.About the CPC. What is the Progressive Caucus? URL: >>> (accessed 17.01.2022).
8 Реализация этих принципов в течение последующих примерно 20 лет вплоть до мирового финансово-экономического кризиса 2007–2009 гг. принимала различные формы, что объясняется сравнительно небольшой численностью фракции и «невостребованностью» либеральной идеологии Демократической партии в её радикальном издании. В 1990-е годы фракция прогрессивных демократов в Палате представителей была маргинальной, насчитывавшей два-три десятка законодателей, не игравшей большой роли при определении стратегии и тактики Демократической партии в Палате представителей, даже несмотря на то, что после промежуточных выборов 1994 г. и вплоть до конца десятилетия демократы утеряли контроль над нижней палатой американского Конгресса.
9

Прогрессисты запомнились политически эпатажными акциями, по сути дела скандалами, которые имели своей целью привлечь внимание американской общественности к самому факту её существования. Как указывают американские политические обозреватели, в 1990-е годы «фракция прогрессивных демократов умело привлекала к себе внимание, но не добилась никаких практических результатов: члены фракции проводили пресс-конференции, на которых осуждались "коварные" замыслы республиканского спикера Палаты представителей Ньюта Гингрича. Они сумели организовать слушания в Конгрессе с участием одного из наиболее известных американских философов и политических публицистов Ноама Хомского, который с леворадикальных позиций критиковал глобализацию. Тогда прогрессисты не получили большой поддержки избирателей, но с самого начала сосредоточились на том, что сейчас является их главной задачей – на экономической справедливости»5.

5. Brodey S. How Keith Ellison made the Congressional Progressive Caucus into a political force that matters. MinnPost, July 21, 2015. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
10 В первом десятилетии XXI столетия прогрессисты сделали акцент на критику политики республиканской администрации Дж. Буша-младшего по борьбе с глобальным терроризмом, принявшей форму военных интервенций в Афганистане и Ираке. Впрочем, антивоенная направленность критики Демократической партии администрации Дж. Буша-младшего являлась в тот период краеугольным камнем политической платформы демократов, которая в немалой степени способствовала избранию в 2008 г. президентом США чернокожего сенатора от штата Иллинойс Б. Обамы.
11

Вместе с тем прогрессисты в Палате представителей даже в разгар антивоенного движения в 2000-е годы не забывали о своём основном политическом кредо – о борьбе с экономическим неравенством и несправедливостью в американском обществе. Впервые они обнародовали свой программный манифест «Обещание прогрессистов: справедливость для всех» в 1995 г. как альтернативу республиканскому «Контракту с Америкой», ставшему основным документом для деятельности республиканцев под руководством спикера Палаты представителей Н. Гингрича в Конгрессе США во второй половине 1990-х годов. Спустя 10 лет – летом 2005 г. – прогрессисты вновь обнародовали расширенную версию манифеста 1995 г., содержавшую 18 пунктов, начиная от требования покончить с войной в Ираке и кончая необходимостью введения в США системы всеобщего медицинского страхования. При этом второе издание стратегии обеспечения «экономической справедливости для всех» было позиционировано прогрессистами в качестве альтернативной программы политики республиканской администрации Дж. Буша-младшего по созданию в США «общества собственников» – собственников жилья и предприятий малого и среднего бизнеса6.

6. Billings E. Progressives Lay Out 18-Point Agenda. Roll Call, June 28, 2005. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
12

Можно смело сказать, что к концу первого десятилетия XXI века прогрессисты «достучались» наконец до сознания значительной части американского общества. На пике кризиса 2007–2009 гг., пришедшегося на осень 2008 г., прогрессисты сумели провести в Палату представителей 76 своих членов, что составило примерно 30% общей численности фракции Демократической партии в палате7. Вплоть до промежуточных выборов 2018 г. численность прогрессивных демократов в Конгрессе США колебалась от 68 до 78 человек, однако после промежуточных выборов 2018 г. она вплотную приблизилась к 100 депутатам, включая единственного и бессменного сенатора Б. Сандерса8. В целом за 10 лет, прошедших c избрания Конгресса 111го созыва в 2008 г., до Конгресса 116-го созыва, избранного в ноябре 2018 г., доля фракции прогрессивных демократов в общей численности демократов в Палате представителей увеличилась с 30% до 41%, то есть на 11%9, и на рубеже 2010-х – 2020-х годов прогрессисты превратились во влиятельную политическую силу в Демократической партии США.

7. Skelley G. The House Will Have Just As Many Moderate Democrats As Progressives Next Year. FiveThirtyEight, Dec. 20, 2018. URL: >>> (accessed 17.01.2022).

8. Congressional Progressive Caucus. Ballotpedia. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).

9. Skelley G. The House Will Have Just As Many Moderate Democrats As Progressives Next Year. FiveThirtyEight, Dec. 20, 2018. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
13

В 2016 г. в ходе президентской кампании Б. Сандерс составил достойную конкуренцию Х. Клинтон. По окончании этапа первичных выборов и партийных собраний в Демократической партии летом 2016 г. за Б. Сандерса проголосовало 13,2 млн человек, или 43,1%, против 16,9 млн человек, или 55,2%, поддержавших кандидатуру Х. Клинтон10. Практически аналогичная ситуация повторилась и на президентских выборах 2020 г., когда после этапа первичных выборов и партийных собраний Б. Сандерс и кандидат левых демократов сенатор Э. Уоррен вместе получили 12,5 млн голосов рядовых демократов и независимых, или 34,0%, против 19,1 млн голосов, или 51,8%, поданных за Дж. Байдена11, хотя основную роль в выдвижении «единого» кандидата демократов безусловно сыграл «фактор Д. Трампа», которого «любой ценой» надо было выдворить из Белого дома.

10. The Green Papers. 2016 Presidential Primaries, Caucuses, and Conventions. Democratic Convention. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).

11. The Green Papers. 2020 Presidential Primaries, Caucuses, and Conventions. Democratic Convention. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).
14

Однако без поддержки прогрессистов Дж. Байден вряд ли сумел бы достаточно уверенно опередить Д. Трампа по числу поданных голосов рядовых американских избирателей на всеобщих выборах осенью 2020 г., набрав 51,3% голосов, или 81,3 млн голосов избирателей, против 46,9%, или 74,2 млн голосов американцев, поданных за Д. Трампа12. Успешный исход для Демократической партии президентской кампании 2020 г. сделал возможным не только выдвижение положений программы прогрессистов в качестве основных социально-экономических законопроектов Демократической партии в Конгрессе 117-го созыва, приступившего к свой работе в январе 2021 г., но и превратил их базовые идеологические установки в одну из господствующих форм официальной идеологии Демократической партии на данном этапе её исторической эволюции.

12. Federal Election Commission. Official 2020 Presidential General Election Results, pp. 2, 7. February 1, 2021. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
15

Леворадикальная направленность идеологии американских прогрессистов

 

Идеологические воззрения прогрессивных демократов не имеют чётко очерченных границ и классификационных признаков, не говоря уже о признанных выразителях субстанциональных идей, входящих в «обязательный» набор идейного арсенала каждого «уважающего себя» прогрессиста. Объясняется это тем, что современное прогрессивное движение в рядах Демократической партии сформировалось в виде политической коалиции достаточно разноплановых политических деятелей, озабоченных прежде всего усилением своего группового политического влияния на Капитолийском холме.

16 В ретроспективном плане «основоположником» современного прогрессивного движения считается 32-ой президент-демократ Ф.Д. Рузвельт (1933–1945). В конце Второй мировой войны и своего президентства в 1944 г. Ф. Рузвельт обнародовал свою социально-экономическую программу, которая, как он полагал, станет основой деятельности демократов в послевоенный период, получившую название «Билль об экономических правах». Основные контуры «свода экономических прав» американского народа были обнародованы Ф. Рузвельтом 11 января 1944 г. в ежегодном президентском обращении к нации. В тот период президент считал самой главной задачей социально-экономического развития США недопущение повторения «Великой депрессии», в ходе которой резко упал жизненный уровень широких масс американского народа, в результате чего не менее трети американцев «плохо питались, были плохо одеты и не имели крыши над головой», следовательно жили в экономически небезопасных условиях.
17 Американское общество должно было обеспечить большей части американского народа высокие стандарты жизненного уровня, основанные на праве иметь среди прочего:
18 – хорошо оплачиваемую и содержательную работу почти во всех отраслях экономики, включая сельское хозяйство;
19 – высокие заработки, обеспечивающие нормальное питание, одежду и отдых;
20 – комфортные жилищные условия;
21 – доступ к набору медицинских услуг, обеспечивающих хорошее состояние здоровья;
22 – надёжную защиту от экономических тягот, которые несут с собой старость, болезни, травмы, безработица, и
23 – хорошее образование.
24

Практическая реализация всех этих и ряда других экономических прав должна строиться, по твёрдому убеждению Ф. Рузвельта, на «ясном понимании того, что истинная свобода личности не может существовать без экономической безопасности и независимости. "Нуждающиеся люди — не свободные люди". Люди, которые голодны и не имеют работы, являются строительным материалом для диктатур»13.

13. Roosevelt F. 32nd President of the United States: 1933 ‐ 1945. State of the Union Message to Congress. January 11, 1944. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).
25

И хотя после Второй мировой войны США удалось избежать и новой «Великой депрессии», и массовой безработицы, и хронической нищеты, и даже долгое время обеспечивать своим гражданам самый высокий в мире жизненный уровень, ключевой понятийной категорией было, остаётся и возможно ещё долгое время будет оставаться словосочетание «для всех», которое на первый взгляд не несёт не только радикального, но и даже политически значимого смысла. Прогрессисты во главе с Б. Сандерсом взяли за основу своей идеологии и программы действий «билль об экономических правах» Ф. Рузвельта и творчески адаптировали его к реалиям XXI века. Фактически прогрессисты сумели создать мощную политическую коалицию вокруг всего четырёх лозунгов, которые можно условно определить как «билль об экономических правах» Б. Сандерса: 1) медицинское обслуживание для всех; 2) обещание ввести в США всеобщую государственную систему медицинского страхования; 3) бесплатное высшее образование(,) и 4) фактическое аннулирование студенческих долгов14, которые на конец 2021 г. достигли умопомрачительной суммы в 1,75 трлн. долл., при этом в числе должников оказались 43,2 млн. американцев, оплативших в долг полученное ими неполное и полное высшее образование15.

14. Vaughan S. How Bernie Sanders is Reviving the Promise of FDR’s Economic Bill of Rights. There are deep parallels between what Bernie Sanders is proposing and what Franklin Delano Roosevelt promised. The Progressive Magazine, February 25, 2020. URL: >>> (accessed 17.01.2022).

15. Student Loan Debt Statistics. Economic Data Initiative, November 17, 2021. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
26 Сам Б. Сандерс в ёмкой форме сформулировал свой «Билль об экономических правах XXI века», основанный на 6 основных правах, распространяемых на всех американских граждан. Это право иметь:
27 – работу с оплатой не ниже прожиточного минимума;
28 – качественную медицинскую помощь;
29 – высшее образование;
30 – доступное жилье;
31 – чистую окружающую среду;
32 – достойную пенсию по возрасту.
33

Своё политическое кредо «экономических прав» Б. Сандерс и вслед за ним и большая часть прогрессистов в духе Ф. Рузвельта подытожили следующим обобщением: «Без экономической свободы не может быть и свободы вообще»16. Таким образом, прогрессивные демократы в целом следуют базовым идеологическим концепциям Демократической партии, основанным на признании важной роли, которую играет государство в современной экономике, которое создано на принципах кейнсианских и неокейнсианских идей, а также в соответствии с социал-демократическими представлениями о механизме функционирования современной политической системы. Радикальное издание базовой экономической и политической идеологии Демократической партии проистекает из различного понимания методов достижения целей, провозглашённых в своё время Ф. Рузвельтом: если демократы-центристы, придерживающиеся господствующей формы либеральной идеологии, «верят прежде всего в государственную защиту ранее ущемлённых социальных групп от дискриминации, то прогрессисты полагают, что задача государства заключается в том, чтобы исправить прошлые ошибки и реформировать социально-экономическую систему, которая породила и порождает социально ущемлённые группы населения»17.

16. Bernie. 21st Century Economic Bill of Rights. URL: >>> (accessed 17.01.2022).

17. Khan Academy. Ideologies of political parties: lesson overview. A high-level overview of liberal and conservative ideologies and their roles in American political parties. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).
34 В свою очередь социально-экономические реформы, направленные на изменение положения социально уязвимых групп населения и расово-этнических меньшинств, традиционно страдавших от всех форм дискриминации, включая почти 100-летний период рабства, в социально-классовой иерархии американского общества объективно требуют коренной, можно сказать радикальной, трансформации роли государства в экономической и социальной жизни американского общества, которая в конечном счёте связана с резким усилением роли и масштабов государственного перераспределения доходов и накопленных богатств страны.
35

Практическая осуществимость радикальной трансформации роли государства в современном американском обществе стала возможной вследствие возрастания роли и значения популизма в американской политике, которые институционализировались после финансово-экономического кризиса 2007–2009 гг. Как указывают в этой связи британские политологи Л. Рамиро и Р. Гомез, «Великая рецессия» 2007–2009 гг. «породила радикальные и популистские движения, особенно в тех странах, которые наиболее сильно пострадали от неё»18. Важно при этом иметь в виду, что популизм в современной американской политике охватывает как её правый, так и левый спектр; с этой точки зрения не будет преувеличением сказать, что популизм прогрессистов, олицетворяемый фигурой Б. Сандерса, является зеркальным отражением праворадикального популизма, который прочно оказался связанным с именем 45-го президента США Д. Трампа. И отнюдь не является случайным, что выход Д. Трампа на авансцену американской политики на протяжении последних 7 лет сопровождался и параллельным усилением влияния и значимости «маргинала» Б. Сандерса и прогрессистов в масштабах общенациональной американской политики19. Более того, многие американские политологи в настоящее время полагают, что осуществление далекоидущих радикальных реформ, основанных на использовании всей мощи государственного аппарата в современных американских условиях, невозможно без постоянно набирающего обороты и гибко адаптирующегося к изменяющимся политическим условиям прогрессивного популистского движения. Как указывает в этой связи американский политолог Д. Лэпп, популизм является формой внешнего проявления идей и взглядов простых граждан, и также, как в 1933–1935 гг., движение известного общественного деятеля Ф. Таунсенда, основанное на его плане введения в США федеральной пенсионной системы привело к принятию соответствующего закона в августе 1935 г., современное прогрессивное движение «должно воспринять лучшее из американской популистской традиции и искать способы вовлечь гораздо больше граждан, а не меньше, в построение наших общин и в политические движения и процессы»20.

18. Ramiro P. and Gomez R. Radical-Left Populism during the Great Recession: Podemos and Its Competition with the Established Radical Left. Political Studies, March 2017, p. 122.

19. Подробнее см.: O’Donnell M. Populism, Progressivism and Social Movements in the United States: Sanders, Trump and Biden. //Crises and Popular Dissent”, Emerald Publishing Limited, Bingley, 2021, pp. 81-106.

20. Lapp D. America Deserves a New Populism. - Institute for Family Studies, July 21, 2021. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).
36

Программа действий прогрессивных демократов в Конгрессе 117-го созыва

 

Установление контроля Демократической партии по итогам президентских выборов 2020 г. над исполнительной и законодательной ветвями власти федерального правительства21 позволило прогрессистам выступить с широкими социально-экономическими реформами и инициативами и придать им статус масштабного законопроекта, получившего претенциозное название «Построим заново лучшую Америку».

21. Подробнее о политических особенностях установления контроля Демократической партии над исполнительной и законодательной ветвями власти по итогам выборов 2020 г. см.: Рогова Н.В. Особенности единого правления после выборов 2020 года в США. Россия и Америка в XXI веке, 2021. № 4. DOI: 10.18254/S207054760017985-0 URL: >>> (accessed 17.01.2022).
37

Соответствующие реформы и начинания на протяжении последних нескольких лет входили в список первоочередных задач деятельности фракции прогрессивных демократов в Конгрессе США, среди которых на первом месте находились и находятся проблемы формирования в США «справедливой экономики». Концепция формирования «справедливой экономики» имеет резонансное название «Новый курс XXI века по созданию рабочих мест». В программе фракции прогрессивных демократов прямо говорится о том, что она основана на наследии «Нового курса» Ф. Рузвельта и является его адаптацией к реалиям XXI века. Стратегия «Нового курса» прогрессистов XXI века предусматривает инвестиции в размере 2,0 трлн долл в течение 10 лет, что позволит создать только в первый год реализации программы в экономике США 2,5 млн высокооплачиваемых рабочих мест «для восстановления транспортных, водных, энергетических и информационных систем, а также провести капитальный ремонт небезопасных и неэффективных школ, домов и общественных зданий»22.

22. CPC. A Fair Economy. 21st Century New Deal for Jobs. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
38

В конечном счёте вся стратегия прогрессистов по формированию справедливой экономики базируется на перераспределении доходов и богатств от наиболее обеспеченных слоёв американского общества и корпоративного сектора в пользу малоимущих слоёв и американского среднего класса с тем, чтобы избежать того выбора, который богатейшие слои Америки поставили перед основной массой американских трудящихся: «Купить продукты или заправить машину бензином; отправить своего ребёнка в колледж или накопить на обеспеченную пенсию; получить спасительное лечение или выплатить ипотечный кредит»23. Помимо этого, стратегия формирования справедливой экономики предполагает повышение федерального минимума заработной платы до 15 долл./час, чтобы покончить с бедностью в США, а также проведение изменений в Налоговом кодексе, чтобы «миллиардеры и крупные корпорации несли свою справедливую долю налогового бремени».

23. CPC. A Fair Economy. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).
39

На втором месте в приоритетах деятельности прогрессивных демократов стоит задача введения в США общегосударственной системы медицинского обслуживания для всех американских граждан. Доступ всех американских граждан к системе медицинского обслуживания рассматривается прогрессивными демократами как их неотъемлемое право; особый упор в программе делается на то, что в 2018 г., например, более 27 млн американцев вообще не имели никаких медицинских страховок – ни государственных, ни частных, в результате чего в США наблюдается «более высокая младенческая и материнская смертность, более низкая ожидаемая продолжительность жизни, более высокий уровень самоубийств и более высокий уровень хронических заболеваний»24. По состоянию на середину 2021 г. численность лиц, не имеющих медицинских страховок, составляла 31,1 млн человек25. По оценке прогрессивных демократов, основным препятствием для введения в США всеобщего доступного медицинского обслуживания является «жадность крупнейших фармацевтических корпораций», которая в частности оборачивается тем, что примерно 1/4 американских граждан с трудом получает рецептурные лекарства по причине их растущей дороговизны26.

24. CPC. Universal Health Care. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).

25. Yang J. Number of people in the U.S. without health insurance 1997-2021. Statista, Nov. 17, 2021. URL: >>> (accessed 17.01.2022).

26. CPC. Universal Health Care. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).
40

Третьим важнейшим приоритетом программы действий прогрессивных демократов является достижение «климатической справедливости». В программе говорится, что в настоящее время США, как и весь мир в целом, переживают «климатический кризис», причины которого состоят в том, что он является порождением порочной политической и экономической системы, в которой «корпоративная прибыль важнее здоровья и безопасности» американского общества. Пути преодоления нарастающих необратимых климатических изменений прогрессивные демократы связывают с утверждением принципов «экологической справедливости и экономического процветания, которые должны идти рука об руку»27.

27. CPC.Climatr Jistice. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
41

В июне 2020 г. прогрессивные демократы приняли обширную программу, содержащую принципы и рекомендации для Конгресса США по преодолению климатического кризиса, в основе которого лежит стратегия постепенного перехода на возобновляемые источники энергии («зелёные технологии»), предусматривающая достижение нулевого уровня выброса парниковых газов к 2050 г.28 В духе политических традиций Ф. Рузвельта климатическая стратегия прогрессистов сформулирована в виде «Зелёного нового курса».

28. Principles and Rcommendations for Congress on the Climate Crisis. June 2020. Prepared by the Congressional Progressive Caucus. P.4. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).
42

Прочие, менее приоритетные направления политических и экономических реформ, предлагаемые прогрессистами, включают в себя семь областей. В сфере национальной безопасности прогрессисты выступают за резкое сокращение военных бюджетов США и перераспределение высвобождающихся финансовых средств на финансирование социальных программ. Применительно к сфере внешней политики сокращение военных расходов означает прекращение участия США в «бесконечных войнах», бόльший упор на дипломатические средства решения международных конфликтов и американские программы социально-экономической помощи другим, главным образом развивающимся странам, что в конечном счёте должно способствовать созданию условий для «всеобщего мира в глобальных масштабах»29.

29. CPC. Progressive National Security. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).
43

В этой связи можно отметить, что в феврале 2021 г. руководство фракции прогрессивных демократов выступило с заявлением в поддержку решения администрации Дж. Байдена прекратить американское участие в военном конфликте в Йемене, что было расценено как прямое следование политическому требованию фракции прогрессивных демократов, с которым оно выступало на протяжении предыдущих нескольких лет30.

30. CPC. Press Releases. Congressional Progressive Caucus Applauds “Long Overdue” End to U.S. Role in the War in Yemen . February 4, 2021. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).
44

В обтекаемой форме руководство фракции прогрессивных демократов в Конгрессе поддержало решение администрации Дж. Байдена вывести американские войска из Афганистана к 1 сентября 2021 г.31, и, хотя непосредственно руководство фракции не откликнулось на ситуацию, сложившуюся в Афганистане в начале сентября 2021 г., можно понять, что в вопросе прекращения войны в Афганистане по принципу «здесь, сейчас и немедленно» Дж. Байден действовал как 100%-ный президент-прогрессист.

31. CPC. Press Releaces. Congressional Progressive Caucus on Situation in Afghanistan . August 17, 2021. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
45

В сфере «прав иммигрантов» фракция выступает за коренную реформу иммиграционной системы США, главным компонентом которой должен стать механизм ускоренного предоставления американского гражданства 11 млн незаконных иммигрантов, находящихся на территории США. Прогрессивные демократы требуют «постоянного прекращения действия системы ксенофобных запретов на зарубежные поездки»32; открытие в январе 2021 г. администрацией Дж. Байдена американо-мексиканской границы, можно также расценить как прямолинейную реализацию программных установок прогрессистов. В 2021 фин. г. американо-мексиканскую границу пересекли по меньшей мере 1,6 млн человек, что в 4 раза больше количества иммигрантов, проникших на территорию США в 2020 фин. г. при Д. Трампе и составивших 0,4 млн человек33.

32. CPC. Immigrant Rights. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).

33. Pew Research Center. What’s happening at the U.S.-Mexico border in 7 charts. November 9, 2021. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
46

В сфере образования прогрессивные демократы выступают за резкое увеличение бюджетных расходов на все ступени образования, при этом напрямую связывая это увеличение с сокращением военных расходов. Одновременно прогрессисты выступают за фактическое введение в США системы бесплатного высшего образования, то есть такой системы получения высшего образования, по окончании которого любой выпускник вуза «был бы свободен от долговых обязательств»34.

34. CPC. Education. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).
47

В сфере реформ политической демократической системы США прогрессисты выступают за максимально широкое участие граждан в избирательных процессах. Для реализации этой цели прогрессисты выступают за финансирование избирательных кампаний преимущественно из средств государственного бюджета, перекрытие каналов вливания «тёмных денег» в избирательные процессы, придание статуса штата американской столице – городу Вашингтону. В целом, по пафосному заявлению прогрессистов, «демократия должна служить интересам народа, которому она и принадлежит»35. Логика политической борьбы в конкретных американских условиях оказывается гораздо сильнее любых популистских лозунгов. После президентской кампании выяснилось, что левое крыло демократов, главным образом прогрессисты, получили порядка 260 млн. долл. «темных денег» на ведение своей предвыборной кампании антитрамповской направленности, при этом финансирование политических кампаний американских леваков в 2020 г. по сравнению с президентской кампанией 2016 г. увеличилось более чем в 46 раз (! - авт.); в 2016 г. оно составило всего 5,6 млн долларов36.

35. CPC. Democracy Reform. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).

36. Mossoglia A. Liberal ‘dark money’ groups’ revenue soared ahead of 2020 elections. Open Secrets, December 23, 2021. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).
48

В сфере справедливой внешней торговли прогрессисты выступают за такие внешнеторговые соглашения, которые были бы выгодны прежде всего американскому рабочему классу и вели бы к увеличению его трудовых доходов, занятости и уменьшению безработицы. По мнению прогрессистов, время прежних внешнеторговых моделей ушло в прошлое, и приходит время «новой модели торговых соглашений, которая обеспечивает справедливость, является устойчивой и служит интересам рабочих»37. В качестве первоочередной задачи прогрессисты считают необходимым пересмотреть все торговые соглашения, заключённые между США, Канадой и Мексикой38.

37. CPC. A Fair Trade Agenda. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).

38. The Congressional Progressive Caucas. A Fair Trade Agenda: Renegotiating NAFTA for Working Families. 11 pp. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
49

В сфере трудовых отношений прогрессисты выступают за всемерное укрепление профсоюзов, увеличение их численности и влияния среди американских трудящихся. При этом прогрессисты ссылаются на результаты социологического обследования, опубликованные в мае 2020 г., согласно которым половина американских рабочих, не состоящих в настоящее время в профсоюзах, в принципе готова в них вступить39. Вместе с тем прогрессисты считают необходимым заметно усилить роль государства в регулировании трудовых отношений, в том числе ограничить права предпринимателей на увольнение рабочих и служащих без согласия трудового коллектива, а также расширить роль трудовых коллективов в управлении бизнес-структурами40.

39. CPC. Building Worker Power. URL: >>> (accessed 17.01.2022).

40. Data for Progress. What Americans Think About Worker P{ower and Organization: Lessons from a New Survey. May 2020. PP. 3, 4. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).
50

И, наконец, в сфере обеспечения справедливости для всех прогрессисты последовательно выступают против системного расизма и ксенофобии в американском обществе. Цель прогрессистов в этой сфере состоит в том, чтобы полностью «разрушить наследие расизма, женоненавистничества и ксенофобии»41. Руководство фракции прогрессивных демократов приветствовало указ президента Дж. Байдена, подписанный 20 января 2021 г. о преодолении всех форм расового неравенства в американском обществе, опираясь на инструменты, рычаги и финансовые средства, имеющиеся в распоряжении федерального правительства42. Заявление руководства фракции прогрессистов можно интерпретировать таким образом, что и в этой принципиально важной сфере социальных отношений в американском обществе администрация Дж. Байдена следует в курсе программных установок прогрессистов, хотя, естественно, быстрого прогресса в искоренении системного расизма, который сформировался в современной Америке с самых первых дней существования Американской республики, ожидать не следует.

41. CPC. Justice for All. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).

42. The White House. Executive Order On Advancing Racial Equity and Support for Underserved Communities Through the Federal Government. January 20, 2021. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
51

Строительные блоки законопроекта «Построим заново лучшую Америку»

 

После долгих и ожесточённых дебатов в демократических фракциях Конгресса США в конце сентября 2021 г. на рассмотрение Палаты представителей демократы внесли законопроект «Построим заново лучшую Америку», предусматривавший выделение в общей сложности 2,43 трлн долл. на реализацию прогрессистской программы борьбы с изменениями климата и резкого расширения социальных услуг. Дебаты среди демократов шли вокруг конечной бюджетной стоимости законопроекта, поскольку в начале объём бюджетных ассигнований предполагался в размере 3,5 трлн долл.43 Впоследствии он был снижен в 1,5 раза, главным образом, по соображениям непомерно высокой бюджетной нагрузки на американскую экономику в виде роста бюджетных дефицитов и долга федерального правительства, а также значительного вклада в ускорение темпов инфляции, поразившей американскую экономику в 2021 г. В частности, согласно расчётам известной аналитической фирмы «Мудис аналитикс», план «Построим заново лучшую Америку» в объёме 3,5 трлн долл. в 2023 г. мог бы увеличить уровень инфляции в США, измеряемой индексом потребительских цен, на 0,3 процентных пункта (п.п.), в 2024 г. – на 0,4 п.п. и в 2025 г. – на 0,1 п.п. по отношению к базовому тренду инфляции в соответствующие годы44.

43. Schwarz J. $3.5 Trillion for the Build Back Better Agenda Is Much, Much Less Money Than You Think. The Intercept, September 25, 2021. URL: >>> (accessed 17.01.2022).

44. Noody’s Analytics. Macroeconomic Consequences of the Infrastructure Investment and Jobs Act & Build Back Better Framework. 04 November, 2021. P. 11. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
52 В таблице приведён перечень семи основных направлений федеральных расходов по программе «Построим заново лучшую Америку».
53

Таблица

Основные направления бюджетных расходов в рамках программы «Построим заново лучшую Америку»

54
Направление бюджетных расходов Планируемые объёмы финансирования, в млрд долл. Доля в общих расходах по программе, %
1. Поддержка семей 585 24
2. Борьба с изменениями климата и развитие инфраструктуры 570 23
3. Снижение налоговой нагрузки на семьи среднего класса 215 9
4. Финансовая поддержка системы здравоохранения 340 14
5. Трансфертные платежи штатным и местным органам власти 280 12
6. Развитие жилищного сектора 325 13
7. Реформа иммиграционной системы 110 5
  Всего 2425 100

Committee for a Responsible Federal Budget. Full Estimates of the House Build Back Better Act. Nov. 18, 2021. URL: >>> (accessed 17.01.2022).

55

Эти средства предполагалось израсходовать в течение 10 лет с момента принятия соответствующего законодательства. При этом программа предположительно должна была быть профинансирована за счёт повышения налогов на прибыли корпораций в размере 830 млрд долл., увеличения подоходных налогов на наиболее состоятельные слои американского общества в объёме 640 млрд долл., увеличения акцизных налогов на сумму в 180 млрд долл., замедления темпов роста субсидируемых из федерального бюджета расходов на рецептурные лекарства за счёт ценового регулирования на сумму 325 млрд долл. и снижения объёмов налоговых льгот для бюджетов штатных и местных органов власти на сумму 290 млрд долл. В общей сложности разработчики законодательства предполагали получить средств на сумму 2,3 трлн долларов45.

45. Committee for a Responsible Federal Budget. Full Estimates of the House Build Back Better Act. Nov. 18, 2021. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
56

Законопроект прошёл Палату представителей 19 ноября 2021 г. в соотношении голосов 220 «за» к 213 «против». Голоса разделились строго по партийной принадлежности – все республиканцы консолидировано проголосовали против, все демократы, за исключением конгрессмена Дж. Голдена от штата Мэн, «единодушно» поддержали законопроект46. Причина оппозиции Дж. Голдена объясняется тем, что его избирательный округ является прореспубликанским и ему предстоит исключительно сложная кампания по переизбранию на промежуточных выборах в ноябре 2022 года.

46. United States House of Representatives. Office of the Clerk. Roll Call 385 | Bill Number: H. R. 5376 . Nov. 19, 2021, 117 Congress, 1 st Session. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
57 В Сенате США законопроект «Построим заново лучшую Америку» был положен руководством демократов «под сукно» до лучших времён, главным образом по причине оппозиции законопроекту со стороны демократов – сенаторов М. Мэнчина и К. Синемы (от штата Аризона). Оппозиция этих двух сенаторов-центристов объясняется тем, что они выражают интересы наиболее состоятельной части американской политической элиты, поддерживающей финансово политиков-демократов. Дальнейшая судьба этого законопроекта достаточно туманна и неопределённа, хотя, скорее всего, он будет «рассыпан» на отдельные законопроекты, чтобы облегчить его прохождение через Сенат по частям. Но в целом провал законопроекта «Построим заново лучшую Америку» считается серьёзным поражением прогрессистов, которые, возможно, исчерпали потенциал своего политического влияния в Конгрессе 117-го созыва.
58

Американские политологи также указывают, что провал законопроекта в Сенате не в последнюю очередь объясняется его недостаточным лоббированием со стороны президента Дж. Байдена, который испугался слишком большого крена влево в преддверии промежуточных выборов 2022 г. К концу первого года его пребывания в должности президента США, как отмечал политический наблюдатель Н. Стэнаж, стало совершенно ясно, что «прошли те времена, когда левые политики, вроде сенатора Б. Сандерса, предсказывали, что Дж. Байден будет самым прогрессивным американским президентом со времен Франклина Делано Рузвельта»47.

47. Stanage N. The Memo: Biden's overpromising problem. The Hill, 02/12/22. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).
59

Прамила Джаяпал как зеркало современного прогрессивного движения в США

 

В конце 2021 г. влиятельное американское издание «Хилл» опубликовало список из 9 самых влиятельных политиков США, оказавших наибольшее влияние на ход политических процессов в Америке в 2021 г. На одном из первых мест, опережая даже президента Дж. Байдена, находилась Прамила Джаяпал – лидер фракции прогрессистов в Конгрессе США, которая занимает эту должность с момента начала работы Конгресса 116-го созыва в январе 2019 г.48 Её путь в большую американскую политику является олицетворением «социального лифта» современных прогрессистов, которые, возможно, на ранних этапах своей жизни и не помышляли о возможности стремительного перехода от «окраин» общественной жизни к самой её сердцевине.

48. Stanage N. The 9 politicians who had the most impact in 2021. The Hill, 12/31/21. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
60

П. Джаяпал родилась в 1965 г. в г. Мадрасе (штат Тамилнад), который в настоящее время называется Ченнай, и до 2000 г. была гражданкой Индии. Большую часть своих юношеских лет она провела в Сингапуре и Индонезии, однако в 1982 г. приехала в США, поступила на учебу в Джорджтаунский университет (г. Вашингтон), получила степень бакалавра искусств в 1986 г.; её диплом бакалавра был посвящен английскому языку и литературе. Затем она продолжила учебу на факультете управления в Северо-Западном университете (г. Эванстон, штат Иллинойс), где получила степень магистра делового администрирования, защитив в 1990 г. диплом на тему маркетинга и управления бесприбыльными организациями49. Тем самым она продолжила карьерную линию своего отца, который был специалистом по маркетингу. Вплоть до начала 1990-х годов она работала финансовым аналитиком в частном секторе, реализуя различные проекты. Впоследствии заняла должность директора департамента передачи технологии в систему здравоохранения «независимой» консультативной фирмы «Элдис» созданнойго агентстваом международной помощи Великобритании, Швейцарии, Норвегии и Швеции, затем сотрудничала со швейцарским Институтом мировой политики, а в конце 1990-х годов основала небольшую собственную консультативную фирму, специализировавшуюся на информационном обеспечении программ международной помощи развивающимся странам в сферах здравоохранения и охраны окружающей среды.

49. Pramila Jayapal's Biography. Vote Smart.Facts Matter. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
61 Приняв американское гражданство в 2000 г. после событий 11 сентября 2001 г. активно занялась защитой прав иммигрантов в США в штате Вашингтон, борясь против атмосферы ненависти и шовинизма, возникшей вокруг иммигрантов, главным образом выходцев из стран Ближнего и Среднего Востока. Этой деятельностью она активно занималась вплоть до 2014 г. В 2013 г. П. Джаяпал становится одной из победительниц конкурса «Чемпионы перемен», созданного в Белом доме в годы президентства Б. Обамы; смысл конкурса по сути состоял в ежегодной селекции активных поборников гражданских прав в США, которые могли принимать активное участие в американской политической и общественной жизни. «Метка» Б. Обамы оказалась решающей, открывшей для уроженки Индии дорогу в большую американскую политику.
62

В 2014 г. П. Джаяпал выдвигает свою кандидатуру в Сенат штата Вашингтон и уверенно побеждает, представляя один из избирательных округов г. Сиэттла. Сиэттл и штат Вашингтон являются традиционными оплотами демократов, в которых республиканцы практически не считаются конкурентами для политиков-демократов. Достаточно в этой связи сказать, что на выборах в Сенат штата Вашингтон она соперничала с другим политиком-демократом. В 2016 г. решила попробовать себя в общенациональной политике, выдвинув свою кандидатуру на выборах в Палату представителей. Одержала достаточно убедительную победу, борясь с другим «дружественным» демократом, став таким образом первым законодателем американо-индийского происхождения в Палате представителей и первой женщиной американо-азиатского происхождения, представляющей штат Вашингтон на федеральном уровне. В 2018 и 2020 гг. уверенно переизбралась, «тушируя» своего соперника-республиканца К. Келлера, мелкого предпринимателя, «вечного» претендента на место в Палате представителей Конгресса США от избирательного округа г. Сиэттл с 2014 г. На последних двух выборах в Конгресс США П. Джаяпал набирала более 80% голосов избирателей50.

50. Pramila Jayapal. Ballotpedia. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).
63

За время своей деятельности в Палате представителей активно осуждала Израиль, в частности за его политику создания поселений на Западном берегу реки Иордан, Польшу и Украину за принятие в этих странах законодательства, оправдывавшего политику нацистов в годы Второй мировой войны51. В декабре 2019 г. внесла антииндийский законопроект, предусматривавший лишение особого статуса союзной территории Индии Джамму и Кашмир. В итоге во время своего визита в г. Вашингтон министр иностранных дел Индии отменил свою встречу с американскими законодателями, главным образом с П. Джаяпал52.

51. Rep. Pramila Jayapal. Representative for Washington’s 7th District. - Govtrack. URL: >>> (accessed 17.01.2022).  

52. External affairs minister cancels meeting with US lawmakers over Pramila Jayapal’s presence. The Economic Times, December 21, 2019. URL: >>> (accessed 17.01.2022).
64

В политическом плане прошедший год сложился для П. Джаяпал довольно неудачно. Она считается ответственной за провал прохождения в Сенате законопроекта «Построим заново лучшую Америку», поскольку осенью 2021 г. не смогла навязать руководству демократов в Конгрессе и Белому дому тактику предоставления фракции прогрессистов «железных гарантий» его прохождения в Сенате в обмен на поддержку двухпартийного законопроекта об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места, обретшего статус закона 15 ноября 2021 г. (P.L. 115-58)53.

53. Stanage N. The 9 politicians who had the most impact in 2021. The Hill, 12/31/21.
65

В сентябре в американской печати получил большой резонанс анализ кадровой политики П. Джаяпал в отношении сотрудников её аппарата помощников. По показателю текучки кадров аппарат П. Джаяпал занимает 33 строчку среди 539 членов Конгресса США, или 94 позицию по 100 бальной шкале капитолийских «рекордсменов» по «беспощадному» увольнению и расправе со всеми неугодными помощниками. Стиль её руководства характеризуется как «диктаторский»; как говорят бывшие сотрудники её аппарата, П. Джаяпал борется за права «униженных и оскорблённых» только за пределами Капитолия. На своем рабочем месте она ведёт себя как «босс, который ругает сотрудников на глазах у других, требует от них дополнительных часов неоплачиваемой работы и культивирует производственную культуру, отмеченную постоянно меняющимися установками и минимальной терпимостью к ошибкам, и всё происходит в такой форме, что некоторые уволившиеся сотрудники обращались за медицинской помощью, в том числе психиатрической, и ставили крест на своей карьере на государственной службе»54. В итоге за пять неполных лет пребывания в Конгрессе США из аппарата П. Джаяпал было уволено 48 сотрудников при штатном расписании аппарата в 16 помощников.

54. Baird A. and Villa L. She’s One of Congress’s Leading Progressives — Just Not in Her Own Office, Staffers Say. BuzzFeed•News, September 13, 2021. URL: >>>  (accessed 17.01.2022).  
66

Заключение

 

Дорога «наверх» для современной иммиграционной волны в США слагается из двух элементов – традиционного и инновационного. Традиционный элемент слагается из усилий по изучению английского языка и культуры, далее получения бизнес-образования с тем, чтобы разбогатеть и тем самым реализовать единственную цель для иммигрантов первой волны. Однако в условиях глобализации П. Джаяпал сначала ставит свои знания и опыт на службу международным интересам США, но затем с наступлением XXI века чутко улавливает, что правозащитное движение, а отнюдь не сфера бизнеса, является социальным лифтом в «высшее американское общество». Однако новые члены правящих кругов Америки, заняв место на американском политическом Олимпе, становятся подверженными традиционной американской болезни – стремлению к беспощадному «выжиманию пота» лиц, стоящих на нижних ступенях социальной лестницы современной Америки. В какой степени политическая карьера и жизненный опыт П. Джаяпал воплощают в себе общее и особенное современного прогрессивного движения в США, покажут ближайшие годы и десятилетия.

Библиография

1. Рассчитано по: Congressional Progressive Caucus. Ballotpedia. URL: https://ballotpedia.org/Congressional_Progressive_Caucus (accessed 17.01.2022); 117th United States Congress. Ballotpedia. URL: https://ballotpedia.org/117th_United_States_Congress (accessed 17.01.2022).

2. 1992 Presidential General Election Results. -Dave Leip's Atlas of U.S. Presidential Elections. URL: https://uselectionatlas.org/RESULTS/national.php?year=1992&f=0&off=0&elect=0 (accessed 17.01.2022).

3. Harvard Business School. Business History. Trade Union Membership. Percentage of Working Force as Member of a Trade Union. 1880–2010. URL: https://www.hbs.edu/businesshistory/courses/resources/historical-data-visualization/Pages/details.aspx?data_id=37 (accessed 17.01.2022).

4. About the CPC. What is the Progressive Caucus? URL: https://progressives.house.gov/what-is-cpc (accessed 17.01.2022).

5. Brodey S. How Keith Ellison made the Congressional Progressive Caucus into a political force that matters. MinnPost, July 21, 2015. URL: https://www.minnpost.com/dc-dispatches/2015/07/how-keith-ellison-made-congressional-progressive-caucus-political-force-matter/ (accessed 17.01.2022).

6. Billings E. Progressives Lay Out 18-Point Agenda. Roll Call, June 28, 2005. URL: https://www.rollcall.com/2005/06/28/progressives-lay-out-18-point-agenda/ (accessed 17.01.2022).

7. Skelley G. The House Will Have Just As Many Moderate Democrats As Progressives Next Year. FiveThirtyEight, Dec. 20, 2018. URL: https://fivethirtyeight.com/features/the-house-will-have-just-as-many-moderate-democrats-as-progressives-next-year/ (accessed 17.01.2022).

8. Congressional Progressive Caucus. Ballotpedia. URL: https://ballotpedia.org/Congressional_Progressive_Caucus (accessed 17.01.2022).

9. Skelley G. The House Will Have Just As Many Moderate Democrats As Progressives Next Year. FiveThirtyEight, Dec. 20, 2018. URL: https://fivethirtyeight.com/features/the-house-will-have-just-as-many-moderate-democrats-as-progressives-next-year/ (accessed 17.01.2022).

10. The Green Papers. 2016 Presidential Primaries, Caucuses, and Conventions. Democratic Convention. URL: http://www.thegreenpapers.com/P16/D (accessed 17.01.2022).

11. The Green Papers. 2020 Presidential Primaries, Caucuses, and Conventions. Democratic Convention. URL: https://www.thegreenpapers.com/P20/D (accessed 17.01.2022).

12. Federal Election Commission. Official 2020 Presidential General Election Results, pp. 2, 7. February 1, 2021. URL: https://www.fec.gov/resources/cms-content/documents/2020presgeresults.pdf (accessed 17.01.2022).

13. Roosevelt F. 32nd President of the United States: 1933 ‐ 1945. State of the Union Message to Congress. January 11, 1944. URL: https://www.presidency.ucsb.edu/node/210825 (accessed 17.01.2022).

14. Vaughan S. How Bernie Sanders is Reviving the Promise of FDR’s Economic Bill of Rights. There are deep parallels between what Bernie Sanders is proposing and what Franklin Delano Roosevelt promised. The Progressive Magazine, February 25, 2020. URL: https://progressive.org/latest/sanders-reviving-fdr-economic-rights-vaughan-200225/ (accessed 17.01.2022).

15. Student Loan Debt Statistics. Economic Data Initiative, November 17, 2021. URL: https://educationdata.org/student-loan-debt-statistics#:~:text=Federal%20Student%20Loan%20Debt,-While%2030%25%20of&text=42.9%20million%20Americans%20owe%20a,debt%20is%20in%20Stafford%20Loans (accessed 17.01.2022).

16. Bernie. 21st Century Economic Bill of Rights. URL: https://berniesanders.com/21st-century-economic-bill-of-rights/ (accessed 17.01.2022).

17. Khan Academy. Ideologies of political parties: lesson overview. A high-level overview of liberal and conservative ideologies and their roles in American political parties. URL: https://www.khanacademy.org/humanities/us-government-and-civics/us-gov-american-political-ideologies-and-beliefs/us-gov-ideologies-of-political-parties/a/lesson-summary-ideologies-of-political-parties (accessed 17.01.2022).

18. Ramiro P. and Gomez R. Radical-Left Populism during the Great Recession: Podemos and Its Competition with the Established Radical Left. Political Studies, March 2017, p. 122.

19. Подробнее см.: O’Donnell M. Populism, Progressivism and Social Movements in the United States: Sanders, Trump and Biden. //“Crises and Popular Dissent”, Emerald Publishing Limited, Bingley, 2021, pp. 81-106.

20. Lapp D. America Deserves a New Populism. - Institute for Family Studies, July 21, 2021. URL: https://ifstudies.org/blog/america-deserves-a-new-populism (accessed 17.01.2022).

21. Подробнее о политических особенностях установления контроля Демократической партии над исполнительной и законодательной ветвями власти по итогам выборов 2020 г. см.: Рогова Н.В. Особенности единого правления после выборов 2020 года в США. Россия и Америка в XXI веке, 2021. № 4. DOI: 10.18254/S207054760017985-0 URL: https://rusus.jes.su/s207054760017985-0-1/ (accessed 17.01.2022).

22. CPC. A Fair Economy. 21st Century New Deal for Jobs. URL: https://progressives.house.gov/21st-century-new-deal-for-jobs (accessed 17.01.2022).

23. CPC. A Fair Economy. URL: https://progressives.house.gov/a-fair-economy (accessed 17.01.2022).

24. CPC. Universal Health Care. URL: https://progressives.house.gov/universal-health-care (accessed 17.01.2022).

25. Yang J. Number of people in the U.S. without health insurance 1997-2021. Statista, Nov. 17, 2021. URL: https://www.statista.com/statistics/200955/americans-without-health-insurance/ (accessed 17.01.2022).

26. CPC. Universal Health Care. URL: https://progressives.house.gov/universal-health-care (accessed 17.01.2022).

27. CPC.Climatr Jistice. URL: https://progressives.house.gov/climate-justice (accessed 17.01.2022).

28. Principles and Rcommendations for Congress on the Climate Crisis. June 2020. Prepared by the Congressional Progressive Caucus. P.4. URL: https://progressives.house.gov/_cache/files/9/9/99389451-2d65-4a90-b607-158e787d33a9/0C47D1A02C7A17DD258B458F8DC4EC81.cpc-climate-report-1-.pdf (accessed 17.01.2022).

29. CPC. Progressive National Security. URL: https://progressives.house.gov/progressive-national-security (accessed 17.01.2022).

30. CPC. Press Releases. Congressional Progressive Caucus Applauds “Long Overdue” End to U.S. Role in the War in Yemen. February 4, 2021. URL: https://progressives.house.gov/press-releases?ID=8EE3C44D-DC53-4F40-A0D6-8B3F87F6084D (accessed 17.01.2022).

31. CPC. Press Releaces. Congressional Progressive Caucus on Situation in Afghanistan. August 17, 2021. URL: https://progressives.house.gov/2021/8/congressional-progressive-caucus-on-situation-in-afghanistan (accessed 17.01.2022).

32. CPC. Immigrant Rights. URL: https://progressives.house.gov/immigrant-rights (accessed 17.01.2022).

33. Pew Research Center. What’s happening at the U.S.-Mexico border in 7 charts. November 9, 2021. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2021/11/09/whats-happening-at-the-u-s-mexico-border-in-7-charts/ (accessed 17.01.2022).

34. CPC. Education. URL: https://progressives.house.gov/education (accessed 17.01.2022).

35. CPC. Democracy Reform. URL: https://progressives.house.gov/democracy-reform (accessed 17.01.2022).

36. Mossoglia A. Liberal ‘dark money’ groups’ revenue soared ahead of 2020 elections. Open Secrets, December 23, 2021. URL: https://www.opensecrets.org/news/2021/12/liberal-dark-money-groups-revenue-soared-ahead-of-2020-elections/?__cf_chl_captcha_tk__=WTn9N8LnbuqY3MfelD5U9wF6xaMymRJ_lkeyiekjgKw-1641996319-0-gaNycGzNCGU (accessed 17.01.2022).

37. CPC. A Fair Trade Agenda. URL: https://progressives.house.gov/a-fair-trade-agenda (accessed 17.01.2022).

38. The Congressional Progressive Caucas. A Fair Trade Agenda: Renegotiating NAFTA for Working Families. 11 pp. URL: https://progressives.house.gov/_cache/files/d/0/d06e29b1-a19e-48e5-8eba-7ca61b0bba94/D363B2756F3792BAEEC7A33B795604EA.cpc-fair-trade-agenda.pdf (accessed 17.01.2022).

39. CPC. Building Worker Power. URL: https://progressives.house.gov/building-worker-power (accessed 17.01.2022).

40. Data for Progress. What Americans Think About Worker P{ower and Organization: Lessons from a New Survey. May 2020. PP. 3, 4. URL: https://www.filesforprogress.org/memos/worker-power.pdf (accessed 17.01.2022).

41. CPC. Justice for All. URL: https://progressives.house.gov/justice-for-all (accessed 17.01.2022).

42. The White House. Executive Order On Advancing Racial Equity and Support for Underserved Communities Through the Federal Government. January 20, 2021. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2021/01/20/executive-order-advancing-racial-equity-and-support-for-underserved-communities-through-the-federal-government/ (accessed 17.01.2022).

43. Schwarz J. $3.5 Trillion for the Build Back Better Agenda Is Much, Much Less Money Than You Think. The Intercept, September 25, 2021. URL: https://theintercept.com/2021/09/25/biden-agenda-trillion-spending/ (accessed 17.01.2022).

44. Noody’s Analytics. Macroeconomic Consequences of the Infrastructure Investment and Jobs Act & Build Back Better Framework. 04 November, 2021. P. 11. URL: https://www.moodysanalytics.com/-/media/article/2021/macroeconomic-consequences-of-the-infrastructure-investment-and-jobs-act-and-build-back-better-framework.pdf (accessed 17.01.2022).

45. Committee for a Responsible Federal Budget. Full Estimates of the House Build Back Better Act. Nov. 18, 2021. URL: https://www.crfb.org/blogs/full-estimates-house-build-back-better-act (accessed 17.01.2022).

46. United States House of Representatives. Office of the Clerk. Roll Call 385 | Bill Number: H. R. 5376. Nov. 19, 2021, 117 Congress, 1 st Session. URL: https://clerk.house.gov/Votes/2021385 (accessed 17.01.2022).

47. Stanage N. The Memo: Biden's overpromising problem. The Hill, 02/12/22. URL: https://thehill.com/homenews/administration/589478-the-memo-bidens-overpromising-problem (accessed 17.01.2022).

48. Stanage N. The 9 politicians who had the most impact in 2021. The Hill, 12/31/21. URL: https://thehill.com/homenews/administration/587201-the-9-politicians-who-had-the-most-impact-in-2021 (accessed 17.01.2022).

49. Pramila Jayapal's Biography. Vote Smart.Facts Matter. URL: https://justfacts.votesmart.org/candidate/biography/153141/pramila-jayapal (accessed 17.01.2022).

50. Pramila Jayapal. Ballotpedia. URL: https://ballotpedia.org/Pramila_Jayapal (accessed 17.01.2022).

51. Rep. Pramila Jayapal. Representative for Washington’s 7th District. - Govtrack. URL: https://www.govtrack.us/congress/members/pramila_jayapal/412730 (accessed 17.01.2022).

52. External affairs minister cancels meeting with US lawmakers over Pramila Jayapal’s presence. The Economic Times, December 21, 2019. URL: https://economictimes.indiatimes.com/news/international/world-news/india-scraps-meeting-with-us-lawmakers-over-kashmir-criticism/articleshow/72897242.cms?utm_source=contentofinterest&utm_medium=text&utm_campaign=cppst (accessed 17.01.2022).

53. Stanage N. The 9 politicians who had the most impact in 2021. The Hill, 12/31/21.

54. Baird A. and Villa L. She’s One of Congress’s Leading Progressives — Just Not in Her Own Office, Staffers Say. BuzzFeed•News, September 13, 2021. URL: https://www.buzzfeednews.com/article/addybaird/pramila-jayapal-staff-treatment (accessed 17.01.2022).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести