Между храмом и мечетью в Варанаси
Между храмом и мечетью в Варанаси
Аннотация
Код статьи
S032150750025337-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кашин Валерий Петрович 
Должность: Ведущий научный сотрудник, Центр индийских исследований, Институт востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
54-59
Аннотация

В центре внимания автора – конфликт в индийском городе Варанаси, вызванный требованием индусов допустить их на территорию мечети Гьянвапи для совершения своих ритуалов. Мечеть была возведена в 1669 г. на месте разрушенного индусского храма. В 2021 г. в её водоеме, используемом мусульманами для омовения перед намазом, был обнаружен каменный цилиндр, который предположительно является символом бога Шивы. Но представители мечети считают находку основанием фонтана.

Дело о мечети Гьянвапи получило широкий общественный резонанс и вызвало всплеск исков в судах страны. Радикально настроенные индусские националисты угрожают снести мечеть Гьянвапи, как это произошло в 1992 г. с мечетью Бабура в Айодхье. Премьер-министр Индии Нарендра Моди неоднократно принимал лидеров мусульманской общины. Он обещал им поддержку в охране собственности мечетей и медресе и государственную помощь в образовании мусульманской молодежи. Однако запретить людям обращаться в суды он не может.

Ключевые слова
Индия, Варанаси, мечеть Гьянвапи, храм Вишванатха, Вишва хинду паришад
Классификатор
Дата публикации
14.06.2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
229
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 ВВЕДЕНИЕ
2 В североиндийском городе Варанаси (штат Уттар Прадеш) обостряется религиозно-общинный конфликт. Индусы требуют, чтобы им позволили совершать ритуалы на территории мечети Гьянвапи все 365 дней в году. В противном случае радикально настроенные индусские националисты угрожают снести её, как это произошло в 1992 г. с мечетью Бабура в Айодхье. Мечеть Гьянвапи обнесена решеткой и огорожена колючей проволокой. Её круглосуточно охраняют усиленные наряды полиции. Видеосъемка объекта запрещена.
3 МАСДЖИД И МАНДИР
4 Трехкупольная мечеть Гьянвапи (Гьянвапи масджид) находится на вершине холма в восточной части Варанаси с населением 1,2 млн человек. Она самая большая из 415 мечетей города, в котором 28,8% жителей исповедует ислам. Это в 2 раза выше среднего показателя по стране (14,2%) и в полтора раза выше, чем в штате Уттар Прадеш (19,3 %) [1, pp. 23–24]. Почти 70% мусульман Варанаси составляют выходцы из касты джулаха, чьим традиционным занятием является ткачество. Они принадлежат к беднейшим слоям населения. Мусульманские кварталы обычно примыкают к мечетям.
5 Гьянвапи масджид была возведена в 1669 г. 6-м императором династии Великих Моголов Аурангзебом на месте разрушенного по его приказу древнего индусского храма. Это должно было символизировать триумф ислама над индуизмом. От прежнего святилища сохранилась часть фундамента и каменная кладка одной из стен мечети.
6 В период своего господства мусульманские правители Индии разрушили более 3 млн индусских храмов [2, p. 99], а готовые блоки использовали для своих дворцов и гробниц. Они также перестраивали храмы в мечети: сносили башни и возводили купола и минареты. Как подсчитал индийский историк Сита Рам Гоэл, таких мечетей в Индии сегодня около 2 тыс., в т.ч. 8 в Варанаси [3, p. 186].
7 Одно из немногих культовых сооружений, сохранившихся на севере Индостана с того времени, – храм Джаганнатха в г. Пури. В 1692 г. Аурангзеб повелел его снести, а идол бога доставить к нему. Однако наместник Великих Моголов и раджа Пури обманули грозного повелителя. Часть храмовых построек была разобрана, а в Дели отправили поддельного божка. Заподозрив подвох, Аурангзеб послал в Пури чиновника по особым поручениям. Но тот оказался мздоимцем и за взятку в 30 тыс. рупий согласился доложить императору о выполнении его поручения [4, с. 225]. В итоге храм Джаганнатха остался на месте.
8 Между тем в 1780 г. правительница маратхского княжества Индор Ахилиабаи Холкар восстановила храм Вишванатх (Вишванатх мандир) у стены мечети Гьянвапи. Его шпиль высотой 15,5 м покрыли слоем золота, дарованного в 1835 г. основателем объединенного сикхского государства Ранджитом Сингхом.
9 Главная святыня храма – лингам1 верховного бога-разрушителя Шивы. Он из черного камня, высота цилиндра – 60 см, диаметр – 90 см. В марте 2008 г. и в январе 2020 г. мне позволили коснуться его ладонями. У лингама по кругу расположены алтари Вишну, Ганеши, Шани, Аннапурны и других индусских богов и богинь. Неподалеку от стены мечети в украшенном аркадами зале можно видеть «Колодец знаний». Рассказывают, что его выкопал сам Шива, а колодезная вода дарует мудрость и просветление.
1. Лингам – фаллический символ верховного бога-разрушителя Шивы (прим. авт.).
10 Вишванатх мандир ежедневно посещают 15–20 тыс. паломников и до 1 млн по праздникам. Ритуалы проводятся с 3.30 утра до 23.00 вечера под аккомпанемент ударных и духовых музыкальных инструментов. Это создает проблемы при совершении намаза в мечети.
11 С начала XIX в. в Варанаси произошло свыше 40 религиозно-общинных эксцессов. Поводом большинства инцидентов служили шумные процессии индусов, проходившие вблизи мечетей в праздники Холи и Дивали, а также при чествовании богинь Дурги и Кали. Самые кровопролитные столкновения были зарегистрированы в 1809, 1933, 1978, 1991 и 2009 гг. В ходе индусско-мусульманских погромов 8 и 13 ноября 1991 г. погибло от 30 до 50 человек. 14 марта 2009 г. было убито 2 человека и ранено 19, включая 11 полицейских [5].
12 В ГОРОДЕ ШИВЫ
13 Ровесник Вавилона, Луксора и Ниневии, древний Каши, средневековый Бенарес и современный Варанаси раскинулся на левом берегу Ганга или Ганги между его притоками Варуна и Асси. Варанаси – главный центр шиваитского культа и наиболее почитаемый из 7 священных индусских городов. Он также является священным для буддистов и джайнов2.
2. Джайны – последователи религии джайнизма, проповедующей непричинение зла живым существам (прим. авт.).
14 По преданию, город возник на месте спора трех верховных богов в пантеоне индуизма – Брахмы, Вишну и Шивы. Все началось с того, что Брахма и Вишну никак не могли рассудить, кто из них раньше родился. В момент перебранки между богами возник огромный огненный столб, у которого не было видно ни начала, ни конца. Тогда, чтобы найти его конец, Вишну превратился в кабана и тысячу лет рыл клыками землю, но так и не докопался до основания Большого огня. А Брахма стал белым лебедем и тысячу лет летел вверх, но тоже не добрался до его вершины. Когда спорщики встретились снова, Шива объяснил им, что этот огненный столб не поддается измерению, поскольку он его лингам [6, pp. 22–23], символ живительной силы и божественного энергетического начала.
15 В Варанаси насчитывается более 1,5 тыс. действующих индусских храмов. Логично, что многие из них посвящены Шиве. Большие и малые храмы теснятся на берегу Ганги и укрываются в узких улочках и тесной застройке. От мандира к реке тянется серпантин бесчисленных каменных ступеней. Это знаменитые гхаты. Их 88 и каждый имеет свое название. На каменных ступенях, отполированных до блеска миллионами человеческих ног, совершают ритуальное омовение, медитируют, едят, спят, кремируют умерших. Нет индуса, который не мечтал бы завершить свой земной путь в городе Шивы. В этом случае он избавляется от превратностей бытия, страданий и 84 тыс. дальнейших перерождений.
16 Паломники стекаются в Варанаси со всех уголков Индии. Здесь можно встретить и хорошо одетых людей и аскетов в рубищах. В людском водовороте попадается немало хромых, одноруких, слепых и прокаженных, ищущих исцеления от болезней и недугов. После храма Вишванатха они поочередно посещают гхаты, начиная с Дашашвамедха гхата, где приветствуют Мать Гангу. Она символ чистоты и святости. Омовение в её водах, взгляд на них или повторение имени реки обеспечивает очищение от грехов и скверны и тем самым возвышает человека в глазах богов. Каждый вечер в этом гхате происходит феерическая огненная церемония в честь Ганги, по окончании которой вы можете опустить в воду чашку из пальмовых листьев с горящим фитилем и загадать желание.
17 Вишванатх мандир соединяет с рекой современный пешеходный коридор с зонами отдыха, торговыми центрами, фудкортами, смотровой площадкой, музеем и ведической библиотекой. Длина коридора – 400 м, ширина – 75 м. 13 декабря 2021 г. его торжественно открыл премьер-министр Индии Нарендра Моди. Он назвал новый коридор «символом духовной жизни Индии» и «мостом из прошлого в будущее» [7]. В 2014 г. и 2019 г. Моди баллотировался в парламент от Варанаси и обещал улучшить инфраструктуру города и условия быта его многочисленных паломников и гостей.
18 В соответствии с проектом, у реки снесли более 300 различных строений. 314 домовладельцам выплатили компенсацию, а вдовам и представителям зарегистрированных каст и зарегистрированных племен выделили дополнительно гранты от 100 тыс. ($1400) до 1 млн рупий ($14 000). В ходе строительных работ были обнаружены следы 60 индусских храмов. Возраст отдельных исчисляется столетиями. Сейчас их реставрируют.
19 Общая стоимость проекта превысила $120 млн [8, p. 56]. В качестве жеста доброй воли Управляющий комитет Гьянвапи масджид (УКГМ) отвел под пешеходный коридор участок площадью 156,4 кв. м напротив входа в мечеть [8, p. 58].
20 ЭХО АЙОДХЬИ
21 6 декабря 1992 г. в городе Айодхье, расположенном в 180 км к северу от Варанаси, произошло событие, всколыхнувшее всю страну. Речь идет о сносе мечети Бабура (Бабри масджид) толпой в 200 тыс. служителей-добровольцев при индусских храмах. Кирками и лопатами они выворачивали камни и сбрасывали их со склона холма, убежденные в том, что мечеть была заложена на месте рождения царевича Рамы. Индусы считают Раму 7-м нисхождением верховного бога-хранителя Вишну на землю, образцом добродетели и совершенства.
22 Как только стало известно, что мечеть Бабура более не существует, в разных концах страны вспыхнули индусско-мусульманские столкновения. По размаху они могут быть сравнимы с погромами периода раздела Британской Индии 1947 г. Одновременно с небольшими городами стычки проходили и в таких мегаполисах, как Нью-Дели, Бомбей и Калькутта. Число погибших превысило 3 тыс., раненых – 15 тыс. В период бесчинств в Варанаси и его окрестностях 9 и 11 декабря 1992  г. был убит 21 человек [9, p. 15]. Более половины пострадавших составляли мусульмане. Для восстановления порядка потребовалось призвать на помощь армейские части. В 18 городах, включая Варанаси, был введен комендантский час.
23 Обстановка в Айодхье и вокруг неё способствовала активизации общественно-политической деятельности индусского национализма и приходу к власти «Бхаратия джаната парти» (БДП). Решающую роль в победе БДП на выборах в парламент в 1996, 1998 и 1999 гг. играли голоса избирателей, поддержавших разрушение мечети Бабура. Индийский национальный конгресс (ИНК), долгое время остававшийся самой влиятельной партией страны, потерпел чувствительное поражение. Рейтинг его руководителей заметно упал. Партийные функционеры погрязли во фракционных склоках и коррупции.
24 Тяжба из-за площадки, где находилась Бабри масджид, и прилегающей территории в 67 акров (26,8 га), продолжалась почти 30 лет. 30 сентября 2010 г. Высокий аллахабадский суд (штат Уттар-Прадеш) поделил спорный участок на 3 равные части, из которых одна отходила индусской общине, другая – мусульманской и третья – индусским отшельникам садху. Его предписание не устроило ни одну из сторон.
25 Задолго до этого влиятельная индусская организация «Вишва хинду паришад» (ВХП), поддержанная БДП, выступила с инициативой воссоздания храма Рамы. Она предложила индусским жрецам изготовлять кирпичи с вытесненным именем легендарного царевича. В декабре 2010 г. в беседе со мной генеральный секретарь ВХП Чампат Рай рассказал, что для будущего храма уже готовы 60% каменных блоков. Он сообщил, что длина храма Рамы составит 82,4 м, ширина – 41 м и высота – 38 м, храм будет двухэтажным [10, с. 39].
26 Наряду с Айодхьей руководители ВХП стали особенно частыми гостями в Варанаси и Матхуре, где публично агитировали за снос мечети Гьянвапи и мечети Шахи Идга. Последнюю возвел Аурангзеб на месте рождения любимого бога индусов Кришны, 8-го нисхождения Вишну на землю. Храм Бхагават Бхаван, отстроенный в 1982 г. фондом известного промышленника и филантропа Джугала Кишора Бирлы, и мечеть разделяет 4 м свободного пространства. Стену Шахи Идги обвивает колючая проволока. С обеих сторон расположены металлические щиты-доты с прорезями для ведения огня из автоматического оружия. Дежурство ведется круглосуточно. Посты усиливают во время пятничной молитвы. Она собирает от 800 до 1000 мусульман. После возвращения к власти БДП в 2014 г. в акциях «Вишва хинду паришад» в Варанаси и Матхуре приняли участие известные политики, актеры кино, чиновники высшего ранга и юристы.
27 9 ноября 2019 г. единогласным решением коллегии Верховного суда Индии упомянутое предписание Высокого аллахабадского суда было отменено. В судебном документе подчеркивалось, что археологические раскопки, проведенные в 2003 г. на месте Бабри масджид, выявили следы строений, не имеющих отношения к исламской архитектуре. Этот факт суд счел решающим в определении принадлежности спорного участка, который в итоге передал под опеку правительству для строительства храма Рамы. Что касается мусульманской общины, она получила альтернативный участок в 5 акров (2 га) в другой части Айодхьи [11, pp. 32–34].
28 Решение Верховного суда Индии одобрило подавляющее большинство политических, общественных и религиозных деятелей страны, включая представителей мусульман-суннитов. «Этот вердикт не означает чьей-либо победы или поражения», – заявил Нарендра Моди и призвал всех граждан сохранять мир и спокойствие [12, p. 57]. Но у каждой медали есть оборотная сторона. Хотя вердикт Верховного суда Индии поставил точку в затянувшемся споре индусской и мусульманской общин, он неизбежно служил прецедентом для всех случаев подобного рода. И ждать долго их не пришлось.
29 ЯЩИК ПАНДОРЫ
30 В условиях пандемии COVID-19 и беспрецедентных карантинных мер острые дискуссии о судьбе мечети Гьянвапи переместились с площадей и базаров в суды. Так, 8 апреля 2021 г. Городской суд по гражданским делам Варанаси (ГСГДВ) обязал Археологическую службу Индии провести обследование комплекса Гьянвапи масджид с целью выявления новых следов разрушенного Аурангзебом храма. В ответ УКГМ обратился в Высший аллахабадский суд, который запретил археологические раскопки в мечети и её дворе до вынесения соответствующего решения судом высшей инстанции.
31 18 августа 2021 г. в том же ГСГДВ был зарегистрирован новый иск. Его подали 5 индусских женщин: Лакшми Деви, Сита Саху, Манджу Вьяс и Рекха Патхак из Варанаси и Ракхи Сингх из Нью-Дели. Они просили допустить их на территорию Гьянвапи масджид, чтобы совершать индусские ритуалы в честь «видимых и невидимых богов» на протяжении всех 365 дней в году. «Мы собираемся посещать храм, а не мечеть», – объявила представителям СМИ одна из просительниц – Манджу Вьяс [13, p. 35].
32 Одновременно страну облетело сенсационное сообщение, что внутри водоема, используемого мусульманами в Гьянвапи масджид для омовения лица, рук и ног перед намазом, обнаружили каменный цилиндр, который предположительно является символом Шивы. И хотя представители мечети поспешно опровергли это утверждение, сославшись на то, что цилиндр долгое время служил основанием фонтана, в очередной раз потребовалось вмешательство суда.
33 В критический момент масла в огонь подлил президент ВХП Алок Кумар. Он объявил находку одним из 12 «огненных лингамов», которые «самовозникли» в то время, когда Шива преследовал небесную красавицу Мохини, возбудился и 12 раз обронил на землю семя. Впоследствии эти места стали центрами паломничества с храмовыми комплексами и многочисленными жрецами. На вопрос корреспондента популярного индийского журнала Frontline о схожести ситуации в Варанаси и Айодхье президент ВХП дал положительный ответ [14, p. 40].
34 Чтобы выяснить обстоятельства дела, ГСГДВ отдал распоряжение о видеосъемке фонтана, колонн и стен мечети. Но 6 мая 2022 г. у входа в мечеть съемочную группу встретила большая толпа мусульман и не пропустила на её территорию. Операторов поддержали паломники храма Вишванатха. Перебранка переросла в драку. 11 мая ГСГДВ назначил повторную видеосъемку и направил в помощь съемочной группе полицейских и представителей администрации дистрикта. Съемка состоялась 12 мая в первой половине дня. Отчет о проделанной работе был представлен в суд в запечатанном конверте [15, p. 41]. Однако получилось так, что через несколько часов содержимое конверта стало достоянием прессы.
35 16 мая 2022 г. ГСГДВ опечатал водоем для омовений в Гьянвапи масджид и запретил проведение больших собраний мусульман на её территории. Но уже на следующий день Верховный суд Индии отменил эти ограничения. Учитывая сложность дела, он изъял его из ГСГДВ и передал в суд высшей инстанции. У Гьянвапи масджид постоянно дежурят усиленные наряды полиции. Любая съемка объекта запрещена. Судебное разбирательство затягивается и, судя по всему, обещает быть долгим.
36 ИСКОВОЙ ВСПЛЕСК
37 Исковые заявления о восстановлении индусских храмов на месте мечетей, мавзолеев и гробниц мусульманских святых рассматриваются одновременно в нескольких судах страны. Кроме Гьянвапи масджид в Варанаси самые громкие из этих дел связаны с Шахи Идга масджид в Матхуре, минаретом Кутб-минар и Кувват ул-ислам масджид в Дели и мавзолеем Тадж-Махал в Агре.
38 В частности, самый большой в мире минарет Кутб-минар высотой 72,5 м и грандиозная девятикупольная Кувват ул-ислам масджид, разрушенная землетрясением в средневековый период, возводились из материалов 27 индусских и джайнских храмов. Об этом сообщает надпись, сделанная на восточном входе мечети. Знаменитый мавзолей в Агре стоит на берегу Джамны на месте древнего шиваитского храма. Он назывался «Теджо-Махалая», и отсюда будто бы происходит название «Тадж-Махал». Следов этого храма не обнаружено, но не исключено, что в 22 опечатанных комнатах Тадж-Махала могут находиться идолы индусских богов. 7 мая 2022 г. один из лидеров БДП Раджниш Сингх подал иск в Высший аллахабадский суд с требованием археологической экспертизы опечатанных помещений. А двумя днями ранее глава аскетического ордена из Айодхьи Парамханс Дас посетил Агру, объявил её землю священной и совершил в Тадж-Махале очистительный обряд. Полиция отправила его обратно в Айодхью и посадила под домашний арест [16, p. 37].
39 Адвокаты, представляющие в судах индийских мусульман, ставят под сомнение правовую основу требований о восстановлении утраченных храмов и ссылаются на Закон о местах отправления культа 1991 г. Он предусматривает сохранение религиозного характера культовых сооружений в том состоянии, в котором он существовал 15 августа 1947 г., т.е. в день обретения Индией независимости от британской короны. Вслед за профессором истории Ирфаном Хабибом из Алигархского мусульманского университета юристы рассуждают об отсутствии прямых письменных свидетельств в пользу существования индусских храмов на спорных территориях и подвергают сомнению результаты поздних археологических исследований [17, pp. 22–23]. Но доводы, подобные тому, что в период раннего средневековья индусы сносили буддистские и джайнские храмы и монастыри и возводили свои святыни, а теперь никто не требует их возвращения, вряд ли способны убедить судей в правоте ответчиков.
40 А пока в судах продолжаются слушания, радикально настроенные индусские националисты призывают решать споры по примеру Айодхьи. Их поддерживают садху Харидвара. Они осуждают мусульманское правление в Индии и жаждут восстановления исторической справедливости.
41 В настоящее время мусульмане составляют 14,2% населения Индии – почти 200 млн человек. По этому показателю Индия уступает только Индонезии. Кроме угрозы потери нескольких исторических мечетей, они столкнулись с такими проблемами, как религиозно-общинные инциденты, запрет на ношение традиционной одежды в госучреждениях, навязывание вегетарианской диеты и т.д.
42 Нарендра Моди неоднократно принимал лидеров мусульманской общины в своей резиденции. Он обещал им поддержку в охране собственности мечетей и медресе и государственную помощь в образовании мусульманской молодежи. Он публично осудил случаи линчевания мусульман, перевозивших на своих машинах мясо и шкуры коров [18, p. 43]. БДП заинтересована в голосах мусульман на приближающихся очередных, в апреле-мае 2024 г., выборах в парламент, особенно в поддержке бывших неприкасаемых – далитов – и представителей группы ДОК (Другие отсталые классы), перешедших когда-то в ислам из индуизма и составляющих 85% индийских мусульман [19, p. 36]. Однако запретить людям обращаться в суды премьер-министр Индии не в силах.
43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
44 Дело о мечети Гьянвапи, построенной на месте разрушенного индусского храма 350 лет назад в городе Варанаси, получило широкий общественный резонанс и породило всплеск исков в индийских судах. Конфликтная ситуация может выйти из-под контроля и перерасти в масштабные религиозно-общинные столкновения. Чтобы избежать этого, требуется разумный компромисс с участием всех заинтересованных сторон.

Библиография

1. Deka K., Acharjee S., Punj S. Myths and Reality. India Today. 02.08.2021.

2. Tripathi P.S. Over to Kashi. Frontline. 13.03.2020.

3. Goel S.R. 1990. Hindu Temples: What Happened to them. Vol. I. New Delhi: Voice of India.

4. Кашин В.П. Колосс Чандрагупты. М., ВК, 2009. ISBN 978-5-98405-043-2

5. The Times of India. 15.03.2009.

6. Gupta S.S. 2001. Tirtha: Holy Pilgrim Centres of the Hindus. New Delhi: Rupa & Co.

7. The Indian Express. 14.12.2021.

8. Misra A. Corridor of Faith. India Today. 20.12.2021.

9. Ramakrishnan V. Varanasi: surface calm. Frontline. 29.01.1993.

10. Кашин В.П. Что такое Всемирный совет индусов? Азия и Африка сегодня. 2011. № 9. С. 35–39.

11. Jha A.K. Striking a Fine Balance. India Today. 25.11.2019.

12. Murthy S. Faith conquers all. The Week. 24.11.2019.

13. Nevatia S. Back to Masjid vs Mandir? India Today. 30.05.2022.

14. Kumar A. We are hopeful of a positive outcome. Frontline. 17.06.2022.

15. Tripathi P.S. Push comes to shove. Frontline. 17.06.2022.

16. Misra A. City of Stalled Projects. India Today. 03.10.2022.

17. Habib I. A simple piece of judicial fancy. Frontline. 06.12.2019.

18. Datta D. Stop the Madness. India Today. 24.07.2017.

19. Tripathi P. Wooing Pasmandas. Frontline. 09.09.2022.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести