ОИФНРусская литература Russian literature

  • ISSN (Print) 0131-6095
  • ISSN (Online) 3034-591X

ПИСЬМА В. П. СВЕНЦИЦКОГО К Д. С. МЕРЕЖКОВСКОМУ И З. Н. ГИППИУС

Код статьи
S013160950025723-9-1
DOI
10.31860/0131-6095-2023-2-191-205
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 2
Страницы
191-205
Аннотация

Публикация знакомит с эпистолярными документами из архива Мережковских, хранящегося в Центре русской культуры Амхерста (США). В нее вошли три письма В. П. Свенцицкого, одного из создателей и идеологов «Христианского братства борьбы» (1905-1908), к Д. С. Мережковскому и одно к З. Н. Гиппиус. Письма относятся к 1907 году, являясь фрагментом не сохранившейся двухсторонней переписки. Они позволяют по-новому осветить историю личных взаимоотношений корреспондентов, занимавших радикальные, но не схожие позиции в религиозно-общественном движении 1905-1908 годов.

Ключевые слова
В. П. Свенцицкий, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, переписка.
Дата публикации
01.06.2023
Год выхода
2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
67

DOI: 10.31860/0131-6095-2023-2-191-205

ПИСЬМА В. П. СВЕНЦИЦКОГО К Д. С. МЕРЕЖКОВСКОМУ И З. Н. ГИППИУС

(Вступительная статья, подготовка текста и комментарии © М. М. Павловой)

Письма Валентина Павловича Свенцицкого (1881–1931) – активного церковного публициста предреволюционной эпохи, одного из создателей и идеологов союза «Христианское братство борьбы» (1905–1908; далее – ХББ),1 писателя-проповедника, к Д. С. Мережковскому и З. Н. Гиппиус извлечены из архива Мережковских, хранящегося в Центре русской культуры Амхерста (США). Они относятся к периоду первой парижской эмиграции Мережковских (1906–1908)2 и, очевидно, являются фрагментом двухсторонней переписки, в своей основной и более пространной части утраченной.

1. Христианское братство борьбы – первая христианская политическая организация в России, основанная в 1905 году (инициаторы: А. В. Ельчанинов, В. П. Свенцицкий, В. Ф. Эрн); Свенцицкому принадлежат основные программные документы братства, см.: Свенцицкий В. П., прот. Собр. соч. М., . Т. 2. Письма ко всем: Обращения к народу 1905–1908 / Сост., послесловие, комм. С. В. Черткова. С. 3–161; 563–583 (комм.); также: Нашедшие Град: История Христианского братства борьбы в письмах и документах / Сост., предисловие и комм. С. В. Черткова. М., 2017; В. Ф. Эрн: pro et contra. Личность и творчество Владимира Эрна в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / Сост. А. А. Ермичев. СПб., 2006. С. 59–88; Кейдан В. И. На путях к граду земному // Взыскующие Града / Сост., подг. текста, вступ. статья и комм. В. И. Кейдана. М., 1997. С. 11–18; Колеров М. А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех», 1902–1909. СПб., 1996. С. 225–277 (Исследования по истории русской мысли; т. 1); Шеррер Ю. В поисках «христианского социализма» в России // Вопросы философии. 2000. № 12. С. 88–135.

2. См.: Соболев А. Л. Мережковские в Париже (1906–1908) // Лица. Биографический альманах. М.; СПб., 1992. Кн. 1. С. 319–371; Павлова М. Мученики великого религиозного процесса // Мережковский Д., Гиппиус З., Философов Д. Царь и революция / Под ред. М. А. Колерова; вступ. статья М. М. Павловой; пер. с фр. О. В. Эдельман; подг. текста Н. В. Самовер. М., 1999. С. 7–54 (Исследования по истории русской мысли; т. 4).

История «Христианского братства борьбы» основательно изучена, как в поле газетно-журнальной полемики, так и в контексте личной переписки участников религиозно-философского и общественно-политического движений начала ХХ века – «Взыскующих Града» и «Нашедших Град».3

3. См. прим. 1; также: Взыскующие Града. Хроника русских литературных, религиозно-философских и общественно-политических движений в частных письмах и дневниках их участников, 1829–1923 гг. 2-е изд., испр. и доп. М., 2020. Кн. 3. 1905–1906 / Сост. В. И. Кейдан.

В настоящее время в распоряжении исследователей имеется одно письмо Мережковского к Свенцицкому – от 25 ноября 1908 года.4 Судя по указанному в публикации шифру, текст воспроизведен по выписке из перлюстрированного письма,5 каковые изготавливались для полицейских отчетов. (Свенцицкий значился в списках полицейского управления с 1905 года, его неоднократно привлекали к следствию за издание революционных листовок, воззваний, брошюр.6 Переписка Мережковских после отъезда из России также перлюстрировалась).7

4. Нашедшие Град. С. 428.

5. ГА РФ. Ф. 102. Оп. 265. Д. 340. Л. 444 («Письма и выписки из писем разных лиц. Копии»).

6. Подробно см. в комментариях Черткова: Свенцицкий В. П., прот. Собр. соч. Т. 2.

7. О перлюстрации семейной корреспонденции неоднократно упоминает Т. Н. Гиппиус в письмах-дневниках 1906–1908 годов (готовятся к печати). В документах Жандармского управления Мережковский, З. Н. Гиппиус и Философов значились под кличками «Старик», «Красная» и «Страус», см.: Соболев А. Л. Ошибка филера // Соболев А. Л. Тургенев и тигры: Из архивных разысканий о русской литературе первой половины ХХ века. М., 2017. С. 181–195 (в публикации приведены документы за 1913 год).

Новонайденные письма Свенцицкого к Мережковским отчасти восполняют имеющуюся лакуну и позволяют внести некоторые акценты в историю личных взаимоотношений корреспондентов.

Первая встреча студента Свенцицкого с автором трилогии «Христос и Антихрист» состоялась в январе 1905 года. Появление «неистовых москвичей» Свенцицкого и В. Ф. Эрна8 в квартире Мережковских в доме Мурузи (Литейный, 24) отражено в мемуарах Андрея Белого, в те дни находившегося в Петербурге. Он был знаком с «ходоками» по московским студенческим кружкам, все трое учились на историко-филологическом факультете Университета, участвовали в работе кружка по изучению В. Соловьева и еще одного, собиравшегося на квартире П. И. Астрова (заявившего о себе выпуском двух литературно-философских сборников – «Свободная совесть»).9

8. Эрн Владимир Францевич (1882–1917) – философ, церковный публицист; в 1904 году окончил историко-филологический факультет Московского университета, один из создателей «Христианского братства борьбы» и Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева (1905–1918; далее – МРФО), ближайший товарищ Свенцицкого; с 1910 года – член редакции издательства «Путь», профессор философии Московского университета, с 1916-го – член Московского психологического общества. Подробно о нем см. статью А. А. Ермичева «Жизнь и дела Владимира Францевича Эрна» (В. Ф. Эрн: pro et contra. С. 7–59).

9. См.: Лит. наследство. 2016. Т. 105. Андрей Белый. Автобиографические своды: Материалы к биографии. Ракурс к дневнику. Регистрационные записи. Дневники 1930-х годов / Сост. А. В. Лавров и Дж. Малмстад. С. 108.

«В это время, – вспоминал Белый в «Начале века» (второй части мемуарной трилогии), – совсем неожиданно к Мережковским явились Свенцицкий и Эрн; оба только что приехали из Москвы с проектами обращенья к Синоду от группы церковников, желающих заклеймить синодальное оправданье расстрелов: Д. С. Мережковский, А. В. Карташев10 и Д. В. Философов впервые познакомились тогда с молодыми людьми (я их знал прежде); Волжский11 восторженно заявлял: появились-де „религиозные радикалы“» и т. д.12 Со слов Белого, «Свентицкий хотел самолично явиться в Синод, чтобы бросить эту духовную бомбу в „отцов“», однако его проект, «со всех позиций разобранный, был отклонен А. В. Карташевым, Д. В. Философовым как героизм совершенно бесцельный и вредный, срывающий подготовление к борьбе».13

10. Карташев Антон Владимирович (1875–1960) – приват-доцент Санкт-Петербургской духовной академии (1901–1905); историк Русской православной церкви; преподавал на Высших женских (Бестужевских) курсах, многие годы провел под одной крышей с Т. Н. и Н. Н. Гиппиус как ближайший друг семьи (и член младшего «троебратства» неохристианской общины Мережковских), см.: Павлова М. М. К истории неохристианской коммуны Мережковских (на материале «дневников» Т. Н. Гиппиус) // Русская литература. 2017. № 3. С. 222–242; № 4. С. 166–194); товарищ обер-прокурора Синода в первых составах Временного правительства, в июле 1917 года избран обер-прокурором Синода, после упразднения должности в августе назначен главой Министерства исповеданий Временного правительства; с 1919 года в эмиграции; один из основателей и профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже (1925–1960).

11. Глинка Александр Сергеевич (псевд. Волжский; 1878–1940) – публицист, литературный критик, историк литературы; сотрудничал в журнале «Вопросы жизни», участник ХББ; ближайший товарищ и постоянный корреспондент С. Н. Булгакова, в 1906 году совместно с ним инициировал издание газеты «Народ» в Киеве (выходила с апреля), с участием основных сотрудников прекратившегося журнала «Вопросы жизни» (1905), а также ряда лиц духовного звания, профессоров Духовной академии и светских публицистов на религиозно-церковные темы. Всего вышло 7 номеров. Подробно см.: Колеров М. А. Не мир, но меч. С. 198–224. После закрытия газеты Булгаков переехал в Москву, преподавал на юридическом факультете Московского университета (приват-доцент по кафедре политической экономии и статистики), Глинка жил в Симбирске. Подробно см.: Глинка (Волжский) А. С. Собр. соч.: В 3 кн. / Сост. и ред. А. Резниченко. М., 2005. Кн. 1. 1900–1905 (Исследования по истории русской мысли; т. 10).

12. Белый Андрей. Начало века. Берлинская редакция (1923) / Изд. подг. А. В. Лавров. СПб., 2014. С. 118–119 (сер. «Литературные памятники»).

13. Белый Андрей. Начало века. Воспоминания: В 3 кн. М., 1990. Кн. 2 / Подг. текста и комм. А. В. Лаврова. С. 495. Позднее, в «Ракурсе к дневнику» Белый дополнил этот эпизод нюансами: «Появление в Петербурге Эрна и Свенцицкого. 1) Обсуждение обращения к „епископам“, написанное Свенцицким (у Мережковских). 2) Выработка „радикальной“ религиозной платформы у Волжского. 3) Дебаты со Свенцицким и Эрном у Перцова (участвуют: Мережковский, Гиппиус, Перцов, Философов, Тернавцев, я, Свенцицкий, Эрн, Карташев). 4) Обсуждение плана действий „Христианского братства борьбы“ (я, Свенцицкий, Эрн)» (Лит. наследство. Т. 105. С. 358).

3 февраля 1906 года Свенцицкий, бывший свидетелем жестокого подавления в Москве декабрьского вооруженного восстания, опубликовал в журнале «Полярная звезда» «Открытое обращение верующего к Православной Церкви» (оно начиналось словами «Я не могу молчать»), с призывом осудить кровопролитие, «возвысить свой голос и призвать сынов своих к покаянию» (наложить покаяние на московского генерала-губернатора Дубасова, «который был главным руководителем совершаемых злодейств, а равно и на всех тех, проливших кровь, кто именует себя христианами. Если же покаяние они отвергнут – отлучить от Церкви»).14

14. Свенцицкий В. П., прот. Собр. соч. Т. 2. С. 69. Против редактора «Полярной звезды» П. Б. Струве, опубликовавшего статью, и Свенцицкого было выдвинуто обвинение (в «дерзостном неуважении к власти»). На суде, состоявшемся 4 ноября 1906 года, его оправдали (он сам выступил в роли защитника). В «Речи на суде» (опубл.: Век. 1907. № 2 (14 янв.). С. 20–21) он заявил, что христианин не должен подчиняться государственным законам, если они противоречат заветам Христа, подробно см.: Свенцицкий В. П., прот. Собр. соч. Т. 2. С. 69–72, 598 (комм.).

Одновременно появляется текст «Воззвание к Церкви»,15 очевидно, составленный Мережковскими, Философовым и Карташевым в те же декабрьские дни 1905 года16 (ответ на отмену свобод, дарованных царским Манифестом 17 октября, жестокое подавление московского восстания, усиление полицейских репрессий и попустительство со стороны власти еврейским погромам, расстрелам и казням). Они призывали иерархов прекратить в храмах возношение молитв за царя и царствующий дом; возносить молитву за освобождение народа; разрешить войско от присяги царю; объявить Синод лишенным канонических прав, немедленно созвать Собор, который явился бы истинным и полномочным представителем Церкви перед народом и т. д.17 По заключению С. В. Черткова, «идеи Братства были радикализированы Мережковским, причем совсем не в христианском духе».18

15. Полный текст «Воззвания к Церкви» опубл. по копии С. П. Каблукова: РНБ. Ф. 322. Ед. хр. 10. Л. 97–103: Мережковский Д., Гиппиус З., Философов Д. Царь и революция. С. 10–12; с незначительными разночтениями по копии из архива В. Ф. Эрна: Взыскующие Града 1997. С. 702.

16. Чертков датирует документ осенью 1906 года (см.: Чертков С. В. П. Свенцицкий. Его эпигоны и последователи (И. А. Ильин, Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев) // Философия и культура. 2010. № 5. С. 105). Однако в это время Мережковские и Философов находились в Париже, они выехали из Петербурга 25 февраля 1906 года.

17. Оригинальный текст «Воззвания к Церкви» не сохранился, до нас дошли два списка – текст записан в дневнике С. П. Каблукова за 1910 год, без датировки, с комментарием: составлено после того, «когда самодержавное правительство не выполнило обещаний, данных манифестом 17 окт. 1905 г.» (РНБ. Ф. 322. Ед. хр. 10. Л. 97–103); и рукописная копия в архиве В. Ф. Эрна с его маргиналией «Составлено Мережковским, 1906» (Взыскующие Града 1997. С. 702).

18. Чертков С. В. П. Свенцицкий. Его эпигоны и последователи. С. 105.

В феврале 1906 года Мережковские и Философов на два с половиной года уезжают во Францию. Одной из первоочередных задач, намеченных «тройственным союзом» перед отъездом, было издание коллективного сборника «Меч», посвященного вопросам религиозной общественности и религиозному оправданию революции. К участию были приглашены близкие по духу авторы и «идеалисты» – сотрудники бывшего «Нового пути» (ноябрь 1902–1904) и сменивших его «Вопросов жизни» (1905), разделявшие идеи «нового религиозного сознания»: В. В. Розанов, Н. М. Минский, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, А. С. Глинка-Волжский, П. А. Флоренский, Л. Шестов, А. Белый, Вяч. Иванов и др. (В процессе подготовки издания состав участников расширился, в результате было принято решение поделить материал на две книги – «Самодержавие и русская революция» и «Анархия и теократия», из которых вышла в свет только первая – «Царь и революция», с участием самих инициаторов сборника.19)

19. Сборник статей «Le Tsar et la Révolution» был издан в Париже в 1907 году журналом «Mercure de France», состоял из предисловия Мережковского и его же статьи «Религия и революция», двух статей Гиппиус («Революция и насилие» и «Истинная сила царизма») и статьи Философова «Царь-Папа». В 1908 году книга была переведена на немецкий язык. См.: Переписка З. Н. Гиппиус с Д. В. Философовым (1898–1918) / Вступ. статья, подг. текста и комм. А. Л. Соболева // Лит. наследство. 2018. Т. 106. Эпистолярное наследие З. Н. Гиппиус: В 2 кн. Кн. 1. С. 614; Соболев А. Л. Мережковские в Париже (1906–1908). 345–350; Павлова М. Мученики великого религиозного процесса. С. 13–22.

Однако ни Свенцицкий, ни Эрн, несмотря на их политический радикализм, в сборник приглашены не были. В глазах Мережковских и их литературных соратников «неистовые москвичи» были ортодоксами-анахоретами, романтиками, чаявшими обновления церковной жизни по образу и подобию первых веков христианства, а не на пути разрыва с «исторической церковью», спаянной с самодержавием. (Колоритную характеристику ХББ дал П. П. Перцов в письме к В. В. Розанову от 21 января 1908 года: «Это какие-то „братчики“, либеральные хоругвеносцы, свободомыслящие церковные старосты. Они сливают несливаемое. Критикуют церковь, но не понимают ее корней. Хотят обновления без разрушения».20)

20. Переписка В. В. Розанова и П. П. Перцова (1896–1918): В 2 т. / Вступ. статья Е. И. Гончаровой; сост., подг. текста и комм. Е. И. Гончаровой и О. Л. Фетисенко. СПб., 2022. Т. 2. 1903–1918. С. 158.

Противостояние сторон нашло отражение в журнально-газетной полемике на страницах еженедельника «Век» и «Церковного обновления» (приложение к «Веку»),21 и др.

21. Критика «внецерковного христианства» Мережковского была предпринята Эрном, см.: Эрн В. Таинства и возрождение Церкви // Церковное обновление. Бесплатное приложение к еженедельнику «Век». 1907. № 9 (4 марта). С. 65–66; перепеч.: В.Ф. Эрн: pro et contra. С. 89–92. Соглашаясь с Мережковскими в том, что современная церковь удалилась от идеалов первохристианства и должна быть преодолена в ее исторически сложившейся форме, Эрн настаивает на преемственности «Исторической» и «Грядущей Церкви». См. также: Свенцицкий Вал. О новом религиозном сознании (По поводу статьи Д. В. Философова) // Свенцицкий В. П., прот. Собр. соч. Т. 2. С. 422–426; впервые: Век. 1907. № 18 (13 мая). С. 253–255.

Позиция ХББ отчетливо сформулирована в статье Свенцицкого «Революция или бунт?» (1908): «Разница наша не в том, что мы заботливые инженеры, реформаторы, а Д. С. Мережковский – проповедник переворота, а в том, что он проповедник бунта. / Он хочет создать „Новую Церковь“, „Церковь Троицы“, „Церковь Иоаннову“, в которую взошла бы вся правда Церкви Христовой, весь второй завет с Сыном и правда нового завета – с Духом Святым, – и как первое условие, как в своем роде свидетельство о благонадежности, для входа в эту новую церковь требуется свидетельство „о неговении“. / Это уже не революция, это бунт, религиозная пугачевщина. Революция рождается изнутри, а не сваливается с неба. Она есть одно из звеньев последовательного хода истории. <…> / Мережковский спрашивает: „Реформация или революция?“ Нет: революция или бунт? Коренной переворот из недр православной стихии или пугачевский набег из вольных степей? Да, ответим мы: революция, а не бунт. Переворот, а не погром!»22

22. Нашедшие Град. С. 447. Ответ Свенцицкого на статью Мережковского «Реформация или революция?» (впервые: Речь. 1908. 10 апр. № 86). Статья была послана в газету «Речь» в 1908 году; впервые опубликована С. В. Чертковым: Религиоведение. 2013. № 1. С. 189–194.

Публикуемые письма, вопреки инерции ожидания, напрямую не касаются вопросов христианской политики и полемики. Они носят личный характер, причем два из них свидетельствует о глубоком внутреннем кризисе, переживаемом Свенцицким, в состоянии которого он доверительно обращается за поддержкой к Мережковским.

Все четыре письма (три к Мережковскому и одно к Гиппиус) не датированы. Полагаясь на документальные публикации С. В. Черткова (своего рода «путеводитель» по творчеству Свенцицкого), их можно отнести ко второй половине 1907 года, первое – вероятно, к августу, последнее – к концу 1907-го.

Эти месяцы, как и следующее полугодие, были одним из наиболее драматических периодов в духовной биографии и личной жизни Свенцицкого. 9 (22) августа 1907 года Д. В. Философов сообщал Белому: «Сегодня Дм. Серг. получил очень страшное письмо от Свенцицкого. Свенц извещает, что он идет в монастырь. Жутко как-то стало».23 Об этом же в октябре 1907 года сообщала Мережковским (со слов Карташева) Т. Н. Гиппиус: «Свенцицкий мучится какой-то медиумической силой в себе, не находит места и думает: и в монастыре не скрыться».24

23. См.: Переписка З. Н. Гиппиус с Андреем Белым (1902–1918) / Вступ. статья Н. А. Богомолова; подг. текста и комм. Н. А. Богомолова и А. Л. Соболева // Лит. наследство. Т. 106. Кн. 2. С. 147 (Приложение 2. Переписка Д. В. Философова с Андреем Белым (1902–1910)). Упомянутое письмо к Мережковскому не сохранилось. Свое намерение Свенцицкий осуществил в 1917 году.

24. Amherst Center for Russian Culture: Zinaida Gippius and Dmitri Merezhkovsky Papers. Series 2. Box 2. Folder 34.

4 ноября после встречи с Андреем Белым, приехавшим из Москвы, она писала сестре: «Рассказывал о Свенцицком, он в бунте, на собрании25 был: Свенц<ицкий>, Ельчанинов,26 Булгаков, Боря, Эрн – Свенц<ицкий> был в злобном возбуждении, спрашивал у Эрна, Булгакова и Бори – на каком основании Булгаков приним<ает> Ц<ерковь> целиком, Эрна на каком основ<ании> имеет право часть вычеркивать, а Боря – все отрицать. Ельчанинов потом Кар<таш>ову <так!> рассказывал, что было очень трудно ему отвечать, п<отому> ч<то> он был возбужден и зол и требовал ответа. Что-то переживает, м<ожет> б<ыть> отрицает Ц<ерковь> – как Боря говорил. Трудно заключить что-либо определенное, по отрывочным сведениям. Ясно одно, что какой-то бунт, с Эрном расходится все. Пишу после: очень важное Боря случайно сообщил, что Свенцицкий Дмитрия хотел страшно, отрекался от историч<еской> церкви. Рыдал, говорил – вот бы Дм<итрия> Серг<еевича>!

25. Имеется в виду заседание МРФО.

26. Ельчанинов Александр Викторович (1881–1934) – церковный публицист и историк церкви, священник, ближайший товарищ П. А. Флоренского и В. Ф. Эрна; окончил историко-филологический факультет Московского университета (1904), редактор-издатель газет ХББ, член совета МРФО; с 1912 года жил в Тифлисе, преподавал в гимназии В. Левандовского; с 1921 года в эмиграции, один из руководителей Русского христианского демократического движения.

Общество московское – Боря говорит – говорильня со слезой. Дам миллион: умиляться ходят Свенцицким. Разница: на Бальмонте дамы в шляпках и с прическами, а на Свенцицком дамы в очках и без причесок. „Так лучше же дамы с прическами“. Зрелище – то же самое».27

27. Ibid.

Летом 1907 года Свенцицкий завершил работу над романом «Антихрист (Записки странного человека)».28 2 августа он извещал А. С. Глинку: «Я кончил своего „Антихриста“ и, кончив, понял, что, каковы бы ни были его литературные недостатки, я должен предать его гласности. Мне посчастливилось, и Ефимов29 согласился издать его. К 15 сентября он выйдет. <…> Я как к ребенку-калеке мучительно привязан к своему Антихристу. Он до сих пор со мной – в сердце моем, в душе моей, но уже совсем по-другому. Я „нянчаю“ его, ухаживаю за ним, убаюкиваю его – моего родного бесценного страдальца».30

28. Книга Свенцицкого «Антихрист (Записки странного человека)» (СПб.: Издво Д. П. Ефимова, 1908) подверглась цензурному аресту, тираж был конфискован. Подробно см. в кн.: Свенцицкий В. П. прот. Собр. соч. Т. 1. Второе распятие Христа. Антихрист. Пьесы и рассказы (1901–1917). С. 692–705.

29. Ефимов Дмитрий Панфилович (1866–1930) – владелец московского книжного магазина, издатель, специализировался на выпуске дорогих открыток; издавал продукцию «Христианского братства борьбы», в том числе серию «Религиозно-общественная библиотека», которой руководили Свенцицкий и Эрн; проспект серии был составлен С. Н. Булгаковым.

30. Нашедшие Град. С. 360. В комментариях к этому письму Чертков приводит позднейшее признание Свенцицкого: «В этой книге мною ставился один общий духовный вопрос: можно ли узнать Христа, не пережив антихриста? Если бы я писал эту книгу теперь, я многое не написал бы так, как тогда. Но это основное положение я и теперь утверждал бы также: нельзя узнать Христа, не пережив антихриста» (Свенцицкий В., прот. Монастырь в миру. М., 1995. Т. 1. С. 36–37).

В ноябре первое издание романа было отпечатано, Свенцицкий посылает книгу Мережковским с просьбой написать рецензию (см. письмо 3 и прим. к нему). Мережковский отмалчивается. Гиппиус публикует в «Русской мысли» (1908. № 2) под рубрикой «Из дневника журналиста» статью «Острая точка», в которой в контексте размышлений о проблемах современной молодежи дает в целом одобрительно-снисходительную оценку романа. Однако ее рецензия не могла не задеть самолюбие Свенцицкого, содержащимся в ней упреком в инфантилизме и ординарности переживаний главного героя (Гиппиус прочитала «Антихриста» как авторскую исповедь): «…самый обычный юноша, из десятка, а может быть, из тысячи… <…> сама книжка кричит об этом, каждая страница ее – лик не одного, а многих таких же, так же томящихся смертной тоской о себе, о своем „я“, о котором, „если не решить, что оно такое – жить нельзя“ <…>. Однородное, схожее страдание у многих, хотя каждый из этих многих еще одинок. Подлинное страдание у автора „Антихриста“ <…>. И страдание воистину смертное. <…> Страданья, ошибки, борьба юного поколения нашего обращены к будущему, – потому что это страданья живых людей и трепет живых мыслей».31

31. Гиппиус З. Собр. соч.: В 15 т. М., 2003. Т. 7. Мы и они. С. 306, 312–313; впервые: Русская мысль. 1908. № 2. С. 155–160.

Между тем роман, воспринятый как «человеческий документ»,32 вызвал скандал. (10 июня 1908 года Н. А. Бердяев писал Эрну: «Его книга „Антихрист“ произвела на меня очень тяжелое, кошмарное впечатление. Многого я в Свенцицком не понимаю».33) Образ главного героя (аморалиста) резко расходился с устоявшейся репутацией Свенцицкого. М. В. Вишняк, знавший его в юности, вспоминал о нем: «Излюбленными темами было изобличение любострастия, чревоугодия, стяжательства, карьеризма. Но и меньшие пороки, вроде невинного флирта или кокетства, хвастовства или честолюбия не избегали бичующего негодования и нападок нашего Савонаролы. <…> Мы – и не только мы – были свидетелями того, что Валентин не только проповедует воздержание, но и сам ведет почти аскетическую жизнь. Просто, почти бедно одетый, он строго соблюдал все посты, раздавал нищим все деньги, которые были при нем. Постоянно нуждался. Жил почти в пустой каморке, не имел своего имущества, спал на твердом, не слишком опрятном ложе, над которым возвышался деревянный крест».34

32. См., например, рецензию Н. И. Петровской: Весы. 1908. № 2. С. 85–88.

33. Взыскующие Града 1997. С. 166.

34. Вишняк М. В. Дань прошлому. Нью-Йорк, 1954. С. 31.

В дружеском кругу роман осудили, восприняли как акт саморазоблачения (по сути, он был опытом сублимации). П. А. Флоренский писал Свенцицкому 2 ноября 1907 года: «…насчет „Антихриста“ (кстати сказать, я очень негодую на Вас за выпуск его в свет, но сейчас не в этом дело). Нового он мне дал мало, т. е. я все в вас чувствовал и видел из отдельных разговоров и т.д. Но мне думается, что Вы не замечали самого скверного – книги. Говорю „скверного“. Это неверно. Я не знаю, были или не были случаи, описанные в “Антихр<исте>”, да и все равно это. Если бы Вы под присягою показали мне, что все это было, я ни на одну йоту не изменил бы своего отношения к Вам. Но мне не то тяжело, что это было (мало ли что бывает!), а то, что Вы носитесь с гадостью, словно любуетесь ею, и других соблазняете».35

35. Нашедшие Град. С. 376. См. также: Переписка В. П. Свенцицкого и П. А. Флоренского / Публ. П. В. Флоренского и С. В. Черткова // Новый журнал (Нью-Йорк). 2011. № 264. С. 132.

В ближайшие месяцы Свенцицкий оказывается в одиночестве, переживает разрыв с друзьями и единомышленниками (В. Ф. Эрном, П. А. Флоренским, А. В. Ельчаниновым, С. Н. Булгаковым, Д. Д. Галаниным36), осуждавшими его за поступки, несовместимые с духом христианства. На фоне зреющего скандала 14 февраля 1908 года Свенцицкий читает в Религиозно-философском обществе доклад «Мировое значение аскетического христианства».37

36. Галанин Дмитрий Дмитриевич (1886–1978) – участник ХББ, заведующий редакцией Религиозно-общественной библиотеки, выпускавшей продукцию ХББ.

37. Текст доклада см.: Русская мысль. 1908. № 5. С 89–103; Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде), 1907–1917. История в материалах и документах: В 3 т. / Вступ. статья О. Т. Ермишина и О. А. Коростелева; подг. текста О. В. Ермишина, О. В. Самоцветовой, Л. В. Хачатурян; прим. О. В. Ермишина, О. А. Коростелева, С. В. Мартьяновой, О. В. Самоцветовой, Л. В. Хачатурян; сост. хроники А. А. Ермичева; сост. аннотированного списка С. М. Половинкина. М., 2009. Т. 1. С. 265–282, 641–642 (прим.). В том же номере «Русской мысли» под общей рубрикой «Проблемы аскетизма» напечатан ответ Свенцицкому – доклад В. В. Розанова «О христианском аскетизме», который состоялся 12 марта 1908 года (Русская мысль. 1908. № 5. С. 103–111); см. также: Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде), 1907–1917. Т. 1. С. 283–290, 643 (текст и прения).

Мережковские были в курсе петербургских событий, они получали из России письма от литературных соратников и из дома – от А. В. Карташева и Т. Н. Гиппиус с рассказами о заседаниях Религиозно-философского общества, а также газеты с хроникой и отчетами заседаний. 6 марта 1908 года Гиппиус просила Розанова: «Напишите вы нам обстоятельно, что за реферат читал Савонарола-Свенцицкий? Неужели правда затвор рекомендовал? Да это все равно что непрерывно кричать о том, что необходимо молчание! Иди в затвор сам первый – и молчи. Не попалась ли вам его книжка недавняя – „Антихрист“? Сделайте исключение, прочтите ее: ручаюсь, что не раскаетесь! Это „исповедь“, автобиография. Увидите, как интересно».38

38. В. В. Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология: В 2 кн. СПб., 1995. Кн. 1. С. 208.

В июле 1908 года Мережковские вернулись в Россию, после лета проведенного в Суйде (под Гатчиной) в сентябре они возобновили работу в Религиозно-философском обществе. Об их контактах со Свенцицким в эти месяцы сведения отсутствуют, однако они могли быть в курсе московских новостей через А. Белого, гостившего у них на даче в августе.

В ноябре 1908 года Свенцицкого исключили из МРФО по обвинению «в ряде действий, явно предосудительных» (рождение внебрачных дочерей39 и присвоение денег из кассы еженедельника «Век», притом что он был одним из его пайщиков;40 «за» проголосовали члены совета Эрн, Ельчанинов41 и Булгаков), затем он был вынужден бежать из Москвы.

39. Имеются в виду Ольга Владимировна Шер (входила в ХХБ; 1888–1970), родившая втайне от Свенцицкого 6 апреля 1908 года дочь Ольгу, которую представила родным как удочеренную «сиротку», и от Надежды Сергеевны Багатуровой (Багатарян Егинэ Саркисовна; 1890–1976) – детской писательницы, переводчицы; гражданской жены В. П. Свенцицкого; 21 июля 1908 года родила дочь Надю, крестной которой стала О. В. Шер (подробно см.: Нашедшие Град. С. 319–320, 428).

40. Осенью 1907 года Свенцицкого подозревали в присвоении 350 рублей из кассы трудовой общины «Века», которые предназначались для ведения судебного процесса по делу журнала, но потом обстоятельства разъяснились (Там же. С. 427).

41. В обширном письме к П. А. Флоренскому от 25 ноября 1908 года Ельчанинов рассказывал о событиях, которые предшествовали исключению Свенцицкого из МРФО: «12-го, в среду, открылось, что у Вал есть двое детей от Оли и Нади; немного спустя поступила в Совет жалоба на Вал от матери одной гимназистки, а потом открылся целый ряд фактов той же категории + шантажные денежные дела. 17-го братья Оли отправились к Вал и поставили ему ультиматум: или пусть он отпустит девиц и немедленно выедет из Москвы, или он будет подвергнут физическому воздействию. Тогда Антихрист капитулировал и принял все условия, а на другой день прислал Володе (В. Ф. Эрну. – М. П.) признание во всех своих гнусностях, даже таких, о которых мы не знали. В этом письме он всецело предавался на волю победителей и только умолял помочь ему поступить в монастырь» (Там же. С. 426).

В упомянутом письме к Свенцицкому от 25 ноября 1908 года Мережковский выражал сочувствие в связи с его исключением из МРФО, в создании и работе которого он принимал горячее участие, будучи одним из инициаторов и членом совета общества. (Несогласие с решением МРФО по делу Свенцицкого выразил и Вяч. Иванов в письме к В. Эрну от 25 ноября 1908 года.42)

42. См.: Нашедшие Град. С. 429; ответ Эрна Иванову от 28 декабря 1908 года: Там же. С. 431.

«Я слышал, что вас исключили из Религиозно-философского общества, – писал ему Мережковский. – Я не знаю тех поступков, за которые вас осудили. В газете я прочел, что вы сами себя за них осуждаете,43 а если это так, то никто не имеет права судить вас, кроме Церкви. Религиозно-философское общество не есть Церковь, и суда его над вами я не могу признать правильным. Каковы бы ни были ваши поступки, я ничем не лучше вас и в покаянии и прощении нуждаюсь не менее, чем вы. Я думаю, что вам теперь трудно и больно. Копию с этого письма я посылаю А. В. Ельчанинову, чтобы он сообщил его подписавшимся».44

43. Имеется в виду помещенное в газете «Русское слово» (1908. 21 нояб. № 271. С. 5) письмо совета МРФО о заседании, состоявшемся 11 ноября 1908 года, на котором Свенцицкому было предложено выйти из общества; опубликовано за подписью председателя общества Г. Рачинского, членов совета: кн. Е. Трубецкого, С. Булгакова, А. Глинки (Волжского), В. Эрна, А. Ельчанинова. В этом же письме сообщалось: «Еще до получения копии с постановлением совета В. П. Свенцицкий прислал на имя председателя ова заявление о своем выходе из числа членов ова, а затем в письме на имя одного из членов совета от 18-го ноября признал справедливость предъявленных ему обвинений».

44. Нашедшие Град. С. 428.

26 ноября Мережковские приехали в Москву для координации работы петербургского и московского Религиозно-философских обществ (6 декабря состоялось общее закрытое собрание, на котором Мережковский читал доклад «Борьба за догмат»45); они неоднократно встречались с Булгаковым и Эрном.

45. Впервые: Речь. 1908. 14 дек. № 307. С. 3.

Друзья Свенцицкого отреагировали на несогласие Мережковского с решением МРФО, 12 декабря 1908 года С. Н. Булгаков сообщал А. С. Глинке (Волжскому): «Вы знаете, что Д. С. <Мережковский> написал было Св<енцицкому> письмо с изъяснениями в любви и смирении после нашего газетного письма. Здесь, когда им рассказали всё, они с нами согласились по существу (оговорки – неважны) и решили, что его нельзя пускать в СПб Религиозно-философское общество. Но только la donna è mobile,46 сами знаете, непреклонна из них только З. Н. <Гиппиус>, которая относится к Св<енцицкому> с холодным брезгливым презрением».47 Однако заключение Булгакова оказалось поспешным. В декабре Гиппиус писала Б. В. Савинкову: «…грандиозный скандал со Свенцицким потряс „христианскую“ Москву (Булг<аков>, Эрн), но все же мы не на стороне этих новых „смиренных“».48

46. Женщина переменчива (ит.) – цитата из либретто Ф. М. Пьяве к опере Дж. Верди «Риголетто» (1851).

47. Нашедшие Град. С. 448. Свенцицкий состоял действительным членом Петербургского Религиозно-философского общества, исключен из него не был.

48. Революционное христовство: Письма Мережковских к Борису Савинкову / Вступ. статья, сост., подг. текста и комм. Е. И. Гончаровой. СПб., 2009. С. 146. Имеются в виду семь «смиренных» Святейшего Синода, подписавших приговор об отлучении Л. Толстого от церкви (1901). В статье «Семь смиренных» Мережковский назвал новыми «смиренными» участников сборника «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции» (М., 1909); впервые: Русские ведомости. 1909. 25 апр. (8 мая). № 94. С. 4; также: Речь. 1909. 26 апр. (9 мая). № 112. С. 2–3; в авторском сборнике «Больная Россия» (СПб., 1910. С. 93–109).

Тексты писем В. П. Свенцицкого воспроизводятся по автографам: Amherst Center for Russian Culture: Zinaida Gippius and Dmitri Merezhkovsky Papers. Series 2. Box 5. Folder 6; орфография и пунктуация приведены в соответствие с современной грамматической нормой.

1

<Август (?) 1907 года49>

49. Датируется по содержанию.

Дорогой Дмитрий Сергеевич! Я получил Ваше письмо, мне было и радостно и грустно читать его.50 Радостно потому, что я из него увидел и понял, что между нами, как бы мы ни разномыслили, уже нет более того тяжелого чего-то, что так давило и мучило меня. Я почувствовал, что Вы меня простили, что что бы там ни было, у нас один Христос, один Бог.

50. Письмо Д. С. Мережковского неизвестно.

Родной мой Дмитрий Сергеевич, мне до смешного хочется говорить Вам ласкательные слова, увидеть Вас и услышать. Страшное в Вашем письме было то, что Вы написали о моей силе. Мне хочется, чтобы Вы думали и знали обо мне именно то, что я есть, видит Христос, не из скромности пишу, а потому что чувствую себя правдивым.

Во мне много силы, но силы демоничной, человеческой, тяжелой, я мучаюсь ей.

Когда-то на спиритическом сеансе при свете я приказывал вещам передвигаться, и они двигались. С тех пор (пусть это был гипноз) я никогда не делаю ничего подобного, но чувствую «животную» подлую силу и «власть» не Божескую.

Хочу быть как ребенок, ничего не знать, никакой «воли» не иметь.

Я – не старший «брат» – я мишура и гордыня – вот все что я узнал к 25 годам своей жизни. И рад этому и счастлив бесконечно.

Вот почему мое решение идти в монастырь51 не есть установление объективного пути для всех. Я и за себя-то ничего решать не смею. Потому у меня нет еще определенных, отчетливых решений. Я путаюсь, признаюсь, но так ясно теперь знаю, что надо идти в пустыню, но кажется, что это искушение – одно я теперь только как неподвижную точку ощущаю в себе – это что Господь поможет мне, но оставим.

51. См. вступ. статью. Свенцицкий отправился в Оптину пустынь к своему духовному наставнику прп. Анатолию (Потапову) Оптинскому осенью 1908 года; после исключения его из МРФО. См. об этом в комментарии С. В. Черткова к письму А. В. Ельчанинова к П. А. Флоренскому (25 ноября 1908 года): «…22 ноября Свенцицкий, никому не сказав, покинул наемную квартиру в д. 4 на Остоженке. В книге „Граждане неба“ (Пг., 1915) он вспоминал: „Со мной случилось большое несчастье. Я, как говорится, запутался. Запутался и нравственно, и житейски… Мне казалось, что все ложь, и вокруг меня, и во мне самом. Я ушел из своего дома осенью, как беглец, в чем был. Бессмысленно метался из одного места в другое . И теперь, зимой, явился в монастырь“» (Нашедшие Град. С. 428). Однако желание уйти в затвор возникло у него раньше, о чем свидетельствует его последовательная апология аскетизма, см. прим. 8.

Я живу внешне значительно по «инерции»; внешнее что-то делается, езжу, хожу в Унив<ерсите>т52 и пр. и пр., а сам точно уже где-то не здесь. И радостно, и жутко. И так хочется плакать, что в душе столько язв, мерзости тьмы. Так ясно видишь, как мучаешь Спасителя своей подлостью и все еще не можешь перестать и быть его сыном.

52. В. П. Свенцицкий в 1903–1907 годах учился на историко-филологическом факультете Московского университета (исключен за неоплату VII семестра).

О «земном» я должно быть не так выразился. Может быть, я не знаю настоящей любви к земле, но то, что я знаю, мне кажется, что есть любовь. Я люблю природу, люблю траву, цветы, лес, так бы и обнял все, так бы и приласкал.

Впрочем, теперь у меня какая-то жажда ненасытимая, хочется любить все, всегда и всех, и чем больше любишь, тем больше хочется, и боишься, что умрешь и не поспеешь еще ласкать и полюбить.

Из Вашего письма я вынес впечатление, что Вы приезжаете в Россию?53 Правда ли это? Мне необходимо видеть Вас и говорить лично.

53. Мережковские вернулись в Россию 12 июля 1908 года, после двух с половиной лет проведенных во Франции. См. вступ. статью и прим. 2 к ней.

Волжский54 когда-то все, с обычной его нежностью, выговаривал мне за то, что я не «принимаю мелочей» и что это грех. Господи, как он прав. Требовать от всех – чувствуйте, как и я, это такая безобразная форма самоутверждения и потому я, каясь за прошлое, теперь стараюсь всюду любовно и просто относиться к делам житейским, не говоря уж об «общественных», а потому по мере сил буду и в «Веке» (он возобновится в виде «Религии и Жизни»)55 и в Религиозно-фил<ософском> обществе,56 пока не определюсь, куда мне идти. Об этом теперь я молюсь непрестанно и прошу Вас, брата моего, молиться обо мне, как и я теперь постоянно молюсь за всех Вас, как умею.

54. См. прим. 10 к вступ. статье.

55. «Век» – еженедельник религиозно-общественной жизни и политики (редактор-издатель В. А. Никольский); печатный орган «Братства ревнителей церковного обновления»; издавался в Петербурге. Первый номер вышел в свет 12 ноября 1906 года при ближайшем участии А. В. Карташева и К. М. Аггеева, которые заняли место ведущих авторов журнала; приостановлен 9 июля 1907 года. (При еженедельнике выходили Приложения: «Церковное обновление» и «Библиотека „Века“»). Свенцицкий был постоянным автором «Века». Летом 1907-го группа ХББ забирает «Век» в свои руки, пытаясь реорганизовать издание (см. письмо В. П. Свенцицкого к А. С. Глинке от 2 августа 1907 года: Нашедшие Град. С. 360). Вместо «Века» стал выходить журнал «Религия и жизнь» (редактор-издатель Г. Ф. Говоров), всего вышло три номера (№ 1, 1 сентября, № 3 – 23 сентября 1907 года); в Приложении к журналу выпустили брошюру из Библиотеки «Века»: Никольский В. А. Из истории наших религиозных движений. «Московский евангелист» [Дмитрий Тверитинов]. СПб., 1907. Подробно об изданиях см.: Колеров М. А. Не мир, но меч. С. 246–262.

56. Вероятно, здесь речь идет не о МРФО, в котором Свенцицкий постоянно выступал с докладами, а о Петербургском Религиозно-философском обществе, в работе которого он принимал деятельное участие (см.: Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде), 1907–1917 (по указ.)). В заседании 14 февраля 1908 года Свенцицкий читал доклад «Мировое значение аскетического христианства». В хронике «Московского еженедельника» сообщалось: «…публики явилось множество. Талантливо и страстно характеризует Свенцицкий влияние христианства на духовную жизнь человека Чувствовалось, что все сказанное глубоко заложено в его собственной душе, что это ни измышление ума, ни литература, а живая история душевных мук. Это импонировало публике, которая слушала г. Свенцицкого не только с интересом, но и с видимым сочувствием» (Х-Ч М. В религиозно-философском обществе // Московский еженедельник. 1908. № 12. С. 54–57). Подробно см.: Нашедшие Град. С. 397–398.

Господи, как хочется сказать: Христос посреди нас. Господи, возьми к себе и прости и помилуй.

Горячо обнимаю Вас и крепко-крепко целую.

В. Свенцицкий

P. S. Покуда мой адрес:

Москва, Остоженка, 1-ый Зачатьевский пр. д. № 6 <нрзб.> кв. 1.

Канцелярия Рел<игиозно>-фил<ософского> Об<ще>ства.

Если Вы приедете в Россию, ведь вы конечно прочтете что-нибудь в нашем Москов<ском> Обществе?

2

<Октябрь 1907 года57>

57. Датируется по содержанию.

Дорогой Дмитрий Сергеевич!

Я возвратился сейчас из Петербурга, куда ездил для ликвидации «Века»58 и на открытие Об<ще>ства.59 По поводу того и другого пишу Вам «деловое» письмо.60

58. См. прим. 7 к п. 1.

59. Первое официально разрешенное заседание Петербургского Религиозно-философского общества состоялось 3 октября 1907 года, слушали доклад С. А. Аскольдова «О старом и новом религиозном сознании», текст см.: Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде), 1907–1917. Т. 1. С. 36–46, 622–623 (прим.); впервые в сокращении: Записки С.-Петербургского религиозно-философского общества. СПб., 1908. Вып. 1. С. 3–10; полный текст: Вопросы религии. М., 1908. Вып. 2. С. 193–222. Свенцицкий напечатал подробный критический отчет о докладе Аскольдова, см.: Свенцицкий В. П., прот. Собр. соч. Т. 2. С. 481–483; впервые (под криптонимом: С. В.): Живая жизнь. 1907. № 1 (1 нояб.). C. 59–61.

60. Письмо неизвестно.

Мы решили, в виду закрытия «Религии и Жизни»61 за полной невозможностью издаваться в Петерб<урге>, перенести издание в Москву. У нас для Москвы есть разрешение на «Живую Жизнь».62 Денег у нас с уплатой штрафа мало.63 Всего хватит № на 4. Будем мы издавать поэтому с 1 ноября книжечками листов в 5 по 2 раза в месяц, т. е. два месяца ноябрь и декабрь. За это время мы откроем подписку и если подписка пойдет – перенесем издание на 1908 г., если нет, возвратим присланные деньги обратно и прекратим издание.

61. См. прим. 7 к п. 1.

62. Двухнедельный религиозно-философский журнал «Живая жизнь», основанный Свенцицким и Эрном, издавался в Москве, редактор-издатель В. А. Рукович; первый номер вышел 27 ноября 1907 года, последний – 30 января 1908 года. Под обложкой журнала учредители стремились соединить различных представителей религиозно-философской мысли; сотрудничали: Аскольдов, Бердяев, И. П. Брихничев, Глинка-Волжский; предполагалось сотрудничество К. М. Аггева, А. Белого, З. Гиппиус, Карташева, Е. Н. Трубецкого, Философова, Флоренского и др. Всего вышло четыре номера, после чего журнал был прекращен за отсутствием средств (подробно см.: Колеров М. А. 1) Не мир, но меч. С. 269–276; 2) Издания Христианского братства борьбы (1906–1908) // Новое литературное обозрение. 1993. № 5. С. 304–306).

63. Речь идет о финансовых делах, связанных с прекращением «Века» и изданием «Антихриста» (см. об этом письмо В. Ф. Эрна к А. В. Ельчанинову от 9 ноября 1907 года: Нашедшие Град. С. 377–378).

В виду такого оборота дела, мы просим помочь нам литературно и прислать по возможности для 1-ого № какую-нибудь, хотя бы самую коротенькую статью.64 О том же просим Зин<аиду> Никол<аевну> и Философ<ова>. Это во-первых, а во-вторых просим разрешить упоминать ваши имена в числе сотрудников в объявлениях.65

64. Мережковский дал в журнал статью «О Воскресении» (Живая жизнь. 1907. № 1 (27 нояб.). С. 3–8), которая затем вошла в первую редакцию статьи «Меч» в сборнике Мережковского «Не мир, но меч. К будущей критике христианства» (СПб.: М. В. Пирожков, 1908).

65. См. прим. 6.

Теперь об обществе.

В. В. Успенский66 сказал, что Вы в Россию нын<ешний> год не приедете. Это толкнуло меня обратиться к Вам с следующим предложением. Не согласились ли бы Вы приехать к нам в Москву со специальной целью прочесть реферат в двадцатых числах ноября? Само собой, что в материальном отношении это не потребовало бы от Вас никаких расходов, а удобство то, что Вы тот же реферат могли бы прочесть и в Петербурге.

66. Успенский Василий Васильевич (1876–1930) – приват-доцент Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре педагогики и пастырского богословия, товарищ А. В. Карташева; церковный публицист, он был одним из членов-учредителей Религиозно-философских собраний (подготовил первое отдельное издание стенографических отчетов: Записки Петербургских религиозно-философских собраний (1902–1903 гг.). СПб.: склад М. В. Пирожкова, 1906), а позднее Санкт-Петербургского Религиозно-философского общества, сотрудничал в «Новом пути» и «Вопросах жизни». В этот период Успенский сочувствовал реформаторским идеям Мережковских, но считал для себя невозможным полный разрыв с Православной Церковью и отказ от евхаристии (как Карташев и Свенцицкий).

Если бы Вы знали, какая большая радость была бы для нас Ваш приезд. По получении этого письма ответьте мне телеграммой о Вашем решении, т. к. это отразится на всем плане наших рефератов. Еще, конечно, ноябрь удобен, можно и в начале декабря, и в начале ноября.

О заседании в Петербурге Вам, наверное, напишут лучше меня,67 скажу только о себе, что хотя я и выступал и говорил против нового религиозного сознания, но уверен, что теперь68 все это было по-новому и уверен не только потому, что, видимо, это чувствуют идущие после заседания. Ельчанинов сказал мне, что стал говорить совсем иначе. Еще бы не иначе! Мне было так легко и радостно на душе, я все думал, что вы сидите все рядом со мной, и мне хотелось всем сказать, что мы все маленькие, все деточки, я чуть не обнял Введенского,69 который так сердито говорил, и не подозревая, какой он сам маленький голенький птенчик.

67. Подразумеваются письма к Мережковским Карташева и Т. Н. Гиппиус. См.: Intellect and Ideas in Action: Selected Correspondence of Zinaida Hippius / Comp. by T. Pachmuss. München: Wilhelm Fink Verlag, 1972. P. 658–706; также: Лит. наследство. Т. 114. Семейные хроники в письмах-дневниках Т. Н. Гиппиус (1906–1908) / Изд. подг. М. М. Павлова (в печати).

68. Слово подчеркнуто двумя чертами.

69. Александр Иванович Введенский (1856–1925) – философ-кантианец, психолог и логик; профессор и заведующий кафедрой философии Санкт-Петербургского университета (1890–1913), председатель университетского Философского общества.

Ну, прощайте. Христос с вами.

Ваш Вал. Свенцицкий

3

<Не ранее второй половины ноября 1907 года70>

70. Датируется по содержанию.

Дорогой мой брат о Христе, я долго не писал Вам, потому что был болен духом. Я и сейчас не совсем поправился, но уже нет той остроты. Я снова выплыл, снова начинаю любить и радоваться, а без любви и радости как-то грешно подходить к человеку. И сколько бы ни писал Вам, я всегда буду начинать с того, что люблю Вас, потому что так хочется без конца повторять это чудное71 слово. Я знаю, Дмитрий Сергеевич, что если встречусь с Вами, многое переживу нелюбовно, от многого оттолкнусь, многое внешнее не смогу преодолеть, – но все же это чувство к Вам на расстоянии – не иллюзия, наоборот – то иллюзия.

71. Слово подчеркнуто двумя чертами.

Хочу, чтоб Вы знали, в чем мои затруднения. Я передам их схематично и теоретично, но знаю, что Вам нетрудно понять их психологическое содержание.

Не в силах я преодолеть раздвоенность созерцания и религиозной активности. Это новая для меня внутренняя задача, которой раньше я как-то не чувствовал. И она разрывает мою душу на две половины, и я то хочу пустыни – то площади.

Началось это с лета, а эти дни, особенно под влиянием виденных впечатлений, дошло до болезни. Приехав, Волжский да и Булгаков сдружились с Новоселовым,72 теперь прославляют приятие мира в виде «житья-бытья», против религиозного максимализма восстают самым резким образом и как-то размякли. Я чувствую, что в активности много соблазна, но такая мягкость стала приводить меня в злобное состояние, скверное и несправедливое, в результате которого я дошел до грубости и опять стал впадать в религиозную писаревщину.73 А тут опять заговорило в душе молитвенное, Бога видеть, почти осязать, вся душа уходит в нетленное. Сейчас успокоился, грубость прошла. У нас оттепель, и на душе тоже снег сошел. И я пишу Вам, как брату бесконечно дорогому и близкому. Христос с Вами. Зинаиде Николаевне спасибо за письмо и за приписочку в Вашем письме.74 Письмо ее поразило меня глубоко внутренней чистотой и силой правдивости.75 Ваши письма обоих так дополняют друг друга и имеют для меня совершенно исключительное значение. Передайте ей, что я целую ее три раза и прошу ее, пусть и она перекрестит меня, мне это нужно. Хочется мне еще сказать Вам несколько слов об Антихристе, которого послал Вам.76 Тут дело не в том, «Антихрист» ли это – но мне хочется, чтобы Вы поняли эту книгу вполне, а для этого хочу сказать два слова о ее внутреннем происхождении. Писал я ее два года – пережитое в ней относится к 5–6 годам назад (хотя фабула взята более современная). То есть, когда мне было 19 лет, и я только что начинал веровать. Я тогда стал замечать двойственность в виде неуловимых и раздельных чувств, чем дальше, тем больше и, наконец, увидел какого-то внутреннего двойника, абсолютно со мной схожего и диаметрально мне противоположного. Даже когда я молился, он тоже по-своему молился. Я чувствовал, что погибну и духовно и психически, если его не преодолею. Господь помог мне. После того я стал принимать причастие.

72. Новоселов Михаил Александрович (1864–1938, расстрелян; новомученик) – публицист, духовный писатель; окончил историко-филологический факультет Московского университета (1886), последователь учения Л. Н. Толстого (до 1892 года); участник Религиозно-философских собраний (1901–1903); издатель «Религиозно-философской библиотеки» (1902–1917), в 1907 году создал строго православный московский «Кружок ищущих христианского просвещения», который собирался у него на квартире (в числе участников: П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Ф. Д. Самарин, Иосиф Фудель и др.); в 1912 году избран почетным членом Московской духовной академии; после 1917 года – идеолог иосифлянства. В апреле 1907 года Булгаков писал Глинке в Симбирск: «…очень сблизился я за это время с Новоселовым, в котором много подлинной церковности. (К радости понял и Валентин Павлович, которому я говорил). И тем самым я стал ближе к „исторической“ Церкви, стал еще более „православным“» (Нашедшие Град. С. 355).

73. «Писаревщина» – утилитарный подход к искусству, здесь – к религии, вере; возможно, в переносном смысле: крайность, догматизм.

74. Возможно, об этом невыявленном письме упоминает Т. Н. Гиппиус, 22 сентября 1907 года она сообщала Мережковскому: «Ков прочел у Ельчанинова твое письмо к Свенцицкому и радуется. Говорит, что ты многое написал, как бы в ответ на его мучение и вопросы, разрешил» (Amherst Center for Russian Culture: Zinaida Gippius and Dmitri Merezhkovsky Papers. Series 2. Box 4. Folder 24).

75. Письмо З. Н. Гиппиус неизвестно.

76. Имеется в виду роман В. Свенцицкого «Антихрист (Записки странного человека»), книга вышла в издательстве Д. П. Ефимова в начале ноября 1907 года, в 1908 году вышло 2-е издание с послесловием автора.

Я не мог не написать этой книги, этой исповеди своего двойника, но не печатать ее, конечно, мог, – здесь уж были мотивы тоже религиозные, но уже иного порядка. [У меня был] Вл<адимир> Фр<анцевич> Вам кланяется.

Я хотел бы Вас просить написать об этой книге,77 ибо предвижу религиозно-невежественную ругань по поводу этого больного моего «детища». Что бы и как Вы ни написали, как бы Вы меня резко не судили и как литератор и как мыслитель – Вы это сделаете с любовью, а потому уж если даже и не объективно, правильно, то (с моей точки зрения), то внутренно <правдиво?>. Впрочем, это так, я понимаю, что Вам может оказаться тяжело писать, и тогда не обращайте на мою просьбу никакого внимания.

77. По наблюдению С. В. Черткова, результатом внимательного прочтения романа «стала глава „Меч“ в сб. Мережковского „Не мир, но меч“ (М., 1908): в разделах IV–V подробно изложен ход мысли героя романа-исповеди» (подробно см.: Нашедшие Град. С. 382–383). 26 ноября 1907 года Мережковский писал по поводу романа Глинке: «А Свенцицкий!.. мы только что прочли его „Антихриста“. Мы не нашли в нем „потрясающего ужаса“, книга эта показалась нам глубоко ничтожной, в религиозном смысле, бесконечно жалкой, ребячески беспомощной. И он достоин лучшей участи. Тут нет никакого „антихриста“, а есть лишь образная сторона „православного житья-бытья“. Удушья одиночества. А кто из вас ему помог? / Ужас не в нем, а в том, что, уже будучи со всеми вами в церкви, он не нашел защиты от этого ужаса. А теперь не ужасаться надо, а успокоить его, принять грех его на себя, полюбить еще сильнее. А ведь Свенцицкий, хотя и одинок, но не один. Таких, как он множество. Он очень обыкновенный, средний человек своего поколения (Леонид Андреев, Ремизов, ). Все вы – безнадежные праведники, а ведь Христос пришел не для праведников» (опубл.: Письма З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковского к А. С. Суворину (1891–1911) / Подг. текста, вступ. статья и комм. Н. А. Богомолова // Лит. наследство. Т. 106. Кн. 1. С. 85).

–––––––––

Статьи Ваши получил. Журнал печатается,78 но все выходят задержки из-за разрешения, вторая статья Ваша к несчастью нецензурна. Спасибо Вам за помощь. Надеемся выйти 25-го ноября.

78. Имеется в виду статья Мережковского «О Воскресении» (Живая жизнь. 1907. № 1 (27 нояб.). С. 3–8). О какой второй статье Мережковского идет речь, установить не удалось.

Прощайте. Всем Вам желаю мира и радости. Помогите научиться любить. Христос с вами, дорогие. Вал. Свенцицкий

Влад<имир> Фр<анцевич>79 Вам кланяется.

79. В. Ф. Эрн.

4

<Не ранее конца ноября 1907 года80>

80. Датируется по содержанию.

Дорогая Зинаида Николаевна,

Я сейчас получил Ваше письмо,81 – оно так меня взволновало, что я не могу не написать Вам ответ сейчас же.

81. Письмо неизвестно.

Вы сказали в своем письме много несправедливого, и я, поскольку смогу, напишу Вам откровенно.

Во-первых, Вы пишете: «вы ее так любовно издали и разослали».82 Издателем являюсь не я, и никому книги, кроме Д<митрия> С<ергеевича>, я не посылал. Во-вторых, Ваши слова о письме Волжского83 ударили меня по самому больному месту. Действительно, А<лександр> С<ергеевич> в этот приезд застал меня в подлом виде, но добрый и тихий А<лександр> С<ергеевич>, Булгаков и пр. буквально, как зайца, травили меня и чуть было не затравили, но Бог спас. И все из любви делали. И вот травля даже там в письме. Я всех их собрал в этот приезд: Флоренского,84 Булгакова, Эрна, Рачинского.85 Был и Бугаев – Вы любите его,86 Вы и спросите, как они мне «помогали» это тяжелое время. Глупо, но важно-таки, что Бугаев, рассказывая о Вас, помог мне больше всех. Когда они по-дружески потравили меня некоторое время, он тихо сел ко мне и стал говорить о том, как вы молитесь. Спросите его, Бога ради, о том вечере, Вам многое станет понятно.87 Вы пишете, что я создаю вокруг себя шум, нельзя было ничего сказать насмешливее, я с ума схожу от всех этих религиозных сплетен, где Булгакову говорит Новоселов, а Новоселову передает Кузнецов,88 Кузнецову Тернавцев,89 и пр., и пр., и пр.

82. Речь идет о книге В. Свенцицкого «Антихрист. Записки странного человека» (1907).

83. В амхерстском архиве Мережковских содержатся три письма А. С. Глинки с приглашением их и Философова сотрудничать в киевской газете «Народ», затеянной им совместно с С. Н. Булгаковым: письмо к З. Н. Гиппиус от 13 марта 1906 года: Amherst Center for Russian Culture: Zinaida Gippius and Dmitri Merezhkovsky Papers. Вox 2. Folder 47; письмо к Д. В. Философову от 26 марта 1906 года, аналогичного содержания; письмо к Д. С. Мережковскому от 22 апреля 1906 года, в котором он также сообщает о согласии участвовать в парижском сборнике Мережковских (см. вступ. статью): Ibid. Вox 4. Folder 25. Два письма Мережковского к А. С. Глинке этого времени – от 23 марта 1906 года и недатированное, опубл. в комментариях: Письма З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковского к А. С. Суворину (1891–1911). С. 83–86.

84. Флоренский Павел Александрович (1882–1937, расстрелян) – иерей, выпускник физико-математического факультета Московского университета (1904) и Московской Духовной академии (1911), богослов, религиозный философ, поэт, ученый; участник ХББ; ближайший товарищ В. Ф. Эрна.

85. Рачинский Григорий Алексеевич (1859–1939) – публицист, редактор собраний сочинений В. С. Соловьева и Ф. Ницше; с ноября 1907 года председатель МРФО.

86. Подробно об истории взаимоотношений см.: Переписка З. Н. Гиппиус с Андреем Белым (1902–1918). Приложение 1. Письма Т. Н. Гиппиус к Андрею Белому (1905–1909); Приложение 2. Переписка Д. В. Философова с Андреем Белым; Приложение 3. Переписка Д. С. Мережковского с Андреем Белым (1903–1909) / Вступ. статья Н. А. Богомолова, подг. текста и комм. Н. А. Богомолова и А. Л. Соболева // Лит. наследство. Т. 106. Кн. 2. С. 9–193.

87. О содержании доверительной беседы Белого и Свенцицкого других сведений не сохранилось.

88. Василий Васильевич Кузнецов (1881–1925) – скульптор, в 1901 –1905 годах обучался в Высшей художественной школе при Императорской Академии художеств в мастерской В. А. Беклемишева. См. о нем: Карпова Е. В. Петербургский скульптор В. В. Кузнецов // Невский архив: Историко-краеведческий сборник. СПб., 2006. Вып. 7. С. 547–567; здесь же опубликованы воспоминания о Кузнецове его жены Л. Д. Бурлюк и список его скульптурных работ; Вершинина А. От «работы при архитекторах» до скульптуры малых форм: Коллизии творчества В. В. Кузнецова // Русское искусство. 2006. № 4. С. 82–91. В 1906–1908 годах входил в семью-коммуну младшего «гнезда» неохристианской общины Мережковских (в начале 1908 года вышел из нее); см.: Павлова М. М. Истории «новой» христианской любви. Эротический эксперимент Мережковских в свете «Главного»: Из «дневников» Т. Н. Гиппиус 1906–1908 годов / Вступ. статья, подг. текста и прим. М. М. Павловой // Эротизм без берегов: Сб. статей и материалов. М., 2004. С. 391–455.

89. Тернавцев Валентин Александрович (1866–1940) – богослов, чиновник особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода (с 1907), один из устроителей и активный участник Религиозно-философских собраний; в 1906–1908 годах был дружен с В. В. Кузнецовым.

Все мои друзья были против опубликования книги, и я почти разошелся с Эрном90 после ее напечатания – были же, значит, какие-то мотивы побольше делания «шума».91 Да и какой шум? Разве я не понимаю, что эта книга сплошной минус для моего самолюбия.

90. В письмах к А. В. Ельчанинову Эрн сообщал: «С Валентином нам страшно трудно. Все мы в спутанном состоянии» (3 ноября 1907 года); «…духовный кризис Валентина – есть кризис и всех тех дел, с которыми Валентин связан кровно (а это значит, почти всего нашего дела)» (9 ноября 1907 года; Нашедшие Град. С. 376, 378).

91. См. вступ. статью, письмо Свенцицкого к А. С. Глинке от 2 августа 1907 года.

В Вашем письме мне больно какое-то страшное внутреннее недоверие, которое парализует искренность, и когда начинаешь бояться, что написанное чувство будет воспринято как «самоковыряние». Вы пишете, что я лезу в абсолютики. Неправда это, неправда, тысячу раз неправда. Никаким себя гением я не считаю, а жить «просто» я не могу, хотя хочу этого всей душой, хочу быть Вл<адимиром> Францичем92 <так!>, даже быть простым и никому не знакомым, где-нибудь капусту рубить на пироги.

92. Имеется в виду В. Ф. Эрн.

Вы скажете, с какой же стати было печатать. Это тайна моя большая, тайна, которую я, умирая, не скажу. Но если сколько-нибудь мне верите, поверьте, что здесь что-то побольше моей воли.

Я ничего не понимаю из того, что Вы пишете о любви. Может быть, у Вас зрение глубже, но я свое чувство не могу называть возможностью полюбить.

Я для Вас троих – когда чувствую, что люблю, все бы отдал бы, ни минуты не колеблясь.

После рассказов Андрея Белого93 у меня явилась мысль поехать к Вам, ибо я хоть и средний человек, но и средние люди могут погибать. Я измучен галлюцинациями, которые путаются с видениями, измучен мелкими, но мучительными сомнениями. Мне Бор<ис> Ник<олаевич> сказал, что он, когда совсем измучится, всегда стремится к Вам.

93. По-видимому, подразумевается рассказ Белого о встречах с Мережковским в Париже, в частности, в канун Нового года Белый заболел (диагностировали флегмону с угрозой заражения крови), в дни болезни и после операции его опекала З. Н. Гиппиус. См.: Переписка З. Н. Гиппиус с Андреем Белым (1902–1918). С. 54).

Ваше письмо меня оттолкнуло и ударило непрямотой и резкостью своей с этим ставлением под вопрос самую задушевную сторону человека.94 Ведь в конце концов и мелкое копание в душе большой грех и большой упадок.

94. Возможно, отзыв об «Антихристе», содержавшийся в письме, Гиппиус повторила в статье «Острая точка» (впервые: Русская мысль. 1908. № 2; под рубрикой «Из дневника журналиста»), см. вступ. статью.

Вообще сейчас мне очень трудно, много личного горя и все это как-то связывается некстати. Когда-нибудь напишу Вам еще, а покуда прощайте. Если можете, помолитесь, я, как умею, всегда теперь молюсь за Вас всех.

Вал. Свенцицкий.

Библиография

  1. 1. Белый Андрей. Начало века. Берлинская редакция (1923) / Изд. подг. А. В. Лавров. СПб., 2014 (сер. «Литературные памятники»).
  2. 2. Белый Андрей. Начало века. Воспоминания: В 3 кн. М., 1990. Кн. 2 / Подг. текста и комм. А. В. Лаврова.
  3. 3. В. В. Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология: В 2 кн. СПб., 1995. Кн. 1.
  4. 4. В. Ф. Эрн: pro et contra. Личность и творчество Владимира Эрна в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / Сост. А. А. Ермичев. СПб., 2006.
  5. 5. Вершинина А. От «работы при архитекторах» до скульптуры малых форм: Коллизии творчества В. В. Кузнецова // Русское искусство. 2006. № 4.
  6. 6. Взыскующие Града. Хроника русских литературных, религиозно-философских и общественно-политических движений в частных письмах и дневниках их участников, 1829-1923 гг. М., 2020. Кн. 3. 1905-1906 / Сост. В. И. Кейдан.
  7. 7. Гиппиус З. Н. Собр. соч.: В 15 т. М., 2003. Т. 7. Мы и они.
  8. 8. Глинка (Волжский) А. С. Собр. соч.: В 3 кн. / Сост. и ред. А. Резниченко. М., 2005. Кн. 1. 1900-1905 (Исследования по истории русской мысли; т. 10).
  9. 9. Ермичев А. А. Жизнь и дела Владимира Францевича Эрна // В. Ф. Эрн: pro et contra. Личность и творчество Владимира Эрна в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. СПб., 2006.
  10. 10. Истории «новой» христианской любви. Эротический эксперимент Мережковских в свете «Главного»: Из «дневников» Т. Н. Гиппиус 1906-1908 годов / Вступ. статья, подг. текста и прим. М. М. Павловой // Эротизм без берегов: Сб. статей и материалов. М., 2004.
  11. 11. Карпова Е. В. Петербургский скульптор В. В. Кузнецов // Невский архив: Историкокраеведческий сборник. СПб., 2006. Вып. 7.
  12. 12. Кейдан В. И. На путях к граду земному // Взыскующие Града / Сост., подг. текста, вступ. статья и комм. В. И. Кейдана. М., 1997.
  13. 13. Колеров М. А. Издания Христианского братства борьбы (1906-1908) // Новое литературное обозрение. 1993. № 5.
  14. 14. Колеров М. А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех», 1902-1909. СПб., 1996 (Исследования по истории русской мысли; т. 1).
  15. 15. Лит. наследство. 2016. Т. 105. Андрей Белый. Автобиографические своды: Материалы к биографии. Ракурс к дневнику. Регистрационные записи. Дневники 1930-х годов / Сост. А. В. Лавров и Дж. Малмстад.
  16. 16. Лит. наследство. Т. 114. Семейные хроники в письмах-дневниках Т. Н. Гиппиус (19061908) / Изд. подг. М. М. Павлова (в печати).
  17. 17. Нашедшие Град: История Христианского братства борьбы в письмах и документах / Сост., предисловие и комм. С. В. Черткова. М., 2017.
  18. 18. Павлова М. М. К истории неохристианской коммуны Мережковских (на материале «дневников» Т. Н. Гиппиус) // Русская литература. 2017. № 3, 4.
  19. 19. Павлова М. Мученики великого религиозного процесса // Мережковский Д., Гиппиус З., Философов Д. Царь и революция / Под ред. М. А. Колерова; вступ. статья М. М. Павловой; пер. с фр. О. В. Эдельман; подг. текста Н. В. Самовер. М., 1999 (Исследования по истории русской мысли; т. 4).
  20. 20. Переписка В. В. Розанова и П. П. Перцова (1896-1918): В 2 т. / Вступ. статья Е. И. Гончаровой; сост., подг. текста и комм. Е. И. Гончаровой и О. Л. Фетисенко. СПб., 2022. Т. 2. 19031918.
  21. 21. Переписка В. П. Свенцицкого и П. А. Флоренского / Публ. П. В. Флоренского и С. В. Черткова // Новый журнал (Нью-Йорк). 2011. № 264.
  22. 22. Переписка З. Н. Гиппиус с Андреем Белым (1902-1918) / Вступ. статья Н. А. Богомолова; подг. текста и комм. Н. А. Богомолова и А. Л. Соболева // Лит. наследство. 2021. Т. 106. Эпистолярное наследие З. Н. Гиппиус: В 2 кн. Кн. 2.
  23. 23. Переписка З. Н. Гиппиус с Д. В. Философовым (1898-1918) / Вступ. статья, подг. текста и комм. А. Л. Соболева // Лит. наследство. 2018. Т. 106. Эпистолярное наследие З. Н. Гиппиус: В 2 кн. Кн. 1.
  24. 24. Письма З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковского к А. С. Суворину (1891-1911) / Подг. текста, вступ. статья и комм. Н. А. Богомолова // Лит. наследство. 2018. Т. 106. Эпистолярное наследие З. Н. Гиппиус: В 2 кн.
  25. 25. Революционное христовство: Письма Мережковских к Борису Савинкову / Вступ. статья, сост., подг. текста и комм. Е. И. Гончаровой. СПб., 2009.
  26. 26. Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде), 1907-1917. История в материалах и документах: В 3 т. / Вступ. статья О. Т. Ермишина и О. А. Коростелева; подг. текста О. В. Ермишина, О. В. Самоцветовой, Л. В. Хачатурян; прим. О. Т. Ермишина, О. А. Коростелева, С. В. Мартьяновой, О. В. Самоцветовой, Л. В. Хачатурян; сост. хроники А. А. Ермичева; сост. аннотированного списка С. М. Половинкина. М., 2009. Т. 1.
  27. 27. СвенцицкийВ. П. Революция или бунт? / Публ. С. В. Черткова // Религиоведение. 2013. № 1.
  28. 28. Свенцицкий В. П., прот. Собр. соч. М., . Т. 1, 2.
  29. 29. Свенцицкий В., прот. Монастырь в миру. М., 1995. Т. 1.
  30. 30. Соболев А. Л. Мережковские в Париже (1906-1908) // Лица: Биографический альманах. М.; СПб., 1992. Кн. 1.
  31. 31. Соболев А. Л. Ошибка филера // Соболев А. Л. Тургенев и тигры: Из архивных разысканий о русской литературе первой половины ХХ века. М., 2017.
  32. 32. Чертков С. В. П. Свенцицкий. Его эпигоны и последователи (И. А. Ильин, Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев) // Философия и культура. 2010. № 5.
  33. 33. Шеррер Ю. В поисках «христианского социализма» в России // Вопросы философии. 2000. № 12.
  34. 34. Intellect and Ideas in Action: Selected Correspondence of Zinaida Hippius / Comp. by T. Pachmuss. M?nchen: Wilhelm Fink Verlag, 1972.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека