RAS History & PhilologyРусская литература Russian literature

  • ISSN (Print) 0131-6095
  • ISSN (Online) 3034-591X

THE «FOUR LIVES» OF NICHOLAS MINSKII: ATTEMPTED RECONSTRUCTION

PII
S013160950027192-5-1
DOI
10.31860/0131-6095-2023-3-246-248
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / 3
Pages
246-248
Abstract

Review:] Sapozhkov S. V. Po opasnoi trope «kholodnykh slov»: poeziia i sud’ba Nikolaia Minskogo. M.: Dmitrii Sechin, 2021. 606 s.

Keywords
Date of publication
02.09.2023
Year of publication
2023
Number of purchasers
10
Views
81

DOI: 10.31860/0131-6095-2023-3-246-248

© Т. В. Мисникевич

«ЧЕТЫРЕ ЖИЗНИ» НИКОЛАЯ МИНСКОГО: ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ1

1. * Сапожков С. В. По опасной тропе «холодных слов»: поэзия и судьба Николая Минского. М.: Дмитрий Сечин, 2021. 606 с. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 19-78-10012 «Писатель — критика — читатель (Механизмы формирования литературной репутации в России на рубеже ХIХ-ХХ веков)», >>>> , в ИРЛИ РАН.

Уже в самом названии монографии С. В. Сапожкова отражена его концепция творческой судьбы Н. М. Минского: это не прямой путь, хотя подчас и связанный со сложностями, но так или иначе предопределенный, а именно «тропа», которую начиная с 1880-х годов прокладывали и осваивали «слишком ранние предтечи слишком медленной весны» — первые русские модернисты. Появление многоаспектной работы о поэзии, драматургии и философском наследии Минского чрезвычайно важно, поскольку, при довольно высокой степени изученности состояния русского символизма в начале ХХ века, фундаментальных трудов о его раннем периоде, т. е. второй половине 1880-х — начале 1890-х годов, где ставилась задача проследить, как сохранялись или, наоборот, видоизменялись заложенные в то время литературно-художественные, эстетические и философские основы в позднейшем творчестве «предтеч», насчитывается не так много.

Книга о Минском в значительной степени является итогом многолетних плодотворных исследований ее автора в области поэзии, критики, публицистики и литературного быта конца XIX — начала XX века, основанных на глубоком знании русской и европейской культуры и, что особенно ценно, тщательном изучении ранее не публиковавшихся архивных материалов.2

2. См., например: Сапожков С. В. 1) Русские поэты «безвременья» в зеркале критики 1880-1890-х годов. М., 1996; 2) «Пятницы» К. К. Случевского (по новым материалам) // Новое литературное обозрение. 1996. № 18. С. 232-375; 3) Поэзия и судьба Николая Минского // Минский Н., Добролюбов А. Стихотворения и поэмы. СПб., 2005. С. 7-95 (Новая Библиотека поэта; Ранние символисты); 4) Князь Александр Иванович Урусов — человек эпохи предмодернизма // Вопросы литературы. 2008. № 5. С. 268-315; 5) Творческий путь Константина Фофанова: между классикой и модернизмом // Фофанов К. Стихотворения и поэмы. СПб., 2010. С. 5-64 (Новая Библиотека поэта); Переписка З. Н. Гиппиус с Н. М. Минским (1891-1912) / Вступ. статья, прим. С. В. Сапожкова; сост. и подг. текстов А. В. Сысоевой, С. В. Сапожкова // Лит. наследство. 2018. Т. 106. Эпистолярное наследие З. Н. Гиппиус: В 2 кн. Кн. 1. С. 108-397; Переписка З. Н. Гиппиус с П. И. Вейнбергом (1893-1906) / Вступ. статья и прим. С. В. Сапожкова; сост. и подг. текстов А. В. Сысоевой и С. В. Сапожкова // Там же. С. 398-440.

Сапожкову в полной мере удалось реализовать обозначенную во «Введении» основную задачу своей работы: «проследить все „четыре жизни“ духовной биографии Минского, объективно оценить его роль и значение в развитии религиозно-обновленческих „идей времени“ и адекватных им „форм времени“, понять логику эволюции его мировоззрения и поэтического стиля, разобраться в причинах и истоках его трагической судьбы как поэта и мыслителя и таким образом придать картине религиознофилософского движения Серебряного века новые смысловые обертоны, делающие ее более объемной и многоаспектной» (с. 21).

Монография состоит из пяти разделов. Четыре из них последовательно воспроизводят «четыре жизни» Минского с помощью вдумчивого анализа фактов биографии писателя, текстов его поэтических и драматических произведений, литературно-философских трактатов, критических выступлений, материалов переписки, мемуарных свидетельств. Пятый раздел посвящен детальному разбору важнейших событий творческой биографии Минского: роли западноевропейских источников, прежде всего эссеистики Шарля Бодлера, в подготовке статьи «Старинный спор», взаимоотношениям с современниками — З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, Д. В. Философовым, З. А. Венгеровой, Л. Н. Вилькиной в аспекте их религиозно-философских исканий и создания жизнетворческой утопии, наконец, истории так и не вышедшего в свет тома избранных стихотворений Минского в Госиздате в связи с 50-летием творческой деятельности поэта.

Сам автор определяет жанр своего исследования как очерк жизни и творчества Минского. Однако и по объему, и по полноте оно вполне приближается к научной биографии. Сапожков прослеживает путь своего героя начиная от первых литературных опытов до последней попытки напечататься в уже советской России. Сориентироваться на витиеватой «тропе» исканий Минского читателю помогает разбивка разделов-«жизней» на главы, связанные четко обозначенными смысловыми «мостиками».

Глава 1 первого раздела посвящена колебаниям Минского в начале 1880-х годов между леворадикальными и умеренно-либеральными общественными группами. В этой главе анализируется специфика его народнической лирики, составившей основу запрещенного цензурой сборника «Стихотворения» (1883), — обилие философских рассуждений и обобщений, интерес к острым и трагическим ситуациям, связанным с пребыванием на грани жизни и смерти.

Трансформация построенной на парадоксах поэтической системы в полноценную эстетическую теорию представлена в главе 2. Становление эстетики Минского рассмотрено здесь в контексте его участия в киевском кружке «новых романтиков» (особое внимание исследователь уделяет западноевропейским и отечественным ориентирам его членов) и поисков собственных, отличных, в частности, от построений И. И. Ясинского, идеалов, приведших к принципиальному противопоставлению творческих возможностей науки и искусства. Сапожков приходит к выводу о литературной изоляции Минского к моменту выхода его второго сборника «Стихотворения» (1887): «Уйдя от тенденциозной эстетики, поэт так и не смог пристать к берегу „чистого искусства“, даже в его обновленном „новоромантическом“ варианте» (с. 73).

Анализу поэтики и идейно-художественного содержания этого сборника посвящена глава 3. Основную его особенность ученый усматривает в том, что тот стал декларацией «вполне сложившегося лирического стиля и художественного мировоззрения, со своим оригинальным образным строем и — главное — новым пониманием функционального назначения поэтической книги» (с. 74). В этом первом опубликованном сборнике Минского Сапожков видит прочный фундамент для становления одного из наиболее значимых его творений — «философской поэмы в прозе».

Книга «При свете совести: мысли и мечты о цели жизни» положила начало «второй жизни» Минского. В главе 1 второго раздела подробно рассмотрена религиозно-философская концепция Минского, а именно «мэонизм» и ее творчески переосмысленные источники; место теории Минского в ряду исканий русской философской критики, в первую очередь в трудах Д. С. Мережковского; жанрово-стилевая природа трактата, а также восприятие «мэонизма» в прижизненной критике.

Второй доведенный до печати сборник стихотворений Минского 1896 года, находящийся в центре внимания в главе 2, послужил, как показывает Сапожков, поэтическим воплощением его философских построений и заложил «основы противоречивого по своей художественной природе творческого метода, который можно было бы условно назвать „религиозно-просветительским символизмом“» (с. 162).

Рассказ о «второй жизни» Минского завершает в главе 3 история его сотрудничества в органе символистов — журнале «Северный вестник» и анализ причин сближения, а затем резкого расхождения с А. Л. Волынским.

«Третья жизнь» писателя составляет наиболее объемный раздел книги, шесть глав которого посвящены длительному периоду — с 1901 по 1913 год. Открывает раздел аналитическое исследование сборника «Новые песни» (1901), знаменующего следующий этап в творческой и идейной биографии Минского и утверждающего «новый, „остраненный“ взгляд на действительность» (с. 181). Отметив его готовность после выхода сборника «привести в соответствие с новой поэтической системой свою религиозную философию» (с. 193), Сапожков переходит к рассказу об участии своего героя в Религиозно-философских собраниях, журнале «Новый путь», полемике с В. В. Розановым. Обновление духовно-нравственных ориентиров и стремление ответить на вопрос о способе воплощения догматов христианства в жизнь общества, как показывает Сапожков, получили отражение в книге Минского «Религия будущего» (1905), значение которой определяется «ее практическими установками, ее более тесной и адресной ориентацией не на убежденного подвижника веры, а на человека сомневающегося, колеблющегося, готового принять и выслушать иную, отличную от догматического православия, точку зрения на вечные вопросы бытия» (с. 223).

Неоспоримый интерес представляет глава о творческих воплощениях «жизнестроительных» идеалов Минского — его драматических произведениях, и прежде всего о драме «Альма» (1900). Далее Сапожков обращается к сенсационному, с точки зрения современников, повороту в идейных установках писателя — его союзу с марксизмом, воплотившемуся, среди прочего, в издании большевистской газеты «Новая жизнь» (1905) и публикации «Гимна рабочим», и дает тщательное аналитическое описание пути Минского к трагическому итогу его попыток на практике осуществить идеалы «религии будущего» — отъезду в эмиграцию. Завершает рассказ о «третьей жизни» писателя история выхода 4-томного «Полного собрания стихотворений» (1907) и реакции критики на него.

Четвертый раздел монографии, озаглавленный цитатой из Минского «Чем будешь ты, моя четвертая жизнь?..», охватывает период с момента его возвращения в Россию 2 марта 1914 года вплоть до смерти в Париже 2 июля 1937 года. Особое внимание Сапожков уделяет причинам, побудившим писателя к повторному, окончательному отъезду из России летом 1914 года. По мнению исследователя, основная из них заключалась в том, что за время эмиграции Минский «потерял на родине не только бывших единомышленников, но и своих слушателей, свою „паству“» (с. 330). В главе 1 «„Лики войны“ в творчестве Н. М. Минского 1914-1916 годов» представлена его деятельность в качестве парижского корреспондента газеты «Утро России», проанализированы военная лирика и пьеса «Лики войны», ранее не попадавшая в поле зрения исследователей творчества писателя. Далее представлено послевоенное творчество Минского: его сборник стихотворений «Из мрака к свету» (1922), в котором декларировалось «преодоление розни во всех ее формах» (с. 351), участие в литературной жизни русского Берлина в 1921-1923 годах, а также несостоявшиеся планы по возвращению в Россию.

В «Заключении» подведены итоги исследования и расставлены основные акценты.

Чрезвычайно полезным приложением к монографии является библиография текстов Минского и литературы о нем — первый опыт построения персональной библиографии писателя.

References

QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library