Почтовая и электрическая связь как предмет научного-технического партнерства между Советским Союзом и странами восточного блока в 1960–1980-е гг.
Почтовая и электрическая связь как предмет научного-технического партнерства между Советским Союзом и странами восточного блока в 1960–1980-е гг.
Аннотация
Код статьи
S020596060021330-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Миркин Владимир Викторович 
Аффилиация: Томский государственный университет
Адрес: г. Томск, пр. Ленина, 34
Выпуск
Страницы
99-108
Аннотация

В статье рассматривается проблематика межгосударственного научно-технического сотрудничества в сфере почтовых и электрических коммуникаций, осуществлявшегося между странами социалистического содружества в послевоенный период. Базовой площадкой такого партнерства являлась Организация сотрудничества социалистических стран в области электрической и почтовой связи (ОСС) – в ее рамках реализовывались наиболее значимые, масштабные проекты в сфере телеграфно-телефонной, почтовой и радиосвязи. Позднее к работе ОСС присоединилась Комиссия Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) по сотрудничеству в области электрической и почтовой связи (КЭПС), а также частично Международная организации космической связи «Интерспутник». Коммуникационная инфраструктура стран социалистического содружества находилась на разных ступенях развития: каждая из них имела свои размер, масштаб и структуру, уникальный комплекс техники и технологий, кадровую и административноуправленческую специфику. Эффективное использование международных сегментов системы электросвязи являлось общей стратегической задачей стран социалистического блока и по возможности учитывало национальные интересы всех входивших в данный блок стран. Подчеркивается, что стремительное развитие технологий, обусловленное начавшейся научно-технической революцией в электросвязи, выдвигало на передний план вопросы оперативного управления и рациональной эксплуатации международных сегментов систем связи социалистических государств, такие как выработка единых инструкций, технических требований, методических подходов, единая автоматизация и тарификация международной сети и др. Вместе с тем, несмотря на свою значимость в качестве инфраструктурного элемента экономики, система связи так и не вошла в список приоритетных направлений межгосударственного социально-экономического сотрудничества.

Ключевые слова
электросвязь, коммуникации, телеграф, телефон, радио, международное сотрудничество, социалистические страны
Источник финансирования
Публикация подготовлена при поддержке Германской службы академических обменов (DAAD) (стипендиальная программа Forschungsaufenthalte für Hochschullehrer und Wissenschaftler, 2021) в рамках партнерства с философским факультетом Берлинского университета имени Гумбольдта (Humboldt-Universität zu Berlin).
Классификатор
Получено
30.03.2023
Дата публикации
31.03.2023
Всего подписок
14
Всего просмотров
239
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Геополитические интересы формировавшегося в послевоенный период под эгидой Советского Союза содружества социалистических государств предусматривали, среди прочего, создание механизмов многостороннего сотрудничества практически во всех сферах общественной жизни – политике, экономике, культуре и т. д. Целью настоящей статьи является попытка очертить контуры научно-технического сотрудничества между Советским Союзом и странами социалистического содружества в области связи. Несмотря на свою актуальность, данная проблематика до сих пор не попала в исследовательское поле отечественной исторической науки. Каких-либо публикаций, посвященных этому вопросу, обнаружить не удалось.
2 Хронологически и содержательно можно выделить три магистральных направления, структурно представленных тремя международными организациями, в рамках которых проходило научно-техническое сотрудничество в сфере связи: Организация сотрудничества социалистических стран в области электрической и почтовой связи (ОСС), Постоянная Комиссия Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) по сотрудничеству в области электрической и почтовой связи (КЭПС) и Международная организации космической связи «Интерспутник». В предлагаемой работе рассматриваются исключительно социалистические международные организации, доступ к которым для «внешних» стран был закрыт. При этом некоторые социалистические страны (непосредственно Советский Союз, а также ГДР, Польша и др.), конечно же, являлись членами организаций связи мирового масштаба – Всемирного почтового союза, Международного союза электросвязи, Международной организации радиовещания и телевидения (отколовшейся после войны от Международного вещательного союза) и др.
3 Первой международной организацией такого рода явилась ОСС, учрежденная на основе соответствующего соглашения, подписанного министрами, ведающими вопросами связи в социалистических странах, 16 декабря 1957 г. Первоначально ОСС включала 12 стран-участниц1, однако впоследствии ее состав неоднократно расширялся2. В мае 1969 г. на седьмой сессии ОСС был принят (и впоследствии на одиннадцатой сессии уточнен) регламент ведения научно-исследовательских работ по научно-техническому сотрудничеству. Это было необходимо для определения общих принципов планирования и ведения таких работ, координации и унификации программ их подготовки, сопутствующей им отчетной документации. Данным регламентом устанавливалась также система индексации тем научно-технического сотрудничества в рамках ОСС.
1. Албания (НРА), Болгария (НРБ), Китай (КНР), ГДР, КНДР, Монголия (МНР), Польша (ПНР), Румыния (РНР), СССР, Чехословацкая Республика (с 1960 г. – ЧССР), Венгрия (ВНР), Вьетнам (ДРВ).

2. В 1965 г. присоединилась Республика Куба, а в 1978 г. – Лаосская Народно-Демократическая Республика.
4 Для регулярного обсуждения результатов научно-технического сотрудничества за определенный период и планирования его дальнейшего развития ежегодно проходили совещания руководителей НИИ связи. На этих совещаниях рассматривались текущие совместные разработки, готовились планы научно-технического сотрудничества и анализировались отчеты по уже выполненным проектам.
5 В зависимости от характера вопросов работы по научно-техническому сотрудничеству в рамках ОСС подразделялись на несколько групп: – разработки, проходившие под руководством ведущего НИИ на основе согласованных программ и графиков; к этой группе относились наиболее крупные и критически важные проекты, требовавшие совместных усилий нескольких стран; – работы, проводившиеся в формате обмена научно-технической информацией; подобные проекты также выполнялись совместно несколькими институтами связи, однако не требовали обязательной координации; – разработки, по которым осуществлялось сотрудничество в области подготовки технических требований на системы и сети связи; – проекты, осуществлявшиеся институтами на основе двусторонних соглашений между заинтересованными администрациями связи. Таким образом, главными формами научно-технического сотрудничества в рамках ОСС являлись обмен научно-технической информацией между научно-исследовательскими институтами социалистических стран, совместная разработка технических требований по определенным темам, обмен практическим опытом в формате командировок технических специалистов.
6 Деятельность ОСС предполагала реализацию достаточно широкого круга задач в области научно-технического сотрудничества, таких как проектирование и строительство радиорелейных, кабельных и воздушных линий связи; разработка технических условий, стандартов и норм на аппаратуру связи и кабели; модернизация и повышение эффективности эксплуатации международных сетей электрической и почтовой связи, а также координация деятельности в области научно-исследовательских работ, включая деятельность профильных научно-исследовательских институтов и проектно-конструкторских бюро3.
3. См., в частности: Заключительный акт IV-ой сессии Совещания министров, ведающих вопросами связи в социалистических странах, Варшава, июнь 1961 г., Заключительный акт VI-ой сессии Совещания министров, ведающих вопросами связи в социалистических странах, Пекин, июнь – июль 1965 г. // Bundesarchiv (Berlin-Lichterfelde) (BArch, Федеральный архив Германии (Берлин). DM 302/4601 (Т. 2). Abschlußakte der VI. OSS-Ministerkonf. 1965. Abschlußakte der IV. OSS-Ministerkonferenz 1961. Abschlußakte der III. OSS-Ministerkonferenz 1959; Заключительный акт XI сессии совещания министров, ведающих вопросами связи в социалистических странах. Тбилиси, сентябрь – октябрь 1978 г. // BArch. DM 302/5018. XI. Tbilissi 1978 (OSS-Ministerkonferenzen, Dokumente) и др.
7 Организацией сотрудничества социалистических стран в области связи в течение 33 лет работы были проведены 16 министерских конференций, на которых были рассмотрены порядка 250 производственных, технологических тем. Советский Союз – в качестве руководителя или рядового участника – принимал активное участие приблизительно в трети из них. При этом основным направлением его работы являлась сфера почтовых услуг, т. е. отрасль связи, в наименьшей степени использовавшая достижения научно-технического прогресса.
8 Вместе с тем следует подчеркнуть, что советские связисты активно участвовали в работе всех комиссий ОСС и их интересы вовсе не ограничивались сферой почтовой связи. Так, в области телеграфно-телефонной связи приоритетным направлением являлись вопросы развития и технической эксплуатации международной телефонно-телеграфной и телексной связи, более эффективное использование международных коммерческих радиолиний, выработка единых единиц измерения параметров международных каналов связи, единая тарификация и др. В области радио наибольший интерес представляли вопросы космической радиосвязи, проблема распределения частот для радиослужб стран ОСС, выбор системы цветного телевидения и стереофонического радиовещания. Наконец, в сфере экономики связи усилия специалистов были направлены на выработку единых подходов к тарификации и хозяйственному учету в отрасли, разработку общей методики расчета и планирования себестоимости продукции, применение современной вычислительной техники в автоматизации технологических процессов связи4.
4. Подробнее см.: Internationale Vergleiche im Post- und Fernmeldewesen – Studie zum Länderbericht “Post- und Fernmeldewesen der UdSSR” // BArch. DM 3/35364. Studie zum Länderbericht “Post- und Fernmeldewesen der UdSSR”. S. 136–140.
9 На основе рекомендаций, подготовленных ОСС, в 1964 г. была введена в действие кабельная магистраль, соединившая Москву, Варшаву, Берлин и Прагу. Данная кабельная система на тот момент являлась одной из крупнейших в мире. Научно-техническое партнерство членов ОСС позволило также ввести систему телефонной связи между европейскими странами – членами СЭВ и некоторыми западноевропейскими государствами (в частности Францией и Англией)5.
5. Международные экономические и научно-технические организации стран – членов СЭВ: справочник / Ред. В. В. Воротников, Д. А. Лебин. М.: Международные отношения, 1980. С. 145–148.
10 Момент создания ОСС практически совпал с началом научно-технической революции в отрасли связи Советского Союза. Участие СССР в партнерских научно-технических программах ОСС, безусловно, стимулировало данный процесс. В конце 1950-х – начале 1960-х гг. при поддержке научно-технических разработок стран содружества, прежде всего ГДР, в стране был заложен технологический фундамент для автоматизации телеграфно-телефонной связи и внедрения дистанционно управляемого оборудования. Вкупе с начавшейся еще до войны механизацией производственных процессов она являлась важнейшим методом интенсификации строительства, а также модернизации технических средств электросвязи.
11 В процесс координации научно-технических разработок социалистических стран в области связи в 1971 г. включилась Постоянная комиссия СЭВ по вопросам сотрудничества в сфере почтовой и электрической связи (КЭПС). Помимо более тесной координации соответствующих вопросов в рамках СЭВ участие комиссии позволяло более эффективно реализовывать некоторые масштабные проекты, изначально разработанные в ОСС. Впоследствии положением о КЭПС (1980) интеграция деятельности данной комиссии и других международных социалистических организаций в сфере связи – ОСС, «Интерспутник», ОИРТ и др.6 – была формально закреплена.
6. Положение о Постоянной комиссии Совета экономической взаимопомощи по сотрудничеству в области электрической и почтовой связи, пункт 11 // Основные документы Совета экономической взаимопомощи. 4-е изд. М.: [б. и.], 1981. Т. 1. С. 344–348.
12 Центральным проектом комиссии, для реализации которого она, по сути, и создавалась, являлась разработка Взаимоувязанной автоматизированной комплексной системы связи для передачи всех видов информации (ВАКСС). Уже на втором заседании КЭПС в 1972 г. между странами-участниками были распределены работы по созданию данной системы. СССР отвечал за разработку основных принципов ВАКСС и подготовку международной первичной сети (каналов передачи). Рабочая группа советских специалистов, занимавшаяся данным проектом, впоследствии сыграла ведущую роль и в разработке системы оперативного управления (SETU) ВАКСС7. По итогам подготовленного проекта в ноябре 1976 г. делегации КЭПС согласились предоставить Советскому Союзу необходимые телекоммуникационные системы и объекты для ВАКСС на своей территории8. Советский Союз до 1980 г. являлся страной постоянного места пребывания комиссии, советская делегация принимала участие и председательствовала на всех заседаниях, проводившихся до этого момента. Безусловно, советские связисты играли ведущую роль и в ключевых направлениях деятельности комиссии.
7. Протокол 2-го заседания КЭПС в июне 1972 г. (Москва). Приложение 6 // BArch. DM 3/15859. Bd.: 4. Protokolle der 2. Tagung in Moskau.

8. Протокол 11-го заседания КЭПС в ноябре 1976 г. (Киев) // BArch. DM 3/15878. Bd.: 22. Protokolle der 11. Tagung in Kiew.
13 В рамках научно-технического сотрудничества по проекту ВАКСС в 1980-е гг. членами СЭВ разрабатывались технические требования на интегрально-цифровые системы связи с входящей в них аппаратурой, системы передачи с частотным делением каналов, оборудование радиорелейных линий будущих поколений и другое оборудование.
14 Параллельно с ВАКСС в рамках комиссии реализовывались другие, менее масштабные проекты в области почтовой и электрической связи, многие из которых синхронно курировались ОСС. Около 250 таких проектов (преимущественно в электросвязи) были подготовлены комиссией только за 1975–1985 гг.9 Вместе с тем в открытых источниках удалось найти по большей части упоминания о разработках в сфере механизации и автоматизации производственных процессов почтовой связи и распространения печати. Вероятно, существенная доля научно-технических исследований в сфере электросвязи касалась спутниковой, космической связи и имела двойное назначение.
9. Подробнее см.: Internationale Vergleiche im Post- und Fernmeldewesen – Studie zum Länderbericht “Post- und Fernmeldewesen der UdSSR” // BArch. DM 3/35364. Studie zum Länderbericht “Post- und Fernmeldewesen der UdSSR”. S. 132–136.
15 Так, в 1970-х гг. советские связисты участвовали в разработке механизированного устройства для разгрузки железнодорожных почтовых вагонов, форматно-разделительных устройств, машин для оформления и штемпелевания писем по индексам и др.10 Советский Союз также готовил к серийному производству электромеханические и автоматические аппараты по продаже марок, штемпелевальные, монетосчетные и монетосортировочные машины, информационно-справочные системы и мн. др.11
10. Протокол 16-го заседания КЭПС в мае 1979 г. (София). Приложение 7 // BArch. DM 3/15905. Bd.: 51. Protokolle der 16. Tagung in Sofia.

11. Протокол 16-го заседания КЭПС в мае 1979 г. (София). Приложение 6 // BArch. DM 3/15905. Bd.: 51. Protokolle der 16. Tagung in Sofia; DM 3/15902. Bd.: 53. Protokolle der 16. Tagung in Sofia; Протокол 18-го заседания КЭПС в апреле 1980 г. (Будапешт). Приложение 7 // BArch. DM 3/15912. Bd.: 60. Protokolle der 18. Tagung in Budapest.
16 В области электросвязи советские специалисты занимались, в частности, созданием различных вспомогательных устройств механизации строительных работ: малогабаритного траншейного экскаватора (совместно с ПНР и ГДР), прицепного устройства для трактора мощностью 300–500 л. с. Помимо этого, Советский Союз (совместно с ГДР) активно участвовал в разработке устройства для сращивания жил многопарных кабелей связи12. Научно-техническое сотрудничество в рамках СЭВ было также сосредоточено на создании оборудования световодных линий передачи информации, аппаратуры радиорелейных линий для передачи цифровой информации, факсимильного и фототелеграфного оборудования13.
12. Протокол 15-го заседания КЭПС в ноябре 1978 г. (Предял, Румыния) // BArch. DM 3/15891. Bd.: 37. Protokolle der 15. Tagung in Predjal.

13. Обзор деятельности СЭВ между XXXVII и XXXIX заседаниями сессии Совета. М., 1984. С. 30–31.
17 Другая крупная международная организация, объединявшая усилия социалистических стран в сфере связи, «Интерспутник» (1971), начала свою работу почти одновременно с КЭПС. Соглашение о создании международной системы и организации космической связи «Интерспутник» можно рассматривать в качестве симметричного политического ответа стран Варшавского договора на основание в 1964 г. международной организации спутниковой связи Intelsat14. Создание «Интерспутника» явилось результатом успешного сотрудничества социалистических стран в рамках программы «Интеркосмос» (с 1965 г.), посвященной совместному исследованию и использованию космоса15. Первоначально в состав организации входили девять социалистических государств16, в 1979 г. к ним присоединился Вьетнам. Постоянно действующим исполнительным и распорядительным органом «Интерспутника», штаб-квартира которого располагалась в Москве, являлась дирекция, руководящим органом был совет, в который входили по одному представителю от каждой из стран-участниц.
14. В 1965 г. Intelsat вывел на орбиту первый в мире спутник коммерческой связи, обеспечивавший 240 телефонных каналов.

15. Wörterbuch der Außenpolitik und des Völkerrechts. Berlin: Dietz Verlag, 1980. S. 263.

16. НРБ, ВНР, ГДР, Республика Куба, МНР, ПНР, СРР, СССР, ЧССР.
18 Стратегической целью организации декларировалось обеспечение сотрудничества и координации усилий по проектированию, созданию, эксплуатации и развитию системы связи через искусственные спутники Земли. Главным компонентом данной системы являлся в первую очередь космический комплекс, состоявший из спутников связи с ретрансляторами, бортовыми средствами и наземными системами управления, обеспечивавшими функционирование спутников. Другим важнейшим компонентом были наземные станции, осуществлявшие взаимную связь через искусственные спутники Земли. Космический комплекс являлся собственностью организации или арендовался у членов организации, обладавших такими системами. Наземные станции принадлежали государствам или признанным эксплуатационным организациям. Включение наземных станций в систему связи «Интерспутник» было возможным только в том случае, если эти станции удовлетворяли ее техническим требованиям.
19 Все расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по космическому комплексу и наземным станциям; материально-финансовые ресурсы, затрачивавшиеся на проектирование, создание, приобретение или аренду космического комплекса; оплата запуска и вывода на орбиту спутников связи и др. покрывались за счет взносов, формировавших уставной фонд организации.
20 На первом этапе (приблизительно до 1974 г.) создание международной телекоммуникационной системы происходило в режиме опытной эксплуатации с использованием телекоммуникационных спутников типа «Молния-2», которые СССР предоставил другим странам на безвозмездной основе. Впоследствии эксплуатация каналов дальней связи через телекоммуникационные спутники стран-членов проходила на арендных условиях. На заключительном этапе началась промышленная эксплуатация системы связи на базе собственного космического комплекса. Так, в 1975 г. близ Фюрстенвальде международным коллективом строителей СССР и ГДР была пущена наземная станция «Дойче пост» (Deutsche Post). В июле 1980 г. совместными усилиями советских и вьетнамских связистов была введена в эксплуатацию наземная станция «Интерспутника» «Лотос» в СРВ17. В системе «Интерспутник» к началу 1980-х гг. функционировали семь наземных станций в Европе18, Центральной Америке (Республика Куба), Азии (МНР) и Африке (Алжирская Народная Демократическая Республика).
17. Wörterbuch der Außenpolitik… S. 464.

18. На территории НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СССР, ЧССР.
21 На базе системы «Интерспутник» проводился постоянный обмен телевизионными и радиовещательными программами, была организована телефонно-телеграфная связь. Система использовалась, в частности, при передаче телевизионных репортажей и другой информации во время полетов интернациональных экипажей на кораблях «Союз» и «Салют», с ее помощью проводились телевизионные трансляции различных межгосударственных мероприятий и встреч, в том числе XXII летние Олимпийские игры в Москве. В 1980-е гг. «Интерспутник» перешел на использование многоствольных спутников типа «Стационар», которые после модернизации аппаратуры наземных станций значительно расширили технические возможности этой системы связи и позволяли организовать через нее связь практически со всеми странами мира19.
19. Международные экономические и научно-технические организации… С. 148–152.
22 Стоит особо подчеркнуть, что «Интерспутник» – единственная международная социалистическая организация в сфере связи, пережившая распад Советского Союза и ликвидацию восточного блока: в настоящий момент (2022) «Интерспутник» насчитывает 25 национальных организаций связи, включая, разумеется, и Российскую Федерацию. Многие страны бывшего социалистического блока также сохранили свое членство в организации – так, Чешская Республика продолжила членство Чехословакии, а ФРГ – ГДР. Данный факт свидетельствует о том, что научно-техническое сотрудничество, кооперация в разработке передовых космических технологий, а также в эксплуатации объектов спутниковой связно́й инфраструктуры далеко превосходили по своей ценности и значимости любую идеологию и политическую конъюнктуру в отношениях между заинтересованными странами.
23 Второстепенное положение связи в ряду приоритетных задач межгосударственного сотрудничества наглядно демонстрирует тот факт, что в известной «Комплексной программе дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран – членов СЭВ», являвшейся базовым программным документом организации с 1971 г., места для отдельного раздела (или подраздела), посвященного электрической и почтовой связи, не нашлось, хотя в целом проблематика коммуникаций затрагивалась в других пунктах программы. Так, раздел о сотрудничестве в области радиотехнической и электронной промышленности частично был посвящен разработке концепции и программе реализации ВАКСС. Помимо этого, в ближайших планах (до середины 1970-х гг.) было «совершенствование комплекса аппаратуры» цветного телевидения, запуск крупносерийного производства цветных кинескопов, системы автоматизации процессов измерения, контроля и испытания20. Косвенно вопросы отрасли нашли отражение в пятом разделе программы, посвященном сотрудничеству в области науки и техники. Однако в нем упоминалось лишь «создание новых средств вычислительной техники», а также «приборов, средств автоматизации»21. Подчеркнем, что и в так называемых долгосрочных целевых программах сотрудничества (ДЦПС) СЭВ отрасли связи места не нашлось, хотя транспорт, как наиболее близкая связи инфраструктурная отрасль, удостоился такой программы22.
20. Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран – членов СЭВ. М.: Секретариат СЭВ, 1971. С. 75–76.

21. Основные документы Совета экономической взаимопомощи… Т. 1. С. 54.

22. Речь идет о ДЦПС по развитию транспортных связей стран – членов СЭВ. См.: Долгосрочные целевые программы сотрудничества стран – членов СЭВ. М.: Секретариат СЭВ, 1982. С. 33–39.
24 Данный недостаток частично попытались устранить в 1980-е гг. посредством разработки и принятия «более комплексных» и сбалансированных программ, уделявших отрасли связи большее внимание23. Однако и в них рамки сотрудничества ограничивались, как правило, «международной специализацией и кооперированием» в радиотехнической и электронной промышленности с целью создания новых видов оборудования электрической связи24.
23. Среди них – Комплексная программа научно-технического прогресса стран – членов СЭВ до 2000 г., принятая на 41 (внеочередном) заседании организации.

24. Обзор деятельности СЭВ между 40 и 42 заседаниями сессии Совета. М.: [б. и.], 1986. С. 3, 11–12; Обзор деятельности СЭВ между 42 и 44 заседаниями сессии Совета. М.: [б. и.], 1988. С. 40–41.
25 Перечисленные обстоятельства указывают на то, что характерный для Советского Союза подход к своей внутренней отрасли связи как второстепенной, сервисной по отношению к другим более важным отраслям экономики достаточно органично экстраполировался и на область международного партнерства со странами социалистического содружества. Сфера электрических, почтовых коммуникаций, несмотря на свою значимость, была фактически исключена из списка приоритетов межгосударственного социально-экономического сотрудничества.

Библиография

1. Dolgosrochnye tselevye programmy sotrudnichestva stran – chlenov SEV [Long-Term Target Programs of Cooperation Between the CMEA Member Countries] (1982). Moskva: Znanie.

2. Kompleksnaia programma dal’neishego uglubleniia i sovershenstvovaniia sotrudnichestva i razvitiia sotsialisticheskoi ekonomicheskoi integratsii stran – chlenov SEV [A Comprehensive Program for the Further Deepening and Improvement of Cooperation and Development of the Socialist Economic Integration of the CMEA Member Countries] (1971). Moskva: Sekretariat SEV.

3. Obzor deiatel’nosti SEV mezhdu 40 i 42 zasedaniiami sessii Soveta [Review of CMEA’s Activities Between the 40th and 42nd Meetings of the Council Session] (1986). Moskva.

4. Obzor deiatel’nosti SEV mezhdu 42 i 44 zasedaniiami sessii Soveta [Review of CMEA’s Activities Between the 42nd and 44th Meetings of the Council Session] (1988). Moskva.

5. Obzor deiatel’nosti SEV mezhdu XXXVII i XXXIX zasedaniiami sessii Soveta [Review of CMEA’s Activities Between the 37th and 39th Meetings of the Council Session] (1984). Moskva.

6. Osnovnye dokumenty Soveta ekonomicheskoi vzaimopomoshchi [Basic Documents of the Council for Mutual Economic Assistance] (1981). Moskva, vol. 1.

7. Polozhenie o Postoiannoi komissii Soveta ekonomicheskoi vzaimopomoshchi po sotrudnichestvu v oblasti elektricheskoi i pochtovoi sviazi [Regulation on the Council for Mutual Economic Assistance Permanent Commission for Cooperation in the Field of Electrical and Postal Communications] (1981), in: Osnovnye dokumenty Soveta ekonomicheskoi vzaimopomoshchi [Basic Documents of the Council for Mutual Economic Assistance]. Moskva, vol. 1.

8. Vorotnikov, V. V., and Lebin, D. A. (eds.) (1980) Mezhdunarodnye ekonomicheskie i nauchnotekhnicheskie organizatsii stran – chlenov SEV: Spravochnik [International Economic and R&D Organizations of the CMEA Member Countries. Reference Book]. Moskva: Mezhdunarodnye otnosheniia, 1980.

9. Wörterbuch der Außenpolitik und des Völkerrechts (1980). Berlin: Dietz Verlag.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести