Естественный прирост и депопуляция населения в России: нормы, демографические девиации и ресурсы
Естественный прирост и депопуляция населения в России: нормы, демографические девиации и ресурсы
Аннотация
Код статьи
S102694520024360-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Жуков Василий Иванович 
Аффилиация: Институт государства и права Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
17-30
Аннотация

В статье на основе анализа действующего законодательства анализируются демографические процессы, нормы и требования, необходимые для роста народонаселения, а также наиболее опасные для развития российской цивилизации отклонения от них, то есть девиации.

Автор выделяет три периода в истории естественного прироста населения, два из которых являются депопуляционными (1992 - 2012 гг., 2016 г. - по настоящее время), и умеренно-позитивный (2013 - 2015 гг.), а также перечисляет факторы, влияющие на увеличение численности населения.

В ходе анализа отклонений от благоприятного и желательного развития процессов сбережения населения Российской Федерации выделяются основные причины снижения рождаемости, выявляются резервы прироста населения страны, формулируется авторское представление о способах преодоления депопуляции населения в части касающихся такого губительного явления, как масштабное искусственное прерывание беременности, и раскрывается негативное влияние на рождаемость запрета на аборты.

Ключевые слова
естественный прирост населения, демографические нормы, отклонения, искусственное прерывание беременности, сбережение народонаселения
Классификатор
Получено
09.12.2022
Дата публикации
15.03.2023
Всего подписок
15
Всего просмотров
425
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Если исходить из содержания правового обеспечения государственной демографической политики1, проводимой в Российской Федерации, то она рассчитана на укрепление института семьи, семейных ценностей, создание условий, позволяющих семьям и гражданам реализовать свои функции и потенциал. Эта политика, с одной стороны, блокирует распространение в стране девиаций, процветающих в англосаксонском сообществе, с другой – ориентирует на достижение национального единства, укрепление российской цивилизации.
1. См.: Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации “Десятилетия детства”» // СЗ РФ. 2017. № 23, ст. 3309; Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СЗ РФ. 2018. № 20, ст. 2817; Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2020. № 30, ст. 4884.
2 Между поставленными целями и достигнутыми результатами есть как соответствие, так и противоречия. Первые хорошо известны (материнский капитал, жилищные субсидии, помощь многодетным, система морального стимулирования, в том числе возрождение звания «Мать-героиня» и др.), но важнее говорить о неиспользованных возможностях.
3 Главный порок демографической политики – снижение рождаемости, рост смертности, в результате чего приобретает ускорение депопуляция населения, т.е. вырождение нации. Это не только девиация, т.е. отклонение от нормального развития, но и феномен, впервые встречающийся в мирные периоды истории российской цивилизации2.
2. См. подр.: Жуков В.И. Демографический потенциал России. М., 2010; Его же. Социальное развитие России: историко-социологическая компаративистика: в 3 т. М., 2012. Т. 2. С. 467 - 820; Его же. Социально-демографический НАБАТ. М., 2017; и др.
4 С точки зрения исторической ретроспективы в России наблюдался устойчивый рост численности населения (табл. 1)3.
3. См.: URL: >>>> (дата обращения: 01.10.2022).
5 Таблица 1
6
Годы Численность населения России, млн чел. В том числе, млн чел. В общей численности населения, %
городское сельское городское сельское
1897          
в границах Российской Империи 128 200 000 20.1 108.1 16% 84%
в современных границах 67 473 000 9.9 57.6 15% 85%
1914          
в границах Российской Империи 165 700 000 30.6 135.1 18% 82%
в современных границах 89 900 000 ↑ 15.7 74.2 17% 83%
1917 91 000 000 ↑ 15.5 75.5 17% 83%
1926 100 891 244 ↑ 16.4 76.3 18% 82%
1937 104 932 000 ↑ 34.9 70.0 33% 67%
1939 108 377 000 ↑ 36.3 72.1 33% 67%
1959 117 240 000 ↑ 61.1 56.1 52% 48%
1970 129 941 000 ↑ 80.6 49.3 62% 38%
1971 130 563 000 ↑ 82.0 48.6 63% 37%
1972 131 304 000 ↑ 83.6 47.7 64% 36%
1973 132 069 000 ↑ 85.4 46.7 65% 35%
1974 132 799 000 ↑ 87.1 45.7 66% 34%
1975 133 634 000 ↑ 88.9 44.7 67% 33%
1976 134 549 000 ↑ 90.6 43.9 67% 33%
1977 135 504 000 ↑ 92.1 43.4 68% 32%
1978 136 455 000 ↑ 93.5 43.0 69% 31%
1979 137 410 000 ↑ 94.9 42.5 69% 31%
1980 138 127 000 ↑ 96.1 42.0 70% 30%
1981 138 839 200 ↑ 97.3 41.5 70% 30%
1982 139 603 800 ↑ 98.5 41.1 71% 29%
1983 140 529 800 ↑ 99.9 40.6 71% 29%
1984 141 582 600 ↑ 101.2 40.4 71% 29%
1985 142 539 000 ↑ 102.4 40.1 72% 28%
1986 143 527 900 ↑ 103.7 39.9 72% 28%
1987 144 783 700 ↑ 105.2 39.6 73% 27%
1988 145 988 300 ↑ 106.7 39.3 73% 27%
1989 147 022 000 ↑ 108.0 39.0 73% 27%
1990 147 665 000 ↑ 108.8 38.9 74% 26%
1991 148 273 746 ↑ 109.4 38.9 74% 26%
7 Как видим, с 1897 и до 1941 г., а затем в послевоенные годы наблюдался устойчивый рост численности населения. Особенно высокими темпами население увеличивалось в советское время. Даже в период, подвергшийся наибольшей либеральной фальсификации, т.е. в годы т.н. репрессий, наблюдался естественный прирост населения: с 1926 по 1936 г. включительно численность населения ежегодно увеличивалась на 1 млн человек, с 1937 по 1941 г. – на 1.5 млн человек.
8 В дальнейшем, с 1989 г., прирост населения замедлился, но сохранился, а в 1992 г. началась депопуляция, ставшая результатом преобладания смертности населения над рождаемостью (табл. 2)4.
4. См.: URL: >>>> (дата обращения: 01.10.2022).
9 Таблица 2
10
Годы Всего, чел. На 1000 чел. населения 
родившихся умерших естественный прирост  рождаемость смертность естественный прирост 
19925 1 587 644 1 807 441 -219 797 10.7 12.2 -1.5
1995 1 363 806 2 203 811 -840 005 9.3 15.0 -5.7
2000 1 266 800 2 225 332 -958 532 8.7 15.3 -6.6
2001 1 311 604 2 254 856 -943 252 9.0 15.6 -6.6
2002 1 396 967 2 332 272 -935 305 9.7 16.2 -6.5
2003 1 477 301 2 365 826 -888 525 10.2 16.4 -6.2
2004 1 502 477 2 295 402 -792 925 10.4 15.9 -5.5
2005 1 457 376 2 303 935 -846 559 10.2 16.1 -5.9
2006 1 479 637 2 166 703 -687 066 10.3 15.1 -4.8
2007 1 610 122 2 080 445 -470 323 11.3 14.6 -3.3
2008 1 713 947 2 075 954 -362 007 12.0 14.5 -2.5
2009 1 761 687 2 010 543 -248 856 12.3 14.1 -1.8
2010 1 788 948 2 028 516 -239 568 12.5 14.2 -1.7
2011 1 796 629 1 925 720 -129 091 12.6 13.5 -0.9
2012 1 902 084 1 906 335 -4251 13.3 13.3 0.0
2013 1 895 822 1 871 809 24 013 13.2 13.0 0.2
2014 1 942 683 1 912 347 30 336 13.3 13.1 0.2
2015 1 940 579 1 908 541 32 038 13.3 13.0 0.3
2016 1 888 729 1 891 015 -2286 12.9 12.9 -0.01
2017 1 690 307 1 826 125 -135 818 11.5 12.4 -0.9
2018 1 604 344 1 828 910 -224 566 10.9 12.5 -1.6
2019 1 481 074 1 798 307 -317 233 10.1 12.3 -2.2
2020 1 436 514 2 138 586 -702 072 9.8 14.6 -4.8
2021 1 398 253 2 441 594 -1 043 341 9.6 16.7 -7.1
5. См.: Жуков В.И. Социально-демографический НАБАТ. С. 49.
11 Начиная с 1992 г., наблюдаются три этапа демографического развития Российской Федерации, два из которых – депопуляционные (1992 - 2012 гг.; 2013 - 2015 гг. – умеренно позитивный); с 2016 г. и по настоящее время – падение в демографическую яму. В первом периоде роковым был 2000 г., когда потери народонаселения приблизились к 1 млн человек (949 100), а в XXI в. – 2021 г., когда смертность превысила рождаемость более, чем на 1 млн человек (1 043 341). Вероятно, в 2022 г. соотношение рождаемости и смертности приведёт к ещё большим демографическим потерям.
12 Демографические потери, подсчитанные на основе официальных статистических данных за период с 2016 по 2021 г., производные от негативного соотношения количества рождённых и умерших, составляют 2 425 316 человек. С учётом демографических потерь в естественном приросте населения, понесённых за период с 2000 по 2012 г. включительно, эта цифра возрастёт до 9 931 576 человек. Если к потерям, понесённым в XXI в., прибавить негативное соотношение между рождаемостью и смертностью в 90-х годах XX в., то станет понятным, что демографические потери существенно превысят боевые утраты СССР в годы Великой Отечественной войны.
13 В связи с упомянутыми боевыми потерями особый интерес представляет вопрос о том, какова цена освобождения Красной Армией своей территории и других стран.
14 Как известно, накануне Великой Отечественной войны в СССР проживало 195.4 млн человек6. Людские потери за годы войны составили 26.6 млн человек7, безвозвратные потери - 11 444 100 человек.
6. См.: Великая Отечественная война. Юбилейный статистический сборник. М., 2020. С. 26.

7. См.: там же. С. 267.
15 На начало 1946 г. в СССР проживало 170.5 млн человек, в том числе 74.4 млн мужчин и 96.2 млн женщин8. Разница в количестве мужчин и женщин составляла 21.8 млн. человек, что создавало крайне неблагоприятную репродуктивную ситуацию. Нетрудно рассчитать, что при сохранении естественного прироста населения, сложившегося накануне Великой Отечественной войны, в СССР в 1946 г. проживало бы 209.9 млн человек, а женщин было бы только на 9.9 млн больше. Эти гипотетические потери – результат нацистского нашествия европейских стран в 1941 - 1945 гг. на СССР.
8. См.: там же. С. 268.
16 Существенные потери во время войны понесло гражданское население РСФСР: к началу 1946 г. в России проживало 55.9 млн женщин и 41.7 млн мужчин. Всего – 97.6 млн человек. Гипотетические потери населения составили 19.8 млн человек9.
9. См.: там же.
17 За годы нацистской оккупации карателями преднамеренно уничтожено 7 420 373 мирных жителей; 2 164 313 человек погибли на принудительных работах в Германии; 4 100 000 стали жертвами оккупационного режима. Всего – 13 684 692 человека10. Из них граждан РСФСР – 1 906 661 человек; Украины – 2 402 234; Белоруссии – 399 374; Латвии – 279 615; Литвы – 160 019; Эстонии – 74 226; Молдавии – 42 242 человека. Из общего числа граждан, вывезенных на каторжные работы в Германию, на родину после Победы вернулись 2 654 100 человек; эмигрантами стали 451 100 человек. Погибли – 2 164 313 человек11, в основном от рук карателей. А ими были не только немцы, но и нацисты украинской, польской, литовской, латвийской, эстонской и других национальностей.
10. См.: там же. С. 274.

11. См.: там же. С. 275.
18 Катастрофические последствия для демографического потенциала населения СССР имели боевые потери Красной Армии. Поисковая работа, установление имён военнослужащих, ошибочно зачисленных в число погибших, а также исключение из числа безвозвратных потерь вернувшихся из плена, уточнённые потери составляют 8 668 400 человек12. 31.8% этих потерь относятся к 1941 г., 27.3% - к 1942 г., 19.4% - к 1943 г., 14.8% - к 1944 г., 6.7% - к 1945 г., т.е. 59.1% потерь приходится на 1941 и 1942 гг. и 6.7% - на последний год войны. В табл. 3 отражены безвозвратные потери военнослужащих по национальному составу.
12. См.: там же. С. 269.
19 Таблица 3
20 Безвозвратные потери военнослужащих по национальному составу13
13. Таблица составлена автором по кн.: Великая Отечественная война. Юбилейный статистический сборник. С. 271.
21
Тыс. чел. В %
Русские 5756.0 66.40
Украинцы 1377.4 15.89
Белорусы 259.9 2.92
Татары 187.7 2.16
Евреи 142.5 1.64
Казахи 125.5 1.45
Узбеки 117.9 1.36
Армяне 83.7 0.97
Грузины 79.5 0.92
Мордвины 63.3 0.73
Чуваши 63.3 0.73
Азербайджанцы 58.4 0.67
Молдаване 53.9 0.62
Башкиры 31.7 0.37
Эстонцы 21.2 0.25
Латыши 11.6 0.13
Литовцы 11.6 0.13
Другие 230.7 2.66
22 При освобождении территории РСФСР погибло 1 860 900 человек, Украинской ССР – 968 100, Белорусской ССР – 213 600, Литовской ССР – 137 200, Латвийской ССР -130 200, Эстонской ССР – 67 100, Молдавской ССР – 18 700. Всего – 3 395 800 человек.
23 Ещё большие потери Красная Армия понесла при освобождении стран Европы и Азии. Если считать только безвозвратные потери, то за освобождение Польши бойцы и командиры Красной Армии отдали 600 212 жизней, Чехословакии – 139 918, Венгрии – 140 044, Германии – 101 961, Румынии – 68 993, Австрии – 26 006, Югославии – 7995, Норвегии – 3436, Болгарии – 977, Китая – 9272, Северной Кореи – 691. С учётом санитарных потерь общая цифра вырастет до 3 889 686 человек. При этом на долю Польши приходится 2 016 244 человека, т.е. 51.84% безвозвратных и санитарных потерь14.
14. Подсчитано автором на основе кн.: Великая Отечественная война. Юбилейный статистический сборник. С. 272.
24 Для прояснения памяти всех тех, кто сейчас сносит памятники советским воинам-освободителям, следует заметить, что вклад их предков в борьбу с захватчиками невелик (табл. 4).
25 Таблица 4
26 Потери иностранных формирований, сражавшихся на стороне СССР15
Государства (периоды их участия в военных действиях) Безвозвратные потери Санитарные потери Всего
Румыния (1944 - 1945 гг.) 37 208 92 108 129 316
Польша (1943 - 1945 гг.) 24 707 44 233 68 940
Болгария (1945 г.) 10 124 21 541 31 665
Чехословакия (1943 - 1945 гг.) 4071 10 191 14 202
Всего 76 050 168 073 244 223
15. Подсчитано автором на основе официальных статистических данных.
27 Таким образом, за свободу европейских государств отдали свои жизни 749 542 советских воина и 76 050 граждан тех стран, которым несла свободу Красная Армия, т.е. почти в 10 раз меньше.
28 Красная Армия освобождала от нацизма те государства, чьи граждане воевали против СССР. Всем известна эскадрилья «Нормандия-Неман», но мало кто знает о том, чем на территории СССР «прославился» французский легион. В движении французского антифашистского сопротивления участвовали французские антифашистские подразделения. В боях с гитлеровцами погибли более 20 000 патриотов, а в войне против СССР – более 50 000 французов16. Французский легион вместе с нацистами других национальностей упорно защищал Берлин. В борьбе с гитлеровцами сложили головы 24 707 поляков, но около 300 000 поляков (в 10 с лишним раз больше) воевали против СССР и не вернулись с восточного фронта17.
16. См.: Шутов А.Д. Россия в жерновах истории. М., 2008. С. 6.

17. См. подр.: Жуков В.И., Федякина Л.В. Триумфы и трагедии XX века в социальной истории России. Историко-социологический анализ. М., 2015. С. 40, 41.
29 При анализе демографических процессов, протекающих после 1946 г., исключительно важно учитывать тот урон, который причинён демографическому потенциалу и который продолжает оказывать негативное воздействие на состояние народонаселения страны. Значение этих факторов нельзя преуменьшать, но не следует только этим объяснять состояние народонаселения современной России.
30 II
31 Как известно, одна из целей Национального проекта «Демография»18 в части, касающейся суммарного коэффициента рождаемости (СКР), равного 1.7 ребёнка на одну женщину фертильного возраста (15 - 49 лет), не достигнута. СКР не только не приобрёл тенденцию к достижению нижнего порога рождаемости, необходимого для простого замещения поколений (2.1–2.2), но и по сравнению со временем принятия национальных проектов снизился с 1.75 ребёнка в 2014 г. до 1.67 в 2021 г. Не исключено, что при сохранении базовых основ демографической политики он снизится до 1.54. Это означает, что девиационный процесс депопуляции продолжится.
18. Национальный проект «Демография» включает в себя 5 проектов: «Старшее поколение», «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Содействие занятости женщин – развитие дошкольного образования», «Спорт – норма жизни», «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек».
32 Безусловно, одной из причин продолжающейся депопуляции населения является то, что называется возрастными демографическими сдвигами. Под сдвигом понимается снижение количества женщин, рождённых после 1991 г., однако этот негативный процесс порождён не только указанными причинами, но и нерациональной либеральной финансово-экономической политикой, которая сформировалась в 90-х годах XX столетия и продолжилась в XXI в.: в 2020 г. финансирование демографических проектов снизилось на 57.2 млрд руб., в 2021 - 2022 гг. - ещё на 150 млрд руб.19 Увеличение размера материнского (на самом деле родительского) капитала и улучшение условий его получения и использования20, существенного влияния на повышение эффективности демографической политики не окажет.
19. См.: Демографическое развитие России: тенденции, прогнозы, меры. Национальный демографический доклад–2020. М., 2020. С. 86.

20. В Федеральном законе от 01.03.2020 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением материнского (семейного) капитала» (см.: СЗ РФ. 2020. № 9, ст. 1127) определено, что он увеличивается с 466 617 руб. до 616 617 руб. в случае рождения второго ребёнка.
33 Определённую озабоченность вызывает снижение количества браков, увеличение разводов (табл. 5). Приходится учитывать и то, что в гражданском браке, по оценке социологов, сейчас состоят до 35% молодых людей.
34 Таблица 5
35

Сводная таблица, отражающая коэффициенты брачности и разводимости21

Годы Статистика браков в России Статистика разводов в России
Всего, единиц На 1000 чел. населения Всего, единиц На 1000 чел. населения
1950 1 222 971 12.0 49 378 0.5
1990 1 319 928 8.9 559 918 3.8
2000 897 327 6.2 627 703 4.3
2010 1 215 066 8.5 639 321 4.5
2015 1 161 068 7.9 611 646 4.2
2016 985 836 6.7 608 336 4.1
2017 1 049 735 7.1 611 436 4.2
2018 893 039 6.1 583 942 4.0
2019 950 167 6.5 620 730 4.2
2020 770 857 5.3 564 704 3.9
2021 923 550 6.3 644 209 4.4
21. См.: URL: >>>> ).
36 Как видим, начиная с 1950-х годов семья постепенно утрачивает своё предназначение того социального института, который призван обеспечивать устойчивый естественный прирост населения. В течение последних 10 лет развития российской цивилизации ситуация стабилизировалась, но не приобрела прогрессирующий характер. Меры, предпринимаемые Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, органами власти субъектов Российской Федерации, дают некоторые положительные результаты. Например, в 2021 г. количество браков увеличилось на 152 793 единицы, но увеличилось и число разводов (на 79 505). Одновременно с этим закрепилась тенденция более позднего вступления в брак. Во многих семьях на более поздний срок, чем это было в конце XX в., откладывается рождение первого ребёнка. Между тем многодетная семья – это не только демографическое достояние страны, но и основа семейного благополучия. Государство высоко ценит такие семьи, оказывает им помощь в предоставлении различных льгот и выплат.
37 При справедливости всего сказанного фактом остаётся то, что в основе несбывшихся надежд на семейное счастье лежат причины социального характера, в числе которых социологи выделяют отсутствие у молодых семей надежд на создание нормальных жилищных условий (44% молодых людей в возрасте 25 лет называют источником всех проблем неудовлетворительные жилищные условия)22; неправильное поведение, в том числе пьянство, насилие в семье, супружеская неверность, низкая заработная плата и т.д. Не требует доказательств утверждение, что при улучшении социального самочувствия молодых людей семейного благополучие станет источником роста населения страны.
22. См.: Терентьев Д. Не пора ли вспомнить о радости материнства // Аргументы недели. 2022. № 35 (830). С. 8.
38 На рождаемость существенное влияние оказывает ряд других факторов: существенные демографические потери, связанные с искусственным прерыванием беременности; имущественное социальное неравенство, масштабные бедность и нищета; пессимистическое социальное самочувствие населения; низкий авторитет отца и матери как носителей самого высокого звания и т.д. Есть и другие факты социальной жизни, которые на первый взгляд кажутся экзотическими (регулярное предоставление отпуска военнослужащим в период прохождения действительной воинской службы; предоставление длительных свиданий заключённым с жёнами и т.д.).
39 Особое внимание следует обратить на аборты. Заметим, что ни в России, ни в США, Румынии, Польше, ни в других государствах запреты на искусственное прерывание беременности не давали (и в принципе не могут дать) позитивных результатов. Не решила её даже «менструальная полиция» в Румынии, следившая за тем, чтобы все женщины проходили тест на беременность, а те, кто долго воздерживался, платили высокий налог за такого рода воздержание, что привело к росту рождаемости в стране, но породило нищету многодетных семей. Однако это не означает, что «мальтузианская ловушка», т.е. известное с первой половины XIX в. высказывание о том, что четыре - пять рождений, приходящиеся на одну женщину, «съедают» экономический рост, корректна. Высокая рождаемость, действительно, может вести к бедности и нищете, но только в том случае, когда не поощряется государством. Известно, что политика увеличения рождаемости проводят не процветающие страны, а те, которые к такому состоянию стремятся. Поощрение рождаемости в таких государствах дополняется эффективной социально-экономической политикой, одна из целей которой – материальное и моральное вознаграждение многодетных семей. Разумная социальная политика – это политика детоцентризма.
40 Помимо низкой заработной платы основной массы рядовых работников в стране зачастую не соблюдаются работодателями условия труда (сокращаются сроки отпусков; растёт интенсивность труда и увеличивается занятость; фиксируется высокий травматизм; не всегда соблюдается техника безопасности; обнуляются бесплатные медицинские услуги и санаторно-курортное лечение; дорогостоящим стало пребывание в дошкольных учреждениях; для большинства семей недоступным стало образование, особенно высшее, среднее, специальное и т.д.).
41 Существенное влияние на социальное самочувствие населения, особенно молодых семей, имеют масштабное мздоимство, бюрократическое чванство чиновников, разрушающие такие ментальные качества населения России, как уважение достоинства человека, соблюдение принципа справедливости, сострадание к тем, кто в нём нуждается.
42 Достижение национальной сплочённости российского общества, особенно в условиях нарастающих санкций и начавшейся против России войны, невозможно без кардинального изменения кадровой политики, коррекции системы налогообложения, частичного пересмотра итогов приватизации. Национальным интересам Российской Федерации отвечает правительственная реакция на уход из страны зарубежных монополий; отказ от коррупционной системы закупок; очищение всех сфер жизнедеятельности, особенно образования, от масштабной коррупции. Необходим переход к социальной политике, рассчитанной на достижение достойного российского гражданина уровня и качества жизни за счёт перераспределения олигархического капитала и сверхприбылей, получаемых рядом корпораций; рационализация системы занятости; увеличение пособий по безработице и т.д.
43 Особую опасность для суверенитета нашей страны представляет неэффективная пространственная политика и невысокая плотность населения, особенно в районах, расположенных за Уралом. Богатство и могущество России пока не прирастают Сибирью. Колоссальные финансовые вложения должной отдачи не дают, хотя точки роста обозначились, о чём свидетельствует Дальневосточный экономический форум. Пока плотность населения в Сибири и на Дальнем Востоке не превышает 2.3 человека на 1 км², в то время как в КНР на 1 км² приходится более 340 жителей. Любопытно отметить, что на необъятных просторах Сибири и Дальнего Востока всего лишь пять городов-миллионников, а на пограничной с Российской Федерацией территории КНР появилось более десятка городов с населением в несколько миллионов жителей.
44 III
45 Определённое значение для оценки демографического состояния России имеет интегральный показатель медицинского обслуживания, качества питания, состояния окружающей среды и т.д., каким является ожидаемая продолжительность жизни (табл. 6). Его значение с 1992 по 2004 г. снижалось, после чего наметился некоторый рост23.
23. См.: URL: >>>> (дата обращения: 01.10.2022).
46 Таблица 6
47
Годы Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России, лет
Все население
всего мужчины женщины
1896 - 1897 (по 50 губерниям Европейской России) 30.54 29.43 31.69
1926 - 1927 (по Европейской части РСФСР) 42.93 40.23 45.61
1961 - 1962 68.75 63.78 72.38
1970 - 1971 68.93 63.21 73.55
1980 - 1981 67.61 61.53 73.09
1990 69.19 63.73 74.30
1995 64.52 58.12 71.59
2000 65.34 59.03 72.26
2001 65.23 58.92 72.17
2002 64.95 58.68 71.90
2003 64.84 58.53 71.85
2004 65.31 58.91 72.36
2005 65.37 58.92 72.47
2006 66.69 60.43 73.34
2007 67.61 61.46 74.02
2008 67.99 61.92 74.28
2009 68.78 62.87 74.79
2010 68.94 63.09 74.88
2011 69.83 64.04 75.61
2012 70.24 64.56 75.86
2013 70.76 65.13 76.30
2014 70.93 65.29 76.47
2015 71.39 65,92 76.71
2016 71.87 66.50 77.06
2017 72.70 67.51 77.64
2018 72.91 67.75 77.82
2019 73.34 68.24 78.17
2020 71.54 66.49 76.43
2021 70.06 65.51 74.51
48 К концу 2021 г. ожидаемая продолжительность жизни составила 70.06 (65.51 - у мужчин, 74.51 - у женщин). Этот показатель близок к тем значениям, которые сложились в СССР к середине 1980-х годов (70.13), и остаётся низким по сравнению со многими другими странами. Например, от населения государств Европейского Союза население России отстаёт на 10 лет. У россиян набор болезней, характерный для старости, появляется в 59 лет. По этому показателю Российская Федерация занимает 160-е место в мире24.
24. См.: URL: >>>> ).
49 Серьезную проблему представляет разница в ожидаемой продолжительности жизни между мужчинами и женщинами - почти 10 лет. По сравнению с советским этапом развития российской цивилизации она существенно уменьшилась (почти на четыре года). После увеличения сроков выхода на пенсию социальный институт «бабушек» и «дедушек» как воспитателей внуков (по словам И.В. Сталина, пенсия – это зарплата за воспитание внуков и за сохранение преемственности поколений) практически исчез. Они находятся в таком состоянии, когда требуется медицинский уход за ними, а не за внуками. Помимо этого сохраняется слабоизученная проблема женского одиночества, проблема вдов. Важно заметить, что это уже не «демографическое эхо» войны, а результат в основном низкого уровня самосохранительного поведения, с одной стороны, и слабой социальной политики - с другой. Это – одно из последствий разрушения системы медицинского обслуживания населения на уровне первичного звена.
50 Приходится говорить и о существенном разрыве между принятыми решениями и результатами их исполнения. Например, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Указом Президента РФ 9 октября 2007 г. № 135125, требовала достижения к 2020 г.: увеличения численности населения до 145.5 млн человек; ожидаемой продолжительности жизни – до 74 лет; увеличения суммарного коэффициента рождаемости до 1.87; обеспечения миграционного прироста на уровне не менее 200 000 человек. Ни один из этих показателей, за исключением масштабов миграции, не выполнен, ответа на вопрос: почему? - нет.
25. См.: СЗ РФ. 2007. № 42, ст. 5009.
51 В основе всех негативных демографических процессов лежит множество факторов, среди которых особое влияние на социальное самочувствие населения оказывают: низкий уровень заработной платы работников, особенно бюджетной сферы; мизерный размер пенсий у подавляющей части населения России и др.
52 Для оценки эффективности демографической политики определенное значение имеет компаративистика, т.е. сравнение результатов с достижениями прошлых лет, а также сопоставление аналогичных показателей с другими странами. Сопоставление с советским этапом развития российской цивилизации нами уже приводилось, а по такому показателю, как естественный прирост населения, наша страна отстаёт даже по сравнению с государствами Центральной Азии, обладающими гораздо меньшими ресурсами, чем Россия.
53 Государства Центральной Азии, ранее входившие в состав СССР, не сохранили высокие советские темпы естественного прироста населения, но существенно опережают по демографическим показателям Российскую Федерацию. При коэффициенте 2.16 рождения на одну женщину, соблюдение которого обеспечивает стабильный состав населения страны, у этнических таджичек на одну женщину репродуктивного возраста приходится 3.19 ребёнка; у узбечек – 2.99; у казашек – 2.95; у каракалпачек – 2.69; у этнических русских, проживающих на этой территории, - 1.35 ребёнка26.
26. См.: Рязанцев С.В. Миграция в Евразии до и во время пандемии COVID-19: тренды, последствия, миграционная политика. М., 2021. С. 122.
54 Из статистических показателей можно сделать два вывода: один сводится к тому, что демографическая политика государств Центральной Азии носит традиционно позитивный характер, другой – высокая рождаемость и прирост населения влияют на социальное самочувствие население, стимулируют бедность и безработицу. При этом следует обратить внимание на то, что добиться повышения уровня и качества жизни легче, чем обеспечить естественный прирост населения. Позитивное влияние, национальные традиции и эффективная демографическая политика имеют важное значение для обеспечения государственного суверенитета, поскольку создают необходимую для этого плотность населения. Площадь государств Центральной Азии составляет 3 948 002 км2. Если исключить территории, не пригодные для постоянного проживания, то в Кыргызстане плотность населения на 1 км2 составит 81.5 жителей, в Таджикистане – 65.9, Узбекистане – 75.5 жителей. Плотнее других заселена многонациональная Ферганская долина, где на 1 км2 проживают 200.3 человек27.
27. См. подр.: там же. С. 123.
55 В Кыргызстанской части Ферганской долины в 2019 г. рождаемость составила 96 700 человек, а смертность - 15 600, т.е. естественный прирост населения – 81 100. Даже при миграционном оттоке (5300 человек) он равен 76 800.
56 Позитивными являются и общие демографические показатели в Кыргызстане в 2019 г. (табл. 7)28.
28. См.: там же. С. 125.
57 Таблица 7
58 Естественный прирост населения в Кыргызской Республики в 2011 - 2019 гг.
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
113°671 118°732 120°640 126°249 128°644 124°685 120°454 138°160 140°189
59 С 2011 по 2019 г. в Кыргызстане наблюдался устойчивый рост населения. Исключение составляют только 2016 и 2017 гг., когда произошло снижение естественного прироста населения, что объясняется социальными причинами политического характера.
60 В государствах Центральной Азии суммарный коэффициент рождаемости в 2020 г. составил: в Узбекистане – 240 детей на 100 женщин, в Кыргызстане – 290, в Таджикистане – 350 детей29. В городе Ош этот коэффициент перекрывает достижения многих африканских стран: здесь на 100 женщин в 2019 г. пришлось 510 новорожденных30.
29. См.: там же. С. 128.

30. См.: там же. С. 130.
61 Вопреки рекомендациям экспертов (как российских, так и Всемирного банка) власти этих регионов не ограничивают рождаемость, проявляя уважение к культурным традициям населения региона. Для них неприемлем вывод демографов либеральной ориентации. Например, А. Вишневский считает: «Таджикистан не такая богатая страна, у неё довольно ограниченные природные и земельные ресурсы, таким образом, рост населения становится опасным для экономики и социального благополучия страны. Политика правительства должна быть направлена на ограничение рождаемости …»31.
31. Цит. по кн.: Рязанцев С.В. Указ. соч. С. 131.
62 Основные направления современного демографического развития включают в себя преодоление сложившихся отклонений (девиаций). В их числе: преодоление депопуляции за счёт укрепления семьи и роста рождаемости; улучшение здоровья населения; снижение смертности, в том числе младенческой и материнской; роста продолжительности жизни; улучшение условий труда и качества жизни населения; оздоровление образа жизни; формирование безопасной окружающей среды; улучшение системы здравоохранения, особенно первичной медицинской помощи; доступность населения к высокотехнологичной медицинской помощи, образованию, культуре и спорту.
63 Демографические ресурсы складываются не только из показателей естественного прироста населения. Они зависят от целого ряда других факторов, в том числе миграции населения. В целом они делятся на две группы: внутренние и внешние. Первая производна от репродуктивного состояния женщин в возрасте от 15 до 49 лет, физиологических способностей мужчин, восприятия семьи как одной из главных ценностей. Определённое значение имеют и такие факторы, как дорожно-транспортные происшествия, потери в военных конфликтах, увечья и даже смерть в результате техногенных катастроф, аварии на предприятиях, эпидемии и пандемии и т.д. При этом следует отметить, что женщины, которые не хотели бы стать матерями, встречаются достаточно редко.
64 Один из демографических факторов, который может иметь как позитивное, так и негативное влияние, это – миграция. В этом явлении многие специалисты видят единственный источник выхода нашей страны из депопуляционной ямы. Основанием для подобного оптимизма была позитивная направленность миграционных процессов: длительное время количество въезжающих в Российскую Федерацию существенно превышало число покидающих её (табл. 8).
65 Таблица 8
66 Миграционные процессы32
Годы Прибыло всего Выбыло всего Миграционный прирост 
1991 692 238 675 497 16 741
1992 926 020 673 143 252 877
1993 923 280 483 028 440 252
1994 1 146 735 337 121 809 614
1995 842 050 339 600 502 450
1996 631 592 288 048 343 544
1997 583 260 234 284 348 976
1998 495 304 216 691 278 613
1999 367 197 237 967 129 230
2000 393 330 161 046 198 284
2003 129 144 94 018 35 126
2009 279 907 32 458 247 449
2018 565 687 440 803 124 884
2020 594 146 487 672 106 474
2021 667 900 238 000 429 900
32. См.: URL: >>>> ).
67 В 90-х годах XX в. неблагоприятное соотношение рождаемости и смертности, а также связанные с причинами депопуляции другие процессы в значительной степени компенсировались за счёт миграционного прироста.
68 Как видим, с 1997 по 2000 г. включительно за счет миграции население Российской Федерации увеличилось на 3 330 581 человек. В течение следующего десятилетия миграционный прирост уменьшился, но сохранялся и существенно влиял на общую численность населения России.
69 2021 год был последним, когда сохранялся миграционный прирост и росла численность населения Российской Федерации. Он составил 429 900 человек. Ситуация изменилась в 2022 г.: за первые шесть месяцев этого года миграционный отток впервые за последние 30 лет истории российской цивилизации составил 96 700 человек (прибыло 1 876 352 чел., выбыло 1 973 089 чел.).
70 Таблица 9
71

Показатели международной миграции33

  Первое полугодие 2022 г.
число прибывших число выбывших миграционныйприрост (+), снижение (-)
Международная миграция 322 348 419 085 -96 737
с государствами - участниками СНГ 294 880 368 838 -73 958
в том числе: Азербайджан 16 254 23 082 -6828
Армения 30 936 49 022 -18 086
Беларусь 8987 12 089 -3102
Казахстан 30 550 40 767 -10 217
Кыргызстан 27 932 43 626 -15 694
Молдова 11 077 13 199 -2122
Таджикистан 82 658 58 420 +24 238
Туркменистан 3588 10 374 -6786
Узбекистан 24 999 38 618 -13 619
Украина 57 899 79 641 -21 742
33. См.: URL: >>>> ).
72 Наибольшее количество выбывших в первой половине 2022 г. приходится на Украину (79 641), Таджикистан (58 420), Армению (49 022), Кыргызстан (43 626), Казахстан (40 767). Почти те же страны находятся в перечне государств, из которых в Российскую Федерацию прибыли их граждане: из Таджикистана – 82 658, Украины – 57 899, Армении – 30 936, Казахстана – 30 550, Кыргызстана - 27 932, Узбекистана – 24 999. В целом в Россию прибыло 294 880 (вероятно, русских), убыло 368 838 граждан разных национальностей.
73 IV
74 Особое значение для понимания роли демографических процессов в цивилизационном развитии России имеют прогнозы. Наиболее крупные специалисты в этой области сконцентрированы в Росстате. Именно они разработали три варианта: низкий, средний, высокий. По состоянию на 1 июля 2022 г. эти прогнозы таковы (табл. 10):
75 Таблица 10
76

Родившиеся, умершие и естественный прирост населения34

Годы   Всего, тыс. чел. На 1000 населения
родившихся умерших естественный прирост родившихся умерших естественный прирост
Низкий вариант прогноза
2020 1346.0 1830.4 -484.4 9.2 12.5 -3.3
2021 1294.0 1848.1 -554.1 8.9 12.6 -3.7
2022 1201.1 1864.0 -662.9 8.2 12.8 -4.6
2023 1153.9 1878.5 -724.6 8.0 12.9 -4.9
2024 1114.8 1891.4 -776.6 7.7 13.1 -5.4
2025 1079.4 1902.9 -823.5 7.5 13.2 -5.7
2026 1053.3 1913.2 -859.9 7.4 13.4 -6.0
2027 1039.4 1922.9 -883.5 7.3 13.5 -6.2
2028 1030.4 1932.0 -901.6 7.3 13.7 -6.4
2029 1024.6 1940.7 -916.1 7.3 13.8 -6.5
2030 1022.9 1949.6 -926.7 7.3 14.0 -6.7
2031 1022.5 1958.8 -936.3 7.4 14.2 -6.8
2032 1028.3 1968.8 -940.5 7.5 14.3 -6.8
2033 1038.2 1979.5 -941.3 7.6 14.5 -6.9
2034 1050.7 1990.9 -940.2 7.7 14.7 -7.0
2035 1062.8 2003.0 -940.2 7.9 14.9 -7.0
Средний вариант прогноза
2020 1433.3 1789.0 -355.7 9.8 12.2 -2.4
2021 1412.8 1787.7 -374.9 9.6 12.2 -2.6
2022 1363.0 1786.4 -423.4 9.3 12.2 -2.9
2023 1291.8 1785.0 -493.2 8.8 12.2 -3.4
2024 1249.6 1782.1 -532.5 8.6 12.2 -3.6
2025 1205.7 1777.9 -572.2 8.3 12.2 -3.9
2026 1189.5 1772.7 -583.2 8.2 12.2 -4.0
2027 1182.2 1765.7 -583.5 8.2 12.2 -4.0
2028 1182.1 1752.5 -570.4 8.2 12.1 -3.9
2029 1186.6 1739.1 -552.5 8.2 12.0 -3.8
2030 1192.1 1727.4 -535.3 8.3 12.0 -3.7
2031 1201.0 1717.8 -516.8 8.3 11.9 -3.6
2032 1216.9 1710.6 -493.7 8.5 11.9 -3.4
2033 1238.5 1705.2 -466.7 8.6 11.9 -3.3
2034 1264.1 1699.7 -435.6 8.8 11.9 -3.1
2035 1289.2 1687.7 -398.5 9.0 11.8 -2.8
Высокий вариант прогноза
2020 1492.0 1741.3 -249.3 10.2 11.9 -1.7
2021 1559.7 1715.8 -156.1 10.6 11.7 -1.1
2022 1545.4 1694.1 -148.7 10.5 11.5 -1.0
2023 1483.0 1675.8 -192.8 10.1 11.4 -1.3
2024 1433.0 1654.3 -221.3 9.7 11.2 -1.5
2025 1396.1 1626.5 -230.4 9.5 11.0 -1.5
2026 1369.2 1601.5 -232.3 9.3 10.8 -1.5
2027 1355.4 1578.9 -223.5 9.2 10.7 -1.5
2028 1354.6 1556.1 -201.5 9.1 10.5 -1.4
2029 1352.9 1525.5 -172.6 9.1 10.3 -1.2
2030 1351.3 1500.5 -149.2 9.1 10.1 -1.0
2031 1352.7 1480.5 -127.8 9.1 10.0 -0.9
2032 1362.3 1465.8 -103.5 9.1 9.8 -0.7
2033 1379.9 1456.0 -76.1 9.2 9.8 -0.6
2034 1402.7 1450.1 -47.4 9.4 9.7 -0.3
2035 1426.9 1448.2 -21.3 9.5 9.7 -0.2
34. См.: URL: >>>> ).
77 Ни один из этих прогнозов не вселяет оптимизма, поскольку предполагает некоторые колебания, но фиксируют до 2035 г. депопуляцию населения в диапазоне от 940 000 до 21 300 в год. При этом ожидается, что позитивное влияние на количественный состав населения будет оказывать миграционный прирост. Между тем он может быть иным.
78 Следует обратить внимание на то, что прогноз численности населения Российской Федерации, основанный на изучении процессов рождаемости и смертности, не достаточен. Необходимо учитывать все резервные возможности демографического роста и стимулировать их использование в реальной политике35. Если этого не произойдёт, то к 2035 г. суммарный коэффициент рождаемости может колебаться в диапазоне от 1.579 рождений на одну женщину до 1.749. Вероятнее всего, он составит 1.635 рождений36. Учитывать резервные возможности, помимо рождаемости, необходимо в том числе и потому, что на смертность населения будет оказывать негативное влияние как пандемия, так и другие факторы (например, обострение международных отношений и расширение параметров военных действий).
35. См. подр.: Савенков А.Н., Жуков В.И. Социология правовых девиаций и социальных аддикций. М., 2018. В этой работе авторы с математической точностью определяют, какой позитивный итог могут дать мероприятия, рассчитанные на преодоление таких правовых девиаций, как преступность, и ограничение распространения социальных аддикций, т.е. зависимости от наркотиков, алкоголя, табакокурения, игромании и т.д.

36. См.: Демографическое развитие России: тенденции, прогнозы, меры. Национальный демографический доклад–2020. С. 129 - 134.
79 При сильной демографической политике возможно, во-первых, использовать увеличение рождаемости и снижение смертности, а также рост ожидаемой продолжительности жизни; во-вторых, создать благоприятные условия для того, чтобы Россия оказалась привлекательной страной как для этнических русских (в собирательном значении этого слова), проживающих за рубежом, так и для граждан других государств, связывающих своё благополучие с Россией; в третьих, есть целый блок социально-политических факторов, которые неизбежно, как в случае с Крымом, Севастополем, Донецкой и Луганской народными республиками, Херсонской и Запорожской областями и др. приведёт к увеличению численности населения Российской Федерации на 9 - 10 млн человек.
80 Потенциал, заложенный в ментальных образах народов России, оснований для пессимизма не даёт. Важно, чтобы демографическое разнообразие и невостребованное богатство России было законодательно закреплено в национальной идее государства.
81 Для улучшения качества народонаселения Российской Федерации желательно:
82 воссоздать Государственный комитет РФ по делам семьи, демографической политики и миграции за счёт разделения Министерства труда и социальной защиты РФ на три ведомства (упомянутый Государственный комитет, а также Министерство труда и Министерство социальной защиты (обеспечения) населения);
83 законодательно восстановить статус пенсионного фонда, а также социальных фондов в соответствии с присущими им функциями, а не фальсифицированными бюджетными интересами государства;
84 определить основные демографические ресурсы России, дополнив их известными, но не ставших нормативными, возможностями;
85 законодательно регламентировать тональность средств массовой информации в части, касающейся трансляции в позитивной тональности различных форм отказа от традиционных ценностей. Исключить снисходительное отношение к таким социальным девиациям, как поклонение «святому Валентину», однополые браки, планирование «семьи», педофилия, гей-парады, гендерное многообразие, зоофилия и т.д.;
86 законодательно определить формы и способы пропаганды, возвеличивающие женщину-мать, отцовство; использовать финансовые, социальные и другие способы, влияющие на сокращение масштабов искусственного прерывания беременности;
87 кардинально изменить законодательство и правоприменительную практику в отношении защиты интересов русского населения, прежде всего оказавшихся за рубежом советских граждан и членов их семей;
88 отменить все бюрократические преграды в отношении лиц, приезжающих в Россию по мотивам, не представляющим угрозу национальным интересам страны;
89 усилить борьбу с негативным влиянием на количественные и качественные характеристики населения Российской Федерации с правовыми девиациями и социальными аддикциями, используя законодательство и повышая эффективность правоприменительной практики.
90 Задействуя реально существующий потенциал прогрессивного демографического развития Российской Федерации, можно выбраться из депопуляционной ямы, устранить отклонения от естественного роста народонаселения и за счёт формирования сильного политического курса достичь к 2050 г. как минимум 180 и даже 190 млн человек, как это было в СССР накануне Великой Отечественной войны.
91 Численность сплочённого населения – это этническая основа цивилизации. В указанных параметрах она достаточна для эффективного управления, развития науки, образования, культуры и т.д. В сфере материального производства и оказания услуг значительную часть необходимых работников (например, строителей, водителей и т.д.) заменят юниты цифровизации: искусственный интеллект, робототехника, «сквозные» информационные технологии и т.д.
92 Предпосылки для достижения такого демографического состояния у современной российской цивилизации есть…

Библиография

1. Великая Отечественная война. Юбилейный статистический сборник. М., 2020. С. 26, 267 - 269, 271, 272, 274, 275.

2. Демографическое развитие России: тенденции, прогнозы, меры. Национальный демографический доклад–2020. М., 2020. С. 86.

3. Жуков В.И. Демографический потенциал России. М., 2010.

4. Жуков В.И. Социально-демографический НАБАТ. М., 2017. С. 49.

5. Жуков В.И. Социальное развитие России: историко-социологическая компаративистика: в 3 т. М., 2012. Т. 2. С. 467–820.

6. Жуков В.И., Федякина Л.В. Триумфы и трагедии XX века в социальной истории России. Историко-социологический анализ. М., 2015. С. 40, 41.

7. Рязанцев С.В. Миграция в Евразии до и во время пандемии COVID-19: тренды, последствия, миграционная политика. М., 2021. С. 122, 123, 125, 128 - 134.

8. Савенков А.Н., Жуков В.И. Социология правовых девиаций и социальных аддикций. М., 2018.

9. Терентьев Д. Не пора ли вспомнить о радости материнства // Аргументы недели. 2022. № 35 (830). С. 8.

10. Шутов А.Д. Россия в жерновах истории. М., 2008. С. 6.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести