Участие в глобальных цепочках добавленной стоимости: стратегия России и Китая (на примере светодиодного производства)
Участие в глобальных цепочках добавленной стоимости: стратегия России и Китая (на примере светодиодного производства)
Аннотация
Код статьи
S020736760018683-0-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Волкова Катерина  
Аффилиация: РЭУ им. Г.В. Плеханова
Адрес: г. Москва, Россия
Выпуск
Страницы
76-88
Аннотация

Существует несколько теорий, с точки зрения которых в научной литературе принято рассматривать участие страны в глобальных цепочках стоимости (ГЦС). Сторонники неоклассического подхода утверждают, что участие в цепочке само по себе приносит выгоду. Концепция «экономического продвижения» требует участия институтов развития. К настоящему моменту накопилась масса эмпирических исследований, критикующих и тот, и другой подходы. В данной работе рассмотрены ГЦС светодиодных светильников, которые представлены на российском рынке. Выявлены препятствия для увеличения добавленной стоимости, с которыми сталкивается Россия на каждом этапе. Главной проблемой отечественных компаний в данной отрасли является невозможность ценовой конкуренции с китайскими производителями. В работе представлен обзор мер, примененных Китаем для развития светодиодной отрасли. Из рассмотренного примера следует, что целью стратегии Китая является не просто увеличение добавленной стоимости, присваиваемой на отдельных этапах производства, а утверждение своего доминирования в данной цепочке. Эта задача решается путем установления контроля над ее центральным звеном и последующего переноса всех остальных звеньев производства на свою территорию.

Ключевые слова
глобальные цепочки добавленной стоимости, модернизация экономики, светотехника
Классификатор
Получено
17.02.2022
Дата публикации
18.02.2022
Всего подписок
14
Всего просмотров
729
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S020736760018683-0-1 Дата внесения исправлений в статью - 17.02.2022
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Butollo F., & Ten Brink T. (2017). A great leap? Domestic market growth and local state support in the upgrading of China’s LED lighting industry // Global Networks. 18(2). Р. 285–306. DOI:10.1111/glob.12160.

2. Constantinescu C., Mattoo A., & Ruta M. (2019). Does vertical specialisation increase productivity? // The World Economy. 42. Р. 2385–2402.

3. Degain, Christophe & Meng, Bo & Wang, Zhi. Recent trends in global trade and global value chains – 2017.

4. Dindial M., Clegg J., & Voss H. (2020). Between a rock and a hard place% a critique of economic upgrading in global value chains // Global Strategy Journal. DOI:10.1002/gsj.1382.

5. Gereffi G., J. Humphrey and T. Sturgeon. (2005). “The Governance of Global Value Chains” // Review of International Political Economy. 12 (1): 78–104.

6. Gereffi G. The Organization of Buyer-Driven Global Commodity Chains: How US Retailers Shape Overseas Production Networks in Commodity Chains and Global Capitalism - Westport - Praeger - 1994.

7. Guangdong Government (2012). [Announcement on promotion of the LED lighting product in Guangdong], Guangdong Department of Science and Technology, available at: www.gdstc.gov.cn/HTML/zwgk/zcfg/swszfzc/13384487901147272489475123473558.html.

8. Lopez-Gonzalez J. (2016). Using foreign factors to enhance domestic export performance: A focus on Southeast Asia (OECD Trade Policy Papers, No. 191) // Paris: OECD Publishing.

9. LEDinside (2014d) ‘Chinese Government evaluating LED lighting subsidies’, 20 June, available at: www. ledinside.com/news/2014/6/chinese_government_evaluating_led_lighting_ subsidies.

10. Milberg W., & Winkler D. (2011). Economic and social upgrading in global production networks: Problems of theory and measurement // International Labour Review, 150(3-4), 341–365. DOI:10.1111/j.1564-913x.2011.00120.x

11. Milberg W. & Winkler, Deborah. (2010). Outsourcing economics: Global value chains in capitalist development. Outsourcing Economics: Global Value Chains in Capitalist Development. 1-349. 10.1017/CBO9781139208772.

12. Pahl Stefan & Timmer, Marcel. (2019). Do Global Value Chains Enhance Economic Upgrading? A Long View. The Journal of Development Studies. 56. 1-23. 10.1080/00220388.2019.1702159.

13. Rodrik D. (2018). New Technologies, Global Value Chains, and the Developing Economies. Pathways for Prosperity Commission Background Paper Series; no. 1. Oxford. United Kingdom/

14. Selwyn B, Leyden D. Oligopoly-driven development: The World Bank’s Trading for Development in the Age of Global Value Chains in perspective. Competition & Change. March 2021. DOI:10.1177/1024529421995351

15. Shih S. (1996). "Me-too is not my style: Challenge difficulties, break through bottlenecks, create values". Taipei: The Acer Foundation.

16. Suwandi Intan, Value Chains: The New Economic Imperialism

17. Virey E. and E. Cohen-Laroque (2013) ‘LED lighting progress means business’, iLED, 9, 17-19, available at: http://luxfit.fr/fichiers_site/a2674lux/contenu_pages/AC_iLED_Octo ber2013_Web.pdf.

18. WANG, Lijun & Yu, Y. & Jialong, Xie. (2018). Technological Innovation and LED Lighting Industry Development in China. Light and Engineering. 26. 174-179. 10.33383/2018-144.

19. World Development Report 2020. Trading for Development in the Age of Global Value Chains. URL: https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2020 Дата обращения 11.11.2021.

20. Yuqing Xing. How the iPhone Widens the U.S. Trade Deficit with China: The Case of the iPhone X. Front. Econ. China. 2020. 15(4): 642‒658 https://doi.org/10.3868/s060-011-020-0026-8

21. Андрей Мартынов рассказывает зачем GS Group запускает производство светодиодов в Калининграде, Youtube-канал DriveLED. URL: https://www.youtube.com/watch?v=rjfwC9TsGHQ&t=245s. Дата обращения 11.11.2021.

22. Бухгалтерский баланс АО «Концерн «Энергомера» на 31.12.2018 URL: http://www.energomera.com/uploads/files/1565252717_energomera_gbo_2018%20%D0%B3.pdf. Дата обращения 11.11.2021.

23. Годовой отчет 2019 г. АО «Концерн «Энергомера» URL: http://energomera.com/uploads/files/2020_go4.pdf Дата обращения 11.11.2021.

24. Красивая история нанотехнологий разбилась о рынок. Коммерсант 16.12.2015 URL: https://www.kommersant.ru/doc/2876822. Дата обращения 11.11.2021.

25. Монокристалл. История компании URL: https://www.monocrystal.ru/about-us/history/ Дата обращения 11.11.2021.

26. Одноблюдов М.А. 07.06.2021, с 1, личный архив автора.

27. ООО ПК «Клевер» URL: https://www.bl-g.ru/production/proizvodstvennaya-kompaniya-klever/ooo-pk-klever/. Дата обращения 11.11.2021.

28. Рудис А. 01.06.2021, с.1, личный архив автора.

29. Толкачев С.А., Тепляков А.Ю. Национальная промышленная компетентность и глобальные цепочки стоимости: методологический инструментарий макроэкономического анализа // ЭВР. 2021. № 2 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-promyshlennaya-kompetentnosti-globalnye-tsepochki-stoimosti-metodologicheskiy-instrumentariy-makroekonomicheskogo (дата обращения: 13.01.2022).

30. Устюжанина Е.В., Дементьев В.Е., Евсюков С.Г. Проблемы распределения власти и экономической ренты в сетях создания стоимости // Экономика и математические методы. 2020. Т. 56. № 1. С. 5-17.

31. Филипенко Е. 30.06.2021, с. 1, личный архив автора. Что даёт вступление в АПСС? URL:http://www.russia-led-ssl.ru/o-np-pss/chto-dayot-vstuplenie-v-apss/ Дата обращения 11.12.2021.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести