ОИФНРусская литература Russian literature

  • ISSN (Print) 0131-6095
  • ISSN (Online) 3034-591X

ФОЛЬКЛОР БЕЛОГО МОРЯ В ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ЗАПИСЯХ ПУШКИНСКОГО ДОМА

Код статьи
S013160950024583-5-1
DOI
10.7868/S0024583-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 1
Страницы
20-20
Аннотация

Предисловие к блоку статей.

Ключевые слова
Дата публикации
01.03.2023
Год выхода
2023
Всего подписок
12
Всего просмотров
117

ФОЛЬКЛОР БЕЛОГО МОРЯ В ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ЗАПИСЯХ ПУШКИНСКОГО ДОМА

Берега Белого моря — известный центр сказительства, привлекавший внимание фольклористов еще с конца XIX — начала XX столетия. В самом начале XX века вышли в свет классические сборники А. В. Маркова «Беломорские былины» (М., 1901) и Н. Е. Ончукова «Северные сказки» (СПб., 1908). Наши экспедиции в конце 2000-х годов в Поморье были связаны с подготовкой очередных томов «Свода русского фольклора», когда перед их участниками встала задача записать сведения о местных исполнителях. Поскольку в настоящее время изменились методы экспедиционной работы, то предметом изучения стали не только собственно фольклорные тексты, но и контекст их бытования.

Население, проживающее по берегам Белого моря, выделяется в локальную группу благодаря специфике хозяйственного уклада и культурно-бытовым особенностям. Исторически поморы преимущественно занимались не земледелием, а рыболовством и промыслом морского зверя, что способствовало формированию тесных экономических, а также брачных отношений между различными берегами Белого моря.

Изучение современного состояния фольклорной традиции в регионе было задачей проекта РНФ «Фольклор Белого моря в современных записях: исследования и тексты», который реализовывался на базе Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН в 2017-2022 годах. В нем приняли участие специалисты из разных областей — археографии, антропологии, музыковедения и фольклористики. Важным этапом стали также разыскания в архивах Архангельска, Санкт-Петербурга и Москвы, которые дополнили сделанные нами экспедиционные записи. В ходе работы удалось выявить фольклорные тексты, остававшиеся на периферии интереса ранее работавших в этом регионе собирателей.1

1. См., в частности: Комелина Н. Г. «А за частушку его увезли»: память о политическом фольклоре и репрессиях в северной деревне // Фольклор и антропология города. 2020. Т. 3. № 3/4. С. 142-157; Бильдюг А. Б., Васкул А. И., Комелина Н. Г. «Память места»: фольклорные сюжеты и мотивы в рассказах об Ануфриевском ските на Зимнем берегу Белого моря // Русская литература. 2021. № 1. С. 213-224; Подрезова С. В., Швец Т. В. Певческая традиция старообрядцев-поповцев села Койда (по материалам экспедиции ИРЛИ 1975 и 1976 годов) // Орега шиз!со1од!са. 2021. Т. 13. № 4. С. 6-36; Васкул А. И., Комелина Н. Г. Из истории бытования текста «Осада Соловецкого монастыря» на Зимнем берегу Белого моря // Русская литература. 2022. № 4. С. 272-274, и др.

В настоящем блоке представлены материалы, отражающие локальные формы религиозного знания и практик жителей Зимнего, Летнего и Терского берегов Белого моря. Объектом рассмотрения в статье А. Б. Бильдюг стали нарративы о спасении на море, в числе которых есть рассказы, восходящие к традиционным фольклорным мотивам, а также — предлагающие рационалистическое объяснение произошедшего. Контекст и формы бытования заговорной традиции исследуются в работе А. И. Васкул. Здесь же публикуются записи заговоров, обнаруженных в Верхней Золотице. Связь ландшафта с местной нарративной культурой прослеживается Н. Г. Комелиной в преданиях о кладах, собранных в разные годы на Зимнем берегу Белого моря. В целом эти материалы отражают своеобразие локальных форм религиозного мышления и поведения.

© А. Б. Бильдюг, © А. И. Васкул, © Н. Г. Комелина

Библиография

QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека