- Код статьи
- S013160950025717-2-1
- DOI
- 10.31860/0131-6095-2023-2-168-173
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 2
- Страницы
- 168-173
- Аннотация
В статье прослеживается текстологическая история стихотворного наброска А. А. Блока «Веселимся, кружимся...», который ранее был ошибочно отнесен к завершенным текстам. Окончательным аргументом в разрешении данной коллизии является обнаруженное в фонде В. Н. Орлова в РГАЛИ неизвестное письмо А. А. Блока к Д. Н. Фридбергу, впервые вводимое в научный оборот. Раскрываются обстоятельства сотрудничества поэтов-символистов в образовательнопросветительском проекте В. А. Тернавцева — выпуске учебников для начальных классов народных школ. Анализ микроконтекста — примыкающих к наброску записей и маргиналий — позволяет сделать вывод о влиянии фольклорных стилизаций В. Брюсова на первые блоковские опыты в форме «детской», или «наивной» поэзии.
- Ключевые слова
- текстология, набросок, вариант, эпистолярий, стихи для детей, «наивная» поэзия.
- Дата публикации
- 01.06.2023
- Год выхода
- 2023
- Всего подписок
- 12
- Всего просмотров
- 60
DOI: 10.31860/0131-6095-2023-2-168-173
© Н. Ю. Грякалова
К РАЗРЕШЕНИЮ ОДНОГО ТЕКСТОЛОГИЧЕСКОГО КАЗУСА (НЕИЗВЕСТНОЕ ПИСЬМО А. А. БЛОКА К Д. Н. ФРИДБЕРГУ)
В девятой записной книжке А. А. Блока (сентябрь–октябрь 1904 года), на развороте л. 12 об. и 13, находится следующий стихотворный набросок:
Веселимся, кружимся,
Хороводом тешимся –
Мальчики да девочки,
Ясные звездочки.1
Красное солнце!
Глянь-ка в оконце!
А в оконце – глянь-ка,2
Мамка да нянька!3
Белая хатка,
Смуглая солдатка!
____________________
Старшая сестрица
Дай-ка нам водицы4
____________________
Эй вы ребятки,
Врозь во все лопатки!5
Скидавайте шапки
Нянька6 то ___________
Старшая сестрица7
Без последних двух строк и с упорядоченной пунктуацией он был опубликован в четвертом томе 12-томного Собрании сочинений поэта как завершенное стихотворение, извлеченное из записных книжек.8 Пополнив корпус законченных стихотворных текстов, оно впоследствии включалось В. Н. Орловым и в Полное собрание стихотворений Блока в двух томах,9 и в хрестоматийный восьмитомник.10 И только в процессе подготовки академического Полного собрания сочинений и писем, при дифференциации законченных и незавершенных блоковских текстов, была отмечена немотивированность подобного решения, о чем в преамбуле к т. 4 (Стихотворения, не вошедшие в основное собрание) сказано: стихотворение «Веселимся, кружимся…» «явно не закончено: оно имеет набросок продолжения, не учтенный Ивановым-Разумником» (4, 385). В своем новом текстологическом статусе оно было включено в состав т. 11 (раздел «Незаконченные стихотворения и наброски»).
9. Блок А. Полн. собр. стихотворений: В 2 т. / Вступ. статья, ред. и прим. Вл. Орлова. [Л.], 1946. Т. 2. С. 192, 195.
10. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1962. Т. 2. С. 315.
Однако было бы несправедливо возлагать ответственность за текстологическую ошибку на Иванова-Разумника, проделавшего, как известно, колоссальную работу по освоению архива Блока и подготовке рукописей стихотворных текстов, включая подробное описание их истории, для 12-томного собрания сочинений.11 К тому же существует собственное признание критика, уже опального и потому скрывшегося под псевдонимом: «В четвертом томе „Собрания сочинений“ Александра Блока имеется отдел „Для детей“, в котором находятся одиннадцать стихотворений 1904–1912 годов.
Собственно говоря, этих стихотворений должно быть только десять, предназначенных самим Блоком для этого отдела и напечатанных им при жизни; одиннадцатое стихотворение „Веселимся, кружимся“ (помещенное в отделе вторым) внесено в отдел волею издательства из записной книжки А. Блока и вовсе не предназначалось им для печати».12 Более того, оно так и осталось в набросках, поскольку работа над ним была прервана по ряду причин, и к этому тексту Блок больше не возвращался, хотя, как уже было отмечено, отдельные его элементы были «использованы» им в дальнейшем.
Окончательно разрешить текстологический казус позволяет неизвестное письмо Блока к Д. Н. Фридбергу от 12 сентября 1904 года, обнаруженное нами в фонде В. Н. Орлова в РГАЛИ вместе с еще двумя посланиями к тому же адресату; к ним приложен автограф стихотворения «Колыбельная песня».13 Они относятся к осени 1904 года (сентябрь–октябрь), периоду дружеского общения Блока с товарищами по Петербургскому университету и студенческому литературному кружку – Дмитрием Фридбергом (1880–1961) и Леонидом Семеновым (1880–1917).14 Письма вложены в двойной лист большого формата, на лицевой стороне отметки, принадлежащие В. Н. Орлову:
14. См.: Иезуитова Л. А., Скворцова Н. В. Александр Блок в Петербургском университете // Очерки по истории Ленинградского университета. Л., 1982. [Вып.] IV. С. 67–68; Иванова Е. В. Блок в Кружке изящной словесности Б. В. Никольского // Александр Блок. Исследования и материалы. Л., 1991. С. 198–212. Биографические сведения приведены: Фридберг К. Д., Эльзон М. Д. Ефимов (до 1918 Фридберг) Дмитрий Наумович // Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры: Биографический словарь. СПб., 1999. Т. 2. С. 281–282; Баевский В. С. Семенов, Семенов-Тян-Шанский Леонид Дмитриевич // Русские писатели, 1800–1917: Биографический словарь. М., 2007. Т. 5. С. 553–555. О Фридберге, его сближении с ранними символистами, вхождении в круг Мережковских и «Нового Пути» см.: Лит. наследство. 1991. Т. 98. Валерий Брюсов и его корреспонденты: В 2 кн. (по указ.); Минц З. Г. А. Блок в полемике с Мережковскими // Наследие А. Блока и актуальные проблемы поэтики: Блоковский сборник IV. Тарту, 1981. С. 143–144; Александр Блок и Евгений Иванов: В 2 кн. СПб., 2017. Кн. 2. Е. П. Иванов. Воспоминания о Блоке. Статьи. С. 371, 380, 385; см. о нем также: Райков Б. Е. На жизненном пути. Автобиографические очерки: В 2 кн. СПб., 2011. Кн. 1. С. 200–201, 237, 327, 519.
Ал. Блок
Три письма Д. Фридбергу
1. 12 сентября 1904 г.
2. 17 сентября 1904 г. (открытка).
3. 8 октября Получены от Дм. Наум. Ефимова (Фридберга)
20.VI.1935.15
Скорее всего, блоковские письма были переданы исследователю творчества поэта при личной встрече: в той же единице хранения находится конверт с надписью зелеными чернилами рукой Фридберга: «Письма А. А. Блока», в левом верхнем углу которого отмечено: «от Фридберга-Ефимова, Д. Н. 20.VI.1935. Вл. О<рлов>».16 Оставляя на будущее подробный обзор материалов, поступивших от адресата Блока и отложившихся в архиве литературоведа, как и текстуально зафиксированной здесь же информации, приведем только первое письмо, принципиально значимое для нашего сюжета.
Милый Дмитрий Наумович.
Я еще не начинал хоровода, лучше совсем бросить его. Я брошу. Вот солдатская песня Брюсова (на след. стр.).
Непременно приходите вечером до 20 сентября. Как бы нам сговориться с Вами и с Л. Д.? – Если Вам ничего, я сговорюсь с ним, и назначим какой-нибудь день на этой неделе? Он хотел прийти и верно будет свободен.
Напишу вам заранее, если будет неудобно, – переменим.
Ваш Ал. Блок.
Если увидите В. А., кланяйтесь ему от меня, пожалуйста.
12 сентября 1904 г.
Спб.
Из текста письма – по упоминанию в нем «хоровода» и (под инициалами) Л. Д. Семенова и В. А. Тернавцева, а также «Солдатской песни» В. Брюсова – реконструируются и обстоятельства, его сопровождавшие. Именно в это время В. А. Тернавцев, религиозно-общественный деятель, один из инициаторов диалога Церкви и интеллигенции и организаторов (совместно с Д. С. Мережковским, В. В. Розановым и Д. Ф. Философовым) петербургских Религиозно-философских собраний,17 где такой диалог стал возможен, на тот момент – чиновник Святейшего Синода (с начала 1906 года – чиновник по особым поручениям канцелярии Обер-Прокурора Синода по отделу образования), курировал разработку новых учебников для начальных классов народных (церковно-приходских) школ. Это предполагало отбор текстов классической литературы, их переложение и адаптацию, включение дидактического материала и, кроме того, поиски возможностей обновления канонического репертуара поэзии для детей. К реализации этой задачи он и привлек молодых поэтов, близких кругу Мережковских и разделявших взгляды адептов «нового религиозного сознания» – Семенова и Фридберга, заинтересованных и в росте популярности, и в литературном заработке. Их имена были анонсированы в редакционном предуведомлении к учебным пособиям – «Букварю»18 и «Книге для чтения»,19 выходившим под общим заглавием «Наша школа».
18. «Рассказы и статьи, помещенные в этой книге, написаны вновь. Ближайшее участие в этой работе принимали следующие лица: М. А. Тернавцева, Л. Д. Семенов, Влад. Вас. Успенский и Вас. Вас. Успенский (Тернавцев В. Наша школа: Год первый. Букварь и первое чтение. СПб.: Училищный Совет при Святейшем Синоде, 1906. С. ).
19. «Большинство рассказов и статей, помещенных в оглавлении без имени автора, составлены вновь. Ближайшее участие в этой работе принимали следующие лица: М. А. Тернавцева, Вас. Вас. Успенский, Влад. Вас. Успенский и Дм. Наум. Фридберг» (Тернавцев В. А. Наша школа: Год второй. Книга для чтения. СПб.: Училищный Совет при Святейшем Синоде, 1905. С. ).
Естественно, в орбиту внимания Тернавцева был вовлечен и Блок. Приглашение к сотрудничеству в образовательно-просветительском проекте было передано Блоку через Фридберга при личной встрече 31 августа 1904 года. Содержание беседы Блок подробно изложил в письме к матери от 2 сентября: «31-ого вдруг пришел перед завтраком Фридберг по делу от Тернавцева, который издает букварь для народных школ (разойдется в десятках тысяч экз<емпляров>, если будет принято) – трехтомный, совсем по-новому, – для развития и облагоражив<ания> вкусов? Там много стихов, и он просит меня написать что-то вроде колыбельной песни. Обещает очень хорошо заплатить и пригласил для разговоров. Пойду к нему завтра, он объяснит лучше Фридберга (понятнее)».20
Это был первый опыт Блока в написании стихов «на заказ», и в следующем письме к матери (после 3 сентября), уже после очного обсуждения предложения, он выражал сомнение в успехе: «Много интересного с Тернавцевым говорил, не знаю, что выйдет из стихов на заказ».21 Таким образом, кроме «хороводной», в истории отношений с редакцией «Букваря» появляется еще и заказ на песню в другом жанре – колыбельной. Работа над ней, не столь и простая, отражена в той же записной книжке № 9, где на л. 23 об. – 25 об. расположены черновой набросок и первоначальная редакция будущей «Колыбельной песни» («Спят луга, спят леса…»), доведенной до финала 25 сентября 1904 года.22 Однако в «Букварь», для которого писалась (ср. помету: «Для букваря» в рабочей тетради № 4), она принята не была, а была опубликована позже в детском журнале «Тропинка» (1906. Июнь. № 11), а затем включена Блоком в сборник «Сказки. Стихи для детей» (1913).23
22. Автограф первоначальной редакции стихотворения Блока сохранился среди материалов, переданных Фридбергом В. Н. Орлову (РГАЛИ. Ф. 2833. Оп. 1. Ед. хр. 515. Л. 7), однако остался неизвестен составителям Полного собрания сочинений и писем Блока.
23. История текста подробно представлена в Полном собрании сочинений и писем (4, 349–352; комм. на с. 588–589).
А что же «хоровод»? Едва начав разработку поэтического замысла, Блок получил уведомление издательской комиссии об отказе от первоначальной договоренности: в письме от 11 сентября 1904 года (за подписью «М. Ф.») автора информировали о решении Училищного совета при Святейшем Синоде не печатать «хороводной песни» и рекомендовали оставить работу над ней.24 Чем было мотивировано подобное решение, неизвестно, возможно, сторонники «модернистских веяний» оказались в меньшинстве. Кстати, стихотворение В. Брюсова «Солдатская» («Так-то, братцы, и с Китаем…») из сборника «Urbi et Orbi» (1903; раздел «Песни»),25 список с которого был послан Блоком при его письме к Фридбергу для формирования редакторского портфеля, также не было опубликовано в рассматриваемых учебных пособиях. Если оно, не лишенное ангажированности политическим моментом, и могло быть признано не соответствующим целевой аудитории – учащимся начальной школы, то совершенно непонятно, по какой причине было отклонено подходящее по всем параметрам стихотворение «Детская» («Палочка-выручалочка…»), направленное Блоком Тернавцеву при письме от 13 октября 1904 года с постскриптумом: «Прилагаю “детскую” песенку Брюсова, о которой Вы говорили».26 В «Книгу для чтения» было включено только стихотворение Брюсова «На колокол» – такое название получил текст – все из того же раздела «Песни» – «Сборщиков» («Пожертвуйте, благодетели…»), имитирующее распев стиха странствующих сборщиков на церковные колокола:
25. Раздел «Песни» был структурирован следующим образом: I. Фабричная. II. Фабричная. III. Детская. IV. Солдатская. V. Сборщиков. VI. Девичья. VII. Веселая.
26. ИРЛИ. Р. I. Оп. 3. Ед. хр. 55. Л. 1 об.
Пожертвуйте, благодетели,
На новый колокол —
Глас Господень.
Звон колокольный
С напевом ангельским
Дивно сходен.27
Это было единственное стихотворение поэта-символиста, опубликованное под патронатом Святого Синода. Присмотримся теперь к микроконтексту – текстуальным элементам, непосредственно примыкающим к блоковскому наброску «Веселимся, кружимся…». На предшествующем ему листе (л. 12) имеется стихотворный набросок, формально и содержательно с «хороводом» не связанный:
Еще прозрачней станешь ты.
Еще бессмертней стану я.
[Кружись и ты – зажги цветы –]
Залог кружащейся мечты –28
Душа последняя моя.
Однако обозначенная в нем тема кружения могла стать импульсом (возможно, бессознательным) к выбору для написания именно хороводной песни – напомним о ключевой роли глагола «кружимся» в вариантах инициальных строк рассматриваемого наброска.
Обращает на себя внимание расположенная над наброском «хоровода» и отчеркнутая от него запись, впоследствии зачеркнутая несколькими косыми линиями: «Сборщики Брюсова», что отсылает к соответствующей «песне». Эта маргиналия была проигнорирована предшествующими поколениями текстологов, а в новейшем издании записных книжек прочитана как «Сборник Брюсова» (13, 157).29 Однако вводимые в научный оборот неизвестные ранее эпистолярные материалы меняют и режим чтения текста, и парадигмы его интерпретации. Резонно предположить, с учетом реконструированного контекста, что Блок мог рекомендовать «Сборщиков» Тернавцеву, подобно другим брюсовским «песням». Известно, что сборник Брюсова «Urbi et Orbi», став для Блока настоящим откровением, был им дважды прорецензирован (см.: 7, 139–141 и 141–144), в свет вышла – летом 1904 года в журнале «Новый Путь» – только вторая, более развернутая и комплиментарная рецензия. Восхитившись «разнообразием брюсовской музы» и выделив контрапункт книги – «лозунг „memento vivere“»,30 рецензент обратил внимание и на раздел «Песни», в частности на две «фабричные» (7, 143). Обращение Брюсова к образцам новейшего фольклора в форме стилизации «наивной» поэзии воспринималось Блоком в контексте брюсовского урбанизма, как часть общей картины современной жизни и ее обостренного восприятия – феномен, который И. Анненский назвал «современной чувствительностью». Кроме того, для Блока, экспериментировавшего в данный период со стихотворными формами, были существенно важны открытия в области стихосложения. В своем отклике на программный сборник «мэтра» Блок не преминул отметить его новации в этом направлении: «Надо заметить, что Брюсов не обременяет читателя не только вариантами одного содержания, но избегает повторений и в размерах. Достаточно указать, что в книге, состоящей из 96 стихотворений, употреблено более 40 разных размеров. При этом некоторые из них (vers libre) усвоены русским стихосложением впервые» (7, 141).
30. помни о жизни (лат.)
В своем раннем опыте фольклорной стилизации – поэзии «детской», или «наивной», каковой была его «хороводная», Блок избрал ориентиром брюсовские «Песни». Попытка, как мы видели, не удовлетворила поэта, и он оставил свой замысел. Блок больше никогда не возвращался к этим наброскам и, конечно, не считал текст «Веселимся, кружимся…» законченным, почему и не внес его в план предполагаемой книги стихов «Для детей».31
Библиография
- 1. Александр Блок и Евгений Иванов: В 2 кн. СПб., 2017. Кн. 2. Е. П. Иванов. Воспоминания о Блоке. Статьи.
- 2. Александр Блок. Переписка. Аннотированный каталог / Под ред. В. Н. Орлова. М., 1975. Вып. 1. Письма Александра Блока.
- 3. Баевский В. С. Семенов, Семенов-Тян-Шанский Леонид Дмитриевич // Русские писатели, 1800-1917: Биографический словарь. М., 2007. Т. 5.
- 4. Блок А. А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. М., 1997-2023. Т. 2, 7, 13.
- 5. Блок А. Полн. собр. стихотворений: В 2 т. / Вступ. статья, ред. и прим. Вл. Орлова. [Л.], 1946. Т. 2.
- 6. Блок А. Собр. соч.: В 12 т. [Л.:] Издательство писателей в Ленинграде, [1932].
- 7. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1962. Т. 2.
- 8. Иванова Е. В. Блок в Кружке изящной словесности Б. В. Никольского // Александр Блок. Исследования и материалы. Л., 1991.
- 9. Игошева Т. В. Блок и доклад В. А. Тернавцева "Русская церковь пред великою задачей" // Игошева Т. В. Ранняя лирика А. А. Блока (1898-1904): поэтика религиозного символизма. М., 2013.
- 10. Иезуитова Л. А., Скворцова Н. В. Александр Блок в Петербургском университете // Очерки по истории Ленинградского университета. Л., 1982. [Вып.] IV.
- 11. Корсаков Р.. Стихи А. Блока для детей // Детская литература. 1940. № 11-12.
- 12. Лит. наследство. 1978. Т. 89. Александр Блок. Письма к жене / Вступ. статья и комм. Вл. Орлова.
- 13. Лит. наследство. 1991. Т. 98. Валерий Брюсов и его корреспонденты: В 2 кн.
- 14. Минц З. Г. А. Блок в полемике с Мережковскими // Наследие А. Блока и актуальные проблемы поэтики: Блоковский сборник IV. Тарту, 1981.
- 15. Переписка с Р. В. Ивановым-Разумником / Вступ. статья, публ. и комм. А. В. Лаврова // Лит. наследство. 1981. Т. 92. Александр Блок. Новые материалы и исследования: В 5 кн. Кн. 2.
- 16. Письма Александра Блока к родным. Л., 1927. Т. 1.
- 17. Райков Б. Е. На жизненном пути. Автобиографические очерки: В 2 кн. СПб., 2011. Кн. 1.
- 18. Фридберг К. Д., Эльзон М. Д. Ефимов (до 1918 Фридберг) Дмитрий Наумович // Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры: Биографический словарь. СПб., 1999. Т. 2.