VII Международный форум Ассоциации экспертных центров России, Китая и Монголии: ключевые вопросы и перспективы сотрудничества
VII Международный форум Ассоциации экспертных центров России, Китая и Монголии: ключевые вопросы и перспективы сотрудничества
Аннотация
Код статьи
S032150750024410-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Базаров Борис Ванданович 
Должность: директор
Аффилиация: Институт монголоведения, буддологии, тибетологии СО РАН
Адрес: Российская Федерация, Улан-Удэ
Актамов Иннокентий Галималаевич
Должность: Заведующий лабораторией "Центр переводов с восточных языков"
Аффилиация: Институт монголоведения, буддологии, тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук
Адрес: ул. Сахьяновой, 6
Цыренов Чингис Цыбикдоржиевич
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Отдел истории и культуры Центральной Азии
Адрес: 6, Sakhyanovoy str., Ulan-Ude, The Republic of Buryatia, Russia, 670047
Выпуск
Страницы
55-60
Аннотация

один путь», а также обсуждения конкретных механизмов создания Экономического коридора Китай – Монголия – Россия.

Начиная с 2015 г. было проведено шесть Международных Форумов в различных форматах. Поочередно хозяевами-организаторами Форума были представители Монголии, России и Китая. На сегодняшний день можно констатировать, что они придали мощный импульс развитию практического сотрудничества между Россией, Китаем и Монголией. Активное взаимодействие ученых, представителей образования, реального сектора экономики и государственных служащих продолжалось и в период пандемии с использованием информационных технологий.

В работе очередного Форума приняли участие ученые, эксперты, представители вузов, государственные служащие трех стран. Специалисты трех стран представили анализ основных тенденций в развитии сотрудничества в современных условиях, а также предложили механизмы преодоления существующих барьеров.

Ключевые слова
ассоциация экспертных центров России, Китая, Монголии, экономический коридор Россия – Монголия – Китай, «Один пояс – один путь», сотрудничество, развитие
Источник финансирования
Работа выполнена в рамках государственного задания (проект «Россия и Внутренняя Азия: динамика геополитического, социально-экономического и межкультурного взаимодействия (XVII–XXI вв.)» и «Историческое пространство монгольского мира: археологические культуры, общества и государства» № 121031000241-1).
Классификатор
Дата публикации
14.03.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
309
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Международный форум экспертных центров России, Китая и Монголии представляет собой важный механизм трехстороннего сотрудничества между странами в рамках китайской инициативы «Один пояс – один путь» (ОПОП), а также важную платформу для обмена опытом в целях содействия строительству «Экономического коридора Китай – Монголия – Россия».
2 С момента проведения первого форума в 2015 г. состоялось шесть международных форумов, и можно констатировать, что они придали мощный импульс развитию практического сотрудничества между Россией, Китаем и Монголией. Активное взаимодействие ученых, экспертов, представителей образования и государственных служащих продолжалось и в период пандемии COVID-19 в формате видеоконференции.
3 Примечательно, что тесные дружеские связи экспертного сообщества наших стран прошли испытание не только объективным отсутствием непосредственных контактов и встреч на протяжении трех последних лет, вызванным мерами по профилактике распространения коронавирусной инфекции нового типа, но и резко изменившейся геополитической и геоэкономической обстановкой, ставшей вызовом для дальнейшего планомерного развития отдельных стран, регионов и мира в целом.
4 Отношения всеобъемлющего стратегического партнерства между нашими странами позволяют реализовывать совместные взаимовыгодные проекты, определять стратегические ориентиры развития в Евразийском регионе.
5 В соответствии с Уставом Ассоциации экспертных центров России, Китая и Монголии 27 сентября 2022 г. в режиме онлайн был проведен VII Международный форум. Форум руководствовался результатами двусторонних встреч лидеров России и Китая, России и Монголии, а также совместными заявлениями, сделанными во время зимних Олимпийских игр-2022 в Пекине.
6 Ключевыми темами Форума явились «Углубление сотрудничества в области новой энергетики и сельского хозяйства между Россией, Китаем и Монголией» и «Укрепление сотрудничества в области трансграничной электронной торговли между Россией, Китаем и Монголией» с целью формирования более широких перспектив для экономического коридора Россия – Монголия – Китай.
7 Основным организатором VII Форума выступил Центр макроэкономических исследований АРВМ (Автономный район Внутренняя Монголия) КНР, с российской – Институт монголоведения, буддологии, тибетологии СО РАН, с монгольской – Монгольский государственный университет.
8 В работе конференции приняли участие представители Департамента международного сотрудничества Центра по изучению проблем развития при Госсовете КНР, Центра макроэкономических исследований АРВМ КНР, МИД КНР, Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян, Академии наук Монголии, Монгольского государственного университета, Монгольского государственного университета образования, Министерства экономического развития Монголии.
9 Российская сторона была представлена рядом академических институтов: Институт востоковедения РАН (Москва), Центр глобальных и региональных исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток), Бурятский научный центр СО РАН (Улан-Удэ), Институт динамики систем и теории управления имени В.М. Матросова СО РАН (Иркутск). Участие в работе форума приняли сотрудники представительства МИД РФ в г. Улан-Удэ.
10 В первой части Форума была представлена информация об изменениях в составе Ассоциации экспертных центров, а также с отчетом об основных результатах работы предыдущих шести форумов выступил Ян Чэньхуа, второй китайский сопредседатель Ассоциации экспертных центров Китая, Монголии и России, бывший директор Центра изучения проблем развития АРВМ КНР (г. Хух-Хото).
11 В своем выступлении он отметил, что первый форум был проведен 17 сентября 2015 г. в столице Монголии Улан-Баторе, где было принято решение о создании китайско-монголо-российского аналитического центра, который будет представлен сопредседателем от каждой из сторон и начнет реализацию экспертной деятельности в интересах развития трехстороннего сотрудничества. На этой же встрече было решено использовать в качестве основных координационных центров учреждения в Улан-Баторе, Хух-Хото (Китай) и Улан-Удэ (Россия).
12 В 2013 г. в целях дальнейшей совместной реализации глобального проекта «Пояс и путь» главы трех государств предложили синхронизировать национальные проекты «Путь развития» (Монголия) и «Евразийский экономический союз» (Россия), а также активно содействовать строительству экономического коридора Китай – Монголия – Россия в рамках механизма консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел трех стран.
13 Основная часть форума была представлена 12 докладами, которые были условно распределены по двум ключевым темам.
14 Первая тема – «Укрепление сотрудничества в области трансграничной электронной торговли между Россией, Китаем и Монголией» была представлена докладом Юй Цзюнь, заместителя директора Департамента международного сотрудничества Центра по изучению проблем развития при Госсовете КНР (Пекин, КНР), «Расширение сотрудничества в рамках экономического коридора Китай – Монголия – Россия с помощью трансграничной электронной коммерции». Докладчик провела сравнительный анализ уровня развития трансграничной электронной коммерции в контексте двусторонних отношений Китая с соседними северными странами (Китай – Россия и Китай – Монголия), а также проанализировала особенности налоговой политики в рамках сотрудничества трех стран. По мнению автора, между текущим уровнем развития трансграничной электронной коммерции и надеждами трех сторон существуют различия, по-прежнему имеет место значительный разрыв в уровне базовой инфраструктуры и уровне развития экономики в целом, различия в юридических нормах трехстороннего сотрудничества и т.д. В связи с этим Юй Цзюнь считает, что страны должны повысить уровень политической коммуникации, обогатить опыт общения и сотрудничества, активизировать усилия по укреплению потенциала, что позволит стимулировать развитие трансграничной электронной коммерции.
15 Второй доклад по данной теме озвучил академик РАН И.В.Бычков – «Современные тенденции в развитии электронной торговли». Автор представил статистические данные по современному состоянию рынка электронной коммерции в России, объему российского рынка электронной коммерции, темпам роста онлайн-ритейла, рынку услуг и сервисов в интернете. Российские и зарубежные интернет-магазины традиционно ориентированы на использование разных логистических схем. Зарубежные магазины, как правило, осуществляют доставку с использованием услуг международных компаний экспресс-доставки (DHL, TNT, UPS и др.) или экспресс-доставки национальных почтовых операторов (EMS). Оценивая перспективы развития электронной торговли в ближайшие годы, И.В. Бычков отметил, что «пандемия COVID-19 привела к изменению моделей потребительского поведения и оказала существенное влияние на структуру потребления». Учитывая сложившуюся ситуацию, следует отметить важность развития цифровых технологий и преодоления цифрового разрыва. Следует продолжать исследования в области развития электронной коммерции, интернет-маркетинга, сокращения цифрового разрыва, интеграции малых и средних предприятий в глобальное интернет-пространство.
16 Вторая тема – «Углубление сотрудничества в области новой энергетики и сельского хозяйства между Россией, Китаем и Монголией» – была представлена широким спектром вопросов, которые затрагивали и проблемы логистики.
17 Директор Департамента региональной и промышленной политики Министерства экономического развития Монголии Д.Эрдэнэбаяр в докладе «Оптимизация транспортно-логистической сети на основе центров роста» затронул вопросы обеспечения взаимосвязи административно-территориальных единиц с региональными осями и их интеграции с экономическим коридором. В результате исследования определено, что региональная экономическая интеграция Монголии образует единую систему с четырьмя центрами роста Российской Федерации: Красноярск, Новосибирск, Чита и Улан-Удэ, и пятью центрами роста КНР: Хух-Хото, Урумчи, Чанчунь, Баотоу и Уланчаб. По мнению автора, внешнеторговая и экономическая интеграция, наращивание торгово-логистической и транспортной сети России, Монголии и Китая требует обеспечения взаимосвязанности административно-территориальных единиц. Это позволит создать «относительно самостоятельный межгосударственный экономический кластер», который внесет весомый вклад в развитие региона.
18 С докладом «О состоянии экспедиторской и логистической отраслей Монголии» выступил зав. сектором Института международных отношений Академии наук Монголии, д.э.н., профессор А.Даваасурэн. В докладе была представлена текущая ситуация в дорожной, транспортной, брокерской и логистической отраслях Монголии, а также особенности процесса восстановления мировой экономики после пандемии COVID-19. Особое внимание было уделено международным контейнерным грузоперевозкам через китайский морской порт Тяньцзинь, пограничный переход Эрлянь (КНР) и Замын-Ууд (Монголия).
19 Вопросам трансграничного взаимодействия было посвящено выступление Б.Амгалана, профессора Монгольского государственного университета образования, «Экономическое развитие и географические факторы южной границы Монголии». Автор считает, что региональное взаимодействие создаст благоприятные условия для развития международного транспортного сообщения и будет стимулировать приграничное сотрудничество.
20 Директор Департамента пограничного развития и политики свободных зон Министерства экономического развития Монголии Х.Эрдэнэбулган выступил с докладом «Анализ программ развития пограничных переходов России, Монголии и Китая». Автор считает, что программы развития переходов Монголии должны быть согласованы с планами соседних стран, чтобы обеспечить максимальные возможности пропускной способности. Монголии необходимо улучшить внутреннюю автомобильную и железнодорожную сеть и присоединиться к международной транзитной сети, соединяющей Азию и Европу. Это позволит улучшить экспорт сырья горнорудной отрасли в Россию и Китай. Увеличение пропускной способности переходов позволит расширить импорт, снизить инфляцию, а также увеличить экспорта сырья. В конечном счете это увеличит приток иностранной валюты и стимулирует экономический рост.
21 Президент Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян Дун Вэйцзюнь в своем выступлении затронул вопросы регионального развития в рамках реализации экономического коридора Китай – Монголия – Россия. Его доклад «Создание высококачественной площадки для развития северных регионов страны» был посвящен экономическому развитию провинции Хэйлунцзян в контексте трансграничных проектов с российским Дальним Востоком (мост Хэйхэ-Благовещенск, газопровод «Сила Сибири-2», проблемы китайско-российского сотрудничества в аграрной сфере и т.д. В меньшей степени автор затронул проблемы сотрудничества с Монголией.
22 В рамках второй темы были представлены доклады, охватывающие более широкий спектр вопросов сотрудничества между тремя странами. Директор ИВ РАН А.К.Аликберов выступил с докладом «Развитие инфраструктуры международного сотрудничества России, Китая и Монголии: современные проблемы, ретроспективы и перспективы». Он осветил накопленный опыт реализации инфраструктурных проектов, затронул ключевые моменты, определяющие современную геополитическую обстановку и роль руководства трех стран в реализации совместных инициатив с учетом государственных интересов. Перспективы развития экономического коридора Россия – Монголия – Китай видятся в создании качественно новой инфраструктуры сотрудничества на принципах «умной (ноо)инженерии будущего». Нам необходимы эффективное сопряжение планов развития Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС) и инициативы «Один пояс – один путь» (ОПОП), параллельное и скоординированное воплощение Большого Евразийского партнерства, ОПОП и долгосрочной программы развития Монголии «Видение-2050». Для успешной реализации инфраструктурных и других международных проектов необходимо изучение исторического опыта уже реализованных в прошлом макро-проектов, таких как Транссиб, КВЖД, БАМ, освоение водных путей и гидроресурсов Амура и др.
23 Директор Центра макроэкономических исследований АРВМ КНР (г.Хух-Хото) У. Телинь в докладе «Реализация совместной китайско-российской и китайско-монгольской декларации 2022 года и продвижение практического сотрудничества в ключевых областях» привел целый ряд важных статистических сведений по развитию российско-китайской электронной коммерции. Отмечается, что созданная в 2019 г. интернет-платформа AliExpress (Россия), уже в 2020 г. стала основной торговой площадкой для трансграничной электронной коммерции между Китаем и Россией. Одной из главных проблем развития трансграничной электронной коммерции является наличие различных подходов к реализации тарифной политики. Он отмечает, что «в КНР взимание налогов в сфере трансграничной электронной коммерции начинается с суммы, превышающей 5000 юаней, а в России тот же порог составляет 200 евро (приблизительно 1500 юаней). Указанные пороговые значения не симметричны, что создает барьеры и не способствует развитию трансграничной электронной коммерции». В связи с этим китайская сторона считает, что Россия, Китай и Монголия должны подписать трехсторонний меморандум о развитии трансграничной электронной коммерции, создать единую нормативную базу для её функционирования и обеспечить механизмы защиты. Подводя общий итог, докладчик выразил уверенность, что потенциал развития трехстороннего экономического коридора в целом и электронной коммерции в частности будет успешно реализован в ближайшем будущем и принесет взаимовыгодные результаты.
24 Академик РАН В.Л.Ларин в своем докладе проанализировал результаты трехстороннего сотрудничества между РФ, КНР и Монголией во втором десятилетии XXI в. через призму экономического взаимодействия Дальневосточного Федерального округа с соседними странами и территориями. На основе статистических данных он представил динамику торгово-экономического взаимодействия регионов, которая показала умеренное снижение объемов, назвал причины слабой реализации совместных проектов. Первая половина 2010-х гг. характеризуется снижением объемов экономических связей РФ со странами Восточной Азии. Пытаясь преодолеть эти негативные тенденции и найти новый импульс для развития сопредельных территорий, руководители трех стран действовали в русле концепций «региональной интеграции» и «локального регионализма».
25 Идея трехстороннего сотрудничества была оформлена в виде строительства экономического коридора Китай – Монголия – Россия. Главный акцент в строительстве этого «коридора» было решено сделать на развитии и модернизации транспортных артерий, логистики и энергетическом взаимодействии. Каждая из сторон предполагала, что трехстороннее сотрудничество будет содействовать развитию их приграничных территорий. В частности, российская сторона надеялась, что «формирование экономического коридора Китай – Монголия – Россия будет способствовать развитию и модернизации районов Сибири и Дальнего Востока»1.
1. Фролова И.Ю. Перспективы трехстороннего сотрудничества России, Китая и Монголии. Проблемы национальной стратегии. 2017. № 6. С. 88.
26 Фундаментальной проблемой, по мнению академика Ларина, является изначальное «несовпадение реальных целей участников создания экономического коридора», причем как на межгосударственном, так и на межрегиональном уровнях. Кроме того, Москва и Пекин рассматривали зону реализации программы как свою экономическую периферию, развитие которой не относилось к сфере их первостепенных интересов и, соответственно, создав политический формат для трехстороннего сотрудничества, серьезно не озаботились последующим его наполнением. Сказалось и отсутствие какой-либо реальной координации действий между самими приграничными территориями, формально наиболее заинтересованными во взаимодействии, но не имеющими ни достаточных полномочий, ни финансовых средств, ни инструментов для развития полнокровного сотрудничества. В качестве действенных механизмов было предложено создание общего информационного пространства для приграничных территорий, способствующего сверке их интересов, программ развития и выстраиванию платформы взаимодействия. Еще одним предложением было формирование международного консорциума исследователей для мониторинга состояния и выработки рекомендаций по развитию трехстороннего сотрудничества на базе ДВО РАН, АОН КНР и АН Монголии.
27 Дондоков З.Б.-Д., д.э.н., зам. директора Бурятского научного центра СО РАН, затронул проблемы экономического сотрудничества России, Монголии и Китая в условиях глобальных вызовов. В новых геополитических условиях трехсторонний транспортный коридор может стать надежным каналом, обеспечивающим выход российских товаров на международные рынки и импорт необходимой продукции. Для этого надо реализовать несколько инфраструктурных проектов: развитие железнодорожной сети, включая модернизацию Центрального железнодорожного коридора Улан-Удэ – Наушки – Улан-Батор – Эрлянь; создание специализированных транспортно-логистических комплексов в приграничных регионах России, Китая и Монголии; развитие новых трансграничных и международных туристических маршрутов, проходящих через территории трех стран. Аэропорты Улан-Батора и Улан-Удэ постепенно становятся авиационными хабами. Еще одним важным проектом является профессиональная подготовка специалистов в различных отраслях экономики со знанием языков соседних стран на базе университетов Монголии и соседних с ней регионов России и Китая.
28 Академик Академии наук Монголии Т.Дорж выступил с докладом «Влияние культурных факторов на строительство экономического коридора Китай – Монголия – Россия». Он отметил, что сотрудничество Китая, Монголии и России должно основываться на историко-культурном опыте Шелкового и Чайного путей, а реализация современного экономического коридора – опираться на туристическую отрасль. Исторические памятники вдоль этих знаменитых путей могут выступить как небольшие музеи или выставки под открытым небом. Строительство таких маршрутов и инфраструктуры позволит привлечь иностранных туристов. В связи с этим необходимо решить и реализовать множество задач по сохранению, распространению и популяризации памятников истории и культуры вдоль известных маршрутов с древней историей в наших странах.
29 Таким образом, на Форуме экспертных центров России, Китая и Монголии был представлен широкий спектр тем, а также весьма разнообразный состав участников, что свидетельствует о большой заинтересованности ученых, а также представителей органов государственной власти трех стран в разработке научных подходов к созданию трехстороннего экономического коридора.
30 Можно с уверенностью сказать, что в российском, китайском и монгольском научном сообществе начался новый этап, и семь проведенных Форумов внесли существенный вклад в укрепление межгосударственных экономических и научных связей трех стран в условиях новых глобальных и региональных вызовов XXI века.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести