- Код статьи
- S013160950028628-4-1
- DOI
- 10.31860/0131-6095-2023-4-207-213
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 4
- Страницы
- 207-213
- Аннотация
Сообщение представляет собой историю обмена поэтическими посланиями между А. Блоком и Владимиром Гиппиусом. Этот диалог в стихах был опубликован в журнале «Гиперборей» в 1912 году. Итоговым в полемике стало стихотворение Вл. Гиппиуса «А. Блоку» («Как сладко ты поешь...»), написанное в мае 1914 года. Оно не было послано адресату. Стихотворение вошло в состав неизданного сборника Вл. Гиппиуса «Затменья звезд» и публикуется впервые. В сообщении сделана попытка проанализировать это послание в общем контексте полемики.
- Ключевые слова
- А. Блок, Владимир Гиппиус, поэтическая полемика, журнал «Гиперборей», контекст цикла, интерпретация.
- Дата публикации
- 30.11.2023
- Год выхода
- 2023
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 94
DOI: 10.31860/0131-6095-2023-4-207-213
© В. Н. БЫСТРОВ
А. А. БЛОК И ВЛ. В. ГИППИУС: ЗАВЕРШЕНИЕ ОДНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ПОЛЕМИКИ
Хронология стихотворного диалога двух поэтов четко прослежена в мемуарах Владимира Гиппиуса «О Блоке, что помню», опубликованных в 2003 году А. М. Грачевой и О. А. Линдеберг. Следует отметить, что во вступительной статье к публикации затронуты существенные моменты этого обмена посланиями.1
Предваряя содержание диалога, необходимо обратить внимание на то, что Вл. Гиппиус изначально выступал в статусе своего рода духовного наставника, учителя. Не случайно Зинаида Гиппиус в посвященном ему стихотворении «Псалмопевцу» (1912) писала: «О тайнах подземных и звездных / Поешь ты в пустынной тиши…».2 Поэт ощущал себя обладателем неких сокровенных истин, едва ли не провидцем и пророком. В одном из стихотворений неопубликованного сборника «Затменья звезд» он, в частности, утверждал: «Срываю медленно туман судьбы / И вижу всё, что непременно будет… <…> Предсказывать – всё знать, всё знать заране – / О, Боже мой, какая тяготá! <…> Открылась мне великая бескрайность; / Теперь ясна мне дней необычайность…»3
3. ИРЛИ. Ф. 79 (Р. В. Иванов-Разумник). Оп. 4. Ед. хр. 8. Л. 6, 7.
Как известно, исходным импульсом для Вл. Гиппиуса послужило стихотворение Блока «Всё на земле умрет – и мать, и младость…», написанное в 1909 году: «Как-то весной (1912), – вспоминал он, – я послал ему (Блоку. – В. Б.) свое возражение в стихах – со стороны оптимизма – на его формулу в стихах – пессимизма».4 «Формулу пессимизма» Вл. Гиппиус усмотрел в заключительной строфе:
И к вздрагиваньям медленного хлада
Усталую ты душу приучи,
Чтоб было здесь ей ничего не надо,
Когда оттуда ринутся лучи.5
Усеченную последнюю строку четверостишия Вл. Гиппиус взял в качестве эпиграфа. Его стихотворное «возражение» исходило именно из этого блоковского постулата:
Александру Блоку
…Оттуда ринутся лучи.
Ты думаешь – они оттуда ринутся?
Мне кажется, что – нет:
Но в час назначенный все опрокинутся –
Все зримые в незримый свет –
Незримый свет, который в зримом стелется,
Струится и молчит;
Он вдруг заговорит, – и всё изменится,
Всё неизменное в истоме лет!
Ты понял ли, что всё уже известное
Лишь неизвестно нам, –
Что мы идем в стране уже прелестной,
Но горестной очам,
Что мы струимся в самом сердце мира, –
Но мир еще не наш…
Что мы заждались в самом буйстве пира
Заветных чаш!
1912. Февраль.6
Этот текст был опубликован первым в составе «поэтического диалога» между Вл. Гиппиусом и Блоком в журнале «Гиперборей». Вл. Гиппиус как бы размышлял в координатах соловьевского и блоковского «двоемирия»: «здесь» и «там», «всё видимое нами / Только отблеск, только тени от незримого очами» (из стих. Вл. Соловьева «Милый друг, иль ты не видишь…», 1892).7 Но он убеждал Блока в том, что мир уже весь пронизан чудесными, но незримыми пока лучами, неземным светом. Не нужно их ждать «оттуда». Примечателен сходный образ в стихотворении Ахматовой «Помолись о нищей, о потерянной…», также опубликованном в «Гиперборее»:
Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это Ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?8
Образ «заветных чаш», возможно, восходит к «Чаше жизни» Лермонтова (1831): «Мы пьем из чаши бытия / С закрытыми очами, / Златые омочив края / Своими же слезами… / <…> Тогда мы видим, что пуста / Была златая чаша, / Что в ней напиток был – мечта, / И что она – не наша».9
Поэт, вспоминал Вл. Гиппиус, «отозвался – тогда же – ответным посланием со стороны пессимизма – пущего. По почте».10 Этим посланием явилось стихотворение «Владимиру Бестужеву. Ответ», в котором Блок, казалось бы, соглашался с ним:
Владимиру Бестужеву. Ответ
Да, знаю я: пронзили ночь отвека
Незримые лучи.
Но меры нет страданью человека,
Ослепшего в ночи!
Да, знаю я, что в тайне – мир прекрасен,
(Я знал Тебя, Любовь!).
Но этот шар над льдом жесток и красен,
Как гнев, как месть, как кровь!
Ты ведаешь, что некий свет струится,
Объемля всё до дна,
Что ищет нас, что в свисте ветра длится
Иная тишина…
Но страннику, кто снежной ночью полон,
Кто загляделся в тьму,
Приснится, что не в вечный свет вошел он,
А луч сошел к нему.
Март 1912 г.11
А. М. Грачева и О. А. Линдеберг справедливо отметили подспудную связь этого текста со стихотворением Пушкина «Странник» (1835), в котором фигурирует образ «некоего света», обещавшего «спасенья верный путь», а также со статьей Блока «О современном состоянии русского символизма» (1910).12
Почему Вл. Гиппиус почувствовал в стихотворении еще больший пессимизм? Видимо, ему показалось, что Блок упорно не верит в метафизический божественный свет, в слияние в реальности двух разных миров.
Вл. Гиппиус решил продолжить полемику: «Я ответил длиннейшим поучением в стихах. По почте же».13 Подразумевается цикл из четырех стихотворений под названием «Александру Блоку. Ответ», созданный в апреле 1912 года. В первом из них («Таинственно люблю – и знаю сладость в розах…») он уверял:
<…>
И есть призыв в лесах, смолою пьяных,
Напев – в твоих стихах:
Всё – как в любви, – всё в золотых туманах
И золотых ручьях!
Я осязаю мир так явственно и властно,
Так чувственно – до дна,
Что – вот сгорю в одной мечте бесстрастной –
От счастья и вина…
<…>
Что – вот умру в одном порыве к счастью,
Задуманном не мной!14
Залог оптимизма поэта – в вере в предустановленную гармонию, дарованную свыше.
Во втором стихотворении («Да, все признать! и безрассудно верить…») возникают мотивы возвышенного стоицизма:
Да, все признать! и безрассудно верить,
Что есть обет во всем.
Да, все принять – и не считать потери,
Теряя день за днем!
<…>
Все дни забыть – и исступленно плакать
В ночную темноту, –
И быть слезой испытанного мрака,
Сияющей в мечту!15
Но это было близко и мироощущению Блока. Недаром он высоко ценил стихотворение Тютчева «Два голоса»: «Тревога и труд лишь для смертных сердец… / Для них нет победы, для них есть конец».16 «Смысл трагедии – БЕЗНАДЕЖНОСТЬ борьбы, но тут нет отчаяния, вялости, опускания рук. Требуется высокое посвящение».17
17. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1963. Т. 7. С. 89.
В третьем стихотворении («Но мы забыли чувственную прелесть…») Вл. Гиппиус, по сути, невольно повторяет постулат из блоковского стихотворения; у Блока: «Да, знаю я, что в тайне – мир прекрасен…»; у Гиппиуса:
Но мы забыли чувственную прелесть,
Завещанную нам,
И – что в страстях людских иная цель есть,
Неявная умам;
<…>
Мы раздвоили внутреннюю цельность
Навек – лучей и тьмы…
Но есть во всем иная безраздельность, –
И безраздельны мы!18
Это стремление к гармонии, внутреннему равновесию, которые изначально присущи природе, мирозданию.
В заключительном стихотворении («Да, всё признать!.. любить с тоской пристрастной…») Гиппиус уверял «ослепшего в ночи» страдающего поэта:
Ты не ослеп – ты зарыдал в метелях, –
Ты встретишь ночь в звездах!19
«Ночь в звездах» – один из важнейших символических образов в лирике Вл. Гиппиуса. Так назван его сборник, вышедший в 1917 году. Еще Н. К. Гудзий в конце 1920-х годов указал первоисточник этого образа: стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» (1836): «Лучи к ним в душу не сходили, / Весна в груди их не цвела, / При них леса не говорили / И ночь в звездах нема была».20 Знаменательны в данном контексте строки стихотворений из упомянутого выше сборника Вл. Гиппиуса «Затменья звезд»: о поэте – «Ты должен, для того чтоб петь, / Лететь на крыльях ночи звездной!»; о Боге – «Дышит в небе ночная звезда, / Блещет тайна Твоя золотая…»21 Подобное восприятие макрокосма отражено, к примеру, в стихотворении Вяч. Иванова «Звездное небо» (1889):
21. ИРЛИ. Ф. 79 (Р. В. Иванов-Разумник). Оп. 4. Ед. хр. 8. Л. 41 об., 52 об. Ср. в стихотворении Вл. Гиппиуса «Когда я прав, когда я прав, о Боже...» (1912): «Мне говорят – зачем ты в мире любишь / Лишь ночь в звездáх?» (цит. по: Русский модернизм. Поэтика. Текстология. Историко-литературный контекст. СПб., 2022. С. 403; публ. В. Н. Быстрова). Ср. также в его поэме «Лик человеческий» (1922): «Всё видимое – думаешь, – пустое? / Оно – как „ночь в звездáх“, – всё золотое, / Всё голубое... Слушай: всё – точь-в-точь, – / Как там! в раю, – где – мы уже с тобою!» (Гиппиус В. Лик человеческий. Пб.; Берлин: Эпоха, 1922. С. 71).
Сердце ж алчет части равной
В тайне звезд и в тайне дна:
Пламенеет и пророчит,
И за вечною чертой
Новый мир увидеть хочет
С искупленной Красотой.22
Владимир Васильевич считал свои послания Блоку оптимистичными поучениями. Парадокс заключается в том, что как раз в этом переломном для него 1912 году он сам мучительно раздваивался, боролся с неверием, с пессимизмом.
На мой взгляд, Блок не усмотрел в стихах своего оппонента существенных возражений и счел поэтический диалог исчерпанным. «На это возражение он уже не ответил», – констатировал Гиппиус.23 Но в качестве завуалированного ответа он воспринял надпись на подаренной ему книге. «А я ждал. И – дождался. Осенью – через моего младшего брата Васю – он передал мне только что вышедшее собрание своих стихотворений с надписью: „Вл<адимиру> Васильевичу:
И усыпительно, и сладко
Поет незвучная вода, –
Что сон ночной, что сумрак краткий –
Не навсегда, не навсегда…
Блок“
Четверостишие было взято из книги моих стихов „Возвращение“24 – незадолго до того посланных мною Блоку. (По почте – опять же). Но я думаю, что понял верно эту выписку из моей книги – на Собрании его стихотворений – как ответ – на мое второе весеннее поучение.
И опять Мережковский же говорил, что моя книга стихов ему понравилась: „Благородная скука…“ Стало быть, Блок попрекнул меня моим <четверостишием?> – в ответ на второе поучение. <…> А меня еще раз подмыло – возражать Блоку на один из его новых пессимизмов <…> – в „Сирине“.25
Я написал возражение в стихах. Третье поучение. И – не послал. Потом Шура (брат, Александр Васильевич Гиппиус) прочел.
– Что это ты всё Блоку возражаешь?
– Такая уж судьба…»26
Таким образом, полемика продолжилась в 1914 году. Под не посланным поэту «третьим поучением» подразумевается стихотворение «А. Блоку». Этот текст Вл. Гиппиус включил в свой, до сих пор не изданный, сборник «Звезды днем» (раздел «Днесь»), рукопись которого хранится в архиве поэта в Пушкинском Доме. Сборник является третьей частью поэтической тетралогии «На семи путях».
Процитируем текст автографа стихотворения по последнему слою правки:
А. Блоку
…Как исступленно ты протянешь руки
В глухую ночь, о, бедная моя!
Увы! не долетают жизни звуки
К утешенным весной небытия.
Как сладко ты поешь! какие звуки!
Но как неверно дрогнула струна,
О милый брат, едва протянем руки,
Уже поет ответная весна.
Какая? здешняя? – всегда живая?
Нездешняя, – жива или мертва?
О, знаю, мы изгнанники из рая, –
Но поняты ли вещие слова?
Кто поднял меч? кто закружил самумы
Вокруг воздушно-чувственных садов,
Что это, сон? ах, не тверди, не думай,
Что мы дрожим в оцепененье снов.
Завеса пала – очи ослепила,
Завесу снимем – и опять в раю,
Ты слышишь, кружит огненная сила
И грусть и страсть ослепшую твою?
Мы исступленно протянули руки,
Но не оглохла ночь, Бог не оглох:
Но явственно тревожат наши звуки
Не мертвых, нет! (не верь, не верь разлуке!) –
Лишь утаенных в сумраке дорог.
5 мая 1914 г.27
Эпиграфом послужила предпоследняя строфа блоковского стихотворения «О, нет! не расколдуешь сердца ты…» (1913).
Судя по всему, прежде всего этот текст вызвал отклик Гиппиуса. Важно учитывать, что в стихотворении Блока его слова обращены к лирическому адресату, пребывающему в неких снах, «красивых мечтах», но ищущему подлинной жизни.
Главный пункт расхождения двух поэтов сохранялся и в этом, пантеистическом, по сути, «поучении». Символической «весне небытия» Гиппиус противопоставляет другую, «здешнюю весну». В его восприятии, «утешенные весной небытия» Блока – это какие-то духовные мертвецы, которые «в глухую ночь» ждут спасения. Но, уверял он поэта, они не мертвые, поскольку «ночь не оглохла, Бог не оглох». Они – просто блуждающие в ночи «странники», которым доступны животворящие «звуки». Стоит только протянуть им руки… Но ведь об этом и блоковский финал стихотворения: «Ты проклянешь, в мученьях невозможных, / Всю жизнь за то, что некого любить! / Но есть ответ в моих стихах тревожных: / Их тайный жар тебе поможет жить».28 Этот «ответ» поэта-провидца – опора и надежда отчаявшемуся пессимисту, каковым сам Блок себя не считал, по крайней мере в то время.
Конечно, могут быть и другие трактовки гиппиусовского текста, который многозначен и не исчерпывается перекличками со стихотворением Блока.
Почему Гиппиус не послал поэту свое «третье поучение», не опубликовал его? Во-первых, Вл. Гиппиус не мог не учитывать, что Блок в 1912 году никак не откликнулся на цикл из четырех стихотворений. Возврат к «диалогу» с очередным «поучением» мог восприниматься как нечто излишнее, докучное. Во-вторых, он, видимо, осознавал, что не стоит уже выступать в роли учителя поэта, авторитет, роль и значение которого возрастали с каждым годом.
Библиография
- 1. Блок А. А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. М., 1997. Т. 3.
- 2. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1963. Т. 7.
- 3. Блок в поэзии его современников / Вступ. статья и публ. Ю. М. Гельперина // Лит. наследство. 1982. Т. 92. Александр Блок. Новые материалы и исследования: В 5 кн. Кн. 3.
- 4. Гиппиус ВЛ. В. О Блоке, что помню / Предисловие, публ. и комм. А. М. Грачевой и О. А. Линдеберг // Писатели символистского круга. Новые материалы. СПб., 2003.
- 5. Гиппиус З. Н. Сочинения. Стихотворения. Проза / Вступ. статья, сост., подг. текста и комм. К. М. Азадовского, А. В. Лаврова. Л., 1991.
- 6. Иванов Вяч. И. Собр. соч.: В 4 т. Брюссель, 1971. Т. 1.
- 7. Лермонтов М. Ю. Полн. собр. стихотворений: В 2 т. Л., 1989. Т. 1 (Библиотека поэта. Большая сер.).
- 8. Русский модернизм. Поэтика. Текстология. Историко-литературный контекст. СПб., 2022.
- 9. Соловьев В. Стихотворения и шуточные пьесы / Вступ. статья, сост. и прим. З. Г. Минц. Л., 1974 (Библиотека поэта. Большая сер.).
- 10. Тютчев Ф. И. Полн. собр. стихотворений. Л., 1957 (Библиотека поэта. Большая сер.).