- PII
- S013160950028628-4-1
- DOI
- 10.31860/0131-6095-2023-4-207-213
- Publication type
- Article
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume / 4
- Pages
- 207-213
- Abstract
The note deals with the exchange of poetic messages between A. Blok and Vladimir Gippius. This dialogue in verse was published in the Hyperborean magazine in 1912. The polemics ended with the poem by Vl. Gippius „To A. Blok“ («How sweetly you sing…»), written in May 1914. It was never sent to the addressee. The poem was included into Vl. Gippius’s unpublished collection Eclipses of the Stars and is being published for the first time. The note attempts to analyze this message within the general framework of the polemics.
- Keywords
- A. Blok, Vladimir Gippius, poetic polemics, the Hyperborean magazine, the context of the cycle, interpretation.
- Date of publication
- 30.11.2023
- Year of publication
- 2023
- Number of purchasers
- 10
- Views
- 97
DOI: 10.31860/0131-6095-2023-4-207-213
© В. Н. БЫСТРОВ
А. А. БЛОК И ВЛ. В. ГИППИУС: ЗАВЕРШЕНИЕ ОДНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ПОЛЕМИКИ
Хронология стихотворного диалога двух поэтов четко прослежена в мемуарах Владимира Гиппиуса «О Блоке, что помню», опубликованных в 2003 году А. М. Грачевой и О. А. Линдеберг. Следует отметить, что во вступительной статье к публикации затронуты существенные моменты этого обмена посланиями.1
Предваряя содержание диалога, необходимо обратить внимание на то, что Вл. Гиппиус изначально выступал в статусе своего рода духовного наставника, учителя. Не случайно Зинаида Гиппиус в посвященном ему стихотворении «Псалмопевцу» (1912) писала: «О тайнах подземных и звездных / Поешь ты в пустынной тиши…».2 Поэт ощущал себя обладателем неких сокровенных истин, едва ли не провидцем и пророком. В одном из стихотворений неопубликованного сборника «Затменья звезд» он, в частности, утверждал: «Срываю медленно туман судьбы / И вижу всё, что непременно будет… <…> Предсказывать – всё знать, всё знать заране – / О, Боже мой, какая тяготá! <…> Открылась мне великая бескрайность; / Теперь ясна мне дней необычайность…»3
3. ИРЛИ. Ф. 79 (Р. В. Иванов-Разумник). Оп. 4. Ед. хр. 8. Л. 6, 7.
Как известно, исходным импульсом для Вл. Гиппиуса послужило стихотворение Блока «Всё на земле умрет – и мать, и младость…», написанное в 1909 году: «Как-то весной (1912), – вспоминал он, – я послал ему (Блоку. – В. Б.) свое возражение в стихах – со стороны оптимизма – на его формулу в стихах – пессимизма».4 «Формулу пессимизма» Вл. Гиппиус усмотрел в заключительной строфе:
И к вздрагиваньям медленного хлада
Усталую ты душу приучи,
Чтоб было здесь ей ничего не надо,
Когда оттуда ринутся лучи.5
Усеченную последнюю строку четверостишия Вл. Гиппиус взял в качестве эпиграфа. Его стихотворное «возражение» исходило именно из этого блоковского постулата:
Александру Блоку
…Оттуда ринутся лучи.
Ты думаешь – они оттуда ринутся?
Мне кажется, что – нет:
Но в час назначенный все опрокинутся –
Все зримые в незримый свет –
Незримый свет, который в зримом стелется,
Струится и молчит;
Он вдруг заговорит, – и всё изменится,
Всё неизменное в истоме лет!
Ты понял ли, что всё уже известное
Лишь неизвестно нам, –
Что мы идем в стране уже прелестной,
Но горестной очам,
Что мы струимся в самом сердце мира, –
Но мир еще не наш…
Что мы заждались в самом буйстве пира
Заветных чаш!
1912. Февраль.6
Этот текст был опубликован первым в составе «поэтического диалога» между Вл. Гиппиусом и Блоком в журнале «Гиперборей». Вл. Гиппиус как бы размышлял в координатах соловьевского и блоковского «двоемирия»: «здесь» и «там», «всё видимое нами / Только отблеск, только тени от незримого очами» (из стих. Вл. Соловьева «Милый друг, иль ты не видишь…», 1892).7 Но он убеждал Блока в том, что мир уже весь пронизан чудесными, но незримыми пока лучами, неземным светом. Не нужно их ждать «оттуда». Примечателен сходный образ в стихотворении Ахматовой «Помолись о нищей, о потерянной…», также опубликованном в «Гиперборее»:
Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это Ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?8
Образ «заветных чаш», возможно, восходит к «Чаше жизни» Лермонтова (1831): «Мы пьем из чаши бытия / С закрытыми очами, / Златые омочив края / Своими же слезами… / <…> Тогда мы видим, что пуста / Была златая чаша, / Что в ней напиток был – мечта, / И что она – не наша».9
Поэт, вспоминал Вл. Гиппиус, «отозвался – тогда же – ответным посланием со стороны пессимизма – пущего. По почте».10 Этим посланием явилось стихотворение «Владимиру Бестужеву. Ответ», в котором Блок, казалось бы, соглашался с ним:
Владимиру Бестужеву. Ответ
Да, знаю я: пронзили ночь отвека
Незримые лучи.
Но меры нет страданью человека,
Ослепшего в ночи!
Да, знаю я, что в тайне – мир прекрасен,
(Я знал Тебя, Любовь!).
Но этот шар над льдом жесток и красен,
Как гнев, как месть, как кровь!
Ты ведаешь, что некий свет струится,
Объемля всё до дна,
Что ищет нас, что в свисте ветра длится
Иная тишина…
Но страннику, кто снежной ночью полон,
Кто загляделся в тьму,
Приснится, что не в вечный свет вошел он,
А луч сошел к нему.
Март 1912 г.11
А. М. Грачева и О. А. Линдеберг справедливо отметили подспудную связь этого текста со стихотворением Пушкина «Странник» (1835), в котором фигурирует образ «некоего света», обещавшего «спасенья верный путь», а также со статьей Блока «О современном состоянии русского символизма» (1910).12
Почему Вл. Гиппиус почувствовал в стихотворении еще больший пессимизм? Видимо, ему показалось, что Блок упорно не верит в метафизический божественный свет, в слияние в реальности двух разных миров.
Вл. Гиппиус решил продолжить полемику: «Я ответил длиннейшим поучением в стихах. По почте же».13 Подразумевается цикл из четырех стихотворений под названием «Александру Блоку. Ответ», созданный в апреле 1912 года. В первом из них («Таинственно люблю – и знаю сладость в розах…») он уверял:
<…>
И есть призыв в лесах, смолою пьяных,
Напев – в твоих стихах:
Всё – как в любви, – всё в золотых туманах
И золотых ручьях!
Я осязаю мир так явственно и властно,
Так чувственно – до дна,
Что – вот сгорю в одной мечте бесстрастной –
От счастья и вина…
<…>
Что – вот умру в одном порыве к счастью,
Задуманном не мной!14
Залог оптимизма поэта – в вере в предустановленную гармонию, дарованную свыше.
Во втором стихотворении («Да, все признать! и безрассудно верить…») возникают мотивы возвышенного стоицизма:
Да, все признать! и безрассудно верить,
Что есть обет во всем.
Да, все принять – и не считать потери,
Теряя день за днем!
<…>
Все дни забыть – и исступленно плакать
В ночную темноту, –
И быть слезой испытанного мрака,
Сияющей в мечту!15
Но это было близко и мироощущению Блока. Недаром он высоко ценил стихотворение Тютчева «Два голоса»: «Тревога и труд лишь для смертных сердец… / Для них нет победы, для них есть конец».16 «Смысл трагедии – БЕЗНАДЕЖНОСТЬ борьбы, но тут нет отчаяния, вялости, опускания рук. Требуется высокое посвящение».17
17. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1963. Т. 7. С. 89.
В третьем стихотворении («Но мы забыли чувственную прелесть…») Вл. Гиппиус, по сути, невольно повторяет постулат из блоковского стихотворения; у Блока: «Да, знаю я, что в тайне – мир прекрасен…»; у Гиппиуса:
Но мы забыли чувственную прелесть,
Завещанную нам,
И – что в страстях людских иная цель есть,
Неявная умам;
<…>
Мы раздвоили внутреннюю цельность
Навек – лучей и тьмы…
Но есть во всем иная безраздельность, –
И безраздельны мы!18
Это стремление к гармонии, внутреннему равновесию, которые изначально присущи природе, мирозданию.
В заключительном стихотворении («Да, всё признать!.. любить с тоской пристрастной…») Гиппиус уверял «ослепшего в ночи» страдающего поэта:
Ты не ослеп – ты зарыдал в метелях, –
Ты встретишь ночь в звездах!19
«Ночь в звездах» – один из важнейших символических образов в лирике Вл. Гиппиуса. Так назван его сборник, вышедший в 1917 году. Еще Н. К. Гудзий в конце 1920-х годов указал первоисточник этого образа: стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» (1836): «Лучи к ним в душу не сходили, / Весна в груди их не цвела, / При них леса не говорили / И ночь в звездах нема была».20 Знаменательны в данном контексте строки стихотворений из упомянутого выше сборника Вл. Гиппиуса «Затменья звезд»: о поэте – «Ты должен, для того чтоб петь, / Лететь на крыльях ночи звездной!»; о Боге – «Дышит в небе ночная звезда, / Блещет тайна Твоя золотая…»21 Подобное восприятие макрокосма отражено, к примеру, в стихотворении Вяч. Иванова «Звездное небо» (1889):
21. ИРЛИ. Ф. 79 (Р. В. Иванов-Разумник). Оп. 4. Ед. хр. 8. Л. 41 об., 52 об. Ср. в стихотворении Вл. Гиппиуса «Когда я прав, когда я прав, о Боже...» (1912): «Мне говорят – зачем ты в мире любишь / Лишь ночь в звездáх?» (цит. по: Русский модернизм. Поэтика. Текстология. Историко-литературный контекст. СПб., 2022. С. 403; публ. В. Н. Быстрова). Ср. также в его поэме «Лик человеческий» (1922): «Всё видимое – думаешь, – пустое? / Оно – как „ночь в звездáх“, – всё золотое, / Всё голубое... Слушай: всё – точь-в-точь, – / Как там! в раю, – где – мы уже с тобою!» (Гиппиус В. Лик человеческий. Пб.; Берлин: Эпоха, 1922. С. 71).
Сердце ж алчет части равной
В тайне звезд и в тайне дна:
Пламенеет и пророчит,
И за вечною чертой
Новый мир увидеть хочет
С искупленной Красотой.22
Владимир Васильевич считал свои послания Блоку оптимистичными поучениями. Парадокс заключается в том, что как раз в этом переломном для него 1912 году он сам мучительно раздваивался, боролся с неверием, с пессимизмом.
На мой взгляд, Блок не усмотрел в стихах своего оппонента существенных возражений и счел поэтический диалог исчерпанным. «На это возражение он уже не ответил», – констатировал Гиппиус.23 Но в качестве завуалированного ответа он воспринял надпись на подаренной ему книге. «А я ждал. И – дождался. Осенью – через моего младшего брата Васю – он передал мне только что вышедшее собрание своих стихотворений с надписью: „Вл<адимиру> Васильевичу:
И усыпительно, и сладко
Поет незвучная вода, –
Что сон ночной, что сумрак краткий –
Не навсегда, не навсегда…
Блок“
Четверостишие было взято из книги моих стихов „Возвращение“24 – незадолго до того посланных мною Блоку. (По почте – опять же). Но я думаю, что понял верно эту выписку из моей книги – на Собрании его стихотворений – как ответ – на мое второе весеннее поучение.
И опять Мережковский же говорил, что моя книга стихов ему понравилась: „Благородная скука…“ Стало быть, Блок попрекнул меня моим <четверостишием?> – в ответ на второе поучение. <…> А меня еще раз подмыло – возражать Блоку на один из его новых пессимизмов <…> – в „Сирине“.25
Я написал возражение в стихах. Третье поучение. И – не послал. Потом Шура (брат, Александр Васильевич Гиппиус) прочел.
– Что это ты всё Блоку возражаешь?
– Такая уж судьба…»26
Таким образом, полемика продолжилась в 1914 году. Под не посланным поэту «третьим поучением» подразумевается стихотворение «А. Блоку». Этот текст Вл. Гиппиус включил в свой, до сих пор не изданный, сборник «Звезды днем» (раздел «Днесь»), рукопись которого хранится в архиве поэта в Пушкинском Доме. Сборник является третьей частью поэтической тетралогии «На семи путях».
Процитируем текст автографа стихотворения по последнему слою правки:
А. Блоку
…Как исступленно ты протянешь руки
В глухую ночь, о, бедная моя!
Увы! не долетают жизни звуки
К утешенным весной небытия.
Как сладко ты поешь! какие звуки!
Но как неверно дрогнула струна,
О милый брат, едва протянем руки,
Уже поет ответная весна.
Какая? здешняя? – всегда живая?
Нездешняя, – жива или мертва?
О, знаю, мы изгнанники из рая, –
Но поняты ли вещие слова?
Кто поднял меч? кто закружил самумы
Вокруг воздушно-чувственных садов,
Что это, сон? ах, не тверди, не думай,
Что мы дрожим в оцепененье снов.
Завеса пала – очи ослепила,
Завесу снимем – и опять в раю,
Ты слышишь, кружит огненная сила
И грусть и страсть ослепшую твою?
Мы исступленно протянули руки,
Но не оглохла ночь, Бог не оглох:
Но явственно тревожат наши звуки
Не мертвых, нет! (не верь, не верь разлуке!) –
Лишь утаенных в сумраке дорог.
5 мая 1914 г.27
Эпиграфом послужила предпоследняя строфа блоковского стихотворения «О, нет! не расколдуешь сердца ты…» (1913).
Судя по всему, прежде всего этот текст вызвал отклик Гиппиуса. Важно учитывать, что в стихотворении Блока его слова обращены к лирическому адресату, пребывающему в неких снах, «красивых мечтах», но ищущему подлинной жизни.
Главный пункт расхождения двух поэтов сохранялся и в этом, пантеистическом, по сути, «поучении». Символической «весне небытия» Гиппиус противопоставляет другую, «здешнюю весну». В его восприятии, «утешенные весной небытия» Блока – это какие-то духовные мертвецы, которые «в глухую ночь» ждут спасения. Но, уверял он поэта, они не мертвые, поскольку «ночь не оглохла, Бог не оглох». Они – просто блуждающие в ночи «странники», которым доступны животворящие «звуки». Стоит только протянуть им руки… Но ведь об этом и блоковский финал стихотворения: «Ты проклянешь, в мученьях невозможных, / Всю жизнь за то, что некого любить! / Но есть ответ в моих стихах тревожных: / Их тайный жар тебе поможет жить».28 Этот «ответ» поэта-провидца – опора и надежда отчаявшемуся пессимисту, каковым сам Блок себя не считал, по крайней мере в то время.
Конечно, могут быть и другие трактовки гиппиусовского текста, который многозначен и не исчерпывается перекличками со стихотворением Блока.
Почему Гиппиус не послал поэту свое «третье поучение», не опубликовал его? Во-первых, Вл. Гиппиус не мог не учитывать, что Блок в 1912 году никак не откликнулся на цикл из четырех стихотворений. Возврат к «диалогу» с очередным «поучением» мог восприниматься как нечто излишнее, докучное. Во-вторых, он, видимо, осознавал, что не стоит уже выступать в роли учителя поэта, авторитет, роль и значение которого возрастали с каждым годом.
References
- 1. Blok A. A. Poln. sobr. soch. i pisem: V 20 t. M., 1997. T. 3.
- 2. Blok A. Sobr. soch.: V 8 t. M.; L., 1963. T. 7.
- 3. Blok v poezii ego sovremennikov / Vstup. stat'ia i publ. Iu. M. Gel'perina // Lit. nasledstvo. 1982. T. 92. Aleksandr Blok. Novye materialy i issledovaniia: V 5 kn. Kn. 3.
- 4. Gippius Vl. V. O Bloke, chto pomniu / Predislovie, publ. i komm. A. M. Grachevoi i O. A. Lindeberg // Pisateli simvolistskogo kruga. Novye materialy. SPb., 2003.
- 5. Gippius Z. N. Sochineniia. Stikhotvoreniia. Proza / Vstup. stat'ia, sost., podg. teksta i komm. K. M. Azadovskogo, A. V. Lavrova. L., 1991.
- 6. Ivanov Viach. I. Sobr. soch.: V 4 t. Briussel', 1971. T. 1.
- 7. Lermontov M. Iu. Poln. sobr. stikhotvorenii: V 2 t. L., 1989. T. 1 (Biblioteka poeta. Bol'shaia ser.).
- 8. Russkii modernizm. Poetika. Tekstologiia. Istoriko-literaturnyi kontekst. SPb., 2022.
- 9. Solov'ev V. Stikhotvoreniia i shutochnye p'esy / Vstup. stat'ia, sost. i prim. Z. G. Mints. L., 1974 (Biblioteka poeta. Bol'shaia ser.).
- 10. Tiutchev F. I. Poln. sobr. stikhotvorenii. L., 1957 (Biblioteka poeta. Bol'shaia ser.).