СЫН ЗА ОТЦА (НЕ) ОТВЕЧАЕТ? ХОРОШИЕ И ДУРНЫЕ ДЕТИ В ГОМЕРОВСКОМ ЭПОСЕ
СЫН ЗА ОТЦА (НЕ) ОТВЕЧАЕТ? ХОРОШИЕ И ДУРНЫЕ ДЕТИ В ГОМЕРОВСКОМ ЭПОСЕ
Аннотация
Код статьи
S0321-03910000375-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Страницы
3-14
Аннотация
В статье анализируется архаический мотив противостояния сына и отца в гомеровском эпосе. Путем разбора релевантных контекстов «Илиады» и «Одиссеи» (прежде всего, применительно к Ахиллу и Телемаху) показывается, как в них, с одной стороны, сохраняется архаическое представление о молодом герое как своего рода новой ипостаси отца (что выражается в том числе и в его имени), а с другой, как в эпосе сглаживаются (но тем не менее присутствуют в подтексте) все традиционные мотивы, связанные с противостоянием отцов и детей. Поскольку такое противостояние является неизбежным следствием героического действия, активность героя влечет за собой нарушение сыновнего долга, а по-настоящему «достойным» сыном оказывается тот персонаж, кто полностью или на время оказывается пассивным.
Ключевые слова
героический эпос, эпический герой, мифология, фольклор, этимология, отец, сын, «Илиада», «Одиссея», эпический цикл
Классификатор
Дата публикации
05.01.2015
Всего подписок
1
Всего просмотров
566
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf

Библиография



Дополнительные библиографические источники и материалы

Боура С.М. 2002: Героическая поэзия. М.

Веселовский А.Н. 2006: Избранное: Историческая поэтика. М.

Данек Г. 2011: Эпос и цитаты: изучая источники "Одиссеи". Ч. 1. М.

Леви-Строс К. 2001: Структурная антропология. М.

Лотман Ю.М., Минц З.Г. 1981: Литература и мифология // Семиотика. Труды по знаковым системам. Тарту, 13, 35–55.

Мелетинский Е.М. 1984: Об архетипе инцеста в фольклорной традиции (особенно в героическом мифе) // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 57–62.

Пропп В.Я. 1958: Русский героический эпос. М.

Austin N. 1969: Telemachus Polymechanos // California Studies in Classical Philology. 2, 45–63.

Avery H. 1998: Achilles’ Third Father // Hermes. 126, 389–397.

Bakker E. 2013: The Meaning of Meat and the Structure of the Odyssey. Cambr.

Benardete S. 2008: The Bow and the Lyre. A Platonic Reading of the Odyssey. Lanham.

Bremmer J. 1983: The Importance of Maternal Uncle and Grandfather in the Archaic and Classical Greece and Early Byzantium // ZPE. 50, 173–186.

Bremmer J. 2014: Interpretations of Greek Mythology. Oxf.–N.Y.

Cairns D. 1993: Aid.s: The Psychology and Ethics of Honour and Shame in Ancient Greek Literature. Oxf.

Clarke H.W. 1963: Telemachus and the Telemacheia // AJPh. 84, 129–145.

Clarke H.W. 1989: The Art of the Odyssey. Bristol–Wauconda.

Crotty K. 1994: The Poetics of Supplication: Homer’s Iliad and Odyssey. Ithaca (NY).

Danek G. 1998: Epos und Zitat. Untersuchungen zu den Quellen der Odyssee. Wien.

Eckert Ch. 1963: Initiatory Motifs in the Story of Telemachus // CJ. 59.2, 49–57.

Edwards A. 1985: Achilles in the Odyssey. Ideologies of Heroism in the Homeric Epic. Königstens.

Falkner T.M. 1995: The Poetics of Old Age in Greek Epic, Lyric, and Tragedy. L.

Felson N. 1999: Paradigms of Paternity: Fathers, Sons and Athletic/Sexual Prowess in Homer’s Odyssey // Euphrosyne. Studies in Ancient Epic and its Legacy in Honor of Dimitris N. Maronitis. Stuttgart, 89–98.

Felson N. 2002: Threpthra and Invincible Hands: the Father–Son Relationship in Iliad 24 // Arethusa. 35, 35–50.

Fernandez-Galiano M. 1990: A Commentary on Homer’s Odyssey. V. 3: Commentary to Books XVII–XXIV. Oxf.

Finlay R. 1980: Patroklos, Achilles and Priamus: Fathers and Sons in the Iliad // Classical World. 73, 267–273.

Greene T. 1963: The Descent from Heaven: a Study in Epic Continuity. New Haven.

Heath J. 2001: Telemachus πεπνυμένος: Growing into an Epithet // Mnemosyne. 54, 129–157.

Heiden B. 2008: Homer’s Cosmic Fabrication: Choice and Design in the Iliad. Oxf.

Held G. 1987: Phoenix, Agamemnon and Achilleus: Parables and Paradeigmata // CQ. 37, 245–261.

Hooker J. 1989: Homer, Patroclus, Achilles // Symbolae Osloenses. 64, 30–35.

Jensen M.S. 1980: The Homeric Question and the Oral-Formulaic Theory. Copenhagen.

Jones P. 1988: The κλέος of Telemachus: Odyssey 1.95 // AJPh. 109, 496–506.

Kamptz H. von 1982: Homerische Personennamen. Sprachwissenschaftliche und historische Klassifikation. Göttingen.

Letoublon F. 2010: T.l.maque est-il le fi ls d’Ulysse? // Gaia. 13, 137–152.

Macleod C. 1982: Homer. Iliad. Book XXIV. Cambr.

Martin R. 1989: The Language of Heroes: Speech and Performance in the Iliad. Ithaca (NΥ).

Mills S. 2000: Achilles, Patroclus and Parental Care in Some Homeric Similes // G&R. 47, 3–18.

Moreau A. 1992: Odyss.e, XXI, 101–139. L’examen de passage de T.l.maque // L’initiation. Actes du colloque international de Montpellier, 11–14 avril 1991, I. Les rites d’adolescence et les myst.res. Montpellier, 93–104.

Olson D. 1995: Blood and Iron. Stories and Storytelling in Homer’s Odyssey. Leiden.

Perradotto J. 1990: Man in the Middle Voice: Name and Narration in the Odyssey. Princeton.

Petropoulos J. 2011: Kleos in a Minor Key: the Homeric Edication of a Little Prince. Cambr. (MA)–L.

Pratt L. 2007: The Parental Ethos of the Iliad // Constructions of Childhood in Ancient Greece and Italy. Athens, 25–40.

Rank O. 1909: Der Mythus von der Geburt des Helden. Leipzig–Wien.

Redfi eld J. 1975: Nature and Culture in the Iliad: the Tragedy of Hector. Chicago.

Richardson N. 1996: The Iliad: A Commentary. Vol. 6: Books 21–24. Cambr.

Risch E. 1981: Namensdeutung und Worterkl.rungen bei den .ltesten griechischen Dichtern // Risch E. Kleine Schriften. B.–N.Y.

Said S. 2011: Homer and the Odyssey. Oxf.

Schadewaldt W. 1966: Iliasstudien. B.

Schein S. 1984: The Mortal Hero: an Introduction to Homer’s Iliad. Berkeley–Los Angeles.

Schofi eld M. 2001: Euboulia in the Iliad // Oxford Readings in Homer’s Iliad. Oxf., 220–259.

Sulzberger M. 1926: ΟΝΟΜΑ ΕΠΩΝΥΜΟΝ. Les noms propres chez Hom.re et dans la mythologie grecque // REG. 39, 381–447.

Thalmann W.G. 1998: The Swineherd and the Bow: Representations of Class in the Odyssey. Ithaca (ΝΥ).

West S. 1990: A Commentary on Homer’s Odyssey. Vol. 1: Introduction and Commentary to Books I–VIII. Oxf.

Wöhrle G. 1999: Telemachs Reise. V.ter und S.hne in Ilias und Odyssee oder ein Beitrag zur Erforschung der M.nnlichkeitsideologie in der homerischen Welt. G.ttingen.

Zajko V., O’Gorman E. 2013: Classical Myth and Psychoanalysis: Ancient and Modern Stories of the Self. Oxf.

Zanker G.1996: The Heart of Achilles. Characterization and Personal Ethics in the Iliad. Ann Arbor.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести