- Код статьи
- S013160950028632-9-1
- DOI
- 10.31860/0131-6095-2023-4-265-266
- Тип публикации
- Рецензия
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 4
- Страницы
- 265-266
- Аннотация
/ Dwa swiaty: Sny i motywy oniryczne w literaturze rosyjskiej XIX-XX wieku. Lublin: Wydawnictwo Werset, 2022. 330 s.
- Ключевые слова
- Дата публикации
- 30.11.2023
- Год выхода
- 2023
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 57
DOI: 10.31860/0131-6095-2023-4-265-266
© А. М. ГРАЧЕВА
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ РАЗНООБРАЗНЫХ СНОВИДЕНИЙ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ-СНОВИДЦЕВ»1
Монография Анны Возняк — авторитетного специалиста по русской литературе XIX и XX веков, профессора emeritus Католического университета Люблина имени Иоанна Павла II — раскрывает существенные параметры онейрического «кода» русской литературы Нового времени. Теме снов в произведениях российских классиков посвящено значительное количество литературоведческих трудов, разных как по объему, так и по глубине научного анализа. Однако адекватное изучение отражения и изображения литературных сновидений требует междисциплинарного подхода: соединения теорий и методологий филологии, философии, культурологии, психологии, психиатрии да и, наконец, авторского «бессознательного», т. е. художественного чутья. Парадоксально, что в практике исследования сновидений в русской литературе есть только один уникальный прецедент, соответствующий необходимым критериям и созданный не ученым, а писателем. Имеется в виду авангардная книга А. М. Ремизова «Огонь вещей: Сны и предсонье. Гоголь. Пушкин. Лермонтов. Тургенев. Достоевский».2 По своей структуре это — сложный по составу, но концептуально завершенный коллаж, образованный из текстов разнообразных малых форм (эссе, статей, миниатюр). В этой книге, представляющей собой единое, эстетически самодостаточное художественное целое, автор изложил свои взгляды на семантику и поэтику сновидений в произведениях русских классиков. При этом он рассматривал их как жанр, как прием, как проявление психологии и психопатологии автора. В «Огне вещей» Ремизов выступил одновременно как бы во многих ипостасях: писателя, ученого-филолога, философа, психоаналитика.
Возвращаясь к анализу монографии, надо отметить, что Возняк — один из самых авторитетных современных исследователей творчества Ремизова, автор посвященных ему статей и монографий.3 Уникальность новой книги заключается в том, что в ней Возняк использует и фактически развивает далее методологию, созданную и апробированную Ремизовым в книге «Огонь вещей», применив и «адаптировав» ее к области научного изучения онейрических опытов русских писателей.
В первой главе «Теоретические установки и концепции на тему сна и сновидений» автор монографии определяет и обосновывает базовую установку своего исследования — использование психоаналитических, философских, семиотических, филологических методов анализа сновидений, и в том числе особо останавливается на онейрической концепции Ремизова. Возняк кратко, но глубоко разбирает концепцию этого «знатока и оригинального теоретика сновидческого литературного искусства», который пытался «определить онтологическую природу и феномен сновидения» (с. 39). Далее, в главах, посвященных литературе XIX века, автор почти точно идет вслед за Ремизовым, вычленяя фактически ту же магистральную «линию» писателей-сновидцев XIX столетия (А. С. Пушкин — Н. В. Гоголь — Ф. М. Достоевский — И. С. Тургенев). В этой части монографии примечательна своеобразная «перекличка» исследовательницы с автором «Огня вещей». Зачастую используя его приемы художественного анализа текста и многократно ссылаясь на своего предшественника, Возняк рассматривает уже иные сновидения тех же писателей-классиков, что добавляет новые составляющие в понимание природы онейрической стороны их творчества.
Однако далее исследовательница продолжает начатую Ремизовым тему, применяя в трансформированном виде его приемы познания сновидений к писателям уже следующего, ХХ века (И. А. Бунин — И. В. Одоевцева — Б. В. Вильде — Абрам Терц / Андрей Синявский). Возняк обращается к творчеству писателей-эмигрантов, смотревших на свою жизнь в чужом мире «сквозь призму сна, который стал эквивалентом памяти и воспоминания» (с. 304). Наиболее оригинально выглядит выполненный ею с помощью ремизовской методики анализ снов в произведениях Бунина — многолетнего оппонента Ремизова, не приемлющего его фантасмагорическое авангардное творчество в целом и, в частности, его практику публикации своих сновидений, героями которых были многие парижские эмигранты, их общие знакомые, и в том числе сам нобелевский лауреат. Главы монографии, посвященные литературе ХХ века, отличаются новаторским характером и убедительно доказывают плодотворность междисциплинарного подхода к исследованию данной проблематики. Они также являются созданным ученым-филологом как бы научным продолжением «Огня вещей», демонстрирующим актуальность художественной методологии, намеченной Ремизовым.
Особо надо отметить легкий стиль Возняк, иногда приближающийся к свободному движению художественной прозы. Как пример можно привести первую фразу, которой открывается финальная главка «Вместо заключения», содержащая четко структурированные научные выводы из проведенного исследования: «Мы просыпаемся теперь и на этом заканчиваем наше путешествие по стране разнообразных сновидений русских писателей-сновидцев: Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Бунина, Одоевцевой, Вильде и Синявского-Терца» (с. 303). В добавление необходимо отдельно подчеркнуть оригинальность немногочисленного, но нетривиального иллюстративного материала: текст дополнен воспроизведением цветных репродукций картин Ф. Лейтона «Палящий июнь» (1895) и Й. Г. Фюссли «Кошмар» (1781). Строгий и изящный стиль отличает художественное оформление книги в целом.
Монография Возняк — незаурядное и ценное научное исследование, во всей полноте демонстрирующее мировой научный уровень польской русистики XXI века. Эта книга будет востребована не только филологами и специалистами других областей гуманитарного знания, но также всеми, кто интересуется, перефразируя выражение К. Юнга, научным искусством «толкования сновидений».