Незрелость как культурная ценность: культурно-социологическое исследование поклонников японских поп-звезд айдору
Незрелость как культурная ценность: культурно-социологическое исследование поклонников японских поп-звезд айдору
Аннотация
Код статьи
S032150750021136-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Какинь Оксана Игоревна 
Должность: Тьютор департамента востоковедения и африканистики
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Санкт-Петербург
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Выпуск
Страницы
65-73
Аннотация

данная статья описывает процесс любования незрелостью и анализирует его ключевые паттерны в рамках теории Эдгара Морена. Результаты позволяют предположить, что данный анализ открывает новую перспективу на японскую культуру.

Ключевые слова
любование незрелостью, фанатская культура, фанаты, айдору, современная японская культура
Классификатор
Получено
27.07.2022
Дата публикации
14.03.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
326
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Молодые артисты эстрады – айдору – являются одним из неотъемлемых символов японской массовой культуры и одним из столпов государственной программы Cool Japan, направленной на укрепление мягкой силы страны [1]. За последние десять лет первые строки в годовом рейтинге продаж музыкальных альбомов «Орикон» неизменно занимают айдору группы [2], их концерты проводятся в крупнейших стадионах, и ни один телевизионный канал не обходится без их постоянного участия в передачах и сериалах.
2 Однако человеку, сталкивающемуся с айдору впервые, такая их популярность может показаться странной, так как многие айдору не владеют навыками пения и танца на профессиональном уровне и отнюдь не все выделяются уникальной внешностью. Иными словами, они выглядят как артисты, находящиеся на полпути к профессиональной зрелости, но это не мешает им уже сейчас пользоваться большим успехом. Почему же эта незрелость не является помехой? С этого вопроса было начато это исследование, результат которого показал, что незрелость айдору — это не только не преграда на пути к успеху, но, наоборот, важный фактор в его достижении. Связано это с явлением «любования незрелостью», который видит незрелость не как недостаток, а как культурную ценность, которая не является уникальной только для поклонников айдору, а свойственна японской культуре в целом и проявляется во многих ее аспектах. В данной статье мы рассмотрим это явление на основе результатов культурно-социологического исследования японских фанатов айдору групп, состоящих в агентстве Johnny’s Entertainment.
3 Чтобы обозначить контекст данного исследования, сначала мы определим значение термина «айдору», а затем кратко опишем историю этого жанра с первого появления айдору во второй половине 1960-х годов. После этого, чтобы выделить особенности айдору, мы проанализируем ключевые отличия маркетинговой стратегии айдору от западных поп-звезд и, сделав сжатый обзор специализированной литературы, на примере фанатской культуры айдору определим феномен «любования незрелостью», который является главным вопросом данной статьи. После чего мы представим результаты качественного анализа исследовательских интервью с японскими поклонниками айдору, описав процесс любования незрелостью и проанализировав его ключевые паттерны в рамках теории Эдгара Морена [3].
4 История феномена айдору
5 Кто такие айдору, когда они появились и чем отличаются от других музыкантов эстрады? Заимствованным словом «айдору» стали обозначать молодых артистов эстрады после выхода французского фильма «Ищите идола» в 1964 году, героями которого были молодые музыканты [4]. В связи с этим, изначальное значение слова «идол» – предмет или статуя, которой поклоняются как божеству – было утеряно. В современной Японии слово «айдору» широко используются в двух смыслах [5]. Первый обозначает человека, чье обаяние превосходит его уровень мастерства. Например, гончар, чьи навыки ремесла еще недостаточно отточены, но молодость, привлекательная наружность и дружелюбный характер вызывают симпатию, может быть назван «айдору» от гончаров. Любопытно, что и в таком значении слово айдору ассоциируется с молодостью и незрелостью. Второе же значение этого слова – один из жанров музыкального шоу-бизнеса. Этот жанр состоит из групп молодых артистов, которые записывают музыку в жанре поп и исполняют ее в сопровождении групповой хореографии. Они дают концерты и ездят на гастроли, а также выступают на телевидении и снимаются в кино. Примерами таких групп являются Араси и AKB48.
6 Как сформировался жанр айдору? Начнем с истории женщин айдору. Телевизионное шоу «Сута: тандзё:» («Рождение звезды», 1972-1983), устраивающее публичные прослушивания для певцов и певиц, было одной из первых площадок, где айдору начинали свой путь к славе [4]. Одним из первых успешных коллективов было трио Сан-нин Мусумэ («Три молодые девушки»), появившееся в 1971 году, за которым последовали группы Candies и Pink Ladies. Впоследствии 1980-е стали золотым веком айдору, когда выступали легендарные артистки, такие как Мацуда Сейко и Койдзуми Кё:ко [4]. В то время женщины айдору чаще всего выступали сольно и были известны своими вокальными способностями, а телевидение было основной платформой для формирования известности.
7 В конце 1980-х в этой системе произошел сдвиг, когда Онянко курабу («Клуб котят»), женская группа с многочисленными участницами, была создана на ТВ-передаче Ю:якэ нян нян («Закат мяу мяу») [6]. Концепт передачи состоял в том, что студентки университета участвовали в прослушивании, чтобы появиться на шоу и получить возможность овладеть навыками, необходимыми айдору. Успешные участницы в дальнейшем дебютировали в составе уже существующей группы Онянко курабу. Таким образом, зрители впервые получили возможность посмотреть, как выглядит процесс создания звезды изнутри, а также проследить весь путь будущей айдору от прослушивания до дебюта. Для достижения успеха участницы должны были показать, что они готовы упорно трудиться, однако уровень их профессиональных навыков не играл большого значения, что усилило идею, что для айдору важно обаяние и трудолюбие, а не навыки.
8 Онянко курабу также стал первым коллективом, который использовал так называемую «систему выпуска»: старшие члены группы постепенно «выпускались» и покидали группу, а их место занимали только-только дебютировавшие участницы [6]. Таким образом, состав группы постоянно обновлялся, не меняя названия или концепта. Эта система позже была принята группой AKB48, а после нее и многими другими женскими коллективами.
9 1990-е годы называют «ледниковым периодом» в истории айдору, поскольку растущая популярность рок-музыки и появление большого числа новых рок-групп, а также упадок музыкальных ТВ-передач разрушили благоприятные условия, в которых процветали айдору 1980-х годов [6]. Однако в конце 1990-х на ТВ-передаче ASAYAN была создана новая группа под названием Morning Мусумэ («Morning девушки»), у которой была новая концепция трансляции полного процесса обучения айдору на телевидении. Зрители могли наблюдать, как улучшаются навыки участниц как на сцене, так и за ее пределами [6, pp. 208-210].
10 В конце 2000-х произошел второй бум женских айдору групп с появлением AKB48. У этой группы, созданной продюсером Онянко курабу, была новая революционная концепция: «айдору, с которыми можно встретиться лично» [7]. В отличии от айдору 1980-х, которые были топ-звездами, которых можно было увидеть в живую лишь на концертах, участницы AKB48 предоставили фанатам много возможностей встретиться с ними лично: мероприятия для поклонников, где можно было обменяться рукопожатием со своей любимой участницей и получить автограф, выступлениях на маленьких театральных сценах, а также прямое общение через интернет. Концепция оказалась чрезвычайно успешной, и теперь многие женские группы, в особенности так называемые «андерграунд» айдору группы, реализуют аналогичную концепцию.
11 Еще одним характерным качеством AKB48 является унаследованная от Онянко курабу система ротации, в которой старшие участницы «выпускаются» из группы, а новые участницы присоединяются к ней. Еще одной характерной чертой являются так называемые «всеобщие выборы»: поклонники голосуют за свою любимую участницу, что формирует рейтинг популярности всех участниц. В свою очередь, этот рейтинг определяет их положение в период работы над следующей песней группы (сколько строк в песне и экранного времени в музыкальном клипе получит каждая участница, на какой позиции будет танцевать и т.д.) При этом, участница, занявшая первое место, становится «центром группы» — она получает право находится в центре хореографии, поет припев, отвечает на интервью, представляя группу, и т.п. Естественно, поклонники хотят, чтобы именно их любимая участница стала «центром», поэтому они принимают активное участие в голосовании. Чтобы получить право голоса, нужно купить один компакт-диск с песней группы — правило, которое во многом способствовало миллионным продажам компакт-дисков AKB48 и принесло как похвалу, так и критику со стороны музыкальной индустрии [8].
12 Хотя сейчас AKB48 не так популярна, как несколько лет назад, эта группа по-прежнему является своего рода стандартом того, какой должна быть женская айдору группа, и все остальные группы подчеркивают свою индивидуальность, сравнивая себя с ней. Например, самая коммерчески успешная на данный момент группа Ногидзака46 была создана тем же агентством в качестве «официального конкурента AKB48», подчеркнув все отличия, которые у нее были с предшественницей.
13 После успеха AKB48 было сформировано множество других женских айдору групп, что привело к диверсификации женщин айдору и создало оптимальные условия для их дальнейшего процветания.
14 История мужчин айдору в Японии очень отличается от истории женщин айдору, поскольку в течение очень долгого времени Johnny's Entertainment — агентство, которое выпускало самые коммерчески успешные мужские группы с момента своего основания в 1960-х годах — обладало абсолютной монополией в индустрии [9]. Среди их артистов находятся такие легендарные группы как S.M.A.P. и Араси, а также многие другие. В этом агентстве будущих айдору отбирают не через телевизионные передачи или публичные конкурсы, а через закрытые прослушивания, проводимые агентством. У них нет свойственной женским группам системы «выпуска», нет ротации участников или добавления новых участников в уже созданные группы, а мероприятия, где можно лично с ними встретиться и получить автограф, чрезвычайно редки. Несмотря на то, что артисты этого агентства всегда много появлялись на телевидении и в журналах, до недавнего времени существовала строгая граница между публичной и частной жизнью айдору, где им запрещалось использовать социальные сети.
15 Доминирование Johnny's Entertainment в последнее время пошатнулось, так как наблюдается всплеск популярности «андеграунд» групп, которые не часто появляются в основной медиа, но используют социальные сети для прямого общения с фанатами и предоставляют фанатам множество возможностей для личных встреч [10].
16 Отличие маркетинговой стратегии айдору от западных аналогов
17 Чтобы выявить особенности японских айдору, проанализируем отличия их маркетинговой стратегии от западных поп-звезд. Первое заметное отличие в том, что на Западе, за небольшим исключением, эстрадные артисты занимаются только музыкальной деятельностью, в то время как айдору также снимаются в кино, играют в театре, ведут телевизионные передачи и радио шоу. Поскольку айдору занимаются сразу многими разными видами деятельности, не удивляет, что они не могут поддерживать одинаково высокие профессиональные навыки во всех этих видах деятельности. Таким образом, связь между популярностью и талантом может быть не такой прямолинейной, как у западных исполнителей.
18 Следующее отличие в том, что западные музыканты как правило не скрывают свою личную жизнь и афишируют свои романтические отношения. В Японии же среди всех публичных лиц не принято разглашать свои отношения до заключения брака, однако от айдору требуют еще большей строгости: любые слухи о романтических связях считаются скандалами и могут нанести большой урон их карьере.
19 Еще одно большое отличие в том, что хотя на Западе многие эстрадные исполнители дебютируют еще подростками, как и айдору, в таком случае они стараются показать публике, что, несмотря на свой юный возраст, они уже опытные, взрослые и привлекательные, в то время как айдору, наоборот, пытаются создать и сохранить как можно дольше юный неопытный образ.
20 Подводя итог, можно заключить, что современная маркетинговая стратегия айдору отличается от западной модели тем, что айдору это «мастера на все руки» шоу-бизнеса, которые сохраняют юный и невинный имидж, «незапятнанный» романтическими скандалами.
21 Возможные причины
22 Почему такая маркетинговая стратегия работает в случае Японии? В специализированной литературе есть несколько предположений касательно причин успеха айдору. Одно из них заключается в том, что айдору продают поклонникам не музыку, а образ идеального возлюбленного или возлюбленной, поэтому самое главное для них — это создать привлекательный, но достижимый образ, который стал бы основой для фантазии фанатов [11]. Поклонники осознают, что айдору это всего лишь фантазия, созданная телевидением, но они все равно наслаждаются ей, так как она безопасна. Таким образом, частые появления на телевидении и в другой медиа это необходимое условие для увеличения числа фантазирующих поклонников, а реальные навыки вокала или хореографии не важны. Именно поэтому айдору должны быть мастерами на все руки, чтобы появляться в наибольшем количестве медиа, и сохранять невинный имидж, чтобы не вызвать ревность фанатов.
23 Другая теория рассматривает айдору как «живых персонажей», таких же как, например, Hello Kitty, для которых музыка это всего лишь форма выражения, способ оживления этих персонажей [12]. Если персонаж пришелся по душе публике, айдору будет популярен, поэтому важны не навыки, а характер.
24 Не обязательно высокий уровень навыков айдору также объясняют тем, что они являются, в первую очередь, живыми моделями, по образу которых молодежь формирует свои представления о том, как нужно выглядеть, вести себя, какого придерживаться образа жизни, и какие иметь вкусы и взгляды. Таким образом, их музыкальная карьера лишь платформа для трансляции этой информации [4], и ее технический уровень не играет роли.
25 Таким образом, очевидно, что специализированная литература не отрицает профессионально незрелый уровень айдору как артистов, однако объясняет их успех особыми условиями индустрии или особенностями роли айдору, которые не требуют отточенных навыков. Однако, данное исследование показало, что незрелость айдору не является негативным или нейтральным фактором на пути к успеху, а является одним из ключевых условий, необходимых для обретения популярности. Мы объясняем это явлением «любования незрелостью».
26 Когда незрелость — это плюс
27 Мы определяем любование незрелостью как социально-культурное явление, которое представляет собой совокупность ценностей, взглядов и практик, которые отдают предпочтение процессу роста и развития, а не достигнутому результату; молодости, невинности, неопытности, несовершенству и другим качествам, ассоциируемым с незрелостью.
28 Японские поклонники айдору хорошо знают, что их кумиры не всегда имеют высокий профессиональный уровень, однако это не только не уменьшает привлекательности айдору в их глазах, но, наоборот, придает им очарования, потому что фанаты получают удовольствие, наблюдая за процессом развития их кумиров и любуясь их незрелостью. Поклонникам нравится смотреть, как юный артист, который сперва робел на сцене и сбивался во время пения, постепенно превращается в уверенного известного исполнителя благодаря тяжелому упорному труду и поддержке верных фанатов.
29 Таким образом, если западные артисты привлекают поклонников своей зрелостью и мастерством, то японские айдору вызывают у фанатов желание поддержать их, демонстрируя свою незрелость и рвение развиваться.
30 При таком определении может показаться, что мы критикуем уровень мастерства японских айдору по сравнению с западными артистами. Также японское слово «незрелый» (未熟, мидзюку) бесспорно имеет негативные коннотации. Однако, во-первых, мы хотим оговориться, что целью данного исследования не является объективная оценка уровня мастерства кого бы то ни было, мы оцениваем маркетинговую стратегию айдору и западных звезд. Даже при поверхностном знакомстве с айдору культурой ясно, что айдору не преподносятся как певцы высокого класса, в то время как западные исполнители подчеркивают свой талант (не важно, обладают ли они мастерством в действительности или нет). Во-вторых, данное исследование не рассматривает «незрелость» как негативный фактор, заслуживающий критики или осуждения, а, наоборот, как важный фактор для того, чтобы завоевать сердца поклонников.
31 Агентства, занимающиеся созданием и маркетингом айдору, осознают это явление и стратегически создают условия, в которых поклонники могут наблюдать за процессом роста айдору и участвовать в их «воспитании». Так, в вышеупомянутом Johnny’s Entertainment существует система Johnny’s Jr. [9]. Так называют всех артистов, принадлежащих этому агентству, которые еще не совершили официальный дебют. Во время подготовки к дебюту они обучаются танцам и вокалу, выступают как танцоры на концертах старших групп, участвуют в спектаклях и появляются в ТВ-передачах. Благодаря этому, фанаты могут наблюдать процесс развития юных артистов и видеть в реальном времени, как те становятся все более умелыми и начинают приобретать популярность. Таким образом, поклонники отслеживают весь путь айдору от вступления в агентство до дебюта и могут любоваться их незрелостью и развитием.
32 Чтобы детально изучить этот процесс, мы провели исследование японских фанатов айдору.
33 Метод исследования
34 Для изучения явления любования незрелостью были проведены формальные полуструктурированные исследовательские интервью с японскими поклонниками айдору.
35 В качестве респондентов были выбраны женщины любого возраста, являющиеся поклонницами артистов, принадлежащих агентству Johnny’s Entertainment. Это связано с тем, что в данный момент в индустрии существует большое количество разнообразных типов айдору, но отразить это разнообразие в рамках одного исследования не представляется возможным или целесообразным. В связи с этим, было принято решение сузить предмет исследования до одного широко известного и распространенного типа айдору. Поскольку это агентство является одним из крупнейших в индустрии и много лет фактически имело монополию на то, как создаются, продаются и работают мужские айдору группы, создав определенный стандарт, мы считаем его репрезентативным для данного исследования. Исходя из того, что артисты этого агентства мужчины, а их целевой аудиторией являются женщины, мы выбрали в качестве респондентов поклонниц.
36 Данные интервью были качественно проанализированы в компьютерной программе MAXQDA на основе системы кодирования Grounded Theory [13].
37 Ключевые паттерны процесса любования незрелостью
38 В результате анализа данных интервью с поклонниками было выявлено несколько паттернов в поведении фанатов, которые помогают улучшить понимание процесса любования незрелостью.
39 Во-первых, было обнаружено, что фанаты не предают большого значения уровню вокала, хореографии или актерской игры их кумиров. Респонденты часто озвучивали идею, что тем, кто ищет высокого уровня исполнения, стоит переключиться на оперных певцов, танцоров балета и актеров театра, а не ждать такого же уровня профессионализма от айдору. Однако была незрелость, на которую они обращали внимание, и которая была важна для них, — это незрелость, связанная с навыками, характерными только для профессии айдору. То есть способности умело общаться с фанатами, шутить на телевизионных шоу, поддерживать дружелюбный имидж и чистую репутацию – это способности, незрелость которых оценивалась фанатами как имеющая значение. Таким образом, качество вокала или хореографии действительно не связаны напрямую с уровнем успеха айдору, а незрелость, которой любуются фанаты — это незрелость навыков, специфичных айдору.
40 Во-вторых, было выяснено, что незрелость айдору не обязательно воспринимается позитивно. Иными словами, в глазах поклонников есть «хорошая» и «плохая» незрелость. Хорошая незрелость придает айдору очарования и воспринимается поклонниками как милая (かわいい, каваии). Например, когда юный артист старается изо всех сил выполнить сложный номер, но нервничает и ошибается, тогда он выглядит милым для фанатов, и они не только не ругают его за ошибки, но, наоборот, хотят еще больше его поддержать и подбодрить, видя, как он тяжело работает. Таким образом, хорошая незрелость — это не незрелость, которая возникает из-за того, что вы не прилагаете усилий, а незрелость, когда вы изо всех сил пытаетесь стать лучше, но не можете сделать это хорошо, потому что у вас еще недостаточно опыта.
41 Многие респонденты также говорили, что айдору выглядят милыми, когда непринужденно общаются с ровесниками за кулисами или ведут себя в соответствии со своим юным возрастом. То есть, мы можем проследить связь юный – незрелый – милый в сознании поклонников.
42 С другой стороны, плохая незрелость — это незрелость, возникающая из-за безответственности и нежелания трудиться. Согласно словам респондентов, она проявляется в том, что артисты опаздывают, не прикладывают усилий, чтобы стать лучше, невежливо говорят со старшими, неуважительно относятся к поклонникам, не следят за тем, чтобы сохранить чистую репутацию. Такая незрелость воспринимается фанатами как негативная и не является предметом любования.
43 Таким образом, существуют различные типы незрелости айдору: фанаты критикуют плохую незрелость и ценят хорошую.
44 В-третьих, было обнаружено, что фанаты, которые долгое время поддерживали одного и того же артиста и наблюдали за его ростом и увеличением популярности, начинают чувствовать, что они сами «воспитали» своего кумира. Видя, как артист, на которого они «положили глаз» еще в юном возрасте и в поддержку которого они вложили много времени, средств и усилий, достиг успеха и популярности, поклонники чувствовали радость и гордость. То есть, «воспитание», «взращивание» айдору это один из факторов, который сильно привлекает фанатов и является одним из удовольствий, свойственных фанатской деятельности.
45 Однако незрелость, как и юность, не может длится вечно. Четвертым паттерном, обнаруженным данным исследованием, является «переезд» фанатов с «созревших» айдору на более незрелых. Многие респонденты рассказали, что они перестали поддерживать кумиров, которые достигли слишком большой популярности и стали казаться им слишком далекими, и стали поддерживать кого-то более юного и непопулярного. Иными словами, когда рост и развитие айдору завершаются, любование незрелостью становится невозможным, в связи с чем фанаты меняют объект любования и начинают поддерживать артиста, у которого еще есть большой запас незрелости.
46 Еще одним паттерном, обнаруженном в ходе исследование, стал взгляд фанатов, то, с какой перспективы они смотрят на айдору и в каких отношениях с ним видят себя.
47 Как было упомянуто ранее, айдору часто воспринимают как образ идеальных возлюбленных для своих поклонников, считая, что они продают им не музыку, а романтическую фантазию. Именно из-за этого айдору не могут афишировать свою частную жизнь, иначе они рискуют вызвать ревность у фанатов. Если исходить из такой точки зрения, то тогда взгляд фанатов, направленный на айдору, должен быть взглядом возлюбленного, а отношения с ним – романтическими (пусть и исключительно в фантазиях поклонников). Действительно, участники данного исследования сообщили, что есть айдору, на которых они смотрят с такой перспективы. Однако, было обнаружено, что помимо такой перспективы, есть еще одна – перспектива родителя. При этом, любование незрелостью происходит именно с этой перспективы, а не с перспективы возлюбленного.
48 Некоторые респонденты смотрели на своих любимых айдору как на своих детей: они радовались их успехам, переживали за них и желали им самого лучшего так, как будто артисты были их детьми, а не артистами, чьи услуги они потребляют. Например, описывая чувства, которые они испытывали, видя, как их любимый артист дебютирует после многих лет в Johnny’s Jr, они использовали выражения «была горда как мать» или «чувствовала печаль, которую чувствуют родители, когда птенец покидает гнездо». При этом особенно удивительно, что описанная перспектива родителя не была свойственна только взрослым поклонницам, у которых есть дети, а присутствовала и у тех участниц исследования, кто был в реальности младше своих кумиров и не только не имел детей, но был еще слишком молод, чтобы задумываться о детях. Это наводит на мыль, что внутри фанатской культуры айдору из Johnny’s Entertainment существует сложившаяся модель поведения, которая нормализует такой взгляд на артистов, что позволяет и более юным поклонницам использовать слова «мать», «материнский инстинкт», «воспитание», описывая свои отношения с айдору, которые могут быть значительно старше их.
49 Подводя итог вышесказанному, данное исследование обнаружило пять ключевых паттернов в поведении фанатов айдору. Они любуются «хорошей» незрелостью, связанной с неопытностью и недостатком навыков, специфических для жанра айдору, а не с незрелостью навыков вокала или хореографии, и не с незрелостью, проявляющейся в безответственном поведении. Чем дольше они любуются незрелостью конкретного айдору, тем сильнее у них возникает ощущение, что они внесли вклад в «воспитание» их кумира, на которого они смотрят не как на фантазийного идеального возлюбленного, а как на фантазийного сына. Когда же айдору преодолевает свою незрелость и становится популярным, они перестают его поддерживать и переключаются на нового, более юного и незрелого айдору и повторяют весь процесс с самого начала. Таким образом в контексте фанатской культуры айдору формируется процесс любования незрелостью. В следующей части представлен теоретический анализ особенностей этого процесса.
50 Айдору как новый тип звезды
51 Как было уже упомянуто, долгое время было принято рассматривать отношения между айдору и их фанатами как отношения между теми, кто продает иллюзию идеального возлюбленного, и теми, кто ее покупает и потребляет. В последнее время более распространена трактовка этих отношений как связи между спонсируемым артистом и патроном, который его растит и «воспитывает». В результате данного исследования было выяснено, что у такого «воспитания» очень сильна окраска традиционных семейных ролей, поэтому этот аспект отношений близок к связи родителя и ребенка. Также, при дальнейшем анализе стало ясно, что в настоящий момент эти два аспекта отношений не являются взаимоисключающими. Иными словами, фанаты могут в один момент видеть кумира как идеального возлюбленного, а в другой – как сына, которого они «воспитывают», или видеть одного айдору как возлюбленного, а другого – как сына. Более того, было обнаружено, что именно эта двойственность отношений, эта разница между ними и является одним из ключевых факторов, привлекающих фанатов к айдору.
52 Такая двойственность в сущности звезд была впервые озвучена французским философом Эдгаром Мореном [3], изучавшим звездную систему Голливуда 1950-х годов. Проанализировав разные аспекты феномена кинозвезд, он пришел к выводу, что их притягательность для публики заключается в их двойственности. Сравнивая их с полубогами Древнегреческой мифологии, такими как Геракл, которые являются одновременно детьми и людей и богов, Морен определил, что звезды имеют похожую двойственность: близкие к народу простые люди с одной стороны, но далекие и недостижимые кумиры с другой. Например, на большом киноэкране они выглядят как идеальные люди, которыми простой человек никогда не сможет стать или которых не сможет понять, но в интервью модному журналу они могут упомянуть, что они как и все страдают от жары или часто забывают вещи, вызвав у поклонников чувство близости и облегчения: «Они такие же как мы».
53 Сопоставив эту теорию с результатами настоящего исследования, айдору также можно определить как звезд с двойственностью полубога. Человеческий аспект включает в себя качества, свойственные ребенку: неопытность и незрелость, невинность и детскость. В то время как божественный аспект включает в себя качества, ожидаемые от идеального возлюбленного: недостижимость, опытность и умелость. Таким образом, привлекательная для поклонников двойственность звезд реализуется через баланс между этими двумя аспектами. Отличие от описываемых Мореном звезд в том, что человеческая сторона айдору реализуется именно через их незрелость.
54 Подводя итог, можно сделать вывод, что в настоящий момент айдору представляют собой новый тип звезды, чья уникальность заключается в том, что они проявляют свою человеческую сторону, демонстрируя фанатам свою незрелость, юность и неопытность. Фанаты же, в свою очередь, получают большое удовольствие, потребляя незрелость айдору и процесс их роста и «воспитания» как продукт.
55 Незрелость как культурная ценность
56 В настоящей статье был рассмотрен феномен любования незрелостью на примере фанатской культуры японских айдору. Было установлено, что именно он позволяет айдору стать новым типом звезды, а также, что он является одним из факторов, привлекающих поклонников. Таким образом, можно сказать, что в определенном контексте незрелость – это не недостаток, а ценность. Ограничивается ли этот контекст только айдору и их фанатами?
57 Если посмотреть на японскую культуру шире, можно обнаружить и другие области, имеющие условия, которые позволяют любоваться незрелостью. Например, у поклонников сумо есть возможность наблюдать рост начинающих борцов на специализированных турнирах, а любители традиционного театра но могут любоваться выступлениями юных актеров, отслеживая развитие их мастерства с самых ранних лет. И те и другие поклонники получают удовольствие, определяя, кто из талантливых новичков станет будущим чемпионом или мастером, и наблюдая за их прогрессом.
58 Другой контекст, где любование незрелостью может иметь место – это школьный спорт. Во всех странах юные спортсмены из школьных спортивных секций соревнуются в национальных чемпионатах, но в Японии таким соревнованиям уделяется невероятно большое публичное внимание: их транслируют по центральным каналам наравне с крупнейшими мировыми чемпионатами, а имена победителей становятся известны по всей стране. Возможно, одна из причин такой популярности заключается в том, что юношеский спорт имеет идеальные условия для любования «хорошей» незрелостью: болельщики могут наблюдать в реальном времени, как юные спортсмены изо всех сил стараются победить и улучшают свои навыки от игре к игре, не всегда справляясь идеально, но показывая свою детскую невинность и очарование. Именно на этих соревнованиях проявляют себя спортсмены, которые в будущем войдут в профессиональные лиги, а значит, у поклонников есть возможность сделать ставку и угадать, кто же из них станет будущей звездой спорта.
59 Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что любовь к незрелости в фанатской культуре айдору — не особый феномен, а одна из культурно-социологических ценностей японского общества. К сожалению, явление любования незрелостью не было изучено в специализированной литературе, поэтому на данном этапе можно лишь построить гипотезу, что и в других областях японской культуры проявляется явление любования незрелостью, а подтвердить ее предстоит дальнейшим исследованиям. Однако, уже можно сказать, что данный анализ открывает потенциально новую перспективу на японскую культуру.

Библиография

1. McLelland M. (ed.) 2017. The End of Cool Japan. Ethical, legal, and cultural challenges to Japanese popular culture. Routledge.

2. Oricon News. ランキング:年間 アルバムランキング 2021年度. (Ranking: Yearly Album Ranking 2021 vesrion). (In Jap.). https://www.oricon.co.jp/rank/ja/y/2021/ (accessed 10.07.2022)

3. Morin E. (Howard R. translation). 2005. The Stars. University of Minnesota Press, Minneapolis, London.

4. Aoyagi H. 2020. Islands of eight million smiles: idol performance and symbolic production in contemporary Japan. Brill.

5. Katsuki Takashi. 2014. 「アイドル」の読み方: 混乱する「語り」を問う. (Understanding “Aidoru”: questioning confusing “stories”. Sekyuusha) (In Jap.).

6. Oota Shouichi. 2011.アイドル進化論 南沙織から初音ミク、AKB48まで. (Evolution theory of idols From Minami Saori to Hatsune Miku, AKB48. Chikuma Shobou). (In Jap.).

7. Tanaka Hidetomi. 2010. AKB48の経済学. (Economics of AKB48. Asahi Shinbun Shuppan.) (In Jap.).

8. Sakai Masayoshi. 2014. アイドル国富論 : 聖子・明菜の時代からAKB・ももクロ時代までを解く. (Theory of state enrichment by idols: from the era of Seiko and Akina to the era of AKB and MomoKuro. Touyou Keizai Shinbunsha.) (In Jap.).

9. Oota Shouichi. 2016. ジャニーズの正体 : エンターテインメントの戦後史. (The real face of Johnnies: History of entertainment after the Second World War. Futabasha). (In Jap.).

10. Tanaka Touko. 2019. 多様化する男性アイドル: 若手俳優・ボーイズグループ・王子たち. (Diversification of male idols: young actors, boys’ groups, princes. Eureka. №51 (18)). (In Jap.).

11. Inamasu Tatsuo. 1989. アイドル工学. (Engineering of idols. Chikuma Shobou). (In Jap.).

12. Ogawa Hiroshi. 1988.音楽する社会. (Society that does music. Keisou Shobou). (In Jap.).

13. Strauss A.L. Corbin J.M. 1998. Basics of qualitative research: techniques and procedures for developing grounded theory. Sage Publications.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести