Философия права и современное юридическое образование
Философия права и современное юридическое образование
Аннотация
Код статьи
S102694520024346-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Степаненко Равия Фаритовна 
Должность: Профессор кафедры теории и истории государства и права Казанского (Приволжского) федерального университета; заведующая кафедрой теории и истории государства и права УВО «Университет управления “ТИСБИ”»
Аффилиация:
Казанский (Приволжский) федеральный университет
УВО «Университет управления “ТИСБИ”»
Адрес: Российская Федерация, Казань
Выпуск
Страницы
172-176
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы ценности и приоритетов философии права для совре-менного юридического образования. Проведен краткий анализ научной и учебной лите-ратуры, обеспечивающих дисциплинарную целостность и возможности философии права с позиций познания «предельных оснований» и юридической природы государственно-правовых явлений. Отмечается возрастание научного и практического интереса юрис-пруденции к духовно-нравственным основаниям права как приоритетным в политико-правовых стратегиях государства.

Ключевые слова
философия права, традиционные ценности, юридическое образование, мировоззренческие основания права
Классификатор
Получено
09.01.2023
Дата публикации
15.03.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
377
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Современная правовая реальность, оказавшись в неустойчивом, неопределенном, кризисном состоянии, видоизменяет сущностные и смысловые представления о праве как социокультурной универсалии, стабилизирующей многообразие проявлений общественных отношений. Между тем тенденции возвращения к юридико-догматическому правопониманию, какими бы соображениями они не объяснялись, не всегда способствуют развитию наметившейся целостности и союзничества философии и права, участвующих в формировании духовно-нравственных начал общественного, в том числе юридического, мышления и сознания. Приоритет духовного над материальным, объявленный на уровне государственной идеологии, требует обращения к высоким традиционным ценностям, которые складывались веками и в той или иной форме выражались в русской философии права. Отечественная философия права всегда была нацелена на выявление сущности, смысла государства и права, показывала ограниченность сугубо инструментального подхода в их понимании.
2 Знаковым событием является Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»1, к числу которых отнесены: патриотизм, достоинство личности, гуманизм, милосердие, справедливость, историческая память, созидательный труд и многое другое. Декларирование приоритета духовного над материальным в Указе № 809 имеет своей целью противодействие социокультурным угрозам национальной безопасности и «преодоление цивилизационного и ценностного кризиса», которые возможны в условиях утраты человечеством «традиционных духовно-нравственных ориентиров и моральных принципов» (ст. 11). Данная проблематика всегда была в центре внимания русской философии права, что еще раз доказывает необходимость ее широкого преподавания в российских вузах.
1. См.: Официальный интернет-портал правовой информации // www.pravo.gov.ru
3 Соединение философии и юридической науки имеет огромное значение в деле формирования профессионального юридического сознания, где духовно-нравственным ценностям отводится существенная роль. Профессиональное юридическое сознание находит свое воплощение в ощущениях и восприятии, представлениях, суждениях, понятиях и умозаключениях представителей юридической практики о соблюдении и защите прежде всего тех пределов нравственной и социокультурной безопасности личности, которые недопустимо нивелировать и которые закреплены, охраняются и гарантированы Основным Законом. Здесь ключевую роль играла и играет философия права как учение о торжестве справедливости в государственно-правовой действительности и высшей ценности пребывающего в ней человека. Соединяя познавательные ресурсы философии, юриспруденции, социологии, психологии, антропологии и других отраслей знания, философия права изучает правовые феномены в широком культурно-историческом контексте. Познавательная ценность философии права в юридическом образовании состоит в том, чтобы «дать мировоззренческие объяснения права, его смысл и предназначение, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей»2. Философия права занимается «исследованием смысла права, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества»3.
2. Алексеев С.С. Философия права. М., 1998.

3. Нерсесянц В.С. Философия права: учеб. для вузов. М., 1997.
4 За последние 30 с лишним лет в нашей стране подготовлены сотни научных, учебных и учебно-методических работ по философии права, что позволяет говорить о появлении соответствующей культурной среды со своими традициями. Начало этому процессу положили труды Д.А. Керимова4 и В.С. Нерсесянца5. Во многом благодаря им философия права стала признаваться самостоятельной отраслью знания и преподаваться в отечественных вузах. Учебник В.С. Нерсесянца – один из первых и, по-видимому, самый известный. Его особенность состоит в том, что в нем не столько дается объективистское знание о философии права, сколько излагается собственная «юридико-либертарная» теория В.С. Нерсесянца. Развитию философии права как научной и учебной дисциплины способствовали работы С.С. Алексеева, В.А. Бачинина, О.Г. Данильяна, В.Н. Жукова, В.В. Лазарева, В.П. Малахова, Г.В. Мальцева, О.В. Мартышина, М.Н. Марченко, Д.А. Пашенцева, А.В. Полякова, В.И. Пржиленского, О.Ю. Рыбакова, В.П. Сальникова, Е.А. Фроловой, И.Я. Честнова и многих других.
4. См.: Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972; Его же. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986; Его же. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2001.

5. См.: Нерсесянц В.С. Указ. соч.
5 Одним из общепризнанных исследовательских центров по философии права стала кафедра теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Можно сказать, что там сложилась своя научная школа, отличающаяся широким культурно-историческим подходом. Уже в рамках общей теории государства и права сотрудники кафедры разрабатывали философско-правовые проблемы. Специально для магистратуры кафедра выпустила труды6, ставшие образцами для многих вузов страны. Так, учебник В.Н. Жукова продолжает лучшие традиции русской философии права, где политико-правовая реальность рассматривалась как мировоззренческая проблема. В учебнике утверждается, что всю академическую философию права (на Западе и в России) можно условно разделить на два основных направления: метафизическое и юридико-догматическое. Под метафизикой понимается философия, опирающаяся на априорные принципы и идеи, принимаемые без доказательств, на веру. Метафизическая философия права нацелена на создание смысловых моделей политико-правовой реальности, здесь в фокусе внимания – не объективные свойства государства и права, а их мировоззренческий смысл (хотя и опирающийся на эмпирические данные). Юридико-догматическая философия права, вырастая из отраслевой юридической науки, использует главным образом догматический метод и создает формальную, юридическую модель политико-правовой реальности. Классический образец такой философии права Г. Кельзен. Наша постсоветская философия права, утверждает В.Н. Жуков, создавалась в основном юристами, что наложило на нее свой отпечаток: она по преимуществу юридико-догматическая. Яркий пример – либертарная теория В.С. Нерсесянца, для которого право – это триединство свободы, равенства и справедливости, понимаемое исключительно формально-юридически7. Как представляется, в учебнике В.Н. Жукова гармонично сочетается метафизический и юридико-догматический подходы.
6. См.: Философия права: курс лекций: учеб. пособие: в 2 т. / под ред. М.Н. Марченко. М., 2013; Жуков В.Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М., 2013; Его же. Философия и социология права: опыт плюралистического подхода. М., 2013; Его же. Философия права: учеб. для вузов. М., 2019; 2-е изд. 2020; 3-е изд. 2023; Фролова Е.А. Методология и философия права: от Декарта до русских неокантианцев. М., 2017; Ее же. Проблемы теории и философии права. М., 2015; 2-е изд. 2018; Ее же. Моральная философия права П.И. Новгородцева. М., 2023.

7. См.: Жуков В.Н. Философия права: учеб. для вузов. М., 2019. С. 119 - 121, 145, 146.
6 В работах Е.А. Фроловой много внимания уделяется методологии познания государства и права. Отправная точка ее исследований – гносеология неокантианцев баденской школы В. Виндельбанда и Г. Риккерта. Е.А. Фролова указывает на важный вывод, который они делают: универсальной науки нет, все науки делятся на науки о природе и науки о культуре. Критерий классификации – метод исследования, который, в свою очередь, зависит от предмета исследования. Науки, изучающие природу, используют генерализирующий (номотетический) метод, т.е. метод, изучающий закономерности. Науки о культуре – индивидуализирующий (идеографический), т.е. описывают изучаемый объект, опираясь не некие ценностные императивы. Развивая методологию неокантианцев, Е.А. Фроловой удалось показать, что государство и право одновременно относятся к миру природных явлений и к миру нравственности, а это с неизбежностью рождает необходимость методологического плюрализма. К сожалению, многие наши ученые-юристы не только далеки от данного подхода, он им даже неизвестен, что часто ведет к бесплодным дискуссиям.
7 Учебник О.В. Мартышина8 отличается логикой и строгостью изложения. Он является сторонником той позиции, что философия права есть особый срез общей теории государства и права и вряд ли может претендовать на самостоятельный статус. О.В. Мартышин считает необходимым различать философскую философию права и юридическую философию права9. «Юристы создают свою философию права, что в сфере юриспруденции оказывается убедительным и практически полезным»10. Для философов, рассуждает он, философия права – часть философии, для юристов – часть общей теории права либо юриспруденции в целом. Отличительная черта учебника О.В. Мартышина – критичность, он не боится давать негативную характеристику тем или иным авторам или учениям, что всегда было свойственно дореволюционной философии права. Так, он посвящает главу новейшим учениям наших авторов, где пытается показать их сильные и слабые стороны. Поскольку О.В. Мартышин – специалист в области истории политических и правовых учений, ему видны истоки и степень оригинальности недавно созданного учения.
8. См..: Мартышин О.В. Философия права: учеб. для магистров. М., 2017.

9. См.: там же. С. 33.

10. Там же. С. 18.
8 Отличается своеобразием учебник под редакцией О.Г. Данильяна11, где особое внимание уделяется гуманистической природе права и вопросам антропологии права. В учебнике рассматриваются базовые императивы правовой и моральной философии, раскрывается человеческое бытие в связи с глубинной структурой индивидуального и общественного правосознания. «Именно обращение к сущности человека позволяет обосновать идею права, критерий справедливости, то есть решить фундаментальный вопрос философии права»12.
11. См.: Философия права: учеб. / под ред. О.Г. Данильяна. М., 2007.

12. Там же.
9 В учебнике О.Ю. Рыбакова13 глубоко и интересно раскрывается взаимодействие между природой, обществом и культурой, с одной стороны, и юридической практикой – с другой. Юридическая практика и юридическая наука показываются как философские проблемы, взятые в контексте гносеологии, онтологии и аксиологии. Право, утверждается в учебнике, не может быть лишь идеей, которая не сопряжена с действительностью, оно не абстрактно и не умозрительно. Автор разъясняет значение философии права для осмысления юридической практики. Отмечается, что опора на философию права способствует вырабатывать стратегию развития правовой системы и государственности России.
13. См.: Рыбаков О.Ю. Философия права: учеб. для магистров. М., 2021.
10 Заметной вехой в развитии отечественной философии права, показателем ее зрелости стали соответствующие словари14. Словарь, посвященный той или иной отрасли знания, всегда свидетельствует о сформировавшейся культурной среде со своими традициями. Словарь – это, как правило, квинтэссенция знаний, признанных научным сообществом. Словарь – это такой литературный жанр, где в обобщенной, систематизированной и лаконичной форме представлены знания, разбросанные по различным источникам. Появление словаря говорит о потребности в обобщенном и систематизированном знании со стороны научного сообщества. В России существует давняя традиция подготовки словарей, как общих, так и отраслевых. За последние несколько десятков лет в стране было издано немало словарей и энциклопедий, посвященных теоретическим и практическим вопросам юриспруденции. Как правило, они носили универсальный характер, включали сведения из разных отраслей юридической науки и практики. Специализированных юридических словарей практически не было. На сегодняшний день мы имеем несколько словарей по философии права, что говорит о большом к ней интересе.
14. См.: Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права. Краткий словарь. СПб., 2000; Бачинин В.А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2006; Философия политики и права. Энциклопедический словарь / под ред. Е.Н. Мощелкова и А.В. Никандрова. М., 2019; Философия права. Словарь / под ред. и сост. В.Н. Жукова. М., 2020; 2-е изд., дораб. и доп. 2021.
11 Последний из вышедших – Словарь под редакцией В.Н. Жукова, профессора кафедры теории государства и прав и политологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, д-ра юрид. наук, д-ра филос. наук. Данный Словарь – самый объемный (91.35 п.л.) и самый детализированный. Статьи Словаря – это термины, персоналии, труды. Словарь отражает уровень нашей философско-правовой мысли и современного научного знания о ней. Особенность развития философских дисциплин в нашей стране за последние 30 лет (да и всего обществоведения) состоит в том, что они освобождались от догматического советского марксизма и искали новую методологию. Философия права, вновь возникнув в постсоветской России, не имеет общепризнанной формы, содержания и методологии. Идут острые дискуссии о предмете, методологии и месте философии права в системе социальной науки и образования (юридического и философского). Достоинство Словаря состоит, в частности, в том, что он органично совмещает классическую и современную трактовку философско-правовых тем. Авторы избегают методологических и идеологических перекосов в изложении материала.
12 Данный Словарь по философии права – наиболее полный из существующих. В нем даны основные философско-правовые школы и философские направления, которые в той или иной степени лежат в основе этих школ. Представлены статьи, посвященные важнейшим отраслям фундаментальной юридической науки: «Энциклопедия права», «Политика права», «Философия права», «Общая теория права», «Социология права». Есть обширная и весьма информативная статья «Юридическая наука», где дается детальная характеристика отраслевой (догматической) юридической науки и фундаментальной юридической науки, объясняется их принципиальное отличие друг от друга. Предлагается также статья «Социальная наука», где показывается специфика и дифференциация социальных наук, их отличие от естествознания. В Словаре имеется внушительный набор персоналий, оказавших заметное влияние на развитие политической и правовой мысли. В основном это классические общепризнанные фигуры, но есть и те, кто, на взгляд авторов Словаря, внес весомый вклад в нашу современную философско-правовую мысль. Немало в Словаре статей, посвященных классическим трудам в области философии права.
13 Словарь под редакцией В.Н. Жукова показывает высокую ценность философско-правового знания, пропагандирует его, способствуя тем самым достижению просветительских и гуманистических целей. Словарь имеет большую культурную и образовательную ценность, предлагая читателю категории, персоналии, идеи и исторические события, связанные с развитием философско-правовых идей. Материал Словаря расширяет рамки восприятия государства и права, позволяет читателю разобраться в существе разных подходов и сформировать собственное мнение на ту или иную проблему. Представленная в Словаре мировая философско-правовая мысль позволяет проследить динамику мировоззренческих ориентиров и представлений о добре и зле, человеке, обществе и государстве, свободе, равенстве, справедливости и целесообразности ограничений прав и свобод в тот или иной исторический период. Философские категории, отражая политико-правовую реальность, являют собой общезначимые ценностные основания человеческой жизнедеятельности, ее духовного базиса. Знакомство с данным изданием помогает фиксировать и адаптировать юридические смыслы с высокими философскими идеалами постижения и достижения объективного порядка сквозь призму понимания социального (культурального) упорядочения мира. Идеи общественного договора, божественного происхождения права и государства, естественных прав и свобод человека, достоинства и суверенитета личности и др. инициируют постоянный поиск решений множества проблем ретро- и проспективного характера в практической деятельности юриста. В этом смысле философия права выступает мировоззренческой основой всей юридической деятельности, ориентирующей на эффективную, справедливую и методологически мотивированную реализацию ее максим. Философия права усиливает возможности научного прогнозирования в жизни государства и права, делает более эффективной правовую политику15. Философско-правовая рефлексия позволяет обнаруживать разнообразие духовно-нравственных, ценностных, смысловых связей права с его первичными культурными формами. Значимость философско-правовой парадигмы возрастает в переходные исторические периоды, в том числе в сфере образования. Философия права как учебная дисциплина сочетает в себе предельные смысловые модели с конкретностью государственно-правовых явлений.
15. См.: Степаненко Р.Ф. Справедливость и законопорядок: теоретико-методологический аспект // Государство и право. 2020. № 6. С. 79 - 89. DOI 10.31857/S013207690009939-4
14 * * *
15 «Философия права – дисциплина, которая довольно прочно обосновалась в отечественном образовании и науке. Однако процесс ее становления продолжается, как продолжаются споры о структуре, предмете, объеме, стилистике изложения философии права… Каждая новая книга по философии права может по-новому повернуть наше представление о структуре и способе подачи материала»16.
16. Кроткова Н.В. Необходим возврат к русской философии права // Образование и право. 2018. № 7. С. 35.
16 Рассмотренные просветительские и научно-образовательные издания, посвященные философии права, существенно повышают эффективность обучающих и воспитательных программ, наполняют их мировоззренческим смыслом, что трудно переоценить в условиях настоящего исторического периода.

Библиография

1. Алексеев С.С. Философия права. М., 1998.

2. Бачинин В.А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2006.

3. Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права. Краткий словарь. СПб., 2000.

4. Жуков В.Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М., 2013.

5. Жуков В.Н. Философия и социология права: опыт плюралистического подхода. М., 2013.

6. Жуков В.Н. Философия права: учеб. для вузов. М., 2019. С. 119 - 121, 145, 146; 2-е изд. 2020; 3-е изд. 2023.

7. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2001.

8. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986.

9. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972.

10. Кроткова Н.В. Необходим возврат к русской философии права // Образование и право. 2018. № 7. С. 35.

11. Мартышин О.В. Философия права: учеб. для магистров. М., 2017. С. 18, 33.

12. Нерсесянц В.С. Философия права: учеб. для вузов. М., 1997.

13. Рыбаков О.Ю. Философия права: учеб. для магистров. М., 2021.

14. Степаненко Р.Ф. Справедливость и законопорядок: теоретико-методологический аспект // Государство и право. 2020. № 6. С. 79 - 89. DOI 10.31857/S013207690009939-4

15. Философия политики и права. Энциклопедический словарь / под ред. Е.Н. Мощелкова и А.В. Никандрова. М., 2019.

16. Философия права: курс лекций: учеб. пособие: в 2 т. / под ред. М.Н. Марченко. М., 2013.

17. Философия права. Словарь / под ред. и сост. В.Н. Жукова. М., 2020; 2-е изд., дораб. и доп. 2021.

18. Философия права: учеб. / под ред. О.Г. Данильяна. М., 2007.

19. Фролова Е.А. Методология и философия права: от Декарта до русских неокантианцев. М., 2017.

20. Фролова Е.А. Моральная философия права П.И. Новгородцева. М., 2023.

21. Фролова Е.А. Проблемы теории и философии права. М., 2015; 2-е изд. 2018.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести