- Код статьи
- S013160950025715-0-1
- DOI
- 10.31860/0131-6095-2023-2-205-233
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 2
- Страницы
- 205-214
- Аннотация
В 1907-1908 годах на фоне противостояния ведущих символистских журналов и споров московских и петербургских литераторов по поводу «мистического анархизма» авторы журнала «Весы» (Ю. Балтрушайтис, Андрей Белый, В. Гофман, А. Курсинский, М. Ликиардопуло, Эллис) искали альтернативные пути изданий, обращаясь в том числе в смежные художественные области. Статья посвящена истории сотрудничества писателей-символистов в журнале «Русский артист» (ред.-изд. П. Н. Мамонтов).
- Ключевые слова
- русский символизм, журнальная полемика, «Весы», «Русский артист», П. Н. Мамонтов.
- Дата публикации
- 01.06.2023
- Год выхода
- 2023
- Всего подписок
- 12
- Всего просмотров
- 65
DOI: 10.31860/0131-6095-2023-2-205-233
© Е. А. Глуховская
ИЗ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ БОРЬБЫ 1907–1908 ГОДОВ: ЖУРНАЛ «РУССКИЙ АРТИСТ»1
1907–1908 годы – время бурных внутрисимволитских полемик, противостояния журналов «Весы», «Золотое руно», «Перевал» и споров московских и петербургских литераторов вокруг «мистического анархизма».2 Случай, о котором пойдет речь в статье, дополняет историю символистских междоусобиц. Однако прежде, чем перейти к нему, необходимо в общих чертах напомнить хронологию развития событий.
В конце января 1906 года вышел первый номер журнала «Золотое руно». Заведующим литературным отделом был основатель книгоиздательства «Гриф» С. А. Соколов (Кречетов), однако в июле 1906 года он со скандалом уходит из «Золотого руна» и создает собственный журнал «Перевал». К активной работе в «Золотом руне» по совету В. Я. Брюсова вместо Соколова привлекается А. А. Курсинский, в результате чего возрастает влияние Брюсова на внутрижурнальную политику «Золотого руна». В это время главным противником для них становится «Перевал», начинается активная конфронтация между изданиями. Однако уже в марте 1907 года Курсинский покидает «Золотое руно». Вслед за ним из числа авторов уходит и Андрей Белый. После этого журнал подвергся внутренней реорганизации, фактическое управление перешло к секретарю Г. Э. Тастевену.3 Начался «антивесовский» этап «Золотого руна», характеризующийся интеграцией со сторонниками «мистического анархизма» (Г. И. Чулковым, С. М. Городецким и др.). К лету 1907 года «Весы» и «Золотое руно» оказались идейными противниками, отстаивающими разные эстетические ценности. В августе 1907 года после ряда публичных разбирательств заявление о выходе из «Золотого руна» подписали Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, Ю. К. Балтрушайтис, М. А. Кузмин, М. Ф. Ликиардопуло.4 Отношение «весовцев» к Соколову, все больше сближавшемуся с петербургскими литераторами, также оставалось негативным. Попытка молодых писателей включиться в эту полемику еще больше обострила противостояние: в сентябре 1907 года под редакцией В. И. Стражева и при ближайшем участии П. П. Муратова, Б. А. Грифцова и Б. К. Зайцева начала выходить газета «Литературно-художественная неделя» (состоялось всего четыре номера).5 Это издание было печатным органом литературного кружка «Зори», собиравшегося в 1906–1907 годах и тяготевшего к левым взглядам.6 Согласно воспоминаниям Зайцева, активным участником кружка был Эллис, связан с «Зорями» был и Андрей Белый.7 «Литературно-художественная неделя», ангажированная петербургской группой символистов и примкнувшими к ним «грифовцами»,8 имела ярко выраженную «антивесовскую» направленность и, критикуя «старшее» поколение, провозглашала будущее за «младшими», среди лучших представителей которых указывались А. А. Блок и А. М. Ремизов. Андрей Белый, первоначально входивший в число авторов газеты и даже успевший опубликовать в первом номере хвалебную статью о «Жизни человека» Л. Н. Андреева,9 увидел в действиях газеты «враждебность общего тона <…> к тому направлению», которое было ему «близко и дорого»,10 и (не без скандала) разорвал отношения с редакцией.
4. Лавров А. В. «Золотое Руно» // Лавров А. В. Русские символисты: Этюды и разыскания. С. 475–480.
5. Подробнее о «Литературно-художественной неделе» и конфликте Белого с редакцией газеты см.: Лавров А. В., Максимов Д. Е. «Весы». С. 126–127; Вайсбанд Э. «Ходасевич был скептик, разрушал вокруг себя все, не создавая ничего»: Об одном конфликте в эмиграции // От Кибирова до Пушкина: Сборник в честь 60-летия Н. А. Богомолова. М., 2011. С. 46–56; Малмстад Дж. Кое-что об Андрее Белом. I. Буря символистов в стакане воды // Новое литературное обозрение. 2000. № 1 (41). С. 204–210.
6. Участниками кружка также были: А. Ф Диесперов, Муни (С. В. Киссин), А. А. Койранский, Н. Е. Поярков, П. М. Ярцев и др. Подробнее см.: Шруба М. «Зори» // Шруба М. Литературные объединения Москвы и Петербурга 1890–1917 годов. С. 59–60.
7. Зайцев Б. К. Собр. соч.: В 5 т. М., 1999. Т. 6 (доп.). Мои современники. С. 41–45. В № 9–10 журнала «Зори» была помещена статья Андрея Белого «Принцип современной эстетики» (Зори. 1906. № 9–10. С. 1–2).
8. Литературно-художественная неделя: Еженедельная газета литературы и искусства. 1907. № 1–4. Среди участников газеты были указаны: С. А. Ауслендер, Л. Н. Андреев, А. А. Койранский, С. Кречетов, В. Линденбаум, Муни (С. В. Киссин), Н. И. Петровская, А. М. Ремизов, Ф. Сологуб, В. Ф. Ходасевич, Г. И. Чулков, Е. Янтарев (Е. Л. Бернштейн) и др.
9. Там же. № 1. С. 2–3. Пьеса Андреева была опубликована в первом выпуске альманаха «Шиповник» (Литературно-художественный альманах издательства «Шиповник». 1907. Вып. 1. С. 197–201).
10. Цит. по: Малмстад Дж. Кое-что об Андрее Белом. I. Буря символистов в стакане воды. С. 208.
Большое внимание в «Литературно-художественной неделе» уделялось актуальным в то время спорам о современном театре, в том числе в двух развернутых статьях были подробно изложены взгляды Вяч. Иванова и Чулкова на театр будущего.11 В четвертом номере газеты (8 октября), со ссылкой на другие издания, сообщалось, что в Москве начинает выходить новый театральный журнал «по типу „Театра и искусства“».12 Подвергнув критике журнал А. Р. Кугеля за поверхностность и беспринципность, автор статьи высказал надежду, что новое московское издание все же не будет следовать этому образцу.13
12. Там же. 1907. № 4. С. 3. «Театр и искусство» – еженедельный иллюстрированный журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1897–1918 годы под руководством А. Р. Кугеля. Реклама «Русского артиста» печаталась в «Журнале Театра Литературно-художественного общества» в конце 1907 года (1907–1908. № 1, 2, 3–4, 5).
13. Газета «Театр», недоумевая по поводу того, о каком именно издании идет речь, восприняла это объявление как «инспирированную рекламу» нового журнала (Театр. 1907. 9 окт. № 66. С. 11).
Упоминаемый новый журнал, вероятно, – «Русский артист», первый номер которого вышел в Москве 7 октября 1907 года. Он имел подзаголовок «еженедельный художественно-театральный журнал», состоял из 16 большеформатных страниц со сквозной нумерацией в течение года, включал как текст, так и визуальные материалы: черно-белые портреты театральных деятелей, зарисовки декораций к спектаклям, репродукции картин, карикатуры на театральные темы. Обложки номеров за 1907 год были оформлены известным театральным художником М. В. Кожиным.14 По своему формату и структуре «Русский артист» во многом, действительно, ориентировался на один из самых популярных еженедельных театральных журналов того времени – «Театр и искусство».
На форзаце первого номера «Русского артиста» были перечислены сотрудники журнала, преимущественно театральные деятели – артисты, драматурги, критики и художники: Э. М. Бескин, М. М. Букша, Н. Н. Званцев, В. И. Качалов, Н. С. Кротков, Н. А. Маныкин-Невструев, С. С. Матов, Н. А. Миклашевский, А. Ф. Морозов, Я. Л. Розенштейн (Яков Львов), Ю. С. Сахновский, Б. М. Соловьева (Мистер Бемс), Д. И. Соловьев (Поль-Нолэ), Д. Д. Языков, Я. Г. Якимченко. Заявлялось, что журнал будет объективно освещать театральную жизнь столиц и провинции и готов предоставить свои страницы каждому, «кто хочет и может сказать интересное, живое слово по текущим вопросам».15 Кроме этого, «Русский артист» ставил перед собой задачу объединить театральных деятелей и дать им возможность обсуждать насущные проблемы, совместно бороться за свои права. Издательская программа подразумевала широкий спектр театральных тем, связанных как с современностью, так и с прошлым, активное взаимодействие с читателями, развлекательные материалы. В первом же номере объявлялось о печатании приложения к журналу, в котором планировалось публиковать современные драматургические произведения, некоторые из них должны были специально для этого переводиться на русский язык.16
16. Позже в виде отдельного приложения к журналу под редакцией режиссера Московского Императорского Малого театра Н. А. Попова начали издаваться также материалы из специального отдела «Вопросы режиссуры».
В открывающей журнал редакторской статье заявлялось, что «искусство вообще, а сценическое в особенности переживает сейчас кризис»,17 следствием чего явилось множество полемизирующих друг с другом изданий и непрерывная борьба мнений («…каждый орган в лице своего постоянного излюбленного сотрудника сплошь и рядом вступает в резкую полемику с другими изданиями, где заведующий художественным отделом придерживается иных взглядов по данному вопросу»18), именно поэтому «Русский артист» позиционировался как принципиально беспартийный. Новый журнал характеризовался тематической универсальностью и рассчитан был на круг читателей, симпатизировавших модернистским течениям. В профессиональной среде журнал, хотя и не вызвал восторгов, был принят с интересом: «Вышел в свет первый № „Русского артиста“. Дебютный номер, жиденький по содержанию, производит все же выгодное впечатление внешностью и приличным корректным тоном. Credo нового театрального издания: полная свобода взглядов, искренность и беспристрастность убеждений, беспартийность в самом широком масштабе… Из статей заслуживает внимания набросок Н. Маныкина-Невструева, навеянный гастролями Коммиссаржевской, и тепло написанный очерк о безвременно скончавшемся В. В. Толкачеве. Фактический материал, потерявший всякий интерес, – сплошная перепечатка из старых газет».19
18. Там же. С. 2.
19. Театр. 1907. 10 окт. № 67. С. 13. Через неделю «Театр» вновь отозвался о публикациях из «Русского артиста» все в том же скептическом тоне: Театр. 1907. 17 окт. № 74. С. 13.
Редактором-издателем «Русского артиста» был племянник мецената С. И. Мамонтова – Платон Николаевич Мамонтов (1875–1950). Наиболее полно, хотя и с соответствующими времени умолчаниями, сведения о нем представлены в личном деле 1945 года, сохранившемся в материалах Московского цыганского театра «Ромэн».20 В краткой автобиографии П. Н. Мамонтов указывал: «Родился я в 1875 г. – 7-го февраля в селе Тарталеях <так!> Нижегородской губ<ернии> Княгининского уезда. Матери своей я не помню, т. к. она умерла от родов, а я был взят моим отцом Николаем Ивановичем Мамонтовым,21 пот<омственным> почетным гражданином г. Москвы в его семью, где нас и росло четыре брата.
21. Мамонтов Николай Иванович (1845–1945) – младший брат Саввы Мамонтова, с 1890 года был директором правления акционерного общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Жена – Анна Александровна Щепотьева.
Приемная мать Анна Александровна, вернее, мачеха мне, меня не очень любила, так что я ушел рано из дому, сначала давал уроки, потом сам работал, содержал себя. Мой отец служил бухгалтером в Правлении Акц<ионерного> Общ<ества> Ярославской ж<елезной> д<ороги>. По окончании Московского Реального Училища я, держа конкурсный экзамен в Императ<орское> Техническое Училище, был принят на 1-ый курс механо-строительного <так!> факультета. С пятого курса был исключен за невзнос платы и за участие в общестуденческих забастовках, так что выпускного проекта не защищал. По отбытии 1 года воинской повинности уехал на практику в г. Дмитров и с 1900 года начал работать в театре, начав с помощника администратора Т<оварищест>ва артистов Московской Частной Оперы. С тех пор за малым исключением работал или в театре, или около театра, ремонтируя существующие театры, начиная с Большого, оборудуя новые театры (в П<арке> К<ультуры> и О<тдыха> в Сокольник<ах>).22 Состоял почетным членом Всероссийского Театрального Общества».23
23. Там же. Л. 3.
Проработав четыре года в «Московском товариществе артистов частной русской оперы»,24 перед тем как поступить в «Театр К. Незлобина», П. Н. Мамонтов с 1905 по 1909 годы служил в строительных ведомствах Москвы и Курской губернии. Именно в это время он и взялся за издание журнала.25 К сожалению, редакционных документов «Русского артиста» не сохранилось, в переписке современников журнал также практически не упоминается, поэтому основным материалом для нашей статьи послужат содержание номеров и синхронные им литературные и журнальные публикации, архивные свидетельства.
25. В тех же воспоминаниях П. Н. Мамонтов дважды упоминает свое участие в издании «Русского артиста»: «Я лично очень жалею, что, издавая журнал – „Русский артист“, не успел поместить ничего о Частной Опере, а все осталось в записках, заметках и ненапечатанным» (РГАЛИ Ф. 799. Оп. 2. Ед. хр. 4. Л. 107); «В то время я издавал театральный журнал „Русский артист“ и вкратце я рассказал дяде Савве содержание двух статей об этой новой постановке, резко критикующих режиссера» (Там же. Л. 180).
Первые номера «Русского артиста» были вполне традиционными для подобного рода изданий: рецензии на новые постановки, фрагменты пьес, стихотворные фельетоны из театральной жизни, новости. С четвертого номера (28 октября) журнал преображается: меняется оформление обложки (она становится более строгой, включает содержание номера); принимается решение печатать пьесы отдельными изданиями и бесплатно рассылать подписчикам.26
Настоящая революция происходит в «Русском артисте» с шестого номера (11 ноября): во-первых, журнал начинает анонсироваться как «богато-иллюстрированный»; во-вторых, сообщается, что у журнала появляются «собственные корреспонденты во всех русских и иностранных театральных центрах»;27 в-третьих, создается критико-литературный и библиографический отдел, в котором обещают писать о каждой книге, поступившей в редакцию журнала. Из тонкого еженедельника «Русский артист» начинает превращаться в более солидное издание, стремящееся охватить все сферы театральной жизни. Но главное – среди сотрудников журнала появляется Александр Курсинский, который и становится заведующим новым отделом. И уже в этом номере публикуется его рецензия на постановку «Бога Мести» Шолома Аша в Театре Корша.28
28. Там же. С. 81–83. Курсинский, несмотря на то, что оказался в центре скандала «Весов» и «Золотого руна», в печатной полемике участия не принимал и занимал весьма подвижную позицию, периодически критикуя и тех и других. В ноябре 1907 года он предпринял попытку организовать собственную газету («Клуб: газета художественная, литературная, театральная и клубная»), однако вышло всего три номера (11, 14 и 18 декабря). Газета имела откровенно «провесовский» характер, в разделе «Литературное обозрение» упоминались новые произведения Брюсова, Белого, Мережковского, Сологуба, Ликиардопуло и др.; критиковался новый номер «Золотого руна», а среди рекламных объявлений наряду с информацией о «Весах» и «Скорпионе», была помещена реклама «Русского артиста». Подробнее о Курсинском см.: Переписка с А. А. Курсинским, 1895–1916 / Вступ. статья А. А. Козловского и Р. Л. Щербакова; публ. и комм. Р. Л. Щербакова // Лит. наследство. 1991. Т. 98. Валерий Брюсов и его корреспонденты: В 2 кн. Кн. 1. С. 269–358.
В следующем номере (18 ноября) среди существенно расширившегося списка сотрудников журнала появляются Балтрушайтис, Ликиардопуло, В. В. Гофман и Эллис, то есть литераторы из ближайшего круга «Весов».29 Каждый номер «Русского артиста» теперь открывался поэтическим текстом. Новая структура журнала, вероятно, отражала эстетические установки пришедших туда поэтов-символистов. В 1902 году в статье «Ненужная правда» Брюсов сформулировал свое представление о символистской модели театра.30 Главная роль в искусстве отводилась художнику-творцу, чья душа определяет содержание произведения искусства; из всех видов искусств предпочтение отдавалось лирике: «Самое типическое из искусств – лирика. Собственно „искусство“ и „лирика“ понятия тождественные. Все искусство стремится стать лирикой».31 Творцом театра, по Брюсову, является артист, и на этом основании он приравнивается к поэту: «Артист должен быть столь же велик, как мы того хотим от поэта. Все, что мы требуем от писателя, мы вправе требовать и от актера».32 Вероятно, брюсовские представления о сущностной связи лирики и театра определяли интерес «весовцев» к театральному журналу.
30. Брюсов В. Я. Ненужная правда. (По поводу Московского художественного театра) // Мир искусства. 1902. № 3–4. С. 67–74.
31. Там же. С. 69.
32. Там же. Подробнее о взглядах Брюсов на театр см.: Бродская Г. Ю. Брюсов и театр // Лит. наследство. 1976. Т. 85. С. 167–179.
Первым в «Русском артисте» появилось стихотворение Балтрушайтиса «Осенний звон».33 Следующий номер открывало стихотворение Гофмана «Терцины»,34 а в разделе «Хроника» сообщалось о прочитанном в Литературно-художественном кружке реферате Андрея Белого «Театр и современная драма».35 Кроме этого, здесь публикуется развернутая статья Ликиардопуло «Утренняя драма Оскара Уайльда», сопровождавшаяся портретом Уайльда и подписью: «портрет собств<енность> ред<акции> „Весов“».36 В разделе библиографии сообщается о поступлении в редакцию пьесы Уайльда «Флорентинская Трагедия» в переводе Курсинского и Ликиардопуло,37 а в рубрике «Новости театральной литературы» упоминается «Веер Леди Уиндермер» Уайльда в переводе все того же Ликиардопуло.38 Таким образом, можно говорить о том, что происходит экспансия журнала символистами «весовского» толка.
34. Там же. № 8. С. 113.
35. Там же С. 120. Автор критиковал доклад из-за сложности языка и путанности изложения, однако отмечал оригинальность и новизну мыслей. Заметка была подписана инициалом «М.», за которым, вероятно, скрывался Сергей Саввич Мамонтов (1867–1915), поэт, драматург, художник, двоюродный брат П. Н. Мамонтова. С. С. Мамонтов был действительным членом Литературно-художественного кружка, публиковал многочисленные обзоры художественных выставок и театральных новостей на страницах «Русского артиста» также под псевдонимами – «С. С. Матов» и «Матов».
36. Там же. С. 114–116.
37. Уайльд О. Флорентинская трагедия: В 1 д. / Пер. М. Ликиардопуло и А. Курсинского. М., 1907. До этого в первом номере «Весов» за 1907 год была опубликована часть трагедии (Уайльд О. Флорентийская трагедия / Пер. М. Ф. Ликиардопуло, А. А. Курсинского // Весы. 1907. № 1. С. 19–38). Копия с неопубликованной рукописи пьесы была передана Ликиардопуло другом Уайльда Р. Б. Россом.
38. Отдельное издание: Веер Леди Уиндермер / Авториз. пер. М. Ликиардопуло. М.: [Польза], [1908] (Универсальная библиотека; № 41).
В девятом номере «Русского артиста» (2 декабря) в списке сотрудников появляется также имя Андрея Белого. Именно его стихотворение «В полях. (Из цикла «Тоска по воле»)» открывает номер, а на обложке анонсируется публикация в следующем выпуске его же статьи.39 Кроме этого, дается развернутая заметка Ликиардопуло, на этот раз про комедии Уайльда,40 а среди объявлений появляется реклама «Весов». В кратком обзоре издававшейся во Владивостоке газеты «Далекая окраина», вероятно, инспирированном новыми сотрудниками «Русского артиста», все эти нововведения представляются как несомненные изменения журнала к лучшему: «Выходящий в Москве новый журнал, посвященный театру, – „Русский Артист“, с каждым выпуском значительно оживляется. В последнем № напечатано начало воспоминаний К. Станиславского, обещающих быть весьма интересными. В том же №, кроме того, напечатаны стихи Андрея Белого и статья Ликиардопуло о комедиях Оскара Уайльда».41
40. Там же. С. 131–132.
41. Далекая окраина. 1907. 29 дек. С. 4.
Десятый номер (9 декабря) открывается стихотворением В. В. Пашуканиса42 «Забытый дом», вслед за которым помещается прозаическая миниатюра В. Гофмана «Моя душа».43 В том же номере публикуется статья Андрея Белого «Метод символизма».44 Об этом сообщалось уже на обложке, что, безусловно, свидетельствовало о значимости текста для журнала. Возможно, статья Белого была ответом на доклад Эллиса «Задачи и методы символизма», который планировался в Обществе свободной эстетики в конце октября 1907 года и оппонентом которого должен был стать Белый. Согласно сохранившемуся плану выступления, Эллис собирался затронуть практически те же вопросы, что и Белый в своей статье: «1. Символизм и религия; 2. <Символизм> и общественность; 3. <Символизм> и искусство: 1) Поэзия, 2) Живопись, 3) Музыка; 4. Символ и аллегория; 5. Мечты символизма; 6. Современный символизм как цельное миросозерцание».45
43. Русский артист. 1907. № 10. С. 145.
44. Там же. С. 146–147. Современное переиздание: Белый А. Собр. соч. М., 2020. Т. 16. Несобранное. Кн. 1 / Сост. А. В. Лавров и Дж. Малмстад. С. 319–323 (Проект проф. В. М. Пискунова (1925–2005)).
45. РГБ. Ф. 386. Карт. 114. Ед. хр. 38. Л. 10.
Теоретико-критическая статья Белого занимала весь разворот и в общем контексте «Русского артиста» выглядела как манифест того взгляда на искусство, которого придерживается журнал. Символизм провозглашается универсальной теорией творчества, позволяющей выйти за пределы существующего круга искусств и рассматривать все виды художественной реализации как единое целое: «Символизм в таком освещении одинаково изучает законы мифического творчества, как и законы мистического, эстетического и всякого иного творчества, не подчиняя эти законы этике, ни обратно: не подчиняя этику, например, религии. Он противостоит ни науке, ни метафизике, ни религии, ни искусству, а только теории познания».46 Утверждая главенство творчества над познанием, Белый отвечает на споры о кризисе современного театра и, в частности, об идее «мистериального» театра Вяч. Иванова.
Вероятно, статья Белого вызвала недовольство внутри редакции журнала, поскольку в последующих выпусках 1907 года монополия «весовцев» на стихотворное открытие номеров прекратилась, зато были опубликованы произведения музыканта и поэта Н. Маныкин-Невструев.47 Тем не менее, в сдвоенном 12/13 номере (23 декабря) все же публикуются стихотворение В. Гофмана «Песня обещания»,48 рассказ Курсинского «В новой роли. (Из недавних встреч)»,49 а также отчет о «Вечере мерцаний» в Обществе свободной эстетики.50 Заканчивался первый год издания журнала оптимистическим заявлением: «За протекшие три месяца, „Русск<ий> Артист“ имел возможность вполне убедиться, что он приобрел прочное положение в артистическом мире и среди широкой публики, интересующейся вопросами театра и искусства. Успех журнала во много превысил скромные ожидания. Длинная вереница сочувствующих писем, полученных со всех концов России, и все возрастающее число читателей заставляют нас с еще большей энергией вести начатое дело и принять меры к расширению журнала и привлечению новых видных сотрудников. Заканчивая этим, выпущенным в увеличенном размере, номером 1907 год, мы надеемся встретиться со всеми нашими читателями в наступающем 1908 году».51
48. Русский артист. 1907. № 12/13. С. 177.
49. Там же. С. 178–180.
50. Там же. С. 185. Подробнее о «Вечере мерцаний» и скандале, разгоревшемся вокруг него, см.: Соболев А. Л. Вечер мерцаний // Slavica Revalensia. 2019. № 6. С. 126–139.
51. Русский артист. 1907. № 12/13. С. 205.
И действительно, в первом месяце 1908 года журнал, казалось, продолжил намеченное развитие. Уже 6 января в списке сотрудников появились «весовские» авторы Кузмин и М. Я. Шик, и именно стихотворение Кузмина («Вновь я бессонные почти узнал…») открывало номер.52 Однако ему предшествовал анонимный манифест «Новый шаг в будущее…», в котором, в противоположность статье Белого, говорилось, что «кроме двух основных направлений натурализма и символизма, появляются новые и новые побочные отростки, разветвления, искания…»,53 как, например, «театр интимный», позволяющий зрителю индивидуализироваться, «уйти в себя, в свой тесный кружок – смеяться и плакать наедине».54 А в разделе «Хроника» подробно рассказывалось про интимный театр Бориса Зайцева: «Интимный театр, организуемый Бор. Зайцевым, П. Ярцевым и П. П. Муратовым, откроет свои двери лишь во второй половине января. Репетируются две пьесы: „Любовь“ Бор. Зайцева и „Тайга“ Георгия Чулкова. Исполнители – ученики московск<их> драматических школ. В дальнейшем намечены к постановке две новые пьесы в стихотворной форме Вик. Стражева и Влад. Ходасевича (заглавия их пока держутся в секрете), „Смерть Тициана“ Гофмансталя и „Дух земли“ Ведекинда. В этом сезоне предполагается поставить minimum четыре спектакля».55 Все это свидетельствовало, что символистский курс «Русского артиста» начал видоизменяться.
53. Там же.
54. Там же.
55. Там же. С. 5. Ранее об этом начинании сообщила газета «Театр»: Театр. 1907. 28 дек. № 143. С. 23. Подробнее см.: Зайцев Б. К. Собр. соч. Т. 6. С. 77–78.
Во втором номере «Русского артиста» за 1908 год (13 января) преобразования стали еще более заметными: заведовать беллетристическим и литературно-критическим отделом вместо Курсинского стал Гофман.56 В третьем номере (20 января) в рубрике «Библиография» за подписью «С. А-р»57 была помещена заметка о сборнике «„Театр“. Книга о новом театре», вышедшем в издательстве «Шиповник» (СПб., 1908). Автор заметки останавливается на статьях А. В. Луначарского, Ф. Сологуба и С. Л. Рафаловича, объединенных идеей о всенародном театре коллективного творчества, превращенном в мистерию, «поднимающую души до религиозного экстаза».58 И в качестве ответа на вопрос, «что будет содержанием будущего театра», приводил цитату из статьи Чулкова («Лирика, символизм и музыка – вот те элементы, которые положены в основу нового театра»59), утверждая идею вагнеровского синтетического театра, построенного на «мистико-анархических основаниях».60 И лишь в последних строках очень лаконично говорилось о взглядах на театр Брюсова и Белого, чьи статьи также были в сборнике. Вероятно, ответом на эту заметку в «Русском артисте» стала рецензия Эллиса на это же издание в апрельском номере «Весов» за 1908 год. Автор выступал с эмоциональной критикой петербургских литераторов (Гиппиус, Чулкова, Вяч. Иванова и др.), высмеивал идею символизма как мифотворчества, попытки «смешения театрального зала с церковью», «пророчествования» о театре будущего. Всему этому он противопоставлял «безукоризненно-четкую, презрительно-популярную и математически доказательную» статью Брюсова «Реализм и условность на сцене», призывающую «обратиться к приемам театра античного и шекспировского», и «статью-программу» «Театр и современная драма» Белого, высказывающего схожие мысли.61
57. Русский артист. 1908. № 3. С. 48. Статьи, подписанные этим псевдонимом, печатались с начала издания журнала. Можно предположить, что за этим криптонимом скрывался Сергей Ауслендер, хотя его имени и не было в числе авторов. Ауслендер в это время сотрудничал с театром В. Ф. Коммиссаржевской и много публиковался как театральный критик; он входил в ближайшее окружение Вяч. Иванова, активно участвовал в журнальной полемике со стороны «Золотого руна»; в январе 1908 года в третьем сборнике «Факелы», являвшемся печатным органом «мистических анархистов», была опубликована повесть Ауслендера «Некоторые достойные внимания случаи из жизни Луи Бедо» (Факелы. М., 1908. Кн. 3. С. 123–179).
58. Русский артист. 1908. № 3. С. 48.
59. Там же.
60. Там же.
61. Эллис. «Что такое театр?» // Весы. 1908. № 4. С. 85–91.
При этом в первые месяцы 1908 года в «Русском артисте» продолжали публиковаться стихотворения Гофмана, Пашуканиса, Балтрушайтиса, Эллиса, к которым, однако добавились более равнодушные к символистским спорам Александр Кондратьев (его имя появилось в числе сотрудников в № 5) и Федор Сологуб (указывался с № 7).62 В шестом номере вновь была дана реклама «Весов». Еще в начале февраля Ликиардопуло писал Сологубу, прося от имени Гофмана прислать стихотворения для «Русского артиста»: «К Вам просьба, Федор Кузьмич, здесь в Москве выходит журнал „Русский артист“, посвященный преимущественно театру, но с беллетристическим отделом, которым заведует молодой поэт Виктор Гофман. Он просит меня передать Вам просьбу редакции прислать что-нибудь для „Русск<ого> артиста“ (можно стихи – плата 50 к. строчка, проза – 10 к.) и разрешить поставить имя в списке сотрудников. Если надумаете и согласитесь, напишите мне и пришлите какое-нибудь стихотворение. Я передам».63 Однако уже 16 марта на обложке 11-го номера журнала отсутствовало упоминание литературно-критического и беллетристического отдела, который, вероятно, был упразднен. Стихотворения Пашуканиса и Кузмина появились в № 12 и 14 соответственно, «весовцы» остались в списке сотрудников журнала, однако более ничего не напоминало об их участии в «Русском артисте».64
63. Цит. по: Сологуб Ф. Полн. собр. стихотворений и поэм: В 3 т. / Изд. подг. Т. В. Мисникевич. СПб., 2014. Т. 2. Кн. 1. Стихотворения и поэмы, 1900–1913. С. 637. Указывается, что на письме есть помета об отправке 12 февраля 1908 года.
64. На смену символистским поэтам в 1908 году со своими стихотворениями пришли: Т. Ардова («Весна»; «О, люди, вы мечты безумных городов…» – № 10, 13); Н. Белоусов («Из Б. Гринченка», пер. с малорусского – № 11); Д. М. Ратгауз («О, дети бедные печальных наших дней…» – № 15).
На то, что литературные предпочтения «Русского артиста» изменились, косвенно указывают также развернутые заметки в № 13 (30 марта) о спектакле литераторов «Плоды просвещения», который состоялся в Литературно-художественном кружке 27 марта.65 В спектакле приняли участие литературные и газетные деятели и их жены, постановка имела благотворительную цель: собранные средства должны были пойти на помощь безработным коллегам – писателям и журналистам. Среди выступавших на сцене, как следует из опубликованных в «Русском артисте» фотографий, были С. Соколов, его жена Л. Д. Рындина, В. Ф. Ходасевич, Б. А. Койранский, а также С. С. и П. Н. Мамонтовы.66 И хотя сам спектакль и игра литераторов подверглись в журнале критике, очевидным является сближение редакции «Русского артиста» с другой модернистской фракцией – Соколовым и «грифовцами», и предпочтение Литературно-художественного кружка брюсовскому Обществу свободной эстетики.67 Впрочем, вскоре после этого журнал прекратил свое существование (последним стал № 15 от 14 мая 1908 года), причины его закрытия неизвестны.
66. Такая же фотография была опубликована в «Театре и искусстве» (1908. № 13. С. 243).
67. С начала 1908 года развитие Общества свободной эстетики главным образом определялось Брюсовым и целенаправленно двигалось в сторону эстетической позиции «Весов». Подробнее см.: Соболев А. Л. Общество свободной эстетики (1906–1917). Материалы к хронике // Литературный факт. 2020. № 1 (15). С. 384–457. О том, что «весовцы» планировали использовать ресурсы Общества свободной эстетики в отстаивании своих интересов см. также в письме Белого от августа 1907 года: «Ввиду того, что ближайшее участие в литературной секции принимают там Брюсов, Эллис, я, мы надеемся организовать из кружка клуб „Весов“, привлечь газетчиков, сочувствующих „Весам“, и развить наступательные действия (некоторые газеты подхватят) против Петербурга, что в связи с лекциями Брюсова, моими, Эллиса (нас публика начинает серьезно слушать, особенно Брюсова) создаст из Москвы действительную оппозицию Петербургу» (Неизвестное письмо Андрея Белого / Публ. В. Аллоя // Минувшее: Исторический альманах. М., 1991. Т. 5. С. 211–212). В то же время Сергей Соколов начинает принимать активное участие в деятельности Литературно-художественного кружка, в 1911 году он возглавит Комиссию по организации исполнительских собраний, а также вместе с С. Мамонтовым 14 января организует Вечер современных литераторов (см.: Литературно-художественный кружок. Отчет за 1910–1911 годы. М., 1911. С. 25–26).
Таким образом, интерес символистов «весовского» круга к журналу «Русский артист» показывает, как в ходе внутрисимволистской полемики литераторы искали альтернативные пути изданий, обращаясь в том числе в смежные художественные области. О том, что «весовцы» действительно возлагали надежды на «Русского артиста», свидетельствует письмо Курсинского Сологубу от 14 ноября 1907 года: «Позволяю себе обратиться к Вам с просьбой помочь мне своим участием поставить на желательную высоту этот журнал, безусловно, имеющий хорошие перспективы. Прошу дать Ваше имя в список сотрудников и подкрепить этот дар присылкою некоторого материала».68 Однако плодотворного сотрудничества не получилось, авторитет «Весов» был подорван, потенциальные союзники в итоге предпочли другой символистский лагерь.
Библиография
- 1. Азадовский К. М., Максимов Д. Е. Брюсов и "Весы" (К истории издания) // Лит. наследство. 1976. Т. 85.
- 2. Бахревский В. А. Савва Мамонтов. М., 2000 (сер. "Жизнь замечательных людей").
- 3. Белый А. Собр. соч. М., 2020. Т. 16. Несобранное. Кн. 1 / Сост. А. В. Лавров и Дж. Малмстад (Проект проф. В. М. Пискунова (1925-2005)).
- 4. Богомолов Н. А. К истории "Золотого руна" // Богомолов Н. А. От Пушкина до Кибирова: Статьи о русской литературе, преимущественно о поэзии. М., 2004.
- 5. Бродская Г. Ю. Брюсов и театр // Лит. наследство. 1976. Т. 85.
- 6. Вайсбанд Э. "Ходасевич был скептик, разрушал вокруг себя все, не создавая ничего": Об одном конфликте в эмиграции // От Кибирова до Пушкина: Сборник в честь 60-летия Н. А. Богомолова. М., 2011.
- 7. Дауётите В. Юргис Балтрушайтис: Монографический очерк / Пер. с литов. Б. Балашявичюса. Вильнюс, 1983.
- 8. Зайцев Б. К. Собр. соч.: В 5 т. М., 1999. Т. 6 (доп.). Мои современники.
- 9. Лавров А. В. Андрей Белый в 1900-е годы: Жизнь и литературная деятельность. М., 1995.
- 10. Лавров А. В. Андрей Белый и Юргис Балтрушайтис // Лавров А. В. Андрей Белый: Разыскания и этюды. М., 2007.
- 11. Лавров А. В. Виктор Гофман: Между Москвой и Петербургом // Писатели символистского круга: новые материалы. М., 2003.
- 12. Лавров А. В. "Золотое Руно" // Лавров А. В. Русские символисты: Этюды и разыскания. М., 2007.
- 13. Лавров А. В. "Перевал" // Лавров А. В. Русские символисты: Этюды и разыскания. М., 2007.
- 14. Лавров А. В. "С Брюсовым на равной ноге": Письма М. Ф. Ликиардопуло к В. Я. Брюсову // Литературный факт. 2021. № 3 (21).
- 15. Лавров А. В., Максимов Д. Е. "Весы" // Русская литература и журналистика начала XX века: 1905-1917. Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1984.
- 16. Малмстад Дж. Кое-что об Андрее Белом. I. Буря символистов в стакане воды // Новое литературное обозрение. 2000. № 1 (41).
- 17. Неизвестное письмо Андрея Белого / Публ. В. Аллоя // Минувшее: Исторический альманах. М., 1991. Т. 5.
- 18. Обатнин Г. В. Неопубликованные материалы Вяч. Иванова по поводу полемики о "мистическом анархизме" // Лица: Биографический альманах. М.; СПб., 1993. [Вып.] 3.
- 19. Переписка с А. А. Курсинским, 1895-1916 / Вступ. статья А. А. Козловского и Р. Л. Щербакова; публ. и комм. Р. Л. Щербакова // Лит. наследство. 1991. Т. 98. Валерий Брюсов и его корреспонденты: В 2 кн. Кн. 1.
- 20. Соболев А. Л. Вечер мерцаний // Slavica Revalensia. 2019. № 6.
- 21. Соболев А. Л. Общество свободной эстетики (1906-1917). Материалы к хронике // Литературный факт. 2020. № 1 (15).
- 22. Сологуб Ф. Полн. собр. стихотворений и поэм: В 3 т. СПб., 2014. Т. 2. Кн. 1. Стихотворения и поэмы, 1900-1913 / Изд. подг. Т. В. Мисникевич.
- 23. Шруба М. Литературные объединения Москвы и Петербурга 1890-1917 годов: Словарь. М., 2004.
- 24. Эллис в "Весах" / Предисловие, публ. и комм. А. В. Лаврова // Писатели символистского круга: новые материалы. М., 2003.