- Код статьи
- S023620070019072-6-
- DOI
- 10.31857/S023620070019072-6
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 33 / Выпуск №1
- Страницы
- 7-30
- Аннотация
Научная обзорная статья посвящена, с одной стороны, анализу литературы по проблемам критического мышления и псевдонауки, с другой —выявлению особенностей критического мышления в качестве примера научного мышления и инструмента, в свою очередь, критики псевдонауки. Авторы исходят из установки, сформулированной ими еще в докладе 1998 года, в соответствии с которой критическое мышление можно трактовать как единство логики и антропологии. Развитие такого подхода к проблемам критического мышления приводит их к выводу, что оно выступает инструментом как интеллектуального, так и нравственного развития личности. Показывается, что понятие критического мышления в последние годы присутствует не только в зарубежном и отечественном научно-образовательном дискурсе, но и в других предметных областях: в публичных высказываниях политиков, экономистов, юристов и даже религиозных деятелей и представителей армии. В статье проводится мысль о том, что повышение общественной востребованности критического мышления связано, в частности, с погружением современного человека во множество информационных потоков, включая информацию фейкового характера. В связи с этим авторами вводится понятие «стриминговое мышление» как ориентированное на быстрое получение информации, на информационный поток, который движется без остановки и по отношению к которому не возникает желания остановиться, проанализировать его, задать вопросы. Особое внимание обращается на то, что критическое мышление — это самостоятельная ценность общества, которую можно рассматривать в трех взаимосвязанных измерениях: как философскую концепцию, как вытекающую из нее методологическую установку и как учебную дисциплину (либо самостоятельную, либо встроенную в преподавание других дисциплин). По литературе, представленной в библиографии к статье, анализируются каждое из этих измерений. В разделе, непосредственно посвященном критическому мышлению в связи с псевдонаукой, дается обзор различных подходов к проблеме демаркации и определению понятия псевдонауки, а также работ, в которых специально рассматривается вопрос о роли критического мышления в решении проблем распознавания и борьбы с псевдонаукой и фейками в науке (таких очень немного, авторам статьи удалось найти два зарубежных учебных пособия на эту тему). Показывается, что исследование такого сложного феномена, как псевдонаука, невозможно без использования инструментария критического мышления. Представленный в статье аналитический обзор сравнительно небольшой (на фоне огромного списка статей и книг на данную тему) части работ по критическому мышлению и его роли в решении вопроса разграничения науки и псевдонауки, свидетельствует о том, что данная проблематика крайне актуальна как для отечественных, так и зарубежных исследований.
- Ключевые слова
- критическое мышление, псевдонаука, проблема демаркации, научное мышление, рефлексивное мышление, логика, антропология, научно-образовательный дискурс, стриминговое мышление
- Дата публикации
- 14.03.2022
- Год выхода
- 2022
- Всего подписок
- 15
- Всего просмотров
- 2379
Библиография
- 1. Алямкина В.А. Технология развития критического мышления через призму метода «Шесть шляп мышления» // Новые технологии в образовании. Материалы XVI Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. 2014. С. 10‒20.
- 2. Alyamkina V.A. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya cherez prizmu metoda «Shest' shlyap myshleniya» [Critical Thinking Development Technology through the Prism of “the Six Thinking Hats method”]. Novye tekhnologii v obrazovanii. Materialy XVI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Tsentr nauchnoi mysli Publ., 2014. P. 10‒20.
- 3. Бажанов В.А., Конопкин А.М. О классификации подходов к определению псевдонауки: традиции и новации // Эпистемология & философия науки. 2012. Т. XXXI, № 1. C. 174‒191.
- 4. Bazhanov V.A., Konopkin A.M. O klassifikatsii podkhodov k opredeleniyu psevdonauki: traditsii i novatsii [On the Classification of Approaches to the Definition of Pseudoscience: Traditions and Innovations]. Epistemology & Philosophy of science. Vol. XXXI, N 1. P. 174‒191.
- 5. Боброва А.С. Критическое мышление или логика? //Логико-философские штудии. 2018. Т. 16, № 3. С. 200‒216.
- 6. Bobrova A.S. Kriticheskoe myshlenie ili logika? [Critical Thinking or Logic?]. Logiko-filosofskie shtudii. 2018. Vol. 16, N 3. P. 200‒216.
- 7. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация: Сб. статей / под общ. ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. Калининград: изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. С. 29‒35.
- 8. Bryushinkin V.N. Kriticheskoe myshlenie i argumentatsiya [Critical Thinking and Reasoning]. Kriticheskoe myshlenie, logika, argumentatsiya: Sb. statei, ed. by V.N. Bryushinkin, V.I. Markin. Kaliningrad: Kaliningrad State Univ. Publ., 2003. P. 29‒35.
- 9. Грифцова И.Н. Логика как теоретическая и практическая дисциплина. К вопросу о соотношении формальной и неформальной логики. М.: Эдиториал УРСС, 1998.
- 10. Griftsova I.N. Logika kak teoreticheskaya i prakticheskaya distsiplina. K voprosu o sootnoshenii formal'noi i neformal'noi logiki [Logic as a Theoretical and Practical Discipline. On the Question of the Relationship between Formal and Informal Logic]. Moscow: Editorial URSS Publ., 1998.
- 11. Грудзинская Е.Ю. Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // Вестн. ННГУ. 2005. Выпуск 1(6). С. 181‒188.
- 12. Grudzinskaya E.Yu. Pedagogicheskaya tekhnologiya «Razvitie kriticheskogo myshleniya cherez chtenie i pis'mo» v podgotovke spetsialistov [Pedagogical Technology “Development of Critical Thinking through Reading and Writing” in the Training of Specialists]. Vestnik NNGU. 2005. Vol. 1(6). P. 181–188.
- 13. Дьюи Дж. Педагогика и психология мышления / пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997.
- 14. Dewey J. Pedagogika i psikhologiya myshleniya [How We Think]. Transl. from Engl. by N.M. Nikol'skaya. Moscow: Sovershenstvo Publ., 1997.
- 15. Жаббаров В.А., Волошина Т.В. Формирование критического мышления при выполнении служебно-боевых задач // Наука. Технологии. Инновации. Сборник научных трудов в 9 частях. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. технич. ун-та, 2018. С. 169‒173.
- 16. Zhabbarov V.A., Voloshina T.V. Formirovanie kriticheskogo myshleniya pri vypolnenii sluzhebno-boevykh zadach [Formation of Critical Thinking when Performing Service and Combat Missions]. Nauka. Tekhnologii. Innovatsii. Sbornik nauchnykh trudov in 9 vol. Novosibirsk: Novosibirsk State Univ. Publ., 2018. P. 169‒173.
- 17. Жогова И.Г., Кузина Е.В. Развитие критического мышления в контексте профессионально-ориентированного обучения студентов высшей школы // Язык и культура. 2017. № 38. С. 227‒239.
- 18. Zhogova I.G., Kuzina E.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya v kontekste professional'no-orientirovannogo obucheniya studentov vysshei shkoly. [Development of Critical Thinking in the Context of Vocationally Oriented Teaching of High School Students]. Yazyk i kul'tura. 2017. N 38. P. 227‒239.
- 19. Кант И. Уведомления о расписании лекций на зимнее полугодие 1765/66 г. // Кант И. Сочинения в 8 т. Т. 2. / пер. с нем. М. Левиной М.: Чоро, 1994а. С. 191‒202.
- 20. Kant I. Uvedomleniya o raspisanii lektsii na zimnee polugodie 1765/66 g. [Winter Semester Lecture Notifications 1765/66], transl. from Germ. by M. Levina. Kant I. Sochineniya: v 8 t. [Works: in 8 vol.]. Vol. 2. Moscow: Choro Publ., 1994а. P. 191‒202.
- 21. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Сочинения в 8 т. Т. 7 / пер. с нем. М. Левиной. М.: Чоро, 1994. С. 137‒376.
- 22. Kant I. Antropologiya s pragmaticheskoi tochki zreniya [Anthropology from a Pragmatic Point of View], transl. from Germ. by M. Levina. Kant I. Sochineniya: v 8 t. [Works: in 8 vol.]. Vol. 7. Moscow: Choro Publ., 1994б. P. 137‒376.
- 23. Майнбергер Г.К. Единый разум и многообразие рациональностей / пер. с нем. Абросимовой Т. М. // Вопросы философии. 1997. № 9. С. 57‒65.
- 24. Mainberger G.K. Edinyi razum i mnogoobrazie ratsional'nostei [One Mind and a Variety of Rationalities], transl. from Germ. by T.M. Abrosimova. Voprosy filosofii. 1997. N 9. P. 57‒65.
- 25. Паскаль Б. Мысли / пер. с франц. О. Хомы. М.: REFL – book, 1994.
- 26. Pasсal B. Mysli. [Thoughts], transl. from French by O. Khoma. Moscow: REFL – book Publ., 1994.
- 27. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. II. М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992а.
- 28. Popper K.R. Otkrytoe obshchestvo i ego vragi [Open Society and its Enemies]. Vol. II. Moscow: Mezhdunarodnyi fond “Kul'turnaya initsiativa”Publ., 1992а.
- 29. Поппер К.Р. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992б. № 10. C. 65‒75.
- 30. Popper K.R. Logika sotsial'nykh nauk [The Logic of the Social Sciences]. Voprosy filosofii. 1992b. N 10. P. 65–75.
- 31. Псевдонаучное знание в современной культуре: материалы круглого стола // Вопросы философии. 2001. № 6. С. 3‒31.
- 32. Psevdonauchnoe znanie v sovremennoi kul'ture: materialy kruglogo stola [Pseudoscientific Knowledge in Modern Culture: Materials of the Round Table]. Voprosy filosofii. 2001. N 6. P. 3‒31.
- 33. Сорина Г.В. Критическое мышление и неформальная логика в контексте ХХ Всемирного философского конгресса // Вестник Российского философского общества. 1998. № 4 (8). С. 23‒26.
- 34. Sorina G.V. Kriticheskoe myshlenie i neformal'naya logika v kontekste XX Vsemirnogo filosofskogo kongressa [Critical Thinking and Informal Logic in the Context of the XX World Congress of Philosophy]. Vestnik Rossiiskogo filosofskogo obshchestva. 1998. N 4(8). P. 23–26.
- 35. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского ун-та. Серия 7: Философия. 2003. № 6. С. 98–111.
- 36. Sorina G.V. Kriticheskoe myshlenie: istoriya i sovremennyi status [Critical Thinking: the History and Modern Status]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 7: Filosofiya. 2003. N 6. P. 98‒111.
- 37. Сорина Г.В., Грифцова И.Н. Критическое мышление: логика и антропология // Тезисы доклада международного семинара «Антропология с современной точки зрения». Дополнительный выпуск. Калининград: Калининградский госуд. ун-т, 1998. С. 8‒9.
- 38. Sorina G.V., Griftsova I.N. Kriticheskoe myshlenie: logika i antropologiya [Critical Thinking: Logic and Anthropology]. Tezisy doklada mezhdunarodnogo seminara «Antropologiya s sovremennoi tochki zreniya». Dopolnitel'nyi vypusk. Kaliningrad, Kaliningrad State Univ. Publ., 1998. P. 8‒9.
- 39. Суханова Н.П. «Логика и критическое мышление»: установки кампусного курса // Проблемы современного образования. 2019. № 6. С. 15‒20.
- 40. Sukhanova N.P. Logika i kriticheskoe myshlenie: ustanovki kampusnogo kursa [Logic and Critical Thinking: Campus Course Settings]. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019. N 6. P. 15‒20.
- 41. Терно С.А. Эволюция идеи: рефлексивное мышление – критическое мышление – метакогнитивное развитие // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.nauka.ru/2013/10/3900 (дата обращения: 20.06.2021).
- 42. Terno S.A. Evolyutsiya idei: refleksivnoe myshlenie – kriticheskoe myshlenie – metakognitivnoe razvitie [Idea Evolution: Reflexive Thinking ‒ Critical Thinking - Metacognitive Development]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2013. N 10. [Electronic resource]. URL: https://human.nauka.ru/2013/10/3900 (date of access: 20.06.2021).
- 43. Тягло А.В., Воропай Т.С. Критическое мышление: Проблема мирового образования XXI века. Харьков: Ун-т внутр. дел, 1999.
- 44. Tyaglo A.V., Voropai T.S. Kriticheskoe myshlenie: Problema mirovogo obrazovaniya XXI veka [Critical Thinking: The Problem of World Education in the 21st Century]. Kharkiv: Kharkiv Univ. of Internal Affairs Publ., 1999.
- 45. Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия // Инновации в образовании. 2007. № 4. С.30‒47.
- 46. Fedorov A.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya v mediaobrazovanii: osnovnye ponyatiya [Development of Critical Thinking in Media Education: Basic Concepts]. Innovatsii v obrazovanii. 2007. N 4. P. 30‒47.
- 47. Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология // Educational Technology & Society. 2006. 9(4). С. 284‒292.
- 48. Shakirova D.M. Formirovanie kriticheskogo myshleniya uchashchikhsya i studentov: model' i tekhnologiya [Formation of Critical Thinking in Pupils and Students: Model and Technology]. Educational Technology & Society. 2006. 9(4). P. 284‒292.
- 49. Abrami P.C., Bernard R.M., Borokhovski E. et al. Strategies for Teaching Students to Think Critically: A Meta-analysis. Review of Educational Research. 2015. N 85(2). P. 275–314.
- 50. An A to Z of Critical Thinking, B. Black (ed.) London, Continuum International Publishing Group, 2012.
- 51. Bailin Sh. Critical and Creative Thinking. Informal Logic. 1987. N IX(1). P. 23–30.
- 52. Chi-Ming L. Is Popper’s Falsificationist Heuristic a Helpful Resource for Developing Critical Thinking? Critical Thinking and Learning, M. Mason (ed.). Blackwell Publishing, 2008. P. 93‒108.
- 53. Critical Rationalism and Educational Discourse. G. Zecha (ed). Rodopi B.V., Amsterdam-Atlanta, GA, 1999.
- 54. Dawes G.W. Identifying Pseudoscience: A Social Process Criterion. Journal for General Philosophy of Science. 2018. Vol. 49. P. 283–298.
- 55. Dewey J. How we think. D. C. Heath & Co., Publishers Boston ‒ New York‒ Chicago, 1910.
- 56. Ennis R. Critical thinking assessment. Theory Into Practice. 1993. N 32 (3). P. 179‒186.
- 57. Ennis R. Critical Thinking: Reflection and Perspective. Part I. Inquiry: Critical Thinking across the Disciplines. SPRING. 2011. Vol. 26, N 1. P. 4–18.
- 58. Fernandez-Beanato D. The Multicriterial Approach to the Problem of Demarcation. Journal for General Philosophy of Science. 2020. Vol. 51(3). P. 375–390.
- 59. Hale E.S. A Critical Analysis of Richard Paul’s Substantive Transdisciplinary Conception of Critical Thinking. Cincinnati, Ohio: Union Institute & University, 2008.
- 60. Halpern D.F. Teaching Critical Thinking for Transfer Across Domains: Disposition, Skills, Structure Training, and Metacognitive Monitoring. American Psychologist. 1998. N 53(4). P. 449–455.
- 61. Hansson S.O. Defining Pseudoscience and Science. Philosophy of Pseudoscience. M. Pigliucci, M. Boudry (eds). Chicago, London: The University of Chicago Press, 2013. P. 61–78.
- 62. Hitchcock D. Critical Thinking as an Educational Ideal. On Reasoning and Argument: Essays in Informal Logic and on Critical Thinking. Dordrecht: Springer, 2017. P. 477–497.
- 63. Lack G. W., Rousseau J. Critical Thinking, Science, and Pseudoscience. Why We Can’t Trust Our Brains. New York: Springer Publishing Company, 2016.
- 64. Lipman M., Matthew S.K. Critical Thinking–What Can It Be? Analytic Teaching. 1987. N 8(1). P 5–12.
- 65. Mason M. Critical Thinking and Learning. Critical Thinking and Learning, M. Mason (ed.). Blackwell Publishing, 2008. P. 1–11.
- 66. May A. J. Pseudoscience and Science Fiction. Springer International Publishing. Switzerland, 2017.
- 67. McPec J.E. Critical thinking and education. New York: St. Martin's Press, 1981.
- 68. Paul R. W. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990.
- 69. Paul R., Elder L. Critical Thinking: The Art of Socratic Questioning. Journal of Developmental Education. 2007. Vol. 31, N 1. P. 36–37.
- 70. Paul R., Elder L., Bartell T. California Teacher Preparation for Instruction in Critical Thinking: Research Findings and Policy Recommendations. State of California, California Commission on Teacher Credentialing, Sacramento, CA, 1997.
- 71. Paul R., Elder L. The Critical Thinking Reading and Writing Test. Publisher: Foundation for Critical Thinking, 2006.
- 72. Re/Thinking Critical Thinking: The Seductions of Everyday Life. Studies in Philosophy and Education. Springer, 2015. P. 27–40.
- 73. Ruminski H. J., Hanks W. E. Critical thinking lacks definition and uniform evaluation criteria. Journalism and Mass Education Educator. 1997. N 50(3). P. 144–151.
- 74. Scriven M., Paul R. W. Defining Critical Thinking, 8th Annual International Conference on Critical Thinking and Education Reform, Summer 1987. National Council for Excellence in Critical Thinking.
- 75. Smith J. C. Pseudoscience and Extraordinary Claims of the Paranormal. A Critical Thinkers Toolkit. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010.