Об опыте Франции по подготовке, контролю и квалификационным требованиям к медиаторам
Об опыте Франции по подготовке, контролю и квалификационным требованиям к медиаторам
Аннотация
Код статьи
S102694520024656-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Рыжов Николай Александрович 
Аффилиация: Министерство иностранных дел Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
145-153
Аннотация

В статье представлен анализ квалификационных требований и особенностей подготовки и контроля за деятельностью медиаторов во Франции. В стране уделяют пристальное внимание регламентации деятельности медиаторов и ассоциаций, предлагающих услуги по проведению процедуры медиации. Для обеспечения надлежащей работы примирителей и организаций по медиации были созданы контрольные органы, следящие за соблюдением основополагающих требований, регулирующих порядок работы медиаторов.

В целях развития и совершенствования процедуры медиации в Российской Федерации как наиболее эффективного способа альтернативного урегулирования споров, в статье проведен анализ нормативных актов Французской Республики, а также квалификационных требований профильных организаций, предъявляемых к медиаторам для их включения в список примирителей при апелляционных судах Франции.

В рамках исследования автором также раскрыт вопрос требований к медиаторам на примере работы Комиссии по контролю за деятельностью медиаторов в области потребления (Commission d’évaluation et de contrôle de la médiation de la consommation).

В результате проведенного анализа установлено, что в отличие от российского законодательства, регулирующего вопросы медиации, набор, обучение и требования к медиаторам во Франции строго регламентированы, в том числе при их отраслевом делении.

Указанная практика позволяет сделать вывод о наличии условий для эффективной работы медиаторов во Франции, поскольку каждый кандидат в медиаторы проходит соответствующий отбор, в ходе которого осуществляется проверка уровня его юридического и специального образования, соответствующего опыта, а также экспертных знаний в конкретной области, в которой он планирует быть задействованным. Такая организация работы примирителей представляется в высшей степени оправданной, поскольку у лиц, обратившихся за помощью медиаторов, возникает уверенность в том, что спор будет урегулирован при помощи дипломированного, квалифицированного специалиста, а не лица, прослушавшего базовый курс по основам медиации.

Ключевые слова
медиация, медиатор, требования к медиаторам, регламентация деятельности медиатора, Франция, государственная комиссия по контролю за медиацией
Классификатор
Получено
30.06.2022
Дата публикации
15.03.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
287
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Взятый государством курс на развитие и совершенствование примирительных процедур, а также последовавшие за ним реформы Закона о медиации1, призванные способствовать популяризации медиации в Российской Федерации, не принесли желаемых результатов.
1. См.: Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ « >>>> » (ст. 15) // СЗ РФ. 2010. № 31, ст. 4162.
2 Текущая ситуация в нашей стране, связанная с невиданными до сих пор антироссийскими санкциями, блокирующими деятельность как отечественных, так и иностранных компаний, ставшими причиной ограничения торговых отношений, а также увеличения количества сокращений и увольнений, создает предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций во многих сферах общественных отношений.
3 К сожалению, не все трудности удается урегулировать посредством переговоров, что вынуждает людей обращаться в суды.
4 В качестве действенного решения для быстрого и качественного урегулирования споров автор предлагает рассмотреть опыт Франции использования медиации как инструмента досудебного урегулирования конфликтов, а именно те требования, которые предъявляются к медиаторам, как к непосредственным участникам процедуры медиации.
5 Следует отметить, что Франция была выбрана автором, исходя из количественных и качественных показателей эффективности применения процедуры медиации в урегулировании споров практически во всех областях экономики, что подтверждается статистическими данными.
6 Так, рассматривая статистику применения медиации в рамках урегулирования конфликтов в сфере потребления, следует отметить, что в соответствии с опубликованными Комиссией по контролю за деятельностью медиаторов в области потребления (Commission d'évaluation et de contrôle de la médiation de la consommation, CEMC) сведениями, в 2021 г. на рассмотрение CEMC поступило 3815 запросов от физических лиц (4289 - в 2020 г.).
7 Из указанного количества запросов: 1288 досье было отклонено по причине несоответствия проблематике потребительского поведения; 2149 запросов были возвращены заявителям в связи с невозможностью последних доказать попытку самостоятельного урегулирования спора (является обязательным законодательным требованием) посредством направления письменных заявлений в организации либо индивидуальному предпринимателю (изготовителю, исполнителю, продавцу, импортеру), осуществляющих продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг; 378 дел были приняты медиаторами.
8 В 90% случаев стороны спора были удовлетворены результатами процедуры. Средняя продолжительность рассмотрения каждого спора составила 58 дней2. В 2021 г. в Комиссии работал 91 медиатор.
2. См.: Le rapport du Médiateur de la consommation 2021. Médiateur de la Consommation pour le Group ENGIE. P. 6.
9 Следует отметить, что в непосредственные обязанности CEMC входит совершенствование работы медиаторов, проверка их соответствия предъявляемым требованиям, а также уровня профессиональной пригодности для проведения медиации в области потребления.
10 В случае если Комиссия определяет, что медиатор не удовлетворяет предъявляемых к нему требований, специалист получает соответствующее уведомление с указанием проблемных моментов в его деятельности, которые он обязан устранить в течение трех месяцев (за невыполнения требований Комиссии медиатора исключают из списков CEMC).
11 Комиссия регулярно проводит работу по обновлению списка медиаторов, находящегося в открытом доступе на сайте. Одновременно с этим CEMC раз в четыре года готовит аналитический доклад о своей работе, в котором содержатся сведения о накопленном медиаторами опыте и его практической реализации, проблемных моментах в рамках проведения медиации, рекомендациях медиаторам по совершенствованию их деятельности.
12 Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что приоритетным направлением работы Комиссии является создание атмосферы прозрачности работы, беспристрастного контроля уровня профессионализма медиаторов и качества предоставляемых услуг по медиации.
13 Анализ французских нормативных актов показывает, что динамичному развитию медиации и становлению профессиональных медиаторов во Франции во многом способствовали: Национальный кодекс профессиональной этики медиатора (Code Nationale de Déontologie du Médiateur), в котором содержатся основные требования к медиаторам (образование, ответственность, порядок организации процедуры); Кодекс профессиональной этики медиатора – эксперта (Code d’éthique et de déontologie des médiateurs professionnels); «Белая книга медиации» (le Livre blanc de la médiation).
14 В Национальный кодекс профессиональной этики медиатора (Code de déontologie du médiateur) вошли положения, уже упоминавшиеся в Директиве ЕС 2008/52 от 21 мая 2008 г., касающейся основ медиации, а также в Европейском кодексе поведения медиатора 2004 г.
15 Кодекс состоит из трех частей и содержит сведения о: требованиях к квалификации медиатора; правилах, регламентирующих процесс и условия медиации; ответственности и возможных санкциях в отношении медиатора.
16 В первой части Кодекса речь идет о требованиях к квалификации медиатора. В частности, указано, что медиатор обязан обладать необходимой квалификацией, соответствующей предъявляемым требованиям со стороны каждой специализированной организации по медиации. Он также обязан постоянно повышать свои теоретические и практические навыки посредством участия в конференциях, симпозиумах, профессиональных группах медиаторов и т.д.3
3. См.: Code National de Déontologie du Médiateur. Rédigé par le Rassemblement des Organisations de la Médiation (R.O.M.) Présenté au Palais Bourbon le 5 février 2009. Р. 4, 5.
17 Кодекс профессиональной этики медиатора – эксперта (Code d’éthique et de déontologie des médiateurs professionnels, CODEOME) также содержит описание требований и общие характеристики, которым должен соответствовать медиатор – профессионал. Отмечено, что разработка документа велась четыре года. Проект Кодекса перед утверждением находился в открытом доступе в сети Интернет, где любой желающий мог свободно ознакомиться с документом и внести свои предложения.
18 Основной акцент в CODEOME сделан на этических и высокоморальных нормах поведения медиаторов, их ответственности перед клиентом, а также самодисциплине.
19 В соответствии с п. 4.2.2. Кодекса медиатор – профессионал должен обладать соответствующим удостоверением (картой профессионала / Carte Professionnelle), которое выдается Палатой профессиональной медиации и переговоров (La Chambre professionnelle de la médiation et de la négociation) и продлевается каждый год4.
4. См.: Code d’éthique et de déontologie des médiateurs professionnels. La Chambre professionnelle de la médiation et de la négociation. Р. 3.
20 Пункт 4.6. содержит положение о Комитете по надзору за медиацией (Le Comité de Supervision de la Médiation), который является гарантом соблюдения медиатором этических норм поведения. В непосредственные обязанности Комитета входит проведение служебных разбирательств в отношении медиаторов, наложение дисциплинарных взысканий5.
5. См.: Code d’éthique et de déontologie des médiateurs professionnels. Publication de la Chambre Professionnelle de la Médiation et de la Négociation 16, cours Xavier Arnozan – 33000 Bordeaux. P. 4.
21 Что касается «Белой книги медиации», то документ стал результатом работы более 20 французских ассоциаций по медиации, объединенных в рабочую группу под названием «Медиация 21» (Médiation 21). Работа состоит из 54 страниц и трех глав.
22 В первой главе Книги рассматриваются вопросы правового статуса медиатора. В ней исследуются четыре проблемы: компетенция медиатора; требования к медиаторам для их включения в список медиаторов при апелляционных судах; обязательства медиаторов, страхование профессиональной ответственности; медиация как основная деятельность медиатора.
23 Таким образом, документ раскрывает основную суть требований, предъявляемых к медиаторам, что представляется интересным, поскольку изначально позволяет определить те границы, которым должен соответствовать кандидат, желающий получить должность медиатора при судах Франции.
24 В кодексах прописаны этические нормы и правила поведения медиаторов, их ответственность за нарушение основополагающих требований, изложенных в документах.
25 Именно благодаря наличию упомянутых выше кодексов поведения, работа медиаторов во Франции детально регламентирована, управляема и предсказуема.
26 К сожалению, в России не у всех специалистов, в том числе имеющих базовые представления об основах медиации, сформулировано представление о том, кто такой медиатор и что он должен делать. Знания в этой области ими не упорядочены и трактуются на свое усмотрение.
27 Позиция автора совпадает с мнением ряда юристов, занимающихся научными исследованиями в области медиации.
28 Так, Е.В. Михайлова отмечает, что многие авторы не согласны с тем, что медиаторами могут быть лица, не имеющие высшего юридического образования6 . Это обоснованная претензия, так как результатом медиации является гражданско-правовое соглашение, заключенное сторонами правового конфликта, а значит, медиация невозможна без юридических познаний медиатора7.
6. См.: Панова И.В. Медиация: проблемы и пути их решения // Вестник ВАС РФ. 2011. № 10. С. 75.

7. См.: Михайлова Е.В. Альтернативное разрешение споров: учеб. пособие. Самара, 2015. С. 76.
29 В этой связи в Кодексе поведения медиатора должно быть закреплено требование к медиаторам о наличии у них высшего юридического образования, что непременно даст положительный эффект, поскольку позволит повысить профессиональный уровень специалистов.
30 Рассматривая вопрос требований к медиаторам для их регистрации в качестве посредников при судах Франции, необходимо подчеркнуть, что в стране утвержден и действует порядок внесения медиаторов в соответствующий реестр при судах. Указанная работа регулируется Декретом № 2017-1457 от 9 октября 2017 г. «О списке медиаторов при апелляционных судах».
31 В соответствии с Декретом в указанный список могут быть включены как организации, занимающиеся медиацией, так и физические лица.
32 Основными требованиями к физическим лицам,для их рассмотрения в качестве кандидатов на внесение в реестр медиаторов при апелляционных судах Франции являются: резюме кандидата; наличие свидетельства о страховании профессиональной ответственности; копия диплома (или дипломов), а также сертификатов об образовании, подтверждающих факт обучения медиации; список практических семинаров и супервизий, в которых кандидат принимал участие в течение последних трех лет; количество проведенных процедур медиации, в том числе судебных за последние три года и ранее; область специализации по медиации (гражданская, социальная, коммерческая, семейная); адрес апелляционного суда, в котором кандидат желает быть зарегистрированным в качестве медиатора.
33 Существуют также и другие требования к физическим лицам, выдвигающим свои кандидатуры на включение в реестр медиаторов при апелляционных судах.
34 В частности, кандидат должен:
35
  1. Не иметь судимости, быть дееспособным, не являться должником, а также фигурантом других преступлений, указанных в Бюллетене № 2 (le bulletin n° 2 du casier judiciaire).
36 Примечание: Бюллетень № 2 является документом, в котором регистрируются некоторые уголовные преступления, совершенные гражданами Франции, как на территории страны, так и за ее пределами8.
8. См.: Art. 776 du code de procédure pénale. Dernière modification: 2022-06-22 Edition: 2022-06-22.
37 К числу преступлений, регистрируемых в Бюллетене № 2, относятся: преступления, совершенные в несовершеннолетнем возрасте с назначением наказания до двух месяцев лишения свободы; штрафы; приговоры, по которым лицо могло быть реабилитировано через суд или автоматически; обвинительные приговоры иностранной юрисдикции в отношении несовершеннолетнего; преступления, имеющие состав уголовного; уголовные преступления, по которым были назначены наказания в виде условных сроков заключения9.
9. См.: URL: >>>> обращения: 02.06.2022).
38
  1. Не совершать действий, порочащих честь и достоинство, а также приведших к дисциплинарным взысканиям или увольнению, отзыву лицензии или разрешения.
39
  1. Подтвердить получение образования или наличие опыта, позволяющего практиковать медиацию.
40 Отмечено, что указанные требования не являются исчерпывающими и могут быть изменены.
41 Некоторые апелляционные суды могут требовать диплом медиатора, другие настаивают на необходимости прохождения соответствующих курсов, общей продолжительностью не менее 200 академических часов.
42 Кандидату также следует подтвердить факт своего назначения судебным медиатором не менее пяти раз или проведения внесудебной медиации как минимум 10 раз10.
10. См.: URL: >>>> ).
43 Существование достаточно серьезных требований к кандидатам, желающим работать в качестве медиаторов, обусловлено в первую очередь тем, что для эффективной процедуры медиации необходимо заслужить доверие спорящих сторон, продемонстрировать свою компетентность, а также не иметь дисциплинарных взысканий. В противном случае лица, обратившиеся к медиатору, попросту откажутся от процедуры и будут искать другие способы разрешения спора.
44 Сотрудники судов, ответственные за составление списков медиаторов, осуществляют проверку досье каждого кандидата.
45 Работа по подбору медиаторов не является формальной. В действительности, ассоциации и организации, профессионально занимающиеся медиацией, выбирают опытных специалистов, практиков, людей, которые имеют полное представление о том, какие перед ними стоят задачи в рамках проведения процедуры медиации, что не может не сказываться на высоких показателях результатов их работы.
46 Следует также отметить, что список медиаторов в области гражданских, коммерческих или социальных конфликтов обновляется каждые три года апелляционными судами Франции. Это дает возможность обновлять кадры, отсеивать лишних «псевдомедиаторов», а также повышать авторитет организаций, которые стараются подбирать профессионалов и специалистов, в действительности желающих работать в указанной области, соответствовать тем вызовам, которые возникают в быстроменяющемся укладе жизни.
47 Во Франции существуют разные требования к категориям медиаторов. Так, особый статус имеют медиаторы по семейным спорам (médiateur familial). К указанной категории медиаторов предъявляются особые требования в плане их подготовки и сертификации.
48 В частности, согласно действующим во Франции образовательным стандартам, срок подготовки медиаторов по семейным конфликтам должен составлять 595 академических часов11.
11. См.: Bonafé-Schmitt J.-P. Les enjeux de la formation á la médiation De Boeck Supérieur // Négociations. 2017/2 n° 28. P. 201 à 219.
49 Начиная с 2003 г., в стране была учреждена соответствующая должность (семейный медиатор), а по окончанию учебы стал выдаваться государственный диплом по специальности семейный медиатор. Объясняется указанная практика тем, что государство посчитало необходимым контролировать процедуру подготовки медиаторов именно в области урегулирования семейных споров, преследуя цель сохранение семей.
50 Как показывает статистика, принятые решения оправдали себя.
51 Во Франции насчитывается 250 центров медиации в области семейных споров. В течение 2020 «пандемийного» года центрами было зарегистрировано 47 241 обращение (21 834 – в 2017 г., 23 597 – в 2018 г., 21°900 – в °2019 г.12). Из указанного количества запросов 13 548 досье (29%) поступили из судов в рамках обязательной семейной медиации, 33 693 (71%) - в частном порядке.
12. См.: Références Statistiques Justice. Année 2019. Justice 2020. Р. 170.
52 В результате проведенных процедур медиации 6450 сеансов семейной медиации, назначенной по указанию суда, закончились примирением сторон, равно как и 13 336 положительных решений были зарегистрированы в результате проведения медиации коммерческими организациями13.
13. См.: Atlas de la médiation familiale. Direction des statistiques, des études et de la recherché. Exercice 2020. Р. 11.
53 Количество медиаторов, работающих в Национальном фонде семейных пособий / Caisse Nationale des Allocations Familiales - одной из основных организаций, занимающихся медиацией, составляет 750 человек.
54 Что касается программы подготовки медиаторов, то во Франции утверждена единая концепция по подготовке семейных медиаторов.
55 Как уже было отмечено ранее, общая обязательная продолжительность обучения лица для получения им статуса семейного медиатора составляет 595 академических часов, из которых 105 - практические занятия.
56 Теоретическая подготовка состоит из следующих модулей: техника и процедура медиации (315 акад. час.); основы психологии и права (два модуля по 63 акад. час.); социология (35 акад. час.) и модуля, посвященного методологическим основам подготовки отчетной документации (14 акад. час.)14.
14. См.: Arrêté du 19 mars 2012 relatif au diplôme d’Etat de médiateur familial. URL: >>>> xte=JORFTEXT000025586710&dateTexte=&oldAction=rechJO&categorieLien=id
57 Отдельным блоком в подготовке медиаторов идут интенсивные практические занятия.
58 Как отмечает французский медиатор Эрве Карре (Hervé Carré), половина занятий по подготовке медиаторов была посвящена практике. Слушателям дают возможность попробовать себя в качестве медиатора, дают соответствующие задания. По мнению Эрве Карре, именно практические занятия помогли ей понять специфику работы и грамотно применять полученные знания15.
15. См.: URL: >>>> обращения: 19.10.2022).
59 В свою очередь, сам медиатор обязан обладать следующими профессиональными качествами:
60

1. Независимость.

61 То есть не находиться ни под чьим-либо давлением и влиянием даже при условии, что медиатор состоит в отношениях подчиненности и/или имеет отношение к организации, где он работает.
62 Существует требование, согласно которому медиатор обязан отказаться, приостановить или прерывать медиацию каждый раз, когда имеются предпосылки для нарушения его беспристрастности и независимости.
63

2. Нейтралитет.

64 В рамках сопровождения участников процедуры медиации, медиатору запрещено продвигать собственные интересы.
65 В этих целях медиатор обязан постоянно совершенствовать свою профессиональную квалификацию, участвовать в рабочих группах по анализу практики работы медиаторов, а также сеансах супервизии.
66

3. Беспристрастность.

67 Медиатор обязан быть беспристрастным и не поддерживать одну из сторон в рамках процедуры медиации. Медиатор обязан воздержаться от проведения медиации в отношении лиц, с которыми он состоит в родственных связях, а также имеет общие профессиональные, финансовые и прочие интересы.
68 Медиатору запрещается преследовать прямым или косвенным образом финансовые интересы, зависящие от итогов проводимой им процедуры медиации. Он не должен также участвовать в процедуре в случае, если один из членов его команды действовал или собирается действовать на стороне одного из участников процедуры.
69

4. Ответственность.

70 Медиатору запрещено выполнять функции представителя одной из сторон или выступать в качестве советника. Медиатор не имеет права выносить решения. В случае если область, в которой у лиц возникают сложности для урегулирования спора не входит в компетенцию медиатора, он обязан перенаправлять лиц, участвующих в процедуре к другим специалистам16.
16. См.: Code national de déontologie du médiateur. Rédigé par le Rassemblement des Organisations de la Médiation (R.O.M.) Présenté au Palais Bourbon le 5 février 2009. P. 5, 6.
71 Аналогичные требования содержатся в ст. 21-2 Закона о медиации Франции17.
17. См.: Loi n° 95-125 du 8 février 1995 relative à l'organisation des juridictions et à la procédure civile, pénale et administrative. Article 21-2. NOR: JUSX9400050L.
72 В Российской Федерации указанный аспект деятельности неоднократно становился предметом дискуссий и обсуждений ученых.
73 Так, по мнению Л.Б. Лазаренко, в настоящее время определенные требования к медиаторам, в том числе ответственность за оказанные услуги, на законодательном уровне отсутствуют, достаточно пройти за определенную плату курсы за 2-5 дней, да и сами услуги преобразовались исключительно в коммерческую деятельность, конкурирующую по оплате с оказанием платных юридических услуг специалистами и профессионалами18.
18. См.: Лазаренко Л.Б. Институт судебного примирения в контексте развития отечественной медиации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы применения медиации в различных сферах»: сб. науч. ст. 19–20 апреля 2018 года. Ростов-н/Д., 2018. С. 74.
74 В свою очередь, Е.В. Михайлова отмечает, что повышению ответственности медиаторов будет способствовать закрепленная законом возможность предъявления к ним гражданского иска о возмещении ущерба, причиненного заключением и исполнением противоречащего закону и нарушающего права третьих лиц медиативного соглашения. Это существенно снизит риски различного рода злоупотреблений19.
19. См.: URL: >>>> ).
75 Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что указанная проблема существует с момента принятия Закона «О медиации», однако до сих пор необходимых решений не принято, вопрос остается открытым.
76 Рассматривая обязанности медиаторов во Франции, следует отметить, что ежегодно медиатор должен составлять итоговый отчет о результатах своей деятельности (le Rapport d’activité de médiateur), в котором обязан указывать статистические данные о количестве обращений, результатах рассмотрения запросов на медиацию, урегулированных спорах, отказах в проведении медиации.
77 Указанная практика, безусловно, в значительной степени повышает коэффициент доверия населения к медиации как процедуре досудебного урегулирования спора.
78 Так, лицо, желающее прибегнуть к процедуре медиации, имеет возможность в полном объеме ознакомиться с деятельностью медиатора в течение года. Соответственно, у населения не будет возникать вопросов относительно того, в действительности ли они имеют дело с профессионалом или с авантюристом, прослушавшим базовый курс по медиации.
79 Этот аспект деятельности медиаторов представляет особый интерес для его использования в Российской Федерации с целью популяризации процедуры медиации и повышения интереса граждан к процедуре досудебного урегулирования споров.
80 Переходя к рассмотрению вопроса контроля медиаторов на примере работы Комиссии по контролю за деятельностью медиаторов в области потребления (Commission d'évaluation et de contrôle de la médiation de la consommation, CEMC) при Министерстве экономики, следует отметить, что в состав Комиссии входят судьи, специалисты разных областей, представители ассоциаций по защите прав потребителей и профессиональных федераций.
81 Цель Комиссии - контроль за деятельностью медиаторов в области потребления, чья деятельность должна осуществляться в соответствии с Кодексом о защите прав потребителей, в части, касающейся порядка урегулирования споров в области потребления посредством медиации. Параллельно с этим Комиссия готовит и утверждает список медиаторов при Европейской Комиссии20.
20. См.: URL: >>>> ).
82 Характерной чертой работы Комиссии является ежегодная публикация рекомендаций медиаторам на своей странице в сети Интернет. Указанная практика рассматривается членами CEMC как один из способов совершенствования процедуры и повышения доверия граждан – рядовых потребителей.
83 В рамках анализа списка рекомендаций автор полагает необходимым отдельно остановиться на пунктах “C” (статус медиатора в области потребления / Statut du médiateur de la consommation/ и “Е” (контроль за медиацией со стороны Комиссии).
84 В п. “С” рекомендаций указан перечень навыков, необходимых медиатору в области потребления. Особый акцент сделан на обязательное владение медиатором общими юридическими знаниями, в частности потребительского права21.
21. См.: URL: >>>>
85 В п. “C 03-3” «Предоставление копий дипломов и аттестатов о прохождении обучения, подтверждающих компетенцию медиатора» указано, что в случае, если кандидат не сможет документально подтвердить прохождение обучения по программе защиты прав потребителей и наличие юридического образования его кандидатура отклоняется (решение Комиссии от 11.02.2020 г.).
86 В докладе по вопросу контроля за соответствием медиаторов предъявляемым требованиям Комиссия ссылается на ст. L.613-1 Кодекса о защите прав потребителя (Сode de la consommation), где указано, что «медиатор в области потребления обязан выполнять свои обязанности с необходимым усердием и компетентностью, имея полную независимость и беспристрастность. Медиатор должен обладать соответствующими навыками для проведения процедуры медиации, а также хорошими юридическими знаниями, особенно в области потребления»22.
22. Code de la consummation. Replier Partie législative nouvelle (Articles liminaire à L823-2). Article luminaire Replier Livre VI: RÈGLEMENT DES LITIGES (Articles L611-1 à L652-2). Replier Titre Ier: MÉDIATION (Articles L611-1 à L616-3). Chapitre III: Statut du médiateur de la consommation (Articles L613-1 à L613-3). Article L613-1. NOR: EINC1602822R.JORF n°0064 du 16 mars 2016.
87 По мнению Комиссии, наличие глубоких юридических знаний в области потребительского законодательства в сочетании со знаниями конкретной технической отрасли, в которой медиатор принимает участие, способствует соблюдению требований независимости и эффективности медиатора. При этом CEMC определено, что в отсутствие у кандидата диплома, подтверждающего получение юридического и специального образования, а также иных документов, о прохождении дополнительного обучения, включая сроки и характер учебы, указанные выше требования не будут приняты во внимание.
88 Таким образом, акцент делается на вовлечение в работу специалистов в конкретной области, в частности юриспруденции. Наличие сертификата о пройденном курсе медиации должно быть обязательным дополнением к объемному портфолио медиатора.
89 Обращает на себя внимание тот факт, что Комиссией был даже определен перечень областей, в которых будет требоваться получение кандидатами специального образования, а именно: финансовый сектор - потребительские кредиты; сектор недвижимости - сделки с недвижимостью, управление недвижимостью; жилищный сектор - знание и опыт применения Закона от 24 марта 2014 г. «О доступности жилья и городской реновации» (l'accès au logement et un urbanisme rénové (ALUR)).
90 Помимо теоретических навыков практические умения будут необходимы в области продаж и ремонта автомобилей, транспорта, нотариата, ветеринарии23
23. См.: Решение Комиссии от 08.07.2020 г. (CECMC, plénière, 8 juillet 2020).
91 Завершая рассмотрение вопроса правового анализа опыта Франции по подготовке, контролю и квалификационных требованиях к медиаторам, следует отметить, эффективность наличия единого административно-контрольного органа, осуществляющего надзор за деятельностью медиаторов, их отбор, а также формирующего основные направления совершенствования работы примирителей.
92 Действенным инструментом в регламентации работы медиаторов является наличие кодекса поведения медиаторов, утвержденного и принятого на государственном уровне.
93 Немаловажным моментом также является эффективность отраслевого деления медиаторов в зависимости от областей, в которых возникают споры.
94 Не поддается сомнению правильность указанного решения, ведь даже Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» писал о том, что «величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда» и далее «во всяком развитом обществе фермер обыкновенно занимается только фермерством, владелец мануфактуры занят только своей мануфактурой»24.
24. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 2019. С. 4.
95 Красной линией в рассмотренных документах, регламентирующих деятельность медиаторов, проходит обязанность примирителей постоянно совершенствовать и укреплять свои знания. При этом повышение квалификации медиаторов также проходит в сертифицированных организациях, получивших соответствующее разрешение государственных органов и осуществляющих свою деятельность в соответствии с утвержденным регламентом.
96 Немаловажным моментом является требование к медиаторам о подтверждении практических навыков проведения медиации. В частности, медиаторы обязаны составлять ежегодную отчетность, где должны отражать статистические показатели своей работы, что также является оправданным в свете того, что теоретические знания без практической апробации не могут быть эффективно использованы при работе с клиентами.
97 Для эффективного внедрения медиации в российскую систему судопроизводства необходимо сконцентрироваться в первую очередь именно на подготовке и отборе высококвалифицированных специалистов, имеющих обширный опыт юридической практики.
98 * * *
99 Подводя итог краткому анализу требований, предъявляемых к медиаторам, следует отметить, что регламент отбора медиаторов во Франции может быть адаптирован к российскому законодательству и использован в практике отечественных судов и коммерческих организаций, специализирующихся на проведении медиации.
100 В целях реализации данных предложений необходимо сконцентрировать усилия на создании специальной Комиссии по контролю за деятельностью медиаторов (ККДМ) при рассмотрении дел в области защиты прав потребителей. Наиболее подходящей организацией, при которой целесообразно создавать ККДМ, является Торгово-промышленная палата РФ.
101 В состав Комиссии должны входить лица – профессиональные юристы, обладающие значительным опытом (судей в отставке), а также специалистов, имеющих реальный подтвержденный опыт проведения медиации. В случае с медиацией в области защиты прав потребителей в Комиссию необходимо также включить представителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
102 К сфере решаемых ККДМ задач следует отнести следующие вопросы: разработка и совершенствование программ обучения медиаторов; аккредитация деятельности образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в области медиации (профессиональных медиаторов); проверка уровня профессиональной пригодности медиаторов для их включения в единый государственный реестр медиаторов, который должен быть создан Комиссией; формирование рабочих групп для осуществления мониторинга за деятельностью медиаторов; обработка запросов граждан на проведение медиации и т.д.
103 На базе Комиссии целесообразно сформировать дисциплинарную группу, в обязанности которой будут входить вопросы урегулирования конфликтных ситуаций, связанных непосредственно с деятельностью самих медиаторов, рассмотрение дел, касающихся фактов нарушения медиаторами профессиональной этики и допущенных ими ошибках при проведении процедуры медиации и т.д.

Библиография

1. Лазаренко Л.Б. Институт судебного примирения в контексте развития отечественной медиации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы применения медиации в различных сферах»: сб. науч. ст. 19–20 апреля 2018 года. Ростов-н/Д., 2018. С. 74.

2. Михайлова Е.В. Альтернативное разрешение споров: учеб. пособие. Самара, 2015. С. 76.

3. Панова И.В. Медиация: проблемы и пути их решения // Вестник ВАС РФ. 2011. № 10. С. 75.

4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 2019. С. 4.

5. Bonafé-Schmitt J.-P. Les enjeux de la formation á la médiation De Boeck Supérieur // Négociations. 2017/2 n° 28. P. 201 à 219.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести