Деятельность Азиатского банка развития по стимулированию инклюзивного экономического роста
Деятельность Азиатского банка развития по стимулированию инклюзивного экономического роста
Аннотация
Код статьи
S032150750025371-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Матвеевский Сергей Сергеевич 
Должность: Доцент, Департамент банковского дела и финансовых рынков, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Аффилиация: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
30-37
Аннотация

В статье рассматривается деятельность Азиатского банка развития (АзБР) по стимулированию инклюзивного экономического роста (ИЭР) в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Автор провел анализ используемых АзБР стратегий партнерства со страной (СПС) для Бангладеш и Таиланда (2021–2025 гг.), результатов экономического и социального развития этих двух стран. Это позволило автору сформулировать методологию, применяемую АзБР для индивидуального стимулирования ИЭР в странах АТР (основана на модели ИЭР, применяемой банком). Стратегия партнерства включает в себя операционный бизнес-план, содержащий проекты и иные операции АзБР, объем заимствований основывается на анализе экономического и социального развития страны, целях национальной стратегии развития, существующих драйверах роста и негативных факторах, оценке динамики внутренних и внешних условий. Операционный бизнес-план позволяет АзБР обеспечить индивидуальный характер стимулирования ИЭР. Опыт АзБР, методология индивидуального стимулирования инклюзивного экономического роста могут быть использованы и в России государственным банком развития ВЭБ.РФ.

Ключевые слова
банк развития, проект, цикл проекта, стратегия партнерства со страной, Азиатский банк развития, индикативное планирование, инклюзивный экономический рост
Классификатор
Получено
14.06.2023
Дата публикации
14.06.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
210
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Функционирование банков развития (БР) позволяет решать проблемы финансирования развития как для отдельных стран, так и для отдельных регионов (многосторонние БР). Эти банки осуществляют планирование, финансирование и мониторинг выполнения проектов, операций и программ развития.
3 Пока нет единого определения БР, чаще они описываются как «банк или финансовое учреждение с не менее чем 30%-ным государственным капиталом, которому даны четкие юридические полномочия для достижения социально-экономических целей в регионе, секторе или конкретном сегменте рынка» [1].
4 Основная деятельность БР связана с планированием, реализацией и оценкой проектов и иных операций в различных сегментах экономики. На практике все БР используют т.н. цикл проекта, включающий в себя следующие этапы: разработка стратегии партнерства с конкретной страной (СПС), идентификация проекта, подготовка проекта, его согласование и принятие решения о реализации, выполнение всех работ по проекту, оценка результатов выполнения проекта (осуществляется через 1–3 года после завершения проекта) [2]. Цикл проекта позволяет банку развития эффективно использовать ресурсы и добиваться достижения поставленных экономических и социальных целей; все БР стараются привлекать для финансирования своих операций государственные и частные денежные средства (софинансирование).
5 ЮНКТАД определяет инклюзивный рост как сближение качества жизни всех групп населения внутри страны, достигаемое не только за счет государственного перераспределения результатов экономической деятельности, но и путем создания благоприятных, недискриминационных экономических условий, которые позволяют каждой группе населения достичь качества жизни, сопоставимого с другими группами, что будет способствовать улучшению качества жизни всего населения [3].
6 Азиатский банк развития (АзБР) начал работать 19 декабря 1966 г., его главная цель – искоренение крайней бедности и создание процветающего и экономически устойчивого Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Основные результаты деятельности АзБР в 2021 г.: объем финансирования по всем операциям (кредиты, связанные с реализацией проектов, участие в акционерном капитале, гранты и техническая помощь) составил $22,8 млрд (из них $13,5 млрд – помощь для преодоления пандемии COVID-19), софинансирование – $12,9 млрд [2].
7 АзБР определяет инклюзивное экономическое развитие (ИЭР) следующим образом: «…Экономический рост, который … обеспечивает равный доступ к новым возможностям для всех групп населения (особенно для самых бедных)». Для количественной оценки ИЭР АзБР с 2011 г. использует 35 индикаторов, а необходимость создания условий для ИЭР присутствует во всех основных документах банка, включая СПС (разрабатывается для всех стран-партнеров, как правило, на 5 лет).
8 Отмечая особую важность адекватного государственного управления, банк выделяет ряд социально-экономических сфер, развитие и доступность которых для населения положительно влияет на ИЭР: инфраструктура, образование и здравоохранение, сети социальной защиты [4]. Можно говорить о том, что АзБР использует свою модель инклюзивного экономического роста.
9 Для каждой развивающейся страны АТР банк разрабатывает среднесрочную стратегию партнерства, которая увязана с текущим планом развития страны, необходимостью сокращения бедности и обеспечения ИЭР. При разработке новой СПС АзБР проводит (совместно с правительством страны) тематический и отраслевой анализ. Реализация СПС осуществляется с помощью операционного бизнес-плана, в котором представлены все будущие операции АзБР в стране (и может корректироваться в случае существенных изменений как внутренних, так и внешних условий) [2].
10 Для выявления особенностей деятельности АзБР, направленной на стимулирование ИЭР, рассмотрим две страны – Бангладеш и Таиланд.
11

CОТРУДНИЧЕСТО АзБР с БАНГЛАДЕШ

12 С 1990-х гг. в Бангладеш происходили структурные преобразования в экономике: произошел переход от традиционной сельскохозяйственной деятельности к развитию современной промышленности и сферы услуг. Эта тенденция сохранялась в течение 2016–2019 гг., когда промышленность росла в среднем на 11,5% в год (услуги росли на 6,5%, а сельское хозяйство – на 3,5%) – см. табл. 1. Это привело к изменению структуры экономики, увеличению доли промышленности в ВВП с 29,2% в 2015 г. до 34,6% в 2019 г. при одновременном снижении доли сельского хозяйства (с 15,4% до 13,6%) и услуг (с 55,4% до 51,8%).
13 Производительность труда увеличивалась в среднем на 5,6% в год (в обрабатывающей промышленности – на 9%). Доля женщин в рабочей силе увеличилась до 36,3% в 2017 г. (33,5% в 2013 г.). В 2016–2019 гг. частные инвестиции были относительно скромными и составляли в среднем 23,5% ВВП в год, а прямые иностранные инвестиции – менее 1% ВВП [5].
14 Экспорт, денежные переводы и внутреннее потребление поддержали экономику Бангладеш в 2021 г., при этом ВВП вырос на 6,9% (3,4% в предыдущем году). Рост в 2020–2021 гг. был не только ниже, чем в 2019 ф.г., но и меньше среднего роста за 2016–2019 гг. (пандемия коронавируса) [6].
15 Восстановление экономики Банглдеш объясняется ростом производства: экспорт вырос на 15,4% – до $37,9 млрд в 2021 г., что, прежде всего, связано с ростом объема заказов на одежду со стороны главных экспортных рынков. Рост предоставления услуг составил 5,7% (3,9% в 2020 г.), что объясняется успехами оптовой и розничной торговли, повышением спроса на жилье; рост производства в сельском хозяйстве снизился до 3,2% (с 3,4% в 2020 г.) из-за климатических катаклизмов. Средняя инфляция составила 5,6% в 2021 г., т.е. стала чуть ниже, чем в 2020 г. [7].
16 СПС для Бангладеш на 2021–2025 гг. дополняется такими документами, как «Оценка инклюзивного и устойчивого роста» и «Операционный бизнес-план».
17 В табл. 1 представлена динамика основных экономических и социальных характеристик Бангладеш (2016–2020 гг.).
18

Таблица 1. Динамика основных экономических и социальных характеристик Бангладеш за 2016–2020 гг.

19 Table 1. Dynamics of the main economic and social characteristics of Bangladesh for 2016–2020
20 Источник: Country Partnership Strategy. Bangladesh, 2021–2025. Sustain Growth, Build Resilience, and Foster Inclusion. August 2021. https://www.adb.org/documents/ bangladesh-country-partnership-strategy-2021-2025 / (accessed 11.06.2022).
21 Табл. 1 позволяет сделать следующие выводы: ВВП Бангладеш растет, годовые темпы роста увеличиваются (максимум – более 10%); ВВП на душу населения так же быстро растет (максимум – более 11%); инфляция стабильна – 5–5,5%, внешний долг сравнительно небольшой, стабилен; динамика социальных характеристик и бедности позитивная, АзБР активно финансирует проекты в Бангладеш.
22 Таким образом, можно говорить об успешном экономическом развитии Бангладеш, постепенном увеличении темпов ИЭР.
23 К основным проблемам, с которыми сталкивается Бангладеш в настоящее время, относятся:
24 – отсутствие экономической диверсификации и слабая конкурентоспособность предприятий;
25 – последствия изменения климата и деградации окружающей среды;
26 – ограниченное развитие человеческого капитала и слабая социальная защита.
27 Промышленности, в т.ч. ориентированному на экспорт производственному сектору, не хватает диверсификации: более 80% экспорта – это экспорт готовой одежды в США и страны зоны евро; плохая инфраструктура – основная проблема, затрудняющая экономическую диверсификацию.
28 Бангладеш добилась значительного прогресса в обеспечении гендерного равенства. Однако экономические возможности мужчин и женщин остаются неравными: женщины сосредоточены в неформальном секторе и получают около 61% заработной платы мужчин за равный труд. Уровень участия женщин в рабочей силе ниже международных норм, хотя он незначительно увеличился – с 33,5% в 2013 г. до 36,3% в 2017 г. [5].
29 АзБР в рамках данной СПС ставит перед собой три стратегические цели:
30 – содействовать повышению конкурентоспособности, занятости и развитию частного сектора; инвестировать в инфраструктуру, интенсифицировать мобилизацию внутренних ресурсов;
31 – содействовать зеленому росту и устойчивости к изменению климата;
32 – развивать человеческий капитал и социальную защиту.
33 В табл. 2 приведен пример индикативного планирования, используемого АзБР и правительством Бангладеш.
34

Таблица 2. Основные экономические и социальные характеристики Бангладеш (индикативное планирование)

35 Table 2. Basic economic and social characteristics of Bangladesh (indicative planning)
36 Источник: Inclusive and sustainable growth assessment. Country Partnership Strategy. Bangladesh, 2021–2025 Sustain Growth, Build Resilience, and Foster Inclusion. August 2021. >>>> bangladesh-country-partnership-strategy-2021-2025/ (accessed 15.06.2022)
37 Информация в табл. 2 позволяет заключить: правительство Бангладеш и АзБР используют индикативное управление экономикой и социальной сферой (позволяет последовательно стимулировать ИЭР); бедность и нищета в стране снижаются, но не так быстро, как было запланировано; динамика создания рабочих мест показывает, что эффективность использования иностранных ресурсов значительно выше, чем местных ресурсов; дефицит государственного бюджета превышает плановое значение; значения государственного долга и инфляции соответствуют плану.
38 Табл. 2 позволяет говорить о том, что Бангладеш – слаборазвитая страна; правительство и АзБР в целом успешно стимулируют ИЭР [8].
39 В качестве основных препятствий для ИЭР АзБР выделяет: дефицит инфраструктуры; слабые деловая и инвестиционная среды; ограниченное развитие человеческих ресурсов; низкую производительность сельского хозяйства; гендерное неравенство; ограниченную интеграцию с региональными и глобальными производственно-сбытовыми цепочками.
40 Указанные обстоятельства могут помешать достижению долгосрочных целей развития Бангладеш: ликвидировать крайнюю бедность к 2031 г., а также получить статус страны с высоким уровнем дохода к 2041 г. [5].
41 АзБР стал основным источником внешней помощи для Бангладеш, предоставляя в среднем $2 млрд ежегодно в течение 2016–2021 гг. (на конец 2021 г.; АзБР выделил Бангладеш 679 займов, грантов и оказал техническую помощь на общую сумму $26,7 млрд). Текущий суверенный портфель АзБР в Бангладеш включает 64 кредита и 1 грант на сумму $10,5 млрд.
42 В операционном бизнес-плане, входящем в пакет документов СПС для Бангладеш, представлена текущая программа заимствований, соответствующая целям СПС [9].
43 АзБР предполагает получение следующих основных результатов по итогам реализации текущей СПС для Бангладеш:
44 1. Увеличение темпов роста ВВП на душу населения с 2,3% в 2020 г. до 7,3% в 2025 г.
45 2. Сокращение доли населения, живущего за национальной чертой бедности, с 20,5% в 2019 г. до 15,6% к 2025 г.
46 3. Сокращение количества людей, пострадавших от стихийных бедствий (на 100 тыс. чел.), с 12 881 в 2015 г. до 8000 в 2025 г.).
47 4. Создание 11,3 млн дополнительных рабочих мест (в течение 2021–2025 гг.) [9].
48 АзБР И ТАИЛАНД
49 Подготовка СПС и для Таиланда предполагает анализ состояния экономики страны, выявление текущих проблем. До начала 1990-х гг. экономика страны была одной из самых быстрорастущих в мире: темпы роста составляли в среднем 8–9% в год, отмечалось существенное снижение бедности. Частные инвестиции достигали в среднем более 30% ВВП; возникла миграция рабочей силы из сельского хозяйства в промышленность.
50 После 2016 г. экономика Таиланда столкнулась с рядом проблем: падение экспорта, политические беспорядки и последствия снижения мирового спроса. Однако правительству удалось сохранить стабильность налогово-бюджетной политики, что позволило добиться умеренного экономического роста (в среднем 3%) в течение 2013–2019 гг., тайские предприятия смогли успешно интегрироваться в глобальные цепочки создания стоимости, иностранный туризм резко вырос, уровень бедности сократился на 7%.
51 В 2019 г. Таиланд добился значительных успехов в обеспечении ИЭР: страна заняла 40е место в мире по показателям Целей устойчивого развития (ЦУР) [10].
52 Динамика (2015–2020 гг.) основных экономических и социальных характеристик Таиланда представлена в табл. 3.
53 Сведения, представленные в табл. 3, позволяют сделать следующие выводы: ВВП Таиланда растет (максимум годовых темпов роста – более 10%), ВВП на душу населения быстро растет (максимум – более 10%), инфляция небольшая (около 1%), стабильная, внешний долг небольшой (не более 37% ВВП), динамика социальных характеристик и бедности позитивная.
54 Представленные результаты позволяют говорить о сравнительно высоком текущем уровне экономического развития Таиланда, хороших темпах ИЭР.
55 Экономика Таиланда в первой половине 2021 г. выросла на 2%: это объясняется продолжавшимся ростом товарного экспорта, увеличением частных инвестиций и ростом общественного потребления (АзБР прогнозирует рост экономики Таиланда на 4% в 2022 г.) [11].
56

Таблица 3. Динамика основных экономических и социальных характеристик Таиланда за 2015–2020 гг.

57 Table 3. The main economic and social characteristics of Thailand in 2015–2020
58 Источник: Country Partnership Strategy. Thailand 2021–2023. Inclusive and sustainable growth assessment. >>>> (accessed 08.08.22)
59 Рост экспорта товаров и услуг в 2021 г. (14,9% в долларах США) был обусловлен улучшением экономического положения основных торговых партнеров, особенно в сфере полупроводников (экспорт услуг сократился на 22,8%, что связано со снижением объемов международного туризма). Личное потребление выросло на 0,3%, частные инвестиции – на 3,2% (экспорт товаров и восстановление внутреннего потребления). Государственное потребление в 2021 г. увеличилось на 3,2%, государственные инвестиции увеличились на 3,8%.
60 Импорт товаров и услуг в 2021 г. увеличился на 17,9%: обновление основных активов совпало с ростом инвестиций в машины и оборудование. Импорт сырья увеличился в связи с ростом экспорта полуфабрикатов и готовых товаров.
61 Сельскохозяйственное производство в 2021 г. выросло на 1,4% (благоприятные погодные условия), производство промышленных товаров – на 4,9% (рост экспорта). Рост предоставления услуг на 0,7% связан с увеличением использования мобильных приложений [7].
62 Как и для Бангладеш, СПС для Таиланда на 2021–2025 гг. [12] также дополняется такими документами, как «Оценка инклюзивного и устойчивого роста» [13] и «Операционный бизнес-план» [14].
63 СПС учитывает действующую программу развития страны, предполагает долгосрочное ускорение роста до 5–6% в год, развитие в стране секторов экономики с более высокой добавленной стоимостью.
64 В данной СПС АзБР теперь ограничивает поддержку Таиланда как относительно развитой страны: деятельность банка будет направлена на достижение таких стратегических целей, как повышение конкурентоспособности и взаимосвязанности экономики страны, устойчивости её экономики.
65 Анализ кредитного портфеля АзБР для Бангладеш и Таиланда в 2021 г. показал, что по-прежнему успешность реализации проектов определяется потенциалом исполняющих агентств; объем активного портфеля Бангладеш стабилен и превышает $10 млрд, контракты по проектам стали заключаться быстрее, ранее выданные кредиты стали лучше погашаться, доля проектов без проблем высока и стабильна.
66

МЕТОДОЛОГИЯ АзБР

67 Анализ стратегий партнерства с Бангладеш и Таиландом, операционных бизнес-планов этих стран позволил автору сформулировать методологию, которой пользуется АзБР для индивидуального стимулирования ИЭР в странах АТР:
68 1.Анализ текущего экономического и социального состояния страны
69 Дается описание предыстории страны, текущей ситуации в экономике и социальной сфере, прогноз развития экономики; определяются внутренние и внешние драйверы развития, факторы, которые, возможно, будут его задерживать (например, проблемы инвестиций, международной конкурентоспособности, технологического прогресса и пр.).
70 2.Формулировка в СПС стратегических целей и операционных приоритетов АзБР, направленных на обеспечение ИЭР
71 Определяются стратегические цели и операционные приоритеты АзБР для текущей СПС (учитываются результаты выполнения п. 1, основные цели национальной стратегии страны, необходимые для этого ресурсы, результаты реализации предыдущей СПС, используется модель ИЭР АзБР, позволяющая количественно оценивать многомерное состояние ИЭР). АзБР и правительство используют индикативное планирование экономического и социального развития. Как правило, название текущей СПС для страны определяет главные цели и задачи СПС (например, СПС на период 2021–2025 гг. для Бангладеш – «Поддерживать рост, повышать устойчивость и инклюзивность», а для Таиланда на тот же период – «Процветание и устойчивость с помощью знаний, рост за счет частного сектора»). В случае необходимости, более подробно анализируются сегменты экономики, состояние которых непосредственно влияет на ИЭР.
72 3.Разработка операционного бизнес-плана
73 Результаты выполнения пп. 1 и 2 определяют выбор сегментов экономики, в которых будут реализовываться операции АзБР (проекты, техническая помощь и др. – программа заимствований) в рамках данной СПС (например, сельское хозяйство, образование и здоровье, финансы и др.) с учетом необходимости стимулирования ИЭР. Банк указывает плановые объемы ресурсов, отмечаются приоритеты и риски, которые могут препятствовать достижению целей СПС; операционный бизнес-план содержит перечень конкретных проектов и иных операций. Определяются: основные результаты реализации СПС, знания и информационные продукты, инновации, передовые технологии, которые будут использоваться или будут созданы в процессе реализации СПС. В случае существенных изменений внутренних и внешних условий, возможна корректировка операционного бизнес-плана.
74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

75 Анализ практической деятельности АзБР, сущность инклюзивного экономического роста позволили автору выявить основные закономерности и сформулировать методологию, используемую банком при индивидуальном стимулировании ИЭР в странах АТР, в частности в Банглдеш и Таиланде. Методология основана на применяемой банком модели ИЭР (предполагает возможность количественной оценки ИЭР с помощью 35 индикаторов) и последовательной, индивидуальной разработке СПС для каждой страны (с учетом её национальной стратегии развития). Стратегия партнерства (СПС) учитывает уровень экономического и социального развития страны, национальную стратегию развития, драйверы роста и негативные факторы, внутренние и внешние условия. Анализ отдельных секторов экономики страны, индикативное планирование, учет национальных целей развития позволяют АзБР подготовить конкретный операционный бизнес-план (включает перечень конкретных проектов и иных операций с указанием необходимых финансовых ресурсов), который обеспечит наилучшие условия для ускорения ИЭР в рамках действия данной СПС.
76 Сформулированная методология стимулирования ИЭР, опыт АзБР могут использоваться в России национальным институтом развития – ВЭБ.РФ: миссия российского БР, наличие большого количества субъектов Российской Федерации это допускают1.
1. ВЭБ.РФ. Официальный сайт. >>>> (accessed 15.03.2022)

Библиография

1. De Luna-Martínez, J. 2017 Survey of National Development Banks. Global report. World Bank Group. https://documents1.worldbank.org/curated/en/977821525438071799/pdf/2017-Survey-of-National-development-banks.pdf (accessed 19.04.2021)

2. Asian Development Bank. Official site. https://www.adb.org/what-we-do/public-sector-financing/project-cycle#accordion-0-0/ (accessed 15.02.2022)

3. Eurasian Economic Commission. UNCTAD. Inclusive growth of the Eurasian Economic Union Member States: assessments and opportunities. EEC, UNCTAD, 2019. https://www.researchgate.net/profile/Steve-Macfeely/publication/337946978_InclusiveGrowth_of_the_Eurasian_Economic_Union_Member_States_assessments_and_opportunities/links/5df768a44585159aa48095c5/Inclusive-Growth-of-the-Eurasian-Economic-Union-Member-States-assessments-and-opportunities.pdf?origin=publication_detail (accessed 12.05.2022)

4. Framework of inclusive growth indicators 2014. Key indicators for Asia and the Pacific. Special supplement. Asian development bank. https://www.adb.org/sites/default/files/publication/42813/ki2014-special-supplement_0.pdf (accessed 17.03.2022)

5. Country Partnership Strategy. Bangladesh, 2021–2025 - Sustain Growth, Build Resilience, and Foster Inclusion. August 2021. https://www.adb.org/documents/bangladesh-country-partnership-strategy-2021-2025/ (accessed 11.06. 2022)

6. Asian Development Bank and Bangladesh: Fact Sheet. July 2022. https://www.adb.org/publications/bangladesh-fact-sheet (accessed 15.05.2022)

7. Asian development outlook 2022. Mobilizing taxes for development. April 2022. Asian development bank. https://www.adb.org/publications/asian-development-outlook-2022 (accessed 15.05.2022)

8. Inclusive and sustainable growth assessment. Country Partnership Strategy. Bangladesh, 2021–2025 - Sustain Growth, Build Resilience, and Foster Inclusion. August 2021. https://www.adb.org/documents/bangladesh-country-partnership-strategy-2021-2025/ (accessed 15.06.2022)

9. Country Operations Business Plan. Bangladesh 2021–2023. August 2020. https://www.adb.org/documents/bangladesh-country-partnership-strategy-2021-2025/ (accessed 18.06.2022)

10. Thailand, 2021–2025. Prosperity and Sustainability through Knowledge and Private-Sector-Led Growth. April 2021. https://www.adb.org/documents/chair-summary-18-may-2021 (accessed 05.08.2022)

11. Asian Development Bank and Thailand: Fact Sheet Publication. April 2022. https://www.adb.org/publications/thailand-fact-sheet (accessed 15.05.2022)

12. Country Partnership Strategy. Thailand, 2021–2025 - Prosperity and Sustainability through Knowledge and Private-Sector-Led Growth. April 2021. https://www.adb.org/documents/chair-summary-18-may-2021 (accessed 05.08.2022)

13. Country Partnership Strategy. Thailand 2021–2023. Inclusive and sustainable growth assessment. https://www.adb.org/documents/chair-summary-18-may-2021 (accessed 08.08.2022)

14. Country Operations Business Plan. Thailand 2021–2023. December 2020. https://www.adb.org/documents/chair-summary-18-may-2021 (accessed 05.08.2022)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести