Второй саммит США – Африка (13–15 декабря 2022 г.)
Второй саммит США – Африка (13–15 декабря 2022 г.)
Аннотация
Код статьи
S032150750024405-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Урнов Андрей Юрьевич 
Должность: главный научный сотрудник, Центр изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
25-33
Аннотация

Статья посвящена второму саммиту США – Африка, созванному Администрацией Дж.Байдена и проходившему в Вашингтоне 13–15 декабря 2022 г. На саммит были приглашены руководители 47 стран континента. В его работе участвовали президенты 35 государств, 12 были представлены премьер-министрами и министрами иностранных дел. В качестве участника саммита выступал Африканский Союз. В первый день на 7 заседаниях обсуждались ключевые области сотрудничества, во второй – состоялся американо-африканский бизнес-форум. Третий день – «День лидера» – был посвящен вопросам партнерства в реализации долгосрочной программы Афросоюза «Повестка дня на период до 2063 г.».

Анализируются выступления на саммите Дж.Байдена, вице-президента К.Харрис, государственного секретаря США Э.Блинкена, совместное заявление Дж.Байдена и председателя Афросоюза, президента Сенегала М.Салла «Видение партнерства США – Африка». Рассмотрены следующие направления американо-африканского сотрудничества: политика, экономика, продовольственная безопасность, демократия, безопасность и стабильность, экология, климат, чистая энергетика, здравоохранение, афроамериканская диаспора, молодежь, женщины.

Классификатор
Дата публикации
14.03.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
356
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 ВВЕДЕНИЕ
2 Вступив в должность, президент Дж.Байден не замедлил лично обратиться к теме американо-африканских отношений. «Это будет нелегко, но США готовы быть вашим партнером… Несмотря на огромные вызовы, у меня нет сомнений, что наши страны, наши народы и Африканский Союз справятся с этими задачами», – говорилось в послании Дж.Байдена 5 февраля 2021 г. участникам 34-го саммита АС [1].
3 О созыве второго саммита США – Африка в Вашингтоне Дж.Байден объявил 20 июля 2022 г. «Саммит продемонстрирует неизменную приверженность Соединенных Штатов Африке, подчеркнет важность американо-африканских отношений и возрастающего сотрудничества на основе общих глобальных приоритетов», – отметил президент [2].
4 Первый саммит США – Африка состоялся в августе 2014 г. по инициативе Б.Обамы. По сравнению с Администрацией Д.Трампа африканская политика Дж.Байдена стала более активной, при нём политике США в Африке было посвящено несколько программных документов. Главный из них – «Стратегия США в Африке к Югу от Сахары», опубликованная в августе 2022 г. в порядке подготовки к Саммиту [3].
5 О причинах и значении созыва Саммита было сказано в кратком обзоре Госдепартамента США. «Африка определяет не только будущее африканского народа, но и народов мира. Основываясь на признании Африки в качестве ключевого геополитического игрока, президент Байден пригласил руководителей со всего Африканского континента в Вашингтон… Саммит станет продолжением усилий по укреплению связей с африканскими партнерами на основе принципов взаимного уважения, общих интересов и ценностей» [4].
6 УЧАСТНИКИ САММИТА
7 На Саммит были приглашены 47 государств континента. В его работе участвовали президенты 35 государств. В качестве первых лиц прибыли семь премьер-министров (Алжир, Кот-д’Ивуар, Кабо-Верде, Лесото, Марокко, Эсватини, Эфиопия) и четыре министра иностранных дел (Габон, Зимбабве, ЮАР, Южный Судан). От Ливии участвовал председатель Президентского совета М.аль-Манфи. Африканский Союз был представлен председателем АС, президентом Сенегала М.Саллом и председателем Комиссии АС Мусой Факи Махаматом [5].
8 Президент ЮАР С.Рамапоса в последний момент отказался от поездки в Вашингтон: более важным для него оказалось участие в съезде Африканского национального конгресса, на котором ему предстояло побороться за переизбрание на пост президента АНК, а, значит, и президента Республики. Президент ДРК Ф.Чисекеди прервал свое пребывание в Вашингтоне из-за стихийного бедствия в Киншасе, Президент Зимбабве Э.Мнангагве получил приглашение, но не смог принять участие в Саммите из-за ограничений, наложенных Западом на его передвижение за пределами страны.
9 Не были приглашены Буркина Фасо, Гвинея, Мали и Судан. Госдепартамент пояснил такое решение приостановкой членства этих стран в Африканском Союзе в связи с произошедшими там военными переворотами.
10 Среди «отказников» – Эритрея, по причине отсутствия у нее «полных дипотношений» с США, и Сахарская Арабская Демократическая Республика (Западная Сахара), которую Вашингтон не признаёт в качестве независимого государства [6].
11 ПОВЕСТКА ДНЯ И РАБОТА САММИТА
12 В день первый Саммита состоялось 7 заседаний, которые именовались «форумами» и были посвящены обсуждению ключевых областей сотрудничества: молодые лидеры Африки и диаспоры; гражданское общество; мир, безопасность и управление; Закон об экономическом росте и торговых возможностях Африки (АГОА), министерская встреча; защита окружающей среды; сотрудничество в области здравоохранения; космическое пространство.
13 День второй – Бизнес-форум США – Африка, в котором участвовали около 100 американских и африканских компаний.
14 День третий – «День лидеров». На высшем уровне состоялся свободный обмен мнениями о партнерстве в реализации долгосрочной программы Африканского Союза, известной как Повестка дня Афросоюза на период до 2063 г. [7].
15 Дж.Байден выступил на Бизнес-форуме с программной речью [8], а вечером обменялся тостами с М.Саллом на торжественном обеде [9]. В тот же день накоротке встретился с президентами ДРК, Габона, Либерии, Мадагаскара, Нигерии и Кабо-Верде. Разговор шел о выборах, предстоящих в этих странах в 2023 г. [10]. На открытии «Дня лидеров» Дж.Байден выступил с еще одной пространной речью [11] и подвел итоги обсуждения вопроса о продовольственной безопасности на заключительном заседании [12]. Вице-президент К.Харрис выступила на форуме «Молодые лидеры Африки и диаспоры» [13].
16 Высокую активность проявил Э.Блинкен. Он встретился с президентами Ганы, Джибути, ДРК, Египта, Замбии, Мозамбика, Намибии, Нигера, Сенегала, Сомали, Туниса, с премьер-министром Эфиопии и министром иностранных дел ЮАР. Госсекретарь подписал меморандум о взаимопонимании с ДРК и Замбией о производстве в этих странах электрических батарей для электромобилей, присутствовал и выступил при подписании соглашения (компакта) «Корпорацией вызов тысячелетия» с Бенином и Нигером о строительстве региональной дорожной сети с выходом на порт Котону. 15 декабря госсекретарь провел заключительную пресс-конференцию [14].
17 ПОЛИТИКА
18 На Саммите Дж.Байден всячески подчеркивал растущее, если не определяющее значение Африки в мировых делах. Например, он заявил: «Мы не сможем справиться ни с одним вызовом без африканских лидеров»; «Там, где добивается успехов Африка, там добиваются успеха и США» [8]; «Африка должна присутствовать за столом в каждой комнате, где обсуждаются глобальные вызовы»; «Соединенные Штаты целиком поддерживают реформирование СБ ООН, включая постоянное представительство Африки»; «…я призываю Африканский Союз присоединиться к “Большой двадцатке” в качестве постоянного члена» [11].
19 Это звучит многообещающе, но требует пояснений. Сколько постоянных мест в СБ ООН предоставить Африке? И можно ли включить международную организацию в состав G20?
20 Отметив преемственность африканской политики США, Дж.Байден заявил, что его Администрация придавала Африке приоритетное значение «с первого дня». «Саммит определит долгосрочную основу партнерства между Африкой и США в XXI веке… Мы хотим наращивать наше сотрудничество во всех областях – от сельской общины до городских центров, от киберпространства до космоса» [11]. Поэма в прозе!
21 Отличительной чертой публичных американских выступлений на Саммите была их подчеркнутая неконфронтационность. Слово «авторитаризм» ни Байден, ни Блинкен не произнесли ни разу. О «войне» России на Украине говорилось лишь при обсуждении проблем продовольственной безопасности. При этом признавалось, что она лишь усугубила кризис, порожденный пандемией COVID-19 и климатическими изменениями. Не были упомянуты и антироссийские санкции. Призывать африканскую аудиторию к их поддержке смысла не имело, а умолчание позволяло США и Западу снять с себя ответственность за глобальные экономические последствия санкций.
22 Исключение составило заявление в первый день Саммита главы Пентагона Л.Остина, что распространение влияния Китая и России может «дестабилизировать» обстановку в Африке, и это надо отслеживать1 (cм. также [27]).
1. ИТАР-ТАСС. 14.12.2022. Политика: Китай-Африка-США-МИД.
23 На заключительной пресс-конференции 15 декабря Э.Блинкен от ответа на вопрос, разделяет ли он мнение Л.Остина, уклонился. Последовали многократно повторяемые утверждения, что Саммит посвящен исключительно отношениям между США и Африкой и никаких других стран он не затрагивает [14].
24 Полностью воздержаться от конфронтационных комментариев на пресс-конференции госсекретарь не смог. В ответ на вопрос, удастся ли Соединенным Штатам сохранить и без того «прохладную» поддержку Украины со стороны «глобального Юга» в условиях затянувшейся войны, госсекретарь утверждал, что эта поддержка «очень сильна», поскольку, мол, речь идет о нарушениях «дорогих для сердца африканцев» принципов территориальной целостности, суверенитета и независимости государств. Сослался он лишь на позиции Ганы и Кении, присовокупив к ним «многие другие» страны, назвать которые не сумел [14].
25 Ссылка на Гану была не случайной. На встрече с Э.Блинкеном президент Н.Акуфо-Аддо пожаловался на появление в Буркина Фасо вслед за Мали российских «наемников» из группы «Вагнер». Заявив, что Гана против нового превращения Африки в «театр для операций великих держав» и «во весь голос» осуждает «вторжение России на Украину», он задал госсекретарю вопрос: «В какой степени мы можем рассчитывать на вас как на надежного партнера по оказанию отпора этим силам?» [15]. Об ответе Э.Блинкена на этот вопрос в материале Госдепа о встрече ничего не сказано.
26 На заключительной пресс-конференции корреспондент агентства «Блумберг» спросил госсекретаря, готовы ли США откликнуться на просьбу президента Ганы оказать помощь демократическим странам Западной Африки, защитив их от «дестабилизирующих» действий российской группы «Вагнер». Э.Блинкен в ответ разразился потоком обвинений в адрес группы, представляя её как некое общеафриканское зло. Они «присутствуют буквально на всем континенте», особенно в ЦАР, Мозамбике, Мали и Ливии. «Там, где есть “Вагнер”, страны становятся слабее, беднее, менее безопасными и менее независимыми». Госсекретарь присвоил себе право заявить от имени всех государств континента, что они «“Вагнера” не хотят». Чуть раньше Э.Блинкен договорился до того, что приравнял группу «Вагнер» к «Боко-Харам», «Аш Шабаб» и другим террористическим организациям [16].
27 ЭКОНОМИКА
28 Администрация Дж.Байдена подошла к Саммиту с неплохими экономическими показателями. С 2021 г. правительство США помогло заключить более 800 двусторонних торговых и инвестиционных сделок в 47 странах Африки на сумму свыше $18 млрд, объем торговли товарами и услугами с Африкой в 2021 г. – $83,6 млрд, министерство торговли США оказало поддержку заключению 300 сделок и обязательств на сумму $11,9 млрд, министерство сельского хозяйства с июля 2021 г. по август 2022 г. способствовало экспорту в Африку американской сельхозпродукции на $264 млн [17].
29 Ряд соглашений был заключен в ходе Саммита. Всего, как сообщил на Бизнес-форуме Дж.Байден, созыв Саммита стимулировал заключение новых сделок на сумму $15 млрд [8]. Еще грандиознее планы на будущее. «В следующие три года мы планируем вложить в Африку $55 млрд для продвижения наших общих приоритетов и в поддержку “Повестки дня АС до 2063 г.”», – объявил президент США, выступая на открытии «Дня лидера» [11].
30 В подвешенном состоянии остался вопрос о дальнейшей судьбе «Закона об экономическом росте и торговых возможностях Африки» (АГОА), срок действия которого завершается в 2025 г. Согласно сообщению Госдепа, участники министерской встречи «подчеркнули своё широкое согласие с необходимостью усилить исполнение и модернизировать АГОА», дабы «перевести возможности в конкретные блага для африканского народа». Обсуждалось и «будущее АГОА», однако к какому решению пришли министры, в сообщении не сказано [18].
31 ДИАСПОРА
32 Повышенное внимание на Саммите уделялось африканской диаспоре Соединенных Штатов. В США проживают около 42 млн афроамериканцев – потомков вывезенных из Африки рабов и 2 млн африканских рабочих-иммигрантов, сохраняющих тесные связи со странами своего происхождения. Афроамериканское население в большинстве своем поддерживает Демократическую партию. Администрация Дж.Байдена рассматривает диаспору как союзника и отводит ей важную роль в реализации своего политического и экономического курса.
33 В области внешней политики диаспора призвана играть роль связующего звена между Соединенными Штатами и Африкой. «Мы славим многомиллионную африканскую диаспору, которая притягивает Африку и США друг к другу», – воскликнул Дж.Байден [9].
34 В первый день Саммита президент Байден принял решение о создании «Президентского Консультативного Совета по вовлечению африканской диаспоры США», чтобы, как он сказал, «мы могли высвободить огромную силу сообществ диаспоры, а их проницательность и видение нашли отражение в нашей работе» [11].
35 Новый орган будет представлять президенту советы и рекомендации, как укреплять связи между народами Африки и Америки, пояснила К.Харрис [13].
36 Заметим здесь, что при переводе названия Совета на русский язык возникают вопросы. Слово «engagement» может означать и «вовлечение», и «взаимодействие», а то и «мобилизацию».
37 О том, какую «информацию, аналитику и рекомендации» Совет будет представлять президенту, подробно сказано в справочном материале Госдепартамента «О партнерстве США-Африка в повышении вовлеченности диаспоры». В нём указаны 6 тем: продвижение равенства и возможностей сообществ африканской диаспоры; поддержка «Постоянного форума ООН о людях африканского происхождения»; укрепление культурных, социальных, политических и экономических связей между африканскими сообществами, глобальной африканской диаспорой и США; расширение программ обмена между Африкой и США в области образования; наращивание сотрудничества между государством и частным сектором и вовлечение сообществ в улучшение условий социально-экономического благосостояния сообществ африканской диаспоры; расширение участия членов африканской диаспоры США в программах торговли, инвестиций, экономического роста и развития, имеющих отношение к Африке [19].
38 БЕЗОПАСНОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ
39 В выступлении на открытии «Дня лидера» Дж.Байден сообщил, что в рамках «Партнерства за безопасность в Африке в XXI веке» Министерство обороны США будет сотрудничать с африканскими странами в осуществлении трехлетней пилотной программы по укреплению их сил безопасности. Планируемые расходы – $100 млн [11]. В заседаниях, на которых обсуждалась эта тема, участвовал министр обороны США Л.Остин.
40 Другие программы. $58,5 млн инвестируется в «Фонд предотвращения конфликтов и стабильности» на укрепление партнерств с Мозамбиком, Ливией, Бенином, Кот-д’Ивуаром, Ганой, Гвинеей и Того; $60 млн предоставляется Транссахарскому контртеррористическому партнерству.
41 АФРИКОМ и Центральное командование (СЕNTCOM) оказывают поддержку африканским партнерам и союзникам – ведется подготовка кадров, предоставляются военное имущество и материалы. В настоящее время помощь АФРИКОМ составляет $250 млн [20].
42 На пресс-конференции 15 декабря Э.Блинкен заверил, что африканские страны могут и дальше рассчитывать на США как на партнера в строительстве более эффективных и подотчетных сил безопасности [14].
43 КОСМОС
44 На форуме по космосу Нигерия и Руанда стали первыми африканскими странами, подписавшими «Соглашения Артемиды2 о международном партнерстве в изучении и освоении космического пространства в мирных целях» [21].
2.  Соглашения Артемиды (Artemis Accords) – международное соглашение, регулирующее принципы сотрудничества и гражданской деятельности по исследованию и использованию Луны, Марса, комет и астероидов в мирных целях; базируются на Договоре о космосе 1967 г. Подробнее см.: >>>> (прим. ред.).
45 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
46 Сотрудничество в области здравоохранения издавна считалось сильной стороной внешней политики США.
47 Сотрудничество по «Президентской программе чрезвычайной помощи больным СПИД» (ПЕПФАР) и «Президентской инициативе по борьбе с малярией» «продолжается десятилетиями». «США предоставили 49 странам Африки 231 млн доз вакцины против СOVID-19», – сказал Дж.Байден на открытии Бизнес-форума [8]. Президенту вторила К.Харрис. «Действуя вместе, мы предотвратили 1 млрд заболеваний малярией и помогли более 20 млн больных ВИЧ/СПИД» [13].
48 Расходы по двусторонним программам сотрудничества Администрации с Африкой составили «почти $20 млрд», в т.ч. $11,5 млрд потрачено на борьбу с ВИЧ/СПИД, более $2 млрд – с малярией, $2 млрд – на преодоление медицинских, гуманитарных и экономических последствий COVID-19. Интенсивное медицинское сотрудничество осуществлялось с 14 африканскими странами. При Байдене к ним были добавлены Гана, Замбия и Мозамбик.
49 В мае 2022 г. Белый дом запустил программу «Глобальные медработники». В Африке подсчитали, что к 2030 г. континенту потребуется дополнительно 5,3 млн работников системы здравоохранения. Администрация Байдена ожидает от Конгресса согласия на финансирование подготовки и оснащения медработников Африки в 2022–2024 гг. на сумму $4 млрд [22].
50 ЭКОЛОГИЯ, КЛИМАТ, ЧИСТАЯ ЭНЕРГЕТИКА
51 Вопрос для Африки более чем острый. Из 20 наиболее климатически уязвимых стран мира 17 находятся в Африке. Четыре года на континенте не прекращается жестокая засуха. 18 млн африканцев голодают [23].
52 «Африканские правительства, институты и народы играют осевую роль в вопросах, относящихся к одному из величайших вызовов нашего времени – изменению климата», – заявил Э.Блинкен на форуме, посвященном защите окружающей среды, климатической адаптации и энергетическому переходу. Он выразил мнение, что Африка «может оказаться в центре перехода к чистой энергетике». «Её потенциал ни с кем не сравним». Континент располагает 1/3 мировых запасов минералов, необходимых для технологий, которые будут обеспечивать энергией экономики, основанные на чистой энергетике [23].
53 Обратимся к справочному материалу Госдепартамента «Партнерство США-Африка в поддержке сохранения природы, климатической адаптации и справедливого энергетического перехода» [24].
54 С января 2021 г. Администрация Байдена вложила и планирует вложить по меньшей мере $1,1 млрд в поддержку «возглавляемых Африкой усилий» в сферах, обозначенных в заглавии документа. Главные действующие лица – агентство «Африка-Энергетика» и «Международная финансовая корпорация развития США» (МФК).
55 «Африка-Энергетика» с 2021 г. поддерживало проекты генерации электроэнергии из возобновляемых источников, что позволило предотвратить выбросы 6,2 млн т углекислого газа. С 2013 г. при содействии Агентства доступ к электричеству получили 165 тыс. жителей АЮС. Администрация Дж.Байдена вложила в «Африку-Энергетику» $193 млн и планирует вложить еще $100 млн.
56 В партнерстве с инициативой «Процветай, Африка» Агентством запущена «Энергетическая сеть чистых технологий США – Африки» (CTEN), в рамках которой осуществляется сотрудничество американских и африканских компаний, занятых в чистой энергетике. Планируется облегчить заключение сделок на $350 млн в следующие 5 лет. Агентство по торговле и развитию через «Африку-Энергетику» инвестирует $4 млн в энергетические проекты в Кот-д’Ивуаре (электростанция на биомассе), Сьерра-Леоне (ГЭС), Замбии (технологии сокращения углеводородных выбросов) [24].
57 МФК с января 2021 г. несет обязательства вложить $438 млн в климатические проекты в Африке. В ходе Саммита корпорация объявила о предоставлении займа в $25 млн на сооружение солнечной электростанции в Малави [26].
58 Другие проекты. «Корпорация вызов тысячелетия» (МСС) подписала с правительствами Лесото и Малави компакты по проектам климатической адаптации на $110 млн. Министерство энергетики объявило о создании новых партнерств в поддержку «справедливого энергоперехода» (just energy transition)3 с Кенией, Марокко, Мозамбиком и Нигерией.
3. Имеется в виду переход на чистую энергетику без ущерба и в интересах всех участников процесса (прим. авт).
59 Не была забыта и ядерная энергетика. По вопросам сотрудничества в этой области был подписан Меморандум о взаимопонимании с Мозамбиком и начаты переговоры о заключении соглашения с Кенией [24].
60 МОЛОДЕЖЬ
61 О важности работы с африканской молодежью говорила на Саммите вице-президент К.Харрис. Сегодня 60% населения Африки составляют люди моложе 25 лет. Их число приближается к 800 млн, а в 2050 г. достигнет 1,2 мдрд. «Это огромный потенциал с точки зрения экономического роста, социального и политического прогресса», – заявила она [13].
62 Администрация Байдена в следующие два года планирует вложить $1 млрд в образование и молодежные программы в Африке, что позволит расширить партнерство в этой области с африканскими академическими институтами и частным сектором. Это также позволит расширить «ключевую программу» – «Молодые африканские лидеры» (YALI), сказала Харрис.
63 Цель YALI – воспитание «проницательных и креативных» молодых руководителей. В соответствии с этой программой в университетах и колледжах США на ежегодных 6-недельных курсах молодые африканцы обучаются бизнесу, общественной и государственной деятельности. Аналогичные курсы региональные центры YALI организуют в учебных заведениях Ганы, Кении, Сенегала и ЮАР [13].
64 СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ «ВИДЕНИЕ ПАРТНЕРСТВА США – АФРИКА»
65 Общего совместного заключительного документа на Саммите принято не было. Его итоги были подведены Дж.Байденом, председателем Афросоюза М.Саллом и председателем Комиссии АС М.Факи Махаматом в совместном заявлении «Видение партнерства США – Африка» [25]. Заявление носит установочно-программный характер, в нём затронуты практически все обсуждавшиеся на Саммите «вызовы» и направления сотрудничества.
66 «По случаю состоявшегося в Вашингтоне Саммита лидеров США и Африки… Соединенные Штаты и Африканский Союз подтверждают свою приверженность укреплению давних сфер сотрудничества и расширению партнерства с тем, чтобы лучше встретить общие вызовы – и возможности – нашей динамичной эры», – говорится во вступительной части документа.
67 В документе выражается «убеждение, что африканские и американское правительства и народы помогут сформировать будущий международный порядок». Подтверждены обещание США содействовать предоставлению Африке постоянного членства в СБ ООН, приглашение Афросоюзу в «Большую двадцатку», «общая приверженность защите суверенитета и территориальной целостности всех государств» [25]. (Украина не упомянута. – А.У.)
68 Авторы документа отмечают, что объявленные на Саммите «новые инвестиции и инициативы позволят американским и африканским институтам и гражданам реагировать на возникающие возможности и вызовы во всё более урбанизированном и взаимосвязанном мире». Подчеркивается, что «обновленное и расширенное американо-африканское партнерство имеет критическое значение для решения острейших проблем».
69 Дипломатично сформулирован абзац об имеющихся расхождениях: «Как это случается со всеми партнерами, мы иногда не соглашаемся друг с другом». Чтобы не позволить этим разногласиям «расколоть или подорвать партнерство», их нужно разрешать путем «уважительных дебатов», что «продемонстрирует силу и зрелость наших отношений» [25].
70 Заключительная часть документа выдержана в возвышенных тонах. Выражается уверенность, что благодаря партнерству «динамизм африканских и американского народов приведет к процветанию по обе стороны Атлантики». Будет отдан приоритет вовлечению членов африканской диаспоры, чьи голоса имеют критическое значение в США и во всем мире. «Будущее США и Африки зависит от того, что мы сможем достигнуть вместе. Мы удвоим наши усилия, чтобы наше партнерство принесло результаты для народов всего мира». Так заканчивается заявление [25].
71 Отдельно рассмотрим тезис о дальнейших действиях.
72 «Признавая важность осуществления обязательств, обсуждавшихся на Саммите, мы намерены активизировать обмены на высоком уровне и поручить старшим дипломатам реализацию нашего совместного видения партнерства XXI века», – сказано в заявлении [25].
73 Заметим, что конкретных решений на Саммите принято не было, обязательства «обсуждались», однако, как следует из текста, эти обязательства, равно как и «совместное видение партнерства», подлежат выполнению. Элемент обязательности присутствует.
74 Соединенные Штаты пошли дальше. В выступлении на открытии сессии 15 декабря Дж.Байден сообщил, что он «попросил одного из наших “великих дипломатов” – Джони Карсона – наблюдать за тем, как осуществляется то, что исходит от Саммита». «Он будет обеспечивать перевод наших обязательств на бумаге в прогресс, который люди смогут увидеть в своей повседневной жизни», – сказал президент [11].
75 Госдепартамент пояснил, что Администрация создает пост «Специального президентского представителя по имплементации Саммита США – Африка». Эта «высокая должность» позволит укрепившемуся партнерству проявлять себя не только на словах, но и на деле. Представитель президента будет «координировать усилия США и африканских правительств, гражданского общества, частного сектора и представителей диаспоры с целью обеспечить перевод важного диалога, который начался на Саммите, в долгосрочные действия». «Мы будем работать с широким кругом посредников» [26].
76 По понятным причинам, ни президент, ни Госдепартамент слово «решения» употреблять не могли. Формула об «имплементации того, что исходит от Саммита», звучит неуклюже. На наш взгляд, оптимальный вариант перевода слова «имплементация» на русский язык – это «воплощение».
77 Дж.Карсон – дипломат с 37-летним стажем. Ранее занимал пост помощника Госсекретаря по делам Африки, был послом США в Кении, Уганде и Зимбабве, работал в Ботсване, Мозамбике, Нигерии и Танзании [26].
78 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
79 Анализируя итоги Саммита, посол России в США А.Антонов пришел к выводу, что «задумка» Вашингтона использовать встречу, чтобы «настроить страны Африки против РФ, провалилась»4.
4. ИТАР-ТАСС. 23.12.2022. Политика: США-Россия-Африка-Посол.
80 Позволю себе посчитать это утверждение излишне категоричным. Не вызывает сомнений, что любая масштабная акция Вашингтона в Африке имеет антироссийскую направленность. Саммит не исключение. Однако, на наш взгляд, «задумка» на сей раз состояла в том, чтобы укрепить позиции США на континенте – за счет России в том числе – под личиной доброжелательного и беспристрастного партнера. Были приняты во внимание приверженность Африки политике неприсоединения и балансирования между соперничающими внешними акторами, неудавшиеся попытки перетянуть на свою сторону Афросоюз и большинство стран континента в вопросе об Украине.
81 Признаем, что, отказавшись от конфронтационных подходов и сосредоточившись на актуальных и реально интересующих Африку вопросах собственного и мирового развития, Администрация Дж.Байдена проявила гибкость и дальновидность, что позволило ей придать Саммиту конструктивный образ, набрать политические очки.

Библиография

1. President Biden’s Message to African Union Summit Participants Recorded. February 2, 2021. Aidred. February 5, 2021. https://lr.usembassy.gov/president-bidens-message-to-african-union-summit-participants/ (accessed 20.02.2021)

2. Biden Announces U.S.-Africa Summit for Mid- December. July 20, 2022. https://www.reuters.com/world/biden-announces-us-africa-summit-mid-december-2022-07-20/ (accessed 20.08.2022)

3. US Strategy Toward Sub-Saharan Africa. August 2022. Final. Pdf. https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/08/U.S.-Strategy-Toward-Sub-Saharan-Africa-FINAL.pdf (accessed 03.09.2022)

4. US-Africa Leaders Summit Overview. https://www.state.gov/africasummit/ (accessed 13.12.2022)

5. Here Are the Names of All 50 African Leaders Attending US-Africa Summit in Washington. Today News Africa. December 13, 2022. Simon Ateba. Chief White House Correspondent. https://todaynewsafrica.com/here-are-the-names-of-all-the-50-african-leaders-attending-the-u-s-africa-leaders-summit-in-washington/ (accessed 16.12.2022)

6. Background Press Call on the US-Africa Leaders Summit. December 8, 2022. https://www.whitehouse.gov/briefing-room/press-briefings/2022/12/08/background-press-call-on-the-u-s-africa-leaders-summit/ (accessed 11.12.2022)

7. US-Africa Leaders Summit Schedule. https://www.state.gov/africasummit/schedule/ (accessed 16.12.2022)

8. Remarks by President Biden at the US-Africa Business Forum. December 14, 2022. https://whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/12/14/remarks-by-president-biden-at-the-u-s-africa-business-forum/ (accessed 17.12.2022)

9. Remarks by President Biden and President Sall of the Republic of Senegal at the US-Africa Leaders Summit Dinner. December 14, 2022. https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/12/14/remarks-by-president-biden-and-president-sall-of-the-republic-of-senegal-at-the-u-s-africa-leaders-summit-dinner/ (accessed 18.12.2022)

10. Readout of Meeting Between President Joseph R.Biden Jr. with the Presidents of Democratic Republic of the Congo, Gabon, Liberia, Madagascar, Nigeria and Sierra Leone. December 15, 2022. https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/12/15/readout-of-meeting-between-president-joseph-r-biden-jr-and-the-presidents-of-the-democratic-republic-of-the-congo-gabon-liberia-madagascar-nigeria-and-sierra-leone/ (accessed 18.12.2022)

11. Remarks by President Biden at the US-Africa Leaders Summit Session on Partnering with Africa Union’s Agenda 2063. December 15, 2022. https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/12/15/remarks-by-president-biden-at-the-u-s-africa-summit-leaders-session-on-partnering-on-the-african-unions-agenda-2063/ (accessed 19.12.2022)

12. Remarks by President Biden at the US-Africa Leaders Summit Closing Session on Promotion Food Security and Food Systems Resilience. December 15, 2022. https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/12/15/remarks-by-president-biden-at-the-u-s-africa-leaders-summit-closing-session-on-promoting-food-security-and-food-systems-resilience/ (accessed 19.12.2022)

13. Remarks by Vice President Harris at the U.S.-Africa Leaders Summit African and Diaspora Young Leaders Forum. December 13. https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/12/13/remarks-by-vice-president-harris-at-the-u-s-africa-leaders-summit-african-and-diaspora-young-leaders-forum/ (accessed 17.12.2022)

14. Secretary Antony J.Blinken at a Press. December 15, 2022. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-at-a-press-availability-26/ (accessed 18.12.2022)

15. Secretary A.J.Blinken and Ghana President Nana Akufo-Addo Before their Meeting. Remarks. December 14, 2022. https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-and-ghanaian-president-nana-akufo-addo-before-their-meeting/ (accessed 15.12.2022)

16. Religious Freedom Designations. Press Statement. Antony J.Blinken. Secretary of State. December 2, 2022. https://www.state.gov/religious-freedom-designations-2/ (accessed 10.12.2022)

17. Fact Sheet: U.S.–Africa Partnership in Promoting Two-Way Trade and Investment in Africa. December 14, 2022. https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/12/14/fact-sheet-u-s-africa-partnership-in-promoting-two-way-trade-and-investment-in-africa/ (accessed 18.12.2022)

18. Readout of the African Growth and Opportunity Act. Ministerial Meeting During the US-Africa Leadership Summit. December 13, 2022. https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2022/december/readout-african-growth-and-opportunity-act-ministerial-during-us-africa-leaders-summit (accessed 19.12.2022)

19. Fact Sheet: US-Africa Partnership in Elevating Diaspora Engagement. December 13, 2022. https://whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/12/13/fact-sheet-u-s-africa-partnership-in-elevating-diaspora-engagement/ (accessed 18.12.2022)

20. Fact Sheet: U.S.-Africa Partnership in Promoting Peace, Security, and Democratic Governance. December 15, 2022. https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/12/15/fact-sheet-u-s-africa-partnership-in-promoting-peace-security-and-democratic-governance/ (accessed 19.12.2022)

21. Nigeria and Rwanda: First African Nations Sign the Artemis Accords. 13 December, 2022. https://www.state.gov/nigeria-and-rwanda-first-african-nations-sign-the-artemis-accords/ (accessed 18.12.2022)

22. Fact Sheet: U.S-Africa Partnership in Health Cooperation. December 13, 2022. https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/12/13/fact-sheet-u-s-africa-partnership-in-health-cooperation/ (accessed 20.12.2022)

23. Secretary Blinken at the Conservation, Climate Adaptation and Just Energy Transition Forum. December 13, 2022. https://www.state.gov/secretary-blinken-at-the-conservation-climate-adaptation-and-just-energy-transition-forum/ (accessed 21.12.2022)

24. Fact Sheet: US-Africa Partnership in Supporting Conservation, Climate Adaptation, and a Just Energy Transition. December 13, 2022. https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/12/13/fact-sheet-u-s-africa-partnership-in-supporting-conservation-climate-adaptation-and-a-just-energy-transition/ (accessed 21.12.2022)

25. Vision Statement for the US-Africa Partnership. December 15, 2022. https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/12/15/vision-statement-for-the-u-s-africa-partnerhip/#:~:text=Through%20our%20partnership%2C%20we%20will,with%20greater%20purpose%20than%20before (accessed 19.12.2022)

26. Statement: Special Presidential Representative for US-Africa Leaders Summit Implementation. 15 December 2022. https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/12/15/statement-special-presidential-representative-for-u-s-africa-leaders-summit-implementation/ (accessed 20.12.2022)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести