VIII Научная школа молодых ученых ИИЕТ РАН «Формальные и неформальные институции в развитии науки»
VIII Научная школа молодых ученых ИИЕТ РАН «Формальные и неформальные институции в развитии науки»
Аннотация
Код статьи
S020596060024534-9-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Синельникова Елена Федоровна 
Аффилиация: Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН
Адрес: Санкт-Петерубрг, Университетская наб., д. 5
Захарчук Полина Александровна
Аффилиация: Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН
Адрес: Москва, ул. Балтийская, д. 14
Выпуск
Страницы
218-222
Аннотация

                                           

Классификатор
Получено
30.03.2023
Дата публикации
31.03.2023
Всего подписок
13
Всего просмотров
212
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 С 17 по 21 октября 2022 г. на базе Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН проходила VIII Научная школа молодых ученых ИИЕТ РАН «Формальные и неформальные институции в развитии науки». Тематика школы позволила обратиться к изучению различных вопросов истории научного сообщества и эффективности взаимодействия внутри корпорации ученых через анализ механизмов возникновения формальных и неформальных институтов.
2 Участие в школе принимали 43 молодых ученых – научных сотрудников, аспирантов и магистрантов из ведущих научных и образовательных центров России, Азербайджана, Беларуси и Германии. Участники представляли 21 научное и образовательное учреждение: СПбФ ИИЕТ РАН, ИИЕТ РАН, Коми научный центр УрО РАН, Российский государственный гуманитарный университет, Институт всеобщей истории РАН и др.
3 Школа молодых ученых открылась приветствием Героя России, члена-корреспондента РАН Ю. М. Батурина и приветственным выступлением директора СПбФ ИИЕТ РАН Н. А. Ащеуловой. Структура учебного блока школы включала в себя три составляющих: лекции и мастер-классы ведущих специалистов в области истории науки и техники, тематические секции, а также учебные экскурсии в музейные, научные и образовательные центры Санкт-Петербурга.
4 Для участников школы были проведены четыре мастер-класса. В первом из них «Формальные и неформальные институции: системный подход», который был проведен Ю. М. Батуриным, рассматривалась методология системного анализа для работы с понятиями «неформальный институт» и «формальный институт». На мастер-классе директора Школы исследований окружающей среды и общества (Антропошкола), руководителя сетевого исследовательского центра «Человек, природа, технологии» А. Н. Сорокина (ТюмГУ) анализировался кейс Антропошколы Тюменского государственного университета как пример организации и развития научно-образовательной институции в области environmental humanities (гуманитарно-экологические исследования).
5 Мастер класс Н. И. Кузнецовой (ИИЕТ РАН) был посвящен истории Московского методологического кружка советского философа и методолога Г. П. Щедровицкого (1929–1994), для реконструкции которой использовался метод автоинтервью. Здесь также обсуждалась проблема дефиниции научной школы в современных исследованиях по социальной истории науки. В фокусе внимания мастер-класса «Формальные и неформальные научные сообщества Санкт-Петербургского университета (XIX – начало ХХ в.)» Е. А. Ростовцева (Институт истории СПбГУ) был процесс вхождения молодого поколения историков в науку в рамках социальных практик, связанных с деятельностью формальных и неформальных институций исторической науки. Именно в этом контексте рассматривалась деятельность научных обществ, в том числе студенческих, и кружков, основным местом деятельности которых являлся Санкт-Петербургский (Петроградский) университет.
6 В рамках школы была проведена открытая лекция «Научно-образовательная политика России в 1990– 2020-е годы» М. В. Грибовского (ТГУ), в которой на основе социологических данных были представлены актуальные проблемы научно-образовательной политики, а также анализировалась история взаимоотношений ученых и власти в последние тридцать лет. Результаты своих научных исследований молодые ученые-участники школы презентовали на пяти секциях. На первой из них – «Международное научное сотрудничество: исторический аспект», – модераторами которой выступали Т. И. Ульянкина (ИИЕТ РАН) и заместитель директора СПбФ ИИЕТ РАН С. В. Шалимов, были заслушаны четыре доклада. Наибольшее внимание в ходе работы секции было уделено истории советско-французских взаимоотношений в  области естественных наук. Им были посвящены следующие доклады: Е. С. Хабловой (СПбФ ИИЕТ РАН) «Рецепция научного наследия Н. И. Вавилова Андре-Жоржем Одрикуром в контексте зарождения этноботаники во Франции», Е. А. Ванисовой (ИИЕТ РАН) «Формы сотрудничества советских биологов с Линнеевским обществом Лиона», А. В. Собисевича (ИИЕТ РАН) «Международное географическое сотрудничество по проектам “Альпы – Кавказ” и “Кавказ – Стара-Планина”».
7 В рамках работы секции «Формальные / неформальные научные коммуникации» были заслушаны четыре доклада, два из которых были посвящены истории научных коммуникаций в XVII в., а остальные – проблемам современной истории науки. Модерировали заседание секции Н. И. Кузнецова и В. А. Куприянов (СПбФ ИИЕТ РАН). Особенный интерес вызвало выступление Г. В. Шпака (УрФу / ИВИ РАН) «Образ научных сообществ в английской утопии XVII в. На примере трактата М. Кавендиш “Пылающий мир”», в котором это произведение было рассмотрено с точки зрения истории науки. Его перевод с английского языка был осуществлен и издан молодым исследователем самостоятельно. В совместном докладе А. Ю. Саркисовой и Д. О. Дунаевой (ТГУ) «Структурно-сетевые особенности российского сообщества научных волонтеров “Люди науки”» на основе социологических данных был проанализирован феномен любительской науки в России.
8 В ходе работы секции «Дисциплинарные структуры в науке», модераторами которой были заведующий отделом истории физико-математических наук ИИЕТ РАН К. В. Иванов и А. А. Федорова (СПбФ ИИЕТ РАН), обсуждались вопросы истории отдельных научных институтов, дисциплин и исследовательских направлений. Так, востоковедению был посвящен доклад Н. А. Нуриева (Институт истории науки НАН Азербайджана) «Исторические следы развития криптографии в арабских источниках в свете исследований по востоковедению в России», буддологии – доклад А. Ф. Железнова (Институт востоковедения РАН) «Из истории буддологии в России». Вопросы истории медицины рассматривались в докладе К. С. Барабановой (СурГУ / ТюмГУ) «Популяризация санитарно-гигиенических сведений в Омске в конце XIX – начале XX века». Интересная страница истории отечественной астрономии освещалась в докладе Г. Радулеску (Берлинский технический университет) «Исследования советских ученых в рамках поиска внеземного разума в 1960-х гг.». Несмотря на разнообразие рассматриваемых в докладах вопросов, участникам секции удалось проследить закономерности процесса институционализации научных дисциплин.
9 В рамках работы секции «Формальные институции в истории науки» состоялись два заседания, первое из которых модерировали О. А. Валькова (ИИЕТ РАН) и П. А. Захарчук (ИИЕТ РАН), второе – Т. И. Юсупова (СПбФ ИИЕТ РАН) и заведующий сектором истории Академии наук и научных учреждений СПбФ ИИЕТ РАН А. Ю. Скрыдлов. Основное внимание докладчиков было уделено истории Российской академии наук, ее научным структурам и исследовательским институтам, а также истории университетской науки. Целый ряд докладов был посвящен истории лабораторий как места производства научного знания. Среди них можно выделить выступления Е. Ю. Жаровой (СПбФ ИИЕТ РАН) «Биологические станции университетов на рубеже XIX–XX вв.» и Н. В. Никифоровой (СПбФ ИИЕТ РАН) «Формальные и неформальные места производства научного знания. Становление лаборатории».
10 Состоялись два заседания секции «Неформальные институции в истории науки», руководили которыми заведующая отделом гуманитарных междисциплинарных исследований с группой «Научный архив» ФИЦ Коми НЦ УрО РАН А. А. Бровина и ученый секретарь СПбФ ИИЕТ РАН Е. Ф. Синельникова. Тематика представленных докладов была весьма широкой, она включала рассмотрение деятельности таких неформальных институций, как научные общества, научные семьи, кружки, научные школы, в которых дружеские и семейные связи тесно сплетались с образованием и социализацией их членов. Развиваясь параллельно с официальными, эти неформальные институции являлись местом встречи и обсуждения широкого круга научных и социально-культурных проблем представителями самых разных областей знания. В докладах О. В. Марасановой (ПГНИУ) «Его создали в ПГУ: неформальные практики в организации вычислительного центра в Пермском государственном университете» и М. В. Платоновой (Политехнический музей) «Формальные и неформальные направления деятельности Политехнического музея по истории науки и техники» была сделана попытка изучения того, как неформальные институции влияют на функционирование учреждений. В выступлении И. В. Созинова (ИИЕТ РАН) «Роль неформальных институций в продвижении “научной продукции” О. Б. Лепешинской» на основе источниковедческого анализа определялись материалы, отражающие неформальные связи биолога.
11 Для участников Школы молодых ученых были организованы учебные экскурсии. В первый день работы школы ее участники посетили историческое здание Российской академии наук на Университетской набережной. Специфике хранения и работы с историческими источниками были посвящены экскурсии в Российском государственном архиве Военно-морского флота и в Институте восточных рукописей РАН. Для освещения проблем использования в историко-научных и историко-технических исследованиях вещественных источников была организована экскурсия по Горному музею, в котором представлена богатая коллекция не только по минералогии и геологии, но и по истории металлургии и палеонтологии. Знакомство с вещественными источниками по истории науки было продолжено во время экскурсии по новой постоянной экспозиции «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний» Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Здесь участников школы приветствовал директор музея, член-корреспондент РАН А. В. Головнёв.
12 Завершилась экскурсионная программа посещением Музея академика И. П. Павлова в Колтушах. Экскурсанты побывали в историческом здании Лаборатории экспериментальной генетики высшей нервной деятельности, так называемой Старой лаборатории, на первом этаже которой в настоящее время представлена выставка современного искусства под названием «Новая антропология», посвященная нейрофизиологии, генетике, биофизике и когнитивистике. Она была создана благодаря экспериментальному сотрудничеству ученых Института физиологии им. И. П. Павлова РАН и российских художников, работающих в области art & science, медиа-арта, саунд-арта. Экспозиция на втором этаже здания, где в летнее время проживала семья Павлова, посвящена пребыванию ученого в Колтушах, его научной работе и увлечениям. Здесь экспонируются мемориальные предметы: мебель, картины, личные вещи ученого и членов его семьи. Участникам экскурсии показали сохраненную в здании Старой лаборатории звуконепроницаемую камеру для исследования условных рефлексов на собаках 1937 г. постройки. В целом следует отметить, что хорошо подготовленная экскурсионная программа расширила историко-научный и общекультурный кругозор участников школы.
13 Доклады участников VIII Научной школы молодых ученых ИИЕТ РАН были положены в основу статей, опубликованных в специальном выпуске международного ежегодника «Проблемы деятельности ученого и научных коллективов»1.
1. Проблемы деятельности ученых и научных коллективов. СПб: «Скифияпринт», 2022. Вып. 8 (38).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести